Представление опыта с детьми с ОВЗ в школе
Представление опыта с детьми с ОВЗ в школе Автор: Юденко Татьяна Викторовна учитель начальных классов МКОУ «Игнатовская основная школа» г. Людиново 2020 г.
Чтобы «особенные» дети могли учиться в массовой школе, важно правильно организовать пространство в помещении класса. Задача школы: создать условия для развития и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Прежде чем войти в класс, мы должны для себя понять главное: «К каждому ребенку с ОВЗ подходить не с позиции, чего он не может в силу своего дефекта, а с позиции, что он может, несмотря на имеющиеся нарушения».
Я считаю, что главные требования к уроку с такими детьми: разнообразные виды деятельности; комфортные условия на уроке; ребенок должен испытывать успех в преодолении трудностей; задания малыми дозами; игра; чувство самодостаточности, уважение к личности (можно осудить поступок, но не личность).
Для активизации деятельности учащихся используются на моих уроках следующие активные методы и приёмы обучения: 1. Использование вставок на доску (слова) при выполнении задания, очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других. 2. Узелки на память(составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить). Данный приём можно использовать в конце изучения темы – для закрепления, подведения итогов; в ходе изучения материала – для оказания помощи при выполнении заданий.
Для активизации деятельности учащихся используются следующие активные методы и приёмы обучения: 3.Использование презентации и фрагментов презентации по ходу занятия. 4. Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.
Мной использовались методы и формы работы с детьми с ОВЗ, дающие положительную динамику Индивидуальный подход на всех этапах обучения (при опросе, инд. дом. задания, посильная работа на уроке; обязательная оценка положительных результатов при всём классе даже небольшого вида деятельности); Максимальное использование наглядности, опорных схем, конспектов, рисунков таблиц, карт; Смена видов деятельности каждые 15–20 минут с целью предупреждения утомления; Рассказ по рисунку, опорным словам, схемам; Дробить вопрос на более мелкие, если возникает затруднение с ответом; К подаче материала подходить очень обдуманно и не требовать от обучающегося того, что он не может сделать, учитывать материальное положение ученика, психологическое состояние на конкретный момент; Чаще включать в урок коллективные, групповые виды деятельности, предусматривающие взаимопомощь;
Дидактические игры и работа над формированием связной речи
На уроках письма Объясни значение слов: соедини стрелками. Метель буран, вьюга, Свежесть жара, духота Ребята прохлада, битва Бой школьники, дело Зной холодок, труд, пурга. Допиши словечко: Взял покупки и покинул.....
На уроках чтения и речевой практике Составление рассказа по опорным схемам и разрезным картинкам Чтение образцов, отработка интонации и составление предложений, аналогичных данным, но на другую тему.
На уроках трудового обучения
На уроках математике Решение задач, примеров и задач. Развитие связной речи. Устное решение заданий, с подробным объяснением.
Дидактические игры