12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Попкова Людмила Владимировна89
Россия, Нижегородская обл., Кулебаки

Методическое руководство

к родительскому собранию

(с электронным приложением)

«ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ»

ЦЕЛЬ: Познакомить родителей с функциями семьи, типами семейного воспитания, дать представление о психологических проблемах родителей в семьях с негармоничным стилем воспитания.

ХОД РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

Тема семьи волновала людей во все времена. Каждая семья сама решает, как воспитывать своего ребенка. Единого мнения в этом вопросе нет. Каждый взрослый может сыграть огромную роль в жизни ребенка – созидательную или разрушительную.

Детство – самый поддающийся педагогическим воздействиям период.

Эпиграфом собрания будут слова В.А. Сухомлинского « Любя своих детей, учите их любить вас, не научите – будете плакать на старости лет- вот, по-моему, одна из самых мудрых истин материнства и отцовства.»

Давайте вспомним главные функции воспитания:

Создание оптимальных условий для роста и развития ребенка;

Обеспечение безопасности;

Обеспечение адаптации к жизни;

Воспитание ребенка

Ребёнок жаждет

Нежности, ласки, любви, тепла, поддержки, понимания, одобрения, заботы, похвалы, улыбки.

Легко сказать: не злоупотреблять не правильными типами воспитания детей, но что это за типы? Как отличить неправильное воспитание от правильного? И может ли вообще быть воспитание не правильным? Раз мы воспитываем, значит, делаем полезное ребёнку. Однако, как бы это ни звучало парадоксально, может…

Не разбираясь в педагогике, рассчитывая лишь на интуицию, родители нередко идут неправильным путём.

Наверно, невозможно перечислить все типы воспитания и их нюансы, влияющие негативно на психику ребёнка, но ряд из них мы всё-таки напомним. А вы задумайтесь, какой из этих типов используется Вами. Задумайтесь и постарайтесь скорее внести коррективы в свой стиль общения с ребёнком. Ведь если он сегодня всего лишь на всего росточек, который жаждет влаги и тепла, то завтра он даст Вам уже плоды, в ко­торых могут появиться черви, уничтожающие их.

                                    Есть много разновидностей любви:

Любовь умиления

Любовь деспотическая

Любовь откупа

Любовь умиления—самое печальное, что можно представить себе в отношениях родителей и детей. Это инстинктивная, неразумная, иногда наивная любовь. К чему она может привести? Ребенок, воспитанный в атмосфере умиления, не знает, что в человеческом общежитии есть понятия «можно», «нельзя», «надо». Ему кажется, что ему все можно. Он не знает своего  долга перед родителями, не умеет и не хочет трудиться, потому что не видит людей и не чувствует сердцем, что у тех, кто его окружает, есть свои желания, свои потребности, свой духовный мир. У него  складывается твердое убеждение в том, что он приносит счастье, радость родителям и другим людям уже тем, что он просто живет на свете.

Вторая разновидность—деспотическая любовь. Эта форма—одна из причин того, что у ребенка с малых лет извращается представление о добром начале в человеке, он перестает верить в человека и человечность. В обстановке  деспотического самодурства, мелочных придирок, постоянных упреков человек ожесточается. Все это происходит из-за неумения родителей пользоваться своей властью. Родительская власть должна не подавлять волю ребенка, а поощрять, одухотворять его внутренний мир, силы, желания быть хорошим.

Уважайте детское желание быть хорошим и помните, что ваш сын, ваша дочь—такой же человек, как и вы, его душа явно протестует, когда кто-то пытается сделать его игрушкой своего произвола.

Третья разновидность—любовь откупа. Она состоит в том, что родительский долг заключается в обеспечении всех материальных потребностей детей. Это взгляд на воспитание детей как на что-то совершенно обособленное, отдалённое забором от общественных обязанностей. Если в такой семье ни один родитель не уделяет достаточно  внимания детям, то их окружает атмосфера духовной пустоты, убожества. Они живут среди людей и не знают людей, их сердцам совершенно незнакомы такие чувства, как ласка, сострадание, милосердие.

Какой же должна быть подлинная родительская любовь?

Каким вырастет ребенок, во многом зависит какое он занимает положение в семье.

Благополучное, когда семья проявляет разумную заботу о ребенке с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, когда заботятся не только о нем, но и он  уважает других;

Неблагополучное, когда он баловень семьи, а затем нередко—деспот семьи, либо изгой и растет как сорная трава, либо он—«квартирант».

Кумир семьи.

Наверное, любой из нас не прочь хоть для кого-то стать кумиром, пускай на миг... и, говоря об этом типе воспитания, невольно кажется — ребенку повезло: он обожаем, он действительно любим, любим не просто, а без предела. Язы­ческое божество, смысл жизни, идол, требующий поклонения... Вернее — «пуп земли» и «центр Вселенной»... Им восторгаются, над ним дрожат, все в доме буквально молятся на него, преду-преждая каждое желание. Любая прихоть ребенка — закон. Во всех поступках его мама с папой находят лишь незаурядность, и даже шалости «кумира» неповторимы. Ежесекундно, .ежеминутно, родители в нем открывают новые «таланты», любу­ясь ими и демонстрируя нередко эти мнимые способности знакомым, родственникам и друзьям. Такой ребенок, твердо веря в свою исключительность, растет капризным, своевольным эго­истом, лишь потребляя и не желая отдавать взамен.

Опережая своих сверстников в запросах, «кумир» семьи нередко отстает от них в элементарных навыках развития: он не способен сам умыться и одеться, родители освобождают ребенка от всех обязанностей. И это скажется впоследствии, когда настанет трудовая жизнь.

2 Гиперопека.

Уже само название «гиперопека» подчерки­вает сущность метода, свидетельствуя о «сверхопеке» ребенка. Такой ребенок лишен самостоятельности и не стремится к ней . Ведь то, что он отличен от других, ему внушили уже с самого рождения, и он прекрасно знает, что неповторим. Любой конфликт с родителями — это поражение. Ребенок привык повиноваться и следовать советам взрослых, которые продумали всю жизнь его до малейших мелочей «разработали», её маршрут, невольно превращаясь в диктаторов. Они, не сознавая этого, из самых благих побуждений диктуют каждый шаг ребёнку и контролируют его во всём, наверно, даже в мыслях. Под «пресс -контролем» их ребенок теряет индивидуальность, напоминая робота. Он твердо знаёт: это надо сделать так, а это — так... Довольно часто при гииперопеке ро­дители возносят ребенка, как и кумира, до небес. Однако, вознося, они не только любуются ребенком, но и «готовят» вундеркинда. Ребенок загружен до предела. Он хочет оправдать надежды. И чтобы он их оправдал, его оберегают не только от превратностей судьбы, но и от дуновения любого ветерка. А раз оберегают, значит, он и вправду большая ценность. Всем, можно бегать босиком — ему нельзя, наколет ножку; все дети едят мороженое - а он не может, оно холодное, и вдруг... ан­гина; всем разрешают купаться в речке, кроме него: там глубо­ко, вдруг захлебнется. Он в самом деле неповторим... и, ве­ря в это, ребенок возносит свою персону, день ото дня лишь погружаясь в оранжерейный климат своей семьи:

гиперопека лишает творческого начала. Жизнь по подсказкам — существование. Такие дети уже став взрослыми, могут пополнить ряды неудачников, им очень трудно жить в коллективе. Довольно часто гиперопека, не прекращающая­ся и в подростковом возрасте, приводит к бурной реакции про­теста.

3. « Гипоопека»

Другая крайность наших воспитательных воз­действий. Ребёнок предоставлен сам себе. Он ощущает себя ненужным, лишним, нелюбимым. Родители лишь временами вспоминают, что он есть, и уделяют ему минимум внимания. А он способен хоть за капельку внимания на все. Такой ребенок не каждый день накормлен и не всегда как надо по сезону может быть одет. Он с малолетства вынужден сам думать о себе, завидуя всем детям, о которых заботятся родители. Его потребности во­обще никто не хочет удовлетворить. Ему не покупают книжки и игрушки. Всё это отражается на психике ребенка, и он со време­нем вдруг начинает ощущать себя неполноценным. И этот комплекс, комплекс собственной неполноценности ребенка, пре­следует его потом всю жизнь.

5. «Ежовые рукавицы».

Когда ребенка держат в ежовых рукавицах, он обычно подневольное, бесправное и безголосое существо. Ему диктуют; ему приказывают, на нем срываются и разряжаются. Ему внушают лишь подчинение. Чуть что не так — ремень, угрозы и избиёния. Страх заставляет его смириться, страх правит действиями и поступками. Такой рёбенок, не зная ласки и тепла беспрекословно подчиняясь, ожесточается, черствеет и вырастает эмоционально неотзывчивым, суровым к близким, довольно часто с бурными реакциями протеста.

7. Воспитание по типу повы­шенной моральной ответственно­сти.

