Статья «Особенности внеурочной работы в колледже»

1
0
Материал опубликован 30 January 2019

Панова Валентина Николаевна, преподаватель истории и английского языка.   

ГАПОУ КО «Калужский колледж сервиса и дизайна», г. Калуга          

Особенности внеурочной работы в колледже.

Национальная  педагогическая энциклопедия   дает следующее определение термину: «Внеурочная работа, внеклассная работа - это составная часть учебно-воспитательного процесса, одна из форм организации свободного времени учащихся».

В процессе общения с учащимися во внеурочное время преподаватель лучше узнает своих воспитанников, их характер, интересы, нравственные идеалы, происходит процесс взаимного  духовного обогащения, накапливается опыт взаимоотношения. Особенно важно знать это, когда начинается новый учебный год и мы принимаем группу на 2 года.

  В чем состоит специфика внеурочной работы в колледже? Вот несколько выводов, которые можно сделать, чтобы не допустить ошибок в своей работе.

Учащиеся вовлекают в нее на основе свободного выбора ими различных видов занятий. В зависимости от интересов, склонностей они самостоятельно записываются в кружки, по своему желанию принимают участие в массовой или индивидуальной работе во внеурочное время. Задача преподавателей - не допускать  принуждения, привлечь к внеурочной работе большую часть группы. Главное, подойти к этому ответственно и ненавязчиво рассказать о преимуществах того или иного вида занятий, пытаться заинтересовать.

Внеучебная работа не  связана рамками обязательных программ. Программы составляются примерные, которые можно немного корректировать в процессе работы. Рабочие планы, составленные на основе этих программ, можно изменить, дополнить с учётом конкретных условий и пожеланий учащихся.

Во внеурочной работе преобладают самостоятельные занятия учащихся, которые проводятся под руководством преподавателей. Развитие инициативы и самостоятельности учащихся должно осуществляться с учетом их возраста и способностей. У нас это довольно взрослые - 15-16 лет. В этом возрасте их уже нельзя обмануть, слукавить. Такие дети уже не постесняются сказать, что им неинтересно, скучно. Можно даже услышать: «А я хочу так…».

 На внеурочных занятиях создаются благоприятные условия для привлечения дополнительных документов, коллективного творческого поиска интересных фактов, иллюстраций, данных местного значения, а также выполнения разнообразных творческих заданий с учетом индивидуальных наклонностей студентов. Тем более в условиях наличия Интернета, интерактивной доски.

Значимость внеурочной работы в современных условиях заключается в том, что в ней значительно повысился удельный вес общественно-полезной деятельности учащихся. Посильное участие юношей и девушек в решении конкретных практических дел позволяет им лучше ощутить свою причастность к жизни общества. Это прежде всего волонтёрское движение, помощь ветеранам.

Внеурочная воспитательная работа в условиях СПО имеет свои особенности. В ходе занятий необходимо постоянно использовать возможности  изучаемого материала для формирования личности современного высококвалифицированного рабочего, активизации его сознания и практической деятельности. При этом особенно важно показывать роль и значение творческого отношения человека к труду, добросовестности и трудовой дисциплины, приобретения знаний в целях активного участия в жизни современного производства. В соответствии с современными потребностями нашего государства и общества.  И. Ньютон, английский физик писал: «Ребёнку, как и всякому человеку вообще, противен и несносен тот труд, в котором он не видит никакой цели».

Важным требованием к организации внеучебных занятий является также их доступность,  посильность для учащихся, иначе занятия не дают нужных результатов, они не интересны для учащихся, не увлекают их. Кроме того, занятия должны быть разнообразны. В противном случае учащиеся не проявляют интереса к занятиям, не посещают их, нарушают дисциплину во время их проведения. Это могут быть и лекции, и видеолекции, использование видеороликов и презентаций, приглашение интересных людей.

Внеурочная работа представляет собой коллективную форму деятельности учащихся. Здесь раскрываются результаты труда других, познается ценность собственных усилий и уровень личных знаний. Совместное преодоление трудностей, удовлетворенность результатами труда, положительная оценка работы вызывают у учащихся коллективные переживания. Все это способствует воспитанию у них таких качеств, как воля, товарищество, взаимопомощь, инициативность. Подтверждением тому являются слова Д.А. Медведева, сказанные ещё в 2010 году: «В условиях решения стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни» (Приказ №271от 04.02.2010 г. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»). А великий В.А. Сухомлинский писал о значимости внеурочной деятельности: «Логика учебного процесса таит в себе опасность замкнутости и обособленности, потому что в школе на каждом шагу подчеркивается: достигай успеха собственными усилиями, не надейся на кого-то, и результаты умственного труда оцениваются индивидуально. Чтобы школьная жизнь была проникнута духом коллективизма, она не должна исчерпываться уроками». Жизнь в колледже практически ничем не отличается от школы. Она просто объемнее и связана с профессиональной подготовкой. Это делает внеурочную работу интереснее и содержательнее.

Комментарии
Комментариев пока нет.