Статья на тему «Особенности восприятия жанровой живописи»
Особенности восприятия жанровой живописи
Мир искусства многогранен. Одной из прекрасных его граней является изобразительное искусство, и в частности, живопись.
Живопись-это художественное произведение, которое создается на плоскости (холст, дерево, поверхность стены и др.)
Живопись делится по назначению:
монументальная живопись связана с архитектурой. Это фрески (живопись водяными красками по штукатурке. Фресками обычно украшают стены и потолки зданий.) Это мозаика (изображения, составленные из кусочков цветного камня, цветного стекла. Украшают здания, станции метро.) Это витражи (изображения, выполненные из небольших кусочков цветного стекла, скрепленных металлическим переплетом; либо живопись на стекле прозрачными красками. Витражи служат для заполнения оконных и дверных проемов.)
станковая живопись. Это картины.
театральная живопись. Это оформление спектаклей.
декоративная живопись украшает различные предметы и архитектурные сооружения
миниатюра. Это живописное украшение в рукописных книгах и живопись малых размеров (табакерки, медальоны и др.)
Живопись делится на жанры: натюрморт, пейзаж ,портрет.
Как показывают исследования педагогов и психологов, дошкольников нужно начинать знакомить, во-первых, с натюрмортом. Так как именно натюрморт вызывает наибольший эмоциональный отклик уже с 3-4лет. Натюрморт рассматривают как ключ к постижению живописного художественного образа. Ведь натюрморт-это изображение окружающих человека вещей, предметов быта, цветов, а это именно то, с чем ребенок уже знаком к такому возрасту. Натюрморты встречаются двух видов. В первом вещи говорят не о себе, а о своем хозяине. Во втором вещи говорят о себе, предлагают зрителю полюбоваться красотой формы, цвета, фактуры.
Можно выделить три уровня восприятия детьми дошкольного возраста живописного натюрморта.
На первом уровне, самом низком, ребенок радуется изображению знакомых предметов, которые он узнал на картине, но еще не образу. Мотив оценки носит предметный или житейский характер. На этом уровне стоят дети примерно трехлетнего возраста.
Второй уровень: ребенок начинает не только видеть, но и осознавать те элементарно –эстетические качества произведения, которые делают картину привлекательной для него. В возрасте пяти лет дети способны получать элементарное эстетическое наслаждение, оценивая в картине как красивое и цвет, и цветовые сочетания изображенных предметов и явлений, реже форму и композицию.
На третьем, самом высоком уровне эстетического развития дети дошкольники поднимаются до способности воспринимать больше, чем заложено во внешних признаках изображаемого явления. На этом уровне ребенок оказывается способным уловить внутреннюю характеристику художественного образа, не лежащую на поверхности. Это еще частичное, неполное постижение художественного образа, но оно позволяет ребенку эстетически переживать хотя бы часть замысла художника. На таком уровне восприятия оказываются дети в основном старшего дошкольного возраста.
С пейзажем как жанром живописи начинают знакомиться со средней группы. Пейзаж -это изображение природы (леса, поля). Выделяют такие виды пейзажей как морской, городской, сельский. Через природу художник передает состояние человека, родины, показывает красоту страны.
На всем протяжении знакомства детей с пейзажем задачей педагога является и накопление у детей опыта эстетического образного видения и восприятия красоты окружающего нас мира природы, развития наблюдательности, эмоциональной отзывчивости, ассоциативного мышления. Ибо в дальнейшем при рассматривании художественного пейзажа происходит накладывание имеющихся жизненных впечатлений на воспринимаемый образ, это по-новому осветит их, поможет найти свое в произведении, глубже , проникновеннее осмыслить картину.
В дошкольном учреждении учебный год начинается с осени, поэтому вся педагогическая работа может быть распределена по кварталам, начиная с сентября. При знакомстве ребят с пейзажной живописью необходимо опираться на опыт непосредственного восприятия детьми природы, соответственно ее сезонам.
В возрасте 4-5 лет собственная изобразительная деятельность детей будет опережать художественное восприятие картин. Детей старшего дошкольного возраста продолжают знакомить с живописным пейзажем и его видами, формируя эмоционально-целостный опыт отношения к природе и ее изображению в художественных картинах.
Расширяется представление о пейзаже не только с ярко выраженными сезонными явлениями природы, но и с промежуточными, межсезонными ее состояниями(например: начало осени, золотая осень, поздняя осень), в различное время суток (утро, полдень, вечер, ночь),при различной погоде(ветер, дождь, гроза, снег, туман).
Знакомятся практически со всеми видами пейзажей. Добавляется в старшем возрасте космический пейзаж, исторический, архитектурный.
Продолжается работа по развитию у детей способности понимать замысел произведения, его содержание, а также начинается работа по развитию умения видеть средства выразительности, использованные художником для передачи чувств и настроений(многообразие цветовой гаммы позволяющей передать отношение к увиденному; особенности рисунка, как средства изображения характера образа, его типичных и индивидуальных черт; особенности композиции: расположение произведения на том или ином формате полотна, использование линейной перспективы для построения планов, линии горизонта и выделения главного в картине; техника наложения цветового пятна для создания более выразительного образа).
И на протяжении всего обучения детей педагог стремится способствовать тому, чтобы полученные сведения дети использовали в своем изобразительном творчестве.
И ,последний жанр живописи с которым знакомятся дети это портрет. Портрет –это изображение определенного человека или нескольких людей (парный,групповой портрет).наряду с внешним сходством в облике человека (которое дети начинают воспринимать на начальном этапе знакомства) передаются его духовные интересы, социальное положение, черты определенной исторической эпохи и отношение художника к нему. Именно этого должен добиться педагог на протяжении всей своей работы с детьми по восприятию дошкольниками портрета.
Психологи педагоги, характеризующие детское восприятие произведений искусства, указывают, что многое зависит от выбора конкретных произведений, доступности для детей их содержания и средств выразительности. В связи с этим хочется выделить следующие принципы, которыми должен руководствоваться педагог.
Произведения должны быть высокохудожественными.
Должны быть понятны детям 4-7 лет, соответствовать особенностям их художественного восприятия.
Картины должны быть разнообразны как по содержанию, так и по средствам художественной выразительности.