Доклад «Дидактическая игра в обучении детей с интеллектуальными нарушениями»
Галкина Е.В.
ГБОУ «Специальная школа-интернат г. Задонска»
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Специальная школа осуществляет обучение и воспитание таких детей, которые в силу своего недоразвития или нарушения познавательной деятельности не могут обучаться в массовой школе.
Трудности в усвоении учебного материала учащимися специальной (коррекционной) школы нередко приводят к снижению их интереса к учению. Особенно трудным, и на первых порах нелюбимым, предметом становится математика. Это и понятно, так как для овладения математическими знаниями необходимо умение отвлекаться, сравнивать, обобщать, а функции абстрагирования, обобщения у учащихся специальной (коррекционной) школы резко снижены.
Для успешного обучения и воспитания этих детей необходимо на первых же годах школьного обучения пробудить их интерес к учебным занятиям, увлечь, мобилизовать их внимание, активизировать их деятельность.
Учителя - олигофренопедагоги школы используют с этой целью разнообразные методы и приемы преподавания математики, привлекая красочный дидактический материал и наглядные пособия, чем вовлекают учащихся в практический процесс овладения предметом.
Одним из эффективных средств пробуждения живого интереса к учебному предмету, наряду с другими методами и приемами, использованием разнообразия дидактических материалов, является дидактическая игра.
Еще К. Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игры в серьезный учебный труд учащихся. Это позволяет снова организовать и сделать более продуктивной работу школьников.
В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и в первые годы их обучения в школе. Исследования показали, что у умственно отсталых потребность в игре возникает гораздо позже, чем у нормально развивающихся детей.
Умственно отсталые дети играют на уроках, используя дидактический материал, учебные пособия в качестве игрушек, не понимая их учебного значения. Эту особенность в поведении умственно отсталых на уроках отмечают и учителя массовой школы, характеризуя учащихся, направляемых в специальную (коррекционную) школу.
Желание играть, потребность в игре у умственно отсталых школьников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных учебных и воспитательных задач. Игнорирование этих потребностей в учебно-воспитательной работе означало бы игнорирование особенностей развития умственно отсталого ребенка.
В игре удается приковать внимание умственно отсталых детей к таким предметам, которые в обычных неигровых условиях не интересуют их и на которых сосредоточить внимание не удается. Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для данной категории детей. Дидактические игры позволяют установить преемственность между воспитанием ребенка в дошкольном возрасте в детском саду или в семье, где преобладающее место в его деятельности занимала игра, и воспитанием и обучением ребенка в школе. В школе основной формой обучения становится урок. Включение в урок дидактической игры, которая удовлетворяет требованиям, вытекающим из задач обучения и воспитания, и носит обучающий характер, сближает новую деятельность ребенка с привычной и делает менее заметным для умственно отсталого ребенка переход к серьезной учебной работе.
Обучение детей играть и играя считать, решать, строить, конструировать обеспечивает воспитание тех необходимых качеств, которые нужны ребенку для его обучения. Интерес к игре, к занимательному занятию, произвольное внимание, целенаправленность деятельности, стремление к достижению поставленной цели постепенно переключается на учебные занятия. Первоначально эти занятия содержат некоторые элементы знакомых ребенку игр; чем старше ребенок, тем этих элементов становится меньше. Учитель привлекает новые средства пробуждения, сохранения и расширения познавательных интересов, чего нельзя сделать без обучения умственно отсталого ребенка умению пользоваться дидактическими играми на начальных этапах обучения.
Вначале ученик заинтересовывается игрой, а затем и тем материалом, без которого невозможно участвовать в игре. У ученика возникает интерес к учебному предмету.
Ценность дидактических игр в процессе обучения заключается в том, что они создаются в обучающих целях, служат обучению, воспитанию и развитию учащихся. Благодаря использованию дидактических игр на уроках математики в младших классах можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. В игре учащиеся незаметно для себя выполняют большое число математических действий, упражнений, тренируются в счете, сравнивают множества и числа, решают задачи и т. д. Внимание ребенка приковано к игре, к выполнению игровых целей, а между тем он преодолевает трудности математического характера, переносит имеющиеся знания в новую для него обстановку. Это приобретает особое значение во вспомогательной школе, где очень трудно обучить детей оперировать имеющимися знаниями в изменившейся обстановке, где трудно длительное время активизировать внимание школьников на однообразной работе, вызвать их активную деятельность, волевое усилие, настойчивость в достижении цели. Дидактическая игра будит детское воображение, создает приподнятое настроение, так как она наиболее близка ребенку.
Положительные эмоции, которые возникают во время игры, активизируют его деятельность, обеспечивают решение задач, которые связаны с развитием произвольного внимания, памяти, ассоциативной деятельности и формированием способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения. Это свидетельствует о корригирующей роли дидактических игр.
Дидактические игры позволяют индивидуализировать работу на уроке, давать задания, посильные каждому ученику, с учетом его умственных и психофизических возможностей и максимально развивать способности каждого школьника.
В играх, особенно коллективных, формируются и качества личности учащихся. Они учатся учитывать интересы своих товарищей, сдерживать свои желания. У ученика развивается чувство ответственности, воспитываются воля и характер.
Дидактическая игра с ее обучающей задачей, облеченной в игровую, занимательную форму, привлекла к себе внимание видных русских и зарубежных оли- гофренопедагогов и врачей еще на заре зарождения теории и практики обучения и воспитания умственно отсталых детей.
Жан Итар (1775—1838), Эдуард Сеген (1812— 1880), Декроли (1871—1932), Мария Монтессори (1870-1952), Е. К. Грачева (1866—1934), А. Н. Граборов (1885—1949) широко использовали дидактические игры и подчеркивали их огромную роль в воспитании и обучении умственно отсталых детей.
Олигофренопедагоги смотрели на игру не как на развлечение или забаву, а видели в ней большой труд для умственно отсталых детей, который требует напряжения всех духовных и физических сил.
Создалась целая система игр, направленных на развитие внешних чувств. Таковы игры, созданные Ж. Итаром, Э. Сегеном, Декроли, Марией Монтессори. Но несмотря на то что они создавались с целью развития внешних чувств, с их помощью развивалось и внимание, и наблюдательность, и память умственно отсталых. Эти игры служили подготовительной ступенью к развитию интеллектуальной деятельности.
Почти все игры, созданные для обучения и воспитания интеллектуально неполноценных детей, предполагают наличие дидактического материала, так как они рассчитаны на самообучение и на индивидуальное обучение детей. Положительным в построении всех этих игр является то, что дидактическим материалом в них служат предметы окружающей ребенка действительности, они ему знакомы, близки, будят мысль ребенка,активизируют его познавательную деятельность. Те знания и навыки, которые ребенок получает в таких играх, могут быть легко перенесены в жизнь, самостоятельно использованы в любой обстановке.
Известные русские олигофренопедагоги и психологи А. Н. Граборов, Г. Я. Трошин высоко ценили игры в деле воспитания и обучения умственно отсталых детей. Игру они считали самым точным показателем проявления детских способностей, возможностей. «Степень отсталости ребенка характеризуется теми играми, на которые он бывает способен», — писал А. Н. Граборов.
Русские олигофренопедагоги видели в игре источник физического и психического развития ребенка, могущественный фактор, способствующий развитию и упражнению всех детских способностей. Они считали, что игра оказывает благотворное влияние в первую очередь на развитие внешних чувств: зрения, мышечного чувства, слуха. В игре все внешние чувства упражняются, а следовательно, игра действует на них развивающе. В игре получают развитие такие интеллектуальные процессы, как память, мышление, воображение. «...Нет... ни одной способности, — писал А. Н. Граборов, — которая не упражнялась бы в игре. Все высшие чувства находят в играх благодатную почву для своего развития».
Игра рассматривалась как способ обогащения знаний детей, расширения их кругозора, уточнения понятий. «Расширяя сферу игры, ребенок расширяет и сферу своего мышления: в игре он открывает новые свойства вещей и явлений и получает о них более точные понятия...».
При обучении игра рассматривалась как метод наряду с другими методами и приемами.
Русские олигофренопедагоги считали, что преподавание для умственно отсталых детей должно быть построено ярче и эмоциональнее, чем для их нормальных сверстников. Крайне неустойчивое внимание таких детей надо постоянно будить, и занятия, носящие характер игры, могут с успехом служить этой цели. Особенно высоко ценились игры с красочным дидактическим материалом, игрушками, картинками. Такие игры особенно увлекали умственно отсталых детей и пробуждали интерес к изучаемому материалу. «Эти пособия, — пишет Е. К. Грачева,— могут служить повседневными игрушками. Теряя обязательность урока, они выигрывают в глазах ребенка, и последний часто с помощью товарища долго играет и возится с ними, подбирая их по тому требованию, которое предъявляется к ним, как к учебному пособию».
Особенно большое значение придавалось дидактическим играм при повторении. Это объясняется тем, что умственно отсталые дети с большим трудом запоминают учебный материал и быстро его забывают. Поэтому повторение во вспомогательной школе приобретает особое значение. Но проходит оно более успешно при условии разнообразия форм, на различном материале и лучше всего, как подчеркивает Е. К. Грачева, игровом.
В настоящее время специальной (коррекционной) школе дидактические игры находят широкое применение на уроках учителей как младших так и старших классов. Ряд интересных и полезных математических игр разработан Н. Ф. Кузьминой-Сыромятниковой и описан в методических пособиях по математике для вспомогательной школы. Автор рекомендует дидактические игры тесно увязывать с практическими жизненными задачами и делами детей. Некоторые игры рекомендуется изготовлять самим детям под руководством учителя и пользоваться ими как на уроках, так и в свободное от учебных занятий время. Ряд дидактических игр, особенно на развитие пространственных представлений, представлений о форме, величине, цвете предметов, автор советует переносить с уроков математики на уроки ритмики, физкультуры, во внеклассные занятия и часы досуга детей.
Литература:
Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике во вспомогательной школе. Пособие для учителей. Изд. 2-е. М., «Просвещение»
Грабов А.Н. Игра и ее значение в развитии ребенка. — «Вестник психологии», т. XII, вып. 4. Пг
Грачев Е.К. Воспитание и обучение глубоко отсталого ребенка. М.—Л., Учпедгиз.
Кузьмина – Сыромятникова Н.Ф. Пропедевтика обучения арифметике во вспомогательной школе. М., Изд-во Учпедгиз.