Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Геометрическое рисование»
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида № 35»
Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Геометрическое рисование»
(для учащихся 10 – 12 лет)
Срок реализации программы - 1 год
Составитель: Н. В. Пепеонкова,
педагог дополнительного образования
СОДЕРЖАНИЕ
1. |
Пояснительная записка |
3 |
2. |
Ожидаемые результаты |
11 |
3. |
Оценочные (диагностические) материалы |
12 |
4. |
Календарный учебный график |
13 |
5. |
Учебно – тематический план |
13 |
6. |
Содержание работы |
14 |
7. |
Календарно – тематическое планирование |
19 |
8. |
Материально – технические условия |
27 |
9. |
Список рекомендованной литературы для педагогов |
28 |
10. |
Список рекомендованной литературы для детей и родителей |
29 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Пояснительная записка
В федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (Статья 3. Пункт 1.) говорится о том, что государственная политика на современном этапе развития общества и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах:
Ø признание приоритетности образования;
Ø обеспечение права каждого человека на образование;
Ø свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека;
Ø обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека [14].
Исходя из этого – любой ребенок, в том числе и инвалид или имеющий отклонения в развитии должен иметь возможность не только получить доступное ему образование, но и развить присущие ему способности, найти способы самореализации, стать полноценным членом общества.
В качестве основной задачи в области реализации прав учащихся с ограниченными возможностями здоровья является создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей.
В рамках реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья в муниципальном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида № 35» была разработана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Геометрическое рисование».
Выбор направленности был не случаен. Будучи учителем математики, я столкнулась с тем, что обучающиеся 4-х, 5-х классов затрудняются в определении и назывании основных геометрических фигур, не знают название линий и форм, затрудняются с определением цвета (оттенков цвета). Мне захотелось разработать серию занятий внеурочной деятельности, которые могли бы привлечь внимание к изучению геометрического материала учащимися. Известно, что среди различных видов деятельности (учебная, трудовая, игровая), дети с проблемами интеллектуального развития выделяют изобразительную деятельность, как наиболее интересную и занимательную и отдают ей своё предпочтение, поэтому была разработана данная программа – программа художественной направленности. Изобразительная деятельность благодаря своей доступности, наглядности и конкретности выражения, приближается к игре [3, 47], что позволяет преобразовать учебный процесс в увлекательное занятие, создаётся атмосфера, где есть элементы творчества и свободного выбора.
Рисование как вид деятельности включает в себя многие компоненты психических процессов. Исследователи рассматривают его в разных аспектах: и как средство педагогического воздействия, и как средство психолого-педагогического изучения ребёнка, и как средство определения степени умственной отсталости. В связи с этим можно сделать вывод, что рисование следует считать важным фактором формирования, развития и коррекции личности. У ребёнка с проблемами интеллектуального развития много особенностей, требующих формирования, развития и коррекции, т.к. для данного контингента учащихся характерно:
Ø быстрая истощаемость нервной системы и утомляемость, низкая работоспособность, низкий уровень саморегуляции и самоконтроля;
Ø наблюдается нарушение межличностных взаимоотношений, повышенная конфликтность;
Ø учащиеся не умеют планировать свою деятельность;
Ø особенности высшей нервной деятельности, незрелость эмоционально-волевой сферы обуславливают инертность, вялость, снижение активности, работоспособности;
Ø у некоторых детей обнаруживается замкнутость, агрессивность или гиперактивность.
Перечисленные выше особенности откладывают своеобразный отпечаток на структуру личности ребёнка в целом.
По утверждениям И.А.Грошенкова, «…под воздействием занятий рисованием происходят существенные изменения в поведении учащихся. Они становятся более сдержанными. Их деятельность приобретает осознанный, мотивированный и целенаправленный характер. В известной степени у детей развивается самостоятельность и настойчивость в достижении цели» [3, 89]. Следовательно, рисование является средством развития эмоционально-волевой сферы учащихся.
У обучающихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида преобладают наглядные виды мышления. Недостаточно развиты все операции мышления: умение анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы, умозаключения. В условиях дополнительного образования в ходе систематических целенаправленных занятий геометрическим рисованием ребята начинают лучше производить анализ, сравнение, легче устанавливают сходство и различие предметов, форм. Учатся видеть знакомые геометрические линии, фигуры и изображаемом объекте. Лучше усваивают взаимосвязь между целым и его частями. То есть занятия геометрическим рисованием способствуют развитию у детей аналитико-синтетической функции мышления, позволяют легче усваивать программный геометрический материал по математике. Любой предмет или объект рисования на занятиях необходимо разделить на составные части, а каждую часть соотнести с геометрической фигурой или линией. Таким образом, используя геометрический материал, дети учатся рисовать, а рисуя – запоминать математические термины.
Восприятие ребёнка с проблемами интеллектуального развития нечёткое, аморфное, слабо дифференцированное, замедленное. Для него характерна существенная зависимость от прошлого опыта, меньшая точность и расчленённость восприятия деталей объекта. Неполнота анализа и синтеза частей, трудности в нахождении общих и отличающихся деталей, недостаточно точное различие объектов по форме и цвету.
Занятия геометрическим рисованием способствуют решению такой задачи, как развитие у учащихся правильного дифференцированного восприятия. Это достигается путём тщательного изучения учащимися изображаемого объекта.
Для того чтобы нарисовать какой-либо предмет, ребёнку необходимо:
Ø хорошо его рассмотреть;
Ø определить форму, строение;
Ø выделить характерные детали;
Ø определить их цвет, положение в пространстве и на листе бумаги.
Требование передать в рисунке сходство с изображаемым объектом заставляет учащегося подмечать в нём такие свойства и особенности, которые, как правило, не становятся объектом внимания при пассивном наблюдении.
Согласно исследованиям, детям с проблемами интеллектуального развития свойственно в той или иной степени недоразвитие двигательной сферы. У многих учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида наблюдаются:
Ø нарушения координации движений;
Ø несогласованность действия рук;
Ø дрожание (тремор) в руках;
Ø недоразвитие мышц пальцев и кистей рук (мелкой моторики).
В процессе занятия геометрическим рисованием указанные недостатки сглаживаются. Этому способствуют специальные упражнения, которые предусматривают выработку согласованной, координированной деятельности анализаторов. Эти упражнения в значительной мере развивают глазомер ребёнка, приучают руку к сознательным и точным движениям, придают ей гибкость и твёрдость.
Таким образом, занятия в объединении «Геометрическое рисование» способствуют развитию у детей:
1. аналитико-синтетической и словесно-логического функций мышления (через анализ, синтез, обобщение и классификацию);
2. правильного дифференцированного восприятия;
3. наблюдательности, воображения, зрительной памяти, глазомера, фантазии, пространственных представлений;
4. моторики рук, координации движений.
Занятия рисованием помогают стабилизировать психо-эмоциональное состояние детей.
Нормативно-правовой и документальной базой дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Геометрическое рисование» являются:
- Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года, вступила в силу 2 сентября 1990 года)
- Письмо Министерства образования Российской Федерации от 18 июня 2003 г. № 28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»;
- Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189);
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Цель работы кружка «Геометрическое рисование»: 1. Создание условий для развития эмоциональной и познавательной сфер учащихся 10 – 12 лет с проблемами интеллектуального развития. 2. Выполнение учащимися рисунков, способствующих лучшему усвоению геометрического материала средствами изобразительного искусства.
Задачи:
1. Способствовать полному и точному усвоению понятий, характеризующих изобразительные средства рисования (карандаш, восковые мелки, акварель, гуашь, фломастеры, маркеры).
2. Познакомить с разнообразием линий для рисунка, основными формами, правилами композиционного построения рисунка, правилами построения узоров, с законами перспективы, с симметрией.
3. Способствовать овладению техниками рисования:
v кистями и пальцами рук;
v путём прикладывания кисти;
v концом кисти, «тычком»,
v по сырому;
v восковыми мелками;
v витражи, мозаика;
v клеевой кистью;
v поролоном.
4. Способствовать развитию дифференцированного зрительного восприятия.
5. Способствовать развитию и коррекции аналитико-синтетической функции мышления через анализ, синтез, обобщение и классификацию при работе над изображаемым объектом с использованием дидактических игр и упражнений.
6. Способствовать воспитанию доброжелательных взаимоотношений, умения сопереживать через организацию педагогической поддержки слабоуспевающим и «непринятым» в коллективе учащимся.
Программа рассчитана на 1 год обучения (68 часов в год). Занятия проводятся с сентября по май 2 раза в неделю. Возраст обучающихся 10 – 12 лет. Продолжительность занятий 40 минут.
Обучение на занятиях объединения «Геометрическое рисование» строится на основе познавательного интереса детей с учётом их запросов. В процессе занятий осуществляется индивидуальный дифференцированный подход, прослеживается путь развития каждого ребёнка. В работе каждого ученика отмечаются удачи, одобряется инициатива, проявление творчества, старание, усердие. О недостатках говорится в мягкой тактичной форме.
Организация работы объединения «Геометрическое рисование» строится на основе общедидактических принципов и принципов коррекционной педагогики: научность, наглядность, доступность, постепенное усложнения материала, принципа социально-адаптирующей направленности образования, принципа дифференцированного и индивидуального подхода, принципа деятельного подхода, принципа корректирующего и воспитывающего обучения.
В процессе обучения на занятиях «Геометрическим рисованием» используются различные формы проведения занятий: комбинированное, мастерские, игровые. Чаще всего используется комбинированная форма занятий. Структура такого занятия следующая:
1. Организационная деятельность (подготовка рабочего места, сообщение темы занятия, концентрация внимания, создание проблемной ситуации для эмоциональной заинтересованности).
2. Познавательная деятельность (объяснение нового материала с опорой на ранее изученное).
3. Продуктивная деятельность (работа учащихся, осуществление фронтального, дифференцированного и индивидуального руководства).
4. Динамическая пауза.
5. Повторное привлечение внимания к объекту изображения (коррекционные, дидактические игры и упражнения).
6. Продуктивная деятельность учащихся (завершение самостоятельной работы).
7. Анализ деятельности учащихся (подведение итогов занятия, оформление выставки готовых работ, анализ и самоанализ выполненной работы).
На занятиях в объединении «Геометрическое рисование» используются различные формы работы с детьми:
Ø групповая (когда группа учащихся выполняет элементы одной композиции);
Ø коллективная (когда учащиеся под руководством педагога выполняют работу поэтапно);
Ø индивидуальная (ребёнок самостоятельно выполняет работу или с направляющей дозированной помощью педагога).
Особое значение в деятельности педагога имеет рациональное сочетание словесных, наглядных и практических методов обучения.
Из словесных методов на занятиях используются такие как беседа, рассказ, чтение стихов, разгадывание и разучивание загадок. Беседы с детьми производятся в непринуждённой форме. Прежде всего, необходимо вызвать интерес у учащихся к данной теме, опираясь на жизненный опыт, вызвать яркие воспоминания. Затем, создав у детей эмоциональный настрой, педагог даёт учащимся информацию по теме занятия, используя игровые приёмы наглядность, художественное слово (фрагменты сказок, загадки, стихи). Такая беседа эффективна, интересна. Она способствует достижению поставленных целей занятия.
К наглядным средствам обучения относятся:
Ø использованные на занятиях музыкальные произведения с целью усиления эмоциональной окраски образов;
Ø репродукции живописи;
Ø использование натурального материала и литературных произведений для углубления образных представлений;
Ø выполнение педагогом рисунков на доске. Использование педагогического рисунка не только проясняет мысль педагога, но и даёт возможность привлечения одновременно зрительного и слухового анализаторов учащегося.
Занятия по программе «Геометрическое рисование» строятся с использованием современных технологий. Среди огромного многообразия педагогических технологий были выделены те, элементы которых могут реализовываться в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. К ним относятся:
Ø технология разноуровневого обучения – это относительно новая технология, учитывающая индивидуальные особенности каждого ребёнка, создающая комфортные психолого-педагогические условия для активной познавательной деятельности учащихся, развивающая их мышление, самостоятельность. Использование данной технологии позволяет учитывать индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Данная технология реализуется при планировании каждого занятия (выбираются формы и методы работы с разными учениками, подбираются задания разного уровня сложности, оказывается направляющая, дозированная помощи слабоуспевающим, «непринятым» в коллектив детям;
Ø коррекционно - развивающие технологии – это технологии арттерапии (музыкотерапия, игротерапия, сказкотерапия). Использование элементов коррекционно – развивающих технологий позволяют осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии;
Ø технология проблемного обучения – это технология способствующая формированию мотивации обучения. Важно помнить, что при использовании данную технологии необходимо выдвинуть перед детьми такую проблему, которая была бы интересна и значима для каждого. От правильно поставленной мотивации зависит результативность всего занятия. Данную технологию рекомендуется широко использовать на занятиях, т.к. она позволяет сконцентрировать внимание обучающихся, активизировать их мыслительную деятельность, вносит элемент соревнования или игры.
