Выступление «Трудовое воспитание как основа реализации модели агрошколы»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Сергеевская средняя общеобразовательная школа
Благовещенского района Амурской области
Трудовое воспитание как основа реализации модели агрошколы.
Рано или поздно в жизни каждого школьника наступает такой момент, когда он всерьез задумывается: «Кем быть?» Сегодняшние сельские школьники - это потенциальные абитуриенты сельскохозяйственных вузов, агрошкол, сельскохозяйственных профессиональных училищ. Они - будущее профессиональное сообщество специалистов-аграриев, сельской интеллигенции, трудовых резервов села. Поэтому столь важной стала миссия современной сельской школы, ее новое предназначение - так построить процесс обучения и воспитания детей, чтобы они обязательно вернулись в родное село, где могли жить и работать.
Совершенствование трудового обучения и воспитания проходит через эффективное использование возможностей ученических производственных бригад, которые являются кузницами, где закаливаются детские души.
Ученическая производственная бригада Сергеевской школы Благовещенского района начала свою работу в далеком 1957 году, когда по всей стране организовывались трудовые ученические объединения. Первоначально в бригаде были звенья механизаторов и полеводов, а в 1958 году образовалось звено животноводов.
Члены звена на протяжении многих лет (с 1958 по 1992 год) работали в летнее время на животноводческом комплексе, подменяли доярок, готовили помещения к зимовке, заготавливали витаминное сено для новорожденных телят, помогали телятницам ухаживать за: молодняком. На животноводческом комплексе был свой учебный класс.
Большое внимание уделялось опытнической работе. С 1975 по 1980 годы по заданию областной станции юннатов и Благовещенского сельскохозяйственного института школьники проводили опыт с кормовым биомицином. Опыт был внедрен в производство сельскохозяйственных предприятий Благовещенского района. Результаты опыта были оформлены на Выставке достижений народного хозяйства. С 1980 по 1982 год проводился опыт «Влияние витаминной муки на рост и развитие молодняка».
6 марта 1981 года в Сергеевской школе состоялся праздник «Везде, где советский живет человек, он Родину славит трудом». На этом празднике 8 учащимся школы были вручены медали «Юный участник ВДНХ г. Москвы» и 8 удостоверений участника ВДНХ.
Параллельно с животноводческим звеном работало звено полеводов. Особенно большую помощь ученическое полеводческое звено оказывало во время посевной, в период прополки и уборки овощей.
В распоряжение ученической производственной бригады совхозом была выделена техника и земля. Пять гектаров засаживали картофелем, один гектар свеклой и морковью. Ребята сами выполняли все работы по выращиванию этих культур: сеяли, обрабатывали, собирали урожай. УПБ имела и свою технику: тракторы МТЗ-80, ЮМЗ, Т-40, плуг и культиватор, автомобиль ГАЗ-52. В 1988 году совхоз «Сергеевский» подарил бригаде трактор ДТ-75. Под руководством мастера ребята сами ремонтировали технику.
В 1995 году в распоряжение школьников было передано в бессрочное пользование 10 га земли, которую помогало обрабатывать хозяйство.
С этого времени ученическая производственная бригада «Рассвет» (УПБ) стала органической частью учебно-воспитательного процесса в школе. Бригада самостоятельно выполняет весь комплекс агротехнических и производственных работ во всех структурных подразделениях. УПБ полностью технологически, финансово-экономически обеспечивает свою деятельность и реализует производимую продукцию.
Путь создания системы трудового обучения и воспитания через УПБ был труден, насыщен творческим поиском, отстаиванием своих интересов и убеждений. Школа прошла его - от УПБ, выполняющей подсобные работы в полевой бригаде совхоза, до получения земли в собственность и полной хозяйственной самостоятельности.
УПБ строит свою деятельность на основе бизнес-плана, технологических карт, севооборота, имеет научно-производственную, опытно-экспериментальную направленность. Деятельность ученической производственной бригады расширяет горизонты для развития творческого мышления учащихся, так как они охвачены работой на земле, требующей неразрывности и взаимосвязи знания, труда, творчества, исследования, поиска.
