Доклад «Терапия живописью с детьми с ОВЗ в начальной школе»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №9
Тема: «Терапия живописью с детьми с ОВЗ в начальной школе»
Подготовила: тьютор
Разумова Наталья Ивановна
Г. Саров
2022г.
Оглавление
Введение 3
Основная часть 5
Заключение 10
Список литературы 12
Введение
Арт-терапия или, буквально, "терапия искусством", этот термин был введён в 1938 г. А. Хиллом. Метод помог ему справиться с болезнью. Он пытался вовлечь пациентов различных лечебных учреждений в занятия изобразительным искусством. Широкое развитие и распространение данного опыта было в США и Великобритании. В некоторых странах арт-терапевт – это самостоятельная профессия. На сегодняшний день арт-терапия набирает все большую популярность.
Среди многообразия современных психотерапевтических методов арт-терапия отличается особой “мягкостью”. Ролевые функции распределяются здесь между клиентом и специалистом совершенно иным образом: клиенту предоставляется максимальная степень свободы, он во многих случаях оказывается “ведущим”, выражая себя в том стиле и тех формах, которые отвечают его состоянию, особенностям личности и потребностям.
В процессе творческой деятельности создаётся атмосфера эмоциональной теплоты, происходит более глубокое понимание себя и своего внутреннего мира. И это важно, в первую очередь, для детей.
Терапия живописью относится к изотерапии. Изотерапия в настоящее время используется для психологической коррекции клиентов с невротическими, психосоматическими нарушениями, детей и подростков с трудностями в обучении и социальной адаптации, при внутрисемейных конфликтах. Постепенно у ребенка возникает ощущение защищенности, внутреннего комфорта и свободы. Ребенок начинает работать более естественно, смело и увлеченно. В процессе работы возникают самые разнообразные ассоциации, чувства и воспоминания. Могут проявляться сильные переживания, в том числе негативного характера, такие, например, как чувство гнева, вины, утраты и т.д. Надежные “границы” арт-терапевтического кабинета, контакт и полное доверие психолога ко всему, что чувствует и делает ребенок, “удерживают” его переживания от “выплескивания” агрессивного поведения на других людей. Одним из важных факторов “удерживания” является художественный, символический образ.
Терапия живописью играет немаловажную роль и носит профилактический и развивающий характер в случае наличия у ребенка легких эмоциональных и поведенческих расстройств, или определенных проблем психологического порядка. Ребенок использует изодеятельность как некий способ для осмысления окружающей действительности и своих взаимоотношений с нею. Часто по рисунку составляется психологический портрет.
Цель: лечение и коррекция искусством, изучение и овладение методиками для снятия внутреннего напряжения, агрессии, тревожности, стрессов и восстановление жизненного ресурса.
Задачи:
1) выпустить накопившуюся агрессию социально полезным способом;
2) настроиться на позитивный лад, проанализировать свои чувства, эмоции;
3) развитие самоконтроля и рефлексии;
4) позволить работать с мыслями и чувствами, которые кажутся непреодолимыми;
5) укрепить терапевтическое взаимоотношение;
6) способствовать возникновению чувства внутреннего контроля и порядка;
7) естественным и первоначальным образом развивать художественно-эстетический вкус и способности;
8) усиливать ощущение собственной личностной ценности, повышать художественную компетентность.
Основная часть
Я работаю с детьми с ОВЗ. Работу по терапии живописью провожу регулярно, систематически; слежу за тем, чтобы не вызвать переутомления ребенка. Занятия стараюсь проводить в игровой форме. Забочусь о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, тогда подкрепляется его интерес к играм и занятиям. Задание подбираю с учетом их возрастных индивидуальных и особенностей детей, темп его развития, возможности, настроение.
В своей работе с детьми использую различные приемы.
Для снятия напряжения, снижения тревожности предлагаю раскрашивание картинок холодными цветами (цвет предлагаем, но не навязываем), рисование клякс.
«Кляксография» — довольно известный способ рисования, развивает воображение, выполняется раздуванием капельки краски в разных направлениях, трудности вызывает у детей, когда требуется оживить, додумать образ, задать нужное направление и силу выдоха при раздувании.
Для того, чтобы взбодриться и улучшить настроение предлагаю использовать в рисовании теплые цвета, раскрашивание раскрасок, лабиринтов, матриц. Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А поскольку рисование является источником хорошего настроения ребенка, то следует поддерживать и развивать интерес ребенка к изобразительному творчеству.
Техника «Монотипия» наиболее интересна для детей старшего дошкольного возраста. Ее целью является создание симметричного рисунка, например, пейзаж, отражающийся в озере. Такой прием используем для профилактики коррекции тревожности и страхов, такая техника изображения снимает у ребенка мышечное напряжение и доставляет огромную радость.
Техника «Марание» (рисование ладошками, пальчиками) представляет индивидуальность ребенка, приводит детей к собственным маленьким открытиям. Естественность такого рисования способствует тому, что ребенок «забывает» о социальных запретах и незаметно для себя может осмелиться на действия, которые обычно не делает. Такой метод служат профилактикой и коррекцией тревожности, социальных страхов, подавленности.
Пена для бритья – очень необычная поверхность для рисования. Краску на ней можно растягивать и закручивать красивыми виньетками, завитками и другими узорами.
При рисовании на пене для бритья используется принцип монотипии – рисование с помощью уникальных отпечатков. В дальнейшем, бумагу с такими необычными узорами, используем для упаковки подарков, как фон для аппликаций и рисования. Эта техника помогает развитию фантазии, воображения, оказывает, удивительный успокоительный эффект.
Техника «Акватушь» проста, необычна и близка детским играм с водой. Первым слоем на лист бумаги крупными мазками наносим гуашевый рисунок. После его высыхания, вторым слоем весь лист покрываем черной тушью, высушиваем. Затем рисунок опускаем в воду. В воде тушь почти смывается, а гуашь – лишь частично. В результате, на черном фоне остаётся тонированный рисунок с размытыми контурами. Каждый этап работы удерживает внимание и интерес ребенка.
Выполняя работу, дети с дефицитом внимания приобретают возможность получить радость от поэтапной деятельности с отодвинутым результатом, а испытывающие негативизм получают побудительный мотив для включения в творческую деятельность.
Рисование мандал используем для лечением тех детей, которые подвержены различным страхам. Во время рисования страхи, которые спят глубоко в подсознании, исчезают, так как появляется состояние полного расслабления. Медитация с мандалами также является формой очень эффективного самолечения, как для детей, так и для взрослых.
Разбрызгивание краски, он же «Набрызг». На помощь нам придет зубная щетка. Аккуратно макают ее в краску и несильно постукивают ручкой или карандашом по направлению к себе. На листе остается огромное количество мелких капелек. С помощью такой нетрадиционной техники рисования получается очень реалистичный зимний пейзаж или далекий космос с множеством звезд.
Рисование по - мокрому листу способствует снятию напряжения, гармонизации эмоционального состояния, а также используем в работе с гиперактивными детьми. Суть этого приема заключается в том, что краска наносится на предварительно смоченный водой лист. Степень его влажности зависит от творческого замысла художника, но обычно начинают работать после того, как вода на бумаге перестает «блестеть» на свету. Со временем ребята учатся контролировать влажность листа рукой. Такой способ работы позволяет получить легкие, прозрачные цветовые оттенки с мягкими переходами. Особенно успешно этот метод используется в пейзажной живописи.
Сухие листья приносят детям много радости, они натуральны, приятно пахнут, невесомы, хрупки и шершавы на ощупь.
С помощью листьев и клея ПВА мы создаем изображения. На листе бумаги клеем, который выдавливается из тюбика, наносится рисунок. Затем сухие листья растираются между ладонями на мелкие частички и рассыпаются над клеевым рисунком. Лишние, не приклеившиеся частички стряхиваются.
Вместо листьев также используем крупы (манки, овсяных и других хлопьев, гречи, пшена), сахарного песка, вермишели и т.д.
Эту технику изображения применяем к детям с выраженной моторной неловкостью, негативизмом, зажатостью.
При изображении используем нетрадиционные материалы: мятую бумагу, кубики, губку, зубную щетку, ватные палочки, нитки, коктейльные соломинки, спичечные коробки, свечу, пробки и др.
Использовать технику каракулей (рисунок по кругу) в работе с гиперактивными детьми как инструмент развития ценных социальных качеств (терпения, внимательности и др.), а также для повышения самооценки.
Изображение создаем без красок, с помощью карандашей и мелков. Ребенок хаотично или ритмично наносит тонкие линии на поверхность бумаги.
Линии могут выглядеть неразборчивыми, небрежными, неумелыми либо, наоборот, вычерченными и точными. Из отдельных каракулей может складывается образ.
Каракули помогают нам расшевелить ребёнка, дают почувствовать нажим карандаша или мелка, снимают мышечное напряжение.
В работе с гиперактивными, импульсивными и агрессивными детьми часто используем технику «Волшебный клубок»
Для работы берем клубки ниток разного цвета, лист ватмана или кусок обоев. Помимо того, что данная техника развивает воображение и фантазию, она хороша ещё и тем, что идеально подходит для робких, застенчивых детей, боящихся рисовать и играть. Это своеобразная альтернатива рисованию, где не бывает «хорошей» или «плохой» работы. Предлагаем работать как индивидуально, так и в парах.
Таким образом, разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время что-нибудь придумывать. Умение создавать новое, необычное, нестандартное дано с рождения не каждому, но многие профессии, жизненные ситуации требуют наличия именно этих качеств. Поэтому в детских дошкольных учреждениях необходимо достаточно много уделять внимания фантазированию, развитию нестандартного видения мира, творческому решению задач.
На протяжении всей деятельности поддерживала тесный контакт с родителями, систематически организовывала выставки детских работ всех детей, а не только тех, кто хорошо овладел навыками и умениями нетрадиционного рисования.
Часто дети своими «шедеврами» оформляли музыкальный, физкультурный зал к праздникам; изготавливали пригласительные на утренники для родителей.
Заключение
Таким образом терапия живописью , играет важную роль в психологическом развитии ребенка. Этот метод тесно связано с развитием наглядно - действительного и наглядно - образного мышления, а также с выработкой навыков анализа, синтеза, сопоставления, сравнения, обобщения .
Однако детей с ОВЗ характеризует отставание в развитии психологической деятельности, наблюдается отставание в формировании восприятия, недостаточно сформированная зрительная аналитика – синтетическая деятельность, исследователи отличают, что у данной группы детей снижена активность мышления, недостаточно сформирована способность к умственным операциям. На развитии мышления сказывается бедность накопленных знаний и представлений, также неравномерная работ способность. Развитию мешает повышенная отвлекаемость. У них отсутствуют живость воображения, легкость при возникновении новых образов, которые не отличаются яркостью и оригинальностью. Дети с ОВЗ быстро устают, из-за этого дети не могут завершить начатое свое дело. Дошкольники с ОВЗ не умеют слушать инструкцию, которую дает педагог на занятиях, им хочется быстрее начать действовать. Однако, приступив к деятельности, они не знают, с чего начать. Также доминирующими чертами остаются слабая эмоциональная устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах детской деятельности, агрессивность поведения, трудности приспособления к детскому коллективу, смена настроений, чувства страха и неуверенность.
Поэтому использование на занятиях по рисованию нетрадиционных техник изображения приобретают высокую коррекционную значимость.
Начиная с середины XIX века европейские врачи, вслед за врачами Востока, стали выступать за применение созерцания шедевров живописи как одного из лечебных, и достаточно результативных, методов. Так в одной из крупных больниц Лондона провели интересный эксперимент. Не только коридоры и холлы, но и больничные палаты клиники украсили разными по жанру и стилю картинами. Несколько лет спустя среди пациентов провели опрос, и обнаружилось, что 80% из них считают, что живопись улучшала их настроение и отвлекала от проблем со здоровьем.
Метод лечения живописью применяют и в России. По некоторым данным исследования групп пациентов врачами психо-неврологами отмечается, что пейзажи, на которых преобладают голубой, зеленый цвета и мягкий солнечный свет, снимают у больных нервное возбуждение и помогают преодолевать состояние депрессии.
В последнее время всё больше специалистов профильных клиник и центров психологической помощи внедряют программы по методикам лечения живописью. Не требуя больших финансовых затрат, такие программы при правильной организации лечения, оказывают положительное влияние на психологическое состояние пациентов.
Занятия с использованием арт-терапевтических техник и приёмов изображения не утомляют детей, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
Применение нетрадиционных техник в воспитательном процессе родителям и педагогам позволяет осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желания, интерес.
Итак, использование арт-терапевтических методов и приёмов в воспитательном процессе затрагивает нераскрытые дарования у детей, нормализует их эмоциональное состояние, развивает коммуникативные навыки и волевые качества, что существенно повышает социальную адаптацию и облегчает интеграцию в общество. Это является исключительно важным для всех детей.
Список литературы
Гнатюк Роксолана Когда искусство лечит// Зеркало недели. - 2003. - № 36.
Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми – СПб.: Речь, 2012.
Копытин А.И. Основы арт-терапии / А.И. Копытин. – СПб.: Издательство "Лань", 1999.
Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комиссарова Л.Н., Добровольская Т.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: учеб. для студентов сред. и высш. пед. учеб. Заведений. - М.: Academia, 2001.
Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. - М., 1981.
11