Статья «Методы и формы самостоятельной работы в строительном колледже»

5
7
Материал опубликован 20 October 2022 в группе

Методы и формы самостоятельной работы в строительном колледже

Целью данной статьи является исследование организации самостоятельной работы студентов строительного колледжа и условий их удачной реализации. Для этого описаны разные направления в исследовании природы самостоятельности студентов в теоретическом и практическом обучении, проанализирована роль самостоятельной познавательной деятельности студентов и почему она так необходима для формирования зрелой личности.

Введение

Организация самостоятельной работы, руководство ею – это весьма ответственная и сложная работа каждого педагога. Воспитание активности и самостоятельности в колледже нужно разглядывать как составную часть воспитания наших студентов. Эта задача выступает перед каждым преподавателем и мастером производственного обучения в числе задач первостепенной важности. Если говорить о формировании у студентов самостоятельности, необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи. Первая из них состоит в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая – в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в обучении и практической деятельности.

В процессе обучения каждый студент должен достичь определенного достаточно высокого уровня самостоятельности, что открывает возможность справиться с разными задачами, добывать что-то новое в процессе решения учебных задач.

Актуальность этой проблемы бесспорна, потому что знание, умение, убеждение, духовность нельзя передать от преподавателя к ученику, прибегая только к словам. Этот процесс включает в себя знакомство, восприятие, самостоятельную переработку, осознание и принятие этих умений и понятий. И, пожалуй, главной функцией самостоятельной работы есть формирование высококультурной личности, потому что только в самостоятельной интеллектуальной и духовной деятельности развивается человек.

Основная часть

Самостоятельная работа – это не форма организации учебных занятий и не метод обучения. Ее нужно рассматривать скорее как средство вовлечения студентов в самостоятельную познавательную деятельность, средство ее логической и психологической организации.

Изучая сущность самостоятельной работы в теоретическом плане, выделяется 3 направления деятельности, по которым может развиваться самостоятельность обучения – познавательная, практическая и организационно – техническая.

Самостоятельная работа – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия преподавателя или мастера, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом студенты, сознательно стремящиеся достичь поставленных целей, предпринимая свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (или тех и других вместе) действий. Выполнение самостоятельной работы студентом не только требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности, но и доставляет ему удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания. Из своего опыта работы попробую определить, что же входит в эти понятия.

В практике можно выделить следующие виды самостоятельной работы:

Работа с книгой: рисунки, схемы, графики, ответы на вопросы, конспектирование, перевод, план ответа, обобщение по нескольким параграфам, конспектирование.

Упражнения: ответы на вопросы, тренировочные упражнения.

Решение задач, практические и лабораторные работы.

Проверочные, самостоятельные работы (произведение, эссе, диктант).

Доклады и рефераты.

Индивидуальные и групповые задания при выходе на производственную практику, написание отчетов, составление портфолио.

Все виды самостоятельной работы по дидактической цели можно разделить на пять групп:

1) приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно приобретать знания;

2) закрепление и уточнение знаний;

3) выработка умения применять знания в решении учебных и практических задач;

4) формирование умений и навыков практического характера;

5) формирование творческого характера, умение применять знания в усложненной ситуации.

Когда я планирую самостоятельную работу, то обязательно выполняю следующие правила:

предусматриваю ее место в структуре урока;

ее оптимальный объем планирую в зависимости от уровня подготовленности своих студентов, а также сложности изучаемого материала;

предусматриваю трудности, которые могут возникнуть при выполнении самостоятельной работы;

определяю форму задач;

устанавливаю оптимальную продолжительность работы;

подбираю подходящий дидактический материал;

предусматриваю рациональные способы проверки и самопроверки работ студентов.

Таблица1. Примеры организации самостоятельных работ

п/п

Название группы работ

Вид деятельности

1.

Работы, основная цель которых приобретение новых знаний и умений и овладение умением самостоятельно приобретать знания из разных источников

работа с учебником: изучение нового, работа с таблицами;

наблюдение;

опыты на уроке и в домашних условиях;

работа с раздаточным материалом;

изучение устройств и принципа их действия по моделям и чертежам;

работа с дополнительной литературой.

