12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Юлия Коновалова34
Россия, Алтайский край





















Лекция


Психологические особенности

подросткового возраста












.










ТЕМА: Психологические особенности подросткового возраста.


Цель занятия:

доведение объективной информации об особенностях подросткового возраста, с тем, чтобы, используя в работе и в жизни эти знания, избежать ошибок и предотвратить развитие возможных негативных явлений.



Изучаемые вопросы:



1 . Мифы и реальности подросткового возраста.

2. Психологическая характеристика подросткового возраста.

3. Становление самосознания и психоэмоциональные состояния подростка.





Используемая литература:

Аверин А.В. «Психология детей и подростков», 1998

Личко А.Е. «Психопатии и акцентуации характера у подростков», 1983

Хрестоматия Психология человеческой агрессивности, 1999























1. Мифы и реальности подросткового возраста


Не ошибусь, если скажу, что из всех периодов раз­вития ребенка самым головоломным, трудным и даже опасным является подростковый. Это тот самый период, что приносит самую большую головную боль родителям и педагогам, обывателям и правоохранительным органам. Это тот самый период, что породил понятия «проблема отцов и детей» и «конфликт поколений». Наконец, это тот самый возраст в отношении которого у взрослых сложи­лось наибольшее число неадекватных, порою мифологи­ческих представлений. Каковы же они, эти современные мифы взрослых о подростках? 1. Подростковый возраст-время проявления всевоз­можных патологий, «период бури и натиска».

2. Все подростки похожи друг на друга («одной мир­рой мазаны»). Один 13-летний подросток ничем не отли­чается от другого.

3. Подростки - это дети.

4. Развитие у всех подростков непрерывно, универ­сально и синхронно.

5. Проблемы, с которыми сталкиваются подростки, нас не касаются. Они сами должны справляться со своими трудностями.

Наша задача состоит в получении максимально пол­ной и, главное, объективной информации о психологии развития подростка. Только она поможет либо развенчать, либо укрепить перечисленные и другие возможные мифы подростка.

2. Психологическая характеристика подросткового возраста


Известный отечественный педагог А.П.Краковский, сравнивая особенности поведения младших школьников и младших подростков, у которых разница в возрасте со­ставляет всего один год, констатирует, что подростки в сравнении со своими младшими товарищами в 6 раз чаще проявляют упрямство, в 9 раз чаще бравируют своими не­достатками, в 10 раз чаще противопоставляют себя роди­телям. В целом количество немотивированных отрицатель­ных поступков подростков отмечается в 42 раза (!) боль­ше, чем у младших школьников1.

Попытаем­ся выделить наиболее характерные черты подросткового поведения и психологические состояния, наиболее часто переживаемые подростками. Многие из них были подме­чены давно и наша задача состоит в их обобщении. Первое, что бросается в глаза, - это резкое ухудше ние поведения. Это проявляется в негативизме (т.е. в жела­нии поступать вопреки чужой воле), упрямстве, драчли­вости, противопоставлении себя учителям и взрослым и т.п.

Легко увидеть сходство в поведении подростка и трехлетнего малыша. Все те же упрямство, негативизм, строптивость, своеволие. Там он не хотел ходить за руку с взрослым, желая утвердить право на свое «Я сам», а здесь для него важно признание своего достойного положения в социуме, признание своего «Я».

Другой чертой подросткового поведения является выраженная противоречивость стремлений и их неустойчи­вый характер. С этой чертой связа­на и противоречивость эмоциональных состояний, пережи­ваемых подростком, выраженный психологический диском­форт - тревога, страхи, ощущение одиночества и т.п.

По мнению А.Е.Личко характерной чертой поведе­ния подростков является реакция эмансипации, т.е. выра­женное стремление освободиться из-под опеки и контроля со стороны родителей и взрослых. Однако далеко не все­гда эмансипация принимает форму оппозиции, как это воспринимается родителями. Подросток стремится не столько противостоять взрослым, сколько стать равным им, что, конечно, трудно при сохраняющейся экономичес­кой и социальной зависимости.

Наряду с реакцией эмансипацией выделя­ется в качестве специфически подростковой реакцию группи­рования со сверстниками, которая представляет собой обо­ротную сторону первой. Эта реакция, при всей своей кажу­щейся для взрослых бессмыслицей, по-видимому, отвечает каким-то эмоциональным потребностям подростков.

