Урок на тему «Формирование понятия «глагол» на уроках русского языка в рамках требований ФГОС НОО»

2
1
Материал опубликован 5 May 2020

Авторы:

Баринова Елизавета Сергеевна
учитель начальных классов


Московкина Диана Дмитриевна
учитель начальных классов

 

Название организации – места работы.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №40 Дзержинского района Волгограда»

 

Регион, населённый пункт

Волгоградская область, г. Волгоград.

 

Методическая разработка «Формирование понятия «глагол» на уроках русского языка в рамках требований ФГОС НОО»

АННОТАЦИЯ

Данная методическая разработка посвящена проблеме изучения глагола в 3-4 классах начальной общеобразовательной школы по УМК «Перспектива» под ред. Л.Ф. Климановой. Представлены темы по изучению морфологических признаков глаголов, понятию спряжения, правописанию наиболее сложных орфограмм. Данная разработка может быть полезна методистам и учителям начальных классов, студентам высшего и средне профессионального заведений.

 

В свете современных требований к школе, когда перед учителем стоит задача научить каждого ребёнка самостоятельно учиться, особое значение приобретает вопрос о сформированности навыков грамотного письма школьника. Школа должна вооружить детей знаниями по русскому языку, научить применять их в речевой практике. При этом очень важно вести обучение родному языку на высоком теоретическом уровне.

Учитывая требования общества, на данный момент одной из важных проблем современной школы является работа над грамматикой родного языка.

Грамматика – самый обширный раздел курса русского языка. И самый значительный: именно грамматика представляет язык в действии, в закономерностях его развития.

Понятие «грамматика» объединяет в себе морфологию, изучающую способы выражения грамматических значений через формы слова, и синтаксис – учение о строе речи, о связи слов в словосочетании и предложенииВ программе начальной школы по предмету «Русский язык» большое внимание уделяется изучению самостоятельных частей речи: имени существительного, имени прилагательного, глагола.

Глаголы отличаются исключительной сложностью своего содержания, разнообразием грамматических категорий и форм, богатством парадигматических и синтаксических связей. Это вызывает определенные трудности у младших школьников при овладении данной частью речи.  Изучение глаголов требует использования методов, активизирующих внимание, воображение, мышление детей, их самостоятельную поисковую деятельность, т.е. методов, направленных на реализацию творческого подхода при овладении младшими школьниками такой части речи, как глагол. Поэтому изучение глагола является одной из трудных тем в начальной школе.

Последовательность работы над глаголами, связь между разделами, объем программного материала, приемы и средства его изучения в каждом классе определяются задачами изучения данной части речи, ее лингвистическими особенностями и познавательными возможностями младших школьников. Лингвистические особенности глагола довольно сложны, поэтому в начальных классах учащиеся знакомятся только с некоторыми категориями, характерными для данной части речи. В процессе изучения темы «Глагол» младшие школьники могут допускать ошибки при образовании временных форм глагола, при определении спряжения и т.д. Таким образом, в обучении глаголу в начальных классах наблюдается ряд трудностей. Всё вышеизложенное предопределило выбор темы нашей методической разработки: «Формирования понятия «Глагол» на уроках русского языка в рамках требований ФГОС НОО».

Цель методической разработки: осветить практические аспекты изучения наиболее сложных тем раздела «Глагол» в начальных классах по УМК «Перспектива».

Отличительной особенностью нашей работы является то, что все материалы разработаны в соответствие с ФГОС НОО  II поколения, прослеживается связь с ранее изученными темами, существует межпредметная связь с уроками ИЗО, литературного чтения, окружающего мира. Разработанные уроки построены на следующих педагогических технологиях: технология проблемного обучения, технология критического мышления, ИКТ технологии (Презентации), игровые технология, здоровьесберегающие технологии, кейс- технологии, технология дифференцированного обучения и др.

Практическая значимость нашей разработки заключается в том, что разработанные материалы могут быть использованы в 3-4 классах начальной общеобразовательной школы по УМК «Перспектива». Наши методические предложения, расширяют возможности формирования языковой, коммуникативной, лингвистической, лингвокультурологической компетенций в процессе изучения глагола.

Конспект урока по теме: «Глагол» (3 класс)

Место и роль в изучении темы: открытие новых знаний.

Цель: создать условия для формирования знаний обучающихся о глаголе как части речи.

Задачи:

Образовательная: способствовать формированию расширенных представлений обучающихся о значении глагола, познакомить с группами глаголов по значению.

Развивающие: содействовать развитию навыков орфографической зоркости, внимания, мышления, умения рассуждать и выражать собственные мысли; закреплению каллиграфических навыков; развитию монологической и диалогической речи, уточнению и обогащению словарного запаса обучающихся; использовать специальную терминологию при определении глагола как части речи.

Воспитательные: способствовать воспитанию взаимопомощи, трудолюбия, интереса к предмету, навыков аккуратной записи в тетради.

Метапредметные УУД:

Познавательные: умение ориентироваться в учебнике, определять понятия и умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; извлекать информацию, представленную в разных формах; умение строить логическую цепочку рассуждений, умение выдвигать гипотезы и обосновывать их, осуществлять анализ, синтез, сравнение, устанавливать причинно- следственные связи, владеть общим приемом решения орфографических задач.

Регулятивные: умение выполнять учебные действия в сотрудничестве с учителем и другими обучающимися: ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности; умение самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале; осуществлять самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности.

Коммуникативные: умение слушать и понимать других, вступать в диалог; следовать инструкциям, отвечать на вопросы; умение адекватно реагировать на замечания учителя, участвовать в диалоге при обсуждении изучаемого материала, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; работа в парах.

Предметные: умение распознавать глаголы среди других частей речи; находить глаголы в тексте и применять их в речи, осознанно выстраивать речевое высказывание в устной форме и оформлять его письменно, умение использовать правила орфографии и пунктуации в письменной речи.

Дидактические средства:

для учителя – учебник «Русский язык» 3 класс, презентация.

для обучающегося – учебник «Русский язык» 3 класс, письменная тетрадь.

Ход урока:

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

-Начат день,

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

А работать и писать.

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и внимательным.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

-Открываем тетради и записываем дату, классная работа.

-Найдем орфограммы и подчеркнем их. Будем опираться на алгоритм, прочитайте его молча:

1.Прочитай слово.

2.Поставь ударение.

3.Найди орфограмму.

4.Обозначь ее.

-Запишем под диктовку слова. Слушаем внимательно. Следим за посадкой. Садимся правильно.

Самолёт, ко´мната, Кра´сная пло´щадь, рома´шка, сире´нь, гвозди´ка, живо´тное.

-Поставьте ударение, и обозначьте орфограммы. Проверим по алгоритму (показываю алгоритм на доске). Сначала ставим ударение, а потом называем орфограмму. (Словарь: ко´мната (непроверяемый безударный гласный в корне слова), Кра´сная пло´щадь (безударные гласные в слове, гласные после шипящих, правописание согласных в конце слова, правописание Ь на конце слова), рома´шка (безударный гласный в корне слова), сире´нь (безударный гласный в корне слова), гвозди´ка (безударный гласный в корне слова), живо´тное (ЖИ-ШИ с буквой И) . (Ученик работает самостоятельно у доски, остальные в тетради.)

-Проверим. Сверьтесь с доской и со своей тетрадью. Не допустили ли вы ошибок в словарных словах. Ребята, скажите, что значит владеть русским языком? (Правильно и красиво говорить и писать)

-Молодцы. А еще правильно и красиво писать. Зачем мы проводим минутку чистописания? (Чтобы каллиграфически правильно писать)

Выявление места и причины затруднения.

