Статья на тему «Детское восприятие и представление»

1
0
Материал опубликован 3 January 2018 в группе

Детское восприятие и представление.

Цель: сформировать представление у родителей о детском восприятии мира.

Окружающий мир не одинаков для каждого из нас. Тем бо­лее для детей и взрослых, и особенно когда мы наблюдаем непростые и многогранные отноше­ния между людьми, обстоятельства жизни се­мьи. Вы и ваши дети далеко не одинаково вос­принимаете их. Но обращаете ли вы на это внимание?

Часто мы не замечаем или с улыбкой относимся к своеобразным вы­сказываниям детей, видя в них милые глупости или случайные сочетания несочетаемого. Тем не менее, за этими высказываниями скрывается уникальное, свое, детское понимание мира. Разобраться в ре­бенке, в причинах его поведения можно, только нужно понять, как он воспринимает происходящее вокруг.

Дети наблюдательны, любознательны, им до всего есть дело — будь то конструкция автомобильной модели или как солнце держится на небе. Но далеко не всегда дети, вос­принимая окружающий мир, приходят к тем вы­водам, которых мы ожидаем. Причиной этого является не только малый жизненный опыт детей, но и своеобразная структура их мы­шления. Большая часть дошкольного возраста (от 2 до 7 лет) — это период интенсивного становле­ния личности. В первой ее половине (с 2 до 4 лет) ребенок начинает употреблять и совершенство­вать речь, мыслит образами и обобщает нелогич­но. Проблемы чаще решаются не «в уме», а дейст­вием. На следующем этапе (с 4 до 7 лет) ребенок делает выводы, опираясь на основания, которые зачастую имеют смысл только для него одного. Поэтому он и называется этапом интуитивной мысли. Для него характерен ряд особенностей, которые объясняют закономерности детского мышления. Вы можете сами провести некоторые эксперименты с детьми до­школьного возраста или пяти-шестилетками.

Разложите перед ребенком два ряда пуговиц или других одинаковых предметов.

Спросите: равны ли ряды предметов? Наверня­ка ребенок скажет, что они равны. Раздвиньте пу­говицы в одном ряду:

Чаще всего ребенок дошкольного возраста от­вечает, что в верхнем ряду пуговиц стало больше. Такую же ошибку делают даже дети, которые умеют считать: «Тут пять и тут пять. Но в этом больше». А теперь?

Теперь в верхнем меньше...

Ребенок дошкольного возраста ошибается. Почему? Ведь очевидно, что число пуговиц в ря­дах не изменилось, он их сосчитал, почему же ребенок не понимает, что происходит? Потому что он не обладает такими мыслительными опе­рациями, как мы, и строит свои суждения, осно­вываясь только на внешнем впечатлении, а не на том, что представляет собой явление на самом деле.

В другом похожем эксперименте в первый день детям дается восемь конфет с ус­ловием, что четыре должны быть съедены утром и четыре — после обеда. В другой раз детям дается восемь конфет с условием, что семь из них должны быть съедены утром, а одна — по­сле обеда. Как и ожидалось, дети считали, что конфет во второй день им досталось больше. Ведь когда дают семь конфет — это кое-что, а четыре...

Ребенок дошкольного возраста склонен объ­единять явления, не обращая внимания на нали­чие или отсутствие реальной связи между ними. Делает он это на основе внешнего сходства, присутствия аналогичной детали, совпадения во времени. Он, например, думает, что два одно­временно появляющихся события находятся в причинно-следственных отношениях. Помни­те детскую игру с улиткой: «Улитка, улитка, вы­суни рога, дам тебе конфетку и пирога...» Дети нисколько не сомневаются, что именно их пе­сенка заставляет улитку вылезти из своего до­мика, а не просто улитка сама вылезает через определенный промежуток времени. Точно так же трехлетний ребенок убежден, что именно его плач заставил маму вернуться домой, а не она сама, сделав покупки в магазине, поспе­шила домой... Дети делают умозаключения на основе отдельных, иногда случайных и даже не­существующих признаков. Эта особенность хо­рошо видна в следующем диалоге.

Папа, мама старше тебя? — спрашивает четырехлетняя девочка.

Почему ты так считаешь? — удивился отец.

Мама больше ругает меня, чем ты...

Скажи, папа, когда я вырасту, я смогу стать мужчиной? — интересуется та же девочка.

Нет, ты будешь женщиной,— уверяет отец.

А если я выращу себе усы?

Ребенок мыслит конкретными представления­ми, и это особенно ярко выступает в причудли­вых, на наш взгляд, суждениях о том, чего ребе­нок не может непосредственно увидеть, ощутить. А таких абстрактных понятий не так уж мало ад­ресуется детям, к тому же с надеждой на точное их понимание.

Конкретность детского мышления проявля­ется в восприятии таких моральных категорий, как «хороший», «плохой», которые часто имеют у каждого ребенка индивидуальное значение. Например, для одного хороший — это тот, кто не плачет, кто моет руки и чистит зубы перед сном, для другого — кто слушается маму. Свои индивидуальные, конкретизированные катего­рии ребенок распространяет и на других.

Не так уж редко мы думаем, что ребенок, жи­вущий вместе с нами и видящий то же, что и мы, воспринимает происходящее так же, как и мы, делает выводы, аналогичные нашим. Эта иллюзия так сильна, что закрывает нам доступ к реально­му, сложному и привлекательному внутреннему миру детей. В их представлениях сплетается, ка­залось бы, несовместимое, случайное, создаются невероятные конструкции, фантастические об­разы, «теории» о различных явлениях. Основы­ваясь на них, дети своеобразно реагируют, посту­пают не так, как мы ожидаем: то желают того, что нам со стороны кажется глупой затеей, то боятся обыденных вещей. Понять причину этого воз­можно, лишь разобравшись, как видит окружаю­щую его среду сам ребенок.

Рекомендации родителям:

Заботясь о будущем своих детей, мы часто хотим, чтобы они были носителями всего наилуч­шего, хотим видеть их имеющими все то, что в нас са­мих есть хорошего, и без наших недостатков. Такое желание понятно и естественно. Однако оно ча­сто приводит к нереальным, завышенным требо­ваниям по отношению к нашим детям и к себе самим как воспитателям. Ребенок это не кусок глины, из которого можно вылепить все, что захочешь и сможешь. Он человек, способный ощущать, чувст­вовать, воспринимать, рассуждать, хотеть, и, опи­раясь на свой уникальный опыт, вырабатывать соб­ственную точку зрения, и выбирать, как ему вести себя. Именно это и формирует в ребенке личность с его уникальным восприятием мира.

Список литературы:

1. Спиваковская А. С. Как быть родителями. М.: Педагогика, 1986.

2. Шенфельдер Г. Должны ли дети быть трудны­ми? М.: Знание, 1982.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.