Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Магия творчества»
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Дом детского творчества Оренбургского района Оренбургской области»
Принята на заседании методического совета МБУДО «ДДТ Оренбургского района» от «___» ______________ 20___г. Протокол № _________________ |
Утверждаю Директор МБУДО «ДДТ Оренбургского района» __________ В.Д. Максимова приказ от «___» _________20___г. № ___ |
Согласовано Директор МБОУ «Пугачевская СОШ Оренбургского района» ________ Н.А. Дуева |
|
Согласовано Директор ЦКиБО «Пугачевский» _______ Е.В. Илюшкина |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Магия творчества»
Возраст учащихся: 7-10 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
АракбаеваАлияТилагусовна,
педагог дополнительного образования
г. Оренбург, 2016 г.
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………... |
3 |
Учебный план……………………………………………………………... |
12 |
Содержание учебного плана……………………………………………... |
13 |
Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы…………………………………………………. |
17 |
Список литературы……………………………………………………….. |
23 |
Приложения ……………………………………………………………………... |
24 |
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Магия творчества» - это программа художественной направленности.
Программа «Магия творчества» предполагает освоение материала на стартовом и базовом уровнях. Стартовый уровень предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы. Реализация программы на стартовом уровне направлена на формирование и развитие творческих способностей учащихся. Каждый ребенок создаст свой оригинальный продукт, а главным критерием оценки ученика является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изготовления поделок может каждый, по - настоящему желающий этого ребенок.
На данном уровне каждый ребенок будет иметь представление об эстетических понятиях: эстетический идеал, эстетический вкус, мера, тождество, гармония, соотношение, часть и целое.
По художественно-творческой изобразительной деятельности:
знать особенности материалов (бумага, пластилин, ткани и т.д.), используемых учащимися в своей деятельности, и их возможности для создания образа.
уметь реализовывать замысел образа с помощью полученных знаний и умений на занятиях кружка «Магия творчества»
Базовый уровень предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы «Магия творчества».
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Магия творчества» составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.).
Концепцией развития дополнительного образования детей (распоряжение РФ от 4.09.14 №1726-р).
Приказом министерства образования и науки №1008 от 29 августа 2013 г. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.11.2013 г. № 30468).
Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (Сан.ПиН 2.4.4. 3172-14).
Письмом Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ).
Уставом МБУДО «Дом детского творчества Оренбургского района Оренбургской области».
Положением о Пугачевском филиале МБУДО «Дом детского творчества Оренбургского района Оренбургской области».
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Магия творчества» реализуется на основании договора о сетевом взаимодействии и сотрудничестве между МБУДО «ДДТ Оренбургского района Оренбургской области», МБОУ «Пугачевская средняя общеобразовательная школа Оренбургского района» и МБУК ЦК и БО «Пугачевский».
В рамках данного сетевого взаимодействия МБУДО «ДДТ Оренбургского района» и МБУК ЦК и БО «Пугачевский» обеспечивает образовательную деятельность (реализацию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Магия творчества») творческого объединения «Магия творчества». МБОУ «Пугачевская средняя общеобразовательная школа Оренбургского района» предоставляет базу для проведения образовательного процесса.предоставляет возможность использования информационных ресурсов библиотеки (для подготовки к занятиям и выставкам) и организации выставок.
Актуальность программы.
Творчество - актуальная потребность детства. Творческая активность детей обусловлена их возрастными психологическими особенностями: чувственной восприимчивостью, целостностью мировосприятия, интересом к деятельному контакту с действительностью.
Детское творчество - сложный процесс познания растущим человеком окружающего мира, самого себя, выражение своего отношения к познаваемому. Детское творчество играет большую роль в личностном развитии детей, оно является фундаментом успешной жизнедеятельности в будущем. Именно поэтому необходимо создать оптимальные условия для организации детского творчества с самого раннего возраста.
Содержание программы «Магия творчества» тесно перекликается с современными требованиями жизни. Развитие личности активной, творческой, толерантной – вот задача современного образования, в том числе и системы дополнительного образования. Особая роль отводится именно эстетическому воспитанию подрастающего поколения. Содержание программы направленно на развитие у детей умения видеть и понимать красоту окружающего мира. А это умение, в свою очередь, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализоваться в нем.
