Статья «Наследие отечественных педагогов в области образования. А.С. Макаренко»
Статья «Наследие отечественных педагогов в области образования. А.С. Макаренко»
Ю.В. Заблоцкая
МБОУ Богородицкая СШ Смоленского района, заместитель директора по ВР
«Наследие отечественных педагогов в области образования. А.С. Макаренко»
"В общем, педагогика есть самая диалектическая,
подвижная, самая сложная и разнообразная наука.
Вот это утверждение является основным
символом моей педагогической веры"
Педагогические находки Антона Семёновича известны современной педагогике: разновозрастные отряды, советы командиров, самоуправление, создание мажорного оптимистического тона в жизни коллектива и др.
Главной задачей воспитательной работы Антон Семёнович считал воспитание личности в коллективе и через коллектив, а сущностью своего педагогического опыта – «как можно больше требовательности к человеку и как можно больше уважения к нему». Он писал: «Дети не готовятся к труду и жизни, а живут и трудятся, мыслят и переживают, и к ним надо относиться как к товарищам и гражданам, видеть и уважать их права и обязанности, включая право на радость и обязанность ответственности». По мнению педагога, коллектив должен иметь общую цель, общее дело, заниматься разными видами деятельности, иметь органы управления, которые организуют, контролируют и направляют в нужное русло действия всех членов коллектива.
В чем же было еще новаторство Макаренко? В яркой и четкой идее интегративности образования. Личность не является таковой от рождения, это качество – «опыт быть личностью», как утверждал Макаренко, надо воспитывать, и воспитывать в коллективе. Каждый человек – каждый элемент образовательной системы – должен иметь свои права и стоять на активной позиции. Ученика надо в первую очередь уважать как Человека. Существующие стереотипы, в которых утверждалось, что есть явления, которые маркируются как правильные, и есть те, что можно назвать неверными, были им отвергнуты. Педагогика – это не наука, где существуют догмы. По мнению многих исследователей, именно Антон Семенович стал самой яркой звездой педагогического небосклона прошлого века, предвосхитив основы современного гуманистического образования.
В наши дни применить методику Макаренко в чистом виде не всегда предоставляется возможным, настолько изменились время и дети, но всё-таки некоторые её составляющие актуальны и сегодня. Трудовые коммуны и воспитание коллектива звучат как атавизм, но если вдуматься – за этими словами стоят такие полезные вещи, как: социальная адаптация, ответственность, товарищество, любовь к труду, что вполне можно назвать современным «дефицитом». А значит, переосмыслив систему Макаренко, можно лучше понять причины его успеха и справиться с этим «дефицитом».
Актуальность педагогического наследия А. С. Макаренко вызывает неподдельный интерес среди всех кругов населения, так как оно посвящено насущным проблемам воспитания. Молодежь находит в трудах Макаренко ясные пути совершенствования поведения, родители — ответы на многие животрепещущие вопросы семейного воспитания, перед учителями раскрывается целостная система школьного воспитания, проверенные методы организации единого школьного коллектива.