-Ребята, сегодня мы с вами продолжим исследование, но уже по новой теме. Вспомним особенности исследования, обратимся к слайду. Особенности исследования:

Проблема

Исследование, эксперимент

Результат исследования

Прочитаем загадку и подумаем, какая же проблема стоит перед нами.

Моря есть – плавать нельзя,

Дороги есть – ехать нельзя,

Земля есть – пахать нельзя,

Что это? (географическая карта)

-Назовите в тексте загадки слова, обозначающие действия. Поставьте к ним вопрос. (Нельзя (что делать?) плавать. Нельзя (что делать?) ехать. Нельзя (что делать?) пахать)

-Как называется часть речи, слова которой называют действия? (глагол)

-Отгадайте загадку и попробуйте сформулировать тему нашего урока.

Что без меня предметы?

Лишь названья.

А я приду-

Всё в действие придёт.

Летит ракета.

Люди строят здания.

Цветут сады,

И хлеб в полях растет.

-Кто догадался, какая же тема нашего исследования? (Тема нашего исследования «Глагол»)

-Исследователи, какие цели мы поставим себе на урок, что мы будем делать? (Познакомимся еще больше с глаголов как частью речи. Узнаем новое о части речи глагол).

-Да, ребята, вы правы. Сегодня мы начинаем изучать для вас уже знакомую часть речи - глагол. Понаблюдаем. Прочитаем отрывок из сказки Г.-Х. Андерсена. (Зима наступила холодная-прехолодная. Полынья, в которой плавал утёнок, становилась всё меньше и меньше. Наконец она замёрзла, и утёнок примёрз ко льду.

Рано утром мимо проходил крестьянин. Он спас птенца, принёс его домой и отогрел.)

-Что обозначают выделенные слова? (Выделенные слова называют действия предмета.)

-Зададим вопросы к выделенным словам. (Зима (что сделала?) наступила. Утёнок (что делал?) плавал. Полынья (что делала?) становилась. Она (что сделала?) замёрзла. Утёнок (что сделал?) примёрз. Крестьянин (что делал?) проходил. Он (что сделал?) спас, принёс, отогрел).

-Итак, давайте обобщим всё вышесказанное. Так что такое глагол? (Глагол – это самостоятельная часть речи. Отвечает на вопросы: что делать? Что сделать?)

-Как нам убедиться в научности наших слов? Куда можно обратиться? (Посмотреть в учебнике).

-Открываем с. 52. Прочитайте самостоятельно правило «Узелки на память». Какие предположения подтвердило нам правило? (Глагол – это часть речи, группа слов. Глагол отвечает на вопросы что делать? Что сделать? Глагол – самостоятельная часть речи. Глагол называет действие предмета.)

Проектирование и фиксация нового знания. Построение проекта выхода из затруднения.

-Мы с вами убедились в научности, провели свои предположения. А теперь давайте проводить эксперимент. Задание: прочитаем предложения о том, что стало с утенком из сказки. Посмотрите, в предложениях пропущены глаголы. Прочитайте. И подумайте, понятен ли нам смысл без глаголов. (Нет, смысл предложений без глаголов не понятен).

-Кто может прочитать текст со вставленными глаголами? (Много бед перенёс маленький гадкий утёнок в эту суровую зиму. Потом наступила весна. Солнце пригрело землю своими тёплыми лучами. Утёнок взмахнул крыльями и полетел).

-Записываем упражнение 92. Задаем вопросы устно и подчеркиваем глаголы.

-В чем мы убедились, выполняя данное упражнение? Какой вывод можем сделать? (Глаголы отвечают на вопросы что делать? Что сделать? Обозначают действие предмета).

-Да, отлично!

Динамическая пауза

Реализация построенного проекта.

Исследователи, продолжим свою работу.

Открываем с. 59., упр.91.

-Прочитайте, какие слова вам даны? Что это за слова? (Это однокоренные слова).

-Найдите среди однокоренных слов глаголы. Подчеркните их двумя чертами. Задаем вопросы. -(что делать?) бегать, (что делать?) зеленеть, (что сделать?) удлинить, (что делать?) белить, (что делать?) рыбачить, (что делать?) огородничать., (что делать?) чернеть, (что делать?) плавать.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

-Посмотрите упражнение 89, с. 58. Самостоятельно укажите номера строк, в которых названы признаки глагола как части речи. После чего мы проверим. (1, 3, 6. Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? Что сделать?)

-Поднимите руку, кто согласен? Кто не согласен? Отлично! Вернемся к особенностям исследования. Какая проблема стояла перед нами? (Мы не знали достаточно информации о глаголе как части речи).

-Что мы делали в эксперименте, исследовании? (Подтверждали свои предположения о глаголе, узнавали новое).

-Какой результат у нас получился? (Мы узнали, что такое глагол, подтвердили свои предположения).

-Молодцы!

Домашнее задание.

Оценивание.

Ребята, мне было интересно работать с вами. Спасибо за работу. Урок окончен!

Конспект урока по теме: «Изменение глаголов по временам» (3 класс)

Место и роль в изучении темы: открытие новых знаний.

Тема: «Изменение глаголов по временам».

Цель: создать условия для ознакомления обучающихся изменениями глаголов по временам, изменять глаголы по временам (прошедшее, настоящее, будущее время).

Задачи:

Образовательная: способствовать формированию умений различать временные формы глагола и правильно их употреблять.

Развивающие: содействовать развитию навыков орфографической зоркости, внимания, мышления, умения рассуждать и выражать собственные мысли; закреплению каллиграфических навыков; развитию монологической и диалогической речи, уточнению и обогащению словарного запаса обучающихся.

Воспитательные: способствовать воспитанию взаимопомощи, трудолюбия, интереса к предмету, навыков аккуратной записи в тетради, позитивного отношения к правильной устной и письменной речи.

Метапредметные УУД:

Познавательные: умение ориентироваться в учебнике, определять понятия и умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; извлекать информацию, представленную в разных формах; умение строить логическую цепочку рассуждений, умение выдвигать гипотезы и обосновывать их, осуществлять анализ, синтез, сравнение, устанавливать причинно- следственные связи, владеть общим приемом решения орфографических задач.

Регулятивные: умение выполнять учебные действия в сотрудничестве с учителем и другими обучающимися: ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности; умение самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале; осуществлять самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности.

Коммуникативные: умение слушать и понимать других, вступать в диалог; следовать инструкциям, отвечать на вопросы; умение адекватно реагировать на замечания учителя, участвовать в диалоге при обсуждении изучаемого материала, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; работа в парах.

Предметные: умение распознавать глаголы среди других частей речи; находить глаголы в тексте и применять их в речи, осознанно выстраивать речевое высказывание в устной форме и оформлять его письменно, умение использовать правила орфографии и пунктуации в письменной речи.

Дидактические средства:

для учителя – учебник «Русский язык» 3 класс, презентация.

для обучающегося – учебник «Русский язык» 3 класс, письменная тетрадь.

Ход урока:

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Доброе утро, ребята! Улыбнулись другу другу, потянулись солнышку, настроились на плодотворную работу.

-Всё пиши, не отставая,

Слушай, не перебивая.

Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всё понятно.

Если хочешь отвечать

Надо руку поднимать

-Как будем слушать? Говорить? (Слушать, не перебивая. Говорить чётко, внятно, чтобы было понятно. И если хочешь ответить, то нужно поднять руку).