Новизна программы состоит в том, что программа рассчитана всего на один год обучения, но охватывает основные разделы.
Данная программа является интегрированной, включающей в себя изучение окружающего мира, изобразительного искусства, художественного труда и технологии.
Содержание программы отличается практической направленностью, личностной ориентацией.
У обучающихся формируются следующие образовательные компетенции:
1.Ценнностно-смысловая(обучающийсяспособен видеть и понимать окружающий мир)
2. Общекультурная(опыт усвоения учащимися научной картины мира).
3.Учебно-познавательная(участие в проектной деятельности, формулирование полученных результатов, овладение приемами творческой деятельности).
4. Коммуникативная(овладение навыками работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе).
6. Социально-трудовая(овладение этикой взаимоотношений с кружковцами при выполнении заданий).
7. Компетенция личностного самосовершенствования(формирование культуры мышления и поведения).
Программа внеурочной деятельности «Магия творчества» существенно дополняет школьное базовое образование, предоставляя каждому обучающемуся возможность погружения в мир социально-значимой творческой деятельности.
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.
Возраст детей 7-10 лет – это возраст наиболее активный в становлении социальной личности ребенка. Также это оптимальный период обучения (сенситивный период), когда, как считает Л.С. Выготский, формируются основные новообразования этого возраста – «осознанность» и «произвольность». И, в общем, ведущая форма деятельности этого возраста – это учение. Поэтому программа направлена на то, чтобы через труд, формирование новых эстетических чувств и качеств, через познание народных художественных ремесел Оренбургской области и, в частности, Оренбургского района, приобщить детей к безграничному миру творчества, помочь ребенку, в его социальном становлении, выбирать путь «прекрасного».
В целом программа способствует разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.
Цель программы – формирование у учащихся базовых знаний, умений и навыков в области декоративно-прикладного искусства. Воспитание способности осмысления ребенком роли и значения традиций в жизни народа, в быту и в повседневной жизни, формирование у подрастающего поколения бережного отношения к культурному наследию, уважения к людям труда.
Задачи:
воспитательные:
1.Приобщить учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной; формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении.
2. Побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали: доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности.
3. Способствовать развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения.
4. Воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности.
5.Развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.
развивающие:
1. Развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка; фантазию, наблюдательность.
2. Развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание.
3.Развивать положительные эмоции и волевые качества.
4. Развивать моторику рук, глазомер.
обучающие:
1. Познакомить воспитанников с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества
2.Научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе.
3.Обучить технологиям различных видов рукоделия.
Отличительные особенности программы
При разработке программы «Магия творчества» были проанализированы программы художественной направленности по декоративно-прикладному искусству:
-«Умелые руки», Пономарева Наталья Михайловна(г. Фокино),
- «Умелые руки» Климченко М.П. (г. Екатерининск),
-«Художественное творчество»Крокотенко И.Л.(г. Жуковский).
В программе Пономаревой Н. М. рассматриваются базовые разделы: «Аппликация и моделирование», «Работа с пластическими материалами», «Аппликация из деталей оригами», не затрагивается такой раздел декоративно-прикладного искусства, как «Аппликация из ткани», «Работа с ватой». В программе Пономаревой Н. М. больший акцент сделан на декоративно-прикладное искусство, а использование поделок в жизни изучаются лишь поверхностно и, так же, как и Климченко М.П., совсем не затрагивается связь декоративно-прикладного искусства и проектной деятельности учащихся. В своей программе рассматриваю данные направления как взаимодополняющие друг друга.Программа Кротенко И.Л.
направлена на детей с уже глубокими знаниями по декоративно-прикладному искусству и больше соответствует ДШИ. Программа «Магия творчества» охватывает все основные разделы декоративно-прикладного искусства, а также применение знаний и умений в проектной деятельности и направлена на детей, у которых нет специализированной подготовки в этой области, которые только начинают изучение данной области искусства.
Возраст детей и срок реализации программы
Программа ориентирована на детей в возрасте 7-10 лет и рассчитана на 1 год обучения (144 часа).
