Особенности современной учебно-воспитательной деятельности в колледже

1
0
Материал опубликован 2 November 2020 в группе

Статья: «Особенности современной учебно-воспитательной

деятельности в колледже».

«Из всех плодов наилучшее приносит хорошее воспитание».

(Козьма Прутков)

Во все времена выдающиеся реформаторы России обращали свои взоры к молодому поколению, когда задумывались о переустройстве государства. Успех задуманного во многом зависит от подготовки молодых людей, готовых к новым свершениям. Поэтому важность работы по воспитанию в настоящее время не вызывает никаких сомнений. В последнее время стали актуальными вопросы совершенствования учебно-воспитательного процесса и поиск наиболее эффективных путей для достижения его конечной цели – формирования личности будущего гражданина и специалиста.

Слово «воспитание» известно каждому. Все самое лучшее в человеке достигается воспитанием. И если в человеке проявляются плохие качества характера или он совершает плохие поступки, то как, правило, мы объясняем это плохим воспитанием или, даже, отсутствием его. А.С.Макаренко говорил: « Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, наша вина перед другими людьми. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди ». Воспитание представляет собой процесс, основными компонентами которого являются воспитатель, воспитанник, процесс их взаимодействия, а также условия протекания этого процесса.

Педагоги, которые призваны заниматься воспитанием профессионально, должны четко представлять, что это такое. Понятие «воспитание» - одно из ведущих в педагогике. Данное понятие употребляется как, в широком, так и в узком смыслах. Воспитание в широком смысле представляет собой общественное явление, как воздействие общества на личность, подрастающее поколение. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей обучения и воспитания в условиях педагогического процесса. В первую очередь, это относится к формированию у человека личностных качеств, взглядов, убеждений, ценностей и норм. Воспитание в широком смысле – передача накопленного социального опыта, норм, ценностей от старших поколений младшим. Воспитание в узком смысле – специально организованное воздействие на человека со стороны общественных институтов (педагога) с целью формирования у него определенных качеств личности, ценностей, норм, взглядов и т.д.

Планируя воспитательную работу необходимо руководствоваться сложившимся в рамках теории воспитательных систем пониманием воспитания как «управления формированием личности». В связи с этим хочется вспомнить слова известного китайского философа Конфуция: «Самое прекрасное зрелище на свете – вид ребенка, уверенно идущего по жизненной дороге после того, как вы показали ему путь».

Воспитательная работа – это органическая часть учебно-воспитательного процесса, направленная на реализацию задач формирования и развития культуры личности будущих специалистов. Воспитательная работа должна быть направлена на организацию совместной деятельности взрослых и учащихся с целью наиболее полного саморазвития и самореализации последних. Успех учебно-воспитательного процесса безусловно возможен, если понимать важность воспитательной работы наряду с преподаванием учебных дисциплин. Нельзя преподавателю быть только «урокодателем». Необходимо помнить постоянно, что воспитывает слово и дело, поступки, поведение, отношения. Не зря на каждом уроке мы ставим воспитательную задачу. Правда, не хотелось бы, чтобы это было простой формальностью.

Каждый год замечаем, как меняются учащиеся. Какие приходят на первом курсе и какая трансформация происходит в дальнейшем. Воспринимая каждого студента как индивидуальную личность, необходимо придерживаться основных направлений в работе:

- обеспечение духовного, нравственного, интеллектуального, эстетического, этического развития;

- организация работы по патриотическому, гражданскому воспитанию;

- развитие творческих способностей, творческой инициативы студентов;

- развитие студенческого самоуправления;

- развитие коллективной творческой деятельности;

- организация работы по предупреждению и профилактике асоциального поведения;

- приобщение студентов к здоровому образу жизни;

- организация содержательной внеурочной деятельности в соответствии с интересами студентов.

Конечно для того, чтобы реализовать все направления предъявляются высокие требования к профессионализму и культуре педагога. Успешной наша профессиональная деятельность может быть только при условии индивидуальной работы с учащимся. Приступая к воспитательной работе, следует, прежде всего, принять во внимание, с каким контингентом придется работать, какими индивидуальными особенностями обладает каждый учащийся и, следовательно, какие методы воспитательной работы для него приемлемы.

Каждый год начинается с вопроса: как найти подход к каждому человеку, как узнать особенности личности, как добиться доверия и уважения у учащихся ? Далеко не каждый человек, который поступает в колледж сразу идет на контакт. Безусловно, требуется определенное время для установления отношений. Это и понятно, ведь современной молодежи не всегда удается находить общий язык даже с родителями. Преподавателям приходится прилагать много усилий, чтобы стать авторитетом и наставником, заслужить уважение. Кроме того, к работе подключаются психологи и социальные педагоги ( проводится анкетирование). В анкетах представлены актуальные, а также наиболее интересующие педагогов вопросы, относящиеся к различным сферам жизни и деятельности наших учащихся. Можно получить определенную информационную основу для совершенствования и корректирования воспитательной работы. При проведении первых педсоветов преподаватели получают первичную информацию о потребностях, интересах, увлечениях учащихся. Кураторы, изучив документы, делают информацию более обширной. Индивидуальные встречи с родителями и родительские собрания помогают сделать картину полной. Для организованного воспитательного процесса необходимо тесное взаимодействие педагогов и родителей. Вся работа выстраивается на тесном сотрудничестве с родителями. Видя общие цели, легче осуществлять учебно-воспитательный процесс. И, конечно, работать необходимо в одном направлении, иначе воспитательная работа не принесет желаемого результата, а может даже и навредить ( к сожалению в практике такое бывает нередко). Опираясь на собственный опыт хочется сказать, что необходимо обращать внимание на проведение воспитательной работы среди студентов первого года обучения.

