Особенности работы педагогов начального образования с детьми с ОВЗ

3
0
Материал опубликован 12 February 2020

Полтинова Ирина Викторовна

учитель высшей квалификационной категории

МБОУ Лицей № 113 город Новосибирск


Особенности работы педагогов начального образования с детьми с ОВЗ

  Каждый год в общеобразовательную школу поступает всё больше детей, имеющих отклонения в здоровье. Это могут быть часто болеющие дети, дети с плохой памятью, дети с повышенной возбудимостью и утомляемостью, дети с нарушениями концентрации, удержания внимания и с более серьезными проблемами, такими как ЗПР, аутизм, эпилепсия, ДЦП, слабовидение, тугоухость, нарушение речевого аппарата и др.

  Поэтому после введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ МИНОБРНАУКИ России № 1598 от 19.12.2014)   перед педагогами поставлены новые задачи, направленные на развитие учащихся с ОВЗ. Приоритетной является задача – усиление внимания к социализации детей с ОВЗ, детей-инвалидов.

   В чём суть инклюзивного образования? В том, что совместное обучение здоровых детей и детей с ОВЗ дает многое как здоровым обучающимся, так и детям с нарушениями в развитии. Здоровые дети более терпимо начинают относиться к физическим и психическим недостаткам одноклассников, у них возникает чувство взаимопомощи и стремления к сотрудничеству. У детей с ограниченными возможностями здоровья совместное обучение ведет к формированию положительного отношения к своим одноклассникам (сверстникам), адекватного социального поведения, более полной возможности реализации развития и обучения.

  Внедрение инклюзивного образования даёт детям с ограниченными возможностями здоровья право на доступное и качественное образование.

 Со временем пришло понимание того, что каждому ребенку с ограниченными возможностями необходимо создавать благоприятные условия развития, учитывающие его индивидуальные образовательные потребности и способности. Эффективность инклюзивного образования зависит от успешности социализации, от введения в культуру, от развития социального опыта ребенка с ОВЗ вместе с освоением им учебных знаний. Поэтому совместно с классным руководителем работают и педагог-психолог, и учитель-логопед, и учитель-дефектолог, которые сопровождают детей с ОВЗ, начиная с поступления в наш лицей.

   Моя задача как классного руководителя - построить работу так, чтобы ребёнок с ОВЗ смог раскрыться не только в учебе, но и во внеклассной работе. Поэтому, строю свою работу по принципу сотрудничества и взаимодействия.

    В начальной школе нашего образовательного учреждения обучаются 21 ребёнок с ОВЗ. В прошлом учебном году трое обучались в моём 4 Б классе (двое детей с ЗПР и один ребёнок с двусторонней тугоухостью. У двоих имеется инвалидность). В этом учебном году в моём 1Б классе один учащийся с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР). 23 года работаю в школе с детьми младшего школьного возраста, но дети с ОВЗ в моем классе появились впервые в прошлом наборе. За время работы встречались разные дети – были дети со сложными судьбами, которые нуждались в особом внимании, дети пьющих родителей, дети из неполных семей, дети-сироты. А теперь вместе с ребятами в одном коллективе стали обучаться дети с ОВЗ, которые нуждаются в особом внимании не только учителя, но и одноклассников. В силу своих возможностей пытаюсь сделать так, чтобы их жизнь была содержательной, интересной. Стараюсь правильно организовать каждый день, наполнить его полезными мыслями и делами, маленькими победами и радостями. Большую пользу оказали курсы повышения квалификации по работе с детьми с ОВЗ.

  Работу начинать необходимо с изучения документов таких детей. Одним из основных документов является заключение ПМПК, где прописан образовательный маршрут и рекомендации для педагогов, специалистов и родителей. Каждый педагог, начинающий работу с такими детьми, должен глубоко изучить все документы ребёнка с ОВЗ.

   Чтобы включить детей с ОВЗ в работу класса, обязательно:

- веду карту динамического наблюдения за ребёнком с ОВЗ, где отмечаю проблемы и успехи его взаимоотношений со сверстниками, прописываю работу, которую провожу для устранения проблем, результат этой работы; психолого – педагогические диагностики;

- включаю в план по воспитательной работе занятия «Уроки толерантности». Иногда требуется продолжить данные занятия во 2-ой и 3-й год обучения. На данных уроках толерантности пытаюсь донести до детей понимание, в чем особенность их одноклассника, какая ему нужна от нас помощь, и чему мы можем научиться у него;

- если требуется помощник из классного коллектива, наблюдаю за детьми класса, выбираю учащегося, который будет оказывать шефскую помощь ребёнку с ОВЗ;

- вовлекаю ребёнка с ОВЗ в деятельность классного коллектива по мере его возможностей, для того, чтобы показать его значимость и нужность в обществе, что он такой же как все.

    Ещё В. А. Сухомлинский писал: «Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье». И действительно, самое сложное в работе педагога с детьми сейчас - это работа с их родителями. Таким образом, вторая задача моей деятельности – это работа с родителями. Во главе угла, конечно же - это тесное сотрудничество с родителями ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Именно от них мы можем почерпнуть основную информацию об особенностях их ребёнка. Но и здесь могут возникнуть проблемы: гипперопека родителей, непонимание проблем взаимоотношений сверстников, неполное осознание того, с какими проблемами столкнётся их ребенок в обычном общеобразовательном классе. Для этого Министерство образования рекомендует провести анкетирование родителей ребенка с ОВЗ на выявление их потребностей, то есть чего они хотят от процесса обучения и воспитания их ребенка в образовательном учреждении.

    Моё сотрудничество с родителями как классного руководителя базируется на вовлечении родителей в учебно–воспитательный процесс, на привлечении в управлении им. Хочется, чтобы родители участвовали не только в работе родительского комитета, но и в составлении плана воспитательной работы, сами организовывали праздники для своих детей.

  Индивидуальная и групповая (коллективная) работа – это основные формы взаимодействия с родителями, которые я использую. Провожу индивидуальное анкетирование родителей, которое дает мне сведения о психических, физических особенностях детей, сведения о социальном статусе семьи и другое. Веду индивидуальные беседы и консультации, которые фиксируются в консультативной тетради. На классные родительские собрания приглашаются с выступлениями специалисты лицея: педагог – психолог, социальный педагог, учитель – логопед, учитель-дефектолог. Отлично сближают детей и родителей класса совместные досуговые мероприятия: День Матери, Новогодняя викторина, посещение Картинной галереи, совместные поездки, экскурсии и многие другие. Интересны для родителей групповые тематические консультации.

  Сотрудничество с родителями особых детей очень важно! Я предоставляю родителям в индивидуальном порядке как данные о результатах диагностики, так и планы работы, динамику развития их детей с конкретными рекомендациями, как с моей стороны, так и узких специалистов (учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог). Обращаю внимание родителей на правильную организацию выполнения домашних заданий, на планирование внеурочной занятости. Это очень важно, как для ребенка, так и для родителей – быть участником школьной жизни!

  Для работы с детьми с ОВЗ в лицее составлена адаптированная образовательная программа, по которой дети осуществляют свою учебную деятельность.

 Так как, у детей в моем классе замедлены приём и переработка информации, кратковременная память, неустойчивое внимание, я стараюсь сразу не загружать детей, а даю учебный материал небольшими частями. Строю своё объяснение через рассуждение, использую личный опыт детей, применяю наглядный материал, простейшие памятки, схемы, инструкции. Задания отбираю те, которые ребёнок с ОВЗ может выполнить. Это повышает интерес к изучаемому материалу, повышает его самооценку, улучшает настроение, формирует позитивное отношение к учебе.

  Существуют общие психолого-педагогические рекомендации в работе с детьми с ОВЗ, которых все педагоги должны придерживаться:

1. Принимать ребенка таким, какой он есть;

2. Как можно чаще общаться с ребенком;

3. Избегать переутомления;

4. Использовать упражнения на релаксацию;

5. Не сравнивать ребенка с окружающими;

6. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее;

7. Способствовать повышению его самооценки;

8. Обращаться к ребенку по имени;

9. Не предъявлять ребенку повышенных требований;

10. Стараться делать замечания как можно реже;

11. Оставаться спокойным в любой ситуации.

  Также с такими детьми предусматриваются проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий общеразвивающей и предметной направленности. Организуя коррекционные занятия, стараюсь исходить из возможностей ребенка: задание подбираю не очень трудное, но так, чтобы оно было доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшей работе ориентируюсь на возрастающие возможности ребёнка, могу увеличивать трудность задания. Коррекционную работу проводят и специалисты нашего образовательного учреждения (учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог)

  В любом образовательном учреждении осуществляется воспитательная работа. В нашем лицее дети с ОВЗ участвуют в ней на равных с обычными детьми.

В своих классах я осуществляю свою воспитательную работу по следующим направлениям:

Спорт и здоровье («День здоровья», «Здоровое питание – какое оно?», «Весёлые старты», «Самый спортивный класс» и др.)

Трудовое воспитание (дежурство, ежедневное чередование поручений и др.)

Гражданско-патриотическое направление («Я люблю свой город Новосибирск», «Символы нашего государства, области, города», «Музеи города» и др.)

Интеллектуально-познавательное направление «Тропические леса нашей планеты», «Откуда взялась Китайская стена?» и др.)

Работа органов самоуправления (выборы в классные органы самоуправления, отчеты о проделанной работе и ее корректировка)

Праздники, конкурсы, смотры, фестивали («День Учителя», «Фестиваль военной песни», «Марафон талантов» и др.)

​​​​​​​Классные часы, беседы, игры, конкурсы, викторины, проекты, акции, доклады, выступления, отчёты, КВНы, номера художественной самодеятельности – всё это виды внеклассной работы. Ко многим направлениям привлекаются родители. Например: в нашем лицее существует ежегодная акция «Поможем четвероногому другу». Дети со своими родителями охотно принимают в нем участие, приносят вместе корма, игрушки, подстилку для лежаков, готовят информацию о своих друзьях для общего проекта.

В лицее разработаны и реализуются программы внеурочной деятельности, которые имеют разное направление. Разнообразие кружков позволяет ребятам сделать самостоятельный выбор, попробовать свои возможности, проявить свой талант. 

Все мои учащиеся, в том числе и дети с ОВЗ, активно заняты во внеурочной деятельности:

«Театральная студия»;

«Занимательный русский язык»;

«Графика»;

«Умелые руки»;

«Робототехника»;

«Ловкий мяч»;

«Умники и умницы» и др.

Кроме этого, я как классный руководитель, привлекаю детей и их родителей участвовать в муниципальных, российских и международных конкурсах (очных и дистанционных, через интернет). Участвуя, дети получают грамоты, дипломы, благодарности и порой не просто за участие, а за призовые места.

Опыт моей работы показывает, что главная задача классного руководителя – это социализация ребенка с ОВЗ, включение его в полноценную школьную жизнь. Тогда дети с ОВЗ не будут чувствовать себя ущербными, а педагоги получат активных, думающих и благодарных учеников.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.