-Замечательно. Сегодня у нас в гостях кот Леопольд. Он очень хочет посмотреть, как вы, ребята, поняли тему, и предлагает вам свои необычные задания. Ну что, покажем свои знания коту Леопольду? Проведем орфоэпическую разминку. Поиграем в игру «Эхо». Условия игры: один из вас произносит слово, мы с вами повторяем хором. Читаем слова по цепочке. (Балова´ться, дотро´нуться, ка´шлянуть, взгляну´ть, облегчи´ть, хоти´м, н´ачал, повтори´м)

-В каком словаре можно посмотреть правильность ударения и произношения? (В орфоэпическом словаре).

-К какой части речи относятся эти слова? (Эти слова относятся к глаголам).

-В каком времени стоят глаголы? (В настоящем, прошедшем, будущем).

-Как узнали, в каком времени стоят глаголы? Докажите. (Нужно задать вопросы.

(что сделал?) начал (прош.вр.)

-Молодцы!

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Открываем тетради и записываем дату, классная работа. Кот Леопольд наблюдает за вами!

-Найдем орфограммы и подчеркнем их. Будем опираться на алгоритм, прочитайте его молча:

1.Прочитай слово.

2.Поставь ударение.

3.Найди орфограмму.

4.Обозначь ее

-Вспомни, на какие вопросы отвечают глаголы настоящего времени? (Глаголы наст.вр. отвечают на вопросы: что делаю? Что делает?)

-На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени? (что делал? Что сделал?)

-И глаголы будущего времени, на какие вопросы отвечают? (что сделает? Что будет делать?)

Выявление места и причины затруднения.

-Как вы думаете, чем мы сегодня будем продолжать заниматься? (Сегодня мы будем продолжать изменять глаголы по временам).

-Какие цели поставим на урок? (Продолжить отрабатывать, закреплять глаголы, которые изменяются по временам. Закреплять вопросы к глаголам по временам).

-Отлично! Кот Леопольд предлагает вам поиграть. Нужно распределить глаголы по группам. Делим страничку на 3 части, рисуем 3 столбика. 1 столбик: глаголы прош.вр., 2 столбик: глаголы наст.вр., 3 столбик: глаголы будущего времени. -Тетрадь мы подготовили с вами. Ребята делают на доске, а вы в тетради. (Глаголы прош.вр.: бегали, прочитали, летела, поняла, вынесла. Глаголы наст.вр.: иду, поём, шью, везешь, звонит. Глаголы буд.вр.: захочет, сотру, придет, возьмешь, подружится).

-Проверим, ребята. Справились ли мы с игрой кота Леопольда? Все ли у нас получилось? Докажите, что именно эти глаголы относятся к настоящему времени. (Мы задавали вопрос к каждому времени и узнавали, глагол какого времени перед нами).

-Молодцы! Вы отлично справляетесь!

Проектирование и фиксация нового знания. Построение проекта выхода из затруднения.

Задавать вопросы и определять, какого времени перед нами глагол, мы уже умеем и легко справляемся с этим. А теперь мы с Котом Леопольдом предлагаем изменить текст из одного времени в другое. Для этого откройте У.с. 61, упр. 110.

-Прочитаем текст Н.Носова. В каком времени написан текст? (Текст написан в прошедшем времени).

-Изменим текст, чтобы события теперь происходили в настоящем времени. Прочитайте, что получится? (Знайка с товарищами делает большую корзину для воздушного шара. Все жители Цветочного города ходят и смотрят на огромнейший шар. Каждый хочет потрогать его руками. Многие не верят в успех затеи Знайки. А Знайка не обращает на коротышек никакого внимания и продолжает работать).

-Записываем упражнение 110 и записываем переделанный текст, выделяем окончания у глаголов настоящего времени.

-Молодцы! Что мы делали в этом упражнении? (Изменяли глаголы прошедшего времени на глаголы настоящего).

Динамическая пауза

Немного отдохнем. Если я называю вам глагол прошедшего времени, нужно присесть. Если настоящего времени – похлопать. Если будущего – попрыгать.

Реализация построенного проекта.

А теперь я вам предлагаю изменить текст, чтобы из прошлого мы с вами попали в будущее. Прочитаем текст упражнения. Изменяем глаголы прошедшего времени на глаголы будущего времени. Прочитайте, что получилось? (В гостях у лесника. Васятка побежит в чащу леса к избушке лесника. Лесник расскажет ему про зверей и птиц. Он покажет Васеньке берлогу медведя, гнездо совы. Мальчик узнает много интересного).

-Итак, глаголы из прошедшего времени, мы изменили в какое время? (В будущем времени).

-Записываем упражнение 111. Записываем переделанный текст, выделяем окончания у глаголов будущего времени. Будьте внимательны.

-Что мы закрепляли в этом упражнении? (Закрепили вопросы глаголов будущего времени. Изменили глаголы прошедшего времени на глаголы будущего времени).

-А теперь самостоятельно выполните упр.112. Читаем текст. Списываете текст. Вставляете пропущенные буквы. Указываете время глаголов. Можете приступать. (Самостоятельное выполнение упражнения).

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Итак, подведем итог. Какие цели в начале урока мы ставили перед собой? (Продолжить отрабатывать, закреплять глаголы, которые изменяются по временам. Закреплять вопросы к глаголам по временам).

-Ответим на свои цели. С помощью чего мы закрепили знания о изменении глаголов по временам? (С помощью упражнений).

-Отлично! На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени? (Что делал? Что сделал?)

-Настоящего времени? (Что делает? Что делаю?)

-Будущего времени? (Что будет делать? Что сделает?)

-Молодцы! Кот Леопольд вами очень доволен! Оцените свою работу на уроке. Покажите открытую ладошку, если всё получалось, не возникало сложностей. Закрытую ладошку, если нужно еще раз прочитать, изучить, возникали сложности.

Домашнее задание.

Оценивание.

-Ребята, мне было интересно работать с вами. Спасибо за работу. Урок окончен!

Конспект урока по теме: «Закрепление. Изменение глаголов по временам. Неопределенная форма глагола» (3 класс)

Место и роль в изучении темы: комбинированный урок.

Цель: создать условия для закрепления знаний о прошедшем, настоящем и будущем времени; о неопределенной форме глагола.

Задачи:

Образовательная: способствовать закреплению знаний обучающихся об особенностях изменения глаголов по временам, о глаголах неопределенной формы.

Развивающие: содействовать развитию навыков орфографической зоркости, внимания, мышления, умения рассуждать и выражать собственные мысли; закреплению каллиграфических навыков; развитию монологической и диалогической речи, уточнению и обогащению словарного запаса обучающихся.

Воспитательные: способствовать воспитанию взаимопомощи, трудолюбия, интереса к предмету, навыков аккуратной записи в тетради, позитивного отношения к правильной устной и письменной речи.

Метапредметные УУД:

Познавательные: умение ориентироваться в учебнике, определять понятия и умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; извлекать информацию, представленную в разных формах; умение строить логическую цепочку рассуждений, умение выдвигать гипотезы и обосновывать их, осуществлять анализ, синтез, сравнение, устанавливать причинно- следственные связи, владеть общим приемом решения орфографических задач.

Регулятивные: умение выполнять учебные действия в сотрудничестве с учителем и другими обучающимися: ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности; умение самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале; осуществлять самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности.

Коммуникативные: умение слушать и понимать других, вступать в диалог; следовать инструкциям, отвечать на вопросы; умение адекватно реагировать на замечания учителя, участвовать в диалоге при обсуждении изучаемого материала, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; работа в парах.

Предметные: умение распознавать глаголы среди других частей речи; находить глаголы в тексте и применять их в речи, осознанно выстраивать речевое высказывание в устной форме и оформлять его письменно, умение использовать правила орфографии и пунктуации в письменной речи.