Первый год обучения – самый важный. Это не просто начало обучения в колледже, здесь происходит важный психологический шаг – вхождение во взрослую жизнь, обретение самостоятельности, знакомство с новым коллективом, с новыми требованиями, с новым образом жизни. Много разных недоразумений происходит именно в первый год обучения. Отчисления в основном происходят на первом курсе и не всегда за неуспеваемость. Случаются и конфликты. Порой очень тяжело найти выход из какой-либо ситуации. Ребята приходят из разных семей, со своими проблемами, с особенностями здоровья, со своим психологическим состоянием и т.д. Поэтому мы всегда говорим, что на первом курсе происходит адаптация студентов – это процесс приспособления к новым условиям учебной деятельности и общения. Только совместными усилиями можно помочь пройти этот этап безболезненно.

Огромную роль играет куратор в группе (в школе классный руководитель). Его деятельность многофункциональна. Она заключается в создании таких условий, которые помогли бы учащимся найти себя и свое место в ученическом коллективе и в социальной жизни. Куратор является организатором деятельности учащихся в группе и координатором воспитательных воздействий. Именно он непосредственно взаимодействует как со учащимися, так и с преподавателями.

Еще одним звеном в воспитательной цепочке является староста группы. Староста – правая рука куратора, на котором лежит множество вопросов по организации учебного процесса в группе и большая ответственность. Совместными усилиями можно будет найти подход и наладить контакт практически с любым учащимся.

В колледже организована культурно- воспитательная работа, которая способствует раскрытию творческих способностей ребят. Происходит сближение их и преподавателей, налаживается контакт и это способствует дальнейшему построению взаимоотношений. Стали традиционными внеклассные мероприятия: День посвящения в студенты, День защитника Отечества, Праздник, посвященный Дню Победы, День матери и другие тематические праздники. Удивительно, как раскрываются учащиеся, какие способности и таланты можно увидеть. Сближает уже не только конечный результат, сближает сам процесс подготовки к мероприятиям.

Специфические особенности воспитательного воздействия имеют различные дисциплины. Так, например, при изучении дисциплин естественно-научного цикла имеются возможности фундаментализации знаний, формирования чувства гордости за научные достижения отечественных ученых. Большими возможностями располагают специальные технические дисциплины на основе осуществления принципа гуманизации. Гуманитарные дисциплины в проблемах воспитания напрямую связаны с осуществлением принципа гуманитаризации. В центре этих наук – человек мыслящий, грамотный, психологически подготовленный.

Преподавая гуманитарные дисциплины большое внимание уделяется патриотическому воспитанию. В наши дни оно имеет немаловажное значение. Патриотическое воспитание предполагает и целенаправленное развитие, и формирование личности, поэтому это особая направленность самореализации и социального поведения учащихся, предполагающая на основе любви к Отечеству приоритет общественных и государственных интересов над индивидуальными как высший смысл жизни и деятельности личности, социальных групп и слоев общества. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности. Патриотизм понимается как одна из ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства. Он проявляется в активной позиции личности, готовности к самореализации на благо Отечества. Уважение к своим предкам, любовь, проявление терпимости к людям, желание им помогать, поддерживать в трудную минуту, стремление делать конкретные каждодневные дела для улучшения состояния своей страны, ее украшения и обустройства – все это патриотизм. Как нам гордо, когда мы узнаем, что наши учащиеся занимаются волонтерством во внеурочное время. Тем более, что это становится актуальнее с каждым днем.

Сегодня Россия находится в состоянии, когда одни ценности, являющиеся базовыми для многих поколений, частично утратили свою актуальность, а новые находятся в процессе формирования. В ходе социально-экономических преобразований и реформ в нашей стране наблюдается острый дефицит ценностного содержания патриотизма и идей гражданской солидарности. Воспитание патриотизма у подрастающего поколения призвано дать новый импульс духовному оздоровлению людей, формированию в России гражданского общества. Вот почему так важно на занятиях истории, обществознания, права, философии, экономики уделять этому вопросу должное внимание. Другие дисциплины тоже не стоят в стороне. Мы должны воспитывать гражданственность, трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье. Необходимо достигнуть органической связи между приобретенными учащимися знаниями, навыками, умениями, усвоением опыта творческой деятельности. Содержание учебного материала должно включать социальный опыт человечества, образцы подлинной нравственности, духовности, гражданственности, гуманизма, творческого мышления. При отборе содержания обучения необходимо учитывать закономерности, принципы, технологию педагогического процесса, гарантирующие реализацию образовательных, развивающих и воспитательных задач.

