Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Художественная вышивка и бисероплетение»
Департамент по образованию администрации Волгограда Муниципальное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеский центр Волгограда» | |
Принята на заседании педагогического совета отдела от «___» _____________ 20____г. Протокол № __________________ | Утверждаю: Директора МОУ ДЮЦ Волгограда Минина Татьяна Михайловна «___» ________________ 20____г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Художественная вышивка и бисероплетение» Возраст обучающихся: 5-14 лет Срок реализации: 3года | |
Автор-составитель: Тарасова Надежда Григорьевна, Педагог дополнительного образования г. Волгоград, 2020 |
Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы».
Предмет изучения «Художественная вышивка и бисероплетение».
1.1. Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная программа содержит все необходимые компоненты, предусмотренные следующими нормативными документами:
Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 г. № 1726-р;
Приказом Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018 г. № 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04 июля 2014 г. № 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей";
Письмом Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 "О направлении информации" (вместе с "Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы").
Общая характеристика программы.
Направленность (профиль) программы - художественная.
Актуальность программы – обусловлена образовательным заказом государства в области формирования и развития творческих способностей обучающихся; обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, трудового воспитания учащихся; создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся; социализацию и адаптацияю обучающихся к жизни в обществе; формирование культуры здорового и безопасного образа жизни; удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии.
Педагогическая целесообразность применяемых методик заключается в том, что, знакомясь с предметами декоративно прикладного профиля, дети не только проявляют себя как творческие личности, но и приобретают необходимые в жизни умения и навыки, развивают мелкую моторику и речь приобретают коммуникабельные и трудовые навыки, а также находят себе занятия по душе, способное организовать свободное время и удовлетворить творческие потребности. Такими занятиями являются вышивка и бисероплетение.
Народная, художественная вышивка и бисероплетение – это яркие и неповторимые явления национальной культуры, изучение которых обогащает, доставляет радость общения с настоящим искусством.
Ребёнок приобретает необходимые навыки для самостоятельного творчества и раскрытия своих способностей; расширяет круг общения по интересам; участвует в творческой
Занятие вышивкой очень трудоёмко, поэтому дети дошкольного и младшего школьного возраста приступают к изучению швов не сразу, а со второго полугодия, прежде потренировавшись на бисероплетении. Альтернатива бисероплетения на раннем этапе позволяет заинтересовать обучающегося и освоить этот вид декоративно-прикладного творчества, реализуя мотивацию к познанию, а в дальнейшем плавно перейти к освоению вышивки на плоскости.
Занятие вышивкой и бисером в такой ситуации целесообразно для семейного бюджета, так как принадлежности, используемые в данном виде творческой деятельности недороги, ассортимент материалов довольно широк. Такое занятие гарантирует положительный эмоциональный фон в процессе изготовления игрушки из бисера, вышивки на изделиях (платочки, салфетки, сумочки), изготовление аксессуаров или сувениров.
Ребёнок приобретает необходимые навыки для самостоятельного творчества и раскрытия своих способностей; расширяет круг общения по интересам; участвует в творческой жизни своего кружка, а также садика, класса, города.
Посредством экскурсий с краеведческим компонентом, посещений музеев, интерактивных площадок и тематических выставок приобщается к традициям и культуре, красоте народного декоративно-прикладного искусства. Имеет представления о ремеслах. Эмоционально воспринимая работы мастеров, оценивает свою работу, не только свою, но и работы своих товарищей. В такой обстановке ребёнок учится ценить труд и приобщается к общечеловеческим ценностям. В этом и заключается актуальность программы кружка «Художественная вышивка и бисероплетение».
Отличительные особенности. Дополнительная общеобразовательная программа «Художественная вышивка и бисероплетение» разработана на основе имеющиеся типовой программой «Кружки художественной вышивки» О. С. Молотобаровой, которая базируется на изучении предмета народной вышивки.
Отличительной особенностью данной программы является интеграция элементов бисероплетения в курс вышивки, что способствует в дальнейшем более эффективному усвоению обучающимися сложных техник народной вышивки.
Программа предполагает распределение учебного года на блоки, это плоское бисероплетение и вышивка простыми швами на первом году обучения, где уделяется большое значение развитию мелкой моторике рук и накоплению художественного опыта при изготовлении работ по образцу, материаловедению, знанию техники безопасности.
Программа второго года обучения рассчитан на детей, знакомых с основами бисероплетения и вышивки и расширяет их знания и умения по темам объёмное бисероплетение и Русская гладь. Работа на проволоке и нити требует определенных навыков у учащихся. Кроме этого, в работе используются очень тонкие иголки и предполагается знание правил и техники безопасности.
Третий год обучения предусматривает расширение знаний и умений по вышивке и бисероплетению, ещё более усложняя их в темах аксессуары на нити и вышивка бисером, блестками, шнуром, счётные швы и предполагает работу с проектами. Он носит практический характер, и что важно, интересен и значим для самих открывателей. Таким образом, при выполнении проекта обучающиеся занимаются мыслительной, коммуникативной (если работают с группой) и практической деятельностью.
Новизна программы заключаются в особенностях методики организации образовательного процесса, использовании авторских техник ручной вышивки, нетрадиционных сочетаниях курсов вышивки и бисероплетения, предметов декоративно – прикладного творчества.
Образование посредством искусства вышивки и бисероплетения знакомит с разнообразием народных традиций, историей родного края, выразительными средствами, областью их применения, стимулирует воображение, вводит в мир особых интересов, способностей и возможностей.
Развитие обучающихся предполагает поэтапное постижение мастерства, анализ своих работ, поиск новых идей и форм выражения.
Адресат программы – дети дошкольного, младшего школьного возраста и среднего школьного возраста. В группы первого года обучения принимаются все желающие по интересу в возрасте от 5 до14 лет. Для детей, учащихся дошкольного и младшего школьного и среднего возраста важно развивать творческую активность, мелкую моторику рук, иметь своё хобби, а также снимать напряжённость и стрессовые ситуации после занятий в школе. Возникает педагогическая необходимость поиска занятия, способного организовать свободное время ребенка с пользой для него.
Уровень программы, объем и сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы.
Продолжительность программы кружка «Художественная вышивка и бисероплетение» 3 года. В ней предполагаются подразделения на блоки, это изучение бисероплетения и вышивки и подразделение на этапы:
первый этап- это первый год обучения, ознакомительный, этап выявления интересов и одарённости детей в данной предметной области и накопления некоторого багажа знаний, умений и навыков. Преподавание осуществляется от простого к сложному. Учащиеся выполняют работы по образцу.
Второй этап- это второй год обучения (базовый) - развивающий, этап на котором программа расширяет знания детей, полученные на первом году обучения, с добавлением новых, ранее не используемых, более сложных техник, где ребёнок уже знаком с предметом и имеет определённые навыки творческой деятельности.
Третий этап – это третий год обучения (углубленный), этап деятельности, который предполагает частичное и полное авторство ребенка при создании творческих работ и использование новых, ещё более сложных техник. Творческий проект, это возможность делать что-то интересное самостоятельно в группе или самому, максимально используя свои возможности. Деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат этой работы.
Освоение программы проходит на базе учреждений: МОУ СШ №102 и МОУ ДЮЦ Волгограда.
На базе МОУ СШ №102 реализуется УП I общее количество часов -432часа. Продолжительность программы 3 года.
На базе МОУ ДЮЦ Волгограда реализуется УП II – 648 часов.
Формы обучения - очная.
Программа реализуется в соответствии с двумя учебными планами.
Учебный план - I
Учебный план – II.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий. Занятия кружка «Художественная вышивка и бисероплетение» проходят на базе МОУ ДЮЦ Волгограда и на базе МОУСШ№102. Учебные планы одинаковы по содержанию, отличаются количеством учебных часов на реализацию отдельных тем.
Учебный план I реализуется на базе МОУ СШ№102.
Учебный план II реализуется на базе МОУ ДЮЦ Волгограда.
Учебные занятия проходят на базе МОУСШ№102, 2 раза в неделю по 2 академических часа в соответствии с учебным планом – I. Продолжительность академического часа 45 минут. После каждого академического часа предусмотрен перерыв -10минут. 144 часа в год. Программа рассчитана на три года обучения.
Учебный план – I.
1год обучения -144часа (2часа – 2раза в неделю);
2год обучения -144часа (2часа – 2раза в неделю);
3год обучения -144часа (2часа – 2раза в неделю).
На базе МОУ ДЮЦ Волгограда, 2раза в неделю два академических часа –первый год обучения 144часа в год; три академических часа – второй год обучения, 216 часов в год; три академических часа –третий год обучения. Продолжительность академического часа 45 минут, 216 часов в год. Программа рассчитана на три года обучения.
Учебный план – II.
1год обучения -144часа (2часа – 2раза в неделю);
2год обучения -216часов (3часа – 2раза в неделю);
3год обучения -216часов (3часа – 2раза в неделю).
Особенности организации образовательного процесса.
Состав группы постоянный, в соответствии с учебным планом в объединении по интересам, контингент группы одного года обучения может быть представлен учащимися одной или разновозрастной категорией детей, то есть подразделяться на группы по уровням сложности. Добор в группы производится по мере необходимости из числа детей, желающих заниматься данным видом творчества. В группе 1-го уровня сложности занимаются учащиеся дошкольного и младшего школьного возраста (5-10лет), 2-го уровня – учащиеся среднего школьного возраста (11-14лет), (Приложение 1) и являться основным составом кружка. В последнем случае требуется индивидуальный подход и формирование банка заданий двух уровней сложности.; занятия групповые; виды занятий по программе (практические и семинарские занятия, круглые столы, мастер-классы, мастерские, деловые и ролевые игры, тренинги, выездные тематические экскурсии, выполнение самостоятельной работы, выставки, и другие виды учебных занятий и учебных работ); группы учащихся разновозрастные.
