Практикум на тему «Особенности работы по формированию функциональной грамотности на уроках литературы» (6 класс)
Особенности работы по формированию функциональной грамотности на уроках литературы в 6 классе. Из опыта работы ( по повести А.Жвалевского и Е.Пастернак «Время всегда хорошее»)
Легоцкая В.С,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Гимназия №5» г.Брянска
Пояснительная записка
Грамотность в чтении, как известно, предполагает способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Продуманная система упражнений при работе с текстом поможет решить проблему формирования грамотного чтения. Поделюсь опытом работы при изучении повести А.Жвалевского и Е.Пастернак «Время всегда хорошее».
Витя, 13 апреля…но какого года?!
Я долго не мог понять — я уже проснулся или все еще сплю? Или у меня этот… горячечный бред?
Голова вроде ясная, только слабость по всему телу.
Но комната… Нет, никакой особой белизны и стерильности! И никаких незнакомых девочек! Но комната явно не моя. Первое, что поразило — телевизор в углу. Маленький и очень тонкий.
Да и мебель… не было у меня никогда такой мебели! Все какое-то яркое, легкое… И совсем нет книг! Я даже сел в кровати, повертел головой, но так и не обнаружил любимого книжного шкафа — большого, коричневого, в котором на нижней полке не хватало одного стекла — мы с Женькой однажды очень активно играли в солдатики.
Книги обнаружились только на небольшой полочке над телевизором — только учебники, хотя и непривычного вида.
— Сынок! Ты уже проснулся?
Я обернулся на мамин голос… и замер с открытым ртом. В двери стояла женщина, очень похожая на маму. Глаза и улыбка были мамины, но в остальном она была… Какая-то очень молодая. Худая, загорелая, а главное — красиво накрашенная и в каком-то супермодном брючном костюме. Мама так красиво одевалась всего несколько раз, когда мы ездили на свадьбы к моим двоюродным сестрам.
— Что такое? — женщина испугалась очень по-маминому. — Тебе плохо? Голова болит?
Я не успел ответить, потому что из-за ее плеча ловко проскользнул в комнату мужчина в белом халате. Наверное, врач, хотя на того недовольного дядьку из «скорой» он не был похож. Того все раздражало, а этот прямо светился от радости.
— Ну-ка, молодой человек, позвольте ваш пульс!
Если бы я пытался не позволить, все равно не успел бы — улыбающийся врач схватил меня за руку, что-то там пощупал, выхватил из кармана какой-то приборчик и присобачил мне на лоб и сгиб локтя две присоски. Понажимал на приборчике кнопки, остался доволен и объявил маме:
— Остаточные явления есть, но кризис позади!
Похожая на маму женщина, которая все это время простояла рядом с кроватью с напряженным лицом, как-то сразу обмякла и присела на кровать.
— Слава богу, — сказала она и погладила меня по голове.
Я зажмурился.
Все-таки это была мама! Просто помолодевшая и празднично одетая. Но ни у кого на свете нет таких рук и такого голоса.
Я немного полежал с закрытыми глазами, приходя в себя. Хорошо, что мама на месте, но вот где все остальное?
— Мам! А где мой книжный шкаф?
— Книжный шкаф?! — изумилась мама.
На секунду мне показалось, что шкаф на месте, просто я не рассмотрел его. Я открыл глаза. Шкафа не было, зато мама смотрела на меня растерянно.
— Ну да. И все мои книги.
Мама беспомощно глянула на врача. Тот тоже перестал улыбаться.
— Хм… любопытно… А какое сегодня число, молодой человек?
Я задумался. Я читал в книгах, как больные проводят в бреду много дней, а потом не помнят ничего. На всякий случай ответил:
— Ну… заболел я двенадцатого апреля… Сегодня тринадцатое?
Врач остался доволен.
— Правильно. А как тебя зовут?
Он задал еще несколько простых вопросов, и с каждым моим правильным ответом становился все радостнее.
— А вот насчет шкафа… — сказал он немного вкрадчиво, — какие там были книги?
Я добросовестно перечислил:
— Майн Рид. «Волшебник Изумрудного города». «Что такое? Кто такой?»…
Я перечислял свои любимые книги, а брови на мамином лице поднимались все выше. Когда я дошел до сборника «Пионеры-герои в годы войны», брови дошли до верхней точки, да так в ней и застряли.
Я запнулся. Очень не хотелось расстраивать маму, но ведь врач попросил… И вообще, почему список моих книг должен ее так расстраивать? Может, я забыл какую-то важную книгу? Я покопался в памяти и, кажется, обнаружил искомое.
— «Настольная книга пионера Советского Союза», — выпалил я.
Теперь на меня изумленно таращился еще и врач.
Я совсем смутился и решил пока помолчать. Мама требовательно посмотрела на врача.
— Ну… — дядька потер переносицу в задумчивости. — В целом все в норме, но некоторые аберрации наблюдаются. Скажите, ваш сын много сидит за компьютером?
Мама тяжело вздохнула:
— Вы понимаете… Муж все время на работе, он управляющий в крупном холдинге, у меня тоже свой бизнес…
Тут я вообще перестал что-то понимать и дальнейший диалог мамы и доктора прошел мимо моих ушей. Какой еще «управляющий»? Какой еще «бизнес»? И что такое «холдинг»?! Этот холдинг почему-то меня сильнее всего обидел.
— Не в холдинге папа работает, а в обкоме партии! — заявил я прямо посреди какой-то маминой фразы, хотя взрослых перебивать и невежливо.
Мама и врач разом обернулись ко мне. По-моему, они испугались.
— Ага, — первым пришел в себя доктор. — Понятно. Я вам пропишу успокоительное, ладно?
Мама кивнула и принялась меня гладить по голове. Лицо у нее было такое жалостливое и перепуганное, что я на всякий случай закрыл глаза и уткнулся ей в бок. От мамы пахло непривычно, но все равно это был мамин бок, теплый и уютный.
Взрослые перешли на шепот.
Тут я понял, что очень устал от всех этих загадок.
Я прижался к маме поближе и заснул.
Прочитайте главу из повести А.Жвалевского и Е.Пастернак «Время всегда хорошее» и ответьте на вопросы
1. Герой попадает из 1980 года в 2018 год. Что больше всего поразило его в новой обстановке?
2. Из какого времени герой попал в апрель 2018-го? Что вам известно о том времени? Кто из ваших родственников может рассказать вам о жизни, которая была тогда, 40 лет тому назад? Сколько лет было тогда вашим родителям? Дедушкам или бабушкам?
3. Интересовались ли вы, как тогда они жили? Чем жизнь ваших сверстников 1980 года отличается от вашей? Укажите отличия в разных сферах жизни.
Материал для справок
Тогда |
Теперь |
Дети бежали во двор играть со своими друзьями в салки, резиночку, догонялки, прятки и т.д.
Были другими наказания: мамы запрещали ребенку телевизор, бегать с друзьями или просто ставили в угол.
40 лет назад дети выглядели примерно одинаково. Девочки носили школьную форму, банты и темные туфельки. Мальчишки ходили в классических брюках и рубашках.
В советские времена традицией было собираться каждый вечер семьей за ужином, обсуждали, как прошел день, как продвигаются дела в школе у детей, часто решались важные вопросы.
Дети из 80-х пользовались такими средствами связи, как стук по батареи, переговоры через розетки, стаканчики, которые спускали на веревочке к балкону друга.
Тогда дети любили бабушкины пирожки и варенье.
В 80-х годах все дети стремились быть спортсменами и космонавтами. |
Дети играют компьютерную игру на ноутбуке или планшете.
В современном обществе наказания применяются другие, например, отключение Wi-fi или смена пароля на ноутбуке.
Современные дети нередко прибегают к косметическим процедурам (нарощенные ногти, ресницы, волосы) и даже к услугам пластических хирургов.
В наше время родителям некогда, их основная задача – финансовое обеспечение семьи. Ну а узнать о том, как прошел день у ребенка можно через социальные сети или YouTube канал.
В наше время у каждого ребенка есть мобильный телефон, интернет, различные программы (Skype, Viber), социальные сети, с их помощью дети без проблем общаются друг с другом.
Сейчас дети едят чизкейки, пиццы, фаст-фуд, лазанья, суши и роллы.
Сейчас дети хотят стать блогерами, журналистами, фрилансерами, майнерами и др. |
4. Что поразило героя, когда он увидел свою маму? О чем это говорит?
5. Читали ли вы книги, о которых говорит герой?
6. «Пионеры-герои в годы войны». Как вы думаете, о чем эта книга? Что означает выражение «настольная книга»? Кто из героев и в какой связи его произносит?
7. Что такое обком партии? Холдинг? Бизнес?
8. Какое значение имеет указание на то, что мама Вити хоть и была очень особенной в новом для героя времени, но все равно оставалась мамой («но все равно это был мамин бок, теплый и уютный»).
9. Что бы вы чувствовали на месте героя?
10. Озаглавьте прочитанный вами текст? Тему или идею вы отразили в названии?
11. Как вы думаете, что ждет героя после того, как он проснется? Предложите свой вариант концовки истории.
12. Представьте, что вы режиссер. Дайте рекомендации герою, который будет исполнять роль Вити. На что, по-вашему, следует обратить внимание прежде всего?
13. Напишите киносценарий по данному тексту.
14. Что означает фразеологизмы покопаться в памяти, приходить в себя, проходить мимо моих ушей?
15. Что такое обком партии? Холдинг? Бизнес? Какое из названных слов относится к устаревшим? Какое к неологизмам? Попробуйте продолжить каждую из названных групп.
Материал для справок
Слова советской эпохи (историзмы) |
Слова 20-х годов 20 века (неологизмы) |
Патефон - устройство для проигрывания граммофонных пластинок. Думка- наволочка с вышивкой. Бидон — пластмассовый или металлический вместительный сосуд с крышкой и ручкой для транспортировки жидкостей. Фуфайка - теплая нательная одежда. Авоська (она же сетка) — название сплетенной из суровых нитей сетчатой сумки. Фланель - ткань с односторонним начесом-ворсом. |
Пландемия – период после пандемии, когда её острота спадает. Флексить – хвастаться, демонстрировать превосходство в чём-либо. Дуксель – специальная одежда для прогулок с собакой, предохраняющая от загрязнения. Антихейт – борьба с проявлениями ненависти, агрессии в интернете. Телепрезенция — формат онлайн-мероприятий, во время которых спикер выступает перед аудиторией через видеосвязь. Флекси-брейн — комплекс упражнений, направленных на тренировку мозга и улучшение его пластичности. Спортвизор — специальные очки или шлем, оснащённые дисплеем, которые позволяют смотреть спортивные события виртуально.
|
16. Прочитанный текст очень выразителен. Назовите тропы, которые придают ему яркость и убедительность. Отметьте роль каждого из названных тропов. Например,
Троп_____ помогает создать яркий, запоминающийся образ.
При помощи ________ автор выражает личное отношение к ____________
При описании (чего? кого?) автор использует _________ (какой троп?), который наводит на совершенно неожиданные мысли.
Юлия Васильевна Воробьева
Легоцкая Вера Сергеевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Легоцкая Вера Сергеевна
Селиванова Галина Геннадьевна
Легоцкая Вера Сергеевна