12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
ОСМАНОВА ОЛЬГА МИХАЙЛОВНА76
Россия, Свердловская обл., Екатеринбург
2

Статья «Особенности профессиональной социализации юношества»

Османова Ольга Михайловна,

педагог-психолог

ГАПОУ СО «Екатеринбургский энергетический техникум»

г. Екатеринбург

 

Особенности профессиональной социализации юношества.

 

Профессиональная социализация является одной из главных разновидностей социализации в целом. Исследователи, раскрывая сущность данного феномена, по-разному его интерпретируют.

Так, современный отечественный ученый А.Г. Красноперова считает, что профессиональная социализация человека взаимосвязана с его подготовкой к будущей профессионально-трудовой деятельности и заключается «в приобщении ее к избранной или привлекательной профессии посредством изучения учебной, художественной и другой литературы, восприятия определенной информации из средств массовой коммуникации, рассказов близких и родственников, знакомых, наблюдения за действиями профессионалов, включения в соответствующие действия, профессионального обучения и др.» [4].

Более содержательная трактовка профессиональной социализации дается исследователем Н.А. Перинской [6]. Она понимает под данным явлением два взаимосвязанных процесса:

процесс вхождения человека в профессиональную среду, усвоение им профессионального опыта, овладение профессиональными ценностями и стандартами;

процесс активной реализации человеком накапливаемого профессионального опыта, в его поведение представляет собой не своего рода подчинение внешним требованиям, а собственный выбор наилучшего поведенческого решения, в ходе которого осуществляется постоянное профессиональная самореализация и саморазвитие.

Схожую позицию на процесс профессиональной социализации имеют и другие отечественные ученые И.В. Воробьева [6], С.И. Кучмиева [5], Е.С. Студеникина [6] и др.

М.В. Мигачева в своей работе отмечает, что профессиональная социализация является процессом развития адаптационно-интегративных характеристик личности человека, которые формируют в сфере трудовых отношений потенциал горизонтальной и вертикальной мобильности на всем его жизненном пути [6].

О.В. Селиверстова предлагает рассматривать данный процесс с точки зрения синергетического подхода. Автор считает, что профессиональная социализация представляет собой целостную синергетическую систему [4].

Анализ научной литературы позволил выделить особенности профессиональной социализации.

1. Профессиональная социализация представляет собой составную часть социализации человека в целом.

2. Профессиональная социализация является важным этапом профессионального становления и развития человека.

3. Профессиональная социализация взаимосвязана с профессиональным образованием, развитием и воспитанием индивида.

4. Эффективное осуществление профессиональной социализации человека требует его активного включения в различные виды социальной и профессиональной деятельности [3].

Отдельного рассмотрения требует такое неоднозначное и сложное социальное явление, как профессиональная социализация юношества. Данная социально-демографическая группа представляет собой потенциальный резерв профессиональных кадров общества, это будущая производительная сила в различных сферах культуры и науки, отраслях экономики страны.

В.А. Клименко рассматривает профессиональную социализацию юношества как многофакторный и многоуровневый процесс усвоения подрастающим человеком специальных профессиональных знаний, навыков, норм, ценностей, культуры с целью развития адаптационно-интегративных характеристик, создающих необходимый потенциал для его эффективного включения в профессионально-трудовую среду, успешного выполнения социальных и профессиональных ролей, высокой мобильности на всем его жизненном пути [3].

Современные представления о границах юношеского возраста охватывают период от 14-15 до 18 лет. Этот жизненный этап человека характерен появлением потребности в самореализации, но в будущем. Учебно-профессиональная деятельность выступает в психическом развитии ведущим видом деятельности. В социальном плане у юноши появляются профессиональные интересы, развивается «Я-концепция», в котором закладывается первоначальное «Я-профессиональное». Юность считается переходным этапом развития человека между детством и взрослостью.

К 21 году, началу поздней юности, на первый план выходит потребность в самореализации. У девушек и юношей возникает желание не просто самореализоваться, но и достичь успехов в определенной профессии, создать семью, иметь некоторый материальный достаток. В этот период их переживания связаны с будущими успехами в жизни. При этом на данном возрастном этапе ведущим видом деятельности в психическом и личностном развитии выступает профессиональная творческая деятельность. В плане психического развития юношество, являясь в данный период учащимися и студентами разнообразных образовательных учреждений, является периодом интенсивной социализации человека, развития высших психических функций, становления всей интеллектуальной системы и личности в целом.

Процесс профессиональной социализации юношей и девушек проходит поэтапно [5]:

На первом этапе происходит получение и усвоение общей информации о сфере будущей профессиональной деятельности, формирование первоначальных представлений об избранной будущей профессии.

На втором этапе человек оценивает свои возможности реализации целей, удовлетворения актуальных потребностей в данной профессиональной сфере деятельности.

На третьем этапе происходит формирование отношения человека к выбранной профессии, появление определенного интереса к ней, получение новых профессиональных знаний для успешного «вхождения» в данную сферу деятельности.

На четвертом этапе взрослеющий человек усваивает разнообразную профессиональную информацию: содержание данной деятельности, ее статусно-ролевую структуру, профессиональные задачи и функции, личностные и профессиональные качества, знания, навыки и умения, которые позволят реализовать цели, удовлетворить свои потребности в данной профессии.

На пятом этапе человек делает свой осознанный выбор предпочтительных статусно-ролевых позиций в данной профессии.