1.2. Цель и задачи программ.
Цель: содействие творческому развитию, эстетическому и духовно-нравственному воспитанию ребёнка. Формирование художественной культуры личности как части культуры духовной, приобщение детей общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого посредством предметов декоративно-прикладного творчества художественной вышивки и бисероплетения а также их сочетанию.
Цель первого года обучения: содействие развитию у юного мастера деятельностной компетенции через погружение в творческую работу, знакомство с коллективом и предметами декоративно-прикладного творчества плоским бисероплетением и вышивкой простыми швами. Творческое, эстетическое развитие, духовно-нравственное воспитание личности.
Цель второго года обучения: создание условий для творческого, эстетического развития, духовно-нравственного воспитания личности посредством декоративно-прикладного творчества. Знакомство с предметами декоративно-прикладного творчества объёмным бисероплетением и вышивкой «Русская гладь» и «Цветная гладь». Расширения социальных связей и создание ситуации успеха в роли юного мастера.
Цель третьего года обучения: создание условий для творческой самореализации обучающихся в культурной, социальной и профессиональной - творческой среде города, края и РФ, их профессионально-личностного самоопределения. Последовательное знакомство с предметами декоративно-прикладного творчества. Знакомство с историей развития промысла, стилизацией форм, своеобразием композиционных, орнаментальных и цветовых решений. Освоение техник, технологий и способов изготовления работ по темам «Бисероплетение аксессуаров на нити»; «Вышивка бисером, блестками, шнуром». Творческое, эстетическое развитие, духовно-нравственное воспитание личности посредством декоративно-прикладного творчества.
Задачи: образовательные (предметные), личностные, метапредметные.
Образовательные (предметные) - развитие познавательного интереса обучающихся к предметам декоративно прикладного творчества - вышивке и бисероплетнию а также их сочетанию; включение в познавательную деятельность направленную на приобретение обучающимися навыков творческого, логического мышления; создание условий для развития мелкой моторики рук, глазомера; приобретение определенных знаний, умений, компетенций, способствующих ориентации в социокультурной среде. Развитие мотивации к полезному использованию свободного времени.
Личностные - формирование творческой активности личности, воспитание художественного вкуса, выдержки, трудолюбия, терпения; потребности в саморазвитии, привитие навыков здорового образа жизни.
Метапредметные - обеспечение высокого уровня мотивации к обучению через различные виды деятельности и прикладную направленность курсов; развитие творческой активности, ответственности, самостоятельности, аккуратности; создание творческого коллектива единомышленников.
Задачи первого года обучения:
образовательные (предметные) – последовательное изучение техник бисероплетения и вышивки;
- воспитание посредством индивидуальной и групповой работы;
- обретение опыта работы над подготовкой к выставке;
- воспитание посредством экскурсий с краеведческим компонентом, викторин и вечеров общения, встреч с интересными людьми…
личностные – развитие творческой индивидуальности, воспитание художественного вкуса, выдержки, трудолюбия, терпения;
метапредметные –развитие мотивации к обучению через различные виды деятельности;
- развитие творческого мышления обучающихся, мелкой моторики рук, логического мышления, глазомера;
- создание творческого коллектива единомышленников.
Задачи второго года обучения:
образовательные (предметные) - последовательное изучение техник бисероплетения и вышивки;
воспитание посредством:
- индивидуальной и групповой работы;
- работы над подготовкой к выставке;
- экскурсии с краеведческим компонентом;
- викторины и вечера общения;
- встречи с интересными людьми;
личностные – развитие творческой индивидуальности;
- воспитание художественного вкуса, выдержки, трудолюбия, терпения;
метапредметные - развитие мотивации к обучению прикладному творчеству через различные виды деятельности;
- развитие творческого мышления обучающихся, умения видеть красоту в повседневности;
- развитие повышенного уровня мелкой моторики рук, логического мышления, глазомера;
- развитие интереса и любви к национальной культуре нашей Родины, её традициям, обычаям, символике;
- создание творческого коллектива единомышленников.
Задачи третьего года обучения:
образовательные (предметные) - последовательное изучение техник бисероплетения и вышивки, а также их сочетания. Воспитание посредством индивидуальной и групповой работы; работы над подготовкой к выставке; экскурсий с краеведческим компонентом; викторин и вечеров общения; встреч с интересными людьми;
личностные -
– развитие творческой индивидуальности, воспитание художественного вкуса, выдержки, трудолюбия, терпения;
- развитие уважительного отношения к истории и культуре своего народа и культуре других народов через усвоение декоративно прикладного искусства;
- развитие навыков положительного сотрудничества в коллективе;
метапредметные -развитие мотивации к обучению прикладному творчеству через различные виды деятельности;
- развитие творческого мышления обучающихся;
- развитие мелкой моторики рук, логического мышления, глазомера;
- создание творческого коллектива единомышленников.
1.3. Содержание программы.
Учебно-тематический план I
1 год обучения.
№ п/п | Наименование темы | Количество часов | Формы аттестации | ||
всего | тео-рия | прак-тика | | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. | Введение. Ассортимент вышивки и бисероплетения. Обзорное знакомство с образцами. Оборудование. | 2 | 1 | 1 | Беседа, опрос. |
2. | Плоские изделия из бисера (игрушка). Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Орнамент. | 2 | 1 | 1 | Практическая работа. |
2.1 | Игрушка. | 76 | 1 | 75 | Практическая работа. |
| Стрекоза; | 2 | | 2 | |
| божья коровка; | 2 | | 2 | |
| арбуз; | 2 | | 2 | |
| листочек; | 2 | | 2 | |
| цветок; | 2 | | 2 | |
| клубника; | 2 | | 2 | |
| яблочко; | 2 | | 2 | |
| зайка | 4 | | 4 | |
| принц; | 2 | | 2 | |
| принцесса; | 2 | | 2 | |
| корона; | 4 | | 4 | |
| замок; | 4 | | 4 | |
| бабочка; | 2 | | 2 | |
| попугай; | 4 | | 4 | |
| собачка; | 2 | | 2 | |
| рыбка; | 2 | | 2 | |
| ящерица; | 2 | | 2 | |
| лягушка; | 2 | | 2 | |
| морской конек; | 2 | | 2 | |
| морская ракушка; | 2 | | 2 | |
| морские водоросли; | 2 | | 2 | |
| ёлочка; | 2 | | 2 | |
| Снегурочка; | 2 | | 2 | |
| снеговик; | 2 | | 2 | |
| снежинка; | 2 | | 2 | |
| паутинка; | 4 | | 4 | |
| Комарик; | 4 | | 4 | |
| поезд; | 4 | | 4 | |
| самолетик. | 2 | | 2 | |
2.2 | Итоговое занятие. | 2 | 1 | 1 | Просмотр. |
3. | Простейшие швы. | 44 | 2 | 42 | Практическая работа. |
3.1 | Изучение техники швов: | 16 | 1 | 15 | Практическая работа. |
| намёточный шов; шов змейка; | 2 | | 2 | |
| шов бисерный; | 2 | | 2 | |
| шов стебельчатый; | 2 | | 2 | |
| шов тамбурный; | 2 | | 2 | |
| шов полу крест; шов крест; | 2 | | 2 | |
| шов в прикреп; шов козлик; | 2 | | 2 | |
| шов узелки; шов петельный; | 2 | | 2 | |
| шов ёлочка. | 2 | | 2 | |
3.2 | Эскиз. Подготовка материалов. | 4 | | 4 | Практическая работа. |
3.3 | Изготовление декоративной работы: (салфетка, сумочка, платочек, мешочек, игрушка, панно, дорожка, аксессуары и т.д.). | 22 | | 22 | Практическая работа. |
3.4 | Итоговое занятие. | 2 | 1 | 1 | Выставка, Просмотр. |
4. | Итоговое занятие по курсу. | 2 | 1 | 1 | Тестирование. |
5. | Мероприятие по развитию личности учащихся. | 18 | | 18 | Экскурсии, праздники, встречи. |
| Итого: | 144 | 6 | 138 | |
Учебно-тематический план I
2 год обучения.
