Доклад «Современная система образования: опыт прошлого — взгляд в будущее. В основе взгляды А.С. Макаренко "Семья как коллектив"»
Март 2021г.
Педагогические чтения
Тема: «Современная система образования: опыт прошлого – взгляд в будущее. В основе взгляды А.С. Макаренко «Семья как коллектив».
"Семья, важнейшая сфера, где человек проходит свой первый общественный путь".
А.С. Макаренко
В современном мире меняются государственные образовательные стандарты, концепции воспитания, программы обучения, однако идеи семейного воспитания А.С. Макаренко остаются актуальными и сегодня. Семья - это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего детства направляет сознание, волю, чувства ребенка. Под руководством родителей дети приобретают свой первый жизненный опыт, умения и навыки жизни в обществе.
Если родители заботятся о здоровье, вкладывая душу и сердце, то дети будут защищены от вредного влияния среды. Но в каком бы богатстве и комфорте ни воспитывался физически крепким, освоившим науки и ремесла ребенок, если в нем не будут развиты духовные, гуманные черты личности, ничего хорошего он в мир не принесет.
Нравственное поведение, психологическое развитие, общение, жизненные установки - все это формируется в семье. Какие бы проблемы ни решали родители, что ни говорили, с кем бы ни общались - все это откладывается на воспитании ребенка.
А.С. Макаренко подчеркивал: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги».
А.С. Макаренко был твердо убежден, что "родительские требования к себе, родительское уважение к семье, родительский контроль над каждым своим шагом - вот первый и самый главный метод воспитания", и, если с вашим ребенком неблагополучно, "нужно прежде всего самого себя положить под микроскоп".
Многие считают А.С. Макаренко апостолом коллективности, который якобы отдавал предпочтение коллективу в ущерб личности. Однако такое толкование неверно. Педагог проводил чёткое различие между коллективистской ценностью индивида в плане содержательного развёртывания заложенных в нём потенций и коллективом как средством его воспитания. Целью у него выступает личность, причём личность счастливая, не одинокое общественное существо, а общественный человек, могущий развернуть свои способности, человек, которому принадлежность к обществу придаёт уверенность, сулит радость. Коллектив у него служит средством, но средством, действующим в интересах личности. Коллективизм, таким образом, предстает содержательной ценностью педагогической этики, а коллективное воздействие - педагогическим методом.
«Семья – прежде всего, это коллектив, объединенный не только общностью цели и деятельностью по ее достижению, но и кровнородственными связями. Родительские чувства, родительская любовь - это своеобразный катализатор, ускоряющий развитие личности.
Во-вторых, это коллектив, где общение его членов происходит постоянно, в самых широких сферах, в разнообразных видах деятельности.
В-третьих, семья - разновозрастный коллектив, где старшие выступают естественными воспитателями детей, осуществляется передача опыта старших поколений младшим. (таблица)
Макаренко выделил несколько принципов, соблюдение которых приводит к созданию крепкой семьи, полноценного коллектива:
- Главнейшим условием семейного воспитания Макаренко считал наличие полной семьи, крепкого коллектива, где отец и мать живут дружно между собой и с детьми, где царствуют любовь и взаимное уважение, где имеет место четкий режим и трудовая деятельность.
- Каждая семья, говорил Макаренко, ведет свое хозяйство, ребенок — член семьи и, следовательно, участник всего семейного хозяйства. С ранних лет в семейных условиях он приучается к будущей своей хозяйственной деятельности в более широких масштабах. Именно здесь, в условиях семейной хозяйственной деятельности, у детей воспитываются коллективизм, честность, заботливость, бережливость, ответственность, способность ориентировки и оперативность.
- Условием успеха в воспитании детей является авторитет родителей, который построен на уважении своих воспитателей, доверии и подчинении их требованиям. Авторитет родителей определяется их позицией по отношению к детям, другим людям. В свое время А.С. Макаренко ввел понятие ложного авторитета. Это, например, «авторитет подавления», построенный на угрозах, наказаниях, страхе, который приводит к тому, что дети растут забитыми, безвольными или агрессивными; «авторитет любви», когда родители без меры «заласкивают» своих детей; «авторитет подкупа», когда родители «покупают» хорошее поведение ребенка, успехи его в учебе и др. Подлинный авторитет родителей построен на уважении ребенка и высоких требованиях к нему и проявляется в стремлении ребенка поделиться своими трудностями и проблемами, радостями и заботами, обратиться за советом к родителям.
- Семья и ребенок - зеркальное отражение друг друга. В результате, именно в семье формируются те качества, которые более нигде сформированы быть не могут. Кроме того, семья осуществляет социализацию (приспособление к окружающей общности людей - социуму) личности, является концентрированным выражением ее усилий по физическому, моральному и трудовому воспитанию, профессиональной ориентации подрастающего поколения. Вот почему именно семья формирует содержание общества: какова типичная семья - таково и общество. Отсюда следует, что важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества. Вместе с тем, именно в семье решаются и другие педагогические задачи.
Правильная позиция семьи должна уметь нейтрализовать многие сложности в воспитании. Если в семье четко стоят цели и задачи, которые она стремиться достичь, то ребенок вырастет достойным гражданином своего общества, подготовленным к жизни.
Если всего этого нет и принципы не соблюдаются мы не можем утверждать, что семья является коллективом.
Известно, что воспитание требует от всех взрослых членов семьи высокого чувства ответственности, проявляющегося в единстве их воззрений в семейной педагогике и их требований к ребенку. Здесь уместно вспомнить слова А. С. Макаренко, обращенные к педагогам, о том, что воспитание — это дело всего коллектива воспитателей, объединенных едиными педагогическими целями и задачами. Если у педагогов нет единства во взглядах на воспитание, нет единого тона, единого подхода к ребенку, то не может быть речи о педагогах, составляющих монолитный коллектив, способный обеспечить целенаправленный воспитательный процесс.
Сказанное имеет прямое отношение к семейному воспитанию: все взрослые члены семьи — воспитатели, которые в подходе к ребенку обязаны проявлять единство требований. А это возможно там, где взрослые чувствуют свою коллективную сопричаст-ность в деле воспитания, преисполнены чувства долга.
Так же мы не можем списывать со счетов и школу.
Воспитание подрастающего поколения – общая задача современной России. Период воспитания и развития современных детей протекает в сложных условиях экономической и политической нестабильности, ломки традиционных ценностей. Ослаблена роль семьи, которая всегда была гарантом экономической безопасности и развитии детей. В этих сложных условиях школа была и остается основным социальным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс и объединяющим усилия тех, кто неравнодушен к проблемам детей. А это мы с вами. И цель работы с семьей – это не дать разрушить то, что уже начало разрушаться, а также научить детей противостоять всему негативному, что окружает их.
Мне, как социальному педагогу школы, в своей работе приходится сталкиваться с различными типами семей, так как в поддержке со стороны педагогов нуждаются все без исключения семьи. В том числе и благополучные. Но у этой категории семьи высокий внутренний моральный, материальный, воспитательный потенциал. Они более успешно справляются со своими функциями. В случае возникновения проблемы, им достаточно разовой однократной помощи.
И поэтому первоочередная задача в моей деятельности состоит в работе с семьями группы риска, это разрешение кризисных ситуаций, которые чаще всего встречаются в семьях, в которых не обеспечиваются условия для развития каждого члена семьи, т.к. в результате страдают не только родители и вступающий в жизнь человек, но и все общество в целом, т.е. первоначально личностная проблема, а затем внутрисемейная трансформируется в проблему социальную. Поэтому данные семьи мы чаще всего называем семьи группы социального риска.
В основу взаимодействия социального педагога с обучающимися и их родителями положено:
- изучение семей, с целью выявления причин, вызвавших проблемы в жизни подростка и семьи;
- учет детей «группы риска» и неблагополучных семей (ведение картотеки, составление планов работы с обучающимся и семьей на учебный год);
- посещение семей с целью охраны прав детей;
- консультативная поддержка родителей по актуальным проблемам взаимоотношений с ребенком, остро возникающим вопросам семейного воспитания, а также по социальным вопросам;
- оказание социальной адресной помощи;
- выступление на родительских собраниях по социальным проблемам.
- профилактика социальной дезадаптации, девиантного поведения обучающихся;
- привлечение к решению проблем обучающихся и их семей органы КДН и ЗП, ОУУП и ПДН, отделы социальной защиты и социальной поддержки населения по Бикинскому муниципальному району, «Бикинский реабилитационный центр для детей и подростков с ОВЗ».
Ежегодно классные руководители нашей школы в начале учебного года формируют социальные паспорта классов, вносят корректировки. Данные социальные паспорта классов содержат информацию о жилищных условиях, доходах и социальном статусе семьи. На основании этих данных я составляю социальный паспорт школы. Данные сведения позволяют сделать прогнозы и заранее, не дожидаясь проблемы, обозначить точки напряжения и привлечь в случае необходимости к семье внимание других специалистов.
Семьи «группы риска» можно разделить:
I группа: это семьи, которые рискуют не справиться с задачей воспитания и делают это в данный момент с большим напряжением сил.
