Особенности воспитания детей подросткового возраста в семье: Россия и Япония
ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА В СЕМЬЕ: РОССИЯ И ЯПОНИЯ
Дюльдина Жанна Николаевна
кандидат педагогических наук, ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», Ульяновск (Россия),
Янина Наталья Вадимовна
учитель начальных классов, МАОУ г.Ульяновска "Физико-математический лицей 38" Ульяновск (Россия),
Воспитание представляется сложным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймешь, что воспитывать других мы можем только через себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос: как надо самому жить?
Лев Николаевич Толсто.й
Современная ситуация в стране и мире говорит нам о том, что кризис ценностей, их деформация привели к тому что институт семьи претерпел очень сильные изменения, если не сказать кардинальные. Что указывает нам о необходимости укрепления института семьи, который является оплотом сильного государства и здорового общества.
В связи с че.м, на сего.дняшний де.нь в общест.ве актуализ.ировалась те.ма семейно.го воспита.ния, и особе.нно социал.изации ребе.нка в семье к.ак первично.м, главном и ос.новном соц.иальном инст.итуте чело.века, как се.мья.
Опыт, который пр.иобретаетс.я в семье, котор.ый может быт.ь, как поло.жительный, т.ак и отриц.ательный, уже ребенок де.монстрирует в р.азличных со.циальных и.нститутах об.щества (детс.кий сад, ш.кола, ВУЗ и дру.гие), и особе.нно важным мо.ментом соц.иализации я.вляется име.нно подрост.ковый.
Вопросы се.мейного вос.питания, вз.аимоотноше.ний в семье, отр.ажены в работ.ах Дюльдиной Ж..Н., Куровс.кой С.Н Кукушина В.С Личко А.Е, Спиваковской А.С.и др. Авторы в своих р.аботах выде.ляют особе.нности взаимоотношей родителей и дете.й в различ.ные возрастные пер.иоды, и особе.нно в подрост.ковом возр.асте.
Воспитание дете.й имеет зн.ачение на к.аждом этапе р.азвития ребё.нка.
Особенности технологий воспитания дете.й «подросткового возр.аста» в семье, н.а наш взгл.яд являютс.я особенно в.ажными в про.цессе разв.ития, форм.ирования и со.циализации л.ичности. Н.а каждом эт.апе взросле.ния возник.ают свои проб.лемы, труд.ности, но, по.жалуй, сам.ым трудным эт.апом и для ро.дителей и д.ля детей я.вляется по.дростковый пер.иод, так к.ак это, то с.амое время, ко.гда пожина.ются первые п.лоды родите.льских «вло.жений», поэтому именно в ду.ховно-нравст.венном вос.питании ребе.нка. Подрост.ковый возр.аст станов.ится особе.нным, на н.аш взгляд, е.ще и потому, что это с.воего рода «.лакмусовая бу.мажка», где проявляетс.я все «тру.ды» родите.льской забот.ы, отношен.ия, к ребе.нку начина.я с самого пер.вого и само.го, главно.го – момент.а зачатия.
О чем мы мо.жем видеть в тру.дах таких а.второв как П.Г. Федор-фрайберг, Peter G., Karr Morse R., Sonne J., Т.Верни и другие. По м.нению этих а.второв, да.нный момент я.вляется ст.артом и фу.ндаментом д.ля базиров.ания остал.ьных личност.ных характеристик в бу.дущем. На б.азе чего бу.дут выстраиваться все че.ловеческие це.нности, фор.мироваться м.ировоззрен.ие, образо.вываться о.пределенна.я картина м.ира.
Как выделяет психолог, Верни, первый и с.амый фунда.ментальный, это:
– «внутриутробный пер.иод», - который является то.й отправно.й точкой, в р.азвитии лич.ностных хар.актеристик, и самый ва.жный момент, когда род.ителя с любо.вью, или же нет, ждут м.алыша, и это тот с.амый момент, ко.гда заклад.ывается у м.алыша уже внутриутроб.но - «доверие к м.иру», и к самы.м главным л.юдям в его жиз.ни – родите.лям.
- «младенчество» – небольшой про.межуток по своей про.должительност.и, но котор.ый имеет не ме.нее важное значение в д.альнейшей жиз.ни ребенка.
– «ранний возр.аст» - который з.аканчиваетс.я «кризисом - 3-х лет» или – «Я с.ам», когда м.алыш вперв.ые заявляет, что о.н личность, что о.н что, то мо.жет, и т.д.
- «дошкольный пер.иод» – то самое вре.мя, когда ребе.нок должен и.грать(!!), вообр.ажать(!!). Наши дети у.же считают, читают, и п.ишут проект.ы, имеют портфолио о дост.ижениях, а это то самое вре.мя, когда ребе.нок начинает пр.иобретать вторичный ж.изненный о.пыт после м.ладенчеств.а, где он е.го должен пр.именить к себе и про.играть.
– «возраст мл.адшего шко.льника», где долж.ны начинат.ь учиться, «.научно обос.новывать» те з.нания, что по.лучили в м.ладенчестве и до.школьном возр.асте, а ребе.нок уже не хочет, о.н не имеет и.нтереса к этой ве.дущей деяте.льности.
– «средний шко.льный возр.аст», ребенок н.ачинает пр.иобретать пер.вый опыт ме.жличностно.го общения, сре.ди сверстн.иков, как с.воего пола, т.ак и проти.воположного.
- «подрост.ковый возр.аст» - это время, г.де обостря.ются все проблемы, накопленн.ые в преды.дущие, род.итель «бумер.ангом» получ.ает все сво.и ошибки, и н.ачинается из.вечная проб.лема «отцы и дет.и», и осно.вной пробле.мой этого пер.иода стано.вится – проб.лема, возн.икающая у по.дростков, -
это проблема вз.аимоотноше.ний с родите.лями.
- «юношеском возр.асте» - ребенок изб.авляется от детс.кой зависи.мости и пере.ходит к от.ношениям, котор.ые основан.ы на взаим.ном довери.и, уважени.и и относите.льном, но неу.клонно расту.щем равенст.ве. В боль.шинстве се.мей процесс про.ходит болез.ненно и вос.принимаетс.я как вызы.вающее пове.дение.
Актуальность в.ышесказанно.го во все истор.ические вре.мена являл.ась приоритет.ными напра.влениями д.ля изучени.я в разных об.ластях нау.к. Что так же не я.вляется ис.ключением и д.ля совреме.нных научн.ых воззрен.ий.
Прежде чем в.ыявить особе.нности вос.питания дете.й подростко.вого возраст.а в семье, ну.жно дать о.пределение кто же т.акой подросто.к.
Психологический с.ловарь даёт такое о.пределение по.нятия подросто.к.
Подросток - несовершеннолетний, н.аходящийся н.а этапе раз.вития личност.и, характер.изующемся коре.нной психоф.изиологичес.кой перестро.йкой орган.изма, форм.ированием но.вых адапта.ционных ме.ханизмов.
Детей в по.дростковом возр.асте можно р.азделить н.а группы в з.ависимости от воз.действия н.а них родите.лей и друг.их членов се.мьи.
Куровская С. различает чет.ыре группы т.аких детей:
Первая гру.ппа – подростк.и, для котор.ых информа.ционное об.щение с ро.дителями и дру.гими члена.ми семьи – мо.щный стиму.л в нравст.венном раз.витии. Обще.ние с родите.лями подрост.ки восприн.имают толь.ко положите.льно.
Вторая гру.ппа – дети по.дросткового пер.иода, на котор.ых общение о.казывает о.пределённое (бо.льшее или ме.ньшее) поло.жительное воз.действие.
К третьей гру.ппе относятся по.дростки, д.ля которых и.нформацион.ное общение, это не.йтральный про.цесс.
В четвёрту.ю группу входят реб.ята, у котор.ых общение с ро.дителями в.ызывает не.приятие, д.аже негати.вное отноше.ние [6, с..30].
По словам до.ктора психологических н.аук, профессорa Московско.го универс.итета Спиваковской А. существует чет.ыре роли, котор.ые выполняет ребё.нок в семье:
1.«Козел от.пущения» - возникает в се.мье, когда проблемымежду супругами родителей, вз.аимное недо.вольство дру.г другом пере.ходят на ребе.нка, он ка.к бы отвод.ит на себя неположительные эмоции ро.дителей, котор.ые на само.м деле они ис.пытывают дру.г к другу
2.«Любимчик» - внешне со.вершенно и.ная роль по с.воему психо.логическому со.держанию с.ходна, она воз.никает тог.да, когда ро.дители не ис.пытывают друг к дру.гу никаких чу.вств, a эмоциональный «голо.д» заполняется преу.величенной з.аботой о ребе.нке, преуве.личенной л.юбовью к не.му.
3.«Примиритель» - рaно включив.шийся в сло.жности семе.йной жизни, з.анимает ва.жнейшее место в се.мье, регул.ируя и устр.аняя супру.жеские конф.ликты. Пре.дотвращение ко.нфликты ме.жду супруг.ами вынуждает ребе.нка играть ро.ль взросло.го, прибли.жаться к ро.дителям.
4.«Беби» - отдален от ро.дителей, о.н как вытес.няется из се.мейной общ.ности, ему р.аз и навсе.гда предпис.ано быть в се.мье только ребе.нком, от которо.го ничего не з.ависит. Эт.а роль воз.никает при с.ильной близост.и супругов дру.г к другу [10, с. 3.3-34].
Ж.Н Дюльдина в своей ст.атье «Ошиб.ки семейно.го воспита.ния и их в.лияние на фор.мирование у ребе.нка систем.ы ценносте.й» называет с.ледующие д.исгармонич.ные типы семей.ного воспит.ания:
1) «Медвежь.я услуга». В данном с.лучае ребе.нок находитс.я на перво.м плане, от.ношения в се.мье склады.ваются под лозу.нгом "все луч.шее детям". Ребе.нок растет, к.ак правило, эго.истичным, не про.являющие же.лание к взросло.й самостояте.льной жизн.и, так как ро.дители все де.лают за не.го и ради не.го. Результ.аты такого т.ипа воспит.ания: инфа.нтилизм, бес.помощность.
2) «Произвол су.дьбы». Ребенок н.аходится в се.мье как нео.душевленны.й предмет; е.го кормят, по.ят, одевают, обу.вают, лечат, уч.ат и т. д., но ду.ховно-нравст.венного об.щения он по.лностью ли.шен [1,4].
В «подростковом возр.асте» особое зн.ачение приобрет.ает воспит.ательная поз.иция родите.лей. Технологии вос.питания в семье – это целе.направленное воз.действие н.а развиваю.щуюся личност.ь с целью сфор.мировать в не.й определе.нные качест.ва. Воспит.ание подрост.ков, пожалу.й, самая с.ложная зад.ача, котору.ю предстоит ре.шить родите.лям. Особе.нности подрост.кового возр.аста: расту.щее стремле.ние к самосто.ятельности, чу.вство взрос.лости, стре.мление к нез.ависимости и с.амовыражен.ию, преиму.щество автор.итета сверст.ников пере.д авторитето.м взрослых, - з.аставляют по.дростков бу.нтовать бу.квально прот.ив всего. Естест.венно родите.лям, еще не.давно бывш.их главным.и в жизни с.воих детей, не.просто при.нять такие из.менения.
В разных се.мьях испол.ьзуют разн.ые методы и ст.или и технолог.ии воспитания, по-р.азному про.водят свобо.дное время и об.щаются с ребе.нком, учит.ывают или не уч.итывают особе.нности подрост.кового возр.аста «…». Но, как бы, то, ни было, вос.питание по.дростков во м.ногом будет з.ависеть от то.го, что бы.ло заложено в ребе.нке предыду.щими перио.дами. Кроме осоз.наваемого вос.питательно.го процесс.а, на ребе.нка влияет ат.мосфера в се.мье, социа.льные усло.вия, ценност.и и традиц.ии, уровен.ь достатка и обр.азования.
Общаться и н.аходить об.щий язык с по.дростками не.просто, но воз.можно. Ест.ь семьи, г.де воспита.ние подрост.ков проход.ит легко и безбо.лезненно д.ля всех сторо.н, где впос.ледствии вс.поминают по.дростковые «з.аскоки» с у.лыбкой и ст.ановятся н.астоящими друз.ьями и сам.ыми близки.ми людьми н.а всю жизн.ь. Можно по.пробовать ес.ли не пройт.и этот пер.иод гладко, то пр.иблизиться к это.му идеалу. Р.ассмотрим, к.ак влияет н.а воспитан.ие подрост.ков принят.ый в семье ст.иль общени.я. Кукушин В. выделяет т.акие стили об.щения в се.мье:
1. «Авторитарный стиль» родителе.й при взаи.модействии с детьми х.арактеризуетс.я строгост.ью, требов.ательность.ю, безаппе.ляционност.ью. Взросл.ые мало сч.итаются с и.ндивидуаль.ностью ребе.нка, его возр.астными особе.нностями, и.нтересами и же.ланиями, хот.я дети и р.астут послу.шными, дисциплинированными. По бо.льшей част.и это слепое пос.лушание нередко основа.но на опасе.нии быть. С.пециалисты психологи ут.верждают, что «авторитарный ст.иль» воспитани.я ведет к в.нутреннему со.противлени.ю ребенка, про.являющемус.я внешне в грубост.и, лживост.и, лицемер.ии. К «подростковому возр.асту» именно в се.мьях с «авторитарным ст.илем» дети чаще всту.пают в конф.ликты с ро.дителями, от.даляются от се.мьи.
2. «Либеральный (.попустител.ьский) стиль» предполаг.ает всепро.щенчество, бес.предельную тер.пимость в от.ношениях с дет.ьми. Источ.ником ее я.вляется чрез.мерная род.ительская л.юбовь. Дет.и растут, не и.мея систем.ы дисципли.ны, и доли от.ветственност.и. В своем стре.млении завое.вать ребен.ка родител.и не замеч.ают, что вос.питывают э.гоиста, че.ловека лице.мерного, р.асчетливого, у.меющего по.дстраиватьс.я к людям.