№ п/п | Наименование темы. | Количество часов. | Формы аттестации. | ||
всего | теория | практика | |||
1. | Введение. Знакомство с образцами и каталогами. | 2 | 1 | 1 | Выставка - презентация. |
2. | Объёмное бисероплетение. | 76 | 1 | 75 | Практическая работа. |
2.1 | Объёмная игрушка: стрекоза; | 2 | | 2 | Практическая работа. |
| божья коровка; | 2 | | 2 | |
| клубника; | 2 | | 2 | |
| яблоко; | 2 | | 2 | |
| зайка; | 4 | | 4 | |
| принц; | 2 | | 2 | |
| принцесса; | 2 | | 2 | |
| домик; | 2 | | 2 | |
| бабочка; | 4 | | 4 | |
| ящерица; | 2 | | 2 | |
| дельфин; | 2 | | 2 | |
| рыбка; | 2 | | 2 | |
| морской конёк; | 2 | | 2 | |
| черепаха; | 2 | | 2 | |
| кот; | 4 | | 4 | |
| собака; | 2 | | 2 | |
| герои сказок «Снегурочка»; | 4 | | 4 | |
| герои сказок «Дед мороз»; | 4 | | 4 | |
| герои сказок: «Снеговик»; | 4 | | 4 | |
| ёлочка. | 2 | | 2 | |
| Цветы: «Незабудка»; | 2 | | 2 | |
| «Колокольчик»; | 2 | | 2 | |
| «Клематис»; | 6 | | 6 | |
| «Раза»; | 4 | | 4 | |
| «Фиалка». | 4 | | 4 | |
| Аксессуары: серьги «Звездочки»; | 2 | | 2 | |
| кулон «Звездочка». | 2 | | 2 | |
2.2 | Итоговое занятие. | 2 | 1 | 1 | Просмотр. |
3. | Русская гладь: «Владимрский верхошов»; «Цветная гладь». | 44 | 2 | 42 | Практическая работа. |
3.1 | «Владимирский верхошов»: вышивка на изделиях: игрушка, салфетка, платочек, прихватка, мешочек, панно. | | | 22 | |
3.2 | Цветная гладь: вышивка на изделиях: салфетка, платочек, мешочек, панно. | | | 20 | |
3.3 | Итоговое занятие. | 2 | 1 | 1 | Просмотр. |
3.4 | Итоговое занятие по курсу. | 2 | 1 | 1 | Выставка – презентация. |
4. | Мероприятия по развитию личности учащихся. | 18 | | 18 | Экскурсии, праздники, встречи. |
| Итого: | 144 | 6 | 138 | |
Учебно-тематический план I
3 год обучения.
№ п/п | Наименование темы | Количество часов | Формы аттестации. | |||
всего | теория | практика | | |||
1. | Введение. Знакомство с образцами и каталогами. | 2 | 1 | 1 | Выставка -презентация. | |
2. | Бисероплетение аксессуаров на нити. | 76 | 1 | 75 | Практическая работа. | |
2.1 | Аксессуары на нити: Низание в одну нить. | 5 | | 5 | | |
| Низание в технике «Цветочек». | 6 | | 6 | | |
| Низание в технике «Восьмерочка». | 6 | | 6 | | |
| Низание в технике «Крест». | 10 | | 10 | | |
| Низание в технике «Петля». | 8 | | 8 | | |
| Низание в технике «Жгут». | 6 | | 6 | | |
| Низание в технике «Американский жгут». | 4 | | 6 | | |
| Оплетение кабошонов. | 10 | | 8 | | |
| Мозаичное плетение. | 10 | | 10 | | |
| «Кирпичный стежок». | 10 | | 10 | | |
2.2 | Итоговое занятие. | 2 | 1 | 1 | Просмотр. | |
3. | Счётные швы. Вышивка бисером, блестками, шнуром. | 44 | 1 | 43 | Практическая работа. | |
| Счётные швы: Шов «Крест». | | | 8 | | |
| Шов «Роспись». | | | 6 | | |
| «Счетная гладь». | | | 8 | | |
| Вышивка бисером: «Полу крест». | | | 8 | | |
| Вышивка блестками. | | | 8 | | |
| Вышивка шнуром. | | | 6 | | |
3.1 | Изделия: салфетка, панно, сумочка, пояс, кошелёк, кулон. | | | 1 | | |
3.2 | Итоговое занятие. | 2 | 1 | 1 | Просмотр. | |
4. | Итоговое занятие по курсу. | 2 | 1 | 1 | Выставка. | |
5. | Мероприятия по развитию личности учащихся. | 18 | | 18 | Экскурсии, праздники, встречи. | |
| Итого: | 144 | 6 | 138 | |
Учебно-тематический план II
1 год обучения
№ п/п | Наименование темы | Количество часов | Формы аттестации. | ||
всего | тео-рия | прак-тика | | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. | Введение. Ассортимент вышивки и бисероплетения. Обзорное знакомство с образцами. Оборудование. | 2 | 1 | 1 | Беседа, опрос. |
2. | Плоские изделия из бисера (игрушка). Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Орнамент. | 2 | 1 | 1 | Практическая работа. |
2.1 | Игрушка: | 76 | 1 | 75 | Практическая работа. |
| стрекоза; | 2 | | 2 | |
| божья коровка; | 2 | | 2 | |
| арбуз; | 2 | | 2 | |
| листочек; | 2 | | 2 | |
| цветок; | 2 | | 2 | |
| клубника; | 2 | | 2 | |
| яблочко; | 2 | | 2 | |
| зайка | 4 | | 4 | |
| принц; | 2 | | 2 | |
| принцесса; | 2 | | 2 | |
| корона; | 4 | | 4 | |
| замок; | 4 | | 4 | |
| бабочка; | 2 | | 2 | |
| попугай; | 4 | | 4 | |
| собачка; | 2 | | 2 | |
| рыбка; | 2 | | 2 | |
| ящерица; | 2 | | 2 | |
| лягушка; | 2 | | 2 | |
| морской конек; | 2 | | 2 | |
| морская ракушка; | 2 | | 2 | |
| морские водоросли; | 2 | | 2 | |
| ёлочка; | 2 | | 2 | |
| Снегурочка; | 2 | | 2 | |
| снеговик; | 2 | | 2 | |
| снежинка; | 2 | | 2 | |
| паутинка; | 4 | | 4 | |
| комарик; | 4 | | 4 | |
| поезд; | 4 | | 4 | |
| самолетик. | 2 | | 2 | |
2.2 | Итоговое занятие. | 2 | 1 | 1 | Просмотр. |
3. | Простейшие швы | 44 | 2 | 42 | |
3.1 | Изучение техники швов. | 16 | 1 | 15 | Практическая работа. |
| намёточный шов; шов змейка; | 2 | | 2 | |
| шов бисерный; | 2 | | 2 | |
| шов стебельчатый; | 2 | | 2 | |
| шов тамбурный; | 2 | | 2 | |
| шов полу крест; шов крест; | 2 | | 2 | |
| шов в прикреп; шов козлик; | 2 | | 2 | |
| шов узелки; шов петельный; | 2 | | 2 | |
| шов ёлочка. | 2 | | 2 | |
3.2 | Эскиз. Подготовка материалов. | 4 | | 4 | Практическая работа. |
3.3 | Изготовление декоративной работы. | 22 | | 22 | Практическая работа. |
3.4 | Итоговое занятие. | 2 | 1 | 1 | Просмотр. |
4. | Итоговое занятие по курсу. | 2 | 1 | 1 | Тестирование. |
5. | Мероприятие по развитию личности учащихся. | 18 | | 18 | Экскурсии, праздники, встречи. |
| Итого: | 144 | 6 | 138 | |
Учебно-тематический план II
2 год обучения
№ п/п | Наименование темы. | Количество часов. | Формы аттестации. | |||
всего | Тео рия | практика | ||||
1. | Введение. Знакомство с образцами и каталогами. | 3 | 1 | 2 | Выставка - презентация. | |
2. | Объёмное бисероплетение. | 108 | 1 | 107 | | |
2.1 | Объёмная игрушка: стрекоза; | 3 | | 3 | Практическая работа. | |
| божья коровка; | 3 | | 3 | | |
| клубника; | 3 | | 3 | | |
| яблоко; | 3 | | 3 | | |
| зайка; | 6 | | 6 | | |
| принц; | 3 | | 3 | | |
| принцесса; | 3 | | 3 | | |
| домик; | 3 | | 3 | | |
| бабочка; | 6 | | 6 | | |
| ящерица; | 3 | | 3 | | |
| дельфин; | 3 | | 3 | | |
| рыбка; | 3 | | 3 | | |
| морской конёк; | 3 | | 3 | | |
| черепаха; | 3 | | 3 | | |
| кот; | 6 | | 6 | | |
| собака; | 3 | | 3 | | |
| герои сказок «Снегурочка»; | 6 | | 6 | | |
| герои сказок «Дед мороз»; | 6 | | 6 | | |
| герои сказок: «Снеговик»; | 6 | | 6 | | |
| ёлочка. | 3 | | 3 | | |
| Цветы: «Незабудка»; | 3 | | 3 | | |
| «Колокольчик»; | 3 | | 3 | | |
| «Клематис»; | 9 | | 9 | | |
| «Раза»; | 6 | | 6 | | |
| «Фиалка». | 6 | | 6 | | |
| Аксессуары: серьги «Звездочки»; | 3 | | 3 | | |
| кулон «Звездочка». | 3 | | 3 | | |
2.2 | Итоговое занятие. | 3 | 1 | 2 | Просмотр. | |
3. | Русская гладь : «Владимрский верхошов»; «Цветная гладь». | 74 | 1 | 73 | Практическая работа. | |
3.1 | Владимирский верхошов, вышивка на изделиях: игрушка, салфетка, платочек, прихватка, мешочек, панно. | 41 | | 41 | | |
3.2 | Цветная гладь, вышивка на изделиях: салфетка, платочек, мешочек, панно. | 32 | | 32 | | |
3.3 | Итоговое занятие. | 3 | 1 | 2 | Просмотр. | |
4 | Итоговое занятие по курсу. | 3 | 1 | 2 | Выставка – презентация. | |
5 | Мероприятия по развитию личности учащихся. | 26 | | 26 | Экскурсии, праздники, встречи. | |
| Итого: | 216 | 6 | 210 | |
Учебно-тематический план II
3 год обучения
№ п/п | Наименование темы | Количество часов | Формы аттестации. | |||
всего | теория | практика | | |||
1. | Введение. Знакомство с образцами и каталогами. | 3 | 1 | 2 | Выставка -презентация. | |
2. | Бисероплетение аксессуаров на нити. | 106 | 1 | 105 | Практическая работа. | |
2.1 | Аксессуары на нити: Низание в одну нить. | 5 | | 5 | | |
| Низание в технике «Цветочек». | 6 | | 6 | | |
| Низание в технике «Восьмёрочка». | 6 | | 6 | | |
| Низание в технике «Крест». | 10 | | 10 | | |
| Низание в технике «Петля». | 8 | | 8 | | |
| Низание в технике «Жгут». | 6 | | 6 | | |
| Низание в технике «Американский жгут». | 4 | | 6 | | |
| Оплетение кабошонов. | 10 | | 8 | | |
| Мозаичное плетение. | 10 | | 10 | | |
| «Кирпичный стежок». | 10 | | 10 | | |
2.2 | Итоговое занятие. | 3 | 1 | 2 | Просмотр. | |
3. | Вышивка бисером, блестками, шнуром. Счётные швы. | 77 | 2 | 75 | Практическая работа. | |
| Счётные швы: Шов «Крест». | 13 | | 13 | | |
| Шов «Роспись». | 9 | | 9 | | |
| «Счетная гладь». | 15 | | 15 | | |
| Вышивка бисером: «Полу крест». | 15 | | 15 | | |
| Вышивка блестками. | 6 | | 6 | | |
| Вышивка шнуром. | 16 | | 16 | | |
3.1 | Изделия: салфетка, панно, сумочка, пояс, кошелёк, кулон. | 2 | | 2 | | |
3.2 | Итоговое занятие. | 3 | 1 | 2 | Просмотр. | |
4. | Итоговое занятие по курсу. | 3 | 1 | 2 | Выставка. | |
5. | Мероприятия по развитию личности учащихся. | 24 | | 24 | Экскурсии, праздники, встречи. | |
| Итого: | 216 | 6 | 210 | |
Содержание учебного плана 1-го года обучения
Раздел 1. Введение. Ассортимент вышивки и бисероплетения.
Теория: понятие «вышивка и бисероплетение» как виды декоративно – прикладного искусства, способы самовыражения художника. Цели и задачи курса, его содержание, объём первого года обучения. Обзорное знакомство с образцами. Оборудование. Вводный инструктаж. Первичный инструктаж по технике безопасности. Рабочее место юного мастера; правила поведения. Инструменты и материалы, освоение безопасных приемов и способов обращения с ними. Организационные вопросы: расписание занятий.
Практика: выявление творческих интересов. Вопросы обучающихся, обмен мнениями.
Форма занятия: - вводное занятие, выставка- презентация.
Форма контроля -беседа, опрос.
Раздел 2. Плоские изделия из бисера (игрушка). Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Орнамент.
Теория: понятие техники изготовления несложных изделий из бисера. Орнамент. Способы низаний, переходов, закрепок. Подбор цветового решения, правила работы с материалами. Цветовой спектр. Ознакомление учащихся с основными, составными и дополнительными цветами и их сочетанием, и значением в композиционном решении с использованием средств наглядности (плакаты и др.).
Практика: подготовка рабочих мест; выполнение заданий по образцам и схемам; игра «холодные и тёплые цвета». Выбор цветового решения, правила работы с материалами. Орнамент в полосе, цвет в орнаменте. Выполнение плоской бисерной игрушки по технологии параллельного низания, кольцом, крестиком, разновидностями петель; выполнение несложных изделий из бисера (божья коровка, стрекоза, бабочка и пр.), а также особенности переходов и закрепок. Ознакомительный уровень. Инструктаж по технике безопасности.
Форма занятия: групповая, комбинированная, практикум, игра.
Форма контроля: просмотр.
Раздел 2.1. Игрушка.
Теория: рассказ об истории создания игрушки из бисера, её символическое и утилитарное предназначение. Подбор цветового решения при создании образов. Техники изготовления несложных изделий из бисера. Способы низаний, переходов, закрепок. Применение учащимися знаний о основных, составных и дополнительных цветах и их сочетание. Орнамент и композиция. Значение цвета в композиционном решении с использованием средств наглядности (плакаты и др.); инструктаж по технике безопасности.
- работа с материалами (проволокой, бисером, ножницами);
- выполнение плоских изделий из бисера (игрушки), простых фигурок.
Практика: подготовка рабочих мест. Работа со схемой рисунка по бисероплетению. Выполнение плоской бисерной игрушки: стрекоза, божья коровка, арбуз, листочек, цветок, клубника, яблочко, зайка, принц, принцесса, корона, замок, бабочка, попугай, собачка, рыбка, ящерица, лягушка, морской конек, морская ракушка, морские водоросли, ёлочка, Снегурочка, снеговик, снежинка, паутинка, комарик, поезд, самолетик от простого к сложному, по технологии параллельного низания, низания кольцом, крестиком, разновидностями петель, а также особенности переходов и закрепок. Вопросы обучающихся в процессе занятия. Инструктаж по технике безопасности.
Форма занятия: групповая., комбинированная, практикум, игра.
Форма контроля: просмотр.
Раздел 2.2. Итоговое занятие.
Теория: анализ выполненной работы. Освоение навыков проведения выставки.
Практика: просмотр работ учащимися, замечания по технике исполнения и обработке образцов. составление тематических, сюжетных композиций из поделок, выполненных на занятиях, с использованием дополнительных атрибутов из текстильных, бросовых, природных и др. материалов, подбор эпиграфов. Подведение итогов первого полугодия. Фотосессия.
Форма занятия: выставка- презентация, групповая.
Форма контроля: просмотр.
Раздел 3. Простейшие швы.
Теория: введение. Беседа на тему: «Области применение простых швов». Освоение способов и приёмов вышивки простейшими швами по образцу (карте) и способы закрепки и оформления изделий. Простейшие швы: наметочный, бисерный стебельчатый, тамбурный, в прикреп, петельный, тамбурный, полу крест, крест, козлик, узелки, ёлочка. Инструктаж по Т.Б.
Инструктаж по технике безопасности. Выбор игл, ткани, ниток различных цветов и оттенков для вышивания.
Практика: подготовка рабочих мест; выбор рисунка и перевод его на ткань использование наглядных материалов, инструментов и схем; получение заданий; подбор материала для образца (картон, ткань); выполнение заданий; контроль выполнения швов. Выполнение образцов простых швов (наметочный, бисерный стебельчатый, тамбурный, в прикреп, петельный, тамбурный, полу крест, крест, козлик, узелки, ёлочка) на материале на изделиях (салфетка, сумочка, платочек, мешочек, игрушка, панно, дорожка, аксессуары и т.д.) с усложнением заданий.
Форма занятия: групповая, комбинированная, практикум.
Форма контроля: просмотр.
Раздел 3.1. Изучение техники швов.
Теория: работа со схемой. Подбор цветового решения. Освоение способов и приёмов вышивки простейшими швами по образцу (карте) Способы переходов, закрепок. Техника исполнения простейших швов: наметочный, бисерный, стебельчатый, тамбурный, в прикреп, петельный, тамбурный, полу крест, крест, козлик, узелки, ёлочка.
Инструктаж по технике безопасности. Выбор игл, ткани, ниток различных цветов и оттенков для вышивания.
Практика: подготовка рабочих мест; наглядных материалов, инструментов и схем; подбор материала для образца (картон, ткань); выполнение задания; контроль выполнения швов. Раскрытие темы в рассказе и представлении наглядного материала. Выполнение образцов простых швов (наметочный, бисерный стебельчатый, тамбурный, в прикреп, петельный, тамбурный, полу крест, крест, козлик, узелки, ёлочка) на материале (картон, ткань).
Форма занятия: групповая, комбинированная, практикум.
Форма контроля: просмотр.
Раздел 3.2. Эскиз. Подготовка материалов.
Теория: раскрытие темы в виде выставки-презентации декоративно – прикладного искусства темы: «Вышивка простыми швами» с демонстрацией выставочных работ из фонда кружка, таблиц, схем, дидактической литературы. Рассказ учителя о роли простых швов в вышивке в целом. Выявление творческих интересов учащихся. Понятие «вышивка» как вид декоративно – прикладного искусства. Орнамент. Применение учащимися знаний о основных, составных и дополнительных цвета и их сочетание. Значение цвета в композиционном решении с использованием средств наглядности (плакаты и др.).
Особенности работы с материалами (тканью, изготовлением сколка, копировальной бумагой, рисунком, схемами, ножницами).
Практика: разработка эскиза изделия. Выбор рисунка, схемы. Работа со схемой рисунка по вышивке простыми швами в альбоме. Подбор цветового решения. Перевод рисунка на ткань. Вопросы обучающихся, обмен мнениями. Инструктаж по технике безопасности.
Форма занятия: выставка- презентация, групповая, комбинированная, практикум.
Форма контроля: выставка.
Раздел 3.3. Изготовление декоративной работы.
Теория: беседа на тему: «Применение способов и приёмов вышивки простейшими швами по образцу на изделиях на выбор учащихся: (салфетка, сумочка, платочек, мешочек, игрушка, панно, дорожка, аксессуары и т.д.)». Простейшие швы: наметочный, бисерный стебельчатый, тамбурный, в прикреп, петельный, тамбурный, полу крест, крест, козлик, узелки, ёлочка.
Выбор игл, ткани, ниток различных цветов и оттенков для вышивания. Способы закрепки и оформления изделий. Инструктаж по технике безопасности.
