Выступление «Трудовое воспитание как основа реализации модели агрошколы»

2
0
Материал опубликован 20 January 2018

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Сергеевская средняя общеобразовательная школа

Благовещенского района Амурской области

Трудовое воспитание как основа реализации модели агрошколы.

Рано или поздно в жизни каждого школьника наступает такой момент, ког­да он всерьез задумывается: «Кем быть?» Сегодняшние сельские школьники - это потенциальные абитуриенты сельскохо­зяйственных вузов, агрошкол, сельско­хозяйственных профессиональных учи­лищ. Они - будущее профессиональное сообщество специалистов-аграриев, сель­ской интеллигенции, трудовых резервов села. Поэтому столь важной стала миссия современной сельской школы, ее новое предназначение - так построить процесс обучения и воспитания детей, чтобы они обязательно вернулись в родное село, где могли жить и работать.

Совершенствование трудового обучения и воспитания проходит через эффективное использование возможностей ученических производственных бригад, которые явля­ются кузницами, где закаливаются дет­ские души.

Ученическая производственная бри­гада Сергеевской школы Благовещен­ского района начала свою работу в да­леком 1957 году, когда по всей стране организовывались трудовые ученические объединения. Первоначально в бригаде были звенья механизаторов и полеводов, а в 1958 году образовалось звено живот­новодов.

Члены звена на протяжении многих лет (с 1958 по 1992 год) работали в летнее время на животноводческом комплексе, подменяли доярок, готовили помещения к зимовке, заготавливали витаминное сено для новорожденных телят, помогали те­лятницам ухаживать за: молодняком. На животноводческом комплексе был свой учебный класс.

Большое внимание уделялось опытни­ческой работе. С 1975 по 1980 годы по заданию областной станции юннатов и Благовещенского сельскохозяйственного института школьники проводили опыт с кормовым биомицином. Опыт был внедрен в производство сельскохозяйственных предприятий Благовещенского района. Ре­зультаты опыта были оформлены на Вы­ставке достижений народного хозяйства. С 1980 по 1982 год проводился опыт «Вли­яние витаминной муки на рост и развитие молодняка».

6 марта 1981 года в Сергеевской школе состоялся праздник «Везде, где советский живет человек, он Родину славит трудом». На этом празднике 8 учащимся шко­лы были вручены медали «Юный участ­ник ВДНХ г. Москвы» и 8 удостоверений участника ВДНХ.

Параллельно с животноводческим зве­ном работало звено полеводов. Особенно большую помощь ученическое полеводче­ское звено оказывало во время посевной, в период прополки и уборки овощей.

В распоряжение ученической произ­водственной бригады совхозом была вы­делена техника и земля. Пять гектаров засаживали картофелем, один гектар свеклой и морковью. Ребята сами вы­полняли все работы по выращиванию этих культур: сеяли, обрабатывали, со­бирали урожай. УПБ имела и свою тех­нику: тракторы МТЗ-80, ЮМЗ, Т-40, плуг и культиватор, автомобиль ГАЗ-52. В 1988 году совхоз «Сергеевский» пода­рил бригаде трактор ДТ-75. Под руководством мастера ребята сами ремонти­ровали технику.

В 1995 году в распоряжение школьни­ков было передано в бессрочное пользова­ние 10 га земли, которую помогало обраба­тывать хозяйство.

С этого времени ученическая производ­ственная бригада «Рассвет» (УПБ) стала ор­ганической частью учебно-воспитательного процесса в школе. Бригада самостоятельно выполняет весь комплекс агротехнических и производственных работ во всех струк­турных подразделениях. УПБ полностью технологически, финансово-экономически обеспечивает свою деятельность и реализует производимую продукцию.

Путь создания системы трудового обу­чения и воспитания через УПБ был тру­ден, насыщен творческим поиском, от­стаиванием своих интересов и убеждений. Школа прошла его - от УПБ, выполняю­щей подсобные работы в полевой бригаде совхоза, до получения земли в собствен­ность и полной хозяйственной самостоя­тельности.

УПБ строит свою деятельность на основе бизнес-плана, технологических карт, сево­оборота, имеет научно-производственную, опытно-экспериментальную направлен­ность. Деятельность ученической произ­водственной бригады расширяет горизон­ты для развития творческого мышления учащихся, так как они охвачены работой на земле, требующей неразрывности и вза­имосвязи знания, труда, творчества, ис­следования, поиска.

В настоящее время основу производствен­ной деятельности УПБ составляет школьное сельскохозяйственное предприятие по вы­ращиванию картофеля, которое имеет 5 га земли, учебно-опытный участок, который площадью 0,37 га земли. УПБ - это основ­ное место для закрепления трудовых и про­фессиональных навыков по специальности «тракторист». Весь цикл работ осуществля­ется школьниками самостоятельно. Бригада имеет свою технику, что значительно облег­чает выполнение основных видов сельскохо­зяйственных работ.

Имея неплохую материальную базу, члены бригады оказывают услуги местному населению в перевозке грузов, вспаш­ке, культивации, бороновании огородов. Престарелым односельчанам и инвалидам оказывается благотворительная помощь.

Организация трудовой деятельности в УПБ имеет свои особенности для каждого возраста.

В ученической производственной бри­гаде действует самоуправление. Непосред­ственное руководство осуществляет совет бригады во главе с бригадиром, избирае­мым общим собранием. Бригадир имеет двух помощников: один отвечает за рас­пределение фронта работы между звенья­ми, за результаты работы бригады в целом; второй руководит культурно-досуговой де­ятельностью, совместно с членами УПБ планирует и организует отдых членов бри­гады: массовые мероприятия, спортивные соревнования, выставки, походы, поездки, конкурсы.

Члены совета бригады формируют зве­нья, составляют графики работы учащихся, определяют виды, сроки работ, объемы производства и реализации продукции. В бригаде трудятся ребята с 8 по 10 класс, не имеющие медицинских противопоказаний. Всего 6 звеньев: звено полеводов звено овощеводов, звено механизаторов, ' ремонтно-строительных звена, звено вожатых. Зачисление в бригаду осуществляется на основании личного заявления обучающегося при согласии его родителей.

Результаты деятельности УПБ широко используются в учебном и воспитательном процессе. Итоговые результаты доводятся до сведения всего коллектива учеников, учителей школы, родителей. Результаты опытнической работы анализируются на уроках биологии, географии, природоведения, физики, химии. Большое внимание уделяется профориентационной работе. Учащиеся, пройдя школу УПБ, поступают в ДальГАУ на экономический факультет, агрономический факультет, факультет механизации сельского хозяйства (за 5 лет поступило 16 выпускников).

В течение последних четырех лет членами бригады были заложены опыты: «Изучение сортов моркови», «Влияние густоты посева на урожай корнеплодов», «Изучение сортов картофеля», «Влияние окучивания на урожай картофеля», «Вли­яние подкормки и яровизации на урожай картофеля», «Влияние посадочного мате­риала на урожайность картофеля», «Срав­нительный анализ сроков посадки карто­феля», «Влияние способов резки клубней картофеля на его урожайность», «Влияние массы клубней и схемы посадки на уро­жай картофеля».

Благодаря собственным продуктам улучшилось питание в школьной столо­вой, на заработанные средства ремонти­руется здание школы, благоустраивается территория, приобретается музыкальная аппаратура, компьютеры, школьная ме­бель, спортивные тренажеры. Техническое и методическое переоснащение школы на заработанные средства во многом способ­ствуют дальнейшему росту уровня обра­зования. О качестве усваиваемых знаний говорит тот факт, что из года в год школь­ники занимают призовые места на район­ных олимпиадах, ведут научно-исследовательскую работу в области географии, биологии.

Работа ученической производственной бригады «Рассвет» организована в соот­ветствии с нормами и правилами охраны труда. Учениками и их наставниками со­блюдаются все правила техники безопас­ности. Случаев травматизма не было.

При разработке бизнес-плана учитыва­ется, что продукция овощеводства и поле­водства реализуется так же населению и работникам школы. Цены на продукцию устанавливаются в зависимости от плате­жеспособного спроса, а также от сложив­шегося уровня цен на рынке.

Цикл работы бригады - круглогодич­ный. В течение первой четверти учащиеся заняты на уборке выращенного урожая, заготовкой семян, реализацией продук­ции, планированием работы на следую­щий сезон. Во второй, третьей четвертях ведется теоретическая подготовка уча­щихся к работе на учебно-опытном участ­ке; старшеклассники осваивают теорию по работе на тракторе с прицепной техни­кой, занимаются ремонтом. В четвертой четверти учащиеся выращивают рассаду, готовят почву, проводят посев и посадку овощей и картофеля. Начальное и среднее звено трудятся на учебно-опытном участ­ке, а старшеклассники - в поле.