Дидактические средства:

для учителя – учебник «Русский язык» 3 класс, презентация.

для обучающегося – учебник «Русский язык» 3 класс, письменная тетрадь.

Ход урока:

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Здравствуйте, ребята. Приготовились к уроку. Проверили все свои принадлежности. Тихо сели.

Громко прозвенел звонок-

Начинается урок

Наши ушки на макушке,

Глазки хорошо открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минутки не теряем.

-О чём мы договорились? (Будем внимательно слушать. Будем запоминать всё. Не теряем время).

-Отлично! Проведём орфоэпическую разминку. Поиграем в игру «Эхо». Условия игры: один из вас произносит слово, мы с вами повторяем хором. Читаем слова по цепочке. (Краси´вее, Инжене´ры, Бало´ванный, Фо´рзац, И´вовый, Гофриро´ванный, Алфави´т, Тигро´вый).

-В каком словаре можно посмотреть правильность ударения и произношения? (В орфоэпическом словаре).

-Какие новые слова вы узнали? Зачем проводим орфоэпическую разминку? (Чтобы правильно говорить и не ошибаться в словах).

-Молодцы!

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Открываем тетради и записываем дату, классная работа.

-Найдем орфограммы и подчеркнем их. Будем опираться на алгоритм, прочитайте его молча:

1.Прочитай слово.

2.Поставь ударение.

3.Найди орфограмму.

4.Обозначь ее.

-Проведем минутку чистописания.

-Я диктую слова, вы внимательно слушаете и записываете. (Сеять, читал, пойду, буду изучать, смотрю, дружить, гнал, пишет, выполнять, изучать, стеречь).

-Посмотрите еще раз на слова. К какой части речи они относятся? (Эти слова относятся к части речи глагол).

-Как вы думаете, на сколько групп можно разделить эти глаголы? (На 2 группы).

-На какие? Докажите. (Глаголы в неопределённой форме. Глаголы в разных временах).

-Надпишите над каждым глаголом, в каком времени он стоит. Над глаголами в неопределенной форме, выделите суффиксы.

Выявление места и причины затруднения.

-Ребята, если мы с вами говорим об изменениях глаголов по временам, неопределенной форме глагола. Как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке? Какие цели себе поставим? (Закрепить знания о глаголах неопределённой формы. Тренироваться с помощью упражнений, находить глаголы прошедшего, настоящего и будущего времени).

-Вы правы. Именно этим мы и будем сегодня заниматься.

Проектирование и фиксация нового знания. Построение проекта выхода из затруднения.

А теперь с помощью упражнений будем закреплять и тренироваться. Открыли У.с.74, упр.138. Посмотрите на слова, которые вам даны.Подумайте, на какие 2 группы их можно разделить? (На существительные и глаголы).

-В какой форме глаголы? (Глаголы неопределенной формы).

-Сначала выписываем глаголы неопределенной форме, а потом имена существительные.

(Лечь, течь, беречь, стричь, стеречь. Глаголы: держать, стирать, тереть, стереть, бодрить, злить, крыть, плыть, дружить, любить, шить, плыть, создать.

Сущ. грусть, кровать, плеть, новость, бодрость, лесть, трость).

-В какой группе слова –ть – суффикс? (Глаголы с суффиксом –ть).

-Выделите суффиксы в этой группе слов. Придумайте и запишите свои предложения с именем существительным и с глаголом в неопределенной форме. По 1 предложению.

-Какой вывод мы можем сделать из этого упражнения? (У имен существительных нет суффикса –ть. Он есть только у глаголов).

-Хорошо, молодцы. Переходим к следующему упражнению. Записываем упражнение 139. Прочитаем задание. (Переделайте рассказ мальчика, заменив глаголы, отвечающие на вопрос что делать?, глаголами, отвечающие на вопрос что сделать?).

Вечером я должен (что сделать?) выучить стихотворение, (что сделать?) решить задачу по математике, (что сделать?) нарисовать картину для школьной газеты. Потом я хочу (что сделать?) помочь маме (что сделать?) приготовить ужин, (что сделать?) посмотреть мультфильм по телевизору, (что сделать?) погулять с собакой и (что сделать?) покормить её, (что сделать?) почитать интересный рассказ моего любимого писателя).

-Ребята, что необычного вы заметили теперь? Что изменилось в тексте?

Динамическая пауза

Реализация построенного проекта.

Выполним 140 упражнение. Читаем задание. (Прочитайте отрывок из сказки Н. Сладкова «На одном бревне». Выпишите глаголы по группам:

1) глаголы наст. вр.

2) глаголы прош. вр.

3) глаголы буд. вр.

4) глаголы неопред. ф. ).

Записываем упражнение 136. Списываем слова и вставляем, где нужно мягкий знак. Читаем текст. Самостоятельно распределите глаголы по группам. (1) Гл. наст.вр: мечется, приговаривает, сигай. 2) Гл. прош. вр.: вышла, разлилась, застряли, прыгнул, поплыли, увидела, стрекотнула. 3) Гл. буд.вр.: уйдёт, выйдет. 4) Гл. неопред.ф.: спастись, тонуть.)

-Хорошо. Какую работу мы выполняли с помощью этого упражнения? (Распределяли глаголы по группам).

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Итак, подведем итог.

-Что на уроке мы с вами делали? Какую работу выполняли? (Закрепляли знания о глаголах неопределенной формы, их особенностях. Тренировались и закрепляли знания о глаголах прошедшего, настоящего, будущего времени).

-Молодцы!

-А теперь оцените свою работу на уроке.

-Посмотрите на свою ладошку. И послушайте внимательно.

Покажите мизинец, если для вас сегодня на уроке была важная и новая информация по данной теме.

Покажите безымянный палец, если вы смогли достигнуть целей урока, которые мы ставили в начале урока.

Покажите средний палец, если на уроке вы работали в хорошем, веселом, положительном настроении.

Покажите указательный палец, если на уроке вы помогали одноклассникам, оказывали сотрудничество, помощь.

И большой палец, вашу бодрость, активность, ваше физическое состояние, что на уроке вы о нем тоже позаботились.

-Запишите домашнее задание.

Оценивание.

-Ребята, мне было интересно работать с вами. Спасибо за работу.

Урок окончен!

Конспект урока на тему: «Глагол. Повторяем, что знаем» (4 класс)

Место и роль урока в изучаемой теме: актуализация знаний и умений

Цель урока: Создать условия для актуализаций знаний о глаголе

Задачи:

Образовательные: продолжить формирование представления о глаголе как части речи, его роли в русском языке; о том, как изменяется глагол.

Развивающие: способствовать развитию умения сравнивать, анализировать, обобщать; высказывать суждения, обосновывать и доказывать свой выбор; ориентироваться в своей системе знаний;

Воспитательные: способствовать воспитанию коммуникативной культуры учащихся при работе в парах, группе; волевых качества; умения слушать и вступать в диалог;

Метапредметные УУД:

Коммуникативные:

Формирование умения слушать и вступать в диалог;

Формирование умения высказывать и аргументировать свою точку зрения;

Формирование умения работать в паре;

Формирование умения отвечать на поставленные вопросы;

Регулятивные:

Формирование умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

Формирование умения прогнозировать предстоящую работу;

Формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

Познавательные:

Формирование умения сравнивать, анализировать, обобщать;

Формирование умения высказывать суждения, обосновывать и доказывать свой выбор;

Формирование умения ориентироваться в своей системе знаний;

Предметные:

Знать, что такое глагол (часть речи, что обозначает, на какие вопросы отвечает, как изменяется, роль в речи, чем является в предложении).

Уметь находить глагол среди других частей речи, выполнять морфологический разбор.

Дидактические средства:

для учителя – учебник Русский язык (4 класс), наглядный и раздаточный материал.

для обучающегося – тетрадь, ручка, простой карандаш, учебник Русский язык (Климанова, Бабушкина) (4 класс).

Ход урока:

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Предлагаю улыбнуться

И в работу окунуться.

- Какое сейчас время года? (Весна)

- Верно, только недавно закончились морозы. Скажите, что вы ждете от погоды весной? (Предполаемые ответы)

-Что может подарить тепло? (Солнце)

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

- Что делает Солнце, чтобы нам с вами быть в отличном настроении? ( Светит, греет, сверкает, просыпается, встаёт, садится, уходит, пригревает, припекает)

- Все эти слова относятся к Солнцу, а что же еще общего вы заметили? (Какой части речи все эти слова?) (Глаголы)

- Совершенно верно, все эти слова – глаголы.

- Что вы уже знаете о глаголах? Что такое глагол? На какие вопросы отвечает глагол? (Глагол — часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?)

- А как изменяются глаголы? (- По числам (ед.ч., мн.ч.); По временам (настоящее, будущее, прошедшее); В прошедшем времени —по числам и родам (в единственном числе))

- Что мы можем сказать о глаголе светить? (Глагол имеет неопределённую форму)

- Как пишется глагол с частицей «не»? («Не» с глаголами пишутся раздельно)

- Прочитайте пословицу. Ее записал один из учеников 4 класса.

Непатопаешь – непалопаешь.

-Что заметили? (Много ошибок)

-Да, вы совершенно правы! Давайте исправим ошибки, поясняя их. (не с глаголами раздельно,приставки па-не бывает ).

- Запишем получившуюся пословицу каллиграфическим почерком. Как вы ее понимаете? (Предполагаемые ответы)

- Спасибо, молодцы!

Постановка проблемы. Выявление места и причины затруднения.

- Мы с вами много знаем о глаголе, но ребята, для чего вообще нам нужны глаголы? Какую роль они играют в нашей речи? Может быть, без них было бы проще?

- Правильно, молодцы! Я думаю, что вы уже догадались, какова будет тема нашего урока? (Будем говорить о глаголе)

-Какова цель нашего урока? (вспомним все, что знаем о глаголе)

Проектирование и фиксация нового знания. Построение проекта выхода из затруднения.

-Вернемся к нашей пословице. Разберем глаголы как часть речи. 1 ряд запишет глагол Не потопаешь, а ребята второго ряда – Не полопаешь)

-Обменяйтесь тетрадями проверим. (Не потопаешь – гл. (что сделаешь?), н.ф., наст. вр, ед. ч.; Не полопаешь - гл. (что сделаешь?), н.ф., наст. вр, ед. ч.)

-Почему не определяли род? (Потому что род определяется только у глаголов прошедшего времени)

- Давайте откроем учебник на странице 79 и найдем упражнение 128.

- Прочитайте задание. Итак, давайте посмотрим на первое грамматическое значение. К какой части речи оно подходит? Почему? (Имена существительные)

- Кто уже догадался, к какой части речи относится второе значение? (Имена прилагательные)

- Третье? (Глагол)

- Какая отличительная особенность у глагола? (Он может изменяться по временам)

- Правильно ребята, закрепим этот навык. Для этого найдем упражнение 129. Прочитайте внимательно, что вам нужно сделать? (Разобрать глагол как часть речи)

- Какой первый глагол вы выделили? (Погасло)

Один ученик выходит к доске и записывает слово;

- Итак, что мы определим у этого глагола в первую очередь? Какое время у нашего глагола? А как ты это узнал(а)? Какой вопрос ты задал(а)? (Время; Прошедшее; что сделало?)

- Можно что-нибудь еще определить у этого глагола? Как определить число? (Число; по вопросу; ед.ч.)

- Раз у этого глагола прошедшее время, что мы еще можем определить? (Род; ср.р).

- Молодец, присаживайся. Кто уже нашел второй глагол? ……, выходи к доске.

Проводится аналогичная работа с глаголами стынет, прийти, не пришла, меркнет

- Сейчас каждый из вас самостоятельно определит время, число (род) у оставшихся глаголов. На работу вам дается 3 мин.

Проводится фронтальная проверка.

-Замечательно. Что же нужно сделать, чтобы определить время, число и род глагола? (Задавать вопрос к глаголу)

Динамическая пауза

Самостоятельная работа.(Приложение №1)

-Чтобы закрепить всё, в чем мы с вами упражнялись на уроке, я предлагаю вам выполнить небольшую самостоятельную работу.

Посмотрите внимательно на карточку.

- В данном задании представлены 3 уровня сложности.

- 1 уровень - самый сложный. Вам необходимо вставить в текст подходящие по смыслу глаголы (вы должны придумать их сами);

Определить время, число, род (если можно) глагола;

- 2 уровень – средний. Вставить в текст подходящие глаголы (из предложенных, они будут перечислены у вас на карточке). Нужно изменить эти глаголы, поставить их в нужное время, число; Определить время, число, род (если можно) глагола;

- 3 уровень – легкий. Вставить в текст подходящие глаголы (из предложенных); Определить время, число, род (если можно) глагола;

- Хорошо подумайте, какой уровень вы для себя выберите. Всем понятно задание? Приступайте к выполнению. На работу вам дается 4 мин. Не забудьте подписать карточки.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

-Какова была тема урока? Его цель? Достигли?

-Какие признаки глагола мы можем выделить? (Число, род ( у прош. времени), время, неопр. форму)

-Вы хорошо поработали сегодня на уроке. Предлагаю оценить свою работу на уроке. Покажите мне открытую ладонь, если тема урока вам была ясна. Покажите закрытую ладонь, если у вас возникали трудности. Покажите кулачок, если тема урока была совсем не понятна. Какие трудности возникли?

-Оценивание.

- Домашнее задание.

-Вы сегодня порадовали меня. Благодаря вам мы вспомнили очень много о глаголе. Спасибо за урок, можете отдыхать.

Конспект урока на тему: «I и II спряжение глаголов» (4 класс)

Место и роль урока в изучаемой теме: урок открытия новых знаний

Цель урока: Создать условия для ознакомления учащихся с I и II спряжением глаголов

Задачи:

Образовательные: сформировать представление о спряжении глаголов с ударным окончанием; закрепить знания о глаголе.

Развивающие: способствовать развитию познавательской активности, самооценки, интереса к предмету; умению анализировать, сравнивать, обобщать.

Воспитательные: способствовать воспитанию коммуникативной культуры учащихся при работе в парах, группе; волевых качества.

Метапредметные УУД:

Коммуникативные:

Формирование умения слушать и вступать в диалог;

Формирование умения высказывать и аргументировать свою точку зрения;

Формирование умения работать в паре;

Формирование умения отвечать на поставленные вопросы;

Регулятивные:

Формирование умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

Формирование умения прогнозировать предстоящую работу;

Формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

Познавательные:

Формирование умения сравнивать, анализировать, обобщать;

Формирование умения высказывать суждения, обосновывать и доказывать свой выбор;

Формирование умения ориентироваться в своей системе знаний;

Предметные:

Знать, что такое глагол (часть речи, что обозначает, на какие вопросы отвечает, как изменяется, роль в речи, чем является в предложении).

Уметь находить глагол среди других частей речи, выполнять морфологический разбор.

Дидактические средства:

для учителя – учебник Русский язык (4 класс), наглядный и раздаточный материал

для обучающегося – тетрадь, ручка, простой карандаш, учебник Русский язык (Климанова, Бабушкина) (4 класс).