Практика: организация рабочего места; выполнение задания темы простых швов (наметочный, бисерный стебельчатый, тамбурный, в прикреп, петельный, тамбурный, полу крест, крест, козлик, узелки, ёлочка) на изделиях (салфетка, сумочка, платочек, мешочек, игрушка, панно, дорожка, аксессуары и т.д.). Вопросы обучающихся, обмен мнениями.
Форма занятия: групповая, комбинированная, практикум.
Форма контроля: просмотр.
Раздел 3.4. Итоговое занятие.
Теория: понятие композиционного расположения выставочного материала при проведении выставки работ учащихся. Анализ выполненной работы. Освоение навыков проведения выставки.
Практика: просмотр, анализ выполненной работы. Освоение навыков проведения выставки творческих работ учащихся. Обсуждение в группе. Фотосессия. Подведение итогов.
Форма занятия: выставка- презентация, групповая.
Форма контроля: просмотр.
Раздел 4. Итоговое занятие по курсу.
Теория: подведение итогов первого года обучения. Тестирование.
Практика: выполнение тестирования; обсуждение тестирования; акцентирование проблем и достижений обучаемых; подведение итогов.
Форма занятия: групповая.
Форма контроля: выставка, тестирование.
Раздел 5. Мероприятие по развитию личности учащихся.
Теория: плановые экскурсии в выставочные залы ДЮЦ и городские выставочные залы; занятия – театрализации; занятия – праздники, викторины и тематические вечера общения, встречи с интересными людьми.
Практика: экскурсии в выставочные залы МОУДЮЦ Волгограда: городской конкурс творческих работ: «Теремок сказок»; выставка-конкурс творческих работ «Герои своего времени».
Экскурсии в городские выставочные залы: занятие «Экскурсия в музей боевой славы»; «Экскурсия в краеведческий музей».
Экскурсии с краеведческим компонентом: занятие- «Экскурсия в Свято-Духов монастырь»; занятие- «Экскурсия в Казанский собор».
Занятия – театрализации: «Праздник рождества»; «Масленица»; «Пасхальная радость»; «Скоро лето».
Формы занятий: экскурсия, занятие– театрализация; занятие – праздник, викторина, встреча.
Содержание учебного плана 2 года обучения
Раздел 1. Введение. Знакомство с образцами и каталогами.
Теория: содержание и объём второго года обучения. Цели и задачи курса. Расширение знаний и умений, полученных учащимися на первом году обучения с добавлением новых, ранее не используемых техник: «Объёмное бисероплетение» и вышивка «Русская гладь» с её богатством приёмов и способов изображения и нанесения стежков на изделие декоративно – прикладного творчества. Базовый уровень. Знакомство с образцами и каталогами, литературой и оборудованием. Инструменты и материалы, применяемые в декоративно – прикладном творчестве: (пяльцы, проволока, леска, иглы, ножницы, шило). Осуществление образовательного процесса: раскрытие темы в виде выставки-презентации декоративно – прикладного искусства вышивки: «Русская гладь» и «Объёмное бисероплетение» с демонстрацией выставочных работ из фонда кружка, каталогов, обучающей литературы, и оборудования, а также инструментов и материалов, применяемых в декоративно – прикладном творчестве Объяснение техник, технологий и способов изготовления работ. Ответы педагога на вопросы обучающихся, обмен мнениями. Выявление творческих интересов, обучающихся. Инструктаж по технике безопасности.
Практика: восприятие нового материала. Выявление творческих интересов. Вопросы обучающихся, обмен мнениями.
Форма занятия: выставка- презентация, групповое.
Форма контроля: выставка.
Раздел 2. Объёмное бисероплетение.
Теория: беседа. Понятие техники изготовления объемных изделий из бисера. Способы низаний, переходов, закрепок. Подбор цветового решения, правила работы с материалами. Цвет. Композиция.
Практика: организация рабочего места; выполнение задания темы объёмное бисероплетение, изделий (игрушка, аксессуары и пр.), способов низаний, а также особенности переходов и закрепок. Использование техники параллельного низания, кольцом, крестиком, разновидностями петель. Выбор цветового решения, правила работы с материалами. Инструктажа по технике безопасности. Вопросы учащихся в процессе занятия.
Форма занятия: практикум, групповое.
Форма контроля: просмотр.
Тема 2.1. Объёмная игрушка, цветы, аксессуары.
Теория: основные понятия новой темы; основные сведения по плетению изделий из бисера средней сложности исполнения по образцам, схемам и наглядным пособиям: игрушка объёмная (герои сказок), аксессуары, цветы. Техники объёмного низания, плетения на леске и нити. Подбор цветового и орнаментального решения. Правила работы с материалом. Способы закрепления изделия из проволоки и нити. Формирование образного мышления, чувства гармонии.
Практика: организация рабочего места; выполнение изделий объемной игрушки, цветов и бисероплетение и аксессуаров по технологии: стрекоза, божья коровка, арбуз, листочек, цветок, клубника, яблочко, зайка, принц, принцесса, корона, замок, бабочка, попугай, собачка, рыбка, ящерица, лягушка, морской конек, морская ракушка, ёлочка, Снегурочка, снеговик, снежинка, паутинка, поезд, самолетик, крокодильчик, мышка, браслет, игрушки, цветы: незабудка, колокольчик, клематис, роза, фиалка, аксессуар серьги «Звездочки»; аксессуар кулон «Звездочка»; аксессуар подвески. Инструктаж по технике безопасности.
Форма занятия: практикум, экскурсии.
Форма контроля: просмотр.
2.2. Итоговое занятие.
Теория: выставка работ учащихся; выявление лучших работ в технике объёмного бисероплетения; поощрение учащихся. Контроль знаний и умений учащихся в форме промежуточной выставки с обсуждением работ; акцентирование проблем и достижений, рекомендации по ходу рассмотрения работ; подведение
итогов.
Практика: просмотр работ с обсуждением; составление тематических, сюжетных композиций из поделок, выполненных на занятиях, с использованием дополнительных атрибутов из текстильных, бросовых, природных и др. материалов, подбор эпиграфов. Подведение итогов первого полугодия. Фотосессия.
Форма занятия: групповое, комбинированное.
Форма контроля: просмотр.
Раздел 3. Русская гладь: «Владимирский верхошов»; «Цветная гладь».
Теория: введение. История развития промысла, стилизация форм растений, животных, своеобразие орнаментальных и цветовых решений. Принципы стилизации. Многообразие технологических способов исполнения. Материалы и инструменты, ткани, используемые для конкретных видов вышивки. Воспитание у учащихся понимания народных традиций в цвете, формах и символике вышивки.
Практика: разработка эскиза изделия. Выполнение стилизованной композицию с использованием цветов, бабочек, птиц в альбоме – упрощая и декорируя. Разработка цветового решение. Выбор ткани и нити и материалов для вышивки. Вопросы обучающихся, обмен мнениями. Инструктаж по технике безопасности.
Форма занятия: выставка- презентация, групповое.
Форма контроля: просмотр.
Тема 3.1. «Владимирский верхошов», вышивка на изделиях: игрушка, салфетка, платочек, прихватка, мешочек, панно.
Теория: рассказ об особенностях стилизации форм растений и животных во Владимирской вышивке, особенностях подбора цветового решения, приёмов исполнения, способах нанесения стежков и закрепления нити.
Практика: работа с рисунком для создания новых композиционных решений в альбоме. Перевод рисунка на ткань, выбор ниток для вышивки, закрепка нити и вышивка Владимирскими швами изделий: (прихваток, панно, салфеток, платочков…) с применением техники простых швов, изучаемых ранее. Вопросы обучающихся, обмен мнениями. Инструктаж по технике безопасности.
Форма занятия: практикум, групповая, комбинированная.
Форма контроля: просмотр.
Тема3.2. Цветная гладь, вышивка на изделиях: салфетка, платочек, мешочек, панно.
Теория: рассказ о разнообразии видов вышивки, истории возникновения на Руси, легенды, сказки, пословицы, связанные с её появлением и распространением, сохранившиеся до наших дней. Особенности стилизации форм растений и животных, многообразие цветового решения, приёмы исполнения, способы нанесения стежков и закрепок.
Практика: работа с рисунком в альбоме. Разработка эскиза изделия. Перевод рисунка на ткань, выбор ниток для вышивки, закрепка нити и вышивка цветная гладью изделий: (прихваток, панно, салфеток, платочков…) с применением техники простых швов, изучаемых ранее. Вопросы обучающихся, обмен мнениями. Инструктаж по технике безопасности.
Форма занятия: практикум, групповая, комбинированная.
Форма контроля: просмотр.
Тема 3.3. Итоговое занятие.
Теория: Анализ выполненной работы. Расширение и закрепление навыков проведения выставки.
Практика: просмотр, анализ выполненной работы. закрепление навыков проведения выставки творческих работ. Обсуждение в группе. Фотосессия.
Форма занятия: групповая, комбинированная.
Форма контроля: выставка.
Раздел 4. Мероприятия по развитию личности учащихся.
Теория: экскурсии; занятия – театрализации; занятия – праздники, викторины и тематические вечера общения.
Практика: Экскурсии. Занятие «Экскурсия в музей боевой славы»; «Экскурсия в краеведческий музей».
Экскурсии с краеведческим компонентом: занятие- «Экскурсия в Свято-Духов монастырь»; занятие- «Экскурсия в Казанский собор».
Занятия – театрализации: «Праздник рождества»; «Масленица»; «Пасхальная радость»; «Скоро лето». Викторины и вечера общения по темам: «День знания», «Рождественские праздники», «23 февраля», «8 Марта», «День Победы», «Масленица», «Пасха красная», «Скоро лето».
Формы занятий: экскурсии, занятия– театрализации; занятия – праздники, викторины, встречи.
Содержание учебного плана 3 года обучения.
Раздел 1. Введение. Знакомство с образцами и каталогами.
Теория: введение в тему с использованием методов репродуктивного и проблемного изложения материала. Содержание и объём третьего года обучения. Цели и задачи курса «Бисероплетение аксессуаров на нити» и «Вышивка бисером, блестками, шнуром. Счётные швы». Расширение знаний и умений, полученных учащимися на первом и втором году обучения с добавлением новых, ранее не используемых техник. Углубленный уровень освоения знаний и умений. Знакомство с образцами и каталогами, литературой и оборудованием. Раскрытие темы в виде выставки-презентации декоративно – прикладного искусства вышивки и бисероплетения. Рассказ об истории развития на территории современной России видов декоративно-прикладного творчества, легенды, сказки. Демонстрация выставочных работ из фонда кружка, каталогов, обучающей литературы, и оборудования, а также инструментов и материалов, применяемых в декоративно – прикладном творчестве Объяснение техник, технологий и способов изготовления работ. Ответы педагога на вопросы обучающихся, обмен мнениями. Выявление творческих интересов, обучающихся. Инструктаж по технике безопасности.
Практика: восприятие нового материала. Работа с рисунком для создания новых композиционных решений, отработка навыков стилизации. Орнамент в квадрате. Орнамент в полосе. Орнамент в круге. Работа с таблицами. Цветоведение. Техники и технологии изготовления работ из бисера на леске и нити. Вопросы учащихся.
Форма занятия: групповая, комбинированная.
Форма контроля: просмотр.
Раздел 2. Бисероплетение аксессуаров на нити.
Теория: введение в тему с использованием информационно-рецептивного метода и метода проблемного изложения. Объяснение техник, технологий и способов изготовления работ по теме бисероплетение аксессуаров на нити Ответы педагога на вопросы обучающихся, обмен мнениями. Выявление творческих интересов, обучающихся. Инструктаж по технике безопасности.
Практика: выполнение рисунка с использованием ряда методов, применяемых ранее. Выполнение авторской композиции, используя методы наблюдения и анализа, отработки технических навыков. Применение дидактических материалов - работ из методического фонда, фотографий, альбомов с изображением различных изделий, материалов. Использование выразительных средств бисероплетения. Самостоятельная работа обучающихся над выбором темы, сбором подготовительного материала (зарисовки, эскизы). Выполнение серии эскизов, вариантов декоративной композиции. Устранение типичных ошибок, полученные при работе. Закрепление готового изделия.
Формы занятий: групповая, комбинированная.
Форма контроля: просмотр.
Тема 2.1. Аксессуары на нити.
Теория: история создания украшений из различных материалов в том числе из бисера, бус, жемчуга, стекляруса, драгоценных камней. Содержание материала: «Бисероплетение аксессуаров на нити» в предлагаемом педагогом порядке способами: низания в одну нить; «Цветочек»; «Восьмёрочка»; «Крест»; «Петля»; «Жгут»; «Американский жгут»; «Оплетение кабошонов»; «Мозаичное плетение»; «Кирпичный стежок». Выбор сопутствующего материала нитей, иголок. Знакомство с образцами и каталогами.
Практика: изготовления изделий: ожерелье, браслет, серьги, колечки, кулоны и др. Способы: низание в одну нить; «Цветочек»; «Восьмёрочка»; «Крест»; «Петля»; «Жгут»; «Американский жгут»; «Оплетение кабошонов»; «Мозаичное плетение»; «Кирпичный стежок». Закрепления нитей на изделиях. Техника безопасности.
Формы занятий: групповая, комбинированная.
Форма контроля: просмотр.
Тема 2.2. Итоговое занятие.
Теория: контроль знаний и умений учащихся в форме промежуточной выставки с обсуждением работ; акцентирование проблем и достижений обучаемых; рекомендации по ходу рассмотрения работ; подведение итогов. Фотосессия.
Практика: просмотр, анализ выполненной работы. закрепление навыков проведения выставки творческих работ. Обсуждение в группе. Фотосессия.
Формы занятий: Выставка.
Форма контроля: выставка.
Раздел 3. Вышивка бисером, блёстками, шнуром. Счетные швы.
Теория: выставка. Рассказ об истории счётных швов. Введение в тему с использованием метода проблемного изложения. Правила подбора цветового решения. Рассказ о различных техниках изготовления изделий, вышитых бисером, блёстками, шнуром: (салфетка, панно, сумочка, пояс, кошелёк, кулон). Раскрытие темы в виде объяснений и показа изделий из фонда кружка. Объяснение техник, технологий и способов изготовления работ по теме вышивка бисером, блёстками, шнуром. Счетные швы. Ответы педагога на вопросы обучающихся. Самостоятельная работа обучающихся над выбором темы, Выявление творческих интересов, обучающихся. Инструктаж по технике безопасности.
Практика: выбор цветового решения, выполнение рисунка, выполнение авторской композиции, сбор подготовительного материала (зарисовки, эскизы). Выполнение серии эскизов, вариантов декоративной композиции. Устранение типичных ошибок, полученные при работе. Правила работы с материалами. Вопросы учащихся в процессе занятия.
Форма занятия: групповая, комбинированная.
Форма контроля: просмотр.
Тема 3.1. Изделия: салфетка, сумочка, пояс, кошелёк, кулон.
Теория: содержание материала: вышивка бисером, блестками, шнуром при изготовлении изделий: (салфетка, сумочка, пояс, кошелёк, кулон). Сочетание вышивки с бисероплетением, шитьем шелком, блестками, шнуром, люрексом на изделиях. Способы низаний, переходов, закрепок. Правила работы с материалами.
Практика: выполнение изделий: (салфетка, сумочка, пояс, кошелёк, кулон), с использованием авторских эскизов, выбор материалов, ткани, инструментов. Виды швов и закрепок. Способы укладки шнура. Способы обработки изделия. Чистка изделий. Счётные швы: шов «Крест»; «Роспись»;
«Счетная гладь»; вышивка бисером: «Полу крест»; вышивка блестками; вышивка шнуром.
Формы занятий: групповая, комбинированная.
Форма контроля: просмотр.
Тема 3.2. Итоговое занятие.
Теория: понятие композиционного расположения выставочного материала при проведении выставки работ учащихся.
Практика: визуальный просмотр, анализ выполненной работы, замечания по технике исполнения и обработке образцов. Закрепление навыков проведения выставки творческих работ. Обсуждение в группе.
Формы занятий: групповая, комбинированная.
Форма контроля: выставка.
Раздел 4. Итоговое занятие по курсу.
Теория: обсуждение и оценка работы завершенного года и курса в целом. Торжественное мероприятие в честь окончания курса.
Практика: проведение итоговой выставки и праздничных мероприятий в связи с окончанием курса.
Формы занятий: групповая, комбинированная.
Форма контроля: выставка.
Раздел 5. Мероприятия по развитию личности учащихся.
Теория: знакомства учащихся с историей развития промысла и новыми творческими идеями. Занятие - экскурсия в музей Машкова. Занятие -экскурсия в областной краеведческий музей.
Практика: экскурсии в выставочные залы города, краеведческие экскурсии, посещение творческих коллективов. Родительские собрания, викторины и вечера общения, тематические праздники: «День знания», «День учителя»; «Рождественские праздники», «23 февраля», «8 Марта», «Масленица», «День Победы», «Пасха красная», «Скоро лето».
Формы занятий: групповая, комбинированная.
1.4. Планируемые результаты.
Требования к знаниям и умениям.
Обучающийся 1 года обучения будет уметь:
- работать со схемой рисунка по бисероплетению, способами низаний, переходов, закрепок;
- подбирать цветовое решение, работать с материалами (проволокой, бисером, ножницами);
- выполнятьпростые фигурки, плоские изделия из бисера (игрушка);
- выполнять простые швы: (намёточный шов, шов «змейка», бисерный шов, стебельчатый шов, тамбурный шов, шов в прикреп, шов «Козлик», петельный шов, шов крест, шов полу крест);
-подбирать материал для изделия (картон, нить, ткань);
- выбирать рисунок на ткань;
- работать иглой, шилом, ножницами, леской;
- применять полученные знания в повседневной деятельности.
Обучающийся будет знать:
-технику безопасности и правила поведения в МОУДЮЦ и кабинете;
-виды народных промыслов России - бисероплетение и вышивка;
- начальное цветоведение;
- основы композиции;
-несложные схемы плетения из бисера;
- технику выполнения несложных швов;
- устройство пялец и их разновидности;
- несколько способов закрепок на изделиях.
Личностные:
Учащийся будет проявлять:
- творческую индивидуальность;
-трудолюбие, терпение, усидчивость;
Метапредметные:
Учащийся будет проявлять:
– мотивацию к обучению;
- признаки творческого мышления;
- повышенный уровнь мелкой моторики рук, логического мышления, глазомера;
- коммуникативные способности пребывая в творческом коллективе единомышленников.
- развивать творческие способности посредством работы с различным материалом;
- работать иглой, шилом, ножницами, леской, проволокой, бисером;
- работать с рисунком, схемой;
- выбирать и оценивать понравившиеся экспонаты выставок, культурных и утилитарных предметов арт пространства, что предполагает эстетическое развитие личности ребенка;
- самостоятельно подбирать орнамент к работе и распределять рисунок на ткани;
- выполнять простые швы и плоское бисероплетение.
- развивать посредствам декоративно-прикладного творчества духовно-нравственное составляющее личности.
Обучающийся 2 года обучения будет знать:
- технику безопасности и правила поведения в МОУДЮЦ Волгограда;
- историю происхождения бисероплетения и гладьевой вышивки;
- различные способы бисероплетения средней сложности исполнения в том числе объёмное бисероплетение;
- основные принципы композиционного и цветового решения;
- способы нанесения стежков и закрепление нити;
- композиция вышивки на поверхности изделия, особенности символики;
- принципы оформления изделия;
- способы перевода рисунка на ткань.
Обучающийся 2 года обучения будет уметь:
- работать с рисунком, самостоятельно переводить несложные композиции на ткань;
- подбирать ткань и нитки к предложенным темам;
- распределить на изделии рисунок для вышивки;
- выполнить бисероплетение средней сложности - объёмное бисероплетение;
- выполнить швы гладью в сочетании с простыми швами.
Личностные:
Учащийся будет проявлять:
-трудолюбие, терпение, усидчивость;
-чувство коллективизма.
Метапредметные:
Учащийся будет проявлять:
– мотивацию к обучению;
- признаки творческого мышления;
-признаки повышенного уровня мелкой моторики рук, логического мышления, глазомера;
- заинтересованность на экскурсии с краеведческим компонентом;
- инициативу на викторинах и вечерах общения;
- ответственность в работе над подготовкой к выставке;
- заинтересованность на встречах с интересными людьми.
- интерес и любовь к национальной культуре нашей Родины, её традициям, обычаям, символике.
Обучающийся 3 года обучения будет знать:
-базовые технологические элементы вышивки и бисероплетения, материаловедение;
-историю развития промысла, стилизацию форм, своеобразие орнаментальных и цветовых решений, структуры узора;
-способы перевода рисунка на ткань;
- основы цветоведения;
- основы композиции и орнамента.
-техники, технологии и способы изготовления работ по темам «Бисероплетение аксессуаров на нити»; «Вышивка бисером, блестками, шнуром»;
Обучающийся 3 года обучения будет уметь:
- находить, систематизировать, преобразовывать информацию из разных источников;
- создавать различные по жанру, тематике, технике художественные работы, передавать в них свое отношение к окружающему миру;
- выполнять бисероплетение аксессуаров на нити;
- выполнять изделия: салфетка, сумочка, пояс, кошелёк, кулон;
- выполнять различные способы вышивки бисером самостоятельно по эскизам с частичным авторством или авторским эскизам;
- свободно работать по различным схемам;
- проявлять выдумку и фантазию в работе.
- выполнить 2 или более работы на выставки и конкурсы, проводимые в течение года;
- разрабатывать творческие проекты к своим изделиям с помощью педагога.
- помогать начинающим и отстающим;
- владеть навыками применения полученных знаний на практике.
Личностные:
Учащийся будет проявлять:
- творческое, эстетическое развитие;
- духовно-нравственное воспитание личности посредством декоративно-прикладного творчества;
- уважительное отношение к истории и культуре своего народа и культуре других народов через декоративно – прикладное искусство;
- коммуникационные навыки положительного сотрудничества в коллективе в разных социальных ситуациях.
Метапредметные:
Учащийся будет проявлять:
- мотивацию к обучению прикладному творчеству через различные виды деятельности;
- развитие творческого мышления;
- развитие мелкой моторики рук, логического мышления, глазомера.
- способность оценивать свою работу на занятии;
- способность планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации на занятиях творчеством.
Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий».
2.1. Календарный учебный график.
- количество учебных недель I полугодие 16 недель, II полугодие 20 недель,
- продолжительность каникул 90 дней,
Календарный учебный график программы «Художественная вышивка и бисероплетение» составляется в соответствии с годовым календарным учебным графиком муниципального учреждения дополнительного образования «Детско-юношеский центр Волгограда» ежегодно.
2.2. Условия реализации программы.
Для реализации программы «Художественная вышивка и бисероплетение» используется просторное помещение с широкими окнами, оснащенное необходимым оборудованием для занятий кружка.
Организация внутреннего пространства соответствует характеру работ и построено по принципу целесообразности.
Сначала учащиеся попадают в учебное помещение, которое делится:
-зона работы за столом для учащихся;
-зона для учителя;
-подоконники;
-зона размещения наглядных пособий и библиотеки.
Освещение в помещении естественное и совмещённое.
Наличие подсобного помещения приветствуется.
Информационное обеспечение.
Информационное обеспечение: аудио, видео, фото и интернет источники. Семинары (городские, областные, региональные). Библиотеки города. Встречи с коллегами.
2.3. Формы аттестации.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: журнал посещаемости, материал анкетирования и тестирования, отзыв детей и родителей, грамоты, дипломы, благодарственные письма.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: просмотр, анализ работы, готовое изделие, выставка, праздник, фестиваль.
2.4. Оценочные материалы.
В течение учебного года осуществляется диагностика усвоения образовательной программы (контроль знаний учащихся). Контроль знаний, умений и навыков, учащихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.
Программа предусматривает текущий контроль и промежуточный контр
Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить промежуточные просмотры по разделам программы (текущий контроль). Текущий контроль успеваемости учащихся в форме мини выставок, игры и творческой отчётной выставки для обучающихся второго и третьего годов обучения.
Промежуточный контроль проводится в виде тестирования для детей 1г.о. (вопросы тестирования прилагаются). Контроль проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде творческого просмотра по окончании каждого учебного года.
Критерии оценок.
По результатам промежуточной аттестации выявляются уровни усвоения материала: высокий, средний, низкий.
высокий: работа выполнена в полном объеме, без технологических ошибок, аккуратно, были проявлены фантазия и самостоятельность;
средний: работа выполнена в полном объеме, но есть технологические ошибки;
низкий: работа выполнена не в полном объеме, с ошибками
По результатам тестирования для 1года обучения выставляются оценки за правильные ответы:
90 -100% - высокий;
70 – 80% - средний;
30 -50% - низкий.
Такие формы работы как выставки, праздники, открытые занятия, конкурсы и др. также позволяют увидеть достижения детей в творческой деятельности. Все творческие работы обсуждаются и оцениваются по критериям оценки творческих работ на городских, областных, региональных, международных конкурсах по декоративно – прикладному творчеству.
Критерии оценки работ:
- декоративность (композиция, форма, цвет, декоративные элементы);
- содержательность (полнота реализации в замысле знаний, полученных в процессе восприятия);
- индивидуальность (авторская позиция, фантазия, новизна в рамках традиций).
2.5. Методические материалы.
Методы обучения.
Для реализации программы используются разнообразные методы обучения. Использование метода копирования по образцу применяется в основном в темах преподавания нового материала, большая доля которого сконцентрирована на 1 году обучения. Бисероплетение плоское и вышивка простыми швами на этом этапе необходимы для усвоения основных средств передачи изображения для начинающих.
Такие упражнения как параллельное нанизывание или вышивка простыми швами по образцу, осваиваются репродуктивным методом. Особенно эффективно применяются репродуктивные методы в тех случаях, когда содержание учебного материала носит преимущественно информативный характер, представляет собой описание способов практических действий, является весьма сложным или новым для того, чтобы ученики могли осуществить самостоятельный поиск знаний.
В целом же репродуктивные методы обучения не позволяют в должной мере развивать творческое мышление учащихся, и особенно самостоятельность, гибкость мышления; формировать у учеников навыки поисковой деятельности.
Одними репродуктивными методами невозможно успешно развивать и такие качества личности, как творческий подход к делу, самостоятельность. Все это требует применять наряду с ними еще и методы обучения, обеспечивающие активную поисковую деятельность учащихся.
Обучение в кружке на втором, а особенно на третьем году обучения, когда в арсенале обучающихся уже накоплен багаж знаний и умений, требует применения проблемно-поисковых методов обучения.
При использовании проблемно-поисковых методов обучения преподаватель использует такие приемы:
— создает проблемную ситуацию (ставит вопросы, предлагает задачу),
— организует коллективное обсуждение возможных подходов к разрешению проблемной ситуации,
— подтверждает правильность выводов,
— выдвигает готовое проблемное задание.
Учащиеся, основываясь на прежнем опыте и знаниях:
— высказывают предположения о путях разрешения проблемной ситуации,
— обобщают ранее приобретенные знания,
— выбирают наиболее рациональный вариант разрешения проблемной ситуации.
Проблемно-поисковые методы обучения применяются на практике также с помощью словесных, наглядных и практических методов обучения. К ним также можно отнести методы:
— проблемного изложения учебного материала,
— проблемных и эвристических бесед,
— проблемно-поисковых практических работ,
— работ исследовательского вида.
Проблемно-поисковые методы применяются преимущественно с целью развития навыков творческой учебно-познавательной деятельности, они способствуют более осмысленному и самостоятельному овладению знаниями.
Особенно эффективно применяются эти методы в случаях, когда:
— когда содержание учебного материала не является принципиально новым, а логически продолжает ранее изученное, на базе которого учащиеся могут сделать самостоятельные шаги в поиске новых знаний.
Практические показы приёмов работы сопровождаются устным объяснением, рассказом, демонстрацией, иллюстрацией.
Большое значение имеет метод коррекции и контроля.
Подготовка к конкурсам и участие в творческих проектах позволяет детям лучше узнать друг друга, воспитывает чувства коллективизма.
Широко применяется метод наставничества, когда обучающиеся 2-го и 3-го годов обучения, уже имеющие опыт работы, помогают начинающим.
