Статья «Особенности организации профориентационной работы в агропромышленном колледже»
Возросшие требования современного производства к уровню профессиональной подготовленности кадров актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодежи, поскольку профессиональные намерения значительной части учащихся зачастую не соответствуют потребностям рынка труда в кадрах определенной профессии. Поэтому мы стараемся проводить координирующую работу с учётом всех этих факторов.
Целью проводимой учебным заведением профориентационной работы, является выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в соответствии со своими возможностями, способностями и учётом рынка труда.
Профориентационную работу мы предлагаем рассматривать посредством:
-сотрудничества с общеобразовательными учреждениями, особенно в части рекламы профессий через организацию Дней открытых дверей, встреч с Центрами занятости населения, работниками и обучающимися профессиональных учреждений
-организации профильного обучения на основе взаимодействия с вузами;
-вовлечение предприятий, организаций в работу по профориентации;
- профориентацию посредством развития научно — технического творчества молодежи;
-профориентацию через дополнительное образование;
Особое внимание хочется обратить на развитие профильного обучения в сельских школах . На современном этапе развития агропромышленного комплекса возникла острая потребность в молодых инициативных кадрах, которые могут принять участие в судьбе родного села. Сельские районы нуждаются в активных, образованных по новому мыслящих специалистах, способных организовать современное производство, дать импульс развитию всех сфер жизни и деятельности на селе. Но проблема заключается в том, что молодые люди «бегут» из села, сначала для дальнейшего профессионального обучения, а затем в погоне за «большим кошельком». Решению этих задач может помочь образовательный проект «школа-колледж», который включает профильное непрерывное образование и переподготовку кадров на селе. Актуальность этого проекта состоит в том, что учащиеся, обучаясь в родной школе, получают одновременно среднее образование и рабочую профессию, что позволяет сэкономить средства семьи и время для получения профессионального образования. Изучая дело, знакомое им с детства, учащиеся совершенствуют практические профессиональные навыки, находя применение полученным современным знаниям и технологиям на личном подворье, уже обучая своих родителей, как грамотно вести хозяйство, чтобы получить прибыль. Данный образовательный проект позволяет получить молодежи не только образование, но и сформировать у неё рыночное мышление, развивать предпринимательскую инициативу, ответственность за выбранное решение.
В перспективе образовательный проект «школа-колледж» может стать одним из важнейших элементов системы кадрового воспроизводства аграрной отрасли, обеспечивающий преемственность и успешное взаимодействие различных ступеней образования, производства и формирование предпринимательского слоя.
Профильное непрерывное обучение направлено на создание условий для получения общего и профессионального образования на базе профильных классов школы в режиме непрерывного обучения, а также широкопрофильную переподготовку кадров для села. Самыми востребованными специальностями для села являются тракторист –машинист, слесарь по ремонту автомобилей, водитель категорий «В» и «С», повар,кондитер. Организация образовательного процесса устроена таким образом, чтобы наряду со школьной программой учащиеся могли осваивать рабочие профессии. На эти специальности и акцентрируется профильное непрерывное образование. Производственное обучение осуществляется в учебно-производственных мастерских, лабораториях, на полигонах, в учебных хозяйствах, на учебно-производственных участках колледжа и школы. Производственная (профессиональная) практика по профилю специальности (технологическая) и преддипломная производственная (профессиональная) практика обучающихся проводится, как правило, на предприятиях села, в учреждениях и иных организациях района на основе договоров, заключаемых между базовым учреждением и этими организациями.
Выпускники, получившие сельскохозяйственную профессию по окончании школы, являются основными кадрами для создания и развития малого предпринимательства. Таким образом, профессиональное образование нужно выделить как стратегически важную задачу в перспективе развития АПК– и обрабатывать её начинать нужно с общеобразовательной школы.