Формы и режим занятий Форма организации образовательного процесса – групповое занятие.Формы организации занятий: беседы, конкурсы, открытое занятие, оформление стендов, выставок. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы.
Занятия проходят 2 раза в неделю по 2 академических часа.
Ожидаемые результаты и способы проверки их результативности:
Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы:
- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
- устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
- адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Метапредметные результаты:
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
- учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Предметные результаты:
Учащиеся смогут:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера;
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- владеть монологической и диалогической формой речи.
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Для оценки результативности программы используются следующие методики и диагностики:
- индивидуально-диагностическая карта отслеживания динамики развития учащегося (Приложение № 1),
- тестирование (Приложение № 2),
- тест Э. Торенса (Приложение № 3).
Формы подведения итогов реализации программы
Форма подведения итогов реализации программы – выставка.
Так же учащиеся в течение учебного года принимают участие в конкурсах различного уровня.
II. Учебный план
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
Количество часов |
|
Теоретические |
практические |
|||
1 |
Вступительная беседа |
2 |
2 |
- |
2 |
"Чудеса из леса" |
8 |
1 |
7 |
3 |
Пластилиновые фантазии |
8 |
1 |
7 |
4 |
Бумажная страна. |
4 |
1 |
3 |
5 |
Лоскутное царство |
4 |
1 |
3 |
6 |
Защита проекта «Листья нашего двора» |
2 |
2 |
- |
7 |
Работа с пластилином. |
4 |
1 |
3 |
8 |
Работа с полосками бумаги. |
4 |
1 |
3 |
9 |
Игра в настольный театр. |
5 |
1 |
4 |
10 |
Аппликация из пуговиц |
4 |
1 |
3 |
11 |
Работа с крупой. |
2 |
0,5 |
1,5 |
12 |
Мастерская Деда Мороза |
16 |
4 |
12 |
13 |
Работа с бумагой |
4 |
1 |
3 |
14 |
Остров ненужных вещей |
10 |
3 |
7 |
15 |
Готовим подарок ко дню Защитника Отечества |
4 |
1 |
3 |
16 |
Изготовление сувенира для мамы в честь женского дня |
4 |
1 |
3 |
17 |
Правила ухода за комнатными растениями. |
4 |
1 |
3 |
18 |
Ниточная страна |
4 |
1 |
3 |
19 |
День Космонавтики |
4 |
1 |
3 |
20 |
ПДД |
4 |
1 |
3 |
21 |
ОБЖ |
4 |
1 |
3 |
22 |
Настольный театр |
5 |
0,5 |
4,5 |
23 |
Панно из компакт-дисков |
4 |
0,5 |
3,5 |
24 |
«Рисование» пластилином |
4 |
0,5 |
3,5 |
25 |
Подарки для ветеранов ВОВ |
4 |
1 |
3 |
26 |
День семьи |
4 |
1 |
3 |
27 |
Оригами |
4 |
1 |
3 |
28 |
«Весенний букетик» |
4 |
1 |
3 |
29 |
Аппликация из обрывных кусочков бумаги |
4 |
1 |
3 |
30 |
Аппликация из салфеток. |
4 |
1 |
3 |
31 |
Итоговоезанятие |
2 |
1 |
1 |
ИТОГО |
144 |
36 |
108 |
III. Содержание программы курса «Магия творчества»
1.Вступительная беседа. (2 часа)
История развития рукоделий. Знакомство с программой и правилами поведения . Режим работы. Правила техники безопасности. Подготовка материалов, инструментов к работе. Беседа о пользе и престижности умений в жизни.
2. "Чудеса из леса". (8часов)
Теория. Знакомство с материалами. Поделки из природных материалов.
Практика. Осенний букет (аппликация из листьев). Игрушка из шишек
3. Пластилиновые фантазии (8 часов)
Теория. Основные приёмы работы с пластилином. Лепка животных из русских народных сказок. Лепка фруктов.
Практика.«Лепка животных и фруктов» из пластилина.
4. Бумажная страна. (4 часа)
Теория. Знакомство с Интернет-ресурсами. Беседа «Из истории происхождения бумаги, ножниц». ТБ при работе с ножницами.
