Отчёт «Физкультурно-оздоровительная система дошкольного образовательного учреждения»
Обобщение опыта работы
«Физкультурно-оздоровительная система
дошкольного образовательного учреждения»
Проблема здоровья подрастающего поколения дошкольников – одна из важнейших в жизни современного общества. Как добиться того, чтобы ребёнок был здоров, что нужно делать для этого, какие меры принимать?
Федеральный государственный образовательный стандарт, современные образовательные программы, реализуемые в дошкольных образовательных учреждениях, нацеливают педагогов на формирование широкой двигательной культуры дошкольников, использование на физкультурных занятиях и в повседневной жизни разнообразных физических упражнений, воспитание у дошкольников интереса к двигательной деятельности, здоровому образу жизни.
Одним из главных условий успешности работы в этом направлении является грамотная организация здоровьесберегающего процесса в детском саду, обеспечение его управляемости. Управление необходимо строить на основе выстраивания алгоритмов на всех уровнях: индивидуальном, групповом, дошкольного образовательного учреждения и образовательного социума, которое позволит своевременно разрабатывать систему мер, способных влиять на состояние здоровья дошкольника.
Ведущая идея опыта: повышение эффективности здоровьеориентированной деятельности посредством создания системы управления процессами здоровьесбережения дошкольника.
Работа по данному направлению ведется на протяжении пяти лет.
Были определены цель, задачи, средства их реализации, механизмы управления.
Цель: создание эффективных условий для формирования и регулирования организационных взаимодействий посредством совокупности способов, средств, делающих работу по здоровьесбережению целенаправленной, плановой, системной.
Задачи:
разработать наиболее оптимальную систему здоровьесберегающей деятельности в дошкольном образовательном учреждении;
сохранить и укрепить здоровье детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания, оптимизация двигательной деятельности;
создать развивающую среду;
обеспечить активную позицию детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни;
организовать взаимодействие педагогического коллектива, детей, семей;
активизировать взаимодействие с социальными партнерами в вопросах формирования и развития интереса дошкольника к здоровому образу жизни, спорту высших достижений.
В основу опыта были положены следующие принципы: научности; активности и сознательности; комплексности и интегративности; адресованности и преемственности; оздоровительной направленности; результативности и гарантированности.
Для успешной реализации опыта были разработаны и реализованы:
система работы по сохранению и укреплению здоровья детей для всех возрастных групп;
организационно-методическая деятельность по укреплению здоровья дошкольников;
план-график физкультурно-оздоровительных мероприятий;
создание развивающей среды;
организация взаимодействия с родителями (законными представителями);
организация лечебно-оздоровительных мероприятий;
организация взаимодействия с социальными партнерами;
мониторинг здоровья, заболеваемости, физического развития дошкольников
Система работы по сохранению и укреплению здоровья детей для всех возрастных групп
Система работы была построена по трем параметрам: формы, время проведения в режиме дня; методическое и технологическое обеспечение.
Были использованы следующие технологии сохранения и стимулирования здоровья:
остепатическая гимнастика/после сна в постелях каждый день/ «Техническая» простота применения при отсутствии дублирующего воздействия;
фитбол/один раз в неделю/на специальных мячах;
динамические паузы/во время занятий по мере утомляемости/комплексы физкультминуток
занятия по ЗОЖ/один раз в неделю в режимных моментах, как отдельное занятие/технологии Л.Ф.Тихомирова «Уроки здоровья»
арт-терапия/во время режимных моментов, как отдельное занятие/технологии Л.Петрушина
Организационно-методическая деятельность по укреплению здоровья дошкольников
Содержание работы:
создание оптимальных условий для совместной деятельности педагогических и медицинских работников в оздоровлении детей;
применение эффективных форм повышения квалификации педагогических работников по оздоровлению и организации физического воспитания дошкольников;
создание программно-методического обеспечения педагогического процесса, соответствующее современным требованиям и возрастной психофизиологической специфике.