Еще один неправильный тип воспитания, когда на плечи ребенка родителями возлагается огромная ответственность, обычно непосильная для возраста ребенка. Свои не оправдавши­еся чаяния, надежды взрослые мечтают реализовать в детях. И малыши должны учить английский, играть на скрип­ке, писать, читать, едва родившись, чтоб оправдать тщеславие родителей. Другой вариант такого воспитания — когда ребенку поручают заботиться о младших в доме или же о престарелых, причем не понарошку, и играя, а в самом прямом смысле слова, что, безусловно, тяжким бременем ложится на плечи ребенка и отражается на психике ребенка, который не по возрасту серье­зен, все время озабочен и ищет выход из создавшегося положе­ния. Такие дети часто обращаются к врачам по поводу неврозов.

8. Воспитание «в культе болезни».

Такой тип воспитания обычно встречается тогда, когда ребенок болеет достаточно серьезным хроническим заболеванием или когда родители, боясь, что ребенок вдруг внезапно, заболеет, трясутся в ужасе над ним, предупреждая- все его желания, а он, воспринимая всякую болезнь как свою привилегию, дающую ему особые права, невольно спекулирует создавшимся положением и злоупотребляет им. Такой ребенок хочет, чтобы в доме потворствовали всем его желаниям, дрожали бы над ним, заботились о нем. Он хорошо усвоил все свои права, не думая, что есть еще обязанности. Такой ребенок — маленький тиранчик. Он добивается всего, пусть даже иногда для этого придется притвориться, придумать новую болезнь. Довольно часто он и в самом деле озабочен своим здоровьем, прислушиваясь сам к себе. Он ждет сочувствия от всех сочувствия и сострадания, И даже «борется» за это. Такие дети, вырастая, часто с трудом могут приспособиться к действительности. Они, лелея лишь са­мих себя и не привыкнув ничем жертвовать, нередко выбирают путь приспособленцев или подхалимов. Их участь — участь слабовольных и изнеженных людей.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Совет 1.Главное средство воспитания – это пример родителей, их деятельность, это заинтересованное участие ребенка в жизни семьи, в ее заботах, радостях. 

 

Совет2.Эффективным способом сплочения семьи, установлением дружеских взаимоотношений является проведение совместного досуга.Важно не место, где проводишь время со своим ребенком, а впечатление от совместно пережитых испытаний.

Совет 3.Сделайте жизнь ребенка интересной и много образной.Уделяйте ему больше свободного времени.Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных и личных делах.

Совет 4.Укрепляйте в ребенке уверенность в собственных силах.Слушая ребенка, следите за его мимикой и жестами, анализируйте  их.Разговаривайте  друг с другом, если общения не происходит, вы отдаляетесь друг от друга.            

Совет 5.Не старайтесь спрятать ребенка от трудностей.Обсуждайте с детьми свою жизнь, считайтесь с их мнением в решении семейных проблем.Дети должны чувствовать ответственность за все, что они совершают в жизни.

Итак, мы разобрали функции родителей и заглянули в мир ребенка. Немного приоткрыли двери, чтобы подсмотреть, как совершается процесс взаимодействия между родителями и деть­ми, и рассмотрели под своим углом — действительно ли хорошо ребенку рядом с нами, не хуже ли, чем кенгуренку в сумке кен­гуру. Давайте еще раз немного вспомним то, что мы узнали.

А мы узнали много нового и важного. И надо теперь толь­ко точки расставить по местам. Но прежде чем мы их расставим, очень хочется, чтобы Вы еще чуть-чуть присели на минутку и задали сами себе вопросы, отвечая самим себе на них. И чтоб вопросы эти и ответы неволь­но оживали в Ваших мыслях во время воспитания детей.

Родительский практикум: (закончи предложение)

1. Ребенка постоянно критикуют, он учится ...

2. Ребенок живет во вражде, он учится...

3. Ребенок живет в упреках, он учится...

4. Ребенок растет в терпимости, он учится...    

5. Ребенка хвалят, он учится ...

6. Ребенок растет в честности, он учится ...

7. Ребенок растет в безопасности, он учится ...

8. Ребенка поддерживают, он учится ...

9. Ребенка высмеивают, он учится …

10. Живет в понимании и дружбе, он учится ...

Успехов в воспитании детей

особенности семейного воспитания
PPT / 3.43 Мб

7 чудес света
WMV / 40.5 Мб

Наши дети
WMA / 2.89 Мб

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Елена Владимировна, 08.07.19 в 19:10 0 Ответить Пожаловаться
Людмила Владимировна! Замечательная разработка! Отправила себе в копилку. Обязательно проведу для родителей своего класса!

Попкова Людмила Владимировна, 09.07.19 в 16:09 1 Ответить Пожаловаться
Спасибо,Елена Владимировна. Я рада, что Вам понравилась разработка.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.