2.

Работы, основная цель которых – совершенствование знаний, (их уточнение и углубление), выработка умений применять знания на практике.

1. Решение упражнений:

вычислительных с «абстрактным» содержанием;

вычислительных с производственно-техническим содержанием;

качественных;

графических;

экспериментальных.

2. Выполнение задач по классификации: приборов, машин, оборудования, схем и т.д.

3. Вычеркивание и чтение разных схем.

4. Расчет параметров режимов сварки.

3.

Работы, основная цель которых – формирование у студентов умений и навыков практического характера.

1. Решение упражнений.

2. Вычеркивание и чтение схем оборудования.

3. Построение и анализ графиков.

4. Сборка приборов и оборудования из готовых деталей.

5. Выявление неисправностей в приборах и устранение их.

6. Изготовление оборудования по готовым схемам и чертежам.

4.

Работы, основная цель которых – развитие творческих способностей студентов.

1. Подготовка докладов и рефератов, курсовых и дипломных работ.

2. Внесение изменений в конструкцию прибора или оборудования.

3. Разработка новой конструкции прибора или оборудования.

4. Составление задач на использование нового оборудования.

5. Построение гипотез.

6. Выполнение опытов с элементами исследования.

Этапы организации, планирования и выполнения самостоятельной работы студентов

1 этап. Организация внеаудиторной самостоятельной работы

Определение общих компетенций и форм самостоятельной работы в соответствии с требованиями к результатам освоения основной профессиональной программы.

1. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;

2. использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности;

3. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, заказчиками продукции

Подготовка сообщений по теме

Подготовка

реферата

Разработка информационной карты наблюдений, фрагмента технологической карты

Разработка мультимедийной презентации

Разработка индивидуального

или группового

проекта

2 этап. Планирование внеаудиторной самостоятельной работы студентов

Наименование

разделов и тем программы

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа студентов, курсовой проект (если предусмотрен)

Раздел1. Подготовка металла к сварке


Тема 1.1 Подготовка изделий под сварку

Правила подготовки изделий под сварку: исходные материалы для производства сварочных работ. Первоначальная обработка металла перед слесарными операциями. Заготовительные операции.

Типы отделки кромок под сварку: виды сварных швов и соединений, принципы выбора отделки кромок. Обозначение швов и соединений на чертежах.

Тема 2.1 Типовые слесарные операции

Правка, гибка, разметка, рубка, резка механическая и ручная, опиливание, сверление металла: назначение, сущность, техника исполнения, инструмент и устройства, требования безопасности труда. Средства и приёмы измерений линейных размеров, углов, отклонений формы поверхности. Требования к организации рабочего места и безопасности выполнения слесарных операций.

Практическое занятие: разработка фрагмента технологии выполнения комплексных слесарных работ при подготовке к сварке металла.

Контрольная работа: выполнение типовых слесарных операций при подготовке металла к сварке.

Самостоятельная внеаудиторная работа студентов:

Подготовить реферат на тему «Слесарные операции»

Раздел 2. Выполнение сборки изделий под сварку

Сборочно-сварочные приспособления: понятия, виды и предназначения, устройства.

Тема 2.1 Сборочно-сварочные приспособления.

Прихватка: понятие, назначение, правила наложения прихватов при сборке изделий. Установка требуемого зазора при сборке.

Тема 2.2 Сборка изделий на прихватках.

Практическое занятие: Разработка технологии выполнения сборки изделий под сварку в сборочно-сварочных приспособлениях и прихватками с разными типами кромок.

Контрольная работа: Технологические приемы сборки изделий под сварку.

Самостоятельная работа учащихся: реферат на тему «Специальные и универсальные приспособления»

Раздел 3. Обеспечение безопасности выполнения сварочных работ на рабочем месте в соответствии с санитарно-техническими требованиями и требованиями охраны труда.


