«Обучая - воспитывать». Из опыта работы по формированию нравственных понятий на уроках литературы в 7 классе
"Обучая - воспитывать!" (Из опыта работы по формированию нравственных понятий на уроках литературы в 7 классе)
Неиссякающий поток разнообразной информации, море увлекательных мероприятий различных форматов и тематики захлестнули образовательное пространство в наши дни. Формирование так называемых мягких навыков, без которых сложно представить успешность наших учеников в ближайшем будущем,- то, к чему стремится педагог сегодня. При этом нельзя упускать из виду и формирование личности в целом, её нравственной составляющей. В данной статье хочу поделиться опытом работы над формированием понятия "сострадание" на уроке литературы в 7 классе.
Тема урока: "Нужно ли в жизни сострадание?" (По стихотворению В.Маяковского "Хорошее отношение к лошадям").
Коммуникативные УУД: умение вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Личностные УУД: навык оценивать ситуацию с точки зрения нравственности.
Представленные технологии:
1) социального проектирования;
2) индивидуального рефлексивного самовоспитания;
3) воспитания духовной культуры молодого поколения.
Приёмы: "коллаж", "коммуникативное письмо", "кейс".
План занятия
1. Целеполагание: дать письменный ответ на вопрос "Нужно ли в жизни сострадание?" в форме рассуждения с опорой на текст В.Маяковского.
2. Планирование учебных действий:
уточним содержание понятия
познакомимся с текстом
выявим авторскую позицию, средства её выражения
соотнесём авторскую позицию с личным жизненным опытом
оформим наблюдения, сделаем вывод
3. Реализация проекта решения учебной задачи
4. Рефлексия.
В ходе занятия ученикам предлагается истолковать значение слова "сострадание". В качестве "помощников" выступают словари С.Ожегова, Н.Шведовой, В.Даля, информационные справки из энциклопедий. В зависимости от пути толкования обучающиеся делятся на несколько групп, в составе которых и работают в дальнейшем.
Каждая группа получает кейс с планом работы, разрезанным на цитаты текстом стихотворения, материалами для творческой работы (ватман А-3, жёлтая и серая краски, фотопортреты Маяковского, распечатанный цитатный материал, клей). Результат коллективной работы - коллаж "Два взгляда на мир". На "солнечной" стороне дети располагают следующие высказывания и цитаты: "сострадание, доброта лирического героя" ("лишь один я голос свой не вмешивал в вой ему", "лошадь, не надо. Лошадь, слушайте - чего вы думаете, что вы их плоше?", "встала на ноги, ржанула и пошла. Хвостом помахивала, рыжий ребёнок, пришла весёлая, стала в стойло") . На серой - "безразличие, бессердечие обывателя" ("лошадь упала! Упала лошадь!", "смеялся Кузнецкий", "за зевакой зевака, штаны пришедшие Кузнецким клёшить, сгрудились, смех зазвенел и зазвякал", " за каплищей каплища по морде катится, прячется в шерсти" ). В центре ватмана - портрет Маяковского, над ним - "все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь", под портретом - нравственный вывод: "И стоило жить, и работать стоило". Как правило, работа вызывает у детей искренний интерес, нравственное содержание текста усваивается без излишней морализации и, что немаловажно, в учебной деятельности задействованы все участники группы. Итог этого этапа занятия -защита мини-проекта.
Работая над формированием навыка связно письменно излагать мысли в монологической форме, на первых уроках предлагаю эталоны-заготовки. Так, на данном занятии учащиеся получают такую форму для заполнения:
"Нужно ли в жизни сострадание?
Сострадание - это.... . Мы считаем, что сострадание ... нам в жизни, так как.....
Докажем справедливость утверждения, обратившись к ... .Лошадь поскользнулась на обледеневшей улице и упала. Толпа зевак ... . Но поэт... . В результате ... ."Деточка, все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь", - писал В.Маяковский.
Действительно, каждый из нас может... . Давайте же... . "
Текст составляется в результате групповой работы. Ученики могут изменить формулировки в шаблоне, добавить свои высказывания или построить монологическое высказывание в соответствии с предложенным планом. Результаты совместной творческой работы озвучиваются перед другими группами. Предлагаю вашему вниманию один из вариантов письменной работы:
"Сострадание- это жалость, сочувствие, вызываемые несчастьем, горем другого человека. Мы считаем, что сострадание необходимо нам в жизни, так как оно побуждает человека совершать добрые поступки. Людям, умеющим сострадать, чужды равнодушие и озлобленность.
Докажем справедливость утверждения, обратившись к стихотворению В.Маяковского "Хорошее отношение к лошадям". Лошадь поскользнулась на обледеневшей улице и упала. Толпа зевак стала смеяться над попавшим в беду животным, не пытаясь помочь ему, и довела несчастную лошадь до слёз. Но поэт посочувствовал ей, нашёл слова утешения. В результате лошадь приободрилась и нашла силы справиться с непростой задачей. "Деточка, все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь", - писал В.Маяковский. Действительно, каждый из нас может попасть в неловкое положение, стать объектом насмешек толпы. Все мы живые, каждый из нас знает, что такое боль. Давайте же будем добрее и внимательнее друг к другу. Ведь так важно вовремя почувствовать поддержку и участие".
На заключительном этапе занятия учащиеся соотносят результаты деятельности с учебным эталоном и делают выводы об актуальности проблемы в наше время.
Таким образом, на этом уроке мы не только учимся писать сочинение-рассуждение на морально-этическую тему ( а это будет востребовано в 9 классе на ОГЭ), но и имеем возможность поговорить о сострадании, чувстве, без которого немыслимо духовное здоровье общества.
Литература
1. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. -М.: Просвещение, 2010.-159 с.
2. Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 7 класс.-3-е изд.- М.: ВАКО, 2017. -400 с.
3. Полякова Т.Н. Метод проектов в школе: теория и практика применения. -М.: Русское слово, 2011-108 с.