Наконец, важно иметь в виду и особенности харак­тера подростков, в частности, выраженность в этом воз­расте так называемых акцентуации характера.


Может сложиться впечатление, что все перечислен­ное - обязательный атрибут психики и поведения любого подростка, жизнь которого представляет собой «кромеш­ный ад». Это, конечно, не так. Несмотря на то, что дан­ный период развития характеризуется как кризисный, сам кризис может протекать по-разному. Характер и содержание кризиса обусловле­ны тем, насколько остры противоречия, определяющие социальную ситуацию развития подростка. Если они смяг­чаются посредством предупредительных действий учителей, родителей и других взрослых, подросток и сами родители могут и не заметить никакого кризиса

Причины столь серьезных изменений в поведении и личности подростка обусловлены. К ним относятся: 1) приспособление под­ростка к изменениям своего физического состояния, при­ятие и эффективное использование своего тела; 2) дости­жение социально приемлемой взрослой сексуальной роли; 3) достижение зрелых отношений с лицами противополож­ного пола; 4) развитие интеллектуальных способностей; 5) выработка комплекса ценностей, в соответствии с кото­рыми строится поведение; 6) достижение социально ответ­ственного поведения; 7) выбор профессии и подготовка к профессиональной деятельности; 8) достижение экономи­ческой независимости; 9) подготовка к браку и семейной жизни. Можно вы­делить основные сферы (направления) развития в подростко­вом возрасте. Это - половое, познавательное и социальное раз­витие подростка.


3. Становление «Я» и психоэмоциональные состояния подростка


Процесс становление самосознания и. прежде всего, такой важной ее составляющей, как самооценка, тесно связаны с различными психологическими состояния­ми подростка, в частности, такими как тревожность, страхи, неуверенность в себе и т.п. Это - своеобразные эмоци­ональные показатели развития как самооценки, так и са­мосознания.

Страхи, переживаемые подростками, в значительной мере обусловлены одним из основных противоречий этого возраста: противоречием между стремлением подростка быть самим собой, сохра­нить свою индивидуальность и в то же время быть вместе со всеми, т.е. принадлежать группе, соответствовать ее ценностям и нормам. Для его разрешения у подростка есть два пути: либо уйти в себя ценой потери связей со сверст­никами, либо отказаться отличной свободы, самостоятель­ности в суждениях и оценках и полностью подчиниться группе. Иными словами, подросток стоит перед выбором либо эгоцентризма, либо конформизма. Эта противоречи­вая ситуация, в которой оказывается подросток, является одним из основных источников его страхов, имеющих оче­видную социальную обусловленность.

Одно из первых мест в этом ряду занимает страх не быть собой, по сути, означающий страх изменения. «Про­вокатором» его являются переживания подростка, обус­ловленные изменениями образа его тела. Поэтому подро­стки так боятся собственного физического и психическо­го уродства, что парадоксальным образом выражается в их нетерпимости к такого рода недостаткам других людей или в навязчивых мыслях об уродстве своей фигуры.

Для подростков характерны и страхи нападения, пожара, заболеть, что особенно характерно для мальчиков, а также стихии и замкнутого пространства, более харак­терных для девочек. Все они носят характер опасений и так или иначе связаны со страхом смерти.

Возрастает в этом возрасте и число страхов в облас­ти межличностных отношении, не отмечавшиеся в пре­дыдущих возрастах. Одним из стимуляторов таких стра­хов является отсутствие эмоционально теплых отношений с родителями, равно как и конфликтные отношения с ними. Это сужает круг общения подростка и оставляет его наедине со сверстниками. Поскольку ценность общения в этом возрасте чрезвычайно велика, подросток боится по­терять этот единственный канал общения.

Последствия страхов многообразны, но главные из них - это возрастающая неуверенность, как в самом себе, так и в других людях. Первая становится прочной осно­вой настороженности, а вторая - подозрительности. В результате это оборачивается предвзятым отношением к людям, конфликтностью и обособленностью «Я». Все это квалифицируется еще и как проявление навязчивых страхов или тревожности. Навязчивый страх (тревога) воспринимается подростком как нечто чуждое, идущее непроизвольно, как какое-то наваждение. Попыт­ки самостоятельно справиться с ним лишь способствуют его укреплению и росту тревоги.

Установлено, что в 13-14-летнем возрасте чувство тре­воги существенно выше, чем в 15-16-летнем. При этом если у первых оно практически остается неизменным, то у вторых в 15 лет оно существенно снижается в сравнении с предшеству­ющим периодом, а в 16 лет вновь резко поднимается. И еще один интересный факт. Если в 13-14 лет (7-8 классы) отсут­ствуют различия в уровне тревоги у мальчиков и девочек, то в 16 лет (10 класс) у девушек этот уровень выше, чем у юношей. Таким образом, тревога в 13-14-летнем возрас­те - это возрастная характеристика, перекрывающая ин­дивидуальные особенности развития, что желательно учи­тывать в плане профилактики психического развития под­ростка.

Сопоставляя динамику тревоги с динамикой само­оценки, легко обнаружить тесную их взаимозависимость, и особенно, в старших классах. Чем выше и адекватнее самооценка, тем меньше тревожность и больше уверен­ность в себе и своих возможностях.

Другая особенность в становлении самосознания подростка состоит в обостренном чувстве собственного достоинства. Нередко подростку кажется, что его хотят унизить. Для него, как отмечалось выше, вообще харак­терна повышенная потребность в человеческой доброте. Он болезненно реагирует на фальшь, наигранность, хотя нередко сам ведет себя подобным образом.

Итак, хотя у 15-16-летних подростков представлены все стороны самосознания личности, говорить о его завер­шенности и сформированности не приходится. Этот вывод справедлив и для периода ранней юности (16-17 лет).

Что же касается младшего подросткового возраста, то здесь трудно говорить о структурной готовности самосо­знания. Некоторые его компоненты только формируются

Коррекция поведения

1 Аффективно-неустойчивый тип. Незначительный повод со стороны других сильно повышает его возбужденное состояние, вслед за чем он вовсе отказывается от работы, дерзит, грубит.

Тактика: вовремя повлиять на возбуждение и успокоить. Поэтому нужно уметь: своевременно констатировать нарастание чувства недовольства; - силой внушения предотвратить возможную реакцию. Действие взглядом, тоном.

2 Неуверенный, боязливый, истеричный, депрессивный. Он замыкается от всякого воздействия, живет интенсивной внутренней жизнью, всецело занят своими интересами (интроверт). На него трудно влиять, т. к. он относится с недоверием, негативизмом. Внушение не поможет, т. к. не воспринимается им. Он идет только навстречу полному душевному равновесию. Спокойные, непредумышленные беседы.

3 слабовольные, безудержные с сильно развитым сексуальным инстинктом. " Бездельники", "ветреные головы" – поверхностность контактов, ложь, воровство, сексуальные эксцессы. Действовать на их чувства и настроения нельзя. Здесь нужны деловые, последовательные, строгие, нераздражающие прямолинейные действия. Главный метод – пример, действие, которое убеждает.

4 Слабый, неуверенный, робкий, зависимый. Успокоение и подбадривание.


Характеристику подросткового возраста мы нача­ли с описания его мифов, распространенных среди взрос­лых. Моей целью было развенчание этих мифов с помо­щью современных научных психологических знаний об этом периоде развития. Эти представления, как мне кажет­ся, способствуют развенчанию мифологических взглядов на подростка

Подростковый возраст не является временем па­тологии. Это нормальный и совершенно необходимый период развития человека. Большинство подростков справляется со всеми возрастными проблемами.

2. Ни один период в жизни человека (разве что толь­ко внутриутробный) не характеризуется столь быстрыми темпами развития как подростковый. Между быстро раз­вивающейся девушкой и медленно развивающимся маль­чиком возможен разрыв в 6 лет. Столь же велики могут быть отличия в умственном, эмоциональном и социаль­ном развитии подростков.

3. Да, некоторые подростки еще дети, но многие (осо­бенно в половом отношении) уже взрослые.

4. Любое развитие подростка (физическое, эмоцио­нальное, умственное или личностное) происходит не синх­ронно, а неравномерно. Хорошо развитые физически мальчики и девочки не всегда и не обязательно столь же хорошо развиты умственно и эмоционально. Де­ти же с задержками физического или полового развития, наоборот, не могут быть готовы к выполнению серьезных обязанностей наряду со взрослыми.

5. Подростковый возраст - это переходный, кризис­ный период в жизни человека и он характеризуется свои­ми особенностями. Не стоит преувеличивать проблемы и трудности, равно как и преуменьшать их. Задача взрослых, зная особенности подростка, помочь ему в со­здании условий для самостоятельного и успешного разре­шения им этих проблем и трудностей.






Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.