Великий пе.дагог, Макаренко А. С. «…..называл пе.дагогов, про.являющих т.акое всепро.щенчество по от.ношению к ребе.нку «педаго.гическими бест.иями», осу.ществляющи.ми самый неу.мный, самы.й безнравст.венный вид вз.аимоотноше.ний»
3. «Демократический стиль» - технолог.ий семейного вос.питания, где родители я.вляются ор.ганизатора.ми жизни все.го семейно.го коллекти.ва. Взаимоот.ношения су.пругов, а также дру.гих членов се.мьи характер.изуются гиб.костью, вз.аимной любо.вью и уваже.нием, вним.анием и забото.й взрослых и дете.й друг о дру.ге. Родите.ли стараютс.я глубже поз.нать своих дете.й, выяснит.ь причины и.х хороших и дур.ных поступ.ков. Вместе с те.м дети хоро.шо знают с.лова «можно», «.надо», «не.льзя». «Демократичный ст.иль» технологий семейного вос.питания дает н.аибольший эффе.кт в формиро.вании у дете.й активного пос.лушания и соз.нательной д.исциплины, нр.авственной осоз.нанной заи.нтересован.ности в де.лах семьи, в соб.ытиях окру.жающей жиз.ни. Дети в.идят в род.ителях обр.азец гражд.анственност.и, трудолюб.ия, честност.и и желани.я сделать и.х такими, к.акими явля.ются сами. Н.аказания в т.аких семья.х обычно не пр.именяются – д.ля детей дост.аточно пор.ицания или о.горчения ро.дителей. Особое вос.питательное з.начение в се.мье имеет а.вторитет взрос.лых. Некотор.ые родител.и, у котор.ых дети «не с.лушаются», и.ногда скло.нны думать, что а.вторитет д.ается от пр.ироды, что это - особ.ый талант и ес.ли его нет, то н.ичего не по.делаешь. Эт.и родители г.лубоко ошиб.аются. Автор.итет может б.ыть сформиро.ван в каждо.й семье; в.ажно лишь, чтоб.ы он строи.лся на ист.инных осно.ваниях: требо.вательност.и и доброте, от.крытости и соуч.астии во все.х делах, до.верии и от.ветственност.и, внимани.и к детям и и.х жизни [5, с. 477-478].
Нарушения вз.аимоотноше.ний родителей и по.дростка мо.гут быть самой различной эт.иологии. Значительную роль могут с.ыграть недост.аток педаго.гической ку.льтуры род.ителей, особе.нности их л.ичности, це.нностные ор.иентации се.мьи [5, с. 15.2].
В подростко.вом возрасте особе.нно ярко про.являются а.кцентуации х.арактера, от.личающиеся те.м, что при де.йствии пси.хогенных ф.акторов, а.дресующихс.я к наиболее «с.лабому», у.язвимому месту соот.ветствующе.й акцентуа.ции, могут н.аступать н.арушения со.циальной а.даптации, от.клонения в по.ведении.
Нарушения вз.аимоотноше.ний подрост.ка с родите.лями, стил.ь семейного вос.питания мо.гут явитьс.я именно т.акими фактор.ами, прово.цирующими ус.иление акце.нтуированно.го поведен.ия у подрост.ков, неврот.ические и пс.ихосоматичес.кие расстро.йства, даже пс.ихогении. Личко А. выделяет т.акие типы по.дростков с а.кцентуиров.анным пове.дением:
1. «Гипертимный тип» – подростки это.го типа от.личаются по.движностью, об.щительност.ью, склонност.ью к озорст.ву.
2. «Циклоидный т.ип» – характер.изуется по.вышенной р.аздражител.ьностью и с.клонностью к а.патии.
3. «Лабильный т.ип» – этот ти.п крайне из.менчив в н.астроении, пр.ичем оно з.ачастую не.предсказуе.мо.
4. «Астеноневротический тип» – этот ти.п характер.изуется по.вышенной м.нительност.ью и каприз.ностью, уто.мляемостью и р.аздражител.ьностью (особенно часто уто.мляемость про.является пр.и выполнении труд.ной умстве.нной работ.ы);
5. «Сензитивный тип» – ему сво.йственна по.вышенная чу.вствительност.ь ко всему: к то.му, что ра.дует, и к то.му, что огорч.ает или пу.гает.
6. «Психастенический т.ип» – такие по.дростки хар.актеризуютс.я ускоренн.ым и ранни.м интеллекту.альным раз.витием, ск.лонностью к р.азмышления.м и рассуж.дениям, к с.амоанализу и о.ценкам пове.дения друг.их людей.
7. «Шизоидный т.ип» – наиболее су.щественная черта это.го типа – з.амкнутость (эти подрост.ки не очен.ь тянутся к с.верстникам, пре.дпочитают б.ыть одни и.ли находит.ься в комп.ании взрос.лых);
8. «Эпилептоидный тип» – эти подрост.ки часто п.лачут, изво.дят окружа.ющих, особе.нно в ранне.м детстве (.их типичные черт.ы – жестокость, в.ластность, себ.ялюбие);
9. «Истероидный тип» – главная черт.а этого ти.па – эгоцентриз.м, жажда посто.янного вни.мания к собст.венной особе.
10. «Неустойчивый т.ип» – подрост.ки этого т.ипа обнару.живают пов.ышенную ск.лонность и т.ягу к разв.лечениям, пр.ичем без р.азбора, а т.акже к без.делью и пр.аздности.
11. «Конформный т.ип» – данный т.ип демонстр.ирует безду.мное, а часто просто конъюнктурное по.дчинение л.юбым авторитетам, большинст.ву в группе. Т.акие подрост.ки обычно с.клонны к мор.ализаторст.ву и консер.ватизму [7, С 36-6.9].
В свою очере.дь Личко А. подробно х.арактеризует н.аиболее неб.лагоприятн.ые сочетан.ия отклоне.ний характер.а с наруше.ниями взаи.моотношени.й подростк.а с родите.лями.
1. «Доминирующая гиперпротекция» (сильная о.пека, тота.льный контроль) о.казывает н.аиболее неб.лагоприятное воз.действие н.а «гипертимных подростко.в»: усиливает ре.акцию эманс.ипации, пр.иводит к рез.кому проти.востоянию с ро.дителями, мо.жет обусло.вить острые аффе.ктивные проявления. В.ажно отмет.ить, что при психоастенической, сенситив.ной и астеноневротической акцентуац.иях гиперпротекция, напротив, ус.иливает асте.нические черт.ы: тревожност.ь, склонност.ь к ипохон.дрическим пере.живаниям, о.щущение собст.венной непо.лноценност.и [8, с.101-10.2].
2.«Потворствующая гиперпротекция» (некритичес.кое удовлет.ворение потребностей по.дростка, те.нденция освободить е.го от труд.ностей) на.иболее травматична при истероидной акцентуац.ии, так как со.действует ус.илению демо.нстративны.х черт, ок.азывает неб.лагоприятное воз.действие н.а лабильную и гипертимную акцентуац.ию [8, с.107].
3. «Гипопротекция» (недостато.к опеки и ко.нтроля, без.надзорност.ь) особенно неб.лагоприятн.а при акцентуации по неусто.йчивому ти.пу, поскольку пр.и таком ти.пе воспита.ния ничем не о.граничиваетс.я присущая т.аким подрост.кам повыше.нная тяга к у.довольстви.ям, праздност.и, времяпро.вождению в у.личных ком.паниях и т..д. Подрост.ки конформного т.ипа в условия.х гипопротекции могут исп.ытывать по.вышенную тре.вожность вс.ледствие не.достаточно.й регламент.ации своего по.ведения, отсутст.вия четких и о.пределенны.х требован.ий [8, с.100-101].
4. «Эмоциональное от.вержение» (родители т.яготятся ребе.нком) созд.ает психичес.кую травматизацию и ведет к фор.мированию не.вротически.х расстройст.в при лабильной, се.нситивной и астеноневротической акцентуац.иях, а также мо.жет способст.вовать фор.мированию и ус.илению черт эпилептоиднои акцентуац.ии [8, с.103-105].
5. «Условия жесто.ких взаимоот.ношений». Эти услови.я нередко сочет.аются с кр.айней степе.нью эмоцио.нального от.вержения. Жесто.кое отноше.ние может про.являться от.крыто – суро.выми распр.авами за ме.лкие просту.пки, а еще бо.лее тем, что н.а ребенке «ср.ывают зло» н.а других. Пр.и акцентуа.циях характер.а воспитан.ие в услов.иях жесток.их взаимоот.ношений особе.нно пагубно д.ля эпилептоидного и конформного типов – и.менно у та.ких подрост.ков легче все.го начинаетс.я психопат.ическое раз.витие по эпилептоидному типу [8, с.105-106].
6. «Повышенная мор.альная ответст.венность» (предъявление к по.дростку высо.ких требов.аний, котор.ые он не в состо.янии выпол.нить) наибо.лее трудно пере.живается по.дростками психоастенической акцентуац.ии, так как чрез.мерно завы.шенные требо.вания соде.йствуют раз.витию трево.жно-мнител.ьных черт [4, с.106].
7. «Воспитание в ат.мосфере ку.льта болез.ни». Преувеличе.нные забот.ы о здоров.ье, возведе.ние в культ ре.жима и лече.ния имеющи.хся заболе.ваний по сут.и дела явл.яются одно.й из форм доминирующей гиперпротекции. В итоге т.акое воспит.ание способст.вует инфантилизации, эгоистичес.кой фиксац.ии на забота.х о собстве.нном здоро.вье, развит.ию своего ро.да рентных уст.ановок с з.авышенными пр.итязаниями. Н.а любые тру.дности ста.новится ве.дущим истер.ический способ ре.агирования с ипохондрическими внешними про.явлениями [8, с.107].
8. «Противоречивое вос.питание». Члены се.мьи в таки.х случаях пр.именяют несо.вместимые вос.питательные по.дходы и пре.дъявляют к по.дростку поро.ю противореч.ивые требо.вания. При это.м члены се.мьи конкур.ируют, а то и от.крыто конфл.иктуют дру.г с другом (.подросток о.казывается н.аиболее чу.вствительн.ым к тому из в.идов непра.вильного вос.питания, которое а.дресуется к ахиллесовой п.яте его типа а.кцентуации) [8, с.107].
9. «Воспитание в.не семьи». Само по себе вос.питание вне се.мьи, в усло.виях интер.ната в подрост.ковом возр.асте не яв.ляется отр.ицательным психогенным ф.актором (для подрост.ка даже по.лезно на не.которые пер.иоды време.ни расстав.аться с се.мьей и жит.ь среди сверст.ников – это с.пособствует р.азвитию са.мостоятель.ности. Вре.менная изо.ляция от се.мьи бывает по.лезной в с.лучаях тяже.лых конфли.ктов) [8, с.107].
В настоящее вре.мя именно се.мейное вос.питание за.нимает гла.внейшую ро.ль в жизни по.дростка. «Воспитание» – это не лё.гкий труд, и этот тру.д в значите.льной мере обус.ловлен род.ительской л.юбовью, те.м, что бла.го ребёнка д.ля него не ме.нее, а нере.дко и более, в.ажно, чем с.воё собстве.нное. Нару.шение отно.шения симп.атии у род.ителей влечёт з.а собой зн.ачительные неб.лагоприятн.ые последст.вия.
Психологи Эйдемиллер Э. и Юстицкис В. описывают д.ва таких пос.ледствия, н.аблюдавшихс.я наиболее ч.асто при се.мейной пси.хотерапии по.дростков.
1. Неразвитост.ь родительс.ких чувств (НРЧ). Обус.ловливаемые н.арушения вос.питания - гипопротекция, э.моциональное от.вержение, жесто.кое обраще.ние.
Слабость, нер.азвитость ро.дительских чу.вств неред.ко встреча.ются у род.ителей подрост.ков с откло.нениями хар.актера. Вне.шне они про.являются в не.желании имет.ь дело с по.дростком, в п.лохой пере.носимости е.го обществ.а, поверхност.ном интересе к е.го делам.
Причиной неразвитости родительс.ких чувств мо.жет быть от.вержение с.амого родите.ля в детст.ве его род.ителями, то, что о.н сам в свое вре.мя не испыт.ал родител.ьского теп.ла. Другой пр.ичиной могут б.ыть особен.ности хара.ктера родите.ля.
При относите.льно благо.приятных ус.ловиях жиз.ни семьи Н.РЧ обуслов.ливает отно.шение к по.дростку ти.па гипопротекции и особенно – эмоционального от.вержения. При труд.ных, напря.женных, ко.нфликтных от.ношениях в се.мье на подрост.ка часто пере.кладываетс.я значител.ьная часть родите.льских обяз.анностей – тип воспит.ания «повышенная мор.альная ответственность» - либо воз.никает раз.дражительно-.враждебное от.ношение к по.дростку.
2. Сдвиг в уст.ановках ро.дителя по от.ношению к по.дростку в з.ависимости от е.го (подрост.ка) пола. Это пред.почтение му.жских (ПМК) и.ли женских (.ПЖК) качест.в. Обуслов.ливаемые н.арушения во вз.аимоотноше.ниях с подрост.ком – потворствующая гиперпротекция, эмоциона.льное отвер.жение.
Нередко от.ношение к по.дростку со сторо.ны родител.я обусловл.ивается не де.йствительн.ыми особен.ностями по.дростка, а те.ми чертами, котор.ые родител.ь приписыв.ает его по.лу, то ест.ь «вообще му.жчинам» ил.и «вообще же.нщинам».
Любой же че.ловек, буд.ь то мужчи.на или жен.щина, долже.н стремитьс.я к противо.положным к.ачествам – б.ыть нежным, де.ликатным, о.прятным, с.держанным в чу.вствах». И.менно такие к.ачества ро.дитель с П.ЖК видит в же.нщинах. По.д влиянием П.ЖК в отноше.нии подрост.ка мужского по.ла в данно.м случае фор.мируется т.ип воспита.ния «эмоциональное от.вержение».
Возможен и прот.ивоположны.й вариант с в.ыраженной антифеминистской установко.й, пренебре.жением к м.атери подрост.ка, его сестре. В эт.их условия.х в отноше.нии самого по.дростка му.жского пол.а может сфор.мироваться вос.питание по т.ипу «потворствующая гиперпротекция»[10, С.155-156].
Некоторые а.вторы пыта.лись полож.ить в осно.ву описани.я типов вос.питания сте.пень выраже.нности эмо.ционального от.ношения ро.дителей к с.воему ребе.нку.
В книге Спиваковской А. представле.ны два кра.йних типа, а все ост.альные отл.ичаются по сте.пени выраже.нности эмо.ций.
«Воспитание по т.ипу любви и пр.инятия». Обобщенн.ая формула ро.дительского вос.питания выр.ажается ут.верждением: «.Ребенок – це.нтр моих и.нтересов». В по.ведении ро.дителей от.мечаются не.жность к дет.ям, разнообр.азные занят.ия с ними, з.абота об и.х жизни и вос.питании.
«Воспитание по т.ипу неприн.ятия, отвер.жения ребе.нка». Обобщенная фор.мула родите.льского от.ношения фор.мулируется так: «Нена.вижу этого ребе.нка, не бу.ду о нем заботиться, бес.покоиться». В по.ведении ро.дителей про.является невнимательность к ребе.нку, жесто.кость и же.лание как можно ме.ньше общат.ься с ним.
В других исс.ледованиях в.нимание уде.лялось сте.пени свобо.ды ребенка в се.мье, тому, к.ак родител.и строят ко.нтроль за е.го поведен.ием. При т.аком подхо.де также о.писаны два кр.айних типа – чрез.мерная опе.ка и излиш.няя требов.ательность.
«Воспитание по т.ипу чрезмер.ной опеки». Воспитате.льная форму.ла родителе.й: «Все сде.лаю для ребе.нка, полност.ью посвящу е.му свою жиз.нь». В пове.дении родите.лей полное по.пустительст.во сочетаетс.я с чрезмер.ной опекой.
«Воспитание по т.ипу излишне.й требовате.льности». Воспитате.льная форму.ла родителе.й может быт.ь выражена ут.верждением: «.Не хочу ребе.нка такого, к.акой есть». В вос.питании ус.илена крит.ика ребенк.а, отсутст.вуют похва.лы, поощре.ния [9, с..33].
Система вос.питания в се.мье: Япони.я. Воспитан.ием в семье ос.новывается н.а традиция.х. Япония оче.нь чтит тр.адиции сво.их предков. Ос.новы воспит.ания закла.дываются в се.мье. В детс.кий сад дете.й раннего возр.аста , как оказ.ывается отдавать не пр.инято. Хотя история р.азвития «системы обрaзоывания» в Японии у.ходит корн.ями в эпоху Мэйдзи. В 1876 го.ду в Япони.я был открыт перв.ый детский с.ад, но только д.ля состояте.льных семе.й. А уже в 1.961 году до.школьное обр.азование по.лучает широ.кое распростр.анение и госу.дарственну.ю поддержку.
Как говори.ли выше, пр.и всем раз.витии «дошкольного обр.азования», японская м.ама работает нес.колько часо.в в день, а ост.альное вре.мя она нахо.дится при ребе.нке, и зан.имается его вос.питанием. Я.понский па.па весь в р.аботе, но вос.питательны.й процесс его не об.ходит сторо.ной, он посвящает н.а выходных д.нях время ребе.нку и зани.мается его вос.питанием.
Огромное з.начение в вос.питании, японцы от.дают полов.ым различиям, котор.ые тоже ухо.дят своими корнями д.алеко в традиции. Вос.питание мальчиков и де.вочек очен.ь отличаетс.я:
-мальчик, это о.пора семьи. Е.го воспита.ние связано с тр.адициями с.амураев, и это, прежде всего воспитание му.жества и у.мение пере.носить невз.годы. У ни.х даже ест.ь традицио.нный народ.ный праздн.ик «День м.альчиков» котор.ый, празднуется каждый го.д 5 мая. На этот праз.дник принято выпускать в воз.дух изобра.жения разно.цветных кар.пов. Симво.л мальчика у я.понцев « р.ыба карп», т.ак как это с.имвол того, что гото.вность буду.щего мужчи.ны к преодо.лению и тру.дностям жиз.ни очень до.лгое время п.лыть проти.в течения;
-девочки, с.вой день, «.День девоче.к» праздну.ют ежегодно 3 м.арта. В этот де.нь, традиц.ионно прин.ято делать р.азноцветные кр.асивые лепе.шки похожие н.а тортики, у.крашенные ф.игурками и.мператорско.й четы. А т.ак же стро.ится кукол.ьная горка, что с.имволизирует иер.архическую лестницу самураев.
В системе до.машнего ил.и семейного вос.питания Япо.нцев сущест.вуют основ.ные принципы:
1. До 5 лет ребенка не с.ледует ругать.
2.Малышу предоставляется пр.аво самому формулиро.вать оценку.
3.Чадо не выделя.ют из круг.а рaвных.
4.Ребятам предостав.лены широк.ие возможност.и для соци.ализации.
5.Программы детс.ких садов н.аправлены н.а развитие л.ичных тала.нтов.
6. «Всему с.вое время»:
Период «все.дозволенност.и» - до 5 лет, с ребе.нком в этот период обращаютс.я «как с коро.лем»;
Период с 5 до 15 - « к.ак с рабом»;
Период с 15 лет - «.как с равным».
7.Долг выше собст.венных амб.иций, это коллективное сознание (.а в семье особенно).
8.Воспитание нач.инается уже до рождения.
Необходимо сказать о системе воспитания я.понцев «Икудзи», так как это не просто пе.дагогика, а это це.лая философ.ия. С этой с.истеме ест.ь свои особе.нности и се.креты:
Секрет №1: « Не и.ндивидуализ.м, а сотру.дничество»
Секрет №2: «.Все дети – же.ланные»
Секрет №3: « Е.динство матер.и и дитя»
Секрет №4: «.Всегда рядо.м»
Секрет №5: «Оте.ц тоже при.нимают участ.ие в воспит.ании»
Секрет №6: «.Ребенок уч.ится делат.ь как родите.ли и даже луч.ше их «
Секрет №7: «.Воспитание н.аправлено н.а развитие с.амообладан.ия»
Секрет №8: «Ос.новная зад.ача не дат.ь образова.ние, а вос.питать»[11].
Исходя из в.ышесказанно.го, станов.ится ясно, что вос.питание по.дростков, по.жалуй, явл.яется одно.й из самых с.ложных род.ительских з.адач, котор.ая берет с.вое начало с с.амого нача.ла, а имен.но внутриутроб.ного перио.да развити.я. А после.дующие возр.астные пер.иоды являютс.я наложение.м нерешенн.ых проблем, котор.ые возника.ют между ро.дителями и дет.ьми. Особе.нно это акту.ализируетс.я в пубертат.ный период переходного возр.аста, и со стре.млением взрос.лых сформиро.вать у вчер.ашнего ребе.нка конкрет.ные личност.ные качест.ва. Достаточ.но пагубное в.лияние сре.ды в виде се.мейной дис.гармонии и не.правильного вос.питания способст.вует развит.ию поведенчес.ких, личност.ных и эмоц.иональных н.арушений ребе.нка. Именно се.мья обязан.а формиров.ать физичес.ки и психичес.ки здорову.ю, интелле.ктуально р.азвитую лич.ность, гото.вую к предсто.ящей трудо.вой, общест.венной и се.мейной жиз.ни.
Список литературы:
Дюльдина Ж. Н., Психолого-педагогические основы брака и семьи. Учебно-методическое пособие - Саарбрюкен (Saarbrücken): LAP LAMBERT Academic Publishing, 2014, 250с.
Дюльдина Ж.Н. Семейные ценности и традиции как основы основ российского общества и государства //Власть. 2013.№11.С. 97-100.
Дюльдина Ж.Н. Влияние возрастных особенностей в процессе приобщения юношей к семейным ценностям // Поволжский педагогический поиск. 2012. № 1(1). С. 73-82.
Дюльдина Ж. Ошибки семейного воспитания и их влияние на формирование у ребенка системы ценностей // Воспитание школьников. 2009. №1.С. 70-73 с. 72
Кукушин B.C., Болдырева-Вараксина А.В. Педагогика начального образования / Под общ. ред. B.C. Кукушина. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. 592 с
Куровская С.Н. Педагогика семьи : учеб.-метод. пособие / С.Н.Куровская. Гродно: ГрГУ, 2006. 164 с.
Личко А.Е.Подростковая психиатрия (Руководство для врачей) Изд. 2-е, доп. И перераб. Л.: Медицина, 1985. 416 с
Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков Изд. 2-е доп. и перераб., Л.: Медицина, 1983. 130 с.
Спиваковская А.С. Как быть родителями: (О психологии родительской любви). М.: Педагогика, 1986.-160 с.
Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Э 30 Семейная психотерапия Л.: Медицина, 1989. 192 с.
Masaru Ibuk. After three already late: The lane with English M.: RUSSLIT, 1991.96 pages.