«От до и выше!» Программа обучения игры на фортепиано детей с моторными нарушениями

0
0
Материал опубликован 14 February 2022





«От до и выше!»

Программа обучения игры на фортепиано детей с моторными нарушениями





Автор-составитель: преподаватель фортепиано Джаватханова С.И.



















Салехард

2019год



Пояснительная записка

Многие из нас учились в музыкальной школе, сейчас учатся наши дети. Хочу задать один вопрос: как часто среди учащихся детских музыкальных школ (ДМШ) Вам приходилось встречать детей с ограниченными возможностями, а попросту сказать - инвалидов? (Термин "инвалид" перестает быть употребляемым, так как считается некорректным и негуманным). Уверена, что подавляющее большинство ответит отрицательно.

Ранее элитарное, а ныне общедоступное начальное музыкальное образование продолжает оставаться недоступным для детей, имеющих ограниченные возможности жизнедеятельности. Несмотря на ряд принятых в последнее десятилетие нормативных документов, предоставляющих равные права всем категориям граждан в образовательной, социальной и других сферах жизнедеятельности, дети с ограниченными возможностями фактически продолжают оставаться "за бортом" жизни.

Ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата, а следовательно, с большими проблемами в области моторики, никогда не примут в музыкальную школу по причине невозможности выполнения учебной программы. Специальных же (коррекционных) программ по музыкальному воспитанию, включая игру на музыкальных инструментах, для детей с заболеванием "детский церебральный паралич" (ДЦП),задержкой психического развития, нарушениями речи и прочим не существует. В нашей стране не готовят специалистов-музыкантов, могущих оказать профессиональную реабилитационную помощь детям с различными отклонениями в развитии.

Более 10 лет назад в Казанской ДМШ №14 Управлением образования был создан прецедент по обучению музыке детей с ограниченными возможностями на базе Городского реабилитационного центра детей-инвалидов (ГРЦДИ). В сентябре 1994 г. при открытии филиала музыкальной школы в число учащихся были зачислены все желающие, независимо от диагноза и степени тяжести заболевания, в том числе большая группа детей с заболеванием ДЦП (согласно уставу ГРЦДИ в данном учебно-лечебном заведении обучаются дети с сохранным интеллектом). Детям была дана возможность обучаться игре на инструментах, в том числе на фортепиано (синтезаторе).

Желание заниматься на фортепиано и других инструментах возникло у многих детей, ведь потребность эмоционального самовыражения присуща всем людям, независимо от наличия или отсутствия у них физического дефекта. Не имея специального опыта и методического подспорья, преподаватели ДМШ столкнулись с целым рядом проблем: как учить, для чего учить, где границы возможностей у детей с моторными нарушениями. Огромную и неоценимую помощь получили преподаватели-музыканты со стороны врачей и логопедов Реабилитационного центра. В настоящий момент можно говорить об имеющемся положительном опыте работы, о создании новых методических подходов к преподаванию различных музыкальных дисциплин, в том числе игры на музыкальных инструментах, логопедическому вокалу и др.

Суть данной программы можно свести к использованию фортепиано (или синтезатора) как своеобразного тренажера для разработки крупной и мелкой моторики рук и пальцев. Чем младше ученик, тем интереснее и разнообразнее можно использовать клавиатуру. Применение специфических игровых приемов в начальный период обучения возможно и без овладения знаниями нотной грамоты. Это так называемый донотный период, который в музыкальной школе естественно заканчивается в 5-6 лет. У детей с моторными нарушениями он может растянуться и до 9 лет. С подростками, которые раньше не сталкивались с музыкальными занятиями, можно начинать заниматься и в 15-16 лет. Играть на фортепиано, не привязываясь к нотному тексту, можно любыми руками: как с нормальной мышечно-двигательной реакцией, так и с существенными поражениями моторных функций при спастических и вялых парезах. По мере взросления ребенка игровой компонент урока убывает, а форма его проведения все более приобретает стандартные формы. Игровые импровизационные задания призваны заинтересовать и стимулировать детей с различными моторно-двигательными нарушениями рук к работе на инструменте, вселить уверенность в свои возможности и в конечном итоге максимально компенсировать и корректировать двигательные дефекты.

Занятия на фортепиано по специальной программе для детей с различными нарушениями моторики рук оказывают весьма эффективное воздействие не только на коррекцию психомоторных реакций, но и на развитие всех сенсорных систем, памяти и психоэмоциональной сферы ребенка. Следует отметить положительные сдвиги в формировании тонкокоординированных движений рук и пальцев, что отражается на улучшении почерка, развитии навыков самообслуживания, более уверенной работе за компьютером и т.д. Применение методов, предлагаемых в программе, способствует также разработке артикуляционного аппарата и развитию речи в целом: она становится более эмоциональной и выразительной. Работа на клавиатуре и с нотным текстом способствует развитию абстрактного мышления, улучшению пространственной координации, увеличению объема произвольной памяти, что, в свою очередь, влияет на качество учебы по общеобразовательной программе.

Игра на инструменте является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе обучения игры на инструменте дети с моторными нарушениями осваивают основы музыкальной грамоты, развивают художественный вкус, расширяют кругозор. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование.

Ребенок, имеющий инвалидность, может быть так же способен и талантлив, как и его сверстник, не имеющий проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу ему мешает неравенство возможностей. На занятиях ребенку предоставляется такая возможность. При работе с детьми с дизартрией (дети, страдающие ДЦП), - замедляется темп пьес настолько, чтобы они успевали проигрывать текст произведений.

Задачи моторного развития детей, имеющих заболевание ДЦП, на уроках фортепиано индивидуализируются в зависимости от степени поражения двигательных функций и направлены на следующее:

- максимальную разработку двигательных способностей пальцев рук;

- выработку точных и координированных движений рук и пальцев;

- ускорение моторных реакций;

- уменьшение контрактур суставов рук и пальцев;

- развитие бимануальной координации как временной, так и пространственной.

Конечно же, не обойдены на уроке ни эстетический, ни эмоциональный компоненты. Последнему отводится первостепенная роль. Современные психологи утверждают, что матерью учения является отнюдь не повторение, а эмоциональное подкрепление. Многократный механический повтор может снизить или "убить" интерес и инициативу и в результате сделать весь процесс обучения малоэффективным. (Не по этой ли причине многие из вас в свое время бросили занятия в музыкальной школе, а те, кто героически дошел до конца, все последующие годы не открывали крышку фортепиано?) Положительные эмоции, радость и удовлетворение от происходящего творческого процесса поддерживают интерес к занятиям, коррекционный компонент урока проходит для ребенка незаметным.

Важную роль на уроке играют творческие задания: во время выполнения заданий преподаватель не только исполняет гармонический фон, диктует содержание и подсказывает возможные способы игры, его задача более глубокая: а) следить за положением корпуса и правильной осанкой ребенка во время исполнения, особенно в крайних регистрах фортепиано; б) следить за равномерной нагрузкой на обе руки, так как ребенок всегда старается работать более послушной, то есть более здоровой рукой; в) максимально задействовать в работе все пальцы рук, а не только те, которыми ребенок привык манипулировать. Одну из описываемых форм работы можно назвать "Звуковая картина". Она основывается на звукоизобразительных возможностях инструмента и импровизируется на заданную тему.

"Дождь и гроза"

Учитель и ученик сидят за инструментом, учитель - слева. Игра сопровождается текстовым комментарием учителя. При повторном исполнении задания дети часто вызываются вести сюжет самостоятельно.

- Светит солнце. (Преподаватель играет мажорное трезвучие, звук как бы повисает в воздухе.)

- Вдруг набегает тучка. (Мажор сменяется минором.)

- Из тучки начинает капать легкий грибной дождь. (Ученик легкими движениями, вразброс, в медленном темпе, тихо извлекает звуки в верхнем регистре. Можно чередовать черные и белые клавиши.)

- Дождь усиливается. (Удары становятся более частыми, громкость звука нарастает. Преподаватель использует в аккомпанементе более сложные и красочные аккорды - септаккорды.)

- Вдруг пошел град. (Звуковой регистр понижается, сила звука все более усиливается.)

- Гром! (Удар несколькими пальцами сразу или кулачком по клавишам в низком регистре.)

- Дождь постепенно стихает и заканчивается. (Игровые приемы повторяются в обратной последовательности.)

- На небе появляется радуга. (Преподаватель заканчивает "картину" красивыми аккордами.)

Подобным образом можно озвучить картину ночного неба с луной и звездами, метеоритами и космическими спутниками земли, летнего луга с пчелами, бабочками и жуками, подводного царства и др.

Другой вид творческого задания, родственный первому, можно назвать "Рассказываем сказку". Устный пересказ известного сюжета либо сочиненного по ходу урока чередуется с его озвучиванием. Такой вид работы весьма полезен для детей с нарушениями речевых функций для дополнительной тренировки артикуляционного аппарата, а также для формирования навыка связного пересказа. Преподаватель и ученик могут разделить между собой персонажей, а также всю "постановку" сюжета ученик может взять на себя. Преподаватель при этом выступает в роли "звукорежиссера" , показывая или подсказывая, как легче и точнее изобразить того или иного персонажа, диалог или происходящее действие. В качестве примера можно привести фрагмент сказки "Бременские музыканты". Вариант текста может быть свободным, например более кратким, может обрастать новыми подробностями.





"Бременские музыканты"

Жил-был Осел (в малой октаве левой рукой в интервал сексты или септимы - как возьмет рука ребенка - изображается крик"и-а, и-а"). Стал он старым. Не мог больше работать на мельнице, и хозяин решил его больше не кормить .Тогда решил Осел сбежать от хозяина(в низком регистре двумя руками попеременно изображается равномерный стук копыт, который может ускоряться и замедляться). И вот пришел Осел в незнакомую деревню и слышит, что кто-то воет (в верхнем регистре исполняется восходящее глиссандо по всем белым клавишам, очень легко выполнимое на синтезаторе, но требующее особого навыка на фортепиано). Это Пес. Хозяин решил убить его, потому что Пес стал старым и не может больше охотиться. И решили Осел и Пес бежать вместе (бег обоих героев сказки ученик может исполнить двумя руками в разных тесситурах инструмента, а если это достаточно затруднительно, то учитель и ученик озвучивают каждый своего героя)…

Описанные выше формы работы достаточно объемны по содержанию, разнообразны по видам двигательных звукоизвлекающих навыков. Если ребенок испытывает затруднения в определенной части задания, на помощь приходят пальчиковые игры и упражнения на фортепиано, разработанные автором. Они призваны помочь ребенку приспособиться к клавиатуре, услышать ее тембровые, динамические, звукоизобразительные, красочные возможности. Эти упражнения являются элементами, "строительным материалом" описанных выше импровизируемых картин и сюжетов.

Для создания на уроке атмосферы эмоционального удовольствия очень важны личностные качества преподавателя: доброжелательность, соучастие, оптимизм, чувство юмора, искренность - все то, что не может быть проявлено формально.

По отношению к ученику в процессе урока преподаватель не может допустить даже намека на неудовольствие от выполняемого задания, наоборот, только поощрение и радость сотворчества. Если ребенок не справляется - значит, требования учителя завышены. У приведенных выше видов работы нет четкой схемы, нет идеального образца выполнения. Все, что делает ребенок на эмоциональном подъеме, есть предел его нынешних возможностей, это его достижения, его победы над своим недугом. Как можно оценить эту работу? Конечно, только на отлично!

Данная программа рассчитана на детей и подростков с моторными нарушениями в возрасте от 6 до 20 лет.



Цель программы: Развить исполнительские навыки детей с моторными нарушениями.

Задачи:

Воздействовать через музыку на весь духовный мир учащихся, на их нравственный облик.

Развивать музыкальные способности и творческую активность учащихся (с учетом возможностей каждого).

Воспитывать культуру движения, совмещать эмоции и действия детей в единое целое.

Повышать уровень эстетического воспитания, пробуждать интерес ко всем видам музыкальной деятельности.

Формировать начала музыкальной культуры учащихся.

Осуществлять постоянное наблюдение за музыкальной деятельностью учащихся.

Активно пропагандировать музыку и музыкантов.

Способствовать преодолению неадекватных форм поведения, барьера общения, неуверенности в себе и т.д.

Содействовать воспитанию навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими;

Программа адаптирована к основным видам нарушений у детей с ДЦП:

нарушения языковых и речевых функций (нарушения устной (ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия), вербальной и невербальной речи, нарушения голосообразования и пр.);

нарушения сенсорных функций (зрения, слуха, осязания, тактильной, болевой, температурной и других видов чувствительности);

нарушения статодинамических функций (двигательных функций головы, туловища, конечностей, статики, координации движений);

нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения и пр.;

При работе с детьми в первую очередь учитываются нарушения и рекомендации медицинских специалистов (педиатр, невролог, ортопед и др.)

Методы контроля и управления образовательным процессом - это наблюдение педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участия детей в мероприятиях, оценка зрителей, членов жюри. Принципиальной установкой программы (занятий) является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении нотного материала.

Формы и режим занятий

Занятия могут проходить индивидуально или по 2-3 человека (в зависимости от работы над репертуаром)

Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.

Практические занятия, где дети осваивают элементарные исполнительские навыки, разучивают пьесы композиторов-классиков, современных композиторов.

Занятие-постановка, репетиция - отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.

Заключительное занятие, завершающее – занятие-концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей.

Основные формы проведения занятий:

- практические занятия (урок)

- игра

- беседа

- праздник

- тренинг

Основные виды занятий – индивидуальное и групповое творчество, межгрупповой обмен результатами игровой деятельности.

Каждое занятие строится по схеме:

комфортная посадка за инструмент: комплекс элементарных упражнений для работы игрового аппарата(2–3 мин);

дыхательная гимнастика (в соответствии с рекомендациями врача ЛФК);

исполнение элементарных ансамблей на одном звуке с педагогом;

творческие задания;

работа над произведением;

анализ занятия.