Тема 3.1. Безопасные условия труда при выполнении ручной дуговой и автоматической сварки

Санитарно – технические требования к рабочему месту.

Безопасные условия труда и электробезопасность при выполнении ручной дуговой и автоматической сварки средней сложности и сложных деталей аппаратов, узлов, конструкций и трубопроводов из конструкционных и углеродистых сталей, чугуна, цветных металлов и сплавов.


Практическое занятие 1: «Расчет режимов сварки для заданной толщины и марки металла в разных пространственных положениях».

Практическое занятие 2: «Чтение электрической схемы и определение по ней типа сварочного аппарата».

Самостоятельная работа студентов: разработка мультимедийной презентации по теме: «Оборудование для электросварки, применяемое на предприятиях Алчевска»;

разработка проекта «Безопасные условия труда при выполнении ручной дуговой и автоматической сварки»

3 этап. Разработка методических рекомендаций для овладения студентами способами деятельности во время внеаудиторной самостоятельной работы.

Цель: Организовывать свою деятельность, исходя из цели и способов ее достижения.

Подготовка сообщений по теме; подготовка рефератов: рекомендации по работе с учебной и специальной литературой; требования к оформлению сообщения, реферата; требования к качеству рассказа при докладе.

Разработка информационной карты наблюдений, фрагмента технологической карты: рекомендации по чтению технической и технологической документации и технологических карт, карт наблюдений; требования к составлению и оформлению технологической документации; требования к устному представлению технологической документации.

Разработка мультимедийной презентации, проекта: рекомендации по работе с учебной и специальной литературой; требования к составлению и оформлению; требования к презентации.

Чтобы студентам было легче работать самостоятельно, использую такие памятки.

ПАМЯТКА

для студентов по работе с текстом

Общие правила составления плана при работе с текстом:

1. Для составления плана необходимо прочесть текст, продумать прочитанное.

2. Разбить текст на смысловые части, озаглавить их. В заглавиях нужно передать главное мнение каждого фрагмента.

3. Проверить, отображают ли пункты плана основную точку зрения текста, связан ли следующий пункт плана с предыдущим.

4. Проверить, можно ли, руководствуясь этим планом, раскрыть основное мнение текста.

Правила конспектирования:

1. Внимательно прочтите текст. Попутно отмечайте непонятные места, новые слова, имена, даты.

2. Приведите справки о лицах, событиях, упомянутых в тексте. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля.

3. При первом чтении текста составьте простой план. При повторном чтении постарайтесь кратко сформулировать основное положение текста, отметив аргументацию автора.

4. Заключительный этап конспектирования состоит из прочитывания ранее указанных мест и их короткой последовательной записи.

5. При конспектировании нужно стараться высказать авторское мнение своими словами. Старайтесь до того, чтобы один абзац авторского текста был передан при конспектировании одним , максимум двумя предложениями.

ПАМЯТКА

для студентов по созданию мультимедийной презентации

Общие требования к презентации:

Презентация не должна быть менее 10 слайдов. Первый слайд – это титульный лист, на котором обязательно должны быть представлены: название проекта; фамилия, имя, отчество автора; название учебного заведения, где учится автор проекта. Следующим слайдом должны быть цели и задачи исследования.

Далее следует разместить содержание исследовательской работы и полученные результаты исследования.

При создании презентации необходимо учитывать сочетаемость цвета, ограниченное количество объектов на слайде, цвет текста.

Практические рекомендации по созданию презентаций

Создание презентации состоит из трех этапов:

I. Планирование презентации

1. Определение целей.

2. Определение основной идеи презентации.

3. Подбор дополнительной информации

4. Планирование выступления.

5. Создание структуры презентации.

. Проверка логики подачи материала.

7. Подготовка вывода.

II. Разработка презентации – подготовка слайдов презентации, включая вертикальную и горизонтальную логику, содержание и соотношение текстовой и графической информации.

III. Репетиция презентации – это проверка и отладка созданной презентации.

Требования к оформлению презентаций

В оформлении презентаций выделяют два блока:

оформление слайдов;

представление информации на них.

