Особенности работы с детьми с ОВЗ в инклюзивном пространстве начальной школе
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №39
Особенности работы с детьми с ОВЗ в инклюзивном пространстве начальной школе
Работу выполнила:
учитель начальных
классов Хохрякова Е.Н.
Актуальность.
В России на 9,4% увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Такую статистику огласила в 2021 году для Общественной службы новостей уполномоченная по правам ребенка Анна Кузнецова. Что стало причиной роста числа «особенных» детей Общественной службе новостей рассказалЧлен Комитета Совфеда по социальной политике, врач-педиатр Владимир Круглый. Он назвал главной причиной увеличения количества детей с ОВЗ улучшение медицинской диагностики.
«Лучше диагностируются дети с аутизмом, новые подходы, новые критерии. Раньше такой диагноз ставили очень редко. Второй фактор − с ростом медицины сильно снижается детская смертность. Недоношенные дети, с дефицитом массы тела теперь выживают. Сейчас живорождением считается младенец от 500 гр, но среди них здоровыми остаются не так много. К сожалению, среди них достаточно высок процент детей-инвалидов. Это может быть нарушение слуха, зрения... За счет этих детей также увеличивается цифра статистики», − пояснил Владимир Круглый.
На увеличение количества детей с ОВЗ могут повлиять и социальные аспекты. В России уменьшается количество родов, на этом фоне процент «особенных» детей становится больше. Сказывается и то, что современные женщины откладывают деторождение на более поздний возраст. А это увеличение риска рождения ребенка с особенностями здоровья.
Помимо высокой выявляемости одной из причин называют влияние прогресса. Есть мнение, что фталаты и бисфенолы в пластике влияют на развитие детей.
В России наконец-то появилась инфраструктура для детей с ОВЗ, развивается инклюзия, различные волонтерские центры и благотворительные организации, социальные программы. Все это также влияет на выявляемость.
Кто такие дети с ОВЗ?
Стоит отметить, что термин «дети с ОВЗ» не является толерантным синонимом к понятию «дети- инвалиды». Это самостоятельная категория детей, которые не получили статус инвалидов, но имеют некоторые зафиксированные особенности функций организма. Определяющим для разграничения этих двух терминов является именно наличия установленной инвалидности: ребенок-инвалид является одновременно и ребенком с ОВЗ, но не каждый ребенок с ОВЗ- инвалид. При этом категория детей с ОВЗ очень разнообразна: к ней причисляют детей с нарушением речи, слуха, зрения, опорно- двигательной системы, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью и расстройствами аутистического характера.
О росте числа детей с ОВЗ говорит и статистика Росстата: если в 2015 году по направлениям дополнительных общеобразовательных программам обучалось 15 тыс. детей с ОВЗ, то в 2020-87 тыс.
Правовые аспекты.
Распространение в нашей стране процесса интеграции и инклюзии детей с особыми возможностями здоровья в образовательном учреждении является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование. В соответствии с “Законом об образовании” Российской Федерации. Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ ребенок с ОВЗ может пойти в любую школу, в том числе по месту жительства.
Министерство просвещения России обеспечивает деятельность по защите прав, учащихся с особыми образовательными потребностями на доступное качественное образование, комплексной поддержке коррекционных школ, созданию в школах и детских садах инклюзивной образовательной среды.
Федеральный проект «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» предусматривает создание условий, позволяющих детям с особыми образовательными потребностями получать качественное доступное дополнительное образование. К 2024 году программами дополнительного образования, в том числе с использованием дистанционных технологий, будет охвачено до 70% детей с ОВЗ.
Федеральный проект «Поддержка семей, имеющих детей» национального проекта «Образование» предусматривает оказание методической, психолого-педагогической и консультационной помощи семьям, воспитывающим детей с инвалидностью.
Принцип инклюзивности.
С введением новых федеральных государственных образовательных стандартов перед педагогами встали новые цели и задачи, а именно образование детей с особыми возможностями здоровья. Конечно, эти идеи не новы, еще в 30 – е годы прошлого века, выдающийся педагог Лев Семёнович Выготский обосновал идею инклюзивного обучения как педагогической системы, органично соединяющей специальное и общее образование, с целью создания условий для преодоления у детей социальных последствий, генетических или биологических дефектов развития, для успешной социальной практики имеющегося у ребенка физического дефекта.
Сейчас предлагается три подхода в обучении детей с ОВЗ. Это:
Дифференцированное (создание коррекционных учреждений 8 видов).
Интегрированное (создание коррекционных классов, групп о ОУ).
Инклюзивное(образование детей с ОВЗ в классах обычного ОУ).
Хочу остановиться на инклюзивном обучении, так как данный вид обучения касается непосредственно нашей работы в школе.
В российском образовании принцип инклюзивности подразумевает посещение детьми с особыми образовательными потребностями общеобразовательной школы наравне со сверстниками (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Главное — дать социальные компетенции, знания в предметных областях и подготовить к следующим этапам образования. Это процесс совместного воспитания и обучения лиц с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников.
Задачей инклюзивного обучения является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся с ограниченными возможностями здоровья. В ходе такого образования дети с ОВЗ могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии.
Реализация программы инклюзивного включения.
Фундаментальный принцип «образование для всех» состоит в том, что каждый человек должен иметь возможность учиться.
Основополагающий принцип инклюзивного образования – все люди должны иметь возможность учиться вместе, независимо от каких-либо трудностей, имеющихся на этом пути, или различий в способности к обучению, которые они могут иметь. Это обучение детей с особыми образовательными потребностями в обычных образовательных учреждениях, при условии, что этим образовательным учреждениям создаются все условия для удовлетворения специальных образовательных потребностей таких лиц, т.е. - не дети созданы для школы, а школа создана для детей, т.е. школа должна учитывать потребности детей, а не дети должны подходить под те или иные рамки, которые установила школа.
Основные формы при осуществлении инклюзивного обучения в массовой школе
- Частичная (фрагментарная) интеграция – при которой дети, еще не способные на равных со здоровыми сверстниками овладевать образовательным стандартом, вливаются лишь на несколько уроков (на уроки технологии в основной школе, уроки физической культуры специальной группы, занятия в кружках);
- Комбинированная интеграция – это посещение занятий в течение всего дня в классе вместе с обычными детьми, кроме того, получая постоянную коррекционную помощь учителя, психолога, логопеда и других специалистов;
- Полная интеграция - подразумевает помещение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в обычный класс массовой школы на весь срок обучения.
Включающее образование базируется на восьми принципах:
Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
Каждый человек способен чувствовать и думать.
Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
Все люди нуждаются друг в друге.
Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Условия успешной организации обучения и воспитания детей с ОВЗ.
Создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценное включение и личностную самореализацию в образовательном учреждении.
2. Создание в образовательном учреждении общего типа надлежащих материально-технических условий, обеспечивающих возможность для беспрепятственного доступа детей в здание и помещения ОУ и организации их пребывания и обучения в этом учреждении (пандусы, лифты, специально оборудованные учебные места, специализированное, реабилитационное, медицинское оборудование и т.д.).
3. Обучение и коррекция развития детей с ограниченными возможностями здоровья должны осуществляться по образовательным программам, разработанным на базе основных общеобразовательных программ с учетом психофизических особенностей и возможностей таких обучающихся.
4. Необходимо комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья на протяжении всего периода его обучения в ОУ общего типа. Должна работать целая команда специалистов.
Такая команда должна состоять из:
Педагога
Психолога
Логопеда
Дефектолога
Тьютора
Социального работника
Врача-педиатра
5. Необходима специальная подготовка педагогического коллектива ОУ общего типа в соответствии со спецификой учебно-воспитательной и коррекционной работы.
К сожалению не все условия организации инклюзивного образования имеются в наших школах. Существует множество барьеров. Конечно – это техническое оснащение ОУ. Нехватка узких специалистов. А в иных школах их просто нет. А также:
Школы и педагоги не готовы к изменениям в традиционных формах, принципах и методах обучения
Консервативность общества
Материальные трудности
Незнание федеральныхзаконов, правовых и экономических норм.
Дети с особыми образовательными потребностями часто признаются необучаемыми;
Большинство учителей и директоров массовых школ недостаточно знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей- инвалидов в процесс обучения в классах;
Родители детей инвалидов не знают, как отстаивать права детей на образование и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки;
Архитектурная недоступность школ, учреждений.
Одной из трудностей, которая имеется у педагога- постараться перестроить своё сознание и научиться строить свои отношения с ребёнком по правилам:
Все ученики равны в школьном сообществе.
Все ученики имеют равный доступ к процессу обучения.
У всех учеников должны быть равные возможности для установления и развития важных социальных связей.
Вовлеченные работники настроены позитивно и понимают свои обязанности
Об инклюзивном обучении сейчас много говориться, и пишется, казалось бы, информации много, но как оказалось на практике, педагогам не хватает опыта и знаний. Что же делать учителю, если у него в классе ребенок с особенными возможностями здоровья? К чему должен быть готов учитель, школа?! Прежде всего- это:
Принятие ценностей инклюзивного образования.
Поддержка со стороны администрации образовательного учреждения.
Наличие единой команды педагогов и специалистов системы сопровождения (консилиум образовательного учреждения).
Готовность к трудностям, переменам и рискам
Перед появлением ребенка в классе надо изучить особенности ребенка и составить индивидуальный образовательный маршрут. Сделать это возможно только на основе знаний о конкретном нарушении, имеющемся у ребенка, и понимании компенсаторных возможностей, на которые можно будет опираться при обучении и воспитании. Зная особенности, возможности можно приступать к составлению индивидуального учебного плана- программы обучения. Составляющие данной программы:
I. Общие сведения о ребенке
II. История развития.
III. Семья.
IV. Физическое состояние.
V. Особенности познавательной деятельности.
Состояние органов чувств
Особенности речи.
Особенности внимания.
Особенности восприятия и осмысливания
Особенности памяти.
Особенности усвоения учебного материала.
Интересы
У каждого специалиста из объединения по работе с детьми с ОВЗ свои диагностические функции. Остановлюсь только на том, что входит в диагностику учителя:
Выявление трудностей в обучении
Статус в детском коллективе, взаимоотношения со сверстниками, взрослыми
Интересы и увлечения
Соблюдение правил поведения
Педагогический прогноз учебных возможностей
Ликвидация пробелов в знаниях
Диагностика школьной готовности
Реализация основных принципов инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях базируется на следующих содержательных и организационных подходах:
Наличие психолого-педагогического консилиума в образовательном учреждении, куда обращаются педагоги или родители учащегося, испытывающего стойкие трудности в обучении. При необходимости школьный ПМПК направляет ребенка на ПМПК для установления диагноза и определения индивидуального образовательного маршрута.
Разработка нормативно-правовой базы, финансово-экономических условий (локальных актов, приказов образовательного учреждения, реализующего инклюзивную практику).
Согласие родителей (законных представителей) на обучение ребенка по адаптированной образовательной программе.
Кадровое обеспечение (социальный педагог, педагог-психолог, учитель-логопед, педагоги дополнительного образования). Специальная подготовка педагогического коллектива к работе с детьми с ОВЗ, работе в условиях инклюзивной практики. Компетентность учителя в области общего образования с элементами специального и инклюзивного образования.
Составление индивидуального учебного плана. Обеспечение возможности освоения образовательных программ в рамках индивидуального учебного плана. Реализация вариативных форм и методов организации учебной и внеучебной работы. Организация коррекционной работы.
Разработка индивидуальной адаптированной общеобразовательной программы учащегося – ребенка с ОВЗ в соответствии с образовательными стандартами. Реализация образовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей. Адаптация методик обучения и воспитания к особым образовательным потребностям обучающихся и воспитанников с ОВЗ.
Комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения и социализации. Применение современных технологий психолого-педагогического сопровождения.
Тьюторское сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения. (если таковое рекомендовано в заключении ПМПК)
Сотрудничество с социальными партнерами. Взаимодействие с внешними организациями и родителями (разработка регламентов взаимодействия с внешними организациями).
Развитие инклюзивной культуры. Сплочение ученического коллектива, развитие навыков сотрудничества, взаимодействия и взаимопомощи.
Ориентация воспитательной системы учреждения на формирование и развитие толерантного восприятия и отношений участников образовательного процесса.
Ребенок с проблемами здоровья приходит в массовую школу не только за получением образования, но и попыткой найти себя среди окружающего общества, научиться общению со своими ровесниками, найти увлечение, научиться выходить из различных конфликтных ситуаций. всем известно, что в начальной школе отношение к тому или иному ученику у одноклассников формируется в зависимости от отношения, демонстрируемого взрослым. Если учитель показывает положительное отношение к ребенку, не старается выделить его из всех детей, организует взаимодействие на уроке и перемене, в классе формируются отношения доверия, сотрудничества и взаимопомощи, а это самое главное условие успешной адаптации всех детей.
Составляющие учебного процесса в классе с включающим обучении.
Главные требования к уроку с обучающимися с ОВЗ:
воздействие на все органы чувств;
разнообразные виды деятельности;
обращение к опыту ребенка;
комфортные условия на уроке;
ребенок должен испытывать успех в преодолении трудностей;
содружество учителя;
задания малыми дозами;
игра;
чувство самодостаточности, уважение к личности (можно осудить поступок, но не личность).
Методы и формы работы с детьми с ОВЗ, дающие положительную динамику.
У детей с ОВЗ замедлены приём и переработка информации, недостаточны память и внимание. Поэтому первоначальное усвоение знаний даётся предельно развёрнуто и небольшими порциями, объяснение нового материала обязательно детализировать. При каждом затруднении возвращаемся к подробному объяснению. Необходимо объяснение строить через рассуждение.
Сообщение знаний должно иметь наглядно-образную опору. Ею могут быть схемы, чертежи, рисунки. Введение таблиц, обобщений, памяток облегчает усвоение знаний. При введении условных обозначений любая таблица начинает говорить.
Важна практическая деятельность самих детей на уроке. Практическую деятельность организуем на самых разных уровнях. Работа с алгоритмами, памятками очень важна. Поэтому они должны быть предельно чёткими, лаконичными, конкретными руководствами к действию. На всех уроках должно быть достаточное количество тренировочных упражнений.
Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного и скоростного чтения.
У детей с ОВЗ слабо развит артикуляционный аппарат, что тормозит быстрое чтение, поэтому в 1-м и во 2-м классах эффективны следующие упражнения:
1. Чтение сочетаний двух-трех согласных с гласными;
с т р
ы и о э е я ю е у а
с т в
2. Читаем медленно, в умеренном темпе, убыстряя темп:
жзитноктри
друзбистру
3. Скороговорки.
Лежит ежик у ёлки, у ежа иголки, А внизу, похожие на маленьких ежат, Шишки прошлогодние на траве лежат.
а) Прочитай скороговорки орфографически.
б) Прочитай скороговорки орфоэпически.
в) Работа с табличками: дети читают скороговорку в соответствии с заданием
тихо громко шепотом
немое кино (произносят беззвучно)
Упражнения, развивающие оперативную память, устойчивость внимания.
1. Найди лишнюю букву: о, и, б, я, у.
Можно из старых газет вырезать любые тексты и раздать их детям. Задание: сегодня мы вычеркиваем только букву И. Завтра - другую и т.д.
2. Найди лишнее слово. Прочитай. Обоснуй свой выбор.
слон медведь тигр
лев бабочка кошка
3. “Фотоглаз”.
За 20 секунд дети должны взглядом “сфотографировать” слова и ответить на вопрос “Есть ли среди этих слов...?”
Например, орех ручей перья разогнался тропические ошеломлённый
4. “Да или нет?”
Дети слушают предложения и определяют, может ли это быть. Если да, то, когда, где, почему? Если нет, то требуется доказательно это объяснить.
Выпал снег, Алеша вышел загорать.
Автомобиль свистел с прежней скоростью и уходил вперед.
Это упражнение нацелено на внимание к тексту, его сознательное освоение, умение быстро схватить смысл читаемого, точно построить высказывание.
Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения про себя и вслух.
1. “Игра в прятки”.
Указывается страница учебника (любая), а затем читается текст. Дети должны найти страницу, глазами отыскать нужную строчку и подстроиться под чтение учителя.
2. Чтение со счетом слов.
Памятка:
1) плотно сожми губы и зубы;
2) читай только глазами;
3) читай как можно быстрее, при этом считая про себя слова текста;
4) ответь на вопрос к тексту (дается перед чтением).
3. Игровое упражнение “Догони”.
Дети читают отрывок текста хором вполголоса, прислушиваясь к голосу учителя, который читает громко, с достаточно высокой скоростью, и “тянутся” за ним, пытаясь “догнать”.
На уроках математики мы используем дифференциацию заданий, то есть, все задания должны иметь разные уровни сложности. При решении и составлении задач учащимся предлагается различные картинки, по которым им нужно составить и решить задачу. Оформлением дети занимаются самостоятельно, однако необходимо тщательно следить за работой учеников. При затруднении выполнить данное действие предполагается задаваниянаводящих вопросов.
Для активизации деятельности учащихся и учащихся с ОВЗ на уроках математики использую следующие методы и приемы:
– Использование сигнальных карточек, при выполнении заданий, это могут быть цветовые сигналы, карточки со знаками «плюс» и «минус» и т.д. Карточки могут использоваться, при оценке детьми своей деятельности (рефлексия), при изучении новой темы. При использовании данных карточек можно увидеть работу каждого ребенка;
- Устный счет, очень важен в изучении математики, развивает внимание и память, но не стоит перегружать урок устной работой, так как детям с ОВЗ эта работа дается трудно, следует проводить ее в игровой форме, которая повысит их внимание и интерес;
– Аудиал. Данный прием нацелен на восприятие детьми информации с закрытыми глазами, то есть на слух. Использую данный прием для развития слухового восприятия, внимания и памяти, а также для переключения с активного вида деятельности к другому. Часто помогает в уравновешивании эмоционального состояния коллектива. (можно и устный счет организовать в этом приеме и поспрашивать определения и алгоритмы)
- Кинезиологические упражнения, которые включают в себя растяжку, глазодвигательные, дыхательные, телесные упражнения, а также упражнения развития мелкой моторики, релаксация и массаж, также можно использовать в качестве физминутки. Эти упражнения очень важны для детей с ОВЗ, в силу особенностей развития
1.Глаз-путешественник (развесить в разных углах класса(доски), рисунки животных, дроби, геометрические фигуры и не поворачивая головы найти указанный предмет)
2. Погреем палочку, способствует расслаблению и релаксации (взять в руку эстафетную палочку и катать между руками)
−Рекомендую включать элементы геометрии почти в каждый урок математики, так как наглядный процесс повышает заинтересованность детей к предмету математики, и потом им будет проще развить умения в области геометрии.
Непросто обстоит дело с запоминанием словарных слов. Существует особая методика изучения словарных слов с учащимися, имеющими трудности в развитии письменной речи. Словарное слово при запоминании обязательно прописывается не только в Именительном падеже, но и с предлогами, а также все родственные словарному слову слова: Работа, на работе, после работы, работать. Командир, командиры, к командиру, за командиром, команда, команды, командовать. Именно по такой схеме учим с детьми словарные слова в классе и выполняем задание дома.
Методы и формы, которые рекомендуем использовать на уроках для работы с детьми с ОВЗ:
1.Индивидуальный подход на всех этапах обучения (при опросе, инд. дом. задания, посильная работа на уроке; обязательная оценка положительных результатов при всём классе даже небольшого вида деятельности);
2. Максимальное использование наглядности, опорных схем, конспектов, рисунков таблиц, карт;
3.Смена видов деятельности каждые 10–15 минут с целью предупреждения утомления;
4. Дробить вопрос на более мелкие, если возникает затруднение с ответом;
5. К подаче материала подходить очень обдуманно и не требовать от обучающегося того, что он не может сделать, учитывать материальное положение ученика, психологическое состояние на конкретный момент;
6.Чаще включать в урок коллективные, групповые виды деятельности, предусматривающие взаимопомощь;
7. Использование Проектной деятельности;
8. Оценивать не результат и его соответствие нормам отметок, а участие в коллективной работе, поддерживать желание работать (лучший стимул-похвала);
9. Снижение объёма и скорости выполнения письменных заданий по всем предметам;
10. При работе с дневником обучающегося, делать записи об успехах;
11. Учить работать с книгой: чтение с хоровым проговариванием фраз, слов, с объяснением значения слов, терминов, с привлечением личного опыта ученика с целью вызвать ассоциации, образы;
12. Создание на всех этапах обучения обстановки принятия обучающегося, благоприятных отношений между обучающимися в классе, между учеником и учителем;
14. В начале урока вызвать на разговор, установить контакт с учеником, проводить повторение материала перед опросом;
15. При оценивании работы использовать разработанную систему для данного учащегося.
Для детей с различными формами нарушения здоровья особенно необходимо добиваться развития навыка адекватного восприятия результатов своей деятельности, не вызывая излишней нервозности и тревожности.
Прочность знаний, умений и навыков достигается специальной педагогической работой, направленной на углубление и закрепление знаний и выработку навыков. Таким средством является повторение. Повторению в коррекционном обучении принадлежит особая роль. Поэтому в программах большое количество учебного времени отводится на этот процесс. Повторение - это основа всей учебно-воспитательной работы с детьми с ОВЗ. Повторение необходимо проводить непрерывно в течение всего учебного года, включая его в процесс изучения нового учебного материала и добиваясь осмысления между пройденным и новым.
Вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствует формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к окружающим. Сотрудничество педагога, психолога, логопеда в оказании совместной помощи ребенку лежит в основе всей коррекционной работы.
Большой плюс, что такого ребёнка не изолировали в специализированное заведение, а дали возможность быть полноценным членом общества.
И… самое главное:
Если ребенка хвалят, он учится быть благородным
Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя
Если ребенок растет в терпимости, он учится понимать других.
Если ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей.
Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 368с. ISBN5-691-01094-8.
2. Холостова Е.И. Социальная работа с инвалидами: Учебное пособие.- М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. – 240с. ISBN 5-91131-054-6.
3. Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 349 с.
4. Киселева Т.Ю. Обогащение социокультурного опыта младших школьников средствами педагогической арт–терапии. // Сибирский педагогический журнал. – 2007. – № 7. – с. 244–251.
16