Среди семей потенциального риска выделяют следующие:
- неполные;
- имеющие инвалидов или детей-инвалидов;
- малообеспеченные полные и неполные;
- многодетные.
Часто мы их называем семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации.
II группа: семьи, уже находящиеся в «зоне риска» (неблагополучные, асоциальные и т.д.), которые не справляются с возложенными на них функциями – это семьи с признаками социально опасного положения.
По данным социального паспорта школы:
дети-инвалиды – 45 % (61 обучающийся);
многодетные семьи – 37 % (43 обучающихся);
неполные семьи – 36 % (42 обучающихся);
малоимущие семьи – 68 % (79 обучающихся);
обучающиеся, состоящие на учете в ПДН, КДН – 4 % (5 обучающихся);
семьи обучающихся, состоящих на учете в ПДН, КДН – 3 % (4 семьи).
Большинство семей, принадлежащих к группе риска, не видят и не понимают, что в их жизни могут обостриться, на первый взгляд, невидимые проблемы, которые в дальнейшем отрицательно отразятся на их детях, а многие не верят, что они могут что-то изменить в своей судьбе и судьбе своих близких. У таких семей, как правило, недостаточно, психологических, физических, социальных и экономических ресурсов. Главная задача - взаимодействие всех социальных служб в активизации этих ресурсов в ходе работы с ними. Здесь очень важным является своевременная работа, пока эти ресурсы еще есть.
С заместителем директора по ВР мы тесно взаимодействуем с органами КДН и ЗП, ОУУП и ПДН, отделы социальной защиты и социальной поддержки населения по Бикинскому муниципальному району. В комиссию и УВД приходится обращаться в ситуациях, требующих дополнительных мер по привлечению родителей к исполнению своих обязанностей и в тех случаях, когда социально-педагогические меры не имеют положительного результата. Это не только письменные и личные обращения в данные органы, но и совместные рейды и посещения семей. Такие рейды (патронажи) дают возможность наблюдать семью в ее естественных условиях. Проводятся с диагностическими, контрольными, адаптационно-реабилитационными целями. Составляется акт обследования жилищных условий, проводятся беседы с родителями и детьми. Регулярные патронажи необходимы в отношении неблагополучных и прежде всего асоциальных семей, постоянное наблюдение за которыми в какой-то мере дисциплинирует их, а также позволяет своевременно выявлять и противодействовать возникающим кризисным ситуациям.
Наряду с патронажем, занимающим важное место в деятельности социального педагога, следует выделить консультационные беседы как одну из форм работы с семьей. Это относится не только к вопросам воспитания обучающихся, но и выплате пособий, оформление пенсий по инвалидности. В настоящее время налажен контакт с Местным отделением ВОРДИ Бикинского муниципального района.
Контроль посещаемости и успеваемости обучающихся школы-интерната, в том числе из неблагополучных семей, осуществляется ежедневно, анализируется, по результатам принимаются необходимые меры: выявляются причины отсутствия учащихся, проводятся индивидуальные беседы с учащимися, их родителями, классными руководителями.
Более 68 % наших обучающихся – это дети из малоимущих семей. И материальная помощь, оказанная со стороны нашей школы, им очень важна. Ежегодно в сентябре у нас стартует акция «Помоги собраться в школу». Которая действует у нас в течение всего учебного года.
К сожалению, далеко не все виды семейных дисфункций поддаются коррекции. И не всегда это зависит от усилий специалистов. Разрешение семейных проблем – это, прежде всего, дело свободного выбора и ответственности поведения самих членов семей. Поэтому здесь стоит задача - оказать помощь ребенку в этой семье, защитить его, научить жить и преодолевать трудности. И работа в данном направлении ведется постоянно.
По сравнению с прошлым годом снизилось количество обучающихся и их семей, состоящих на профилактическом учете в ПДН и КДН Бикинского района. В 2020 году эти цифры составляли: обучающиеся 9 чел., семьи – 5.
Школа сегодня является звеном социализации подрастающего поколения. Только совместными усилиями родителей, педагогов, общества можно формировать у детей понятие здорового образа жизни, воспитывать соответствующие навыки и привычки, осуществлять меры социальной защиты здоровья детей.
Хочется закончить свое выступление словами Макаренко:
«Семьи бывают хорошие, и семьи бывают плохие. Поручиться за то, что семья воспитывает, как следует, нельзя. Говорить, что семья может воспитывать,
как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание,
и организующим началом должна быть школа, как представительница
государственного воспитания…"
А.С. Макаренко