Процесс воспитания подразумевает использование широкого спектра форм и методов работы на занятиях гуманитарного цикла, которые имеют акцентированную направленность. Это методы обучающего свойства (устное изложение, обсуждение исторических событий и деятельности отдельных личностей, самостоятельная поисковая и исследовательская работа и т.д.) и непосредственно воспитательная работа. Лекции, семинары, групповая работа, проведение мероприятий к знаменательным датам, презентации, экскурсии с последующим обсуждением увиденного и услышанного, встречи с интересными людьми – все это помогает достигнуть определенных результатов по воспитанию гражданина. На занятиях нужно чаще давать учащимся возможность отыскивать малоизвестные факты из жизни выдающихся государственных деятелей, политиков, полководцев, подвижников. Важно постараться научить учащихся понять и объяснить их поступки, поставить себя на их место. Русский писатель А.П.Чехов говорил: « Желание служить общественному благу должно проистекать от души, быть условием личного счастья». На занятиях, изучая культуру того или иного периода, необходимо делать небольшое сообщение. Каждый учащийся может узнать что-то новое для себя и захочет, возможно, что-то поменять в своей жизни, сделать что-то, чем можно будет гордиться.

Так, изучая тему «Смутное время», учащиеся готовят сообщение о памятнике Козьме Минину и Дмитрию Пожарскому, на котором есть надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому. Благодарная Россия». Такие слова надо заслужить. На занятии обсуждаем содержание надписи. Эти люди возглавляли второе ополчение, которое в 1612 году изгнало из столицы интервентов. Благодаря их деятельности страна стала свободной и сегодня мы празднуем праздник День народного единства. Накануне праздника уже стало традицией проводить классные часы на эту тему или большое внеклассное мероприятие. Обязательно вспоминаем, что этот праздник был учрежден указом царя Алексея Романова и праздновался он вплоть до того момента, когда к власти пришли большевики. Этот праздник вошел и в церковный календарь как Празднование Казанской иконы Божьей Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612году. А с 2005 года праздник вновь стал отмечаться в нашей стране.

При рассмотрении темы, посвященной политике Петра Великого важно отметить его желание сделать Россию цивилизованной страной. Для этого он отправился в Европу как простой человек, что дало ему возможность самому освоить профессию плотника, матроса, встречаться с простыми людьми, знакомиться с их образом жизни. Можно привести много примеров самоотверженной деятельности Петра Первого и его сподвижников. А его жена Екатерина отдала все свои драгоценности для создания сильной армии. И вот здесь очень важно разобраться, что заставило этих правителей так поступать.

Изучая тему «Столыпин и его реформы», вспоминаем Столыпина как человека, который знал о готовящемся на него покушении, но не оставил свою работу по крестьянской реформе, разрушал устои крестьянской России, желая видеть Россию индустриальной, развитой. Делая такие акценты на жизнь и деятельность выдающихся людей России, преподаватель заставляет учащихся задуматься о том, что же подвигало этих людей на такие поступки, почему они делали такой непростой путь для себя. Таких примеров в истории очень много, особенно в годы Великой Отечественной войны. Важные главные качества такие как, долг, ответственность, любовь, патриотизм воспитываются на занятиях. Если у учащихся есть набор таких качеств, то весь учебно-воспитательный процесс не напрасен.

Большое значение имеет использование на занятиях краеведческой тематики. Нам есть чем гордиться. Мемориал «Штыки» - один из главных символов нашего города. Его история связана с боями у поселка Крюково. В колледже есть музей дважды Героя Социалистического Труда Н.А.Злобина. Н.А.Злобин был первостроителем Зеленограда. Применил особенный метод организации труда бригады строителей. Проведение уроков в музее дает положительные результаты благодаря наглядности, доступности и полноте образа. После занятия проходят обсуждения трудового и личного подвига рабочего-строителя. Краеведческий материал – благодатная почва для воспитания молодого поколения. Эта работа позволяет развивать интеллектуальные умения, предлагать свою точку зрения, умения делать обоснованные выводы.

В процессе обучения происходит воспитание важных качеств личности: трудолюбие, высокая организованность, дисциплинированность, коллективизм, взаимная ответственность, совестливость, честность и т.д. В этой связи возникает проблема взаимоотношений преподавателя и учащегося, которые находятся в субъектно-объектных отношениях. Не только преподаватели воспитывают учащихся, но и учащиеся воспитывают и активно влияют на преподавателя, предъявляют к ним свои требования, начиная с внешнего вида, поведения, личного примера, отношения с учащимися до его профессионализма, научной квалификации и педагогического мастерства. Изменения социально-политических реалий нашего общества требуют обновления системы воспитания молодежи.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации