Доклад «Особенности разноуровневых дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ художественной направленности»
Особенности разноуровневых дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ художественной направленности
Современная система образования направлена на формирование у обучающего потребности в непрерывном самостоятельном и творческом саморазвитии, что дает возможность делать занятия декоративным творчеством актуальными в учебной деятельности, используя систему, основанную на художественном проектировании (или дизайне). Привлечение приемов дизайна изделий при работе с детьми является частью художественного образования как одного из востребованных направлений российской образовательной политики. Следствием чего, поиски приемлемых путей внедрения дизайнерского образования в практику дополнительного образования на сегодняшний день особенно актуальны: эта «деятельность учит и мыслить, и чувствовать».
Естественно, что данная проблема наиболее успешно может быть разрешена в студиях с различными видами художественно-прикладной или технической деятельности. Именно в них даются основы художественной обработки материалов, создаются различные изделия, а каждое изделие неразрывно соединяет в себе две стороны: она обязательно обладает какой-то полезной функцией и, в то же время должна быть выразительной, красивой.
Для формирования позитивного восприятия действительности и активной жизненной позиции у обучающихся важным моментом является создание ситуации успеха, которая достижима в учреждении дополнительного образования. В настоящее время существует ряд программ, обучающих дизайну изделий в учреждениях дополнительного образования. В муниципальном автономном учреждении дополнительного образования «Станция юных техников» г. Новоуральска (далее МАУ ДО «СЮТ») имеется ряд дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (далее ДООП), в которых ведущим направлением является обучение основам дизайна.
На основании методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО "Московский государственный педагогический университет", ФГАУ "Федеральный институт развития образования" и АНО дополнительного профессионального образования "Открытое образование" (Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. N 09-3242) реализуются в МАУ ДО «СЮТ» разноуровневые ДООП, в основном художественной направленности. Каждая программа представлена уровнями с учетом специфики ДООП. Рассмотрим на примере трех ДООП: «Юная модница», авторы: Малышкина О.В., Нечаева Е.А., «Основы дизайна», авторы: Вонсович О.А., Попова Ю.А., «Фантазия и умелые руки», автор Иванищева С.Е.
Достоинством ДООП «Фантазия и умелые руки» является использование разнообразных средств декоративно-прикладного искусства для создание дизайнерской игрушки, приобщая подрастающее поколение к историческим и культурным ценностям родного края. Спецификой ДООП «Юная модница» является ее направление на образовательную деятельность по дизайну костюма. ДООП «Основы дизайна» открывает перед ребенком удивительный мир творчества, возможность поверить в себя, в свои способности с помощью таких видов художественного творчества, как художественная обработка кожи, конструирование из бумаги и нетрадиционных материалов, лепка и т.п.; образовательная деятельность осуществляется в комплексе, основанном на системе, включающей в себя теоретический и практический циклы проведения занятий по основам художественного обработки материалов методами декоративно-прикладного творчества и основы дизайна.
В таблице 1 представлены включение основных курсов ДООП по уровням.
Таблица 1. Уровни ДООП
УРОВЕНЬ ДООП | «Стартовый» | «Базовый» | «Продвинутый» |
«Юная модница» | 1, 2, 3 год обучения: курсы: «Юная модница 1», «Юная модница 2», «Юная модница 3». | 4, 5 год обучения: курсы «Юная модница 4», «Юная модница 5». | 6 год обучения: курсы: «Творческая мастерская юных модниц». |
«Фантазия и умелые руки» | 1, 2 год обучения: курсы: «Мастерская Пчелки 1», Мастерская Пчелки 2». | 3, 4 год обучения: курсы «Мастерская маленьких чудес», «Сувенирная лавка». | 5, 6 год обучения: курсы: «Творческая мастерская», «Мастер золотые руки». |
«Основы дизайна» | 1, 2 год обучения: курсы «Лаборатория сказки», «ФантазиЯ». | 3 год обучения: курс «Мастерская декора | 4, 5 год обучения: курсы «Бюро юного дизайнера», «Ателье проектов». |
Обучение по уровням ведется по сети курсов (модулей), которые основываются на пропедевтическом подходе, то есть на знакомстве и введении в образовательные области по направлениям деятельности ДООП (далее программа). Обучение по программам «стартового уровня» проводится в порядке прохождения учебного материала с нарастанием трудности. Для обучающихся этих программ предоставляется возможность в течение года посетить разнообразные объединения дополнительного образования, определяя тем самым сферу своих интересов через участия детей в образовательных событиях, так называемых «Уроках мастера» - занятиях, знакомящих с определённой методикой или техникой выполнения поделки, изделия. «Уроки мастера» могут быть тематическими и ознакомительными, в рамках единого мероприятия «Ярмарка интересов и идей». Данным мероприятием могут воспользоваться обучающиеся всех возрастов, их родители, при этом ребенок определяет, где ему более комфортно, а педагог проводит первичную диагностику способностей ребенка, а родитель информируется о возможном развитии ребёнка в рамках данного направления. Таким образом, в течение года ребенок имеет возможность познакомиться с большим количеством разнообразных направлений и ориентировочно выбрать область своих притязаний. Данная идея не нова, ещё в 1999 – 2003 годах исследовательским коллективом: Б. В. Куприянов, О.В. Миновская, Л.С. Ручко и др. была разработана и многократно опробована методика сопровождения процесса самоопределения школьников в занятиях по интересам.
