Исследовательская работа «Физическое воспитание детей младшего подросткового возраста в семье»
Содержание
Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Характеристика младшего подросткового возраста ........................7
1.1. Сущность понятия «Физическое воспитание»........................................7
1.2. Психолого-педагогические особенности младшего подросткового возраста.............................................................................................................11
1.3. Физическое развитие младшего подросткового возраста....................16
Глава 2. Физическое воспитание детей в семье……………….......................21
2.1.Роль семьи в физическом воспитании ребенка......................................21
2.2. Характеристика физического воспитания детей в семье.....................23
2.3. Организация и проведение программы физического воспитания детей младшего подросткового возраста в семье...................................................25
2.4 Динамика составляющих качеств физического воспитания у детей младшего подросткового возраста занимающихся по программе физического воспитания в семье...................................................................30
Заключение.............................................................................................................31
Список используемых источников......................................................................33
Приложение 1 Анкета по теме: «Роль и значение физической культуры в Вашей семье» ........................................................................................................35
Введение
В Федеральном государственном образовательном стандарте сказано что образование это целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетентностью, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний, в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации к получению образования в течении всей жизни.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" говорит о принципах вариативности выбора методов, форм, технологий обучения, позволяющий учителем образовательных учреждений использовать наиболее оптимальный на их взгляд, вариант конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские [17].
Всестороннее воспитание ребенка, подготовка его к жизни в обществе - главная социальная задача, решаемая государством, обществом и семьей.
Физическое воспитание детей в современном мире занимает достаточно значимое место. На сегодняшний день, очень модно и актуально быть здоровым и физически развитым человеком. В нашей стране существует множество программ и грантов, направленных на развитие и популяризацию спорта среди населения, которые способствуют физическому развитию в целом. Государство в первую очередь заинтересованно в здоровой и физически развитой молодёжи, которая в дальнейшем способна принести здоровое потомство и повысить демографию страны, тем самым укрепляя позиции страны на мировой арене. Не зря с 2015 года в нашей стране были заново введены нормы ГТО, за выполнение которых возможно получение значков различного достоинства – золотого, серебренного и бронзового [10]. Выполнение норм ГТО рассчитано на все категории граждан. Для каждой возрастной группы определены свои требования и нормативы. Выполнения комплекса ГТО возможно всей семьёй, что в свою очередь объединяет всех членов семьи для выполнения единого дела.
Но для формирования полноценного физически развитого человека мало заниматься физическим воспитанием только на уровне образовательных и иных учреждений, нужно взаимодействие и сотрудничество с семьёй. Ребенок с самого раннего возраста должен воспринимать спорт – как норму жизни, и в семье должно присутствовать физическое воспитание [3].
Семья – это ячейка общества, институт социализации, напрямую связанная с воспитанием ребёнка. Члены семьи взаимосвязаны определёнными обязанностями друг перед другом. Являясь членом семьи, ребёнок вступает в систему отношений, благодаря которым он постигает нормы и правила общественного поведения. Семья становится более сплочённой, дружной и крепкой тогда, когда в ней есть общие заботы, дела, будни, наполненные полезным содержанием, совместный досуг и отдых. Совместный досуг является не только важным средством воспитания ребёнка, но и как средство укрепления здоровья семьи. Физическое воспитание ребёнка имеет очень большое значение для семьи и родителей.
Понятие "Физическое воспитание" входит в общее понятие "воспитание" в широком смысле. Это означает, что, так же как и воспитание представляет собой процесс решения определенных воспитательно-образовательных задач, характеризуются всеми общими признаками педагогического процесса.
Отличительные особенности физического воспитания определяются прежде всего тем, что этот процесс направленный на формирование двигательных навыков и развитие физических качеств, укрепление здоровья.
Семья во многом определяет отношение детей к физическим упражнениям, их интерес к спорту, активность и инициативу. Этому способствуют близкое эмоциональное общение детей и взрослых в разных ситуациях, естественно возникающая их совместная деятельность (обсуждения успехов спортивной жизни страны, переживания при просмотре телевизионных спортивных передач, иллюстраций в книгах на спортивные темы и др.).
Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному поведению отца, матери, укладу жизни семьи. Личный пример родителей, совместные физкультурные занятия, здоровый образ жизни - главные составляющие успеха физического воспитания в семье.
Опираясь на труды Л.С. Выготского, самое трудное и одновременно значимое время для воспитания ребенка является подростковый возраст, так называемый переходный возраст, когда ребенок пытается определиться в жизни, самоутвердиться и найти себя в ней. Он ищет наиболее интересные для него увлечения и занятия. Именно в это период необходима целая программа физического воспитания ребенка в семье, для того что бы подросток заполнял своё свободное время полезными и активными формами проведения досуга [24].
Была поставлена следующая гипотеза: физическая подготовка детей младшего подросткового возраста зависит от правильного физического воспитания в семье. Чем больше внимания семья уделяет физическому воспитанию ребёнка, тем он более успешен в спорте.
Объект исследования: физическое воспитание детей младшего подросткового возраста.
Предмет исследования: семья как средство развития или становления физического воспитания у детей младшего подросткового возраста.
Цель: изучение роли семьи в физическом воспитании детей младшего подросткового возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Выявить важность воспитания в семье, как основу развития физического воспитания у детей младшего подросткового возраста.
Определить особенности физического воспитания в семье у детей младшего подросткового возраста.
Разработать и апробировать методику организации программы физического воспитания детей младшего подросткового возраста в семье.
Этапы экспериментальной работы включали:
подготовительный (поисково-теоретический)
Данный этап посвящен анализ литературы по проблеме исследования, определение основных направлений исследования, сбору эмпирических данных. Этап связан с выбором и теоретическим осмыслением темы, методологической и теоретической основ исследования и проведения эксперимента.
экспериментальный
На этом этапе предполагается совершенствование гипотезы исследования, разработка плана эксперимента, методики организации программы физического воспитания детей младшего подросткового возраста в семье, планируется реализация программы экспериментальной работы.
заключительный (аналитико-обобщающий)
Данный этап связан с систематизацией накопленного материала, анализом, обработкой результатов, полученных экспериментальным путем, их проверкой, обобщением, формулировкой выводов, оформлением результатов исследования в виде курсовой работы.
Для достижения поставленной цели были использованы следующие методы исследования:
изучение и анализ специальной методической и психолого-педагогической литературы;
анализ содержания нормативных и программно-тематических документов в области физического воспитания детей младшего подросткового возраста;
организация беседы с родителями;
проведение анкетирования (Приложение №1) родителей для выявления состояния изучаемой проблемы;
Глава 1. Характеристика младшего подросткового возраста
Сущность понятия «Физическое воспитание»
Возникновение физического воспитания относится к самому раннему периоду в истории человеческого общества. Элементы физического воспитания возникли ещё в первобытном обществе. Люди добывали себе пищу, охотились, строили жилье, и в ходе этой естественной, необходимой деятельности не направлено происходило совершенствование их физических способностей ‒ силы, выносливости, быстроты.
Постепенно в ходе исторического развития люди заметили, что члены племени, ведущие более активный и подвижный образ жизни, многократно повторяющие те или иные физические действия, проявляли физические усилия, и были более сильными, выносливыми и работоспособными. Это привело к осознанию людьми явления упражняемости (повторяемости действий). Именно явление стало основой физического воспитания [15].
Определив эффект упражняемости, человек стал имитировать необходимые ему в трудовой деятельности действия вне реального трудового процесса, например, бросать дротик в изображение животного. Как только подобные действия начали применяться вне реальных трудовых процессов, они превратились в физические упражнения. Превращение трудовых действий в физические упражнения значительно расширило сферу их воздействия на человека, и в первую очередь в плане всестороннего физического развития. Далее, в ходе эволюции выяснилось, что значительно лучший эффект в физической подготовке достигается тогда, когда человек начинает упражняться начина с детского возраста, то есть когда его готовят к жизни и к труду предварительно [9].
Таким образом, осознание человечеством явления упражняемости и важности так называемой предварительной подготовки человека к жизни, и установление непосредственной зависимости между ними послужили истоком появления подлинного физического воспитания.
Формы организованного физического воспитания возникли в Древней Греции в виде специального обучения юношей военным и спортивным упражнениям, но вплоть до Новейшей истории они оставались достоянием немногих представителей привилегированных классов или ограничивались рамками военного обучения.
В России основоположником научной системы физического воспитания, является Пётр Францевич Лесгафт (1837-1909). Он рассматривал педагогические явления с позиций антропологизма. Антропология понималась им как наука, изучающая не только строение, развитие и функции отдельных органов человеческого организма, но и как влияние на человека окружающей среды, как физическое, так и нравственное. Лесгафт доказывал, что на развитие организма оказывает влияние среда и упражнения: «Всё, что упражняется ‒ развивается и совершенствуется, что не упражняется – распадается».
Так же Лесгафт считал возможным воздействовать функцией, (направленным упражнением) на развитие органов человеческого тела и всего организма в целом (функциональная анатомия). В основе его педагогической системы лежит учение о единстве физического и духовного развития личности. Пётр Францевич рассматривал физические упражнения, как средство физического, интеллектуального, нравственного и эстетического развития человека. При этом учёный постоянно подчеркивал значимость рационального сочетания упражнений, взаимовлияния умственного и физического воспитания.
По своей сущности физическое воспитание является специфическим. Содержание данного вида воспитания направлено на обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях [2].
Овладевая движениями, имеющими смысловое значение, важными для жизни или спорта двигательными действиями, обучающиеся приобретают умения рационально и полноценно проявлять свои физические качества. Одновременно с этим они познают закономерности движений своего тела.
Воспитание физических качеств является не менее значимой стороной физического воспитания. Целенаправленное управление развитием силы, быстроты, выносливости и других физических качеств затрагивает комплекс естественных свойств организма и тем самым обеспечивает количественные и качественные изменения его функциональных возможностей.
Все физические качества являются врожденными, то есть даны человеку в виде природных задатков (нормы реакции) которые необходимо развивать и совершенствовать. В том случае, если процесс естественного развития приобретет специальную организацию, то есть педагогический характер, то корректнее говорить не «развитие», а «воспитание физических качеств».
Основной целью физического воспитания является оптимизация физического развития человека, всестороннего совершенствования свойственных каждому физических качеств и связанных с ними способностей в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств, характеризующих общественно активную личность; обеспечить на этой основе подготовленность каждого члена общества к плодотворной трудовой и другим видам деятельности.
Для достижения данной цели физического воспитания решается комплекс целый комплекс конкретных задач (специфических и общепедагогических), которые отражают многогранность процесса воспитания, особенности возрастного развития обучающихся, уровень их подготовленности, условия достижения намеченных результатов.
Основные задачи физического воспитания:
1. Правильное физическое развитие;
2. Тренировка двигательных навыков и вестибулярного аппарата;
3. Закаливание организма;
4. Воспитание силы воли и характера, направленное на повышение работоспособности человека.
К специфическим задачам физического воспитания относятся две группы задач: задачи по оптимизации физического развития человека и образовательные задачи.
Решение задач по оптимизации физического развития человека направлено на:
оптимальное развитие физических качеств, присущих человеку;
укрепление и сохранение здоровья, а также закаливание организма;
совершенствование телосложения и гармоничное развитие физиологических функций;
многолетнее сохранение высокого уровня общей работоспособности.
Всестороннее развитие физических качеств имеет большое значение для человека. Так как возможность их переноса на любую двигательную деятельность позволяет использовать их во многих сферах человеческой деятельности ‒ в разнообразных трудовых процессах, в различных и подчас необычных условиях среды.
В физическом воспитании выделяют две стороны: физическое образование и развитие физических качеств.
Таким образом, данный вид воспитания представляет собой процесс решения определенных воспитательно-образовательных задач, которому присущи все признаки педагогического процесса. Отличительной же особенностью физического воспитания является системное формирование двигательных умений и навыков и направленное развитие физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере определяет его физическую дееспособность.
Все формы организации физического воспитания включаются в воспитательно-образовательный комплекс разнообразной деятельности ребенка, основу которого составляет двигательная активность.
Применение различных форм двигательной деятельности создает оптимальный двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья ребенка [6].
К формам организации двигательной деятельности ребенка относятся:
физкультурные занятия;
физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, физкультминутки, упражнения после дневного сна, закаливающие мероприятия;
самостоятельная двигательная деятельность детей;
активный отдых: туристские прогулки, физкультурный досуг, физкультурные праздники, дни здоровья, каникулы;
задания на дом.
Совокупность всех форм деятельности обучающихся способствуют комплексному решению задач физического воспитания. Однако каждая из форм решает свои специальные задачи и имеет свою специфику.
1.2. Психолого-педагогические особенности младшего подросткового возраста
Подростковый возраст, как возрастной этап развития ребенка, подразделяется на два периода ‒ младший подростковый (10-12 лет) и подростковый (12-14 лет).
В психическом развитии детей младшего подросткового возраста наблюдаются резкие качественные изменения. Все эти изменения затрагивают разные сторон развития и проявляются в поведении рядом признаков, свидетельствующих о стремлении утвердить свою самостоятельность, независимость, личностную автономию.
Под влиянием полового созревания происходят качественные изменения в строении и жизнедеятельности организма подростка. Это касается роста, веса, строения костяка, физиологических функций внутренних органов, изменений высшей нервной деятельности, черт поведения и особенностей самой психики [1].
В данном возрасте работе нервной системы свойственно то, что реакции по силе и характеру часто неадекватны вызвавшим их раздражителям. Условное торможение ослабевает. Это объясняется повышенной возбудимостью центральной нервной системы, ослаблением процесса торможения и как следствие иррадиацией возбуждения [13].
Это сказывается на особенностях поведения подростка и обнаруживает те достоинства или недостатки его личности, которые успели сформироваться к этому возрасту.
В младшем подростковом возрасте начинает складываться структура личностной идентичности, на которую особое влияние оказывают взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Важным фактором психического развития в подростковом возрасте является общение со сверстниками, выделяемое в качестве ведущей деятельности этого периода. Отношения в группе сверстников, ее ценности играют большую роль в развитии подростка. Стремление подростка занять удовлетворяющее его положение среди сверстников сопровождается повышенной конформностью к ценностям и нормам этой группы.
О.В.Романова отмечает, что в основе выбора ребенка своего идеала, его осознания всегда лежат мотивы выбора. Доминирующим мотивом выбора идеала у подростков является стремление подражать идеалу, вести себя так, как он. Ею отмечается, что наиболее ценными для подростков представляются такие качества, как доброта, честность, ум, чувство юмора, отзывчивость, доброжелательность; непривлекательными ‒ озлобленность, жестокость, нечестность, лживость, тупость, глупость, зависть, жадность [4].
Изменения, связанные с пубертатом, изменение социальной ситуации развития, новые интересы и потребности и др. обусловливают, при определенных условиях, протекание этого возрастного периода как кризисного.
Ряд авторов (Л.С.Выготский, Л.И.Божович, Леонтьев, Драгунова и т.д) полагает, что характерные формы протекания подросткового кризиса, выражаемые в активном завоевании новой позиции и естественное противопоставление себя взрослым, проверка своих сил в преодолении запретов, накладываемых взрослыми, удовлетворение потребности в самоутверждении и через это узнавание себя, своих возможностей играют существенную роль в общем процессе возрастного развития. Отсутствие возможности реализовать все это может привести к закреплению инфантильной позиции ребенка на долгие годы.
Кризис подросткового возраста в отличие от кризисов других возрастов более затяжной и острый, так как в связи с быстрым темпом физического и умственного развития у подростков возникает так много актуальных действующих потребностей, которые не могут быть удовлетворены в условиях недостаточной социальной зрелости этого возраста. Таким образом, в этот критический период депривация потребностей выражена значительно сильнее, и преодолеть ее в силу отсутствия синхронности в физическом, психическом и социальном развитии подростка очень трудно [16].
Применительно к преодолению жизненных трудностей этот возрастной кризис важен тем, что подросток формирует способы поведения, позволяющие ему и в дальнейшем справляться с возникающими проблемами.
Но так же есть ряд авторов (Раттер М. Элъконин Д.Б., Кле М., Ремшмидт X., и др.) которые пологают, что возможно и бескризисное протекание этого периода. В противном случае, кризис возникает в результате неправильного отношения взрослых, общества в целом к подросткам и того, что личность не может справиться со стоящими перед ней на новом возрастном этапе проблемами.
«Лакмусовой бумажкой» возможности бескризисного протекания подросткового возраста или, напротив, наличия его, является адекватное или неадекватное реагирование взрослых на амбивалентное отношение подростка к ним [22].
Для максимально эффективного взаимодействия с подростками, по мнению К.Н.Поливановой, нужно учитывать следующее обстоятельство: «Подростковый возраст ‒ время становления ответственного действия. Поэтому подростковая школа должна быть организована особым образом, чтобы ответственное действие имело место в школьной жизни. Это обеспечивается особой ‒ проектной формой деятельности подростков» [21].
Эта идея представляется очень плодотворной и в связи с разрабатываемой мною проблемой.
В возрасте 11‒12 лет происходит переход от мышления, основанного на оперировании конкретными представлениями, к мышлению теоретическому и от непосредственной памяти к памяти логической. Так же данный период характеризуется как период резкого возрастания познавательной активности и любознательности, сензитивности для возникновения познавательных интересов.
В младшем подростковом возрасте (11‒12 лет) дети переживают своеобразный «пик любознательности», а исследовательская активность в форме вопросов максимальна по объему, широте и глубине. Экспериментальные данные свидетельствуют о том, что подростки отличаются высокой любознательностью, и по своему содержанию, и по интенсивности носящей «взрывной» характер, так как резко расширяются рамки любознательности, появляются вопросы нового содержания, выходящие за пределы настоящего времени (вопросы, обращенные в прошлое и будущее), за пределы нашей планеты и нашего познания мира. Большой интерес вызывает человек во всех его проявлениях, значительное место занимают вопросы, имеющие личностный смысл.
Кроме того, 12-летние школьники обладают поверхностной, «разбрасывающейся» любознательностью. Подростковая любознательность отражает увеличивающийся интерес школьника к миру за пределами школы, ощущение своих возросших возможностей и имеет существенное значение для «подпитки» чувства взрослости.
Вданном возрасте (11-12 лет) наиболее часто встречается так называемая безоглядность увлечения, когда интерес, часто случайный и ситуативный, вдруг приобретает для подростка сверхценный характер, становится чрезмерным. «Сверхценными» могут стать и ситуативные, и достаточно устойчивые желания, по сути, любые мотивы и потребности подростка.
С общим интеллектуальным развитием связано и развитие воображения, которая может воплощаться как в творческом проявлении себя подростком, так и в процессе фантазирования. Фактически, когнитивное развитие, а, следовательно, и рост интеллекта включает в себя как накопление знаний, так и развитие компонентов обработки информации. Эти два процесса взаимосвязаны. Решение проблем происходит более эффективно в том случае, когда у человека имеется больший запас соответствующей информации. У людей, владеющих более эффективными методами хранения и извлечения информации, формируются более полные базы знаний. Это обстоятельство представляется очень значимым для разрабатываемой нами проблематики. Достижения в развитии познавательной сферы предоставляет младшему подростку более совершенные возможности в процессе когнитивного оценивания [7].
Формирование воли в 11-12 летнем возрасте не является главной задачей развития. Необходимо формировать качества и умения, которые позволяющие не только справляться с возникающими трудностями, но чувствовать при этом личностный рост.
В подростковом возрасте необходимо как можно более полно реализуя возможности этого периода, выработать эффективные, конструктивные способы преодоления трудностей, что обязательно для полноценного перехода к взрослости.
Особенно важным для эффективного совладающего поведения являются такие личностные ресурсы, как Я-концепция, включающая самооценку и отношение к себе. Эти ресурсы являются очень важными для развития младшего подростка.
1.3. Физическое развитие ребёнка младшего подросткового возраста
Подростковый возраст является периодом бурного роста и развития организма. Достаточно взглянуть на подростка, чтобы заметить внешние особенности, бросающиеся в глаза даже без специального наблюдения: нескладность, непропорциональность частей тела, угловатость движений. Особенно хорошо заметно увеличение и вытягивание его конечностей. Эти впечатления подтверждаются данными специальных антропометрических измерений (хотя эти данные у разных авторов весьма противоречивы). Среднее увеличение роста (прирост) за год у мальчиков ‒ от 4,3 до 6,7 см, а в период самого интенсивного роста доходит до 8-10 см; у девочек ‒ от 2,9 до -5,8 см. (По Ар-но). Наибольшее увеличение роста (прирост) отмечается у девочек в 13 лет и у мальчиков в 15 лет, когда за два года рост может увеличиться до 20 см. Рост в высоту в значительной мере происходит за счет роста конечностей, грудь и таз отстают в развитии, отчего фигура становится несколько "вытянутой" и порой очень нескладной, грудь ‒ впалой и подростки выглядят узкогрудыми [19].
Несоответствие между быстрым ростом трубчатых костей и относительно медленным развитием мышц еще более усугубляет впечатление неловкости и нескладности. Эти особенности физического развития оказывают влияние на всё внешнее поведение и на характер движений подростка: он часто проявляет неловкость, резкость в движениях, не умеет соразмерять и координировать их, что приносит много беспокойства и ему и окружающим, причем это происходит случайно, неожиданно для него самого. Подросток не замечает, что излишне размахивает руками при ходьбе, жестикулирует при разговоре, как бы восполняя недостаток выразительности речи; когда идет по улице, то не замечает, что задевает прохожих. При возбуждении резкость и порывистость движений увеличиваются. Постоянные упражнения, тренировки, повторение движений постепенно устраняют этот недостаток.
С другой стороны, отмечается, что подросток может произвольно управлять своими движениями и неловкость, порожденная указанными особенностями его развития, корригируется воспитанием. Поэтому физическому воспитанию подростка следует придавать большое значение.
Наряду с увеличением роста подростка отмечается увеличение его веса (общей массы его тела). Прирост веса идет неравномерно, в разные годы он колеблется от 2,4 до 5,3 кг (за год) у мальчиков и от 2,5 до 5,2 кг у девочек [11].
Идет процесс роста мышечной силы. Исследования показали, что в младшем школьном возрасте ребенок еще не способен длительно поддерживать мышечное усилие, что проявляется в частой смене характера движений, но в подростковом возрасте сила и выносливость мышц увеличиваются.
С 12 лет наблюдается усиленный рост мышц, который продолжается в последующие годы. Мускулатура подростков (особенно мальчиков) крепнет. Строение мышц при этом мало изменяется, в подростковом возрасте происходит только усиленный рост диаметра волокна мышц.
Однако, мышцы подростка еще не достигают конечного развития, которое свойственно мышцам взрослого человека. Мышечные волокна дифференцируются лишь к 17 годам (по В. И. Пузик).
Рост мускулатуры, совершенствование мускульного аппарата влечет за собой осознание подростком своей силы, он явно этим гордится и часто переоценивает свои силы и возможности. Рост силы и выносливости создает условия для включения подростка в трудовую деятельность, хотя следует оговориться, что эти возможности, по крайней мере у младшего подростка, еще ограничены. Неокрепший и быстро развивающийся организм подростка необходимо щадить, так как ребенок быстро утомляется, и непосильная работа может надорвать его силы.
В некоторые периоды времени подросток бывает способен к большому и длительному напряжению, может проводить длительную работу, которая, казалось бы, не соответствует его силам. Это происходит тогда, когда у подростка имеется большой интерес к работе, тогда труд или деятельность вызывает у него подъем, энтузиазм, и он не замечает ни усталости, ни времени.
В данном возрасте довольно быстро усваиваются и совершенствуются сложные движения, особенно эффективно обучение и самообучение трудовым и спортивным движениям. В частности, подросток с легкостью овладевает ездой на велосипеде, лыжах, коньках, хорошо усваивает сложные прыжки, па танца, координацию движений при плавании. Следует учесть, что если в этом возрасте не будет обращено внимание на развитие ловкости, пластичности и красоты движений, то в последующие периоды развития ребенку будет труднее овладевать ими, а неловкость и угловатость движений, присущая подростку, может сохраниться на всю жизнь.
Движения усваиваются подростками сознательно, совершенствуется способность управлять ими в соответствии с поставленной задачей. Вторая сигнальная система ‒ слово ‒ начинает приобретать все большее значение в образовании и формировании движений. После действия может быть дан словесный отчет о нём. Слово может предшествовать действию, то есть подросток сможет рассказать о том, как он будет выполнять конкретное действие. Это позволяет анализировать и сравнивать движения, и как следствие, лучше управлять ими.
Костная система развивается в связи с ростом и развитием всего организма подростка. Она становится более прочной, чем в младшем возрасте, но окостенение позвоночника еще не заканчивается, так же как и окостенение грудной клетки, таза и конечностей, что может привести к разного рода искривлениям, ненормальному развитию частей скелета, если для этого создаются неблагоприятные условия в учебной, трудовой и игровой деятельности. Чаще всего дефекты такого рода возникают в результате неправильного положения тела при ходьбе (неправильная осанка), сидении (неправильная поза) во время учебных занятий, или от чрезмерной перегрузки, а так же при увлечении каким-нибудь одним видом гимнастических упражнений. Следует опасаться разного рода ушибов, резких движений, сотрясений.
Крайне вредна неправильная поза при сидении подростка. Если он сидит за неудобным столом, горбится, наклоняет корпус в одну сторону, ложится грудью на стол, низко наклоняет голову, то при этом, во-первых, фиксируется искривление позвоночника, во-вторых, крайне затрудняется легочная вентиляция, уменьшается снабжение мозга кислородом, что приводит к затруднению притока крови к мозгу (так как при сильно наклоненной голове артерии, по которым кровь поступает в мозг, сдавливаются и перегибаются).
Так же в этот период развития у подростков отмечается несоответствие между быстрым ростом сердца и ростом массы тела. Мускулатура сердца и его объем увеличиваются за период подросткового возраста в 2 раза, а масса тела только в 1,5 раза. Рост диаметра артерий медленнее роста сердца, просвет кровеносных сосудов относительно к объему сердца уменьшается, а это в сочетании с усиленной деятельностью щитовидной железы может привести к повышению кровяного давления и напряжению сердечной деятельности [11].
В связи с выше указанными сосудистыми изменениями головной мозг может испытывать недостаток притока крови, что в свою очередь приводит к снижению его работоспособности, и как результат ‒ быстрая утомляемость, головокружения. Нередки ослабления пульса, сердцебиения. Поэтому сердце подростка необходимо оберегать, от чрезмерных нагрузок и переутомлений, которые порой даже и не осознаются им, например во время игры, в походе, но дают отрицательный результат. Внешний вид подростков при этом изменяется, отмечается посинение губ, рук, а иногда и сильное покраснение или побледнение лица, наблюдаются перебои в работе сердца, неправильный ритм сердцебиения, одышка.
Легочный аппарат в подростковом возрасте развивается недостаточно быстро, хотя жизненная емкость легких возрастает. Дыхание до некоторой степени учащенное (от 18 до 22 вдохов ‒ выдохов в минуту). На одно дыхание приходится 3-4 сокращения сердца (у, взрослого 4-5). Дыхание подростка еще неглубокое, и легочная вентиляция происходит за счет учащения дыхания (а не за счет его углубления, как это происходит у натренированных людей). На воспитание у подростка умения регулировать и управлять своим дыхательным аппаратом следует обратить особое внимание. Необходимо научить его правильно и глубоко дышать во время работы, ходьбы, учебных занятий. Это важно потому, что в связи с усиленным ростом и интенсивным обменом веществ организм подростка нуждается в большом количестве кислорода (потребность его в кислороде больше потребности взрослого).
Глава 2. Физическое воспитание детей в семье
2.1 Роль семьи в физическом воспитании ребенка
Семейное воспитание (оно же воспитание детей в семье) – общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи для достижения желаемых результатов. Социальное, семейное и школьное воспитание осуществляется в чрезвычайном единстве. Определяющая роль семьи обусловлена её глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего вне человека. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребенка наиболее превышает другое воспитательное воздействие. Семья отражает и школу, и средства массовой информации, общественные организации, друзей, влияние литературы и искусства. Это позволило педагогам вывести зависимость: успешность формирования личности обусловливается, прежде всего, семьей. Роль семьи в формировании личности определяется зависимостью: какая семья, такой и выросший в ней человек.
Социальное, семейное и школьное воспитание осуществляется в неразрывном единстве. Влияние семьи на ребёнка сильнее других воспитательных воздействий. С возрастом оно слабеет, но никогда не утрачиваются полностью.
В семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье сформированы быть не могут. Семья осуществляет социализацию личности, является концентрированным выражением её усилий по физическому, моральному и трудовому воспитанию. Из семьи выходят члены общества: какова семья – таково общество. Семья обеспечивает преемственность традиций.
Важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества. Существенное влияние оказывает семья на выбор профессии.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль [5].
Семья во многом определяет отношение детей к физическим упражнениям, их интерес к спорту, активность и инициативу. Этому способствуют близкое эмоциональное общение детей и взрослых в разных ситуациях, естественно возникающая их совместная деятельность (обсуждения успехов спортивной жизни страны, переживания при просмотре телевизионных спортивных передач, иллюстраций в книгах на спортивные темы и др.).
Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному поведению отца, матери, укладу жизни семьи. Занимаясь с ребенком, родители следят за его самочувствием, регулируют физическую нагрузку и режим двигательной активности, проводят простейшую диагностику физического и сенсомоторного развития, следят за осанкой, а также красотой, выразительностью, рациональностью движений малыша.
Важное воспитательное значение имеют совместные занятия физическими упражнениями ребенка и взрослых: мамы, папы, бабушки, дедушки. Они не только углубляют любовь к физическим упражнениям, но и укрепляют, объединяют семью и позволяют родителям и ребенку стать ближе, понять друг друга.
Личный пример родителей, совместные физкультурные занятия, здоровый образ жизни – главные составляющие успеха физического воспитания в семье. Одной из задач физического воспитания в семье является закрепление привычек и навыков здорового образа жизни.
2.2 Характеристика физического воспитания детей в семье
Дети должны всегда быть окружены заботой и вниманием своих родителей. Многие родители не всегда могут понять своего ребенка и определить, что именно ему необходимо в данный момент. Но нужно помнить, что фундамент духовного и физического развития нужно закладывать сразу. Каждый родитель должен всерьез задуматься о том, как развивается личность его ребенка, в таком случае все его действия и средства будут необходимыми и своевременными. Любые подвижные игры, а так же физические упражнения благотворно влияют на нормальный рост и развитие ребенка. Если проводить физические упражнения правильно, это будет способствовать развитию таких хороших качеств, как самообладание, самостоятельность, внимание, умение сосредотачиваться, мужество, выносливость, координация и т.д. [23].
Семью укрепляют общие дела и заботы, сюда же можно отнести и физическое воспитание детей в семье. Этот вид воспитания, в первую очередь, направлен на формирование двигательных навыков, а так же на формирование физических качеств и укрепление здоровья. Во многом, именно семьей определяется отношение ребенка к физическим упражнениям, интерес к спорту, активность в жизни. Помимо этого, во время физических упражнений происходит и близкое эмоциональное общение с ребенком, что составляет духовное воспитание детей в семье. Во время упражнений вы можете говорить с ребенком на разные темы, учить его чему-либо, рассказывать интересные факты и истории. Хорошим средством для укрепления здоровья является закаливание водой. Вода ‒ это жизнь, ребенок не должен ее бояться, она должна вызывать в него только радостные эмоции. Благотворно на развитие ребенка влияет соблюдение режима дня. Это поможет стать ему более организованным и научит правильно распределять свое время. Так же наличие режима дня приведет к регулярности питания. Как синтез физического и духовного воспитания в семье можно назвать пешие прогулки и походы. Это сближает вас с ребенком, формирует в нем чувства коллективизма, ответственности и взаимопомощи. Свежий воздух, сбор грибов и ягод, поиск интересных растений ‒ все это лишь благотворно повлияет не вашего отпрыска. Здесь главное ‒ это правильная организация мероприятия. Ежедневная зарядка ‒ это норма для любого ребенка. Данный элемент физического воспитания в семье помогает ребенку самостоятельно распределять нагрузку, чувствовать себя в тонусе весь день и не лениться. Так же благоприятно влияет на развитие физического воспитания совместные походы в спортзал, бассейн, на стадион [12].
Большое внимание должно уделяться просмотру спортивных соревнований на стадионах или по телевизору, это способствует увеличению интереса к какому-то либо виду спорта, мотивирует ребёнка на занятия спортом на более серьёзном уровне, развивает чувство патриотизма и уважения.
Доказано, что совместные занятия родителей с детьми приносят следующие положительные результаты:
пробуждают у родителей интерес к уровню "двигательной зрелости" детей и способствует развитию у детей двигательных навыков в соответствии с их возрастом и способностями;
углубляют взаимосвязь родителей и детей;
предоставляют возможность позаниматься физкультурой за короткий отрезок времени не только ребенку, но и взрослому: родитель показывает ребенку те или иные упражнения и выполняет большинство из них вместе с ним;
позволяют с пользой проводить то свободное время, которое мать или отец посвящают ребенку, служат взаимообогащению, способствует всестороннему развитию.
2.3. Организация и проведение программы физического воспитания детей младшего подросткового возраста в семье
В последнее время, много внимания уделяется вопросам воспитания детей в семье. Семья является ячейкой общества и имеет поистине неисчерпаемые возможности: в семье дети получают первые в своей жизни уроки, учатся общению, учатся различать добро и зло; семья влияет на формирование характера, нравственности, гражданственности.
Ко всему прочему, роль семьи бесспорна и в физическом развитии детей, т.к. именно в семье закладываются физические качества людей, которые являются основой их здоровья. Доказано, что подвижные игры и физические упражнения оказывают положительное влияние на нормальный рост и развитие ребенка, на развитие всех органов и тканей, а если эти занятия проводятся на свежем воздухе ‒ то ещё и закаливают организм. Правильно проводимые физические упражнения способствуют развитию таких положительных качеств, как самостоятельность и самообладание, внимание и умение сосредоточиваться, находчивость и мужество, выносливость и др. При этом, совместные занятия физическими родителей с детьми являются источником радости обогащения и оздоровления семейной жизни. Из этого следует, что родителям необходимо систематически заниматься физической культурой с детьми, помогать им приобрести двигательный опыт, развивать ловкость, быстроту, динамическую силу, вырабатывать смелость [20].
В то же время, несмотря на наличие значительного количества литературы по физическому воспитанию детей в семье, состояние этой проблемы вызывает вполне обоснованную тревогу, т.к. физическим воспитанием своих детей родители либо вовсе не занимаются, либо занимаются эпизодически и очень часто ‒ неправильно.
По результатам анкетирования родителей (Приложение 1) было выявлено, что лишь 10 % опрошенных семей (2 семьи) выполняют минимальный комплекс физического воспитания в семье, включающий в себя некоторые компоненты, такие как – прогулки, закаливание, режим дня, правильное питание, физические упражнения и т.д.
Установленный режим дня имеется в 15 семьях, а соблюдается в 12; более 5 раз в день питается ребёнок в 20 семьях; утреннею гимнастику делают дети из 2 семей из них в 2 семьях совместно с ребёнком её делают и родители; в 20 семьях - дети соблюдают правила личной гигиены; знают принципы и методы закаливания – 2 родителей; проводят дома закаливающие процедуры – 0 семей; в 5 семьях присутствует вечерняя прогулка которая длится более 30 минут; в 10 семьях дети посещают спортивные кружки и секции; 80% родителей в своё время занимались каким-либо видом спорта; в 2 семьях дома присутствует спортивное оборудование и инвентарь. К общим выводам, согласно результатам анкетирования, можно отнести тот факт, что большинство семей не занимаются физическим воспитанием ребёнка в семье и практически не уделяют времени для совместными занятиями спортом, прогулок и т.д. Ребёнок знакомится с физическим воспитанием только в школе, на уроке физической культуры или на спортивно-массовых мероприятиях, кружках или секциях, а семья не уделяет этому типу воспитания должного внимания, что в свою очередь влечёт за собой неправильный образ жизни ребёнка и проблемы со здоровьем.
Актуальность создания программы обусловлена в первую очередь тем, что отсутствие необходимого внимания к организации физического воспитания в семье ведет к самым печальным результатам: слабая физическая подготовка, неуспешность на уроках физической культуры, рост детской преступности, недоброжелательность, озлобленность, агрессивность, алкоголизм, наркомания и др. негативных проявлений «свободного образа жизни». Они достигли таких результатов, что появляется опасение за будущее нового поколения.
Правильно организованное физическое воспитание в семье может удовлетворить потребность детей в занятости в свободное время. Программа позволяет раскрыть индивидуальность и физические способности каждого, научить правильному распределению времени, дисциплинированности, способствует нравственному, социально-духовному развитию личности, а так же помогает снять физическое и психологическое напряжение детского организма, накопившееся за учебный день, а так же позволит развить у ребенка физические данные.
Цель ‒ развитие физического воспитания детей младшего подросткового возраста в семье посредствам включения детей и родителей в разнообразную детско-взрослую спортивную деятельность.
Задачи:
1. Использовать природные условия и спортивно-оздоровительную деятельность для сохранения здоровья обучающихся, для привлечения их к осознанному выбору здорового образа жизни.
2. Выявить и поддержать физический потенциал.
3. Создать атмосферу психологического комфорта для ребёнка.
Общая характеристика программы физического воспитания детей младшего подросткового возраста в семье
В последнее время много внимания уделяется вопросам воспитания детей в семье. Семья, являясь ячейкой общества, имеет поистине неисчерпаемые возможности: в семье дети получают первые в своей жизни уроки, учатся общению, учатся различать добро и зло; семья влияет на формирование характера, нравственности, гражданственности. Содержание занятий расширяет и углубляет знания родителей и школьников о необходимости физического воспитания. Занятия построены в соответствии с возрастными особенности школьников 11-12 лет [8].
Разработанная программа включает в себя организацию и проведение четырех взаимосвязанных блоков:
Занятия спортивно-оздоровительного блока направлены на укрепление здоровья и физического развития ребенка
Экологический блок предполагает воспитание сознательного отношения к природе.
В процессе занятий трудового блока идет процесс развития трудолюбия, уважения к себе и окружающим, формирование умения следить за чистотой.
На занятиях интеллектуального блока расширяется кругозор, повышается интерес к занятию спортом.
Прогнозируемые педагогические результаты [18]
• мотивация к поддержанию физического здоровья;
• умение работать самостоятельно и в группе
• освоение навыков спортивно-оздоровительной деятельности, умения самостоятельно работать со спортивным оборудованием и тренажерами;
• расширение и конкретизация знаний о физическом воспитании.
Программа рассчитана на один учебный год. Участники программы дети младшего подросткового возраста (11-12 лет) и их родители.
Формы реализации программы [14]:
Программа реализуется через различные виды деятельности:
Познавательная (или интеллектуальная);
Трудовая;
Физкультурно-оздоровительная;
Ценностно-ориентированная;
Просветительская;
Диагностическая.
В таблице 1 представлен перечень основных мероприятий, организуемых родителями, в рамках данной программы.
Таблица 1
Перечень основных мероприятий программы
№ | Название блока | Мероприятия | Исполнители | Полученные результаты |
1 | Спортивно-оздоровительный блок | Ежедневная зарядка; Закаливание; Утренние пробежки по выходным; Беседы; Просмотры спортивных соревнование по телевизору; Посещение «местных» соревнований; Спортивные игры на свежем воздухе; Внутрисемейные соревнования; Участие в спортивных мероприятиях местного масштаба (школьные, поселковые, районные); Изучение литературы о правильном питании; Выполнение комплекса упражнений для выполнения комплекса ГТО | Родители | Укрепление здоровья и физического развития ребенка |
2 | Экологический блок | Экскурсии и походы в лес | Родители | Воспитание сознательного отношения к природе |
3 | Трудовой блок | Ежедневный трудовой десант | Родители | Развитие трудолюбия, уважения к себе и окружающим, формирование умения следить за чистотой |
4 | Интеллектуальный блок | Викторины, тесты, кроссворды по теме «Спорт» | Родители | Расширение кругозора, повышение интереса к занятию спортом. |
2.4. Динамика составляющих качеств физического воспитания у детей младшего подросткового возраста занимающихся по программе физического воспитания в семье
В процессе участия детей младшего подросткового возраста, занимающихся по программе физического воспитания в семье, была заметна динамика развития физических способностей, у детей появился интерес к занятиям спортом а уроках физической культуры, увеличилось количество семей принимающих участие в спортивно-массовых мероприятиях.
Успешная реализация программы позволила обеспечить психологически-комфортное пребывание детей и взрослых, обогатив духовно и нравственно каждого ее участника, способствовала развитию культуры, интеллектуальных, психических, физических и творческих способностей.
Дети, участвующие в данной программе:
приобрели навыки здорового образа жизни;
научились осмысленно относиться к своему здоровью, поддерживать свой организм в хорошей физической форме разнообразными способами двигательной активности;
реализовали свой творческий потенциал;
научились сами организовывать свой досуг;
обрели в процессе общения друзей, единомышленников.
Заключение
В результате проведения исследования и реализации программы по физическому воспитанию детей младшего подросткового возраста в семье можно сделать следующие выводы:
1. Физическое развитие играет очень большую роль в младшем подростковом возрасте и является неотъемлемой частью развития подростка в целом. Для эффективного физического воспитания детей младшего подросткового возраста необходима включенность и заинтересованность не только педагогов но и родителей и семьи в целом.
Доказано, что совместные занятия родителей с детьми приносят следующие положительные результаты: пробуждают у родителей интерес к уровню "двигательной зрелости" детей и способствует развитию у детей двигательных навыков в соответствии с их возрастом и способностями; углубляют взаимосвязь родителей и детей; предоставляют возможность позаниматься физкультурой за короткий отрезок времени не только ребенку, но и взрослому: родитель показывает ребенку те или иные упражнения и выполняет большинство из них вместе с ним; позволяют с пользой проводить то свободное время, которое мать или отец посвящают ребенку, служат взаимообогащению, способствует всестороннему развитию.
2. Семья во многом определяет отношение детей к физическим упражнениям, их интерес к спорту, активность и инициативу. Этому способствуют близкое эмоциональное общение детей и взрослых в разных ситуациях, естественно возникающая их совместная деятельность (обсуждения успехов спортивной жизни страны, переживания при просмотре телевизионных спортивных передач, иллюстраций в книгах на спортивные темы и др.). Важное воспитательное значение имеют совместные занятия физическими упражнениями ребенка и взрослых: мамы, папы, бабушки, дедушки. Они не только углубляют любовь к физическим упражнениям, но и укрепляют, объединяют семью и позволяют родителям и ребенку стать ближе, понять друг друга.
3. Успешная реализация программы обеспечила психологически-комфортное пребывания детей и взрослых, обогатила духовно и нравственно каждого ее участника, способствовала развитию культуры, интеллектуальных, психических, физических и творческих способностей.
Участвуя в программе дети смогли: отдохнуть, восстановить и укрепить здоровье; приобрести навыки здорового образа жизни, научились осмысленно относиться к своему здоровью, поддерживать свой организм в хорошей физической форме разнообразными способами двигательной активности; реализовали свой творческий потенциал научились сами организовывать свой досуг; обрели в процессе общения друзей, единомышленников;
Сделанные по результатам исследования выводы, в полной мере доказывают правильность поставленной гипотезы.
Список использованных источников
Абрамова Г.С. Возрастная психология//учебное пособие для студентов. М., изд. «Академия», 1999. ‒ С.54-57.
Алиева Л.В. Детские общественные объединения в воспитательном пространстве социума. // Педагогика. 2000. ‒ С.50
Байбородова Л.В. Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе. М.: 2001. ‒ С.17-19.
Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте, М.,изд. «Академия», 1968. ‒ С.21-49.
Большая советская энциклопедия/ Под. ред.А.М. Прохорова. М.: Советская энциклопедия, 1974, т. 18. – 632 с.
Виноградова А. Учимся общаться // Вестник учебной и детской литературы. – 2006. № 4. – С.15-20.
Волков Б.С. Волкова Н.В. Возрастная психология// Учебное пособие для вузов – часть 2. От младшего школьного возраста до юношества. М.: 2008. – С.4-7.
Воронов В.В. Электронная версия учебного пособия «Педагогика школы в двух словах», 2013 [Электронный ресурс]: http://mgou.h11.ru/, свободный. – яз. рус. URL.
Вяткин Л.А. Туризм и спортивное ориентирование: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. ‒ 329 с.
Гришина Ю.И. Общая физическая подготовка. Знать и уметь: учебное пособие. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. ‒ 147 с.
Дубровский В.И. Спортивная медицина: учеб. для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям. – 3- е изд., доп. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005. ‒ 438 с.
Иванова Т.В. Социально-педагогическая составляющая системы дополнительного образования детей / Т. В. Иванова // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. ‒ С.84-87.
Карманов А. – «Психологический словарь», 2013 [Электронный ресурс]: azps.ru, – яз. Рус. URL.
Ковалько В.И. Поурочные разработки по физкультуре. М.: ВАКО, 2013. ‒ 312 с.
Лидьярд А. Бег с Лидьярдом. Доступные методики оздоровительного бега от великого тренера XX века. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011. ‒ 371 с.
Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. Заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – С.126-133.
Профессиональный стандарт, 2013 [Электронный ресурс]: http://минобрнауки.рф, свободный. – яз. Рус. URL.
Рабочие программы. Биология. 5-9 классы: учебно- методическое пособие/сост. Г. М. Пальдяева. 2-е. изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013. ‒ 383 с.
Решетников Г.С. Всегда в хорошей форме. – М.: Знание, 1985. ‒ 296 с.
Селиванов В.С. «Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания» М., 2000. ‒ С.125-127.
Солодков А.С., Е.Б. Сологуб. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник. Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Олимпия Пресс, 2005. ‒ 304 с.
Столяренко Л.Д. Психология и педагогика: учебник – 2-е изд.,доп. И перераб. – Ростов н/Д:Феникс, 2010. – С.398-467.
Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. ‒ 256 с.
Щуркова Н.Е. «Воспитание детей в школе. Новые подходы и новые технологии» М., 1998. – С.45-57.
Приложение 1
Уважаемые родители!
Вашему вниманию представляется анкета по теме:
«Роль и значение физической культуры в Вашей семье»
В данной анкете необходимо ответить на вопросы, которые помогут составить планирование дальнейшей работы в области физического воспитания в нашем учреждении.
Вы можете пропустить те вопросы, которые, по Вашему мнению, не корректны.
Вся информация, собранная в данной анкете будет обработана, а ее данные (статистика) будут опубликованы на нашем сайте. Ваши Ф.И.О. указываться не будут. Заранее благодарим за участие в опросе. Просим честно ответить на заданные вопросы, от Ваших ответов будет зависеть дальнейшая направленность Нашей работы.
Знакомство с семьей
Имя,Отчество папы:___________________________________________________________________
Возраст папы: _____________________
Имя,Отчество мамы: _____________________________________________________________________
Возраст мамы: _____________________
Количество детей в семье: ____________
Фамилия,Имя,ребенка: ____________________________________________________________________
Режимные процессы в семье:
Имеется ли в Вашей семье установленный режим дня? да / нет
Соблюдается ли этот режим дня? да / нет
Сколько раз в день питается Ваш ребенок? 3 / 4 / 5 / более
Делаете ли Вы и Ваш ребенок утреннюю гимнастику:
ПАПА да / нет
МАМА да / нет
РЕБЕНОК да / нет
Соблюдает ли Ваш ребенок правила личной гигиены:
- моет руки перед едой и после туалета да / нет
- чистит зубы утром и вечером да / нет
- моет ноги и т.д. да / нет
Знаете ли Вы основные принципы и методы закаливания? да / нет
Если да то, какие именно? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проводите ли Вы дома закаливающие процедуры? да / нет
Присутствует ли в Вашем режиме прогулка? да / нет
Сколько по времени она длится?
от 35-40 мин. / от 40 мин. – 1 ч. 20 мин. / от 1 ч. 20 мин. – 2-х часов.
Физическое воспитание.
Посещает ли Ваш ребенок дополнительные секции, кружки?
нет / да _________________________________________________________________________________
( указать какие )
Занимались ли родители, каким либо видом спорта?
ПАПА нет / да _________________________________________________________________________ ( указать какие)
МАМА нет / да _______________________________________________________________________
( указать какие )
Присутствуют ли у Вас в доме спортивное оборудование, а так же тренажеры? да / нет
Делится ли Ваш ребенок положительными или отрицательными эмоциями относительно занятий по физической культуре? да / иногда / нет
Доволен ли Ваш ребенок организацией занятий? доволен/ доволен но есть жалобы / недоволен / иное