Практика. Аппликация «Подарок учителю»
5. Лоскутное царство (4 часа)
Теория. Ткань, трикотажное полотно. Разнообразие поделок. Идеи для изготовления поделки. Подбор материалов, инструментов. Игольница. Изготовление выкроек-заготовок. Создание поделки из лоскутов.
Практика. Изготовление аппликации из ткани.
6.Защита проекта «Листья нашего двора». (2 часа)
Выставка работ.
7. Работа с пластилином. (4часа)
Теория. Рисуем пластилином. «Пластилиновая живопись». Поиск, разработка композиции для будущей работы.
Практика. Изделие грибы.
8. Работа с полосками бумаги. (4часа)
Теория. Техника аппликации из полосок бумаги. Построение чертежа, выбор цвета.
Практика. Выполнение аппликации с помощью полосок бумаги. Аппликация «Цветочная поляна»
9. Игра в настольный театр. (4 часа)
Теория. Рисование иллюстраций к сказке «Теремок»
Практика. Выполнение отдельных элементов на основе изученных приёмов. Изготовление декораций и героев с помощью бумаги. Театральное представление.
10. Аппликация из пуговиц (4 часа)
Теория. Создание картины из пуговиц.
Практика. Аппликация из пуговиц
11. Работа с крупой. (2 часа)
Теория. Знакомство с видами круп. Применение их в ДПИ.
Практика. Изделие с крупой.
12. Мастерская Деда Мороза (16 часов)
Теория. Символ года – петух. Изготовление новогоднего сувенира. Анализ вариантов изделия. Выбор техники исполнения, композиции будущего изделия. Работа с красками. Работа с ватой. Лепка фигур из снега. Мастерская елочных украшений. Требования к ёлочным украшениям.
Практика. Изготовление сувенира к Новому году, Деда Мороза, Снегурочки. Изготовление украшений на ёлку. Аппликация «Зайчики на зимней полянке». Картина «Зимние забавы детей»
13. Работа с бумагой (4часа)
Теория. Закладка для книги. Использование картона, пластилина для основы. Коллективная работа.
Практика. Изготовление закладки для книг. Построение чертежа, оформление, сборка закладки из бумаги. Ремонт книг из библиотеки.
14. Остров ненужных вещей (8 часа)
Теория. Домик-кормушка для птиц из пластиковых бутылок. Декор бутылки (декупаж, роспись). Игрушки из спичечных коробков. Волшебная шкатулка (оклеивание коробки пуговицами/ крупами/ракушками, декорирование)
Практика. Поделки из фантиков, открыток, спичечных коробков.
15. Готовим подарок ко дню Защитника Отечества (4часа)
Теория. Подготовка к проверке умений учащихся работать по инструкции, умений рассматривать рисунок, чертеж, вырезать квадрат, складывать фигуры, руководствуясь рисунками. Формирование умения предвидеть результат.
Практика. Подарок ко дню Защитника Отечества
16. Изготовление сувенира для мамы в честь женского дня (4часа)
Теория. Обобщение накопленных знаний по теме «Способы обработки бумаги». Вертикальная композиция.
Практика. Сувенира для мамы в честь женского дня
17. Правила ухода за комнатными растениями. (4часа)
Теория. Беседа «Знаете ли вы эти растения?».
Практика. Полив, рыхление почвы, температурный режим.
18. Ниточная страна (4 часа)
Теория. Текстильные материалы. Понятие «мандала». История происхождения. Разнообразие аппликаций из ниток. Знакомство с техникой выполнения.
Практика. Аппликация из ниток
19. День Космонавтики(4 часа)
Теория. Теоретические сведения. Материалы и инструменты для поделок. Составление технологической карты. Специальные приспособления. Особенности работы.
Практика. Изготовление ракеты из разных предметов
20. ПДД (4 часа)
Теория. Подготовка к проверке умений учащихся работать по инструкции, умений рассматривать рисунок, чертеж, вырезать квадрат, складывать фигуры, руководствуясь рисунками. Формирование умения предвидеть результат.
Практика. Поделка – светофор
21.ОБЖ.(4 часа)
Теория. Организация рабочего места, инструменты и материалы. ТБ при работе на уроках и в жизни. Создание условных знаковбытовых предметов особой опасности
Практика. Рисование бытовых предметов особой опасности
22. Настольный театр (4 часа)
Теория. Создание собственными руками героев и декораций настольного театра.
Практика. Изготовление декораций для настольного театра.
23. Панно из компакт-дисков. (4 часа)
Теория. Урок-путешествие в «Экоград», виды резервных материалов и способы их обработки, резервы в рукоделии и их применение. Инструменты и приспособления. Изучение эскизов и технологий. Панно изкомпакт – дисков. Коллективная работа. Лепка на диске. Технологические отходы – компьютерные диски. Идеи для поделок.
Практика. Изготовление панно изкомпакт –дисков. Лепка на диске.
24. «Рисование» пластилином (4 часа)
Теория. Понятие панно. Этапы создания. Способы создания объема. Роспись.
Практика. «Рисование» пластилином
25. Подарки для ветеранов ВОВ (4 часа)
Теория. Игрушки из пластмассовых бутылок, банок, с применением цветных ниток и ткани.
Практика. Изготовление открыток, поделок для ветеранов ВОВ
26. День семьи (4 часа)
Теория. Вырезание по шаблону. Изобразительные возможности панно (ритм, передача движения). Выбор фона.
Практика. Изготовление подарков ко Дню семьи
27. Оригами(4 часа)
Теория. Понятие «оригами», способ получения квадрата. Правила сгибания. Возможность творческой работы. Обучение работе по схеме-чертежу.
Практика. Изготовление панно «Букет тюльпанов»
28. «Весенний букетик» (4 часа)
Теория. Понятие «композиция», способы избежание ошибок при составлении композиций, приемы крепления и декора.
Практика. Изготовление композиции «Весенний букетик»
29. Аппликация из обрывных кусочков бумаги (4 часа)
Теория. Изгибание, резание, разрывание, сгибание, обработка бумаги.
Разметка по шаблону. Разметка деталей прямоугольной формы, сгибание, склеивание.
Практика. Изготовление аппликации и мозаики из обрывных кусочков бумаги
30. Аппликация из салфеток. (4 часа)
Теория. Выполнение коллективной работы. Выяснение существенности и назначения этой поделки. Выполнение изделия.
Практика. Изготовление аппликации из салфеток. Цветы из салфеток.
31. Итоговое занятие(2 часа)
Подведение итогов за прошедший учебный год, анализ выполненных работ. «Магия творчества в моем понимании».
Мониторинг качества знаний воспитанников.
IV. Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Для успешной реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Магия творчества» используется следующая методическая продукция:
Источники периодической печати:
1. « Дополнительное образование и воспитание», 2010-2014г. 2. « Воспитание школьников», март, апрель 2010г; 2013г.
3. « Рукоделие», 2011-2014г.
4. « Карнавалы, фестивали, праздники»,2008- 2009г.
5. « Маруся», 2013-2014г.
6. «Лиза», 2011-2013г.
7. «Добрые советы» 2012г; 2014г.
Интернет ресурсы.
http://stranamasterov.ru
http;//zaprizami.ru
Литература для детей
Воронов В.А. Энциклопедия прикладного творчества.: ОЛМА-ПРЕСС, 2010 г.
Diana Креатив.-№8. -2012 г.
Евстратов Л.М. Цветы из ткани, бумаги, шерсти, кожи, бисера, перьев, раковин. М., 1997 г.
Концов В.П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное. Ярославль.: Академия развития, 2011 г.
Маракаев О. Первый букет. Ярославль: Академия развития, 1999 г.
Методы обучения, используемые педагогом дополнительного образования при реализации данной программы: словесный («История создания бумаги», «Праздники»), объяснительно-иллюстративный («Техника оригами», «Элементы композиции», «Виды бумаг, ниток»), метод стимулирования учебной деятельности («Настольный театр»), репродуктивный («Композиционные приемы», «Виды аппликации»), проблемный («Поделки из бросового материала», «Тематические композиции»); эвристический («Жанры ДПИ»).
Для реализации программы требуются следующие дидактические материалы:
- плакаты с цветовыми схемами и системами,
- репродукции, фотографии, картинки с изображением композиций, поделок и т.д.,
- презентации, подготовленные к каждому занятию.
Формы организации занятий: беседы, конкурсы, открытое занятие, оформление стендов, выставок, игры.
Для оценки результативности программы применяется входной, текущий и итоговый контроль. Цель входного контроля – диагностика имеющихся знаний и умений учащихся. Текущий контроль применяется для оценки качества усвоения материала посредством творческих заданий (педагогическое наблюдение). Итоговый контроль проводится в конце учебного года с целью определения уровня знаний, умений и навыков, приобретенных учащимися за период реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
Материально-техническое обеспечение программы:
- просторный, светлый, хорошо проветриваемый кабинет,
- парты, стулья,
- классная доска и проекционный экран,
- шкафы для хранения методического, дидактического материалов,
- раковина с холодной водой,
- ноутбук, проектор,
- CD-диски, вата, пуговицы, фантики, открытки, спичечные коробки,
- нитки, ткани, иголки, салфетки,
-листья, веточки, ягоды, шишки.
Кадровое обеспечение программы. Реализацию программы обеспечивает педагог дополнительного образования, обладающий не только профессиональными знаниями, но и компетенциями в организации и ведении образовательной деятельности творческого объединения художественного направления.Для успешной реализации программы необходимо сотрудничество со школьным учителем-предметником по технологии.
Список литературы
Для педагога
Безуель С. Мир живой природы в деревне / Пер. с фр. А.Левиной. – М.: Астрель, 2011
Величко Н.В. Поделки из пластилина. 2011г.
Волкова Н. «100 замечательных поделок из всякой всячины» Ростов-на-Дону, 2009 г. 154стр.
Григорьева Г. « Любимое рукоделие» Москва 2009г. 192стр.
А.М.Гукасова «Внеклассная работа по труду», М.Просвещение, 2014г.
Копцев В.П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное (основы объёмного конструирования). Ярославль. Академия развития 2011 г.
Журнал «Делаем сами» 2010год №1-24
Журнал «Девчонки и мальчишки» 2010год №6-12
Корнеева Г.М. Бумага. Играем, вырезаем, клеим. — СПб.: Кристалл, 2001.
Лутцева Е.А. «Технология 1–4 классы. Программа» Москва 2008г.
Махмутова Халидя «Остатки ткани и пряжи. Панно, картины, подушки, покрывала, скатерти» Москва 2009г. 79стр.
Носова Т. «Подарки и игрушки своими руками» Москва 2008 г. 76с.
Перевертень Г.И. «Самоделки из бумаги», М.Просвещение, 2007г.
Перевертень Г.И. «Самоделки из разных материалов», Москва 2007г.
Литература для детей
Воронов В.А. Энциклопедия прикладного творчества.: ОЛМА-ПРЕСС, 2010 г.
Diana Креатив.-№8. -2012 г.
Евстратов Л.М. Цветы из ткани, бумаги, шерсти, кожи, бисера, перьев, раковин. М., 1997 г.
Концов В.П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное. Ярославль.: Академия развития, 2011 г.
Маракаев О. Первый букет. Ярославль: Академия развития, 1999 г.
Приложение 1
Индивидуально-диагностическая карта
отслеживания динамики развития учащихся
Школа_________ Творческое объединение_________________________
Фамилия_______________________Имя_____________Возраст____Класс______
Год обучения_______________
Педагог____________________
Черты индивидуальности |
Начало уч. года |
Конец уч. года |
1. Сведения о семье - состав семьи; - обстановка в семье; - воспитательные позиции в семье. |
||
2. Здоровье - общее состояние здоровья; - позиции к образу жизни. |
||
3. Волевые черты характера - настойчивость в работе; - дисциплинированность; - организованность (планирование, самоконтроль в работе). |
||
4. Мотивы посещения творческого объединения - здоровье (физическое и психическое; - любознательность; - трудолюбие; - одобрение педагога; - игровая деятельность; - самоутверждение (уверенность, неуверенность в себе) |
||
5. Ценностные ориентации - к себе; - к коллективу; - к здоровью. |
||
6. Нравственные черты характера - доброта; - честность. |
Условные обозначения:
- высокий уровень (отличное усвоение знаний);
∆ - средний уровень;
○ – низкий уровень.
20