Для создания качественной презентации необходимо соблюдать ряд требований, предъявляемых к оформлению данных блоков:

Оформление слайдов:

Соблюдайте единый стиль оформления.

Избегайте стилей, которые будут отвлекать от презентации.

Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должна превалировать над основной информацией (текстом, иллюстрациями).

Для фона предпочтительны холодные тона.

На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста.

Для фона и текста используйте контрастные цвета.

Обратите внимание на цвет гиперссылок (до и после использования).

Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде.

Не стоит злоупотреблять разными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.

Используйте краткие слова и предложения.

Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных .

Заголовки должны привлекать внимание аудитории.

Предпочтительно горизонтальное расположение информации.

Наиболее важная информация должна размещаться в центре экрана.

Если на слайде размещается картинка, надпись должна располагаться под ней.

Шрифты: для заголовков – не менее 24, для информации не менее 18 .

Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния.

Нельзя смешивать различные типы шрифтов в одной презентации.

Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание.

Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных).

Следует использовать: рамки; границы, заливку; штриховка, стрелки;

рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.

Не стоит заполнять один слайд очень большим объемом информации: люди могут однократно запомнить не более трех фактов, выводов, определений.

Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.

Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов:

с текстом; с таблицами; с диаграммами.

Метод проектов при самостоятельной внеаудиторной работе

Творческий проект должен иметь: научно – исследовательский характер;

глубину знаний, объем используемого материала, самостоятельность в решении задач при разборе идей и формулировке темы; связь теории с практикой; научность, сознание и активность усвоения знаний.

ПРОЕКТ – самостоятельная творческая завершенная работа студента, выполненная под руководством преподавателя. Она обычно состоит из двух частей: теоретической и практической. В качестве последней выступают конкретное изделие, макет, модель, видеофильм, компьютерная разработка и т.п., а в теоретической есть пояснительная записка.

Для удачного выполнения и своевременной защиты творческого проекта преподавателем разрабатываются и утверждаются сроки поэтапного контроля и самоконтроля за выполнением работы в течение отведенного времени над творческим проектом.

Таблица 3. Порядок выполнения творческого проекта

Процесс проектирования

Поэтапное формирование компетенций


1. Исследование потребности и краткая формулировка задачи

1.Определять потребности человека, которые можно удовлетворить проектируя и производя изделия.

2.Кратко формулировать задачу

2. Исследование и анализ возможности изготовления изделия, оценка необходимых знаний и навыков. Изучение профессий, связанных с производством данного изделия

1.Отбирайте и используйте необходимую информацию для своего проекта.

2.Знать профессии, необходимые для производства конкретных изделий.

3. Составление перечня критериев, которым должно удовлетворять изделие

Уметь определять критерии, которым должно соответствовать разрабатываемое изделие.

4. Выработка нескольких идей для поиска возможных решений

Оценивать идеи на основе избранных критериев

5. Оценка идей, выбор наиболее удачной для дальнейшей проработки. Изучение процесса производства изделия в промышленности

1. Оценивать идеи с учетом наличия времени, оборудования, материалов, уровня знаний, умений и навыков, необходимых для реализации выбранной темы.

2. Прорабатывать выбранное предложение до уровня изготовления изделия

6. Планировка изготовления изделия; создание изделия

Подробно записывать последовательность действий; внося изменения по мере необходимости.

2. Выполнять упражнения по приобретению навыков по изготовлению изделий высокого качества

7. Экономическая оценка производимого изделия

Определять затраты на изготовление изделия (без учета стоимости трудовых затрат)

8. Испытание изделия в процессе использования

Испытать созданное изделие на практике

9. Оценка изделия в соответствии с разработанными критериями

1.Оценивать качество изделия (включая его влияние на окружающую среду, общество, культуру, экономику и т.п.)

2. Предлагать пути усовершенствования изделия

4 этап. Контроль результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности).

Контроль результатов обучения - процесс сопоставления достигнутых результатов обучения по заданным критериям с целью обеспечения качества подготовки студентов.

Таблица 4. Контроль результатов обучения

Результаты

(основные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

1. Понимать сущность и значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

2.Организовывать собственную деятельность исходя из целей и способов ее достижения, определенных руководителем.

3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию своей деятельности, нести ответственность за результаты собственной работы.

4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

5.Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Отчеты о выполнении творческих исследований в рамках профессиональной деятельности.

Выполнение творческих и исследовательских проектов по интересам.

Создание электронных презентаций, проектная кооперативная деятельность.


Портфолио студентов, сертификаты, грамоты, призовые места в конкурсах.

Общественная активность.


Демонстрация интересов профессии.

Отчеты о выполнении практических работ.

Тематическая и рубежная аттестация в т.ч. с использованием тестов успеваемости.

Сообщения, рефераты, проектная работа простой и сложной структуры,

публичные выступления,

в соответствии с разработанными критериями.

Производительная групповая коммуникация

в соответствии с разработанными критериями.



Оценка результатов усвоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)

Оценка результатов обучения – процедура определения соответствия индивидуальных образовательных достижений учащихся и выпускников профессионального образования требованиям потребителей образовательных услуг.

Таблица 5. Оценка результатов


Наименование разделов и тем

Оценка результатов усвоения тем предмета

Иванов

Петров

Сидоров

Раздел 1. Выполнение типовых слесарных операций при подготовке к сварке металла.




Тема 1.1 Подготовка изделий под сварку.




Тема 2.1 Типовые слесарные операции.




Практическое занятие: разработка фрагмента технологии выполнения комплексных слесарных работ при подготовке к сварке металла.




Контрольная работа: выполнение типовых слесарных операций при подготовке металла к сварке.




Самостоятельная внеаудиторная работа студентов: реферат по теме: «Слесарные операции».

Разработка презентации: «Слесарные операции».

Разработка проекта: "Слесарные операции".





Производственная практика





Вывод

Повышение качества обучения тесно связано с усовершенствованием методики организации занятий на уроке. Для повышения свойства обучения особенное значение имеет развитие познавательного энтузиазма учащихся, энтузиазма к предмету. Студенты должны понимать, каков смысл изучения предлагаемого материала. Более того, современные ученики вправе желать, чтобы учебная деятельность была интересной, доставляла удовольствие.

Актуальность этой проблемы самостоятельного обучения бесспорна, потому что знание, умение, убеждение, духовность нельзя передать от преподавателя к ученику, прибегая только к словам. Этот процесс включает в себя знакомство, восприятие, самостоятельную переработку, осознание и принятие этих умений и понятий. И, пожалуй, главной функцией самостоятельной работы есть формирование высококультурной личности, потому что только в самостоятельной интеллектуальной и духовной деятельности развивается человек.

Литература

1. Авдеев А.П. Индивидуализация самостоятельной работы учащихся как средство повышения качества их знаний и возбуждения стремления к самообразованию// Воспитание у учащихся познавательной активности. – Волгоград, 1971. – С.68.

2. Горностаева З.Я. Проблема самостоятельной познавательной деятельности" // Открытая школа. – 1998. – № 2

3. Есипов Б.П. "Самостоятельная работа учащихся на уроках". – М.: Учпедгиз.- 1961.-С.47.























в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Людмила Николаевна! Поздравляю Вас с победой во Всероссийском конкурсе педагогического мастерства на лучшую статью «Формы и методы организации самостоятельной работы учащихся: проблемы, подходы, решения»!

27 October 2022

ПОЗДРАВЛЯЮ!!!

27 October 2022

Благодарю за поздравление!

27 October 2022
Ответ для

Спасибо!

31 October 2022

Достойная работа, Людмила Николаевна!!! Еще раз, поздравляю!

27 October 2022

С Победой в конкурсе,Людмила Николаевна! Полезная работа!!!

10 December 2022

Благодарю Вас, Марина Юрьевна!

10 December 2022

Похожие публикации