Исследование «Особенности самоуправления в педагогической система А.С. Макаренко»
ОСОБЕННОСТИ САМОУПРАВЛЕНИЯ
В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ А.С.МАКАРЕНКО
СОДЕРЖАНИЕ
Актуальность исследования. За последние десятилетия были опубликованы малоизвестные широкому кругу исследователей архивные материалы по наследию A.C. Макаренко, которые позволяют более глубоко раскрыть педагогическую позицию педагога в организации воспитания и детского самоуправления.
Большинство исследователей сосредоточили свое внимание на различных организационных и содержательных аспектах ученического самоуправления, а не на развитии самой идеи. Ученическое самоуправление в учреждениях A.C. Макаренко способствовало перевоспитанию и подготовке к жизни, давало большой воспитательный эффект, следовательно, в идее ученического самоуправления объективно присутствует инновационный характер, а сама идея может быть использована в современных общеобразовательных учреждениях.
Современному обществу нужны образованные, нравственные, прагматичные граждане, принимающие ответственные решения, способные к сотрудничеству, отличающиеся динамизмом, конструктивностью, мобильностью, обладающие чувством ответственности за судьбу своей страны.
Сформировать умение у детей взять в будущем в свои руки социальную и гражданскую ответственность возможно только путем активного включения их в деятельность школьного самоуправления. Проблема самоуправления в рамках школы – часть более общей, главной проблемы демократизации в жизни школы и подготовки детей к общественному самоуправлению. Именно по этой причине современная школа призвана готовить обучающихся к реальному управлению жизнью общества.
Цель исследования: изучить особенности самоуправления в педагогической системе А.С.Макаренко и их реализацию в современной практике общеобразовательной организации.
Объект исследования: педагогическая система А.С. Макаренко.
Предмет исследования: особенности самоуправления в педагогической системе А.С.Макаренко
Основные задачи исследования:
- изучить сущность ученического самоуправления;
- исследовать особенности самоуправления в педагогической системе А.С.Макаренко;
Методологические основы исследования базировались на изучении трудов А.С. Макаренко, И.Ф Козлова, К.Ю. Юдиной и других ученых.
Методы исследования: анализ историко-педагогической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, сравнение, обобщение.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в изучении опыта А.С. Макаренко и обобщении современных подходов к проблеме организации школьного самоуправления.
Современное образование, система образовательных организаций, отдельно взятая образовательная организация не могут развиваться в изолированной среде, быть оторванными от общества, его задач, его состояния на определенном историческом этапе. Внимание к проблеме социального становления старшеклассников, роста их лидерского и творческого потенциала, возможность самостоятельного выбора той или иной формы социально значимой деятельности позволяют определить значимость социальной активности обучающихся в современном обществе.
Вне коллектива развитие лидерских качеств обучающихся проходить не может. Развитие творческой индивидуальности детей, подростков и молодежи взаимосвязано с уровнем их творческой активности и самостоятельности внутри коллектива. Человек живет и развивается в системе отношений с окружающими его людьми и природой, во взаимодействии с ними [8, с.159].
Одной из важнейших форм сотрудничества является самоуправление образовательной организации.
Под самоуправлением Н.И. Приходько понимает конкретную, целенаправленную, организованную, систематическую и прогнозируемую по результатам деятельность обучающихся, в процессе которой реализуются функции управления, направленные на решение задач, стоящих перед образовательной организацией.В.М. Коротов рассматривает самоуправление как метод организации воспитательного коллектива, а белорусский исследователь В.Т. Кабуш делает вывод, что самоуправление обучающихся – это самостоятельность в проявлении инициативы, принятия решения и его самореализации в интересах организации или своего коллектива [22, с.113].
В целом А.С. Прутченков определил сущность этого явления на современном этапе как технологию воспитательной работы, направленную на развитие субъектности обучающегося (иными словами – способности к самоанализу, самопланированию, самоорганизации своей жизнедеятельности) [22, с.113].
Ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива обучающихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.
Цели школьного самоуправления [15, с.184]:
˗ становление гражданина с демократической культурой воспитания, умеющего действовать в интересах Отечества и общества;
˗ привлечение обучающихся к управлению школьной жизнью в соответствии с принципом демократизации школы;
˗ научить обучающихся самим планировать и организовывать свою ученическую жизнь в школе и в частности внеклассную деятельность;
˗ уважать законность и права всех участников учебного процесса, дать возможности реализовать творческие идеи в общественной жизни школы и развивать управленческие навыки в реализации интересных дел.
Принципами деятельности органов самоуправления в образовательной организации могут являться:
˗ открытость и доступность;
˗ добровольность и творчество;
˗ равенство и сотрудничество;
˗ непрерывность и сотрудничество;
˗ многообразие форм и направлений [23, с.607].
Для достижения данных принципов необходимо реализовывать ряд конкретных задач:
1. Предоставить реальную возможность обучающимся вместе с педагогами участвовать в прогнозе, организации, исполнении и анализе учебно-воспитательного процесса.
2. Формировать у обучающихся потребность и готовность совершенствовать свою личность, создавать условия для развития способностей и интересов членов коллектива обучающихся, обогащать духовный мир, развивать самостоятельное мышление и сознание.
3. Воспитать положительное отношение к общечеловеческим ценностям, законам государства, нормам коллективной жизни, развивать социальную и гражданскую ответственность за себя, свою семью, окружающих людей, общество и государство.
4. Воспитать желание бороться за ровесников и своих друзей, помогать им найти себя, преодолевать трудности, приносить пользу людям.
5. Формировать умение самостоятельно найти дело, полезное обществу, государству, беречь и охранять природу.
6. Особое внимание следует уделять формированию у детей демократической культуры; обучать навыкам самоуправления, свободного выбора и ответственности.
Самоуправление обучающихся возможно лишь при правильном взаимоотношении учителей и обучающихся. Самоуправление, как и дисциплина, не вводятся разовыми мероприятиями. Здесь необходима, в первую очередь, совместная работа педагогов и обучающихся [2,с.288].
Органы самоуправления созданы для организации и управления различными видами деятельности в школе.
Структура органов самоуправления учитывает сменяемость актива и периодическую отчетность, систематичность и непрерывность в его работе основываясь на взаимодействии разных органов.
Основное предназначение самоуправления обучающихся – удовлетворять индивидуальные потребности обучающихся, направленные на защиту их гражданских прав и интересов, участие в решении насущных проблем школы.
Участие обучающихся в ученическом самоуправлении способствует формированию ценностного отношения к себе и другим, осознанной и четкой гражданской позиции и позволяет повысить социальную компетенцию, развивать социальные навыки установок и поведения на самостоятельное принятие решений в социальных проблемных ситуациях [15, с.184].
Самоуправление обучающихся выражается в возможности самостоятельно проявлять инициативу, принимать решение и реализовывать их в интересах ученического коллектива. Самоуправление проявляется в планировании деятельности коллектива, организации этой деятельности, в анализе своей работы, подведении итогов сделанного и принятии соответствующих решений.
Руководителю коллектива необходимо соблюдать правило: командиры отрядов, старшие, члены актива и органов самоуправления лучше всех выполняют правила жизни учреждения и несут повышенную ответственность за нарушения правил.
Организация совместной деятельности обучающихся и взрослых, основанной на отношениях сотрудничества и сотворчества, при решении управленческих задач в новых формах организации самоуправления обучающихся (школьные лаборатории, проекты и др.) предполагает
[23, с.607]:
1. Рассмотрение и определение нормативно-правовых отношений между участниками системы школьного самоуправления.
2. Разработка модели воспитания социальной ответственности обучающегося и диагностика его способности к самоуправлению как одного из компонентов зрелости.
3. Выявление взаимосвязи между уровнем развития в школе самоуправления и уровнем развития социальной ответственности обучающихся.
4. Создание условий для формирования готовности педагогов школы к организации самоуправления обучающихся и формированию социальной ответственности обучающихся.
Модели самоуправления образовательных организаций и формы вовлечения участников образовательного процесса в самоуправление, имеющиеся на сегодняшний день, можно сгруппировать следующим образом [24, с.160]:
1. Административная модель (условное название «Школьный совет») – это формальное правовое самоуправление, основанное на требованиях локальных и законодательных актов. С помощью данной модели участники образовательного процесса, в том числе школьники (через ученическую секцию школьного совета), реализуют свои гражданские права на участие в управлении делами общеобразовательной организации и местного сообщества.
2. Игровая модель (условное название «Ньюландия») – самоуправление, основанное на соблюдении всех нормативных и законодательных актов Российской Федерации, гармонично вписанных в правила игры, моделирующей деятельность основных структур государства, муниципального образования (местного сообщества), общеобразовательной организации (в зависимости от конкретной модели). Правила игры регламентируют взаимоотношения всех участников образовательного процесса в рамках игрового взаимодействия.
3. Раздельная административно-игровая модель (условное название «День дублера») – это сочетание двух первых моделей с преимущественным использованием возможностей формально-правового самоуправления и включением в жизнь общеобразовательной организации один раз в год или в четверть игровой практики в виде замещения должностей педагогов школьниками.
4. Совмещенная административно-игровая модель (условное название «Демократическая республика») – это сочетание первых двух моделей, но с преимущественным использованием возможностей игровой технологии, когда в игровой процесс включаются все участники образовательного процесса (обучающиеся, учителя, родители), а в компетенции формально-правового самоуправления остаются лишь принципиальные вопросы (охрана жизни и здоровья школьников, выполнение обязательного государственного образовательного минимума и т.д.).
Сильные и слабые стороны моделей представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Сильные и слабые стороны административной и игровой модели самоуправления [30, с.139].
Сильные стороны | Слабые стороны |
Административная модель | |
˗ полное соответствие требованиям законов и подзаконных актов, регулирующих деятельность общеобразовательной организации на территории Российской Федерации; ˗ наличие возможностей для участников образовательного процесса в защите и реализации своих гражданских прав. | ˗ исключение потенциала воспитательных программ (игровых в том числе), реализуемых в общеобразовательной организации; ˗ формализация процесса выборов органов самоуправления, ученического в том числе; ˗ недостаточный учет возрастных особенностей обучающихся. |
Игровая модель | |
˗ максимальное использование воспитательного потенциала игровой технологии и самой игры; ˗ самоуправление обучающихся рассматривается в качестве специальной воспитательной программы. | ˗ несмотря на гармоничное сочетание нормативно-правовой базы самоуправления общеобразовательной организации и воспитательной работы в данной модели, при психологической неготовности педагогического коллектива к ее внедрению игровая модель может рассматриваться некоторыми педагогическими работниками как определенное отступление от традиций, сложившихся в управлении образовательной организацией; ˗ излишнее увлечение игровой стороной процесса; ˗ возможность реализации данной модели в полной мере только в условиях детского оздоровительного лагеря в качестве обучения актива школьного самоуправления. |
Безусловно, что общеобразовательная организация самостоятельно решает вопрос о том, какая модель или ее модификация в наибольшей степени соответствуют задачам дальнейшего развития самой организации.
Содержание деятельности органов самоуправления существенным образом зависит от тех задач, которые определяет коллектив.
Целесообразно выделить следующие основные сферы деятельности органов самоуправления обучающихся:
- учебная деятельность;
- научно-исследовательская деятельность;
- досуг;
- профориентационная деятельность;
- информационно-социологическая деятельность;
- социальная защита;
- правовая защита;
- развитие социального творчества;
- трудовая деятельность;
- творческая деятельность;
- координация деятельности существующих детских и молодёжных объединений;
- психологическая помощь;
- организационно-дисциплинарная деятельность.
Таким образом, основной целью реализации форм самоуправления является подготовка детей к участию в общественном самоуправлении, воспитание организаторов. Самоуправление в рамках школы обеспечивает возможность каждому ребенку принимать участие в организаторской деятельности. Педагогам это помогает сделать процесс обучения и воспитания в школе поистине демократическим, открытым, гуманистическим. Следует отметить, что самоуправление в школе осуществляется на основе преемственности 1-6 классы и 7-11 классы.
1.2. Основные положения о самоуправлении в системе А.С. Макаренко
Самоуправление является эффективным воспитательным средством. На этом делал акцент в педагогической теории А.С. Макаренко, уделявший большое внимание коллективному воспитанию.
Место самоуправления в системе принципов коллективной деятельности А.С. Макаренко представлено на рисунке 1.
Рисунок 1 - Основные принципы совместной деятельности в педагогической теории А.С. Макаренко
При наличии школьного общественного мнения, общешкольной дисциплины, поддерживаемой школьными органами самоуправления, воспитательная работа педагогов существенно облегчается. И руководство органами самоуправления – главная забота руководителя учреждения, для этого «нужно отбросить старую педагогическую хмурость, излишнюю «взрослую серьезность» [14, с. 48]. Макаренко вспоминал, что в коммуне им. Дзержинского была полная десятилетка, был завод, где каждый работал по 4 часа в день, но никогда не было уборщицы, а каждое утро коммунары натирали паркетные полы – никакой пыли, все блестело. Проводились ежедневно различные совещания (производственные, физкультурные и т.п.), действовал совет командиров. Коммунары занимались физкультурой, играли, принимали иностранные делегации, ездили по стране, ходили в походы. Вся эта многообразная и разнообразная деятельность воспитанников была слаженной и четко организованной благодаря самоуправлению. Самоуправление – не только необходимое условие налаживания и сохранения порядка, но и средство воспитания активных, умелых организаторов, воспитания у каждого члена коллектива ответственности за общее дело, самодисциплины [21, с.28].
Главный орган самоуправления – общее собрание, авторитет которого необходимо поддерживать администрации и которое следует тщательно готовить: беседовать с членами органов коллектива, отдельными воспитанниками, активом. На общих собраниях не нужно «зарываться в мелочи сегодняшнего дня», а следует обсуждать вопросы развития коллектива и перспективы учреждения, улучшение воспитательной работы, учебы и производства. Руководству учреждения нельзя злоупотреблять возможностью выступать сколько угодно и когда угодно, а нужно дать право высказываться воспитанникам. Собрания необходимо проводить по-деловому, и они не должны быть длительными, а председательствует на них любой член коллектива.
На общем собрании избираются органы самоуправления: совет коллектива (совет командиров), санкомиссия, хозкомиссия; эти органы работают по плану и регулярно. Совет командиров – это единственный орган управления, который работает не по заранее составленному плану, а решает текущие вопросы, возникающие каждодневно, сиюминутно, это очень подвижная организация и руководителю учреждения полезно собирать совет постоянно, ежедневно или еженедельно. Его лучше составлять из командиров классных (в школе) или производственно-бытовых отрядов в интернате.
Руководителю воспитательного учреждения необходимо помнить:
- нельзя подменять органы самоуправления и решать вопросы, подлежащие ведению этих органов;
- ошибочные решения не отменять, а обратиться к общему собранию для их рассмотрения;
- не загружать органы самоуправления различными мелочами, которые можно решить в текущем порядке;
- следить за тем, чтобы работа в этих органах не отнимала много времени и чтобы воспитанники не превращались в «чиновников»;
- четко наладить учет работы органов самоуправления, этим может заниматься, например, секретарь коллектива.
Кроме постоянно действующих органов самоуправления, в учреждениях, руководимых А.С. Макаренко, создавались коллективы, возглавляемые командирами, назначенными для выполнения какого-то одного дела (сводные отряды). Это было не только удобно, но и полезно в воспитательном отношении. Макаренко утверждает, что товарищ должен уметь подчиняться товарищу и уметь приказать товарищу, потребовать от него ответственности; это сложный принцип зависимостей и подчинения в коллективе. Мальчик, дежурный командир, сегодня руководит коллективом, а завтра уже подчиняется новому руководителю. Уполномоченных коллектива должно быть как можно больше, поэтому различные комиссии, разовые дела коллектива следует стремиться поручать разным членам отрядов; так создается сложная связь взаимозависимостей и взаимоответственности каждого. Командир распоряжается своей властью, даже если она на один день, с уверенностью, без перестраховки, а все остальные принимают эту власть как вполне естественную, необходимую и авторитетную[4, с.17].
Работа органов самоуправления будет успешной, «если в коллективе все время накапливается актив». Что такое актив? «Под активом понимаются все воспитанники, хорошо относящиеся к учреждению и его задачам, принимающие участие в работе органов самоуправления, в работе управления производством, в клубной и культурной работе» [20, с.287]. Актив положительно относится к руководителю учреждения, поддерживает его. Актив подразделяется на действующий и резерв.
Действующий актив – это те воспитанники, которые явно ведут коллектив, «отзываясь с чувством, со страстью и убеждением» на каждый вопрос. Резерв приходит ему всегда на помощь, поддерживает командиров, из резерва пополняется действующий актив. Нужно стремиться к тому, чтобы большинство членов коллектива составляло актив; особенно важно привлечь к работе наиболее деятельных ребят как можно быстрее, в начальный период организации детского коллектива.
С членами актива необходимо постоянно работать: собирать их для обсуждения предстоящих дел, советоваться, беседовать о том, какие есть трудности в работе, и т.п. Актив – это опора воспитателя, благодаря ему опосредованно требования педагога передаются членам коллектива, становясь и требованиями самих ребят. Члены актива могут занимать определенные посты и должности в коллективе, не может быть никаких привилегий материального характера и поблажек, необходимо предъявлять к активу повышенные требования.
Руководителю коллектива необходимо соблюдать правило: командиры отрядов, старшие, члены актива и органов самоуправления лучше всех выполняют правила жизни учреждения и несут повышенную ответственность за нарушения правил [9, с.177].
1.3. Характеристика форм работы школьного самоуправления в системе А.С. Макаренко
При разработке проблем детского коллектива и самоуправления А.С. Макаренко исходил из того, что методика воспитания должна основываться на общей организации жизни, на повышении культурного уровня, на организации тона и стиля всей работы, на организации здоровой перспективы развития, достижении её ясности, на внимании к отдельному человеку.
В своей работе «Методика организации воспитательного процесса» Макаренко чётко и подробно рассмотрел следующие стороны воспитательной работы, связанные с организацией детского самоуправления:
1. организационное строение коллектива;
2. самоуправление в отряде;
3. органы самоуправления;
4. общее собрание;
5. совет коллектива;
6. санкомиссия;
7. актив;
8. дисциплина и режим;
9. наказание и меры воздействия;
10. центр;
11. материальная часть;
12. новые воспитанники;
13. культработа;
14. перспективы;
15. стиль работы с детским коллективом;
16. работа воспитателей;
17. выпуск [26].
Большое внимание А.С. Макаренко уделял вопросу организации коллектива и органов самоуправления, основным направлениям их работы. Во главе отряда должен стоять командир – один из членов коллектива. Из числа воспитанников выбираются также помощник командира. Эти командиры находились в распоряжении заведующего школой и являлись помощниками классных руководителей [10, с. 66].
Главным органом самоуправления являлось общее собрание всех воспитанников детского учреждения. Оно должно было собираться в период организации и прорывов в работе учреждений или в коллективе не реже одного раза в шестидневку; а в остальное время – не реже двух раз в месяц.
Весьма важной формой самоуправления, значительно разгружающей работу её органов и имеющей массу полезных воспитательных сторон, являлась работа отдельных уполномоченных, несущих персональную ответственность за свою работу.
Общее собрание всех воспитанников рассматривалось администрацией и воспитанниками как главный орган самоуправления, авторитет которого должен неуклонно поддерживаться всеми силами учреждения.
Совет командиров являлся органом самоуправления, проводящим всю текущую работу в коллективе детского учреждения.
Актив является тем здоровым и необходимым в воспитательном детском учреждении резервом, который обеспечивает преемственность поколений, сохраняет стиль, тон и традиции коллектива.
Моменту выборности Макаренко придавал меньшее значение, нежели функционированию. Он считал, что каждый воспитанник должен освоить не только навыки рабочего, но и навыки организатора и хозяина. Он решительно предостерегал против замыкания органа самоуправления в самом себе, его отрыва от массы. Он стремился не к игре в самоуправление, а к действительному самоуправлению. В соответствии с этим и другими принципами он совершенно не допускал никаких конституционных изменений от имени педагогического совета, считая, что педагогам предоставляется только один путь «законотворчества» – через влияние в совете командиров и на общих собраниях.
В современных детских коллективах при создании органов самоуправления возникают аналогичные практические проблемы: определения задач, структуры, направлений и видов деятельности органов детского самоуправления, форм его организации и форм педагогического руководства его органами.
Ученическое самоуправление даёт учащимся возможность самостоятельно планировать, организовывать свою деятельность и подводить итоги, участвовать в решении вопросов школьной жизни, проводить разного рода мероприятия и дела по интересам.
Ученическое самоуправление даёт возможность детям и подросткам проверить себя в различных социальных ролях, испытать ответственность за свои поступки. В образовательных учреждениях оно обеспечивает:
- участие ученического коллектива в управлении образовательным учреждением;
- формирование у учащихся демократической культуры, гражданской позиции;
- реализацию социально-значимых проектов и программ, направленных на позитивные изменения в жизни общества;
- осуществление культуросообразной деятельности школьников
[16, с.672].
