12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Орлов Геннадий Владимирович17

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Великосельская основная школа

Тутаевского муниципального района



Создание системы физкультурно-оздоровительной работы

в сельской школе





Автор

Орлов Геннадий Владимирович


2019 г.

Пояснительная записка

За последние полвека стремительно развивается наука и усложняется производство. С резким ростом интеллектуальной составляющей производства, с его механизацией, автоматизацией и компьютеризацией, с такими же изменениями непроизводственных отраслей труда, с насыщением быта современной техникой, люди значительно сократили двигательные действия. Ускоряющийся темп жизни, непомерные нагрузки (чаще всего эмоционального плана) требуют от современного человека умения быстро восстановиться. Сочетание невиданной ранее гиподинамии с огромной нервной, а у школьников еще и умственной перегрузкой предъявляет высокие требования к здоровью людей. Как известно, всё это обернулось резким ростом нервных и связанных с ними заболеваний (сердечно-сосудистых, желудочных и многих других) и ранней смертностью населения.

Так получилось, что человеческий организм за миллионы лет своей эволюции не смог подготовиться и привыкнуть к такому внезапному, скачкообразному изменению условий существования, которое произошло за последние полвека. Устойчивая нервная взвинченность и усталость постоянно подталкивают население к приему успокаивающих таблеток, к росту табакокурения, алкоголизма, приему наркотиков.

Врачи говорят не только о резком ухудшении здоровья школьников в последние десятилетия, но и угрозе физической деградации молодежи и всего населения страны. И это не когда-то в отдаленном будущем.

Именно в школе начинает закладываться гиподинамия и многие привычки физического бескультурья. Длительное сидение детей за партами и столами, перед компьютерами не только ослабляет здоровье школьников, но и отрицательно влияет на результаты самой учебно-воспитательной работы. Глушится естественная, и столь важная в оздоровительном отношении, потребность современного человека в обязательной соответствующей физической деятельности нагрузке.

Не качественная организация школьного питания, несоблюдение гигиенических требований к микроклимату, освещенности, ЭМП, учебной мебели, ТСО и др., использование педагогических технологий, не прошедших гигиеническую экспертизу, нерациональное чередование учебы и каникул, интенсификация учебного процесса и учебные перегрузки, вот еще те дополнительные условия, которые способствуют ухудшению состояния здоровья детей.

Семья вносит тоже свой вклад в ухудшении здоровья ребенка: недостаточный полноценный отдых (сон), отсутствие утреннего завтрака способствуют у детей развитию быстрой утомляемости и физического голодания, а быстрые перекусы, дестабилизации в работе пищеварительной системы.

Заинтересованность государства в здоровье нации отражается во многих документах: в государственной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы», федеральном государственном образовательном стандарте
начального, общего и среднего образования, измененных санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах, в них закреплены реальные шаги для укрепления здоровья обучающихся,
формирования установки на безопасное, заинтересованное отношение к собственному здоровью, здоровому образу жизни, развитию массового спорта.

Конечно, не одни лишь учителя физической культуры, администрация ОУ, учреждения дополнительного образования – спортивные школы, но и спортивная общественность, социальное окружение, родители школьников должны участвовать в решении этих задач. И все же никто не может освободить школу, в которой дети находятся и с которой они связаны большую часть времени, от решения данных задач.

Содержательная часть

На протяжении своей работы в ОУ в течение 20 лет выработал оптимальную оздоровительную систему физического воспитания школьников, которая включает в себя:

- применение здоровьесберегающих технологий на уроках (система Базарного, физкультминутки, тренажеры для глаз);

- уроки физической культуры;

- курсы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению;

- ежедневные оздоровительные занятия в группе продленного дня;

- подвижные перемены;

- спортивные соревнования;

- оздоровительная деятельность школьного спортивного клуба;

- походы выходного дня;

- многодневные туристские походы;

- дни здоровья.

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках

На школьных методических объединения, педагогических советах, выступая перед учителями, администрацией ОУ на протяжении многих лет доказывал и убеждал о пользе и необходимости разнообразить предметные уроки физкультурными минутками, упражнениями для мышц глазного яблока.

Более 10 лет назад начальная школа перешла на применение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе (по системе Базарного В.Ф.). Для преподавателей-предметников были созданы сборники-распечатки физкультминуток в стихах, что значительно упростило их работу, выбор же времени применения их на уроке остался за учителем (при появлении признаков утомления – неустойчивости внимания, вялости, нарушений осанки, желании подвигаться и др.). Физкультминутки в стихах положительно влияют на эмоциональный настрой детей, особенно в начальной школе. У детей появляется желание подвигаться, придумать какие-то новые движения, поэкспериментировать в подражании людям, животным, технике. В более старшем звене, действуют методы убеждения и понимания необходимости физических движений во время урока, особенно упражнений для мышц глаз. Положительный эффект физкультминуток основан на физиологических механизмах активного отдыха.

Так в начальной школе ежедневно проводятся физкультминутки на 2-3 уроках, в среднем звене на 1-2.


Уроки физической культуры

Каждый урок стараюсь строить в комплексе заранее планируемых оздоровительных, образовательных, воспитательных целей и задач с учетом содержания учебной программы, индивидуальных возможностей учеников, преемственности предыдущих и последующих занятий. Содержание, типы и виды, структуру уроков, методы организации, проведения, нагрузку стараюсь видоизменять, сохраняя при этом направленность педагогических воздействий на решение основных задач и требований к проведению урока.

За основу программы по физической культуре взята программа «Физическая культура» под общей редакцией В.И.Ляха. В связи с отсутствием условий для осуществления занятий по плаванию, программный материал расширен лыжной подготовкой, в виду устойчивого снежного покрова в нашей местности.

Для создания благоприятного эмоционального фона во время занятий использую подвижные игры, речевки.

Провожу уроки с применением ИКТ – презентации по отдельным разделам школьной программы – баскетболу, волейболу, лыжной подготовке, легкой атлетике (по общему представлению, истории, приемам и технике двигательных действий, правилам игры). Приложения 1 – 3. Для проверки знаний использую тесты на ПК. Приложения 4 – 8. При проведении занятий в спортивном зале, компьютерная техника (переносные ноутбуки и проекторы) устанавливается на отдельном столе в снарядной, где есть возможность одновременно осуществлять контроль, как за действиями занимающихся, так и работающих на ПК. Время, отводимое на презентации, занимает не более 10 минут вводных уроков или уроков изучения нового материала. Время, отводимое на проверку знаний, не более 5 минут контрольных (проверочных, учетных, оценочных) уроков на каждого учащегося. При умелом варьировании нагрузки, это время служит для снижения показателей ЧСС. Освобожденные по болезни могут работать над рефератами, решать тесты, составлять комплексы ОРУ.

На уроках гимнастики осуществляю обучение современным, модным стилям ритмической гимнастики.

На уроках лыжной подготовки большое внимание уделяю развитию выносливости, занятиям на склоне (спускам, торможениям, подъёмам), подвижным играм.

Комплексы физических упражнений в подготовительной части занятий обучающиеся старшего звена составляют и проводят сами, что способствует обогащению их опыта, формирование самостоятельных двигательных компетентностей. Привлекаю, наиболее подготовленных учащихся, к оказанию взаимопомощи и страховки.

Обеспечиваю необходимую помощь ученикам, которые не в состоянии самостоятельно решить возникающие по ходу урока двигательные задачи. Индивидуализация и дифференциация осуществляется и в регулировании физической нагрузки.

Определяя состав упражнений для домашних заданий, их направленность и объем, руководствуюсь задачами повышения физической подготовленности детей.

На протяжении 10 лет обучающиеся школы (от 50 до 70%) выбирают экзамен по «Физической культуре» в качестве выпускного за курс основного общего образования и успешно его сдают. Средний балл по предмету «Физическая культура» за последние три года 4,82 балла.

Два раза в год проводится мониторинг антропометрических и физиологических параметров развития организма каждого обучающегося. Данные записываются в дневник самонаблюдения.

Курсы внеурочной деятельности

Цель курсов по спортивно-оздоровительному направлению: создание условий для увеличе­ние двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания, формирование личности ребёнка средствами подвижных и спортивных игр через включение их в коллективную деятельность. Наиболее популярны курсы подвижных игр, минифутбола, русской лапты как в начальной, так и в основной школе.