Ø нравственная технология – это использование специально отобранных средств, методов и приёмов, способствующих становлению, развитию и воспитанию в обучающемся благородного человека, путем раскрытия его личностных качеств. На занятиях применение элементов данной технологии осуществляется при организации работы в парах (группах), когда важно проявить свои лучшие человеческие качества, помочь товарищу или учителю.
Ø здоровьесберегающие технологии – это технологии, позволяющие обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья. Важная составная часть здоровьесберегающей работы педагога дополнительного образования – это рациональная организация занятия. При разработки занятия необходимо включать в него смену различных видов деятельности, чтобы каждому обучающемуся приходилось несколько раз менять динамическую позу. Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения проводить физкультпаузы, эмоциональную разрядку, зарядку для глаз, минутки для шутки, рефлексию, следить за осанкой.
Использование здоровьесберегающих технологий обучения в коррекционной школе очень важно, т. к. позволяет без каких-либо особых материальных затрат не только сохранить уровень здоровья детей с ОВЗ, но и повысить эффективность учебного процесса
Ø проектная деятельность – это способы организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата. Проектная деятельность схожа с КТД (коллективным творческим делом). Использование данной технологии способствует формированию у учащихся умения планировать свою деятельность и деятельность группы, рассчитывать необходимые ресурсы, принимать решения и нести за них ответственность, взаимодействовать с другими людьми, отстаивать свою точку зрения, защищать результаты своей деятельности публично.
Ø игровые технологии – это использование игры (деловой, сюжетно-ролевой) или игровых приёмов на занятии, с целью преобразования учебного процесса в увлекательную игру. На таких занятиях складывается особая атмосфера, где есть элементы творчества и свободного выбора. Эта технология универсальна, т.к. играть любят все. Элементы данной технологии можно использовать в следующих случаях:
· в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела программы;
· как элементы более обширной технологии;
· в качестве целого занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля).
Ø информационно-коммуникационные технологии – это технологии позволяющие улучшить качество обучения, повысить мотивацию к получению и усвоению новых знаний учащимися с ограниченными возможностями здоровья.
Самым распространённым примером использования ИКТ-технологии на занятии является мультимедийная презентация. Такие занятия становятся интереснее, эмоциональнее, т.к. они позволяют учащимся в процессе восприятия задействовать зрение, слух, воображение, что позволяет глубже погрузиться в изучаемый материал. Мультимедийная презентация даёт возможность подать информацию в максимально наглядной и легко воспринимаемой форме.
Ожидаемые результаты
(требования к уровню подготовки учащихся на конец учебного года)
Учащиеся должны знать:
· правила поведения на занятиях;
· правила организации рабочего места;
· правила техники безопасности при работе различными инструментами и приспособлениями, используемыми на занятиях;
· общие сведения о бумаге, изобразительных средствах и инструментах;
· основные геометрические формы (круг, овал, полуовал, полукруг, квадрат, прямоугольник, треугольник);
· основные линии (прямая, отрезок, луч, ломаная, дуга);
· правила построения рисунка на листе бумаге и особенности построения узоров;
· особенности выполнения работ в разных техниках (по сырому, тычком, клеевой кистью, восковыми мелками);
· ахроматические и хроматические цвета, основные и дополнительные цвета, холодные и тёплые цвета, сочетание цветов;
· жанры живописи (портрет, пейзаж, натюрморт, витраж);
· правила построения портрета с изображением человеческого лица и законы перспективы при рисовании пейзажей.
Учащиеся должны уметь:
· организовывать своё рабочее место для занятия рисованием;
· выбирать изобразительные средства и инструменты для занятия;
· соотносить предмет или часть изображаемого предмета с геометрической формой;
· строить узоры в полосе и круге;
· выполнять работу в предложенной технике (по сырому, восковыми мелками, тычком, клеевой кистью);
· смешивать цвета, подбирать сочетающиеся цвета, выбирать цвет для фона;
· выполнять карандашный набросок портрета с лицом человека, используя знания о пропорциях человеческого лица;
· рисовать пейзажи по законам перспективы.
Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
ü ориентировки в окружающем пространстве и на листе бумаги;
ü сравнения и упорядочения объектов по разным признакам: форме, величине, цвету.
Оценочные материалы (формы контроля и отслеживания результатов деятельности)
Во время занятия педагог наблюдает за выполнением работы учащегося, даёт пояснения. Помогает исправлять ошибки и неточности, допущенные при рисовании (текущий контроль).
В конце занятия проводится анализ выполненных рисунков, подчёркивается выразительность и индивидуальность каждой работы (текущий контроль), отличается усвоение детьми задач данного конкретного занятия.
По изучению большой темы и в конце года проводятся викторины по изученному материалу, выставки работ (периодический контроль).
В начале и конце учебного года проводиться диагностические занятия в форме соревновательной игры, где…
1. Выявляется уровень знаний и сформированности умений. Результаты фиксируются в диагностической таблице 1 «Учёт знаний и умений» (см. Приложение 2. Таблица 1).
2. Выявляется уровень развития восприятия. Результаты фиксируются в таблице 2 «Карта обследования восприятия» (см. Приложение 2. Таблица 2).
3. Выявляется уровень развития воображения. Результаты фиксируются в таблице 3 «Карта обследования воображения» (см. Приложение 2. Таблица 3).
4. Выявляется уровень развития мелкой моторики рук. Результаты фиксируются в таблице 4 «Карта развития мелкой моторики рук» (см. Приложение 2. Таблица 4).
Кроме этого формами контроля и отслеживания результатов деятельности учащихся могут быть: тестирование, самостоятельная практическая работа, выставки работ, конкурсные и игровые программы.
Календарный учебный график (на 2014-2015 учебный год)
Месяц |
сентябрь |
октябрь |
ноябрь |
||||||||||||
Неделя/ сроки |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
||
01.09 05.09 |
08.09 12.09 |
15.09 19.09 |
22.09 26.09 |
29.09 03.10 |
06.10 10.10 |
13.10 17.10 |
20.10 24.10 |
27.10 31.10 |
03.11 07.11 |
10.11 14.11 |
17.11 21.11 |
24.11 28.11 |
|||
Кол-во часов в неделю |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
0 |
1 |
2 |
2 |
2 |
||
месяц |
декабрь |
январь |
февраль |
||||||||||
Неделя/ сроки |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
01.12 05.12 |
08.12 12.10 |
15.12 19.12 |
22.12 26.12 |
29.12 02.01 |
05.01 09.01 |
12.01 16.01 |
19.01 23.01 |
26.01 30.01 |
02.02 06.02 |
09.02 13.02 |
16.02 20.02 |
23.02 27.02 |
|
Кол-во часов в неделю |
2 |
2 |
2 |
2 |
0 |
0 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
месяц |
март |
апрель |
май |
||||||||||
Неделя/ сроки |
27 |
28 |
29 |
30 |
31 |
32 |
33 |
34 |
35 |
36 |
37 |
38 |
39 |
02.03 06.03 |
09.03 13.03 |
16.03 20.03 |
23.03 27.03 |
30.03 03.04 |
06.04 10.04 |
13.04 17.04 |
20.04 24.04 |
27.04 01.05 |
04.05 08.05 |
11.05 15.05 |
18.05 22.05 |
25.05 27.05 |
|
Кол-во часов в неделю |
2 |
1 |
2 |
0 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
месяц |
июнь |
июль |
август |
|||||||||||
Неделя/ сроки |
40 |
41 |
42 |
43 |
44 |
45 |
46 |
47 |
48 |
49 |
50 |
51 |
52 |
53 |
28.05 29.05 |
01.06 05.06 |
08.06 12.06 |
15.06 19.06 |
22.06 26.06 |
29.06 03.07 |
06.07 10.07 |
13.07 17.07 |
20.07 24.07 |
27.07 31.07 |
03.08 07.08 |
10.08 14.08 |
17.08 21.08 |
24.08 28.08 |
|
Кол-во часов в неделю |
2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Учебно – тематический план
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
||
Теория |
Практика |
Итого |
||
1 |
Вводное занятие |
0,5 |
0,5 |
1 |
2 |
Инструменты и изобразительные средства |
1 |
1 |
2 |
3 |
Цветоведение |
1 |
4 |
5 |
4 |
Рисование по представлению |
1 |
4 |
5 |
5 |
Декоративное рисование |
2 |
11 |
13 |
6 |
Предметное рисование |
1 |
8 |
9 |
7 |
Сюжетное рисование |
1 |
8 |
9 |
8 |
Рисование с натуры |
1 |
5 |
6 |
9 |
Портрет |
1 |
2 |
3 |
10 |
Пейзаж |
1 |
4 |
5 |
11 |
Натюрморт |
1 |
3 |
4 |
12 |
Витраж (витражная техника) |
1 |
5 |
6 |
Итого: |
12,5 |
55,5 |
68 |
Содержание работы
Вводное занятие
1. Знакомство с планом работы на учебный год.
2. Знакомство с правилами поведения на занятиях.
3. Показ образцов готовых изделий.
Практика: «Домик в деревне» (штриховка).
Инструменты и изобразительные средства
1. Общие сведения о бумаге (история возникновения, виды, свойства).
2. Изобразительные средства (акварельные краски, гуашь, восковые мелки, цветные карандаши, фломастеры, маркеры…).
3. Инструменты (кисти, тычки, ватные палочки, резинка, палитра…).
4. Правила техники безопасности при работе различными инструментами и с использованием различных изобразительных средств.
Практика: «Воздушные шары» (раскрашивание цветными карандашами, рисование ниточек для шаров фломастерами).
«Морской пейзаж» (ориентировка на листе бумаги, рисование простым карандашом и акварельными красками).
Цветоведение
1. Цветовое богатство окружающего мира. Понятие о цвете.
2. Ахроматические цвета (чёрный, белый, серый).
3. Хроматические цвета (красный, синий, зелёный, жёлтый).
4. Основные и дополнительные цвета.
5. Холодные оттенки цвета (лёд, вода).
6. Тёплые цвета (огонь, солнце).
7. Сочетание цветов. Смешивание красок для получения нужного оттенка или цвета.
Практика: «Золотая рыбка» (теплые цвета)
«Вечер в парке» (холодные цвета)
«Пингвин» (ахроматические цвета)
«Букет цветов» (хроматические цвета)
«Солнечный цветок – Подсолнух» (теплые и холодные цвета)
Рисование по представлению
1. Навыки грамотного изображения пропорций, изображаемых объектов и их пространственного положения.
2. Творческое воображение.
3. Последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм).
Практика: «Дорисуй картинку из полукруга»
«Дорисуй картинку из треугольника»
«Дорисуй картинку из прямоугольника»
«Дорисуй картинку из круга»
Декоративное рисование
1. Что такое узор?
2. Отличие узора и орнамента. Законы построения орнамента.
3. Правила построения узора в полосе, в круге, в прямоугольнике, в квадрате.
4. Использование узоров и орнаментов для украшения игрушек (Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка).
5. Использование узоров и орнаментов для предметов быта (Городецкая роспись).
6. Использование узоров и орнаментов для украшения одежды.
Практика: Узор в круге «Роспись тарелки зимним орнаментом»
Узор в полосе «Укрась шапочку и шарфик»
«Украшаем варежку»
«Украшаем тарелочку растительным орнаментом»
«Дымковская игрушка - Лошадка»
«Дымковская игрушка - Барыня»
«Филимоновская игрушка»
«Составление зимнего узора для ткани»
«Составление детского узора для ткани»
Узор из геометрических фигур в полосе «Чайная пара»
Узор в полосе «Городецкая роспись на посуде»
Узор в круге «Городецкая роспись для разделочной доски»
Предметное рисование
1. Композиционное построение рисунка.
2. Деление изображаемого объекта на составные части. Соотношение этих частей с одной из основных форм.
3. Выбор одной из основных форм для прорисовывания той или иной части изображаемого объекта.
4. Выбор средств и способов изображения объекта рисования.
5. Выбор цвета и оттенков цвета для изображения предмета.
6. Правила соотношения цвета, изображаемого объекта с цветом фона.
Практика: «Гриб на полянке»
«Ёж»
«Ваза для цветов»
«Ваза для фруктов»
«Зонтик»
«Зимнее дерево»
«Львёнок»
«Сова»
«Бабочка»
Сюжетное рисование
1. Законы построения карандашного наброска в соответствии с законами перспективы.
2. Композиция рисунка.
3. Выбор сюжета для рисования. Подбор объектов для рисования. Выбор цветов и цветовых оттенков для фона и передачи выразительности изображаемых объектов.
Практика: «Открытка ко Дню учителя»
«Новогодняя открытка. Праздничная ёлка»
«Открытка Защитнику Отечества»
«Открытка для мамы к 8 МАРТА»
«Открытка ко Дню Победы»
«Лето на пляже»
«Сказочный город»
Рисование с натуры
1. Понятие «натурный материал» (предметы, которые будем рисовать). Особенности рисования с натуры.
2. Деление изображаемого объекта на составные части. Соотношение этих частей с одной из основных форм. (Выбор одной из основных форм для прорисовывания той или иной части изображаемого объекта).
3. Выбор средств и способов изображения объекта рисования.
4. Композиционное построение рисунка.
Практика: «Овощи. Лук разного размера и цвета»
«Овощи. Морковь»
«Ёлочная игрушка»
«Детская игрушка - пирамидка»
«Мягкая игрушка - тигрёнок»
«Моя любимая игрушка»
Портрет
1. Что такое портрет?
2. Портрет и автопортрет.
3. Правила построения карандашного наброска при рисовании портрета.
4. Пропорции человеческого лица.
Практика: «Учительница первая моя»
«Моя любимая игрушка»
«Победитель»
«Автопортрет»
Пейзаж
1. Что такое пейзаж?
2. Виды пейзажа по природной среде:
Ø родная природа;
Ø море (морской пейзаж);
Ø горы (горный пейзаж);
Ø космос (космический пейзаж);
Ø город, дома (городской пейзаж);
Ø деревня;
Ø фантастика, сказка (сказочный пейзаж)
3. Виды пейзажей по временам года.
4. Виды пейзажей по временам суток.
5. Законы перспективы.
6. Знаменитые художники – пейзажисты.
Практика: «Любимые места родного города. Парк КиО»
«Зимний лес»
«Зима в парке»
«Космические дали»
«Домик в деревне»
Натюрморт
1. Что такое натюрморт? Это - «тихая, неподвижная жизнь».
2. Виды натюрморта:
Ø ранний цветочный натюрморт;
Ø натюрморты типа «Завтраки» и «Сервированные столы»;
Ø тональный натюрморт;
Ø учёный натюрморт;
Ø иллюзионистический натюрморт;
Ø роскошный натюрморт;
Ø поздний натюрморт.
3. Особенности композиционного построения натюрморта.
4. Этапы карандашного наброска.
5.Цветовое решение натюрморта (выбор цвета и оттенков цвета для передачи реалистичности изображаемых объектов).
Практика: «Арбуз и груша»
«Ананас и яблоко»
«Огурец и помидор»
«Декоративные кабачки»
Витраж (витражная техника)
1. Что такое витражи? Где находятся и для чего служат?
2. Способы создания витражей.
3. Этапы рисования эскиза витража.
4. Особенности выбора цветов и оттенков для витража.
Практика: «Пасхальное яйцо»
«Оконный витраж»
«Ваза для фруктов»
«Ваза для цветов»
«Заварочный чайник»
«Шкатулка».
Календарно – тематическое планирование
№ п/п |
Тема занятия |
Используемые геометрические фигуры и линии |
Дата проведения |
I четверть – 16 часов (выдано 16 часов) |
|||
1. |
Вводное занятие. Знакомство с планом работы на год. Показ образцов готовых работ. Диагностика (развитие мелкой моторики рук учащихся) – «Домик в деревне» (штриховка). |
Все виды штриховок в различных направлениях. Прямые, волнистые, дуги: выгнутые и вогнутые. |
01.09.2014 г. |
2. |
Инструменты и материалы (цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры). Диагностика (знание цветов) – «Воздушные шары» (раскрашивание цветными карандашами, рисование ниточек для шаров фломастерами) |
Прямые, волнистые, ломаные. |
05.09.2014 г. |
3. |
Инструменты и материалы (краски: акварель, гуашь; ватные палочки, поролон, кисти №2, №5).Рисование по словесной инструкции. «Морской пейзаж». Диагностика (ориентировка на листе бумаги). |
Круг, треугольник, замкнутая волнистая линия, волнистая линия, дуга. |
08.09.2014 г. |
4. |
Рисование по представлению. Диагностика воображения «Дорисуй картинку». |
Любые линии и геометрические фигуры по желанию учащегося |
12.09.2014 г. |
5. |
Цветоведение. Теплые цвета. «Золотая рыбка» (простой карандаш, резинка, акварельные краски, кисти №2 и №5). |
Дуга, прямая, ломаная линия, круги разного размера. |
15.09.2014 г. |
6. |
Цветоведение. Холодные цвета. «Вечер в парке» (простой карандаш, резинка, акварельные краски, кисти №2 и №5). |
Отрезок, прямая линия, волнистая линия, дуга. |
19.09.2014 г. |
7. |
Цветоведение. Ахроматические цвета. «Пингвин» (простой карандаш, резинка, акварельные краски, восковые мелки, кисти №2 и №5). |
Круг, овал, полукруг, дуга, ломаная линия. |
22.09.2014 г. |
8. |
Предметное рисование «Гриб на полянке» (простой карандаш, резинка, акварельные краски, кисти №2 и №5). |
Прямая, отрезок, дуга. |
26.09.2014 г. |
9. |
Предметное рисование «Зонтик» (простой карандаш, резинка, акварельные краски, гуашь, кисти №2 и №5). |
Прямая, отрезок, дуга. |
29.09.2014 г. |
10. |
Предметное рисование «Ёж» (простой карандаш, резинка, акварельные краски, кисти №2 и №5). |
Прямая, отрезок, дуга, ломаная линия. |
03.10.2014 г. |
11. |
Сюжетное рисование с элементами аппликации. «Открытка ко Дню учителя». Рисование по сырому «Цветы» (акварельные краски, кисти №2 и №5). |
Дуга, отрезок, прямая линия. |
06.10.2014 г. |
12. |
Предметное рисование «Ваза для цветов» (простой карандаш, резинка, акварельные краски, кисти №2 и №5). |
Прямая, отрезок, дуга: вогнутая и выгнутая, ломаная линия. |
10.10.2014 г. |
13. |
Предметное рисование «Ваза для фруктов» (простой карандаш, резинка, акварельные краски, кисти №2 и №5). |
Прямая, отрезок, дуга: вогнутая и выгнутая, ломаная линия. |
13.10.2014 г. |
14. |
Натюрморт «Арбуз и груша». Рисование с натуры (простой карандаш, резинка, акварельные краски, кисти №2 и №5). |
Круги разного размера, прямая, дуга: вогнутая и выгнутая. |
17.10.2014 г. |
15. |
Натюрморт «Ананас и яблоко». Рисование с натуры (простой карандаш, резинка, акварельные краски, кисти №2 и №5). |
Овал, круг, прямая, ломаная линия. |
20.10.2014 г. |
16. |
Рисование по представлению. «Дорисуй картинку (из полуовала)». |
Любые линии и геометрические фигуры |
24.10.2014 г. |
II четверть –15 часов (выдано 15 часов) |
|||
17. |
Пейзаж. «Любимые места родного города. Парк КиО» (простой карандаш, резинка, акварельные краски, гуашь, кисти №2 и №5). |
Прямая линия, отрезок, полукруг, полуовал, ломаная линия. |
07.11.2014 г. |
18. |
Предметное рисование «Львёнок» (простой карандаш, резинка, акварельные краски, кисти №2 и №5). |
Круг, прямая, дуга, ломаная линия. |
10.11.2014 г. |
19. |
Предметное рисование «Сова» (простой карандаш, резинка, акварельные краски, восковые мелки, кисти №2 и №5). |
Овалы и круги разного размера, дуга, ломаная линия, прямая. |
14.11.2014 г. |
20. |
Рисование с натуры. Овощи «Лук разного размера и цвета» (простой карандаш, резинка, акварельные краски, кисти №2 и №5). |
Овал, круг, дуга, волнистые линии, прямая линия. |
17.11.2014 г. |
21. |
Рисование с натуры. Овощи «Морковь» (простой карандаш, резинка, акварельные краски, кисти №2 и №5). |
Треугольник, дуга, отрезок, волнистая линия, прямая линия. |
21.11.2014 г. |
22. |
Натюрморт. Овощи «Огурец и помидор» (простой карандаш, резинка, акварельные краски, кисти №2 и №5). |
Овал, круг, дуга, прямая линия, отрезок. |
24.11.2014 г. |
23. |
Натюрморт. Овощи «Декоративные кабачки» (простой карандаш, резинка, акварельные краски, кисти №2 и №5). |
Овал, круг, дуга, прямая линия, отрезок. |
28.11.2014 г. |
24. |
Рисование по представлению «Дары осени». Дорисуй картинку (заполни тарелку овощами и фруктами) (простой карандаш, резинка, акварельные краски, кисть №2). |
Любые линии и геометрические фигуры по желанию учащегося. |
01.12.2014 г. |
25. |
Декоративное рисование. Узор в круге «Роспись тарелки зимним орнаментом» (простой карандаш, резинка, акварельные краски, кисть №2). |
Круг, отрезок, волнистая линия. |
05.12.2014 г. |
26. |
Предметное рисование «Зимнее дерево» (акварельные краски, гуашь, кисти №2 и №5). |
Дуга, прямая линия, волнистые линии. |
08.12.2014 г. |
27. |
Декоративное рисование. Узор в полосе «Укрась шапочку и шарфик» (простой карандаш, резинка, восковые мелки желтого или белого цвета, акварельные краски, кисти №2 и №5). |
Прямая, отрезок, треугольник, дуга, ломаная линия. |
12.12.2014 г. |
28. |
Пейзаж. «Зимний лес» (простой карандаш, резинка, акварельные краски, гуашь, кисти №2 и №5, поролоновый тычок). |
Прямая, круг, дуга, ломаная линия. |
15.12.2014 г. |
29. |
Рисование с натуры «Ёлочная игрушка» (простой карандаш, резинка, акварельные краски, гуашь, кисти №2 и №5). |
Дуга, круг, ромб, овал. |
19.12.2014 г. |
30. |
Сюжетное рисование «Новогодняя открытка. Праздничная ёлка» (простой карандаш, резинка, акварельные краски, гуашь, кисти №2 и №5). |
Прямая, отрезок, круг, дуга, ломаная линия. |
22.12.2014 г. |
31. |
Рисование по представлению «Дорисуй картинку из треугольника». |
Любые линии и геометрические фигуры по желанию учащегося |
26.12.2014 г. |
III четверть – 20 часов (выдано 18 часов, 2 часа оптимизировано) |
|||
32. |
Декоративное рисование «Украшаем тарелочку растительным орнаментом» (простой карандаш, резинка, восковые мелки желтого или белого цвета, акварельные краски, кисти №2 и №5). |
Круг, треугольник, прямая, отрезок, дуга, ломаная линия. |
12.01.2015 г. |
33. |
Рисование с натуры. «Детская игрушка - пирамидка» (простой карандаш, резинка, акварельные краски, гуашь, кисти №2 и №5, поролон). |
Конус, полукруг, дуга, отрезок, линия симметрии. |
16.01.2015 г. |
34. |
Декоративное рисование. Дымковская игрушка «Уточка» (простой карандаш, резинка, акварельные краски, кисти №2 и №5). |
Круг, овал, дуга, отрезок. |
19.01.2015 г. |
35. |
Рисование с натуры. «Мягкая игрушка - тигрёнок» (простой карандаш, резинка, акварельные краски, гуашь, кисти №2 и №5, поролон). |
Круг, овал, полукруг, дуга, отрезок. |
23.01.2015 г. |
36. |
Портрет. Рисование по представлению (по памяти). «Моя любимая игрушка» (простой карандаш, резинка, акварельные краски, гуашь, кисти №2 и №5, поролон). |
Круг, овал, полукруг, дуга, отрезок. |
26.01.2015 г. |
37. |
Пейзаж. «Зима в парке» (простой карандаш, резинка, акварельные краски, гуашь, кисти №2 и №5, поролон). |
Прямая, отрезок, овал, дуга, треугольник. |
30.01.2015 г. |
38. |
Декоративное рисование. «Составление зимнего узора для ткани» (простой карандаш, резинка, акварельные краски, гуашь, кисти №2 и №5). Моделирование (вырезание) одежды. |
Прямая, овал, полукруг, квадрат, треугольник. |
02.02.2015 г. |
39. |