ВЫВОДЫ
1. А.С. Макаренко принадлежит ведущая роль в разработке теории детского коллектива и его самоуправления. Все его работы написаны в контексте теории коммунистического воспитания, так как он был представителем своей эпохи, пафос которой заключался в построении коммунистического общества. Однако педагогические взгляды Макаренко на проблемы развития детского коллектива и самоуправления оказались шире идеологических рамок коммунистического общества и остаются значимыми и для современной демократической России, и для мировой педагогической общественности. Самоуправление А.С. Макаренко определял как не только необходимое условие налаживания и сохранения порядка, но и средство воспитания активных, умелых организаторов, воспитания у каждого члена коллектива ответственности за общее дело, самодисциплины.
2. Современные органы самоуправления и самодеятельности старшеклассников имеют различную организационную форму: советы старшеклассников, координационные центры, старостаты, комитеты, школьные парламенты, думы, штабы, ассамблеи, министерства, центры инициатив и др. Самоуправленческие структуры школьников действуют на основании уставов, положений, программ, принятых на уровне ученических конференций, сборов, слётов, собраний. Существуют различные модели ученического самоуправления, символика и атрибуты.
3. Направления работы органов ученического самоуправления также разнообразны: нравственное, интернациональное, патриотическое и гражданское воспитание; общественно-политическое, экологическое, трудовое и профориентационное, спортивно-оздоровительное, экономическое, краеведческое, половое, семейное, интеллектуально-познавательное, эстетическое воспитание и образование; воспитание правовой культуры; благотворительная деятельность; профилактика асоциального поведения; развитие детско-юношеских средств массовой информации; становление лидерских и организаторских качеств; организация досуга.
4. Главный орган самоуправления – общее собрание, авторитет которого необходимо поддерживать администрации и которое следует тщательно готовить. На общем собрании избираются органы самоуправления: совет коллектива (совет командиров), санкомиссия, хозкомиссия; эти органы работают по плану и регулярно. Кроме постоянно действующих органов самоуправления, в учреждениях, руководимых А.С. Макаренко, создавались коллективы, возглавляемые командирами, назначенными для выполнения какого-то одного дела (сводные отряды). Это было не только удобно, но и полезно в воспитательном отношении. Макаренко утверждает, что товарищ должен уметь подчиняться товарищу и уметь приказать товарищу, потребовать от него ответственности; это сложный принцип зависимостей и подчинения в коллективе.
5. В своей работе «Методика организации воспитательного процесса» Макаренко чётко и подробно рассмотрел следующие стороны воспитательной работы, связанные с организацией детского самоуправления:
1. организационное строение коллектива;
2. самоуправление в отряде;
3. органы самоуправления;
4. общее собрание;
5. совет коллектива;
6. санкомиссия;
7. актив;
8. дисциплина и режим;
9. наказание и меры воздействия;
10. центр;
11. материальная часть;
12. новые воспитанники;
13. культработа;
13. культработа;
14. перспективы;
15. стиль работы с детским коллективом;
16. работа воспитателей;
17. выпуск.
Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2016. – 24 с.
Дик Н.Ф. Ученическое самоуправление в образовательном учреждении. Книга современного руководителя. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 288 с.
Кабуш В.Т. Культура как содержание воспитания школьника / В.Т. Кабуш, А.В. Трацевская // Воспитание школьников. - 2010. - № 7. - С. 12-17.
Кваша Б.Ф. Воспитательная педагогика А.С. Макаренко // Материалы международного макаренковского семинара "А.С. Макаренко и мировая педагогика", 2004. - 17 с.
Корнетов Г. Б., История педагогики: Введение в курс «История образования и педагогической мысли»: Учебное пособие. – М.: Изд-во УРАО, 2003 – 325 с.
Королев Р.И. Педагогика коллективного воспитания / Р.И. Королев, Д.Н. Русанов // Человек: преступление и наказание. – 2013. – № 1. – С. 225-227.
Коротов В.М. Введение в педагогику / В.М. Коротов; Ун-т Рос.акад. образования. – М.: УРАО, 1999. - 256 с.
Коротов В.М. Развитие идей А.С.Макаренко в теории воспитание // Советская педагогика. - 1988. - №3. - с. 21-25.Лутошкин А.Н. Как вести за собой / Лутошкин А.Н. - М.: Просвещение, 1986. - 159 с.
Кулагина С.С. Актуальность идей ученического самоуправления A.C. Макаренко на современном этапе развития отечественного образования // Мир образования - образование в мире. - 2012. - № 2. - С. 177-184.
Кулагина С.С. Организационно-педагогические условия развития ученического самоуправления в опыте A.C. Макаренко и современной практике работы образовательных учреждений // Актуальные проблемы современной науки. - 2011. - № 3(59). - С. 66-71.
Кулагина С.С. Преемственность идеи A.C. Макаренко о детском коллективе и самоуправлении в нем // Вестник гуманитарного научного образования. - М., 2011. - №1. - С. 33-37.
Кулагина С.С., Невская С.С. Реализация идей правоведа-психолога Л.И. Петражицкого в педагогическом опыте A.C. Макаренко (анализ редких материалов) // Мир психологии. Научно-методический журнал. - № 4 (68). - Москва-Воронеж, 2011. - С. 239-251.
Леонтьев, А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения / А. Н. Леонтьев; под ред.: Д. А. Леонтьев, А. А. Леонтьев. – М.: Смысл, 2009. - 422 с.
Макаренко А.С. Педагогические сочинения. Собр. соч. в 8-ми томах. / Под ред. М.И. Кондакова, В.М. Коротова, С.В. Михалкова, В.С. Хелемендика. - 2-е изд. – М.: Издательство «Педагогика», 1983. – 4080 с. (Т.4, с. 48)
Манухин В.П. Самоуправление в образовательном учреждении. – М.: АРКТИ, 2005. – 184 с.
Никандров Н.Д. Социализация молодежи и качество образования /
Н.Д. Никандров // Научные основы развития образования в XXI веке: Сборник н/трудов. Сост., ред. А.С. Запесоцкий, О.Е. Лебедев. - СПб.: СПбГУП, 2011. - 672 с.
Никитина С.Г. История и современность трудового воспитания школьников в педагогической системе А.С. Макаренко / С.Г. Никитина. - 117 с.
Ожегов, С.И. Словарь русского языка: ок. 53 000 слов / С. И. Ожегов; под общ.ред. Л. И. Скворцова. – М.: Оникс, 2008. – 638 с.
Ольховиков К.М., Петрова Е.Ю. Социальное и педагогическое наследие А.С. Макаренко // Труды первых студенческих педагогических чтений в РГППУ. Екатеринбург, 3 марта 2004 г. Электронный ресурс. Режим доступа: http://makarenko-museum.ru/news/Ekat/2004/Ekat_2004_04.htm
Павлова М.П. Педагогическая система А.С. Макаренко и современность. - М.: Высшая школа, 1980. - 287 с.
Перунина Ю. Честь, достоинство, гордость: коллектив и личность: формирование личных качеств и коллективизма у воспитанников А.С. Макаренко / Ю. Перунина // Пропаганда. - 2016. - № 1. - С.28-29.
Прутченков, А.С. Ученическое самоуправление: организационно-правовые основы, система деятельности: учеб.-метод. пособие / А.С. Прутченков, И.С. Фатов. – М.: Издательство Моск. гуманит. университета, 2013. - 113 с.
Растегаева Д.А. Школьное самоуправление в системе государственно-общественного управления образовательным учреждением / Д.А. Растегаева, Ю.В. Сорокопуд // Мир науки, культуры, образования. - 2014. - № 6. - С. 606-607.
Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах. - М., «Владос», 2002 – 160 с.
Рожков М.И. Юногогика. Педагогическое обеспечение работы с молодежью. Учебно-методическое пособие / М.И. Рожков. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2007. - 312 с.
Санникова Н.Г., Месилова Н.С. Организация детского самоуправления как способ привлечения воспитанников к управленческой деятельности в практике А.С. Макаренко. // Труды первых студенческих педагогических чтений в РГППУ. Екатеринбург, 3 марта 2004 г. Электронный ресурс. Режим доступа: http://makarenko-museum.ru/news/Ekat/2004/Ekat_2004_04.htm
Сидорова, Н.И. К вопросу о воспитании социальной ответственности / Н.И. Сидорова, И.М. Пушкина // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. - 2015. - № 7. - С. 132-134.
Степанов, П.В. Воспитание ответственности: что может сделать школа? / П.В. Степанов // Народное образование. - 2010. - № 5. - С. 241-245.
Чепиков, В.Т. Педагогика: крат.учеб. курс / В.Т. Чепиков. – М.: Новое знание, 2003. - 172 с.
Школьное самоуправление: структура, рекомендации, нормативы / Авт.-сост. Н.А. Алымова, Е.И. Надчий.- Волгоград: Учитель, 2012. – 139 с.