Статья «Роль образовательных технологий в реализации новых образовательных стандартов»
Основой работы по формированию предметных и метапредметных умений учащихся в процессе обучения истории является учебный текст: содержание параграфа в учебнике, рассказ учителя; тексты разных стилей и типов речи, создаваемые учащимися (сочинения, устные сообщения, представления результатов проекта, рефераты, конспекты, планы).
Автор работ по дидактике И.Я. Лернер писал, что «неумение думать над текстами с детства закрепляет стереотипное мышление», тем самым отмечая особую роль умений работы с текстом в интеллектуальном развитии личности. Федеральный государственный образовательный стандарт ставит задачу овладения учащимися умениями работать с информацией, причём эти умения находятся на пересечении предметных и метапредметных областей.
Читая текст, человек познаёт связи между предметами объективной реальности не непосредственно, а через слово, через отражение этих опосредованных связей в тексте. Понимание текста включает в себя использование языкового знания, построение гипотетических интерпретаций воспринимаемой речи, освоение сказанного, соотнесение принимаемой информации с имеющейся.
Существуют основные этапы работы с информацией: поиск — восприятие — осознание — переработка — передача/использование. Отсюда выделяют следующие группы умений:
умение поиска информации;
умение восприятия информации (восприятие вербальной информации — аудирование, текстовой — чтение, восприятие графической, числовой, схематической информации);
умение осознания информации (понимание основной и дополнительной, явной и скрытой (подтекстовой) информации текста);
умение переработки информации;
умение передачи/использования информации (представление информации в виде развёрнутых планов, выписок, конспектов, аннотаций, рефератов, выступление перед аудиторией с сообщением, докладом).
Для учащимся на различных этапах работы с информацией могут быть предложены следующие задания:
1. Дайте название данному тексту.
2. Предположите, о чём должна идти речь в тексте, по выписанным из текста ключевым словам.
3. Выполните работу по разметке текста. (Поставьте знак «?» там, где заканчивается мысль, требующая, на ваш взгляд, осмысления и постановки вопроса; запишите вопрос, который вам хотелось бы задать.)
4. Подчеркните главную информацию в тексте. В каждом ли предложении есть такая информация?
5. Подчеркните слова и выражения, которые помогают вам следить за тем, как идёт развитие мысли в тексте.
6. Укажите номера предложений, которые, на ваш взгляд, должны стать началом нового абзаца (в тексте, представленном без абзацного членения).
7. Восстановите последовательность предложений (абзацев), восстановите связи между предложениями абзаца.
8. Сократите текст на одну треть (вдвое, на три четверти).
9. Дополните текст своими примерами (описаниями, аргументами).
10.Составьте предложение или небольшое сообщение с опорой на словосочетание (предложение).
11. Найдите в тексте тезис и доказательства, перестройте текст таким образом, чтобы доказательство стало выводом, следствием из приведённых примеров.
12. Соедините абзацы (предложения), вставив подходящие по смыслу вводные слова и выражения.
13. Напишите свой текст на основе нескольких текстов, других источников информации (карт, схем, графиков), дающих фрагментарное представление об одном и том же факте или явлении, используя суммарную информацию этих текстов (источников информации).
Использование отдельных заданий не будет столь эффективным, как целенаправленная работа в данном направлении, поэтому предлагаем вариант методического материала к проведению уроков по истории средних веков, цель которых — развитие умений перерабатывать и использовать информацию в соответствии с учебной задачей.
Работа с предлагаемыми текстами может быть организована в парах, группах на одном уроке, например на когда группы получают свою «специализацию» — филологи, историки, географы. Другой вариант организации работы — один и тот же текст используется на разных уроках, например, в течение недели учащиеся на каждом уроке выполняют только задания одной предметной области. Таким образом, создаются условия для овладения учащимися фоновыми знаниями культурно-исторического характера для более точного понимания содержания текста.
В результате происходит
развитие умений работать с информацией, представленной в разном виде, — ключевых умений, являющихся основой совершенствования коммуникативных действий учащихся;
развитие у учащихся понимания непрерывности информации, своеобразия её освоения с точки зрения разных предметов;
выстраивание в ходе рефлексии выводов и умозаключений в правильной последовательности с выделением первостепенной, приоритетной, главной информации, которую необходимо освоить, трансформируя в устойчивые знания, и второстепенной, которая способствует расширению и углублению фоновых знаний учащихся.
Для примера возьмём тексты:
«Из жизнеописания Карла Великого, составленного Э. Эйнгардом (придворным биографом императора)»,
сочинения святого Августина, в особенности то, которое называлось «О Граде Божьем».
Из книги М.Д. Яснова «Рог Роланда и меч Гильома»
Лоршские анналы, часть вторая
ЗАДАНИЯ :
Группа «филологи»
1. Выпишите главные мысли каждого абзаца текста. Обратите внимание: если работа выполнена верно, то прочтение выписанных предложений позволит получить целостное представление об основном содержании текста.
2. На основании данного текста вам необходимо подготовить презентацию — не более 5-7 слайдов. Какие опорные слова текста вы использовали бы в качестве подписи к слайдам? Восполните недостающие части работы (учащимся, в зависимости от уровня подготовки, предлагается вариант выполнения с большим или меньшим пропуском фрагментов; мы приводим его полностью):
1) портрет Карла Великого в парадной одежде и даты его жизни
2) портрет Карла Великого в одежде простолюдина
3) пир франков
4) высказывание мудрецов
5) карта империи и походов Карла
6) франкская армия
7) портрет Кала в доспехах
3. Используя текст, подготовьте краткую информацию о Карле Великом для сообщения в новостном выпуске на «Радио России». Продумайте, каким началом и заключением необходимо дополнить данную вам информацию.
Определите в своей группе того, кто сможет прочитать эту новостную информацию так, как это сделал бы профессионал, работающий на радио.
Группа «географы»
1.Какие земли вошли в состав Франкского королевства при Карле Великом? Расскажите об управлении империей. Для ответа на вопрос используйте информацию ретрокарт, иллюстраций и схем, а также сведения из Интернета. Ваш ответ должен быть информативным, но небольшим — 5-7 предложений
2.С помощью интерактивной доски обведите область расселения франков в 5 – н. 6 вв. и их завоевания при Хлодвиге, отметьте стрелками направления завоевательных походов Карла Великого, надпишите названия областей, завоеванных Карлом,
- обведите границы империи в 800-843 гг. и отметьте столицу империи Карла Великого
- с помощью текста учебника и дополнительных материалов о покорении саксов выясните причины побед Карла Великого. Какими методами он действовал для достижения поставленных целей? Как можно оценить эти методы с моральной точки зрения?
3.Приведите несколько примеров известных вам географических объектов, связанных с правлением Карла. Подберите дополнительную информацию о географическом положении объекта (2-3 предложения).
Группа «историки»
1) К какому веку относится правление Карла Великого?
2 ) Какие качества Карла Великого восхищали и поражали современников?
3) В чём причины военных успехов Карла?
4) Объясните следующие понятия:
• феодальная раздробленность
• междоусобные войны
• сеньор
• вассал
• феодальная лестница
• вассальные отношения
Группа «артисты»
Задание:
подготовьте элементы костюмов (корону Карла, мечи, плащи и т. д.);
- подготовьте выступление от имени Эйнгарда, написавшего «Жизнь Карла Великого» о времени и месте жизни , внешности и чертах характера Карла Великого
- подготовьте речь Карла Великого, в которой он расскажет о себе (увлечения, положение в обществе, цели, которые ставит перед собой);
разыграйте сценку коронования Карла Великого императорской короной.
Литература:
Абдуллаев Э.Н. Деятельностный подход в преподавании истории в рамках требований нового стандарта. /Преподавание истории в школе./– 2012. – № 1.
Е.Е. Вяземский, О.Ю Стрелова. Уроки истории: думаем, спорим, размышляем. –М., Изд. «Просвещение», 2012.
Лернер И.А.Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории.Пособие для учителей. — M.: Просвещение, 1982. — 191 с.
«Из жизнеописания Карла Великого, составленного Э. Эйнгардом (придворным биографом императора)»,Историко-биографический альманах серии «Жизнь замечательных людей». Том 11Издательство ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия». 1977 год
"Рог Роланда и меч Гильома" Яснов Михаил Давидович Амфора 2005г
Хрестоматия по истории средних веков в 3-х томах. Том I. Раннее средневековье / Под ред акад С.Д. Сказкина. –М.: Соцэкгиз, 1961. – 688 с.