Тезисы «Адаптация обучающихся с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве»

8
0
Материал опубликован 22 March 2020 в группе

АДАПТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Рагулина Любовь Давыдовна, педагог-психолог

Новосибирская область, Тогучинский район, МКОУ «Киикская средняя школа»

Необходимость развития образовательного учреждения в направлении обучения и воспитания детей с ОВЗ продиктована фактом увеличения количества учеников, обучающихся по адаптированным программам.

Ребенку, с ограниченными потребностями сложно ориентироваться в окружающей среде. Интеграция и социальная адаптация учащихся с ОВЗ  невозможна без речевого общения и межличностного взаимодействия. При недостаточном владении техникой установления коммуникативного контакта возникают проблемы, связанные с общением, появляются трудности коммуникативного поведения, оказываются расстроенными взаимоотношения между ребёнком, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и обществом.

Главный социальный институт для ребенка - школа. Именно она должна предложить систему освоения конструктивного общения в коллективе, социального опыта, систему социализации личности, создать условия здоровьесбережения. Следовательно, выражена необходимость в организации сопровождения учебно-воспитательного процесса.

Цель психологической деятельности: повышение уровня адаптации обучающихся с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве через организацию психолого-педагогического сопровождения.

Задачи профессиональной деятельности, обеспечивающие достижение цели:

изучить уровень адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья;

разработать коррекционно-развивающие программы сопровождения детей с ОВЗ;

адаптировать систему приемов, методов, видов деятельности для формирования коммуникативных навыков детей с ОВЗ в соответствии с их индивидуальными особенностями;

совершенствовать сопровождение социального окружения детей с ОВЗ.

Повышение уровня адаптации учащихся с ОВЗ осуществляется посредством организации психологического сопровождения, основными направлениями которого являются:

- Диагностическо-аналитическое;

- Коррекционно-развивающее;

- Консультативно-просветительское и профилактическое;

- Организационно-методическое.

Данные направления представляют собой комплексную сис­тему воздействия на ребенка, отражает це­лостность процесса инклюзии и социализации.

Эффективность деятельности обеспечивается применением различных инноваций, как важнейшее условие совершенствования психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ.

Организация психолого-педагогического сопровождения способствует повышению уровня адаптации учащихся с ОВЗ, о чем свидетельствуют данные мониторингов. В течение последних трех лет отмечается стабильная положительная динамика в развитии коммуникативных компетенций, адаптивных способностей, социальных качеств по итогам используемого пакета диагностических методик, адаптированных для обучающихся с ОВЗ.

ДИНАМИКА УЧАСТИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ТВОРЧЕСКИХ КОНКУРСАХ, ОЛИМПИАДАХ

(http://ragulina.netfolio.ru/outside_activity.html)


количество детей


уровень


КОНКУРС

ОЛИМПИАДА


муниципальный

федеральный

федеральный

2016-2017

3

4

0

2017-2018

5

9

5

2018-2019

6

14

10


t1584873983aa.gif

2016-2017

2017-2018

2018-2019


ДИНАМИКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ УЧАСТИЯ В ТВОРЧЕСКИХ КОНКУРСАХ, ОЛИМПИАДАХ



количество детей


уровень


КОНКУРС

ОЛИМПИАДА


муниципальный

федеральный

федеральный

2016-2017

2

2

0

2017-2018

3

8

2

2018-2019

5

10

9


t1584873983ab.gif

2016-2017

2017-2018

2018-2019


Повышение уровня коммуникативных и адаптивных способностей, проявляющихся в самовыражении и самоутверждении ребенка с ОВЗ, обеспечивает положительную динамику достижений обучающихся в олимпиадах, конкурсах муниципального, всероссийского уровней.

Активная позиция ребенка развивает способность информационно-коммуникативного взаимодействия, определяет его успешность в инклюзивном пространстве, стимулирует к расширению связи с окружением.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.