План-график физкультурно-оздоровительных мероприятий
План-график разработан по месяцам на все возрастные группы, который включает следующие мероприятия:
реализация проектов «Спортивная игра», «Уголок спорта»;
организация открытой образовательной деятельности;
спортивные развлечения и спортивные праздники;
лечебный сеанс с использованием витаминов;
«Дни здоровья»
разработка и оформление информационных стендов;
консультации для родителей;
пешие прогулки, босоножье по траве (летнее время)
Создание развивающей среды
Созданная предметно-развивающая среда позволяет обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ребенка, стимулировать двигательную активность, приобщает к культуре здоровья. При организации такой среды были учтены санитарно-гигиенические нормы. Состоит из уголков физического саморазвития, уголков уединения (домики-палатки, различные ширмы). Для совершенствования физических качеств используется нетрадиционное оборудование: различные дорожки, косички, змейки, дуги. Во всех группах имеются пособия для профилактики плоскостопия, для организации подвижных игр и упражнений общеразвивающего воздействия. Воспитатели проявляют творчество и изобретательность в изготовлении пособий из бросового материала для пополнения физкультурных уголков. Все физкультурное оборудование доступно для детей.
Организация взаимодействия с родителями
Работа с родителями проводится в три этапа: подготовительный (ознакомительный), просветительский, совместной деятельности с детьми. Необходимо заинтересовать родителей включиться в воспитательно-образовательный процесс по формированию здорового образа жизни; совершенствовать содержание их образования; организовать информативную помощь семье; обогатить совместную деятельность. Использовались различные формы: беседы, анкеты, информационные стенды, совместные мероприятия, родительские собрания, «Дни открытых дверей». Уровень заинтересованности родителей в разных группах повысился на 10-12%, по дошкольному учреждению – 16% (с 62%-78%).
Организация лечебно-оздоровительных мероприятий
Лечебно-оздоровительные мероприятия проводятся педагогами под руководством медицинской сестры. Это: полоскание рта, массаж стоп, режим питания, индивидуальное меню, свето-воздушные ванны, обеспечение здорового ритма жизни. Так же медицинская сестра контролирует физическое развитие дошкольников, систематичность выполнения прививок, прохождения диспансеризации, составляет рациональное меню, оказывает необходимую первую медицинскую помощь
Организация взаимодействия с социальными партнерами
Для успешной физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками был заключен договор с АНО ФК «Темп». Тренеры проводили с детьми кружковую деятельность, спортивные праздники, тематические занятия о спорте высоких достижений. Эта работа способствовала росту заинтересованности дошкольников, желанию заниматься в спортивных секциях. 17 % дошкольников старшего возраста продолжили заниматься спортом профессионально и достигли успешных результатов.
Мониторинг здоровья, заболеваемости,
физического развития дошкольников
Работа по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни дали положительный результат. С 2014-2017 гг. уровень заболеваемости снизился на 17%. Изменился индекс здоровья по группам. По дошкольному учреждению в 2014-2015 индекс здоровья составил 6 %; 2015-2016 – 8%; 2016-2017 – 9%. Конечно необходимо отметить и снижение списочного состава дошкольников в дошкольном образовательном учреждении.
Ориентация на успех, высокая эмоциональная насыщенность занятий, постоянная опора на интерес, воспитание чувства ответственности – все это дает положительный эффект. У большинства детей наметилась тенденция сознательного отношения к своему здоровью и использованию доступных средств для его укрепления, стремления к расширению двигательного опыта.
В целом, эффективность здоровьеориентированной деятельности в детском саду прослеживается в возросшем уровне компетентности педагогов в вопросах здоровьесбережения, в развитии грамотности родителей, а также в целом в активизации оздоровительной деятельности в детском саду. Это в конечном итоге положительно повлияло на развитие двигательной активности ребенка, развитие физических качеств и, в целом, благоприятно сказалось на состоянии здоровья детей.