Методика каждого года обучения предусматривает изменение способов передачи информации и приёмов освоения изучаемого материала
- 1-й год: плоское бисероплетение; простые швы;
- 2-й год: объёмное бисероплетение; приёмы глади;
-3-й год: бисероплетение аксессуаров; вышивка бисером, блестками, шнуром, счётные швы.
Такие методы, как: словесный, наглядный практический; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский проблемный; игровой, дискуссионный, проектный и др., способствуют более прочному усвоению материала. А методы убеждение, поощрения стимулирование, мотивации способствуют воспитанию и развитию личности ребёнка.
Формы организации образовательного процесса: индивидуально-групповая и групповая. В соответствии с учебным планом в объединении по интересам, контингент групп каждого года обучения может быть представлен детьми одной или разновозрастной категорией детей (Приложение 1) и являться основным составом кружка. Состав группы постоянный.
Формы организации учебного занятия: беседа, встреча с интересными людьми, выставка, галерея, защита проектов, игра, конкурс, конференция, мастер-класс, «мозговой штурм» открытое занятие, посиделки, поход, праздник, практическое занятие, презентация, творческая мастерская, экскурсия, ярмарка.
Педагогические технологии.
Существуют технологии, в которых достижение творческого уровня является приоритетной целью. Наиболее плодотворной является «Технология коллективной творческой деятельности», основанные на принципах:
- социально-полезная направленность деятельности педагога и детей;
- сотрудничество педагога и обучающегося;
- сотворчество.
Цели технологии: формирование мышления обучающихся, подготовка их к решению нестандартных задач в различных областях деятельности, обучение творческой деятельности выявить, развитие творческих способностей детей и приобщение их к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт, который можно фиксировать (изделие, модель, макет, и т.п.).
Воспитание общественно-активной творческой личности, а технология коллективной творческой деятельности предполагает такую организацию совместной деятельности, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе конкретного дела.
Мотивом деятельности учащихся является стремление к самовыражению и самоусовершенствованию. Коллективные творческие дела – это социальное творчество, направленное на служение людям. Их содержание – забота о близких, друзьях и просто о людях в конкретных практических социальных ситуациях. Творческая деятельность в разновозрастных группах направлена на поиск, изобретение и имеет социальную значимость. Основной метод обучения – диалог. Главная методическая особенность – субъектная позиция личности.
Черты технологии творчества: свободные группы, в которых ребенок чувствует себя раскованно; педагогика сотрудничества, сотворчества; применение методик коллективной работы: игра, творческая дискуссия; стремление к творчеству, самовыражению, самореализации.
Учебные помещения создаются как творческие мастерские (художественного или прикладного творчества), в которых учащиеся, независимо от возраста получают начальную профессиональную подготовку.
Оценивание результатов – похвала за инициативу, публикация работы, выставка, награждение и др. Для оценивания результатов разрабатываются специальные творческие книжки или портфолио, где отмечаются достижения и успехи.
Алгоритм учебного занятия.
Комбинированное занятие:
- организационный момент;
- объяснение материала;
- практическая часть;
- контроль и коррекция;
- подведение итогов.
Для реализации образовательного процесса используются средства:
инструменты и материалы для бисероплетения и вышивки: (пяльцы, ножницы, ткань, проволока, картон, леска, игла, нить, бисер); образцы изделий; образцы вышивок, литература и конспекты по вышивке и бисероплетению; иллюстрации, технологические карты; аудио и видео аппаратура, интернет; фото с выставок декоративно-прикладного творчества; тематические журналы, схемы, рисунки.
Список основной учебной литературы:
-Азбука бисероплетения, «Практическое пособие», Петербург, 2018 г.
-Основы мастерства бисероплетения. И.А. Лукашова, «Авесонт», Ульяновск, 2017.
-Библия бисероплетения / Д.В.Лиско, Н.Л. Лиско. – Москва: Издательство АСТ, 2016. -192с.:-(Библия рукоделия).
-Основы художественного ремесла. М. Ляукина., Москва, «АСТ-пресс», 2018г.
-Шьем веселый зоопарк- М.: Айрис-пресс, 20019-192 с.:ил+цв. Вклейка 16с. – (Внимание: дети!).
-Бисер. Энциклопедия вышивки. – ОЛМА Меда Групп, 2018. -256 с., ил.
-Картины и панно. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги»; ООО Издательство «Ниола-Пресс», 2018. -96с.: цв. ил. – (Серия «Мастер-класс по бисеру»).
Список дополнительной учебной литературы:
- Фигурки из бисера. Изд. «Культура и традиции», Тверь, 2018.
- Звезды и ангелы из бисера. –М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2015. - 64с.: цв.ил. – (Рождественская коллекция).
- Снежинки из бусин, бисера и стекляруса: Практическое руководство/ Пер. с. Нем – м.: Издательство «Ниола – Пресс», 2019. – 64с.: ил.- (Умелые руки).
- Цветы из бисера. Под ред. М. Федотова, Г. Валюх, Тверь, 2014.
- Цветы из бисера «Культура и традиции», М., 2014.
- Тестирование учащихся 1 года обучения.
Список наглядного материала:
- каталог PANNA, Москва, «Гамма», 2016. - 176с.
- картины – фонд творческих работ учащихся;
- схемы, сгруппированные по тематике;
- таблицы по темам программы;
- аппликации: набор упражнений для каждого учащегося;
- тематические папки упражнений;
- изделия народных промыслов.
Список электронных источников и Интернет-ресурсов:
-Информационно - методическая разработка экскурсии: «Путешествие по Царицыну».
-Информационно - рекомендательные материалы по проведению мероприятий посвященных масленой неделе «Честная госпожа Масленица.
-Информационно - рекомендательные материалы по проведению мероприятий посвященных святочной неделе «Святки идут».
-Интернет ресурсы:
- bisero-mania.ru; - womanadvice.ru; - podelkin - dom.ru; - vishivashka.ru; - vnitkah.ru; | - VseHobby.ru; - mirbisera.blogspot; - www.igla.ru; - www.leonardo.ru; - www.mirbisera.com. |
4. Приложения
(Приложение 1).
Схема двухуровневого обучения:
1 год обучения
1уровень сложности дошкольный и младший школьный возраст
2уровень сложности средний школьный возраст
2уровень сложности средний школьный возраст
3 год обучения
1уровень сложности младший школьный возраст
2уровень сложности средний школьный возраст
2 год обучения
(ПРИЛОЖЕНИЕ 2)
Тестирование учащихся 1 года обучения.
1. Что такое бисер?
а – материал для творчества, в виде мелких шариков из стекла или пластмассы со сквозными отверстиями внутри
б – маленькие кружочки;
в – мелкие стекляшки.
2. Из чего изготавливают бисер?
а - бумага;
б - дерево;
в - стекло, пластмасса керамические материалы;
г - железо;
д - пластилин;
е - ягода
3. Какого вида бисера НЕ существует?
а - рубка (рубленый бисер);
б - резка (резаный бисер);
в - стеклярус.
4. Какую форму может иметь бисер?
а – разную (круглый, овальный, шестиугольный…)
б – только круглый
в - только шаровидный
5. Материал для нанизывания бисера, придающий изделию любую форму: а – леска;
б - швейные нитки;
в - нитки мулине;
г - проволока
6.Форма стекляруса:
а - круг;
б - трубочка;
в - звездочка.
7.Что еще используют для плетения бисером вместо проволоки?
а - трос;
б - леску, капроновую нить;
в - провод.
8. Где применяют бисер?
а- украшения одежды и быта;
б- игры маленьких детей.
9. Для чего существует вышивка?
а - украшения одежды и быта;
б - хвалиться подружкам;
в - украшать стены.
10. К простым швам относят швы:
А - наметочный, бисерный, стебельчатый, тамбурный…
б - косичкой;
в - цветочком;
г - столбик.
11.В каких веках возникает вышивка?
а – 9-11;
б - 10-14;
в - 6 -8;
г.-19-20.
12.Какой шов выполняется по прямой линии или изогнутой линии движением иглы справа налево?
а - назад иголкой;
б - вперёд иголку;
в – шнурок;
г – тамбурный.
13. Виды вышивки гладью?
а - гладь рококо, в прикреп;
б - гладь художественная, двусторанняя;
в – гладь - в прикреп, тамбурная;
г - гладь стебельчатая, в прикреп.
14. Каких птиц вышивали на свадебных полотенцах?
а – голубей;
б – орлов;
в - птиц-пав;
г - птицу - Сирин.
15. Какие цвета являются основными в вышивке?
а - белый, синий;
б - чёрный, золотой, красный;
в - красный, желтый, зелёный;
г - чёрный, синий, белый.
16. Какой шов напоминает плетение прутьями, поэтому применяют его в вышивании корзин?
а – штопка;
б - рококо;
в - шнурок;
г - тамбурный.
17. В какой последовательности развивались способы вышивания?
а - промышленный, машинный, ручной, компьютерный;
б - ручной, компьютерный, машинный, промышленный;
в - ручной, промышленный, машинный, компьютерный;
г - ручной, машинный, компьютерный, промышленный.
18. Какой шов выполняется на основе шва "назад иголку"?
а - рококо;
б - штопка;
в – двусторонняя гладь;
г.-петля в прикреп.
19. Как называется инструмент для удерживания ткани в натянутом состоянии?
а - пяльцы;
б - тиски;
в - напёрсток;
г - катушка.
20. Как называется ткань для вышивания крестом?
а – вышивка;
б – канва;
в – мулине;
г – напёрсток.