Доклад «Дидактическая игра в обучении детей с интеллектуальными нарушениями»

1
0
Материал опубликован 12 May 2020

Галкина Е.В.

ГБОУ «Специальная школа-интернат г. Задонска»


ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Специальная школа осуществляет обучение и воспитание таких детей, которые в силу своего недо­развития или нарушения познавательной деятельности не могут обучаться в массовой школе.

Трудности в усвоении учебного материала учащи­мися специальной (коррекционной) школы нередко приводят к сни­жению их интереса к учению. Особенно трудным, и на первых порах нелюбимым, предметом становится ма­тематика. Это и понятно, так как для овладения мате­матическими знаниями необходимо умение отвлекаться, сравнивать, обобщать, а функции абстрагирования, обобщения у учащихся специальной (коррекционной) школы резко снижены.

Для успешного обучения и воспитания этих детей необходимо на первых же годах школьного обучения пробудить их интерес к учебным занятиям, увлечь, мо­билизовать их внимание, активизировать их деятель­ность.

Учителя - олигофренопедагоги школы используют с этой целью разнообразные методы и приемы преподавания математики, привлекая красочный дидактический ма­териал и наглядные пособия, чем вовлекают учащихся в практический процесс овладения предметом.

Одним из эффективных средств пробуждения живо­го интереса к учебному предмету, наряду с другими ме­тодами и приемами, использованием разнообразия дидактических материалов, является дидактическая игра.

Еще К. Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игры в серьезный учебный труд уча­щихся. Это позволяет снова организовать и сделать бо­лее продуктивной работу школьников.

В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее зна­чение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и в первые годы их обучения в школе. Исследования показали, что у умственно отсталых потребность в игре возникает гораздо позже, чем у нормально развиваю­щихся детей.

Умственно отсталые дети играют на уроках, исполь­зуя дидактический материал, учебные пособия в каче­стве игрушек, не понимая их учебного значения. Эту особенность в поведении умственно отсталых на уроках отмечают и учителя массовой школы, характеризуя учащихся, направляемых в специальную (коррекционную) школу.

Желание играть, потребность в игре у умственно отсталых школьников необходимо использовать и на­правлять в целях решения определенных учебных и воспитательных задач. Игнорирование этих потребнос­тей в учебно-воспитательной работе означало бы игно­рирование особенностей развития умственно отсталого ребенка.

В игре удается приковать внимание умственно от­сталых детей к таким предметам, которые в обычных неигровых условиях не интересуют их и на которых сосредоточить внимание не удается. Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогичес­кие задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для данной категории детей. Дидак­тические игры позволяют установить преемственность между воспитанием ребенка в дошкольном возрасте в детском саду или в семье, где преобладающее место в его деятельности занимала игра, и воспитанием и обу­чением ребенка в школе. В школе основной формой обучения становится урок. Включение в урок дидакти­ческой игры, которая удовлетворяет требованиям, вы­текающим из задач обучения и воспитания, и носит обучающий характер, сближает новую деятельность ребенка с привычной и делает менее заметным для умственно отсталого ребенка переход к серьезной учеб­ной работе.

Обучение детей играть и играя считать, решать, строить, конструировать обеспечивает воспитание тех необходимых качеств, которые нужны ребенку для его обучения. Интерес к игре, к занимательному занятию, произвольное внимание, целенаправленность деятель­ности, стремление к достижению поставленной цели постепенно переключается на учебные занятия. Перво­начально эти занятия содержат некоторые элементы знакомых ребенку игр; чем старше ребенок, тем этих элементов становится меньше. Учитель привлекает но­вые средства пробуждения, сохранения и расширения познавательных интересов, чего нельзя сделать без обучения умственно отсталого ребенка умению пользо­ваться дидактическими играми на начальных этапах обучения.

Вначале ученик заинтересовывается игрой, а затем и тем материалом, без которого невозможно участво­вать в игре. У ученика возникает интерес к учебному предмету.

Ценность дидактических игр в процессе обучения заключается в том, что они создаются в обучающих целях, служат обучению, воспитанию и развитию учащихся. Благодаря использованию дидактических игр на уроках математики в младших классах можно до­биться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. В игре учащиеся незаметно для себя выпол­няют большое число математических действий, упраж­нений, тренируются в счете, сравнивают множества и числа, решают задачи и т. д. Внимание ребенка при­ковано к игре, к выполнению игровых целей, а между тем он преодолевает трудности математического харак­тера, переносит имеющиеся знания в новую для него обстановку. Это приобретает особое значение во вспо­могательной школе, где очень трудно обучить детей оперировать имеющимися знаниями в изменившейся обстановке, где трудно длительное время активизиро­вать внимание школьников на однообразной работе, вызвать их активную деятельность, волевое усилие, настойчивость в достижении цели. Дидактическая игра будит детское воображение, создает приподнятое на­строение, так как она наиболее близка ребенку.

Положительные эмоции, которые возникают во время игры, активизируют его деятельность, обеспечи­вают решение задач, которые связаны с развитием произвольного внимания, памяти, ассоциативной дея­тельности и формированием способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения. Это свидетельствует о корригирующей роли дидакти­ческих игр.

Дидактические игры позволяют индивидуализиро­вать работу на уроке, давать задания, посильные каж­дому ученику, с учетом его умственных и психофизи­ческих возможностей и максимально развивать способ­ности каждого школьника.

В играх, особенно коллективных, формируются и качества личности учащихся. Они учатся учитывать интересы своих товарищей, сдерживать свои желания. У ученика развивается чувство ответственности, воспи­тываются воля и характер.

Дидактическая игра с ее обучающей задачей, обле­ченной в игровую, занимательную форму, привлекла к себе внимание видных русских и зарубежных оли- гофренопедагогов и врачей еще на заре зарождения теории и практики обучения и воспитания умственно отсталых детей.

Жан Итар (1775—1838), Эдуард Сеген (1812— 1880), Декроли (1871—1932), Мария Монтессори (1870-1952), Е. К. Грачева (1866—1934), А. Н. Граборов (1885—1949) широко использовали дидактичес­кие игры и подчеркивали их огромную роль в воспита­нии и обучении умственно отсталых детей.

Олигофренопедагоги смотрели на игру не как на развлечение или забаву, а видели в ней большой труд для умственно отсталых детей, который требует напря­жения всех духовных и физических сил.

Создалась целая система игр, направленных на раз­витие внешних чувств. Таковы игры, созданные Ж. Итаром, Э. Сегеном, Декроли, Марией Монтессори. Но несмотря на то что они создавались с целью раз­вития внешних чувств, с их помощью развивалось и внимание, и наблюдательность, и память умственно отсталых. Эти игры служили подготовительной сту­пенью к развитию интеллектуальной деятельности.

Почти все игры, созданные для обучения и воспи­тания интеллектуально неполноценных детей, предпо­лагают наличие дидактического материала, так как они рассчитаны на самообучение и на индивидуальное обучение детей. Положительным в построении всех этих игр является то, что дидактическим материалом в них служат предметы окружающей ребенка действительнос­ти, они ему знакомы, близки, будят мысль ребенка,активизируют его познавательную деятельность. Те знания и навыки, которые ребенок получает в таких играх, могут быть легко перенесены в жизнь, самостоя­тельно использованы в любой обстановке.

Известные русские олигофренопедагоги и психологи А. Н. Граборов, Г. Я. Трошин высоко ценили игры в деле воспитания и обучения умственно отсталых детей. Игру они считали самым точным показателем прояв­ления детских способностей, возможностей. «Степень отсталости ребенка характеризуется теми играми, на которые он бывает способен», — писал А. Н. Грабо­ров.

Русские олигофренопедагоги видели в игре источ­ник физического и психического развития ребенка, мо­гущественный фактор, способствующий развитию и упражнению всех детских способностей. Они считали, что игра оказывает благотворное влияние в первую очередь на развитие внешних чувств: зрения, мышеч­ного чувства, слуха. В игре все внешние чувства уп­ражняются, а следовательно, игра действует на них развивающе. В игре получают развитие такие интел­лектуальные процессы, как память, мышление, вообра­жение. «...Нет... ни одной способности, — писал А. Н. Граборов, — которая не упражнялась бы в игре. Все высшие чувства находят в играх благодатную поч­ву для своего развития».

Игра рассматривалась как способ обогащения зна­ний детей, расширения их кругозора, уточнения поня­тий. «Расширяя сферу игры, ребенок расширяет и сфе­ру своего мышления: в игре он открывает новые свой­ства вещей и явлений и получает о них более точные понятия...».

При обучении игра рассматривалась как метод на­ряду с другими методами и приемами.

Русские олигофренопедагоги считали, что препода­вание для умственно отсталых детей должно быть по­строено ярче и эмоциональнее, чем для их нормальных сверстников. Крайне неустойчивое внимание таких де­тей надо постоянно будить, и занятия, носящие харак­тер игры, могут с успехом служить этой цели. Особен­но высоко ценились игры с красочным дидактическим материалом, игрушками, картинками. Такие игры особенно увлекали умственно отсталых детей и пробуждали интерес к изучаемому материалу. «Эти пособия, — пишет Е. К. Грачева,— могут служить повседневными игрушками. Теряя обя­зательность урока, они выигрывают в глазах ребенка, и последний часто с помощью товарища долго играет и возится с ними, подбирая их по тому требованию, ко­торое предъявляется к ним, как к учебному пособию».

Особенно большое значение придавалось дидакти­ческим играм при повторении. Это объясняется тем, что умственно отсталые дети с большим трудом запо­минают учебный материал и быстро его забывают. По­этому повторение во вспомогательной школе приобре­тает особое значение. Но проходит оно более успешно при условии разнообразия форм, на различном мате­риале и лучше всего, как подчеркивает Е. К. Грачева, игровом.

В настоящее время специальной (коррекционной) школе ди­дактические игры находят широкое применение на уро­ках учителей как младших так и старших классов. Ряд интерес­ных и полезных математических игр разработан Н. Ф. Кузьминой-Сыромятниковой и описан в методи­ческих пособиях по математике для вспомогательной школы. Автор рекомендует дидактические игры тесно увязывать с практическими жизненными задачами и делами детей. Некоторые игры рекоменду­ется изготовлять самим детям под руководством учи­теля и пользоваться ими как на уроках, так и в сво­бодное от учебных занятий время. Ряд дидактических игр, особенно на развитие пространственных представ­лений, представлений о форме, величине, цвете предме­тов, автор советует переносить с уроков математики на уроки ритмики, физкультуры, во внеклассные заня­тия и часы досуга детей.


Литература:

Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике во вспомогательной школе. Пособие для учителей. Изд. 2-е. М., «Просвещение»

Грабов А.Н. Игра и ее значение в развитии ребенка. — «Вестник психологии», т. XII, вып. 4. Пг

Грачев Е.К. Воспитание и обучение глубоко отсталого ребенка. М.—Л., Учпедгиз.

Кузьмина – Сыромятникова Н.Ф. Пропедевтика обучения арифметике во вспомогательной школе. М., Изд-во Учпедгиз.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации