Статья «Формирование навыков самообслуживания у детей с нарушением зрения, как первое условие успешной социализации детей с ОВЗ»
«Формирование навыков самообслуживания у детей с нарушением зрения, как первое условие успешной социализации детей с ОВЗ».
Ершова Ирина Борисовна
воспитатель
высшей квалификационной категории
МБДОУ д/с №10 «Белочка»
г.о.г. Кулебаки, Нижегородской обл.
Современный мир так устроен, что одним из условий успеха является способность плодотворно работать в команде, находить способы взаимодействия и взаимопонимания с людьми. Из этого следует, что каждый человек, в том числе и ребенок, должен обладать социальной зрелостью (компетентностью) согласно своему этапу развития.
Социальная компетентность - социальные навыки, позволяющие человеку управлять своими отношениями с людьми. Для детей 4-7 лет для успешной адаптации в среде сверстников важны следующие социальные навыки:
* умение устанавливать контакты со сверстниками и способность их поддерживать;
* умение принимать участие в коллективных делах, оказывать и принимать помощь;
* умение согласовывать свои действия и мнения с действиями и мнениями сверстников;
* умение договариваться в конфликтной ситуации;
* умение отвечать за свои поступки.
Социальным навыкам ребенка нужно обучать так же, как навыкам счета, письма, чтения: ОБУЧЕНИЕ - ПОВТОРЕНИЕ - ОВЛАДЕНИЕ - ПРИМЕНЕНИЕ.
В детском саду созданы все условия для организации процесса социализации детей на разных этапах дошкольного возраста. Однако семья является самым ранним и наиболее эффективным фактором формирования социальных навыков. Семья сильна своими эмоциональными отношениями, которые наиболее доступны для ребенка. Здесь он обучается жить подлинно социальной жизнью, общей с другими людьми: делить горе и радость, сострадать, ощущать единство с родными людьми. Поэтому в настоящее время актуальной проблемой - взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, объединение их в одну команду для принятия единых подходов в вопросах воспитания и развития детей.
Для того чтобы дети с нарушениями зрения могли социализироваться в общество нормально видящих детей, они должен овладеть теми же навыками социально-бытовой ориентировки, что и дети с нормальным зрением: уметь ориентироваться в окружающей действительности, быть самостоятельными в самообслуживании, быстро и точно выполнять трудовые действия, стремиться к выполнению трудовых обязанностей, включаться в реальные связи со взрослыми и сверстниками, проявлять интерес к трудовой деятельности взрослых, иметь отчётливые представления о многообразии профессий, в повседневном поведении проявлять трудолюбие, бережное отношение к результатам труда, добросовестность, честность, т.е. должны иметь такой уровень социальной компетентности, который позволил бы им успешно адаптироваться в новых создавшихся условиях.
Обязательным условием успешной социализации детей с нарушением зрения - формирование навыков самообслуживания, овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; способностью вступать в контакт со взрослым, чтобы попросить помощи. Работа по обучению детей социально-бытовым навыкам должна проводиться в системе и включает в себя несколько этапов:
* создание условий, облегчающих выполнение действия;
* постепенное преодоление трудностей;
* закрепление сформированных действий в практических ситуациях;
* совершенствование и самостоятельное применение навыков;
* развитие мотивации в овладении новыми навыками.
Чтобы сформировать хороший навык, важно правильно наращивать цепочку действий. Для начала нужно определить, что может самостоятельно сделать ребенок, а что ему еще не по силам. Затем разбить процесс на небольшие компоненты или составляющие шаги, обучение которым приведет к освоению навыка в целом. определить оптимальную последовательность обучения. Она должна быть организована таким образом, чтобы самые доступные для конкретного ребенка навыки изучались сначала, а более трудные - позже. Причем, обучение одному звену должно облегчать обучение последующему.
При обучении можно применить как прямую последовательность, когда ребенок совершает первое действие из цепочки, а все остальные завершает взрослый, так и обратную: когда взрослый производит все действия, а ребенок завершает процесс. Количество самостоятельных шагов последовательно увеличивается, пока ребенок не освоит всю цепочку действий.
Формирование социально-бытовых навыков у детей, направлено на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития. При формировании у детей навыков самообслуживания могут быть использованы следующие виды помощи:
* Устная - слова, которые подталкивают ребенка к выполнению нужного действия.
* Демонстрация - показ самого действия, чтобы ребенок повторил его по подражанию.
* Наглядная - наглядные подсказки, наталкивающие ребенка на правильное выполнение действия.
* Физическая - физические действия, помогающие ребенку справиться с той частью деятельности, которая для него особенно сложна.
Выбор помощи зависит от уровня владения навыком. Постепенно помощь должна уменьшаться, чтобы ребенок сам выполнял нужное действие без всяких подсказок.
А родители должны помнить: излишняя опека и чрезмерная забота лишний раз подчеркивают нестандартность ребенка и формируют у него эгоистические установки.
А это осложняет процесс социализации ребенка в общество сверстников.