Система игр с бизибордом для детей с интеллектуальными нарушениями
DOCX / 192.83 Кб
Игры со шнурками «КРУЖОК» Цель: закреплять знания о геометрической фигуре - круг, упражнять в умении изолированно двигать пальчиками (большой, указательный, средний). Ход игры: Каждому ребенку педагог дает шнурок, задача ребенка свернуть шнурок в кружок, а затем подойти к бизибодру и в соответствующую форму вложить получившийся шнурок-кружок. Найди на бизиборде такую же фигуру. Как она называется? "КТО БОЛЬШЕ?" Цель: развивать ловкость пальцев рук, внимание. Ход игры: Игры, направленные на развитие мелкой моторики «ИЗУЧАЕМ ФАКТУРУ» - гладкий, колючий, шершавый, жесткий
«НА ЧТО ПОХОЖЕ» Цель: развивает тактильную память и воображение. Ребенок ощупывает дорожку, а потом называет, что она ему напоминает или на что похожа.
«ЖИВОТНЫЕ НА КОНЧИКАХ ПАЛЬЧИКОВ» Цель: развитие тактильных ощущений, мелкой моторики и логического мышления, закрепляет знания о животных и фактуре их шерсти и тела. Ход игры: Предложить детям по очереди ощупывать дорожки, которые по фактуре напоминают животное, а дети называют животное, которое они погладили. Ответы могут быть не однозначные, поэтому ребёнок может объяснить, почему он так решил. |
"КТО БЫСТРЕЕ?" Цель: развивать ловкость пальцев рук. Играющим (2-3- ребенка) даётся по шнурку с одинаковым количеством узелков. Их задача - быстро их развязать. Игра "КАК ШНУРОВАТЬ БОТИНКИ" Цель игры: научить ребенка шнуровать ботинки самостоятельно. Для малышей может использовать просто как игра-шнуровка без соблюдения правильности шнуровки ботинка. Ход игры: Перед тем как осваивать сложные техники шнуровки, нужно ознакомиться с самым простым методом: Возьмите в обе руки по одному шнурку. Закиньте шнурок поверх пальца и зафиксируйте петлю. Обе руки должны держать по одно петле из шнурков, конец которых свободно свисает. Положите одну петлю на другую, не выпуская их из рук. Между петлями образуется небольшое отверстие. В него нужно продеть нижнюю петлю, которая находится в правой руке. Продетую правую петлю аккуратно захватываем левой рукой. Левую петлю фиксируем правой рукой. Медленно отводим руки в сторону. Посередине получится узел из шнурков, а по бокам будет две петли. Самая простая шнуровка готова!
Разработка зрительной внимательности
«НАЙДИ ИГРУШКУ» Цель игры: прививать детям сообразительность, находчивость, способность быстро реагировать и выполнять необходимые действия в определенной ситуации; развивать мышление и умение ориентироваться в бизиборде. Ход игры: Педагог показывает ребятам игрушечного лягушонка и просит придумать ему имя, например Сема. Затем необходимо объяснить детям, что лягушонок Сема очень любит хулиганить, а именно прятаться. Педагог просит ребят закрыть глаза. В тот момент, когда ребята закрыли глаза, педагог прячет лягушонка в бизиборде. Затем просит ребят открыть глаза и найти лягушонка Сему. Кто первый нашел, тот и выиграл. И значит он прячет лягушонка, либо может поменять лягушонка на любую другую игрушку небольшого размера. |
«ХАМЕЛЕОН» Цель игры: развитие концентрации внимания. Педагог рассказывает, что хамелеон - ящерица, умеющая менять свою окраску в зависимости от того места, на котором она находится. Таким образом она маскируется, прячется, чтобы ее не нашли враги. Затем педагог просит детей подойти к бизиборду и задает вопросы: какого цвета станет хамелеон, если он будет сидеть на красном кубике, на желтом треугольнике, на черном камне, на зеленой дорожке (можно приобрести игрушку «ящерицу» и прикладывать на предметы расположенные на бизиборде, также детям можно поочереди самим садить хамелеона на понравившийся предмет)? Игры, направленные на развитие слухового восприятия«УГАДАЙ ЧТО ДЕЛАТЬ?» Цель: Развивать умение переключать слуховое внимание. Развивать координацию движений, умение соотносить свои действия со звучанием бубна. Оборудование: Бубен, два флажка. Ход игры: У ребенка в руках два флажка. Педагог предлагает детям подойти к бизиборду и раздает каждому ребенку флажки. Если педагог громко звенит в бубен, малыш поднимает флажки вверх и машет ими, а если бубен звучит тихо – опускает флажки вниз. Важно следить за правильной осанкой детей и точным выполнением движений. Чередовать громкое и тихое звучание бубна нужно не более 4 раз, чтобы ребенок мог легко выполнять упражнение. |
«КТО ЧТО УСЛЫШИТ?» Цель: Развивать слуховое внимание, пополнять активный словарь, развивать фразовую речь. Оборудование: колокольчик, бубен, молоточек, ксилофон, металлофон, барабан и т.п. Ход игры: Педагог говорит детям закрыть глаза и начинает по очереди издавать звуки выше перечисленными предметами и предлагает детям отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясными и контрастными, чтобы ребенок мог их угадать. «КТО ЛУЧШЕ СЛЫШИТ» Цель игры: развитие слухового внимания. Педагог предлагает детям подойти к бизиборду, а сам отходить чуть дальше. И начинает шепотом произносит слова или небольшие поручения, например: «Маша, покажи на бизиборде шарик!» Каждый из детей повторяет то, что он слышал или выполняет поручение. |
