12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Туркенич Наталия Владимировна19



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА


«Краткий курс обучения игре на фортепиано»






Направленность: художественная

Уровень: вводный

Срок реализации: 10 часов

Возраст обучающихся: 7 - 17 лет


Автор-составитель:

Туркенич Н.В.

педагог дополнительного образования




Москва

2022




















СОДЕРЖАНИЕ




Стр.


Пояснительная записка ……………………………………………..…….

3


Направленность программы ………………………………………………..

3


Уровень освоения программы ……………………………………………...

3


Актуальность и педагогическая целесообразность программы ………….

3


Новизна и отличительные особенности программы………………………

3


Цель и задачи программы…………………………………………...………

4


Срок реализации и категория обучающихся ….…………………………

4


Форма обучения и режим занятий …………………………………………

4


Планируемые результаты …………………………………………………..

5


Содержание программы ………………………………………………….

8


Учебно-тематический план. …………………….…………………………

8


2.Содержание программы.…………………..………........................................

9


Формы контроля и оценочные материалы ……………………………

24


Организационно-педагогические условия реализации программы

26


Материально-технические условия реализации программы ……………

26


Учебно-методическое обеспечение ………………………………………..

26


Список литературы …………………………………..……………………..

27



Приложение. Годовой календарный график …………………………….






































Пояснительная записка

Направленность программы – художественная.

Уровень освоения программы – вводный.

Актуальность и педагогическая целесообразность программы

Рабочая программа рассчитана на краткосрочный курс с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся детей и направлена

на освоение и закрепление игры на фортепиано в каникулярное время.

Актуальность программы состоит в том, что она дает возможность ученику совершенствовать свою игру на фортепиано, закрепить знания и умения, полученные в течении учебного года и нацелена на отработку технических и исполнительских приемов игры на инструменте.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, чтобы за короткий период времени, а именно восемь уроков заинтересовать обучающегося и мотивировать его не дальнейшее обучение в данном учебном заведении. Также программа позволяет расширить рамки кругозора обучающегося, дает возможность продолжить занятия в каникулярное время для дальнейшего роста и развития пианистических навыков.


Новизна программы

Новизна программы заключается в подаче материала в краткой и емкой форме, что позволяет с максимальной эффективностью проводить учебные занятия и достигать результативности в более короткие сроки. Дифференцированный подход к каждому ученику на основе разнообразного сочетания заданий (творческие задания, работа над произведениями, упражнения и т.)


Программа разработана на основе дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Обучение с увлечением» (автор – Ахтямова Г.Н.).

Отличительная особенность данной программы – индивидуальный подход к учащимся, касающийся выбора программы, вкуса ребенка, его физиологических и психологических особенностей. Именно такой подход с целью увлечь ребенка, привить ему любовь к музыке и к фортепиано на всю его жизнь, мы считаем правильным и результативным. Каждый ученик - это особый мир. Чувствовать особенности ученика – его характер, темперамент, привычки - основное правило для подбора разных форм педагогического воздействия. Важно правильно направить ученика, предлагать при выборе программы произведения разных эпох и стилей, рассказывать о музыке на занятиях, вести беседы об изучаемых сочинениях, спрашивать о том, что хотел донести до слушателя композитор.

Теоретическая часть программы построена на методиках выдающихся педагогов, музыкантов-исполнителей русской и современной фортепианной школы: Г.Г. Нейгауза, Л.А. Баренбойма, А. Алексеева, Н.А. Любомудровой, Е.М. Тимакина, Т.Б. Юдовиной-Гальпериной.


Цель и задачи программы

Цель программы: формирование и закрепление навыков игры на фортепиано, музыкальное развитие учащихся, воспитание эстетического вкуса.

Задачи программы

Обучающие:

обучение и выработка основных приемов игры на фортепиано;

формирование необходимых знаний в музыкальной теории;

овладение умения чтения с листа;

Развивающие:

развитие интереса к музыкальному искусству;

развитие устойчивого интереса к музыкальным занятиям;

развитие музыкальных способностей: музыкальности, слуха, ритма, памяти, мышления;

развитие технических навыков игры на фортепиано;

развитие творческих способностей;

физическое развитие: двигательных навыков, координации движений;

развитие воображения и восприятия.

Воспитательные:

воспитание умения объективно оценивать свои успехи;

формирование потребности в самопознании, саморазвитии;

воспитание трудолюбия, усидчивости, целеустремленности, аккуратности, собранности, пунктуальности, доброжелательности, ответственности;

воспитание уважительного отношения к людям.

Срок реализации и категория обучающихся

Общая продолжительность реализации дополнительной общеразвивающей программы составляет 10 часов

Принимаются все желающие, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

Возраст обучающихся: от 7 до 17 лет.



Форма обучения и режим занятий

Форма организации образовательной деятельности – индивидуальные.

Режим занятий: 2,5 часа в неделю: 2 раза в неделю по 1 часу 15 минут.

Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности составляет не более 45 минут. Во время занятий предусмотрены перерывы 10 мин. для снятия напряжения и отдыха, проводится динамическая пауза, отводится время на подготовку и уборку своего рабочего места, решение организационных вопросов.

Планируемые результаты

По итогам 1-го месяца обучения ученик должен

знать:

строение инструмента: регистры, октавы, название клавиш, их звуковысотное соотношение;

основные способы звукоизвлечения: legato, non legato, staccato;

основы элементарной теории музыки: ноты, паузы, длительности, размеры, знаки альтерации, динамические оттенки;

уметь:

следить за посадкой и правильной постановкой рук;

самостоятельно разбирать и соединять двумя руками простейшие пьесы;

осмысленно разучивать музыкальный текст;

читать с листа;

По итогам обучения необходимо пройти несколько разнохарактерных пьес, читать с листа, играть двумя руками.

Результаты уровня развития

Обучающиеся будут иметь развитые музыкальные способности (слух, чувство ритма, музыкальная память).

Результаты уровня воспитанности

У обучающихся получат развитие такие личностные качества: трудолюбие, ответственность, самостоятельность, самоконтроль.

Метапредметные результаты:

- умение ставить перед собой цели и определять задачи,

- осуществление самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе предметной деятельности.



Содержание программы



Учебно-тематический план 1-го месяца обучения



п/п

Наименование темы

Количество часов

Формы контроля

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие

0,5

0,5

1

Диагностика музыкальных способностей

2.

Постановка рук

1

1

2

Опрос, чтение нот, проверка домашнего задания. Ритмические хлопки, игра со счетом вслух. Упражнения на закрепление игровых навыков.

.

3.

Основы музыкальной грамоты

0,5

1,5

2

4.

Работа над музыкальными произведениями

0,5

3,5

4

5.

Итоговое занятие

0,5

0,5

1

6.

Всего:

3

7

10



Содержание программы 1-го месяца обучения



Тема 1. Вводное занятие.

Теория. Знакомство учащихся с музыкальной студией, условиями обучения и перспективами развития. Инструктаж по технике безопасности: правила поведения в учебном заведении и в музыкальном классе.

Практика. Диагностика музыкальных способностей учащегося: слух, ритм, память.

Тема 2. Постановка рук.

Теория. Правильная посадка за инструментом. Освоение различных способов звукоизвлечения: legato, non legato, staccatо.

Практика. Упражнения на постановку рук, развивающие свободу и пластичность пианистического аппарата, координацию движений. Упражнения на развитие беглости и цепкости пальцев.

Тема 3. Основы музыкальной грамоты.

Теория. Терминология: нотный стан, скрипичный и басовый ключи, расположение нот 1-й, 2-й и малой октав на нотном стане, знаки альтерации, такт, тактовая черта, реприза, динамические оттенки, штрихи, аппликатура.

Практика. Чтение с листа небольших пьес одной и двумя руками. Формирование техники чтения нот на основе «графического строения» произведения. Обучение технике разбора нотного текста с видением на один такт вперед.

Тема 4. Работа над музыкальными произведениями.

Теория. Слушание разучиваемых произведений в исполнении педагога. Разбор нотного текста (ключи, знаки альтерации, размер, длительности нот)

Практика. Формирование навыка разбора произведения (отдельно каждой рукой со счетом вслух). Необходимо обращать внимание на правильную, логичную расстановку аппликатуры. Исполнение музыкального произведения двумя руками. При разборе музыкального произведения не забывать следить за посадкой, за свободой и правильной постановкой игрового аппарата.

Тема 5. Итоговое занятие.

Теория. Повторение и закрепление пройденного материала.

Практика. Проведение контрольного урока, анализ и проверка усвоения материала.

Формы контроля и оценочные материалы

Для отслеживания динамики освоения данной дополнительной общеобразовательной программы и анализа результатов образовательной деятельности разработан педагогический мониторинг.

Мониторинг осуществляется в течение месяца обучения и включает вводный и текущий контроль, а также промежуточную и итоговую аттестацию.

Вводный контроль (первичная диагностика) проводится в начале учебного года (сентябрь) для определения уровня музыкальных способностей и подготовки обучающихся. Критериями оценки определения музыкальных способностей являются музыкальный слух, ритм и память. Форма проведения – диагностика музыкальных способностей.

Текущий контроль осуществляется в процессе проведения каждого учебного занятия и направлен на закрепление и формирование практических умений и навыков.

Форма проведения – опрос, чтение нот, проверка домашнего задания, ритмические хлопки, игра со счетом вслух, чтение с листа, выполнение упражнений на закрепление игровых навыков, умение пользоваться педалью.

Учет успеваемости ученика по разным видам его работы может проходить в форме контрольного урока или открытого занятия.

Промежуточный контроль (промежуточная аттестация) проводится в середине курса занятий, для выявления освоения программы в виде урока опроса по прошедшим занятиям, определения уровня знаний.

Итоговая аттестация проводится в конце всего курса обучения при предъявлении ребенком (в доступной ему форме) результата обучения, предусмотренного программой.

Форма итоговой аттестации: проведение открытого урока для родителей, между обучающимися, для исполнения выученных произведений за данный период времени.

Критериями оценки освоения программы являются:

формирование музыкально-эстетического вкуса;

расширение музыкального кругозора;

развитие музыкальных, интеллектуальных и творческих способностей;

соответствие уровня умений и навыков обучающихся программным требованиям;

Программой предусмотрен также мониторинг результатов освоения программы по таким показателям как развитие общих и специальных способностей, воспитание личностных качеств обучающихся, включающих социально значимые. Формами и методами отслеживания является: педагогическое наблюдение, анализ самостоятельных и творческих работ, беседы с обучающимися, отзывы родителей.

Оценка результатов работы каждого обучающегося в конце учебного года производится также в соответствии с таблицей критериев уровня освоения программного материала.

Критерии уровня освоения программного материала:



Низкий уровень

Учебный материал усваивается бессистемно. Обучающийся овладел менее 1/2 объема теоретических знаний и практических умений, навыков, предусмотренных программой. Работоспособность крайне низкая.

Есть недостатки также в личностных качествах: ребёнок эмоционально неустойчив, проявляет недоверие к окружающим, боится общения. Часто наблюдаются негативные реакции на просьбы взрослых, капризы.

Средний уровень

Обучающийся овладел не менее 1/2 объема теоретических знаний и практических умений, навыков, предусмотренных программой.

Личностные качества соответствуют «средним», «нормальным»: у ребёнка преобладает эмоционально-положительное настроение, приветлив с окружающими, проявляет активный интерес к словам и действиям сверстников и взрослых.

Высокий уровень

Обучающийся показывает высокий уровень знаний теоретического материала, овладел всеми умениями и навыками, предусмотренными программой. Осваивает задания повышенной трудности.

Личностные характеристики соответствуют нормам поведения детей данного возраста: ребёнок сохраняет жизнерадостное настроение, проявляет активность.



Организационно-педагогические условия реализации программы

Для организации учебно-воспитательного процесса необходимы следующие условия:

кадровые: требуется педагог дополнительного образования, отвечающий всем требованиям квалификационной характеристики для соответствующей должности педагогического работника;

материально-технические условия: необходимо наличие специально оборудованного помещения, мебели, оборудования и материалов.



Материально-технические условия реализации программы

Мебель:

стол преподавателя;

книжные шкафы;

стулья;

Оборудование и материалы:

музыкальные инструменты (фортепиано);

банкетки;

подставки для ног;

магнитофон;

компьютер.

Организационно - административные условия:

систематическая настройка фортепиано;

технические условия для ксерокопирования нот и дидактических материалов.



Учебно-методическое обеспечение

Учебно-методическое обеспечение включает нотную литературу, книги, справочные издания, методическую литературу.


Название учебной темы

Название и форма методического материала

1.Основы музыкальной грамоты

Азбука игры на фортепиано: для учащихся подготовительного и первого классов ДМШ: учебно-методическое пособие / авт.-сост. С.А. Барсукова. – Изд. 11-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 125, (1) с. – (Учебные пособия для ДМШ).

Волшебные клавиши (Гаммы и арпеджио для фортепиано), - М., Издательский дом «Золотое Руно», 2005. – 16 с.

Дидактические материалы: таблицы, наглядные пособия, ноты, игры, карточки.

Смирнова Т. И. Методические рекомендации. Фортепиано. Интенсивный курс [Текст] / Смирнова Т. - М., Музыка 2004.- 48 с.

Фридкин Г. Практическое руководство по музыкальной грамоте: Учебное пособие. - М.: Музыка, 2014. - 296 с.

2.Постановка рук


3.Работа над музыкальными произведениями







Список литературы

Нормативно-правовая литература

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р).

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы).

Приказ Департамента образования города Москвы от 17.12.2014 № 922 «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014–2015 учебном году».

Приказ Департамента образования города Москвы от 07.08.2015 № 1308 «О внесении изменений в приказ Департамента образования города Москвы от 17 декабря 2014 г. № 922».

Приказ Департамента образования города Москвы от 08.09.2015 № 2074 «О внесении изменений в приказ Департамента образования города Москвы от 17 декабря 2014 г. № 922».

Приказ Департамента образования города Москвы от 30.08.2016 № 1035 «О внесении изменений в приказ Департамента образования города Москвы от 17 декабря 2014 г. № 922».

Список использованной литературы

Алексеева Методика обучения игре на фортепиано. - М., Музыка, 2001. - 59 с.

Смирнова Т. И. Программа по классу специального фортепиано. - М., Министерство культуры РФ 2000.- 54 с.

Смирнова Т. И. Методические рекомендации. Фортепиано. Интенсивный курс. - М., Музыка 2004.- 48 с.

Список литературы для педагога:

Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. 5-е изд.-М.: Музыка, 1988. - 240 с.

Тимакин Е. Воспитание пианиста. - М., Музыка, 2009. – 176 с.

Сборники нот для учащихся:

Азбука игры на фортепиано: для учащихся подготовительного и первого классов ДМШ: учебно-методическое пособие/авт.-сост. С.А. Барсукова. – Изд. 11-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 125, (1) с. – (Учебные пособия для ДМШ).

Альбом ученика-пианиста: хрестоматия 1 класс: учебно-методическое пособие/ сост. Г.Г. Цыганова, И.С. Королькова. – Изд.7-е. – Ростов н /Д: Феникс, 2009. – 81, (1) с. – (Хрестоматия педагогического репертуара).

Альбом ученика-пианиста: хрестоматия: 3 класс: учебно-методическое пособие / сост.Г.Г. Цыганова, И.С. Королькова. – Изд.4-е. – Ростов н /Д: Феникс, 2008. – 105, (1) с. – (Хрестоматия педагогического репертуара).

Альбом ученика-пианиста: хрестоматия: 4 класс: учебно-методическое пособие/ сост.Г.Г. Цыганова, И.С. Королькова. – Изд.4-е. – Ростов н /Д: Феникс, 2008. - 116, (1) с. – (Хрестоматия педагогического репертуара).


Артоболевская А. Первая встреча с музыкой [Текст] / А. Артоболевская - М., Музыка, 2002. - 103 с.

Веселые нотки: сборник пьес для фортепиано: 3-4 классы ДМШ. Вып.2.: учебно-методическое пособие/сост. С.А. Барсукова. – Изд. 3-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 65. (1) с. – (Учебные пособия для ДМШ).

Волшебные клавиши (Гаммы и арпеджио для фортепиано). - М.: Издательский дом «Золотое Руно», 2005. – 16 с.

Геталова О. Первая встреча с музыкой. - М., Музыка 2006. - 212 с.

Музыкальные жемчужинки. Вып 1: учебное пособие для фортепиано: младшие классы ДМШ и ДШИ /Сост. Н. Шелухина. – СПб.: Издательство «Композитор», 2007. – 188 с.

Музыкальная коллекция: Сборник пьес для фортепиано: для учащихся 3-4 классов ДМШ: учебно-методическое пособие/сост. и общ. ред. О.Ю. Гавриш, С.А. Барсукова. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 100, (2) с. – (Хрестоматия педагогического репертуара).

Мой Бетховен: нетрудные пьесы. – СПб.: Нота: Азбука-классика, 2004. – 32 с.

Сборник пьес для фортепиано: «лучшее – из хорошего»: 105 новых пьес: 2 и 3 классы ДМШ: учебно-методическое пособие / сост. Б.А. Поливода, В.Е. Сластенко. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 134 с. – (Учебные пособия для ДМШ).



Интернет-ресурсы

Музеи


Дом-музей Чайковского г. Клин. [Электронный ресурс]. URL: http://www.cbook.ru/tchaikovsky/ (дата обращения: 11.08.2021).

Музей музыкальной культуры им. М.И. Глинки (Москва). [Электронный ресурс]. URL: http://www.museum.ru/museum/glinka/ (дата обращения: 24.08.2021).

Музей-усадьба Э. Грига (Берген, Норвегия). [Электронный ресурс]. URL: http://www.troldhaugen.com (дата обращения: 20.08.2021).

Музыкальные инструменты

Энциклопедия музыкальных инструментов. [Электронный ресурс]. URL: http://eomi.ws/bowed/ (дата обращения: 15.08.2021).

Нотные библиотеки

Беплатные ноты. [Электронный ресурс]. URL: http://www.score-on-line.com/index.php (дата обращения: 22.08.2021).

Нотная библиотека Алексея Невилько. [Электронный ресурс]. URL: http://nlib.org.ua/_index.html (дата обращения: 30.08.2021).

Нотная библиотека Бориса Тараканова. [Электронный ресурс]. URL: http://notes.tarakanov.net/index.htm (дата обращения: 25.08.2021).

Приложение

Годовой календарный график

(календарно-тематический план)

2021-2022 учебный год


Название тем

Общее кол-во часов

1 занятие

2 занятие

3 занятие

4 занятие

5 занятие

6 занятие

7 занятие

8 занятие

Вводное занятие

1









Постановка рук

2









Основы музыкальной грамоты

2









Работа над музыкальными произведениями

4









Итоговое занятие

1









Всего часов:

10

1ч. 15мин.

1ч. 15мин.

1ч. 15мин.

1ч. 15мин.

1ч. 15мин.

1ч. 15мин.

1ч. 15мин.

1ч. 15мин.















Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.