Тезисы «Адаптация обучающихся с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве»
АДАПТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Рагулина Любовь Давыдовна, педагог-психолог
Новосибирская область, Тогучинский район, МКОУ «Киикская средняя школа»
Необходимость развития образовательного учреждения в направлении обучения и воспитания детей с ОВЗ продиктована фактом увеличения количества учеников, обучающихся по адаптированным программам.
Ребенку, с ограниченными потребностями сложно ориентироваться в окружающей среде. Интеграция и социальная адаптация учащихся с ОВЗ невозможна без речевого общения и межличностного взаимодействия. При недостаточном владении техникой установления коммуникативного контакта возникают проблемы, связанные с общением, появляются трудности коммуникативного поведения, оказываются расстроенными взаимоотношения между ребёнком, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и обществом.
Главный социальный институт для ребенка - школа. Именно она должна предложить систему освоения конструктивного общения в коллективе, социального опыта, систему социализации личности, создать условия здоровьесбережения. Следовательно, выражена необходимость в организации сопровождения учебно-воспитательного процесса.
Цель психологической деятельности: повышение уровня адаптации обучающихся с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве через организацию психолого-педагогического сопровождения.
Задачи профессиональной деятельности, обеспечивающие достижение цели:
изучить уровень адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
разработать коррекционно-развивающие программы сопровождения детей с ОВЗ;
адаптировать систему приемов, методов, видов деятельности для формирования коммуникативных навыков детей с ОВЗ в соответствии с их индивидуальными особенностями;
совершенствовать сопровождение социального окружения детей с ОВЗ.
Повышение уровня адаптации учащихся с ОВЗ осуществляется посредством организации психологического сопровождения, основными направлениями которого являются:
- Диагностическо-аналитическое;
- Коррекционно-развивающее;
- Консультативно-просветительское и профилактическое;
- Организационно-методическое.
Данные направления представляют собой комплексную систему воздействия на ребенка, отражает целостность процесса инклюзии и социализации.
Эффективность деятельности обеспечивается применением различных инноваций, как важнейшее условие совершенствования психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ.
Организация психолого-педагогического сопровождения способствует повышению уровня адаптации учащихся с ОВЗ, о чем свидетельствуют данные мониторингов. В течение последних трех лет отмечается стабильная положительная динамика в развитии коммуникативных компетенций, адаптивных способностей, социальных качеств по итогам используемого пакета диагностических методик, адаптированных для обучающихся с ОВЗ.
ДИНАМИКА УЧАСТИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ТВОРЧЕСКИХ КОНКУРСАХ, ОЛИМПИАДАХ
(http://ragulina.netfolio.ru/outside_activity.html)
количество детей | ||||
уровень | ||||
КОНКУРС | ОЛИМПИАДА | |||
муниципальный | федеральный | федеральный | ||
2016-2017 | 3 | 4 | 0 | |
2017-2018 | 5 | 9 | 5 | |
2018-2019 | 6 | 14 | 10 |
2016-2017 | 2017-2018 | 2018-2019 |
ДИНАМИКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ УЧАСТИЯ В ТВОРЧЕСКИХ КОНКУРСАХ, ОЛИМПИАДАХ
количество детей | ||||
уровень | ||||
КОНКУРС | ОЛИМПИАДА | |||
муниципальный | федеральный | федеральный | ||
2016-2017 | 2 | 2 | 0 | |
2017-2018 | 3 | 8 | 2 | |
2018-2019 | 5 | 10 | 9 |
2016-2017 | 2017-2018 | 2018-2019 |
Повышение уровня коммуникативных и адаптивных способностей, проявляющихся в самовыражении и самоутверждении ребенка с ОВЗ, обеспечивает положительную динамику достижений обучающихся в олимпиадах, конкурсах муниципального, всероссийского уровней.
Активная позиция ребенка развивает способность информационно-коммуникативного взаимодействия, определяет его успешность в инклюзивном пространстве, стимулирует к расширению связи с окружением.