Управление образования администрации
Старобешевского района
Раздольненская ош I-III ступеней
Система работы
практического психолога
в условиях внедрения новых
государственных
образовательных стандартов
Соколова Антонина Михайловна,
практический психолог школы
2016 г.
Приоритетные направления
новых образовательных стандартов:
реализация развивающего потенциала общего среднего образования;
обеспечение развития универсальных учебных действий в системе общего среднего образования;
обеспечение всестороннего раскрытия интеллектуального и личностного потенциала учащихся.
Цель психологического сопровождения:
создание психологических условий для успешного обучения и личностного развития школьников в процессе внедрения новых образовательных стандартов
Задачи психологического сопровождения:
В отношении учащихся:
мониторинг психологического развития ребенка в процессе обучения в школе;
формирование у школьников способности к самопознанию, саморазвитию, самовоспитанию и самоопределению;
создание консультпункта для оказания помощи детям, имеющим проблемы в обучении или психологическом развитии.
В отношении учителей:
мониторинг готовности к внедрению новых образовательных стандартов;
оказание психологической помощи в решении проблем, возникающих в процессе перехода на новые ГОС;
информирование по результатам диагностики.
В отношении родителей:
оказание психологической помощи по вопросам воспитания, обучения и развития детей;
ознакомление с новыми образовательными стандартами;
повышение психологической грамотности родителей.
Алгоритм
психологического сопровождения образовательно-воспитательного процесса
Запрос школы
Диагностика
Просвещение (учителей, родителей, обучающихся)
Индивидуально-психологических особенностей обучающихся
Развития познавательных психических процессов
Социального статуса обучающихся
Готовности педколлектива к нововведениям
Адаптированности обучающихся 1,5,10 классов
Профдиагностика, диагностика интересов и склонностей
Факультативные курсы
Оформление выводов, рекомендаций по результатам диагностики
Консультирование (учителей, родителей, обучающихся)
Структура (этапы и формы) психологического сопровождения:
1 этап
Психодиагностика
Психологическое просвещение
Беседа
Тестирование
Анкетирование
Наблюдение (в том числе – посещение уроков)
Изучение продуктов деятельности школьников
Факультативные курсы
Неделя психологии
Стенная печать
Размещение материалов на сайте школы и на персональном сайте
Выступления на классных и воспитательных часах, родительских собраниях, заседаниях педсовета школы и других мероприятиях
2 этап
Консультативно-развивающий
Факультативные занятия
Почта доверия
Консультирование обучающихся (по вопросам саморазвития, самовоспитания и др.)
Оказание необходимой психологической помощи всем участникам образовательного процесса
Использование методов арттерапии
Консультирование учителей и родителей
4 этап
Рекфлексивный
(анализ данных психологического мониторинга с целью дальнейшего планирования работы по проблеме)
3 этап
Мониторинговый
(то же, что на этапе психодиагностики + анализ продуктов деятельности обучающихся)
Практический психолог
Заместитель директора по УВР
Заместитель директора по ВР
Обучающиеся
Директор школы
Родители
Учителя-предметники
Классные руководители
Взаимодействие
практического психолога с участниками образовательного процесса
Формы
работы с обучающимися:
Факультативные занятия;
Просмотр видеороликов и видеофильмов;
Он-лайн тестирование;
Консультации;
Психодиагностика;
Тренинговые занятия;
Презентации;
«Почта доверия»;
Тематические памятки, буклеты;
Проведение Недели психологии;
Выступления на воспитательных и классных часах;
Информационные сообщения и др.
Формы
работы с учителями:
ПДС по психологии;
Выступления на заседаниях педагогических советов и методических объединений;
Посещение уроков;
Презентации;
Школа молодого учителя;
Психодиагностика;
Консультирование;
Психологическое просвещение и др.
Формы
работы с родителями:
Анкетирование и психодиагностика (в том числе с целью определение стиля семейного воспитания и преобладающего стиля реагирования в конфликтных ситуациях);
Беседы, консультации;
Выступления на родительских собраниях;
Тематические памятки, буклеты, рекомендации;
Посещения на дому;
Психологическое просвещение (в том числе – подбор психологической литературы, соответствующей проблеме обращения);
Презентации и др.
«Нет ничего нового под солнцем, но есть кое-что
старое, чего мы не знаем».
(Лоренс Питер - американский педагог)
Интерактивные методы и приемы развития УУД:
«Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно;
Составление синквейна (сенкана);
«Ассоциирование» (гронирование);
«Мозговая атака» (брейнсторминг);
«Джигсоу» или «Мозаика»;
«Пометки на полях» или «инсерт»;
«Кластеры»;
«Перепутанные логические цепочки»;
Таблица «Знаю–Хочу узнать–Узнал» и др.
Метод
Эдварда де Боно
«6 шляп мышления»:
позволяет развить гибкость ума, креативность;
отлично помогает преодолеть творческий кризис;
помогает правильно принять решение и более точно соотносить свой образ мыслей с поставленными целями и стоящими задачами.
Особенно хорошо он подходит для оценки необычных и инновационных идей, когда важно учесть любое мнение и рассмотреть ситуацию под разными плоскостями.
Ролевые модели:
Белая шляпа- информация;
Красная шляпа- интуиция;
Черная шляпа- пессимист;
Желтая шляпа- оптимист;
Зеленая шляпа- практик;
Синяя шляпа- организатор.
Кластер –
педагогический метод, который развивает вариантность мышления, способность устанавливать всесторонние связи и отношения изучаемой темы (понятие, явление, событие).
Цель: подготовить учащихся к восприятию новой информации
Описание метода:
посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы;
вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «планеты и ее спутники»);
по мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием.
У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.
Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации.