Статья «Особенности современного занятия в рамках внедрения стандартов второго поколения»

3
0
Материал опубликован 22 June 2021

 

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ  ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ,

 ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ  «ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ

ЦЕНТР ПОМОЩИ  ДЕТЯМ, ОСТАВШИМСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, «Наши дети»

 

 

 

Особенности современного занятия в рамках внедрения стандартов второго поколения.

 

Подготовила:

Логопед М. С. Чубатая

 

 

Череповец, 2021 г

Каковы же особенности современного занятия?

Что нового появляется в педагогической деятельности при реализации ФГОС второго поколения?

Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения.

Методологической основой стандартов нового поколения является системно-деятельностный подход, цель которого заключается в развитии личности воспитанника на основе освоения универсальных способов деятельности. В стандарте прописаны виды деятельности, которыми должен овладеть младший школьник. Именно деятельность, а не просто совокупность неких знаний определена Стандартом как главная ценность обучения.

В центре внимания современного занятия становятся не знания воспитанника, а его способность применять эти знания на практике (его компетентность).

Сегодня меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения.

Чтобы занятие было эффективным, педагогу нужно постараться сделать его своеобразным педагогическим произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. А самому - стать лучшим артистом второго плана.

Исходя из этого, начинаем проектировать занятие.

1 этап - определение типа занятия. Отвечаем на вопрос: какова его необходимость в структуре изучаемой темы и системы занятий в целом. Исходя из этого выбираем тип.

2 этап - определение цели и задач занятия. Замысел отражается, прежде всего, в его целях. Если сравнивать цели и задачи с прежними стандартами, их формулировка изменилась мало. Произошло смещение акцентов на результаты освоения программы. Основными характеристиками целей сегодня являются

Конкретность Побудительность Достижимость

Задача каждого из нас – выйти на максимальное КПД.

В новом образовательном стандарте большое внимание уделяется конечным результатам обучения. При этом требования дифференцируются на три группы предметные, метапредметные и личностные. Педагоги в своей работе традиционно и вполне обоснованно при постановке цели и задач уделяют больше внимания  требованиям, связанным с содержанием воспитательного раздела. Метапредметные и личностные требования как при планировании задач занятия, так и в ходе их реализации зачастую остаются за его рамками.

Методике реализации именно этих требований ФГОС необходимо уделять больше внимания при планировании занятий, отборе содержания и при организации деятельности воспитанников.

Выполнение поставленных задач предусматривает овладение воспитанниками системой учебных действий как универсальных, так и предметных, которые в итоге и являются конкретными результатами обучения. Задача воспитания личности органически связана с процессом обучения и планируется как личностные результаты.

Исходя из этого, при формулировке целей и задач конкретного занятия важно ориентировать обучение на достижение указанных в образовательной программе планируемых результатов.

С учётом сформулированных целей и задач переходим к 3 этапу – отбор содержания занятия. Особенностью содержания современного занятия является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий. При этом необходимо определить обучающая роль не только педагога, но и воспитанников. А также помнить основные критерии работы с содержанием.

Соблюдение принципов дидактики.

Вместо старого подхода «чем больше, тем лучше» - новый - выделение объекта прочного усвоения..

Выбирая содержание опираемся на ценностные основания, то, чем человек дорожит, из чего исходит в своих оценках других людей, себя самого, на нравственные идеалы того культурного общества, в котором мы живем.

Педагог должен стремиться раскрыть личностный смысл любого изучаемого материала. (наши дети не стремятся хорошо учиться потому, что не понимают, зачем им нужны те или иные знания.)

4 этап проектирования современного занятия – это обоснованный выбор оптимального сочетания методов обучения с поставленными целями и задачами. Ведь каждая задача решается не любыми, а совершенно конкретными методами или их сочетанием. Давайте сравним.

Если раньше - восприятие новой информации в основном проходило через наблюдение и слушание, то с введением новых стандартов - применяется построение гипотез относительно способа разрешения проблемных ситуаций.

В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся технологии, провоцирующие детей на практическую деятельность.

Базовыми образовательными технологиями стандарт определяет:

проектную деятельность, уровневую дифференциацию, информационные и коммуникационные технологии и обучение на основе учебных ситуаций.

Но основным средством в руках педагога становятся учебная ситуация, учебное задание

Это такая особая структурная единица учебного процесса, которая содержит его полный замкнутый цикл. дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его

Изучаемый материал выступает как основа для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые действия, осваивает характерные для конкретной области изучения способы действия, т.е. приобретает некоторые способности.

Проектируя учебные ситуации необходимо иметь в виду, что

то, что провоцирует на действие младшего школьника, оставляет равнодушным и пассивным подростка

учебная ситуации в прикладном искусстве качественно отличается от учебной ситуации в обществоведении по виду формируемых умений, действий),

действия воспитанников могут быть исполнительскими, не требующими активного содействия педагога, или ориентировочными, которые могут осуществляться, особенно поначалу, только при активном участии учителя).

Проектирование учебных ситуаций напрямую зависит от умения педагога перевести учебную задачу в учебную ситуацию.

Необходимо поставить учебную задачу в такие условия, когда ребенок выполняет какие-то действия не потому, что не хочет огорчить кого-либо, не потому, что иначе поставят двойку, а потому, что ему/ей сейчас, сию минуту, на этом самом уроке это делать интересно.

Создание банка таких учебных ситуаций – одна из важнейших задач технологии достижения планируемых результатов. Важно, что этот банк является принципиально открытым – любой новый опыт может быть добавлен в общую копилку.

В педагогической практике используются разные типы задач

Учебная задача – направлена на нахождение общих способов решения большого круга частных задач; как правило, педагог сам ведет детей к постановке и решению очередной учебной задачи. Цель педагога — создать в такую ситуацию, в которой дети приняли бы именно эту запланированную задачу

Конкретно-практическая задача – ориентирована на применение уже освоенных способов действий в известной воспитанникам ситуации; итогом решения такого типа задач является правильное использование знаний, умений и навыков (получение правильного ответа).

Творческая (олимпиадная задача) – не имеет готового, формального способа решения. Воспитанник за счет своих способностей, в основном спонтанно пытается сам найти способ решения. Как правило, этот способ решения не поддается алгоритмизации. Поэтому такие задачи обычно решают немногие дети (воспитанники, обладающие нестандартным мышлением).

Проектная задача – система или набор заданий, целенаправленно стимулирующая детские действия на получение ещё никогда не существовавшего в практике ребёнка результата (продукта), в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей.

Проектная задача принципиально носит групповой характер

Итог решения проектной задачи:

Реальный «продукт» (текст, схема макет, таблицы, графики и т.д.)

Нематериальный «продукт» (качественное изменение ребёнка

Любая учебная задача является минимальной единицей учебного процесса. По мнению Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова, вся учебная деятельность в практическом отношении должна быть представлена в виде системы учебных задач. Эти задачи даются в определенных учебных ситуациях и предполагают определенные учебные действия

При разработке учебных задач каждое действие учителя связано с реализацией конкретной дидактической цели. Для достижения дидактической цели необходимо решить не одну задачу, а несколько. Следовательно, требуется составить комплекс учебных задач, где каждая занимает отведенное ей место и вносит вклад в достижение цели.

Рассмотрим методику конструирования комплекса учебных задач на основе дидактического конструктора задач Леонида Сергеевича Илюшина и таксономии Бенджамина Блума.

Каждое учебное действие можно соотнести с определенным уровнем познавательного процесса и уровнем цели.

Знать – означает извлечение соответствующей информации из долгосрочной памяти (узнавание и припоминание).

Понимать – создание значения на базе учебных материалов или опыта (интерпретация, приведение примеров, классификация на основе внешних признаков, обобщение, умозаключение, сравнение, объяснение) способность формировать свои собственные значения на основе источников информации.

Применять – использование знаний, умений и освоенных навыков в знакомой или новой ситуации (исполнение, применение).

Анализировать – вычленение из понятия несколько частей и описание того, как части соотносятся с целым (дифференциация, организация, соотнесение). 

Синтезировать, создавать – подразумевает соединение частей для создания нового в целостном продукте и определение компонентов новой структуры (генерация, планирование, производство).

Оценивать – собственная выработка критериев, на основании которых делаются суждения (проверка, критика). 

Пользуясь конструктором учебных ситуаций, определив цель, вид деятельности и планируемый результат учитель может точно выбрать электронные образовательные ресурсы, обеспечивающие достижение запланированного результата. В конструкторе предложены основные типы ЭОР, позволяющие достичь планируемые образовательные результаты.

Попробуем рассмотреть конструирование учебной ситуации на конкретном примере работы с текстом.

«Мы объехали весь свет;

За морем житье не худо.

В свете ж вот какое чудо:

В море остров был крутой,

Не привальный, не жилой;

Он лежал пустой равниной;

Рос на нем дубок единый;

А теперь стоит на нем

Новый город со дворцом,

С златоглавыми церквами,

С теремами и садами»

Ознакомление

Вспомните и опишите, как выглядел остров, когда корабельщики впервые увидели его.

Понимание

Постройте прогноз развития (предположите, как могли бы развиваться события дальше, что могло еще находиться, произойти на острове).

Применение

Сделайте эскиз рисунка/схемы, который показывает, как выглядел остров до и после превращения

Анализ

Раскройте особенности… Выделите две части в отрывке. Объясните свое мнение.

Синтез

Изложите в форме… свое мнение /понимание… Докажите, что в описании это один и тот же остров.

Оценка

Оцените значимость …для… Почему изменения, которые произошли с островом, корабельщики называют чудом?

Самостоятельное составление учебных ситуаций.

Помимо учебных и проектных задач, учебных ситуаций существует множество других различных методов и приёмов эффективного занятия. Все они имеют слабые и сильные стороны. Наконец, возможности детей тоже диктуют приоритетность в выборе метода. При требованиях новых образовательных стандартов необходимо оценивать не сами применяемые методы, а обоснованность их применения.

5 этап проектирования современного занятия - это определение формы его проведения, т.е. тех форм, в которых наиболее полно реализуются выбранные методы и приемы.

Нетрадиционные формы занятия.

Викторина

Поиск

Экскурсия

Экспедиция

Занятие без педагога

Стихотворно-музыкальное

Пресс- конференция

Взаимообучения

Интегрированное

Фантазия

Занятие-проект

Игра (деловые, ролевые ситуационные игры)

Сказка

Спектакль

6 этап - разработка структуры занятия.

Педагог сегодня свободен в выборе структуры урока, лишь бы она способствовала высокой результативности обучения, воспитания, развития и не мешала творческой работе педагога..

7 этап - отбор средств обучения:

Применение каждым педагогом средств оправдано тогда, когда оно экономит его силы и силы воспитанников, время занятия, когда улучшает восприятие учебного материала и позволяет осуществить контроль за тем, что усвоено, а что нет. Нужно помнить, что чрезмерная наглядность тормозит развитие абстрактного мышления.

8 этап – рефлексия деятельности.

Если раньше мы осуществляли контроль и самоконтроль усвоения нового материала, то по новым стандартам проводится рефлексия результатов деятельности, т.е. умение оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений.

Итак, грамотное, технологичное, современное занятие спроектировано. Однако занятие - это ещё и отношения между людьми. Поэтому, мы должны продумать, как поддержать психологический комфорт и атмосферу взаимодействия. Исключительную важность имеет настрой педагога на качественное проведение занятия.

А ребёнок хочет учиться когда….

Когда получается

Когда ничто не угрожает

Когда интересно

Будем стремиться к этому и помнить о том, что каждый ребёнок приходит в этот мир не для того, чтобы его учили, а для того, чтобы быть счастливым.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации