Статья на тему «Детское восприятие и представление»
Детское восприятие и представление.
Цель: сформировать представление у родителей о детском восприятии мира.
Окружающий мир не одинаков для каждого из нас. Тем более для детей и взрослых, и особенно когда мы наблюдаем непростые и многогранные отношения между людьми, обстоятельства жизни семьи. Вы и ваши дети далеко не одинаково воспринимаете их. Но обращаете ли вы на это внимание?
Часто мы не замечаем или с улыбкой относимся к своеобразным высказываниям детей, видя в них милые глупости или случайные сочетания несочетаемого. Тем не менее, за этими высказываниями скрывается уникальное, свое, детское понимание мира. Разобраться в ребенке, в причинах его поведения можно, только нужно понять, как он воспринимает происходящее вокруг.
Дети наблюдательны, любознательны, им до всего есть дело — будь то конструкция автомобильной модели или как солнце держится на небе. Но далеко не всегда дети, воспринимая окружающий мир, приходят к тем выводам, которых мы ожидаем. Причиной этого является не только малый жизненный опыт детей, но и своеобразная структура их мышления. Большая часть дошкольного возраста (от 2 до 7 лет) — это период интенсивного становления личности. В первой ее половине (с 2 до 4 лет) ребенок начинает употреблять и совершенствовать речь, мыслит образами и обобщает нелогично. Проблемы чаще решаются не «в уме», а действием. На следующем этапе (с 4 до 7 лет) ребенок делает выводы, опираясь на основания, которые зачастую имеют смысл только для него одного. Поэтому он и называется этапом интуитивной мысли. Для него характерен ряд особенностей, которые объясняют закономерности детского мышления. Вы можете сами провести некоторые эксперименты с детьми дошкольного возраста или пяти-шестилетками.
Разложите перед ребенком два ряда пуговиц или других одинаковых предметов.
Спросите: равны ли ряды предметов? Наверняка ребенок скажет, что они равны. Раздвиньте пуговицы в одном ряду:
Чаще всего ребенок дошкольного возраста отвечает, что в верхнем ряду пуговиц стало больше. Такую же ошибку делают даже дети, которые умеют считать: «Тут пять и тут пять. Но в этом больше». А теперь?
Теперь в верхнем меньше...
Ребенок дошкольного возраста ошибается. Почему? Ведь очевидно, что число пуговиц в рядах не изменилось, он их сосчитал, почему же ребенок не понимает, что происходит? Потому что он не обладает такими мыслительными операциями, как мы, и строит свои суждения, основываясь только на внешнем впечатлении, а не на том, что представляет собой явление на самом деле.
В другом похожем эксперименте в первый день детям дается восемь конфет с условием, что четыре должны быть съедены утром и четыре — после обеда. В другой раз детям дается восемь конфет с условием, что семь из них должны быть съедены утром, а одна — после обеда. Как и ожидалось, дети считали, что конфет во второй день им досталось больше. Ведь когда дают семь конфет — это кое-что, а четыре...
Ребенок дошкольного возраста склонен объединять явления, не обращая внимания на наличие или отсутствие реальной связи между ними. Делает он это на основе внешнего сходства, присутствия аналогичной детали, совпадения во времени. Он, например, думает, что два одновременно появляющихся события находятся в причинно-следственных отношениях. Помните детскую игру с улиткой: «Улитка, улитка, высуни рога, дам тебе конфетку и пирога...» Дети нисколько не сомневаются, что именно их песенка заставляет улитку вылезти из своего домика, а не просто улитка сама вылезает через определенный промежуток времени. Точно так же трехлетний ребенок убежден, что именно его плач заставил маму вернуться домой, а не она сама, сделав покупки в магазине, поспешила домой... Дети делают умозаключения на основе отдельных, иногда случайных и даже несуществующих признаков. Эта особенность хорошо видна в следующем диалоге.
Папа, мама старше тебя? — спрашивает четырехлетняя девочка.
Почему ты так считаешь? — удивился отец.
Мама больше ругает меня, чем ты...
Скажи, папа, когда я вырасту, я смогу стать мужчиной? — интересуется та же девочка.
Нет, ты будешь женщиной,— уверяет отец.
А если я выращу себе усы?
Ребенок мыслит конкретными представлениями, и это особенно ярко выступает в причудливых, на наш взгляд, суждениях о том, чего ребенок не может непосредственно увидеть, ощутить. А таких абстрактных понятий не так уж мало адресуется детям, к тому же с надеждой на точное их понимание.
Конкретность детского мышления проявляется в восприятии таких моральных категорий, как «хороший», «плохой», которые часто имеют у каждого ребенка индивидуальное значение. Например, для одного хороший — это тот, кто не плачет, кто моет руки и чистит зубы перед сном, для другого — кто слушается маму. Свои индивидуальные, конкретизированные категории ребенок распространяет и на других.
Не так уж редко мы думаем, что ребенок, живущий вместе с нами и видящий то же, что и мы, воспринимает происходящее так же, как и мы, делает выводы, аналогичные нашим. Эта иллюзия так сильна, что закрывает нам доступ к реальному, сложному и привлекательному внутреннему миру детей. В их представлениях сплетается, казалось бы, несовместимое, случайное, создаются невероятные конструкции, фантастические образы, «теории» о различных явлениях. Основываясь на них, дети своеобразно реагируют, поступают не так, как мы ожидаем: то желают того, что нам со стороны кажется глупой затеей, то боятся обыденных вещей. Понять причину этого возможно, лишь разобравшись, как видит окружающую его среду сам ребенок.
Рекомендации родителям:
Заботясь о будущем своих детей, мы часто хотим, чтобы они были носителями всего наилучшего, хотим видеть их имеющими все то, что в нас самих есть хорошего, и без наших недостатков. Такое желание понятно и естественно. Однако оно часто приводит к нереальным, завышенным требованиям по отношению к нашим детям и к себе самим как воспитателям. Ребенок это не кусок глины, из которого можно вылепить все, что захочешь и сможешь. Он человек, способный ощущать, чувствовать, воспринимать, рассуждать, хотеть, и, опираясь на свой уникальный опыт, вырабатывать собственную точку зрения, и выбирать, как ему вести себя. Именно это и формирует в ребенке личность с его уникальным восприятием мира.
Список литературы:
1. Спиваковская А. С. Как быть родителями. М.: Педагогика, 1986.
2. Шенфельдер Г. Должны ли дети быть трудными? М.: Знание, 1982.