Результаты деятельности УПБ широко используются в учебном и воспитатель­ном процессе в школе: опытническая ра­бота анализируется на уроках биологии, географии, природоведения; из образцов овощных и посевных культур изготавли­ваются наглядные пособия, которые ши­роко используются в учебном процессе.

Члены УПБ неоднократно принимали участие в областных слетах ученических производственных бригад, где занимали призовые места.

В 2009 году бригада получила поддерж­ку более чем на 20 ООО рублей, участвуя в областном конкурсе бизнес-планов. На эти деньги были приобретены запасные части и ГСМ.

В 2010 году ученическая производ­ственная бригада Сергеевской школы Бла­говещенского района, занявшая 4 место на V областном слете УПБ, была награждена фрезой. Приз учредило министерство сель­ского хозяйства Амурской области.

В 2012 году по проекту модернизации сельских школ материально-техническая база школы пополнилась культиватором и картофелекопалкой.

Положительные результаты работы в бригаде подвели педагогический коллек­тив, учащихся и их родителей к созданию аграрной школы, где учащиеся смогли бы постигать азы планирования и организа­ции сельскохозяйственных работ, агро­техники выращивания овощей на своих подворьях, научились получать и распре­делять прибыль, приобрести профессию. Аграрная школа - это и интерес к отече­ственной культуре: возродить село невоз­можно, не приобщив сельских детей к на­родным традициям, праздникам.

Деятельность Агрошколы включает в себя сетевое взаимодействие нескольких школ Благовещенского района. Профиль­ное обучение в данных школах организо­вано посредством сетевого учебного плана. Каждая школа самостоятельно обеспечи­вает ту часть профильного обучения, ко­торую она способна реализовать в рамках своих возможностей. При этом ученики получают образование в двух школах, причем часть курсов они могут осваи­вать дистанционно. Остальную профиль­ную подготовку проходят в Сергеевской школе, являющейся ресурсным центром. Для организации сетевого взаимодействия в школе оборудован кабинет, в котором комфортно проводить занятия по любому учебному курсу. Комплектация кабинета «Сельскохозяйственные машины», уста­новка в нем интерактивного оборудова­ния, приобретение тракторного тренажера стало возможно благодаря средствам, по­лученным в рамках проекта модернизации общего образования.

Организация деятельности школы как ресурсного центра строится на ос­нове взаимодействия следующих обра­зовательных учреждений: Марковской, Гродековской, Волковской школ и отде­ла образования администрации Благове­щенского района с учетом социального заказа, интересов обучающихся, запро­сов их родителей.

Для восьмиклассников и девятикласс­ников этих образовательных учреждений организована сетевая предпрофильная подготовка.

В школе действует модель «Школа - социальный институт», в которую входят следующие структуры:

Гостехнадзор г. Благовещенска - со­действие в получении профессии «Трак­торист-машинист».

ФГБОУ ВПО «ДальГАУ» - квалифи­цированная индивидуальная профориентационная работа.

Амурский аграрный колледж - ор­ганизация опытнической исследователь­ской работы с учетом особенностей почвы и климата местности.

Министерство сельского хозяйства Амурской области - обучение вхождению в целевые программы Амурской области.

Центр занятости населения Амур­ской области - трудоустройство несовер­шеннолетних в каникулярное время.

Семья - взаимодействие в целях про­фессиональной ориентации детей.

Центр детского творчества (ЦДТ) Благовещенского района - использование возможностей ЦДТ для воспитания ува­жения к жителям села.

КФХ «Есин» - для использования материальной базы предприятия при осу­ществлении профессионального обучения.

Создание агрошколы потребовало об­новления содержания образования, вне­дрения новых технологий обучения, оказания помощи обучающимся в про­фессиональном и жизненном самоопре­делении, создания условий для трудовой деятельности.

В начальной школе в 1 классе- в про­грамму преподавания технологии вклю­чены элементы растениеводства, во 2-4 классах включены темы по сельскохозяй­ственному труду (осенние и весенние ра­боты).

Внеурочная деятельность в начальной школе представлена кружками «Юный натуралист» и «Моя первая клумба». Про­водится цикл занятий курса «Мир про­фессий», включающий классные часы со­ответствующей тематики, экскурсии на предприятия, проведение мини-исследований.

В 5-8 классах изучаются правила по­садки и ухода за овощами, технология их выращивания, способы сбора урожая. В этих же классах ведутся предметы по гео­графическому и историческому краеведе­нию.

В 8 классе вводится профессиональ­ная подготовка за счет часов технологии по курсу «Сельхозмашины». Проводится предварительная диагностика сферы ин­тересов и склонностей учащихся с целью определения тематики элективных кур­сов в 9 классе.

В 9 классе предпрофильная подготов­ка направлена на актуализацию процесса профессионального самоопределения уча­щихся, на повышение уровня их психо­логической компетентности, на оказание помощи в формировании у школьников положительного отношения к самому себе, уверенности в себе, развитии на­выков принятия решений, на выработ­ку индивидуального профессионального плана и построение индивидуальной об­разовательной траектории, позволяющих реализовать образ собственного будуще­го. Ведутся элективные курсы: «Решение экономических задач»; «Сельскохозяй­ственные машины» (юноши), «Твой про­фессиональный выбор», «Тайны домаш­него очага» (девушки), информационная работа «Знакомство с учебными заведени­ями области».

Предпрофильная подготовка ориенти­рует обучающихся на агротехнологический профиль.

В ходе проведения занятий осуществля­ется мониторинг потребностей, интересов учащихся в профильном обучении, оцен­ка их готовности к выбору профиля обу­чения.

В течение учебного года ученик в рам­ках предпрофильной подготовки имеет возможность изучить 3 краткосрочных курса по выбору. Обучающимся предлага­ется несколько элективных курсов, охва­тывающих разные образовательные обла­сти.

В 10-11 классах в соответствии с обра­зовательными запросами учащихся и их родителей в школе профильное обучение осуществляется на основе индивидуаль­ных учебных планов. Курсы выбраны для освоения учащимися на основе собствен­ных профессиональных перспектив/Инди­видуальные учебные планы формируются на основе Базисного учебного плана.

Переход к агротехнологическому про­филю осуществляется через проведение элективных учебных курсов: «Физика в сельском хозяйстве», «Основы экономи­ки»; «Право в нашей жизни», «Компью­терное делопроизводство», «Крестьянский вопрос в истории России», «Аграрная политика России 20 века».

Профессиональное обучение осуществля­ется педагогом, имеющим высшее профес­сиональное образование по специальности «Экономист-организатор сельскохозяйствен­ного производства», мастером производственного обучения Богославцем А.В. Курс обучения с 8 по 11 класс.

Чтобы выполнить программу учебного плана профессионального обучения, неко­торые темы курса «Сельскохозяйственные машины» интегрируются с темами по фи­зике, географии, химии, биологии, напри­мер: в 8 классе в курсе физики изучаются следующие темы: тепловое движение, тем­пература, внутренняя энергия, теплопро­водность и конвекция, излучение, расчет количества теплоты при нагревании и ох­лаждении, работа газа и пара при расши­рении, двигатель внутреннего сгорания, паровая турбина, коэффициент полезно­го действия (КПД) теплового двигателя, электрическая цепь и ее составные части. В рамках этих тем на данных уроках рас­сматриваются темы курса «Сельскохо­зяйственные машины»: теплота сгорания топлива, внутренняя энергия двигателя внутреннего сгорания, двигатель внутрен­него сгорания трактора МТЗ-80, КПД дви­гателя внутреннего сгорания, электриче­ская цепь трактора.

Летом 2013 и 2014 гг. на базе Сергеев­ской школы проведены профильные трудо­вые смены для учащихся школ-партнеров. В течение 11 дней с участниками смены проводились занятия по курсу «Сельско­хозяйственные машины», юноши учились обслуживать, водить трактор, работать на станках в столярной и слесарной ма­стерских, с ними проводились занятия по элективным курсам. В мае 2014 года ребя­та успешно сдали экзамены по профессии «Тракторист».

На сегодняшний день педагоги рабо­тают над усовершенствованием электрон­ного учебника по курсу «Сельскохозяй­ственные машины», который в рамках будущего дистанционного обучения по­зволит расширить образовательное про­странство. Ведется работа по расширению связей с фермерскими хозяйствами для ис­пользования их материально-технической базы в целях расширения профессиональ­ных категорий.

Работа агрошколы способствует повы­шению конкурентоспособности и профес­сиональной мобильности выпускников на рынке труда; увеличению количества уча­щихся с профессиональной подготовкой с выдачей прав «Тракторист-машинист»; за­креплению молодых кадров на селе.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.