Методы:

- игровой;

- демонстрационный;

-объяснительно-иллюстративный (с использованием схематических элементарных партитур);

- метод наблюдения и подражания;

- метод упражнений;

- метод внутреннего слушания.

Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятий –25-30 минут. Формирование групп происходит после диагностики стартовых исполнительских способностей детей, в соответствии с уровнем способностей и возрастными особенностями.

Концерты и выступления.

Репертуар подбирается с учётом возрастных особенностей детей и их ограничений жизнедеятельности. Участие в концертах, выступление перед родителями и перед своими сверстниками – всё это не только повышает исполнительский уровень детей, но и воспитывает у них чувство гордости за себя, веру в свои силы и возможности.



Необходимые условия реализации программы.

Материально-техническое обеспечение

Наличие репетиционного зала (музыкальный зал).

Фортепиано

Музыкальный центр, компьютер.

Шумовые

Нотный материал, элементарная партитура, подборка репертуара.

Записи аудио, видео, формат CD, MP3.

Записи, фотографии выступлений, концертов

Предполагаемый результат: В ходе занятий дети не только научатся основам игры на инструменте, но и смогут общаться на языке музыки, станут увереннее в себе, заинтересуются игрой на музыкальном инструменте, как видом творческой деятельности.

Примерный репертуар:

Название произведения

Авторы

Часы, Сон, Снег, Чистюли, Солнышко, Музыканты, Карандаш, Плясуны, Дождик, Козочка, Архип, Егорка, Роса, Полкан, Коза, Огород, Жук, Дождик, Сорока, У медведя и. т. д.

С. Барсукова

Вальс собачек

А. Артоболевская

Как под горкой под горой, Василек, Петушок

попевки

Белка, Два кота. Андрей-воробей, Игрушечный медвежонок.

О. Геталова

Гуси

М. Красева

Белка

А. Березняк

По грибы

Т. Потапенко

Цыплята

А. Филиппенко

Серенькая кошечка

В. Витлин









Используемая литература.

Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании /Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко,  Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. – М., 2001.

Бершадская Т. «О понятиях, терминах современной теории музыки». Критика и музыкознание. Ленинград 1987г Выпуск 3

Геталова О. «В музыку с радостью» Санкт-Петербург 2002

Артоболевская А. «Хрестоматия маленького пианиста» Москва 1991

Бриль И. «Практический курс джазовой импровизации» Москва

Ветлугина Н.А., Методика музыкального воспитания в детском саду. - М., Просвещение. 1989. с 76

«Восприятие музыки». Москва 1980г.

Вербицкая Н. «Мониторинг результативности учебного процесса» С-П -1997г.

Гарбиян С.А. Школа памяти: «Суперактивация памяти через возрождение эмоций», Москва 1990г.

Учебно-методическое пособие «Пора играть, малыш» Ростов-на-Дону 2008

Золотарева А.В. «Дополнтельное образование детей. Теория и методика социально-педагогической деятельности». Ярославская Академия развития – 2004.

Золотарева А.В., Терещук М.Н. «Практические рекомендации по организации дополнительного образования в ДОУ». Москва – 2008.

Иванченко В.Н. «Занятия в системе дополнительного образования детей» Издательство «Учитель» 2002.

Крылов Е. Школа творческой личности. - Дошкольное воспитание.
-1992 №№ 7,8. стр. 11-20.

Кайгородцева Т.В. «Методическая работа в системе дополнительного образования». Москва 2008.

А.А. Фаткуллина «Программа ПО ОБУЧЕНИЮ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО ДЕТЕЙ С МОТОРНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ»

Куприянов Б.В. (под редакцией Мудрика А.В.) «Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей» Москва 2004г.

Левин В.А. Воспитание творчества. – Томск: Пеленг, 1993. 56 стр.

Лук А.Н. Психология творчества. - Наука, 1978. 125 стр.

Мурашковская И.Н. Когда я стану волшебником. - Рига: Эксперимент,
1994. 62 стр.

Нестеренко А. А. Страна сказок. Ростов-на-Дону: Издательство ростовского университета. - 1993. 32 стр.

Никитин Б., Никитина Л. Мы, наши дети и внуки, - М.: Молодая гвардия, 1989. стр. 255-299.

Никитин Б. Развивающие игры. - М.:3нание, 1994.

Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. В 3 кн. - Т. 3. - М.: ВЛАДОС, 2000. - с. 143.

Подкасистый П.И., Хайдаров Ж.О. «Технология игры в обучении и развитии». Москва, Российское педагогическое агентство, 1996г.

Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. - М.: Педагогика, 1976.

Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников. - М., Академия. 2000.  с 39

Сесиль Лупан «Поверь в свое дитя»

Селевко Г.К. «Энциклопедия образовательных технологий»

(том 1-й, 2-й) Москва НИИ школьных технологий 2006г.





































в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.