Сюжетное рисование «Сказочный город» (простой карандаш, резинка, восковые мелки желтого или белого цвета, акварельные краски, кисти №2 и №5). |
Прямая, ломаная, волнистая, отрезок, прямоугольник, треугольник |
06.02.2015 г. |
40. |
Декоративное рисование. «Украшаем варежку». Составление узора в полосе (простой карандаш, резинка, восковые мелки желтого или белого цвета, акварельные краски, кисти №2 и №5). |
Отрезок, прямая, дуга, полуовал |
09.02.2015 г. |
41, 42. |
Витражная техника. «Оконный витраж» (простой карандаш, резинка, акварельные краски, гуашь, кисти №2 и №5). |
Прямая, дуга, отрезок, овал, ломаная линия. |
13.02.2015 г. |
43. |
Декоративное рисование «Филимоновская игрушка» (простой карандаш, резинка, акварельные краски, кисти №2 и №5). |
Прямая, дуга, полуовал, овал, круг. |
16.02.2015 г. |
44. |
Сюжетное рисование «Открытка Защитнику Отечества» (простой карандаш, резинка, акварельные краски, гуашь, кисти №2 и №5). |
Полукруг, дуга, ломаная линия, отрезок. |
20.02.2015 г. |
45. |
Рисование с натуры «Моя любимая игрушка» (простой карандаш, резинка, акварельные краски, гуашь, кисти художественные №2 и №5, клеевая кисть, поролон). |
Любые линии и геометрические фигуры для точной передачи изображаемого объекта |
27.02.2015 г. |
46. |
Декоративное рисование с элементами аппликации. Составление узора в полосе из геометрических фигур «Чайная пара» (простой карандаш, резинка, акварельные краски, гуашь, кисти №2 и №5). |
Треугольник, круг, квадрат, прямая линия, дуга. |
02.03.2015 г. |
47, 48 |
Сюжетное рисование «Открытка для мамы к 8 МАРТА» (простой карандаш, резинка, акварельные краски, гуашь, кисти №2 и №5, поролон). Коллективная работа «Плакат к 8 Марта». |
Круг, дуга, отрезок, ломаная линия, овал. |
06.03.2015 г. |
49. |
Декоративное рисование. «Составление детского узора для ткани» (простой карандаш, резинка, акварельные краски, гуашь, кисти №2 и №5). Моделирование (вырезание) одежды. |
Круг, треугольник, прямая, отрезок, дуга, ломаная линия. |
13.03.2015 г. |
50. |
Витражная техника. «Пасхальное яйцо» (простой карандаш, резинка, акварельные краски, гуашь, кисти №2 и №5) |
Прямая, дуга, отрезок, овал, ломаная линия. |
16.03.2015 г. |
51. |
Рисование по представлению. «Дорисуй картинку из круга». |
Любые линии и геометрические фигуры по желанию учащегося |
20.03.2015 г. |
IV четверть – 17 часов (выдано 17 часов) |
|||
52. |
Декоративное рисование. «Дымковская игрушка. Барыня» (простой карандаш, резинка, акварельные краски, гуашь, кисти №2 и №5) |
Отрезок, дуга, прямая, ломаная линия, овал, круг, волнистая линия. |
30.03.2015 г. |
53. |
Витражная техника. «Ваза для фруктов» (простой карандаш, резинка, акварельные краски, гуашь, кисти №2 и №5) |
Прямая, дуга, отрезок, овал, ломаная линия. |
03.04.2015 г. |
54. |
Декоративное рисование. Узор в полосе «Городецкая роспись на посуде» (акварельные краски, гуашь, кисти №2 и №5) |
Прямая линия, овал, дуга, отрезок. |
06.04.2015 г. |
55. |
Пейзаж. «Космические дали» (простой карандаш, резинка, акварельные краски, гуашь, кисти №2 и №5) |
Дуга, круг, ломаная линия, овал. |
10.04.2015 г. |
56. |
Витражная техника. «Ваза для цветов» (простой карандаш, резинка, акварельные краски, гуашь, кисти №2 и №5) |
Прямая, дуга, отрезок, овал, ломаная линия. |
13.04.2015 г. |
57. |
Портрет. «Автопортрет» (простой карандаш, резинка, акварельные краски, гуашь, кисти №2 и №5, поролон) |
Овал, дуга, отрезок, прямая. |
17.04.2015 г. |
58. |
Декоративное рисование. Узор в круге. «Городецкая роспись» для разделочной доски (простой карандаш, резинка, акварельные краски, кисть №2). |
Прямая линия, овал, круг, дуга, отрезок. |
20.04.2015 г. |
59. |
Цветоведение. Теплые и холодные цвета. «Солнечный цветок - Подсолнух» (простой карандаш, резинка, акварельные краски, кисти №2 и №5). |
Дуга, прямая, ломаная линия, круги разного размера. |
24.04.2015 г. |
60. |
Сюжетное рисование с элементами аппликации «Открытка на 1 МАЯ» (простой карандаш, резинка, акварельные краски, гуашь, кисти №2 и №5). |
Круг, дуга, отрезок, прямая, волнистая линия. |
27.04.2015 г. |
61. |
Сюжетное рисование «Открытка ко Дню Победы» (простой карандаш, резинка, акварельные краски, гуашь, кисти №2 и №5). |
Круг, дуга, отрезок, прямая, волнистая линия. |
08.05.2015 г. |
62. |
Портрет. «Победитель» (простой карандаш, резинка, акварельные краски, гуашь, кисти №2 и №5, поролон). |
Овал, дуга, отрезок, прямая. |
15.05.2015 г. |
63. |
Предметное рисование «Стрекоза», «Бабочка». Рисование симметричных объектов (простой карандаш, резинка, акварельные краски, гуашь, кисти №2 и №5). Оформление на ватмане коллективной работы «На цветущем лугу». |
Прямая – линия симметрии, круг, овал, дуга, отрезок. |
18.05.2015 г. |
64. |
Цветоведение. Хроматические цвета. «Букет цветов» (простой карандаш, резинка, акварельные краски, восковые мелки, кисти №2 и №5). |
Прямая, отрезок, дуга, овал, круг. |
22.05.2015 г. |
65. |
Сюжетное рисование. «Лето на пляже» (простой карандаш, резинка, акварельные краски, гуашь, кисти №2 и №5) |
Прямая линия, дуга, полукруг, прямоугольник, треугольник, отрезок. |
25.05.2015 г. |
66. |
Сюжетное рисование. «На лесной опушке». Диагностика. (развитие мелкой моторики рук учащихся – штриховка) |
Все виды штриховок в различных направлениях. Прямые, волнистые, дуги: выгнутые и вогнутые. |
27.05.2015 г. |
67. |
Пейзаж. Диагностика (ориентировка на листе бумаги). Рисование по словесной инструкции «Домик в деревне».
|
Круг, замкнутые волнистые линии, прямоугольник, квадрат, прямые линии. |
28.05.2015 г. |
68. |
Рисование по представлению. Диагностика воображения. «Дорисуй картинку». |
Любые линии и геометрические фигуры по желанию учащегося |
29.05.2015 г. |
Примечание: Примерное тематическое планирование составлено на каждую четверть с учётом каникулярных и праздничных дней.
Материально – техническое обеспечение
Создание и накопление методического материала позволяет результативно использовать учебное время, осуществлять дифференцированный подход в обучении, творческий поиск вариантов художественного оформления рисунка.
Методическое обеспечение
1. Наглядные пособия:
· репродукции живописи;
· натурный материал;
· рисунки педагога и других детей;
· опорные технологические карты;
· иллюстрации к литературным произведениям;
· наглядно-дидактические пособия «МИР В КАРТИНКАХ» по различным темам;
· резентации по различным темам учебного курса.
2. Методические пособия:
· конспекты занятий с образцами и технологическими картами;
· дидактические и развивающие игры на развитие мелкой моторики рук, речи, зрительного восприятия и воображения;
· таблицы по цветоведению;
· музыкальный альбом Чайковского «Времена года»;
· музыка для релаксации «Звуки леса», «Звуки природы»;
· методическая литература.
Материально-техническое обеспечение
1. Папка художника или альбом для рисования.
2. Киски художественные №2, №4 и №5. Кисть для клея №5.
3. Краски – акварель, гуашь. Цветные карандаши. Восковые мелки. Маркеры. Фломастеры.
4. Поролон.
5. Набор цветной бумаги.
6. Тряпочка.
7. Палитра.
8. Простой карандаш.
9. Резинка.
Список рекомендованной литературы для педагогов:
1. Абрамова М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1 - 4 кл. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – 128 с.: ил.
2. Грошенков И. А. Уроки рисования в 1 – 4 классах вспомогательной школы. Изд. 3-е, испр., и доп., М.: Просвещение, 1975. – 176 с.
3. Грошенков И. А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учеб. пособ. для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 208 с.
4. Казакова Т. Г. Альбом для раскрашивания «БЛИЖЕ – ДАЛЬШЕ». – М.: Издательство «Малыш», 1978 г. – 16 с.: ил.
5. Квач Н. В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5 – 7 лет: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Гуманит-издат. Центр ВЛАДОС, 2001. – 160 с. (Здоровье – сберегающая педагогика).
6. Литвиенко В. М. Учимся рисовать. – СПб.: Издательский дом «Кристалл». – 2001. – 160 с.
7. Михейшина М. В. Уроки рисования для младших школьников 6 – 9 лет. – Мн.: Литература, 1998. – 96 с. – (Ручеёк).
8. Наглядно-дидактическое пособие МИР В КАРТИНКАХ. «Дымковская игрушка». – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2009 г.
9. Наглядно-дидактическое пособие МИР В КАРТИНКАХ. «Каргополь народная игрушка». – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2009 г.
10. Наглядно-дидактическое пособие МИР В КАРТИНКАХ. «Филимоновская народная игрушка». – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2009 г.
11. Речицкая Е. Г., Сошина Е. А. Развитие творческого воображения младших школьников в условиях нормального и нарушенного слуха: Учебное пособие для студентов пед. вузов. – М.: Гуманит-издат. Центр ВЛАДОС, 2000. – 128 с.
12. Роднели Л. Д. Народное декоративно-прикладное искусство: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1984. – 144 с., ил.
13. Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство в 1 классе: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1981. – 191 с., ил.
14. http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html
Список рекомендованной литературы для детей и родителей:
1. Горяева Н. А., Неменская Л. А., Питерских А. С. И др.; Под ред. Неменского Б. М. – Искусство вокруг нас. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2001. – 142 с.
2. Доронова Т. Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей: Метод. Рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3 – 6 лет по программе «Радуга» / Т. Н. Доронова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2001. – 160 с.: ил.
3. Казакова Т. Г. Альбом для раскрашивания «БЛИЖЕ – ДАЛЬШЕ». – М.: Издательство «Малыш», 1978 г. – 16 с.: ил.
4. Литвиенко В. М. Учимся рисовать. – СПб.: Издательский дом «Кристалл». – 2001. – 160 с.
5. Михейшина М. В. Уроки рисования для младших школьников 6 – 9 лет. – Мн.: Литература, 1998. – 96 с. – (Ручеёк).
6. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Старшая группа: Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошк. учреждений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 160 с.: ил.
7. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Подготовительная к школе группа: Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошк. учреждений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 176 с.: ил.
Богданова Светлана Валерьевна
Пепеонкова Наталья Валерьевна