В настоящее время основу производственной деятельности УПБ составляет школьное сельскохозяйственное предприятие по выращиванию картофеля, которое имеет 5 га земли, учебно-опытный участок, который площадью 0,37 га земли. УПБ - это основное место для закрепления трудовых и профессиональных навыков по специальности «тракторист». Весь цикл работ осуществляется школьниками самостоятельно. Бригада имеет свою технику, что значительно облегчает выполнение основных видов сельскохозяйственных работ.
Имея неплохую материальную базу, члены бригады оказывают услуги местному населению в перевозке грузов, вспашке, культивации, бороновании огородов. Престарелым односельчанам и инвалидам оказывается благотворительная помощь.
Организация трудовой деятельности в УПБ имеет свои особенности для каждого возраста.
В ученической производственной бригаде действует самоуправление. Непосредственное руководство осуществляет совет бригады во главе с бригадиром, избираемым общим собранием. Бригадир имеет двух помощников: один отвечает за распределение фронта работы между звеньями, за результаты работы бригады в целом; второй руководит культурно-досуговой деятельностью, совместно с членами УПБ планирует и организует отдых членов бригады: массовые мероприятия, спортивные соревнования, выставки, походы, поездки, конкурсы.
Члены совета бригады формируют звенья, составляют графики работы учащихся, определяют виды, сроки работ, объемы производства и реализации продукции. В бригаде трудятся ребята с 8 по 10 класс, не имеющие медицинских противопоказаний. Всего 6 звеньев: звено полеводов звено овощеводов, звено механизаторов, ' ремонтно-строительных звена, звено вожатых. Зачисление в бригаду осуществляется на основании личного заявления обучающегося при согласии его родителей.
Результаты деятельности УПБ широко используются в учебном и воспитательном процессе. Итоговые результаты доводятся до сведения всего коллектива учеников, учителей школы, родителей. Результаты опытнической работы анализируются на уроках биологии, географии, природоведения, физики, химии. Большое внимание уделяется профориентационной работе. Учащиеся, пройдя школу УПБ, поступают в ДальГАУ на экономический факультет, агрономический факультет, факультет механизации сельского хозяйства (за 5 лет поступило 16 выпускников).
В течение последних четырех лет членами бригады были заложены опыты: «Изучение сортов моркови», «Влияние густоты посева на урожай корнеплодов», «Изучение сортов картофеля», «Влияние окучивания на урожай картофеля», «Влияние подкормки и яровизации на урожай картофеля», «Влияние посадочного материала на урожайность картофеля», «Сравнительный анализ сроков посадки картофеля», «Влияние способов резки клубней картофеля на его урожайность», «Влияние массы клубней и схемы посадки на урожай картофеля».
Благодаря собственным продуктам улучшилось питание в школьной столовой, на заработанные средства ремонтируется здание школы, благоустраивается территория, приобретается музыкальная аппаратура, компьютеры, школьная мебель, спортивные тренажеры. Техническое и методическое переоснащение школы на заработанные средства во многом способствуют дальнейшему росту уровня образования. О качестве усваиваемых знаний говорит тот факт, что из года в год школьники занимают призовые места на районных олимпиадах, ведут научно-исследовательскую работу в области географии, биологии.
Работа ученической производственной бригады «Рассвет» организована в соответствии с нормами и правилами охраны труда. Учениками и их наставниками соблюдаются все правила техники безопасности. Случаев травматизма не было.
При разработке бизнес-плана учитывается, что продукция овощеводства и полеводства реализуется так же населению и работникам школы. Цены на продукцию устанавливаются в зависимости от платежеспособного спроса, а также от сложившегося уровня цен на рынке.
Цикл работы бригады - круглогодичный. В течение первой четверти учащиеся заняты на уборке выращенного урожая, заготовкой семян, реализацией продукции, планированием работы на следующий сезон. Во второй, третьей четвертях ведется теоретическая подготовка учащихся к работе на учебно-опытном участке; старшеклассники осваивают теорию по работе на тракторе с прицепной техникой, занимаются ремонтом. В четвертой четверти учащиеся выращивают рассаду, готовят почву, проводят посев и посадку овощей и картофеля. Начальное и среднее звено трудятся на учебно-опытном участке, а старшеклассники - в поле.
Результаты деятельности УПБ широко используются в учебном и воспитательном процессе в школе: опытническая работа анализируется на уроках биологии, географии, природоведения; из образцов овощных и посевных культур изготавливаются наглядные пособия, которые широко используются в учебном процессе.
Члены УПБ неоднократно принимали участие в областных слетах ученических производственных бригад, где занимали призовые места.
В 2009 году бригада получила поддержку более чем на 20 ООО рублей, участвуя в областном конкурсе бизнес-планов. На эти деньги были приобретены запасные части и ГСМ.
В 2010 году ученическая производственная бригада Сергеевской школы Благовещенского района, занявшая 4 место на V областном слете УПБ, была награждена фрезой. Приз учредило министерство сельского хозяйства Амурской области.
В 2012 году по проекту модернизации сельских школ материально-техническая база школы пополнилась культиватором и картофелекопалкой.
Положительные результаты работы в бригаде подвели педагогический коллектив, учащихся и их родителей к созданию аграрной школы, где учащиеся смогли бы постигать азы планирования и организации сельскохозяйственных работ, агротехники выращивания овощей на своих подворьях, научились получать и распределять прибыль, приобрести профессию. Аграрная школа - это и интерес к отечественной культуре: возродить село невозможно, не приобщив сельских детей к народным традициям, праздникам.
Деятельность Агрошколы включает в себя сетевое взаимодействие нескольких школ Благовещенского района. Профильное обучение в данных школах организовано посредством сетевого учебного плана. Каждая школа самостоятельно обеспечивает ту часть профильного обучения, которую она способна реализовать в рамках своих возможностей. При этом ученики получают образование в двух школах, причем часть курсов они могут осваивать дистанционно. Остальную профильную подготовку проходят в Сергеевской школе, являющейся ресурсным центром. Для организации сетевого взаимодействия в школе оборудован кабинет, в котором комфортно проводить занятия по любому учебному курсу. Комплектация кабинета «Сельскохозяйственные машины», установка в нем интерактивного оборудования, приобретение тракторного тренажера стало возможно благодаря средствам, полученным в рамках проекта модернизации общего образования.
Организация деятельности школы как ресурсного центра строится на основе взаимодействия следующих образовательных учреждений: Марковской, Гродековской, Волковской школ и отдела образования администрации Благовещенского района с учетом социального заказа, интересов обучающихся, запросов их родителей.
Для восьмиклассников и девятиклассников этих образовательных учреждений организована сетевая предпрофильная подготовка.
В школе действует модель «Школа - социальный институт», в которую входят следующие структуры:
Гостехнадзор г. Благовещенска - содействие в получении профессии «Тракторист-машинист».
ФГБОУ ВПО «ДальГАУ» - квалифицированная индивидуальная профориентационная работа.
Амурский аграрный колледж - организация опытнической исследовательской работы с учетом особенностей почвы и климата местности.
Министерство сельского хозяйства Амурской области - обучение вхождению в целевые программы Амурской области.
Центр занятости населения Амурской области - трудоустройство несовершеннолетних в каникулярное время.
Семья - взаимодействие в целях профессиональной ориентации детей.
Центр детского творчества (ЦДТ) Благовещенского района - использование возможностей ЦДТ для воспитания уважения к жителям села.
КФХ «Есин» - для использования материальной базы предприятия при осуществлении профессионального обучения.
Создание агрошколы потребовало обновления содержания образования, внедрения новых технологий обучения, оказания помощи обучающимся в профессиональном и жизненном самоопределении, создания условий для трудовой деятельности.
В начальной школе в 1 классе- в программу преподавания технологии включены элементы растениеводства, во 2-4 классах включены темы по сельскохозяйственному труду (осенние и весенние работы).
Внеурочная деятельность в начальной школе представлена кружками «Юный натуралист» и «Моя первая клумба». Проводится цикл занятий курса «Мир профессий», включающий классные часы соответствующей тематики, экскурсии на предприятия, проведение мини-исследований.
В 5-8 классах изучаются правила посадки и ухода за овощами, технология их выращивания, способы сбора урожая. В этих же классах ведутся предметы по географическому и историческому краеведению.
В 8 классе вводится профессиональная подготовка за счет часов технологии по курсу «Сельхозмашины». Проводится предварительная диагностика сферы интересов и склонностей учащихся с целью определения тематики элективных курсов в 9 классе.
В 9 классе предпрофильная подготовка направлена на актуализацию процесса профессионального самоопределения учащихся, на повышение уровня их психологической компетентности, на оказание помощи в формировании у школьников положительного отношения к самому себе, уверенности в себе, развитии навыков принятия решений, на выработку индивидуального профессионального плана и построение индивидуальной образовательной траектории, позволяющих реализовать образ собственного будущего. Ведутся элективные курсы: «Решение экономических задач»; «Сельскохозяйственные машины» (юноши), «Твой профессиональный выбор», «Тайны домашнего очага» (девушки), информационная работа «Знакомство с учебными заведениями области».
Предпрофильная подготовка ориентирует обучающихся на агротехнологический профиль.
В ходе проведения занятий осуществляется мониторинг потребностей, интересов учащихся в профильном обучении, оценка их готовности к выбору профиля обучения.
В течение учебного года ученик в рамках предпрофильной подготовки имеет возможность изучить 3 краткосрочных курса по выбору. Обучающимся предлагается несколько элективных курсов, охватывающих разные образовательные области.
В 10-11 классах в соответствии с образовательными запросами учащихся и их родителей в школе профильное обучение осуществляется на основе индивидуальных учебных планов. Курсы выбраны для освоения учащимися на основе собственных профессиональных перспектив/Индивидуальные учебные планы формируются на основе Базисного учебного плана.
Переход к агротехнологическому профилю осуществляется через проведение элективных учебных курсов: «Физика в сельском хозяйстве», «Основы экономики»; «Право в нашей жизни», «Компьютерное делопроизводство», «Крестьянский вопрос в истории России», «Аграрная политика России 20 века».
Профессиональное обучение осуществляется педагогом, имеющим высшее профессиональное образование по специальности «Экономист-организатор сельскохозяйственного производства», мастером производственного обучения Богославцем А.В. Курс обучения с 8 по 11 класс.
Чтобы выполнить программу учебного плана профессионального обучения, некоторые темы курса «Сельскохозяйственные машины» интегрируются с темами по физике, географии, химии, биологии, например: в 8 классе в курсе физики изучаются следующие темы: тепловое движение, температура, внутренняя энергия, теплопроводность и конвекция, излучение, расчет количества теплоты при нагревании и охлаждении, работа газа и пара при расширении, двигатель внутреннего сгорания, паровая турбина, коэффициент полезного действия (КПД) теплового двигателя, электрическая цепь и ее составные части. В рамках этих тем на данных уроках рассматриваются темы курса «Сельскохозяйственные машины»: теплота сгорания топлива, внутренняя энергия двигателя внутреннего сгорания, двигатель внутреннего сгорания трактора МТЗ-80, КПД двигателя внутреннего сгорания, электрическая цепь трактора.
Летом 2013 и 2014 гг. на базе Сергеевской школы проведены профильные трудовые смены для учащихся школ-партнеров. В течение 11 дней с участниками смены проводились занятия по курсу «Сельскохозяйственные машины», юноши учились обслуживать, водить трактор, работать на станках в столярной и слесарной мастерских, с ними проводились занятия по элективным курсам. В мае 2014 года ребята успешно сдали экзамены по профессии «Тракторист».
На сегодняшний день педагоги работают над усовершенствованием электронного учебника по курсу «Сельскохозяйственные машины», который в рамках будущего дистанционного обучения позволит расширить образовательное пространство. Ведется работа по расширению связей с фермерскими хозяйствами для использования их материально-технической базы в целях расширения профессиональных категорий.
Работа агрошколы способствует повышению конкурентоспособности и профессиональной мобильности выпускников на рынке труда; увеличению количества учащихся с профессиональной подготовкой с выдачей прав «Тракторист-машинист»; закреплению молодых кадров на селе.