Статья по истории «От Рюрика до Ивана III? Легко!»
Тиунова Лидия Юрьевна
Учитель истории и обществознания МАОУ «СОШ № 42»
Г.Пермь
От Рюрика до Ивана III? Легко!
История России насчитывает более тысячи лет. За это время произошло огромное количество событий, правили сотни князей и царей, прошли десятки войн и сражений, построены десятки городов и созданы тысячи культурных ценностей.
Ознакомление с историческими событиями начинается в начальной школе в курсе «Окружающего мира». Более углубленное изучение истории России начинается в 6 классе: изучаются события с IX по XV века, начиная с правления Рюрика и заканчивая периодом правления Ивана III. По опыту работы могу сказать, что первые уроки по истории Древней Руси дети воспринимают с большим интересом: необычные названия, исторические карты, генеалогическое древо русских князей. Но именно схема генеалогического древа князей становится камнем преткновения для шестиклассников. Причин на это несколько.
Обилие имен князей (причем зачастую одинаковых) не позволяет детям понять, кто кому являлся родственником, кто за кем и в каком княжестве правил.
Генеалогические схемы в учебнике разрозненны и расположены в разных параграфах, что затрудняет работу на уроке по определению родства князей.
Материал в учебнике по некоторым правителям представлен обрывочно и в разных параграфах, поэтому приходится ориентировать детей буквально по отдельным страницам или даже по абзацам.
У многих детей отсутствует пространственное мышление, что не позволяет им из отдельных генеалогических схем представить цельную картину родословной русских князей.
Из всех перечисленных причин вытекает следствие, что у детей не складывается целостная картина истории России от Рюрика до Ивана III, а остаются отрывочные сведения о правителях и событиях. Обилие событий и принимающих в них участие князей (особенно в период феодальной раздробленности), представленных в учебнике, приводит к тому, что у большинства детей пропадает интерес во всем этом материале разбираться.
Столкнувшись с данной проблемой в очередной раз при работе с шестиклассниками, я задумалась: как помочь детям увидеть цельную картину правления русских князей. А если учесть задания, которые имеются в ВПР по истории (задание № 4 про личности и их действия), то у меня возник вопрос: каким должен быть наглядный материал, чтобы объединить имена князей и их деятельность?
Я определила для себя цель, которая заключалась в том, что надо через составление и заполнение родословной схемы русских князей представить обучающимся наиболее цельную картину истории России с IX по XV век. Для достижения данной цели я определила следующие задачи и пути их решения.
Первое, что необходимо было сделать – это составить единую схему (в отличие от учебника), отражающую родственные связи русских князей, т.е. составить генеалогическое древо русских князей. Генеалогическое древо — схематичное изображение родственных связей представителей одной династии, начиная с родоначальника.
При составлении данной схемы я учла несколько правил составления генеалогического древа:
Представители одного поколения должны располагаться на одном уровне
Необходимо учитывать родственные связи, обозначая их прямыми линиями
Если составлять полную генеалогическую схему династии Рюриковичей, то в ней будет насчитываться несколько сотен имен. В программе 6 класса естественно не изучаются все представители династии Рюриковичей, поэтому в схему я включила только тех князей, которые указаны в учебнике, а также те имена, без которых невозможно было бы отобразить родственные связи.
Следующая задача состояла в том, как отобразить в схеме деятельность князей. Данная задача была решена при помощи использования фломастеров, маркеров, цветных ручек для выделения одним цветом имен князей и краткими записями их действий.
Третья задача заключалась в том, чтобы дети не запутались в цветовых акцентах. Все события на схеме должны были быть выделены разными цветами. Поэтому ребятам было рекомендовано приносить на уроки истории фломастеры, ручки, карандаши, маркеры нескольких цветов.
Четвертая задача состояла в том, как эту схему заполнять. Работа со схемой происходила на уроках при помощи презентации. Заранее все этапы заполнения я отображала на слайдах, а затем демонстрировала их в классе. Рассказывая материал на уроке, я показывала все шаги заполнения схемы, шестиклассники на своих схемах дублировали записи.
Простроив для себя алгоритм работы со схемой, я начала внедрять на уроках данный вид деятельности.
Родословная схема была выдана каждому ребёнку (также была дана возможность детям самим распечатать документ, скачав его из ЭПОСа). Когда дети в первый раз увидели схему, у большинства был шок. Я дала время ребятам поделиться впечатлениями и своими мыслями по поводу обилия имен, высказать предположение о том, что мы должны сделать с этой схемой, будем ли изучать всех этих людей и за какой период времени. После ответов учеников и моих комментариев, что над этой схемой мы будем работать в течение 3 и 4 четвертей, в классах восстанавливалось спокойствие и появлялась заинтересованность. Дальше мы определили, кто эти люди, почему все они соединены линиями, почему они расположены по уровням. Дети предположил, что это князья и принадлежат все к одной династии. По схеме мы определили родоначальника и записали название династии.
Так стала выглядеть наша схема после первого шага. Дальше на каждом уроке наши схемы дополнялись информацией. Каждый шаг по заполнению схемы я отображала в презентации, чтобы у детей была возможность контролировать правильность заполнения схемы. На уроках дети использовали фломастеры, маркеры, цветные ручки, цветные карандаши. Такая работа предполагает, что дети сами выбирают цвет для отображения того или иного действия князей, делятся фломастерами или цветными ручками, помогают друг другу ориентироваться в схеме. Заполняя схему, дети, не осознавая того, использовали одновременно многие виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Разные цвета помогали сконцентрировать внимание именно на определённом событии или личности князя. Некоторые события и явления ребята заполняли сами (например, было дано задание отобразить на схеме 2-ю усобицу князей; найти князей, участвовавших в борьбе Руси с крестоносцами, и зафиксировать это в схеме).
Работая со схемой, шестиклассники осуществляли все виды УУД: личностные, предметные, метапредметные (регулятивняе, коммуникативные, познавательные), что в свою очередь отображалось на результате.
За несколько уроков ребята освоили данный вид деятельности и достаточно легко и быстро стали работать по схеме на уроках.
К сожалению, все действия князей невозможно отобразить на данной схеме. Поэтому я целенаправленно выбирали такие события и явления, где было задействовано несколько князей. Каждое событие и причастных к нему князей мы отображали одним цветом (Например: Ярополк, Олег, Владимир I Святой участвовали в 1-й междоусобице. Имена подчеркнуты оранжевым цветом, и название явления также написано оранжевым цветом)
На конечной схеме у нас отображены следующие события и явления: создание первых русских законов, съезд князей в г.Любеч, 1-я и 2-я княжеские усобицы, борьба с экспансией с Запада (с крестоносцами), поход на половцев, борьба за власть, борьба за лидерство между Москвой и Тверью, борьба за великокняжеский ярлык, феодальная война. Ребята обратили внимание, что в схеме некоторых князей мы отмечали несколько раз, т.е. эти князья участвовали в нескольких событиях. Например, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Александр Невский, Дмитрий Донской.
Таким образом, на нашей схеме мы зафиксировали события истории России с IX по XV века, с правления Рюрика и до Ивана III. И, как оказалось, детям далась эта работа достаточно легко. На уроках в качестве закрепления материала или проверки домашнего задания дети работали в парах, рассказывая по схеме пройденный материал. В конце учебного года большинство шестиклассников могло, глядя на схему, рассказать о данных событиях, используя персоналии.
Делая вывод о проделанной работе, я могу с уверенностью сказать, что данная схема явилась очень наглядной и информативной, она облегчила восприятие детьми генеалогического древа русских князей, обеспечила понимание целостной картины истории Руси IX-XV вв., дала возможность шестиклассникам заниматься совершенно новым видом деятельности. А для меня схема облегчила объяснение материала, стала хорошей наглядностью на уроках, открыла возможность с другой стороны взглянуть на подачу информации ученикам.
Литература
Андреев И.Л. История России с древнейших времен до XVI в. 6 кл. : учебник / И.Л.Андреев, И.Н.Фёдоров. – М. : Дрофа, 2016
Кацва Л.А., Юрганов А.Л. История России VIII-XV вв. : Учебник для VII класса средних учебных заведений. – М. : МИРОС-Аргус, 1996.
Пазин Р.В. История. 6-й класс. ВПР. 15 тренировочных вариантов : учебно-методическое пособие / Р.В.Пазин, И.В.Крутова. – Ростов н/Д : Легион, 2018