На шестом этапе происходит формирование определенной учебной стратегии по реализации целей овладения данной профессией.

На седьмом этапе осуществляется осознанная целенаправленная деятельность по усвоению человеком необходимых знаний, формированию практических профессиональных умений и навыков.

На восьмом этапе происходит формирование и развитие необходимых профессиональных качеств и способностей личности.

На девятом этапе формируются и корректируются профессиональные установки и ценностные ориентации.

Профессиональная социализация подрастающей личности является двусторонним процессом. С одной стороны, это процесс «вхождения» человека в профессиональную среду, профессиональную деятельность, обусловленный состоянием социальных институтов и организаций и спецификой их воздействия на него. С другой стороны, в данном случае имеет место процесс формирования определенных психических структур человека, регулирующих его взаимоотношения с профессиональной частью социальной среды.

Учеными выделяются неоднозначные последствия осуществления профессиональной социализации юношества [3].

положительные (успешное приспособление и «вхождение» в профессиональную и социальную среду);

отрицательные (отсутствие включенности в профессионально-трудовую среду вплоть до полного профессионального исключения).

В профессиональной социализации юношества учеными [6, 3, 1] выделяются следующие компоненты:

1. Профессиональное становление человека, включающее в себя:

формирование профессиональных намерений;

выбор профессии;

профессиональное самоопределение;

профессиональное обучение;

интеграция в профессионально-трудовую среду.

2. Социальное становление человека, подразумевающее усвоение:

общественно-исторического опыта;

определенной системы знаний, умений, навыков;

социальных норм, ролей;

ценностных ориентаций;

эталонов поведения;

ценностей и соответствующих им идеалов культуры.

Основное значение в процессе профессиональной социализации юношества имеют такие компоненты, как:

теоретическое и практическое обучение в образовательном учреждении;

научно-исследовательская, спортивно-массовая, художественная, общественно-организационная, производственно-трудовая виды деятельности обучающихся [2].

Активное отношение студентов к этим социальным механизмам позволяет им раскрыть свои способности, самореализоваться, самоутвердиться, сформировать не только профессиональные, но и социальные умения и навыки, необходимые для их будущей профессионально-трудовой и социальной деятельности.

Значительную роль в профессиональном становлении юношества играет информационно-образовательная среда учебного заведения, включающая в себя:

программно-методические ресурсы,

организационные ресурсы,

технические ресурсы, интеллектуальный и культурный потенциал образовательного учреждения.

На профессиональную социализацию юношества также оказывают значительное воздействие многообразные факторы социальной микросреды их жизнедеятельности.

Очень важным элементом системы профессиональной социализации юношества является их профессиональная ориентация, представляющую собой систему взаимодействующих компонентов:

профессиональной информации;

профессиональной консультации,

профессионального отбора,

профессиональной адаптации.

На выборе профессии у юношества значительное влияние оказывают такие личностно-профессиональные аспекты, как:

профессиональные и социальные установки,

профессиональная направленность личности,

ценностные ориентации и др.

Они выступают внутренними составляющими процесса профессиональной социализации юношества. Благодаря им для личности раскрывается ценность выбранной профессии, они представляют собой своеобразную причину выбора и освоения человеком определенной профессии, регулятором его поведения в избранной профессиональной сфере и др. [3].

В условиях формирования рыночной экономики, динамичного рынка труда основными показателями эффективности профессиональной социализации юношества могут быть их социальная и профессиональная мобильность и конкурентоспособность.

Таким образом, процесс «вхождения» юношей и девушек профессионально-трудовую сферу общества находится в прямой зависимости от эффективности процесса профессиональной социализации в образовательном учреждении. Результатом ее является либо полная интеграция человека в систему профессиональных и социальных связей, утверждение в определенных социальных структурах и отождествление себя с ними, либо, напротив, человек оказывается отторгнутым, исключенным данной профессиональной или социальной группой.

Литература.

 

Ильинский, И.М. Молодежная политика: уроки недавнего прошлого / И.М. Ильинский, В.А. Луков // Высшая школа XXI века. ‒ 2009. ‒ № 11. – С. 100-105.

Красноперова А.Г. Педагогическая поддержка профессионально-трудовой социализации студентов колледжа / А.Г. Красноперова // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2015. – № 3. – С. 71-75

Кучмиева С.И. Мотивационные факторы профессиональной социализации студентов в период обучения в вузе: автореф. дис. канд. социол. наук / С.И. Кучмиева. ‒ Волгоград: НОУ «Волгоградский институт бизнеса», 2007. ‒ 24 с.

Мигачева М.В. Сущность и особенности профессиональной социализации молодых специалистов в период трансформации [Электр. ресурс] / М. В. Мигачева. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i-osobennosti-professionalnoy-sotsializatsii-molodyh-spetsialistov-v-period-transfor matsii . (дата обращения 21.06.2017).

Перинская Н.А. Ресоциализация и социальная идентичность как результат профессиональной социализации / Н.А. Перинская, А.И. Кавалева // Знание. Понимание. Умение. – 2016. ‒ № 1. ‒ С. 297-299.

Воробьева, И.В. Особенности профессиональной социализации студентов, получающих специальность «Социальная работа»: автореф. дис. канд. социол. наук. / И.В. Воробьева. ‒ М., 2007. ‒ 26 с.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.