Статья «Психологические особенности восприятия учителем ученика»
Психологические особенности восприятия учителем ученика
Кремпа Анна Сергеевна
Учитель начальных классов
г. Воронеж
В статье рассмотрена адекватность и педагогическая эффективность оценочных отношений учителей к ученикам и ее зависимость от психологического содержания личности самого учителя, уровня его педагогического мастерства. В традиционном подходе к обучению преобладала функциональная установка, предполагающая авторитарный характер деятельности учителя, в то время как современная модель личностно-ориентированного подхода предполагает развитие активно-положительной установки учителя, обеспечивающей формирование источников саморазвития, самосозидания у учеников. От перцептивных способностей учителя в познании им личности ученика, профессиональной установки на восприятие образа обучающегося связана эффективность педагогической деятельности.
Ключевые слова: восприятие, образ ученика, педагогические способности, личностный подход, перцептивные способности учителя
В настоящее время запросы общества обостряют актуальность проблемы взаимодействия учителя и ученика, наполняя его новым качественным содержанием, вектор которого направлен на процесс развития и самоактуализацию, поскольку ведущим звеном функциональной структуры педагогической деятельности обозначают систему позитивных отношений участников педагогического процесса. Личностный подход в учебно-воспитательном процессе становится важным фактором качества жизни, как учеников, так и самих учителей, однако процесс индивидуализации учебно-воспитательной работы происходит спонтанно, медленно и довольно-таки неэффективно, поскольку требует от учителя перестройки ценностно-мотивационной сферы, коррекции имеющихся социально-перцептивных искажений, большей личностной открытости, адекватного уровня коммуникативной компетентности [4, с. 122]. Следовательно, одним из ключевых направлений исследований должна стать психология социально-педагогической перцепции – восприятия детей педагогами.
Формирование образа в сознании человека – это долгий и сложный процесс, и чем он дольше, тем адекватнее он становится относительно к своему предмету. Однако не стоит забывать, что образ, возникающий в сознании подвержен личному влиянию чувств, эмоций, установок человека. Образ – это система взаимодействующих компонентов, а значит, он имеет структуру. Психологами отмечается две наиболее важных условия в процессе формирование образа: невозможность его существования отдельно от предмета и формирование посредством действия этого предмета [1, с. 184].
По мнению многих психологов, таких как Б.Ф. Ломов [6] и др., есть три основных уровня психического отражения: сенсорно-перцептивный, представлений, вербально-логический. Первый уровень является начальным и базовым. Он включается в себя первичное формирование представления о предмете через воздействия на органы чувств. На втором уровне происходит формирование обобщений и абстракций. На основе многократного восприятия предмета отсеиваются случайные признаки, остаются лишь самые характерные и информативные. Уровень представлений важен для создания схематичных образов, образов-эталонов. В процесс формирования образа включается накопленный жизненный опыт одного человека и всего человечества в целом, то есть включается рациональное познание.
Коломиец О.М. в своей работе указывает на то, что: «в связи с тем, что профессиональная деятельность учителя должна быть ориентирована на создание условий достижения каждым его учащимся образовательных результатов востребованного социумом уровня качества, предметный компонент деятельности учителя должен состоять из конкретных элементов знаний психолого-педагогической области, который связан с образовательными результатами – их характеристиками, структурой и содержанием, условиями их формирования и развития, способами диагностики и т.д.» [5, с. 39].
При этом важной составляющей являются рефлексивно-перцептивные способности, которые рассматриваются как особое сочетание личностных качеств и свойств, психологических особенностей личности как условие достижения высокой продуктивности в обучении, а также способствуют эффективному взаимодействию в диалоге учитель-ученик.
Личностное воздействие учителя в процессе решения профессиональных задач, нацеленное на интеллектуальную, мотивационную, эмоциональную сферу личности ученика, приобретает психологическое содержание, предопределяющее тактические возможности деятельности учителя. Наряду с воздействием не менее важен фактор восприятия и познания учителем личности учащегося в процессе его деятельности. Именно с потребностью познания учителем личности ученика связана эффективность деятельности учителя.
Наряду с педагогическими способностями (дидактическими, экспрессивными), отметим компоненты перцепции, обуславливающие психологическую осведомленность учителя относительно позиции ученика, постижение его внутреннего мира, осознание характерных и персональных черт. Достижению продуктивного взаимодействия способствуют механизмы перцепции: эмпатия, каузальная атрибуция, рефлексия, позволяющие адекватно воспринимать информацию, поступающую от ученика, не просто рационально принять и интерпретировать, а сформировать позитивное к нему отношение, сконструировать познавательное пространство таким образом, чтобы результатом межличностного взаимодействия могло стать овладение его нормы, ценности, установки [3, с. 40].
Следовательно, уровень субъективного контроля учителя напрямую связан с понятием личности ученика и выражается в процессе его вхождения в осознанный образ мира ученика. Как неотъемлемая составляющая психологического содержания деятельности учителя – рефлексия, представляющая процесс, направленный на самоанализ и самооценку своих поступков учеников. Именно рефлексия обуславливает предвидение взаимодействия учителя и ученика и при необходимости его корректировку.
Таким образом, перцептивные способности учителя, как составляющие психологического содержания личности, являются основным критерием повышения эффективности его деятельности, в которой появляется вероятность преобразования установки на восприятие ученика – признание его как личности, ценной самой по себе.
Как пишет Баранова Т.В., категорическое оценивание людьми друг друга часто затемняет факт непрерывного развития, а, следовательно, сменяемости каждого, и это может приводить к тому, что не замечается несоответствие реальности, а оценка дается негибкая, инерционная [2, с. 54].
Самокритичность, склонность к самоанализу помогают учителю преодолевать ригидность в процессах социальной перцепции, которая мешает адекватно реагировать на личностные проявления своих учеников. В качестве основных психологических особенностей восприятия учителем ученика возможно выделить характерные черты взаимоотношений «учитель-ученик» представленные на рисунке.
Рис. Характерные черты взаимоотношений «учитель-ученик»
Резюмируя рассмотренный материал возможно говорить о том, что в современном обществе все больше внимания уделяется личностному развитию подрастающего поколения, а также субъект-субъектным отношениям в системе «учитель-ученик», поэтому ведущим звеном функциональной структуры деятельности учителя обозначают систему позитивных отношений участников процесса, основанных на бесспорном принятии друг друга.
Содержание и психология деятельности учителя определяется социальными факторами – местом, функциями, требованиями общества и социально-психологическими факторами – ожиданиями окружающих и требованиям к ценностным конструктам в сфере профессиональной деятельности, которые являются источником его активности. Перцептивные способности учителя являются основным критерием повышения эффективности его деятельности, в которой появляется вероятность преобразования установки на восприятие ученика – признание его как личности, ценной самой по себе.
Учитель с высокой степенью сформированности перцептивной установки на восприятие ученика, включенный в систему педагогического общения, способен проникать во внутренний мир ученика, признавать его субъективность. Гармоничные отношения между учителем и учеником способствуют вовлечению детей в учебный процесс, достижению ими высоких академических результатов, повышению социальной компетентности, улучшению их социально-эмоционального состояния и формированию адекватных моделей поведения. Основной задачей учителей является эффективное преподавание. Они должны знать своих учеников, стараться установить с ними позитивные, доверительные взаимоотношения, в которых ученики уважают, понимают и признают их.
Таким образом, психологические аспекты деятельности учителя выступают как детерминанта успешной реализации личностно-ориентированного подхода в образовании, способной открываться ученикам как личностно-образующий вид взаимодействия.
Литература
Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики / Е.Ю. Артемьева; под ред. И. Б. Ханиной. - М.: Наука, 2017 - 350 с.
Баранова Т.В. Особенности рефлексии в профессиональной деятельности педагога // Среднее профессиональное образование. - 2010. - № 5. - С. 52–55.
Джига Н.Д. Рефлексия и образование // Высшее образование сегодня. - 2009. - № 7. - С. 38–43.
Койкова Э.И. Педагогическая интуиция и педагогическая рефлексия как факторы успешной профессиональной деятельности педагога // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 58-1. - С. 120–123.
Коломиец О.М. Преподавательская деятельность учителя: учебно-методическое пособие / О.М. Коломиец. – М.: Развитие образования, 2017. - 176 с.
Ломов Б.Ф. Проблемы и стратегия психологического исследования / Б.Ф. Ломов. - М.: Наука, 1999. - 202 с.
Микаелян Кристина Сергеевна