Ход урока:

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

-Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь. Для чего мы изучаем русский язык? А что необходимо нам знать, чтобы грамотно писать? (это наш родной язык, чтобы грамотно писать, читать, развивать словарный запас, учить различные правила.)

-Сегодня мы повторим знакомые нам правила и познакомимся с новыми. У нас сегодня открытие нового и чтобы достичь вершины нашей схемы, мы должны вспомнить, что мы уже знаем. Оценивать свою работу на уроке вы будем в карточке личного контроля, она лежит у вас на столе, как с ней работать вы уже знаете. (Приложение №2)

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

-Начнем с интересного задания. Открываем тетради, запишем число и классная работа. Итак, 1 задание: Прочитайте данные слова, найдите в них общее.( Это глаголы 2-го лица единственного числа настоящего времени. Все они пишутся с мягким знаком на конце)

С…диш…, св…тлееш…, кр…чиш…, вл…заеш…, зам…чаеш…, ч…рнееш…  .

-Разделите эти глаголы на две группы по двум признакам одновременно. Какие группы у вас получились? Запишите эти слова. (В первую группу вошли глаголы светлеешь, влезешь, замечаешь,  чернеешь с безударной гласной е в корне и окончанием -ешь. Вторую группу составили глаголы сидишь, кричишь с безударной и в корне и окончанием -ишь буквосочетаниям ешь и ишь)

Чему мы уделили внимание на минутке чистописания? Оцените свою работу в карточке-самооценке.

Идем дальше. Задание 2: ваша задача расшифровать и записать анаграммы в тетрадь. На это вам даю 2 мин.

( слова на карточках прикреплены к доске, во время проверки переворачиваю, дети проверяют)

Иидт, рбёазе, епзйжа, накарти. (идти, берёза, пейзаж, картина)

- Время вышло, давайте проверим, какие слова вы записали? Сравните свои слова с эталоном на доске. Покажите, у кого получились такие же слова.

- Какое слово лишнее? Почему? (Идти, т.к. это глагол, а остальные - имена существительные)

Молодцы, оцените себя в карточке личного контроля.

Постановка проблемы. Выявление места и причины затруднения.

-Сегодня на уроке вы узнаете о нем что-то новое. Но для этого вам необходимо вспомнить все, что уже знаете о глаголе. Что же можете рассказать о себе глагол. Давайте вспомним. Посмотрите на доску. Составим кластер. (Что можем определить у глагола?)( Неоп. форму, лицо(наст. и буд. времени),. число, род (у прошед. вр.), вид)

-Неопределенная форма, Лицо, Род, Падеж, Склонение, Число, I и II спряжение, Вид, Время

Какое высказывание вызвало затруднение? (I и II спряжение)

Сформулируйте тему нашего урока? (глаголы I и II спряжения)

Какие цели поставим перед собой? (узнать какие глаголы относятся к I спряжению, а какие ко II спряжению; учиться определять спряжение у глаголов; различать глаголы I спряжения от II спряжения)

-Оцените себя в карточке личного контроля.

Проектирование и фиксация нового знания. Построение проекта выхода из затруднения.

- Давайте вспомним, что называется спряжением глагола? А что значит проспрягать? (Изменение глагола по лицам и числам)

- Назовите глагол, который расшифровали в анаграмме. Подберите к нему антоним. (Идти – стоять)

-Давайте теперь проспрягаем глаголы в тетради выделяя окончания. Выберите любой глагол и проспрягайте его. Время на работу 2 минуты. Работаем.

-Время вышло. Проверяем. Сверьте свою работу с эталоном на доске (открываю обратную сторону доски)У кого также? Молодцы. Оцените свою работу и заполните карточку личного контроля.

А теперь поработаем в группах. Сравните окончания глаголов в каждом лице и числе которые получились, посовещайтесь. Что вы заметили? (лицо одно и то же, а окончание разное)

- А почему? Вот проблема, которую мы и будем решать вместе.

-Прочтем, о чем нам сообщат Аня и Профессор Самоваров. Рассмотрим таблицу на с 93. Что вы заметили? (Что окончания у I и II спряжения различаются)

-Какие окончания встречаются у глаголов I спряжения? (-у, -ет, -ешь, -ете, ет, -ёт и т.д.)

Какая буква преобладает? (е)

Какие окончания встречаются у глаголов II спряжения? (-ю, -у, -ите, -ит, - ишь и т.д.)

Какая буква преобладает? (и)

Сделайте вывод. (У глаголов I спряжения в окончаниях часто встречается буква е или ё, а у II спряжения - и)

Проверим наш вывод на с. 94. Прочтите диалог Ани и Профессора Самоварова. О чем мы еще не сказали? (У глаголов в 3-м лице мн.числа у I спряжения окончание –ут, -ют, а у II спряжения –ат, -ят)

Давайте попробуем вместе составить карточку-памятку по определению спряжения глаголов, опираясь на то, что уже узнали. Чтобы было проще узнать окончание глаголов, для примера возьмем глаголы Петь и Лепить.

Проводится работа по заполнению карточки-памятки. (Готовая карточка в приложении №3)

Оцените себя в карточке личного контроля.

Динамическая пауза

А теперь отдохнём! Я буду называть глаголы I и II спряжения. Если назову глагол I варианта. Если произнесу глагол II спряжения, приседают ученики второго варианта.

Первичное закрепление в знакомой ситуации.

- Выполним упражнение 152. Предположите, что нам надо сделать. (Определить спряжение глагола)

Прочитайте задание. Запишем глаголы, выделяя окончание.

Как вы определяли спряжение глаголов? (Определяли лицо и число, вставляли е или и. Если в окончании есть е, значит это I спряжение, а если и, то II спряжение)

Самостоятельная работа.

А сейчас вас ждет творческое задание. Составим из частей пазл картину. Работать вы будете в группах, каждая группа получает конверт. В нём одна из частей общего пазла, заданием и план его выполнения. Внимательно прочитайте план выполнения задания и приступайте к его выполнению. Задание понятно? На это вам 4 мин.

Задание.

План работы.

1. Посмотрите на пазл.

2. Вставьте пропущенные глаголы в предложения, пользуясь словами для справок.

3. Напишите эти предложения к себе в тетрадь.

1 группа Пейзаж изображает раннюю весну. Приметы весны наблюдаются повсюду.

2 группа Снег постепенно сходит. Образуются проталины.

3 группа Погода стоит тёплая . По высокому небу плывут облака.

Время вышло, проверяем. Прошу выйти от1-ой группы 2 человека. Прочитайте то, что у вас получилось и приклейте пазл на доску и т.д.

Какая репродукция получилась? Кто назовет художника? (Грачи прилетели, Саврасов Алексей Кондратьевич)

-А теперь прочитаем с вами то, что у нас получилось? (Текст)

-К какому виду текста мы его отнесем? (Описание)

-Что помогло нам его составить? Глаголы, которые мы вставили

-Определим спряжение глаголов.

-Молодцы, а теперь сделаем вывод. (Если в окончании есть е, значит это I спряжение, а если и, то II спряжение)

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Какова была тема урока? Его цель? Достигли?

Как определить спряжение глагола? (Определить лицо и число, обратить внимание на окончание: если в окончании есть е, значит это I спряжение, а если и, то II спряжение)

А теперь возьмите свои карточки личного контроля и посмотрите, как вы работали сегодня на уроке и сделайте вывод? Просигнальте.

Оценивание.

Давайте еще раз, обратим внимание на нашу картину и назовем время года. Дома вам нужно будет найти и записать 3 пословицы про весну с глаголами или придумать и записать в тетрадь 4-5 предложений по данной картине. Спасибо за урок.

 Конспект урока на тему: «Правописание глаголов на -тся и -ться.» (4 класс) 

Место и роль урока в изучаемой теме: урок открытия новых знаний

Цель урока: Создать условия для ознакомления учащихся с возвратной формой глагола и правописанием глаголов с -тся, -ться

Задачи:

Образовательные: формирование представления о правильности написания изученных орфограмм, распознавать форму 3-го лица и неопределенную форму возвратных глаголов.

Развивающие: способствовать развитию умения сравнивать, анализировать, обобщать; высказывать суждения, обосновывать и доказывать свой выбор; ориентироваться в своей системе знаний;

Воспитательные: способствовать воспитанию коммуникативной культуры учащихся при работе в парах, группе; волевых качества; умения слушать и вступать в диалог;

Метапредметные УУД:

Коммуникативные:

Формирование умения слушать и вступать в диалог;

Формирование умения высказывать и аргументировать свою точку зрения;

Формирование умения работать в паре;

Формирование умения отвечать на поставленные вопросы;

Регулятивные:

Формирование умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

Формирование умения прогнозировать предстоящую работу;

Формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

Познавательные:

Формирование умения сравнивать, анализировать, обобщать;

Формирование умения высказывать суждения, обосновывать и доказывать свой выбор;

Формирование умения ориентироваться в своей системе знаний;

Предметные:

Знать, что такое глагол (часть речи, что обозначает, на какие вопросы отвечает, как изменяется, роль в речи, чем является в предложении).

Уметь находить глагол среди других частей речи, выполнять морфологический разбор.

Дидактические средства:

для учителя – учебник Русский язык (4 класс), наглядный и раздаточный материал.

для обучающегося – тетрадь, ручка, простой карандаш, учебник Русский язык (Климанова, Бабушкина) (4 класс).

Ход урока:

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

-Друг на друга посмотрели, улыбнулись, тихо сели.

-Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте друг другу хорошего настроения.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

-“Однажды богатый грек Ксанф приказал своему рабу знаменитому баснописцу Эзопу купить самую лучшую вещь в мире. Эзоп пошел на базар и принес … язык. “Почему ты принес язык? Неужели ты считаешь, что эта самая лучшая вещь в мире?” – спросил Ксанф. “Конечно, - ответил Эзоп. – Разве может быть в мире что-нибудь лучше, чем язык?” Согласны ли вы с мнением Эзопа, что язык – самая лучшая вещь в мире? (Да. С помощью языка люди обогащаются, передают свои мысли, познают мир…)

- Продолжите фразу: Если мы будем хорошо знать язык, то сможем...( Лучше понимать прочитанное, правильно говорить, писать без ошибок, лучше понимать друг друга, интересно рассказывать)

- Внимание! Сегодня нам предстоит сделать важное открытие. Для этого нужно быть внимательными и активными. На уроке вы должны показать свои знания, проявить наблюдательность, умение анализировать и делать выводы. Не спеши языком, спеши делом.

- Хотите открыть новые тайны русского языка? Тогда в путь. Запишите время и место нашей работы.

-Итак, учебный старт предлагаю провести в форме игры “Пресс-конференция”:

-Что такое глагол? (Часть речи)

-На какие вопросы отвечает глагол? (Что делать? Что сделать?)

-Как изменяется глагол? (По лицам, числам, временам; в прошедшем времени: по родам.)

-Чем является чаще всего глагол в предложении? (Сказуемым)

-Молодцы! Вы ответили на все мои вопросы. Как вы думаете? Для чего мы повторяем знания о глаголе? (Наверное, они могут быть полезными на уроке)

-Как вы считаете, все ли мы знаем о глаголе? (Думаем, нет)

На доске: Сп вр ли ро чи

-Попробуйте расшифровать запись. Какие признаки глагола спрятаны? (Спряжение, время, лицо, род, число)

- Пропишите буквосочетания в тетрадь.

Постановка проблемы. Выявление места и причины затруднения.

На столе у вас карточки разного цвета. Возьмите карточку зеленого цвета. Прочитайте это стихотворение. (Приложение №4)

-Возьмите карточку красного цвета, прочитайте стихотворение. (Приложение №5)

-Чем отличается запись на зеленой карточке от записи на красной карточке? (На карточке зеленого цвета слова записаны с использованием транскрипции. А на карточке красного цвета эти же слова записаны буквами.)

-Выпишите пары одинаковых слов из карточек зеленого и красного цвета.

Дети выполняют задание учителя.

Получилась в тетрадях запись: сади[ца]-садиться, струи[ца] –струится, води[ца]-водица, пти[ца] –птица, сини[ца] –синица, гляди[ца]-глядится, горди[ца]-гордится, горди[ца]-гордиться, годи[ца]-годится

-Прочитайте слова первого столбика. Что объединяет все слова первого столбика? (Тся- и Ться- в глаголах)

-Прочитайте слова второго столбика. Сравните буквы, которыми обозначено сочетание[ца]. Какой вопрос возникает? (Почему одно и то же сочетание [ца]-обозначается по-разному)

-Это проблема. Свяжите ее с изучаемой частью речи. Определите тему урока. («Правописание –тся- и –ться в глаголах»)

-Какую цель поставим перед собой? (Научиться определять, когда нужно вставлять мягкий знак, а где нет в сочетания –ться, -тся)

-Вернемся к ранее написанным словам. Что можно сказать о глаголах? Когда в них пишется ться, а когда тся? (Если глагол отвечает на вопрос что делать? что сделать? Пишется –ться-. Если глагол отвечает на вопрос что делает? Что делают? Пишется –тся-.)

- Какие глаголы отвечают на вопросы что делать? что сделать? (Это глаголы в неопределенной форме)

-Какие глаголы отвечают на вопросы что делает? что делают? (Это глаголы 3-го лица ед. и мн. числа.)

-Еще раз попробуйте сформулировать правило (Если глагол в неопределенной форме буду писать –ться-, если в 3-ем лице –буду писать –тся-)

- Проверим по учебнику. Что нам об этом говорит профессор Иван Иванович на с. 103. Обобщим.

-Для чего мы сформулировали новое правило? (Чтобы не ошибиться в написании глаголов на ться, тся)

-Составим с вами «Кластер». (Приложение №6)

На доске составляется кластер вместе с учащимися, а потом переносят в тетрадь.

Динамическая пауза

-Теперь отдохнём! Я буду называть глаголы. Если глагол оканчивается на –ться, то нужно присесть. Если же на –тся, то тянемся вверх.

Первичное закрепление в знакомой ситуации.

- Выполним упражнение 171. Предположите, что нам надо сделать. (Вставить мягкий знак, где это необходимо.)

Прочитайте задание. Запишем глаголы, поясняя постановку или отсутствие мягкого знака. Не забываем пользоваться кластером.

Учащиеся по одному выходят к доске, записывают предложения и поясняют постановку или отсутствие мягкого знака

Как вы определяли постановку или отсутствие мягкого знака? (Если глагол в неопределенной форме буду писать –ться-, если в 3-ем лице –буду писать –тся-)

Самостоятельная работа.

-Предлагаю вам работу по выбору: (Приложение №7)

Карточка на «5» - соединить две части пословицы, правильно вставить -тся или –ться;

Карточка на «4» - вставить пропущенные буквы, заменяя звуки буквами, выделить орфограмму;

Карточка на «3» - списать, подчеркнуть в глаголах сочетания -тся, -ться.

- Хорошо подумайте, какой уровень вы для себя выберите. Всем понятно задание? Приступайте к выполнению. На работу вам дается 4 мин. Не забудьте подписать карточки.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

-Какова была тема урока? Его цель? Достигли?

-Еще раз сформулируем изученное правило (Если глагол в неопределенной форме буду писать –ться-, если в 3-ем лице –буду писать –тся-)

- В заключении я предлагаю продолжить любое предложение:

сегодня я узнал…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я понял, что…

я научился…

я попробую…

-Сегодня наша работа на уроке была плодотворной, мне было приятно с вами работать.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одной из основных задач обучения русскому языку является формирование первоначального представления о глаголе как части речи, развитие умения осознанно употреблять глаголы в устных и письменных высказываниях, знакомство с основными категориями глагола, такими как время, лицо, число, вид.

Глагол является довольно сложной категорией русского языка, и при знакомстве с этой частью речи у детей возникают трудности. Для решения трудностей нами были разработаны конспекты уроков с применением различных педагогических технологий:

проблемного обучения, ознакомления с глаголом как частью речи по теме «Глагол» в 3 классе, а именно исследование. В 4 же классе по теме «Глагол. Повторяем то, что знаем» на основе той же технологии закрепляются уже все изученные морфологические признаки глагола (время, вид, число, род). Благодаря этой технологии мы предупреждаем такие ошибки как подмена грамматических значений слова признаками, относящимися к его лексическому значению, и неумение обращаться с лексическим значением слова, и сложности в нахождении сказуемого, выраженного глаголом.

кейс-технология при изучении тем «I и II спряжение глаголов» и «Правописание глаголов на –ться и тся». На уроке вместе с детьми составляются памятка и кластер, чтобы избежать затруднений в образовании временных форм глаголов, в написании личных окончаний глаголов и сочетаний –ться и –тся.

здоровьесберегающие технологии (динамические паузы), которые несут собой обучающий характер. Например, на уроках «Изменение глагола по временам», «I и II спряжение глаголов», «Правописание глаголов на –ться и -тся» используются тематические динамические паузы.

Особое внимание на уроках уделяется:

повторению ранее изученного материала - написание, повторение орфограмм и словарных слов при изучении тем «Глагол», «Изменение глагола по временам» и «Закрепление. Изменение глагола по временам. Неопределенная форма»; повторение типов текста в теме «I и II спряжение глаголов»; повторение морфологических признаков имени существительного и имени прилагательного и сравнение их с признаками глагола при изучении тем «Глагол. Повторяем то, что знаем», «I и II спряжение глаголов», «Правописание глаголов на –ться, -тся»

межпредметным связям - на уроке по теме «I и II спряжение глаголов» предлагается работа по картине А.К. Соврасова «Грачи прилетели» (интеграция с ИЗО); по теме «Изменение глаголов по временам», предлагается частичный анализ и работа по отрывку Н.Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей» (интеграция с литературным чтением); при изучении темы «Глагол. Повторяем то, что знаем» (интеграция с окружающим миром);

разнообразные формы работы - фронтальная и индивидуальная при изучении всех тем; групповая при изучении «Глагол», «Глагол. Повторяем, то что знаем», «I и II спряжение глаголов»; парная в темах «Изменение глаголов по временам», «Правописание глаголов на –ться и -тся»,

ИКТ (презентации для уроков «Глагол», «Изменение глаголов по временам»).

Предложенные нами разработки уроков при изучении темы «Глагол» позволяют акцентировать внимание детей на важных моментах, лучше и глубже усвоить содержание материала, избежать ошибок, развивают мышление, интерес, желание и умение учиться, повышают работоспособность.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации.-М.:Просвещение, 2010.

Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. 2 ч. / Климанова Л.Ф., бабушкина Т.В. – М.: «Просвещение», 2012

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение №1

ПРИЛОЖЕ

Уровень 1

1. Надо зимой... кормушки для птиц. 2. Нельзя... птичьи гнёзда. 3. Не нужно... кусты и деревья. 4. Надо... около дома. 5. Не надо... кошек и собак. 6. Нужно.. со всеми вежливыми.

 

Уровень 2

Мы (уходить) всё дальше в лес. В тепле и уюте леса тихонько (дышать) какой- то особенный шум. Изумрудные лягушки (прыгать) под ногами. (Щелкать) белка, в лапах сосен (мелькает) её пушистый хвост.

 

Уровень 3

Незваный гость. Воробей... в форточку. Он... по столу и ... крошки. Он громко …..
… кто-нибудь в комнату, он... на форточку и ... .


Слова для справок: прыгал, влетел, войдет, клевал, улетит, прыгнет, чирикал

 

 

Приложение №2

 

Задание.

Оценка.

Задание 1

 

Задание 2

 

Задание 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №3

 

Спряжение глаголов

лицо

I спряжение

II спряжение

 

Ед.ч.

Мн.ч.

Ед.ч.

Мн.ч.

1 - е

-У (-Ю)

-ЕМ,-ЁМ

-У (-Ю)

-ИМ

2 - е

-ЕШЬ,

-ЁШЬ

-ЕТЕ,

-ЁТЕ

-ИШЬ

-ИТЕ

3 - е

-ЕТ,

-ЁТ

-УТ,

( -ЮТ)

-ИТ

-АТ,

(-ЯТ)

Неопр. форма

-АТЬ, -ОТЬ, -УТЬ,

-ЕТЬ, -ЫТЬ, -ТЬ, -ТИ

-ИТЬ

Искл.

Ко второму же спряженью
Отнесём мы, без сомненья,
Все глаголы, что на -ить,

Исключая: брить, стелить.
И ещё:
смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, держать, дышать, вертеть,
И зависеть, и терпеть.

Вы запомните, друзья:
Их на -е- спрягать нельзя

 

 

Приложение №4

 

Солнце сади[ца]

Cтруи[ца] водица

Пти[ца] сини[ца] в воду гляди[ца]

Меж грибами мухомор

Красотой горди[ца]

Нечего горди[ца]

Для супа не годи[ца]

 

 

Приложение №5

 

Солнце садится

Cтруится водица

Птица синица в воду глядится

Меж грибами мухомор

Красотой гордится

Нечего гордится

Для супа не годится

 

 

Приложение №6

Алгоритм – помощник

 

Чтобы узнать, -тся- или –ться- пишется на конце глаголов, нужно задать вопрос

t1588682425aa.gift1588682425ab.gif

 

что делать?

что сделать?

что делает?

что сделает?

t1588682425ac.gif

ь пишется

пиши –ться-

 

Будем (что делать?) учиться

(глагол н.ф.)

t1588682425ad.gif

ь знак не пишется

пиши –тся-

 

Он (что делает?) учится

(глагол 3 лица)

 

 

Приложение №7

 

 

КАРТОЧКА I

Восстанови пословицы. Объясни написание -тся-, -ться- у глаголов.

Всякий человека труса находит

Смелого пуля боит…ся по делу узнает…ся

Всякое дело больше и спрашивает…ся

С большого человека человеком и славится

КАРТОЧКА II

Вставь пропущенные буквы, заменяя звуки буквами.

Уехали купа[ца], резви[ца] на улице, держи[ца] на воде, море вздуе[ца], уволи[ца] с работы, отворачива[ца] от чашки, тучи несу[ца], верну[ца] из дальней поездки.

 

КАРТОЧКА III

Спишите. подчеркните в глаголах сочетания -тся-, -ться-.

Мастером нельзя родиться, мастерству нужно учиться. Сумел ошибиться, сумей и поправиться. не бойся работы, пусть она тебя боится. За всё браться - ничего не сделать.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за Ваш труд!

6 May 2020