Ежедневные оздоровительные занятия в группе продленного дня

В школе функционирует группа продленного дня для учащихся начальной школы. В плане работы ГПД предусмотрено ежедневное оздоровительное занятие (час здоровья), на котором преимущество отдается подвижным, спортивным играм, упражнениями с мячами, скакалками, элементы танцев и ритмической гимнастики. Они проводятся в теплое время на спортивной площадке, в холодное время в подготовленном фойе школьного коридора, а при свободном спортивном зале, в нем. Час здоровья стал настолько популярен, что обучающиеся и среднего звена с удовольствием приходят заниматься. Руководителем этих занятий выступает воспитатель группы, еженедельно инструктируемый мною. Час здоровья не содержит четкой структуры, проводится в свободной, непринужденной обстановке и во многом носит игровой характер.

Подвижные перемены

Подвижные перемены являются хорошим средством активного отдыха, восстановления работоспособности, переключения с одного вида деятельности на другой способствует повышению продуктивности дальнейшей работы. В теплое время проводятся на улице, в холодное спортивном зале. Участвуют все желающие.

Преимущественное содержание подвижной перемены в начальных классах – подвижные игры, в среднем звене – подвижные и спортивные игры. Время проведения 8-10 мин., как правило, по составленному календарному годовому расписанию, по 2 перемены в неделю в каждом классе. Проводят подвижную перемену у младших школьников старшеклассники, по расписанию и заранее спланированным содержанием игры и подготовленным инвентарем совместно со мною. Младшие школьники самостоятельно решают, какую оценку выставить проводящему. Чтобы игры не повторялись, в календарь проведения игр заносится название игры и оценка. Оценка учитывается при выставлении отметки по физической культуре. За дисциплиной и безопасностью на подвижной перемене следит классный руководитель начальных классов.

Руководство и проведение подвижных перемен в старших классах осуществляю сам. Основой построения таких перемен должна быть непринужденность, отсутствие сложных упражнений, высокой физической нагрузки, возможности испачкать одежду и совершить травму. Помимо обычных подвижных игр, использую сочетание спортивных игр пионербол-волейбол и др. Пример: девочки играют против мальчиков в пионербол, а мальчики в волейбол. Эффект сочетания и усложнения таких подвижных перемен огромен, желание участвовать в подвижной перемене достигает 80-100% школьников. Подвижные перемены проводятся в те дни, когда урок физической культуры отсутствует в расписании.

В специально отведенном фойе стоит теннисный стол, где есть возможность на любой перемене и после уроков самостоятельно поиграть.

Спортивные соревнования

Соревнования составляют неотъемлемую часть учебно-воспитательного процесса. Основные задачи, которые решаются ими:

- улучшение физической подготовленности учащихся;

- выявление сильнейших спортсменов;

- пропаганда физической культуры;

- развитие массового спорта.

Внутришкольные соревнования проводятся среди разных возрастных групп школьников. Оптимальным считается возрастные группы с разницей в 2-3 года рождения, чаще всего это зависит от наполняемости классов и количества участников. Практикуется для уравнивания возможностей всех команд предоставление гандикапа для младших, причем количество форы вырабатывается совместно на заседаниях ученического совета школы или физоргов классов, чтобы исключить случаи спора и разногласий. Эта методика сильно оправдывает себя в соревнованиях по подвижным (лапта, пионербол) и спортивным играм (баскетбол, минифутбол). План спортивных мероприятий составляется на весь учебный год. Разнообразие спортивных соревнований позволяет реализоваться многим учащимся в различных сферах деятельности: «Шиповка юных», осенний и весенний кросс, прыжки через скакалку, настольный теннис, шашки, шахматы, чемпионат по баскетболу, по минифутболу, кубок по пионерболу и лапте, кубок по лыжным гонкам, стрельба, подтягивание и другие. В командных соревнованиях формируются составы вторых команд, девочек, которые проводят соревнования между собой.

Обязательным условием участия в соревнованиях, связанных с высокими физическими нагрузками, является допуск мед. работника.

Своевременно осуществляю ознакомление детей с условиями проведения соревнований – вся информация вывешивается на школьном спортивном стенде заранее, и физорги доводят её непосредственно до участников. Оперативное подведение итогов, результаты соревнований всегда можно прочесть на спортивном стенде.

За все призовые места детей награждаю грамотами. В образовательном учреждении каждый учащийся, начиная с 1 класса, собирает свой портфель достижений. Стремление иметь, как можно больше поощрений, в том числе и грамот за спортивные соревнования, также мотивирует детей к физической активности.

Время проведения соревнований – после уроков, 1 раз в 2-3 недели.

Администрация ОУ не жалеет средств на приобретение грамот, дипломов для награждения и поощрения участников соревнований.

Процент участия детей в спортивных соревнованиях составляет от 80 (в лыжных гонках) до 100% в остальных.

Более 10 лет подряд МОУ Великосельская ОШ занимает призовые места в кубке Главы района и спартакиаде среди сельских школ левобережья Тутаевского муниципального района. На спортивном стенде в папках находятся все грамоты, завоеванные обучающимися с 1989 года. На обратной стороне каждой грамоты записаны участники, принесшие победу. В школьных коридорах висят фотографии участников, занявших 1 места в районных соревнованиях. Такое стимулирование также подталкивает детей к активной деятельности, воспитывает дух спортивного соперничества, гордости, патриотизма.

С самого начала проведения, единственная сельская команда «Великое Село» Тутаевского района, представленная выпускниками школы и их родителями, выступая в Кубке спартакиады трудящихся среди коллективов левобережья г.Тутаева держится в числе призеров.

Всё это говорит о том, что у выпускников школы закрепился спорт в их образе жизни и стал основой поддержания здоровья.

Школьный спортивный клуб

Школьный спортивный клуб функционирую в вечернее время дает возможность заниматься оздоровительной деятельностью совместно со взрослыми, которые наряду с детьми входят в ШСК. Занятия организованные ШСК обеспечивают в школе массовый охват обучающихся. Нередко многие дети посещают ежедневно разные секционные и кружковые занятия. В секцию принимаются школьники, получившие допуск врача.

Процент охвата такими занятиями обучающихся школы 92%. Такой высокий процент занимающихся достигается тем, что проведение занятий организовано совместно с родителями, спортивной общественностью села. Расписание построено с учетом пожеланий родителей, которые поддерживают стремление детей быть активными и сами подают им пример в этом. Воспитательный, оздоровительный и эмоциональный эффект таких занятий значительно выше.

Так мужская команда села по волейболу считается сильнейшей в левобережье Тутаевского района более 15 лет, без «скамейки запасных» (учащихся ОУ), такой результат был бы просто невозможен.

Походы выходного дня

Походы выходного дня позволяют решать комплекс оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Доступность, отсутствие строгой регламентации деятельности, возможности широкого проявления эмоций и индивидуальных особенностей учеников делают подобные мероприятия весьма популярными среди детей. Чаще всего организаторами походов выходного дня выступают классные руководители, инструктируемые мною. Туристский инвентарь и снаряжение, имеющееся в школе, полностью удовлетворяет потребности 10-15 человек. Однодневные походы и экскурсии являются одной из форм организации свободного времени и общественно полезной деятельности школьников: краеведческой, военно-патриотической.

Многодневные туристские походы

Многодневные туристские походы организуются для более подготовленных учащихся, имеющие опыт однодневных походов, занимающихся в кружках туристской направленности.

В школе мною разработано и апробировано более 10 маршрутов 2-4 дневных походов по степени трудности, уровню подготовки детей, краеведческой направленности. В связи с опасностью клещевого энцефалита, за последние годы полностью прекратились походы в весенне-летний период. Предпочтение отдается осеннему периоду и лыжным походам.

Выполняя те же задачи, что и походы выходного дня, многодневные походы формируют прикладные навыки (знание топографии и умение ориентироваться на местности), способствуют воспитанию физических качеств, сочетания различных видов мышечной деятельности с закаливающим действием природных факторов, происходит знакомство с территорией, природой, экологией родного края, воспитание нравственных качеств – любви к окружающей природе и сознательного отношения к ней, чувства дружбы, товарищества, взаимопомощи, умения общаться в коллективе, преодолевать трудности.

Все многодневные походы содержат краткие отчеты: схему и описание маршрута, сбор краеведческой информации, достопримечательности, фотоприложения. Материалы формируются в папки и хранятся в школьном музее.



Дни здоровья

Как правило, это массовые праздники познавательного и развлекательного характера, способствующие пропаганде здорового образа жизни. Эти мероприятия посвящаются выдающимся событиям в жизни страны, села, школы. Составными частями праздника является: открытие, массовые соревнования, игры, развлечения, конкурсы, награждение победителей, закрытие. День здоровья проводится в выходной день 2 раза в год, в январе, апреле месяце. Помощь в проведении таких праздников осуществляют классные руководители. В последнее время широкой популярностью пользуется проведение таких праздников совместно с другими образовательными учреждениями в рамках интеграции воспитательной системы школ.

Результаты физкультурно-оздоровительной работы

Произошли ли изменения в здоровье обучающихся, работая по такой физкультурно-оздоровительной системе? По данным медосмотров и последней диспансеризации детей, в течение 10 лет, обучение в условиях этой системы исключило заболевания опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, обеспечило снижение заболеваемости органов зрения на 50%, уменьшилось количество школьников с заболеваниями желудочно-кишечного тракта. По респираторным заболеваниям наблюдается плавающая динамика и во многом зависит от погодных условий, степени закаленности детей, состояния эпидемической обстановки в регионе, состояния иммунизации школьного коллектива.

Физическая подготовленность, антропометрические данные школьников свидетельствуют о их высоком и среднем уровне физического развития.

Выпускники школы активно участвуют в соревнованиях, продолжая обучение в училищах, техникумах, ВУЗах, занимают призовые места и с уважением отзываются об оздоровительной и спортивной работе в школе.

Произошли изменения в сознании родителей: появилась мотивация в свободное время путем двигательной активности поддерживать свое долголетие, стройность тела, приучая к этому и детей.

Увеличилась заинтересованность семей в просмотре спортивных передач, самостоятельном обогащение опыта в области спорта и физкультуры.

Средствами физической культуры воспитываются положительные нравственные качества подрастающего поколения. На протяжении последних лет в ОУ нет хулиганства, правонарушений, нет детей состоящих на внутришкольном учёте и учете в КДН. Количество замеченных курящих школьников резко уменьшается, а за последние 2 года их вообще нет.

Физкультурно-оздоровительная система школы формировалась годами. Подбирались определенные условия, они менялись, находились оптимальные. И если, перенести эту систему в городскую или другую сельскую школу, это совсем не значит, что она начнет сразу работать, будет приемлема к данному образовательному учреждению, и сразу приносить результат. На это потребуется время.


Список литературы

1. Ашмарин Б.А. Теория и методики физического воспитания. - Москва: «Просвещение», 1999

2. Гликман И.З. Приобщить школьников к спортивно-оздоровительному образу жизни. - Москва: «Физическая культура в школе» №1, 2007

3. Карпман В.Л. Спортивная медицина. – Москва: «Физическая культура и спорт», 1997

4. Ковалько В.И. Школа физкультминуток. – Москва: ВАКО, 2009

5. Курамшин Ю.В., Попов В.И. Теория и методика физической культуры. – СПб.,1999

6. Матвеев А.П., Мельников С.Б. Методика физического воспитания с основами теории. – Москва: «Просвещение», 1991

7. Хрущев С.В. Физическая культура в режиме продленного дня школы. – Москва, 1986

8. Шафранская А.Н. Оптимизация условий занятий физической культурой. – Москва: «Физическая культура в школе» №4, 2007


Опубликовано


Комментарии (2)

Горбункова Ольга Ивановна, 03.02.20 в 07:07 0Ответить Пожаловаться
Геннадий Владимирович ,экзамен по физкультуре отменили лет 10 назад.Сейчас выбирают ГТО!Работа хорошая, но больше похожа на ваш аналитич.отчет.А у вас в сред.звене есть продленка?
Горбункова Ольга Ивановна, 03.02.20 в 07:09 0Ответить Пожаловаться
А как к вашей работе относится тест(спец.формат?).
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.