Образовательная деятельность программ «базового уровня» осуществляется по схеме в виде спирали: одно направление подаётся в течение года в различном объёме с нарастанием степени сложности, подготавливает обучающихся к анализу собственной деятельности. Конструктивный и творческо–самоопределяющий акцент образовательной деятельности направлен на проектную деятельность обучающихся, формирование их ценностного отношения к социальной реальности. Для данного уровня программ целесообразно использовать мероприятие «Мастеровой двор», которое включает цикл образовательных событий, направленных на закрепления способностей обучающихся по отработке определённых практических умений и выявление особых предпочтений в той или иной техники дизайнерского направления, при этом возможно реализация в соревновательных условиях. Для обучающихся по программам «стартового» и «базового» уровней в МАУ ДО «СЮТ» с 2021 года организован дистанционный конкурс «Находка».
Обучение по программам «продвинутого уровня» носит линейно-концентрический характер, углубляя знания по определенному профилю. Для «продвинутого уровня» предлагается создание таких учебных коллективов, где учитывались бы специфические психологические особенности талантливых детей и создавались условия для развития их способностей. Основной акцент образовательной деятельности делается на развитие и поддержку авторского творчества обучающихся, его реализация в соревновательных условиях и получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия.
Обучение по программам основывается на принципах личностно-ориентированного подхода (обращение к субъектному опыту обучающихся, то есть к опыту их собственной жизнедеятельности, признание их самобытности и уникальности по И.С. Якиманской), природосообразности (учитывается возраст обучающегося, а также уровень интеллектуальной подготовки, то есть знание индивидуальных возможностей и предпочтений обучающихся, предполагающих использование заданий различной степени сложности), культуросообразности (приобщение к современной мировой культуре и ориентирование на вечные абсолютные ценности, охватывающие основные аспекты жизнедеятельности), свободы выбора решений и самостоятельности в их реализации, сотрудничества и ответственности, сознательного усвоения обучающимися учебного материала, систематичности и последовательности, наглядности обучения.
В процессе обучения, в зависимости от уровня, используются методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, деятельностного подхода, эвристический, исследовательский. Для разноуровневой программы доминирующими являются:
деятельностный подход (обучающимся даётся возможность проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность способов работы);
эвристический (при этом находит проявление поисково-исполнительный уровень активности обучающихся);
исследовательский (здесь находит проявление активность обучающихся самого высокого уровня – проблемно-творческая).
Интеграционным звеном в разноуровневой программе будет являться метод проектов, который определяет многокомпонентную структуру занятий, развивающих творческое мышление и навыки организации творческой работы для воплощения идей, направленных на осознанно планируемую и объединяющую в себе исследовательскую, креативную и реализационную деятельность. Причем, инициатива исходит от самих детей, педагог лишь корректирует, помогает при возникновении сложностей в работе. Все это способствует самостоятельной работе обучающихся по отбору теоретического и иллюстративного материалов, поиска вариантов решения. При этом формируется умение переносить знания в новую ситуацию, т.е. умения разрабатывать, реализовывать другие идеи по общей схеме; формируются представления у обучающихся о навыках, необходимых при обработке информации и решении задач. Реализационная часть работы в основном связана с решением технологических, ремесленных задач, формированием практических навыков работы с материалом.
Многоуровневая программа знакомит обучающихся с различными направлениями преобразовательной деятельности человека, способствует формированию целостной картины знаний о мире профессий и технологий, учит гибко реагировать на изменение обстоятельств, адаптироваться в новых условиях. Программа предполагает создание для обучающегося возможностей занимать активную, инициативную позицию в учебной деятельности, не просто усваивать предлагаемый педагогом дополнительного образования материал, но познавать мир, вступать с ним в активный диалог, самостоятельно искать ответы и не останавливаться на найденном решении, как на окончательной истине. Итогом реализации многоуровневой ДООП должна послужить положительная самореализация обучающихся, что обязательно предполагает адекватное самосознание, значимость своей личности, своих способностей и интеллекта, знание традиций, оценочных норм, ценностей своей деятельности.