«КТО ВНИМАТЕЛЬНЫЙ?» Цель: Развивать остроту слуха, умение правильно воспринимать словесную инструкцию независимо от силы голоса, которым ее произносят. Оборудование: Кукла, игрушечный мишка, машинка. Ход игры: Педагог сидит около бизиборда. Дети находится на расстоянии 2 – 3 метров от него. Воспитатель предупреждает детей: «Я буду говорить шепотом, поэтому вести себя нужно тихо, чтобы было слышно. Будь внимательней!» Затем говорит: - покажи на бизиборде геометрическую фигуру: круг(овал, треугольник, квадрат, ромб и т.д); - покажи на бизиборде дикое (домашнее) животное; - покажи на бизиборде желтый (красный, синий, зеленый и т.д) цвет; - покажи на бизиборде фрукт (банан, яблоко, персик, ананас и т.д). Ребенок должен услышать, понять и выполнить эти поручения. Задания нужно давать краткие и простые, а произносить их тихо, но очень четко. |
«ПОХЛОПАЕМ − ПОТОПАЕМ» Цель игры: развивать у детей умение переключать слуховое внимание, выполнять действия, согласованные с ритмом. Оборудование: бубен. Ход игры (в ней может участвовать неограниченное количество участников). Дети становятся у бизиборда, педагог объясняет правила игры. Педагог начинает негромко стучать по барабану и объясняет, что, когда звук такой тихий, надо хлопать в ладоши. Затем бьет в бубен громче и объясняет, что дети, услышав такой громкий звук, должны топать ногами. После этого несколько раз нужно прорепетировать: педагог бьет в бубен то громко, то тихо дети то хлопают в ладоши, то топают ногами. Суть игры состоит в том, что педагог не просто чередует силу звука, но и выстукивает определенный ритм, который дети должны повторить. |
Игры, направленные на развитие цветовосприятия «ПОДБЕРИ ПО ЦВЕТУ» Цель: упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний и системе цветов. Ход игры: -Ребята у нас сегодня праздник, прекрасное настроение, давайте украсим наш бизиборд. Возьмите каждый по кружочку (вырезанные из цветного картона). А теперь подберите кружок по цвету схожий с предметами на нашем бизиборде. Назовите какого цвета у вас кружок и предмет ( можно использовать не один цвет, а несколько, так же можно добавить еще и геометрическую фигуру). «ЧЕГО НЕ СТАЛО?» Цели: обогащение словарного запаса по теме, развитие зрительного внимания. Ход игры. Педагог предлагает детям подойти к бизиборду. (Можно закрыть полотном половину бизиборда). Дети вместе с педагогом рассматривают предметы (можно только геометрические предметы, либо только игрушки, либо только тактильные дорожки), называют каждую игрушку (геометрическую фигуру, тактильную дорожку, «ВЕСЕЛЫЕ КАРТОЧКИ. НАЗОВИ ЦВЕТ» Ход игры: Педагог раскладывает карточки перед ребёнком и просит его найти предметы заданного цвета на бизиборде. Например, педагог берёт карточку с машиной синего цвета и просит ребенка найти любой другой предмет на бизиборде такого же цвета. Для того, чтобы он понял правила игры, необходимо показать ему как в эту игру нужно играть, указав на цветок синего цвета и пояснив, что машина и цветок одного цвета. «БАБОЧКИ − ЦВЕТОЧКИ» Цель: ознакомление с основными цветами, обучение находить цвет по образцу. Ход игры: Педагог предлагается детям подойти к бизиборду. Затем дает детям разных цветов бабочек. Ребятам нужно разместить бабочек на предметы (цветы) соответствующих цветов. Игры, направленные на развитие речи «ВИТРИНА МАГАЗИНА» Педагог ведет ребят к бизиборду, называя его Лавкой Сказочника. На бизиборде много различных игрушек, фигур, цепочек и т.д., а дети становятся в очередь. Когда ребенок подходит, учитель спрашивает, что ему продать, если ребенок описал правильно товар по цвету, величине, и где он находится, то затем он встает на место продавца. «НАЗОВИ ИГРУШКУ» Цель игры: формировать у ребёнка умение находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия. Материал: бизиборд Ход игры: покажите ребёнку 3—4 игрушки расположенные на бизиборде, предложите ему назвать их. «Это... (кубик, щетка, божья коровка)». Расскажите о каждой игрушке, называя внешние признаки: «Это мягкая игрушка. Она белая. Маленького размера». Аналогично опишите другие предметы, а ребёнок назовёт их. |
цвет). Затем педагог предлагает детям закрыть глаза и закрывает карточкой одну игрушку. Затем дети открывают глаза и называют игрушку, которой не стало. «ОДИНАКОВЫЕ ПРЕДМЕТЫ» Цель: Учить детей находить одинаковые предметы разного цвета. Развивать речь, внимание, умение сравнивать предметы. Развивать мелкую моторику пальцев. Ход игры: Педагог раскладывает карточки перед ребёнком и просит его найти на бизиборде такой же предмет. Например, взрослый берёт карточку с машиной зелёного цвета и просит ребенка найти ещё такую же машину другим цветом. Для того, чтобы он понял правила игры, необходимо показать ему как в эту игру нужно играть. |