12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Перепелкина Елена Валентиновна105
Работаю в дошкольном образовательном учреждении. Люблю свою работу, стремлюсь к профессиональному росту. Мобильна, позитивна!
Россия, Тамбовская обл., Мичуринск
5

«Физкультурно-оздоровительная система дошкольного образовательного учреждения»

Обобщение опыта работы

«Физкультурно-оздоровительная система

дошкольного образовательного учреждения»

Проблема здоровья подрастающего поколения дошкольников – одна из важнейших в жизни современного общества. Как добиться того, чтобы ребёнок был здоров, что нужно делать для этого, какие меры принимать?

Федеральный государственный образовательный стандарт, современные образовательные программы, реализуемые в дошкольных образовательных учреждениях, нацеливают педагогов на формирование широкой двигательной культуры дошкольников, использование на физкультурных занятиях и в повседневной жизни разнообразных физических упражнений, воспитание у дошкольников интереса к двигательной деятельности, здоровому образу жизни.

Одним из главных условий успешности работы в этом направлении является грамотная организация здоровьесберегающего процесса в детском саду, обеспечение его управляемости. Управление необходимо строить на основе выстраивания алгоритмов на всех уровнях: индивидуальном, групповом, дошкольного образовательного учреждения и образовательного социума, которое позволит своевременно разрабатывать систему мер, способных влиять на состояние здоровья дошкольника.

Ведущая идея опыта: повышение эффективности здоровьеориентированной деятельности посредством создания системы управления процессами здоровьесбережения дошкольника.

Работа по данному направлению ведется на протяжении пяти лет.

Были определены цель, задачи, средства их реализации, механизмы управления.

Цель: создание эффективных условий для формирования и регулирования организационных взаимодействий посредством совокупности способов, средств, делающих работу по здоровьесбережению целенаправленной, плановой, системной.

Задачи:

разработать наиболее оптимальную систему здоровьесберегающей деятельности в дошкольном образовательном учреждении;

сохранить и укрепить здоровье детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания, оптимизация двигательной деятельности;

создать развивающую среду;

обеспечить активную позицию детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни;

организовать взаимодействие педагогического коллектива, детей, семей;

активизировать взаимодействие с социальными партнерами в вопросах формирования и развития интереса дошкольника к здоровому образу жизни, спорту высших достижений.

В основу опыта были положены следующие принципы: научности; активности и сознательности; комплексности и интегративности; адресованности и преемственности; оздоровительной направленности; результативности и гарантированности.

Для успешной реализации опыта были разработаны и реализованы:

система работы по сохранению и укреплению здоровья детей для всех возрастных групп;

организационно-методическая деятельность по укреплению здоровья дошкольников;

план-график физкультурно-оздоровительных мероприятий;

создание развивающей среды;

организация взаимодействия с родителями (законными представителями);

организация лечебно-оздоровительных мероприятий;

организация взаимодействия с социальными партнерами;

мониторинг здоровья, заболеваемости, физического развития дошкольников

Система работы по сохранению и укреплению здоровья детей для всех возрастных групп

Система работы была построена по трем параметрам: формы, время проведения в режиме дня; методическое и технологическое обеспечение.

Были использованы следующие технологии сохранения и стимулирования здоровья:

остепатическая гимнастика/после сна в постелях каждый день/ «Техническая» простота применения при отсутствии дублирующего воздействия;

фитбол/один раз в неделю/на специальных мячах;

динамические паузы/во время занятий по мере утомляемости/комплексы физкультминуток

занятия по ЗОЖ/один раз в неделю в режимных моментах, как отдельное занятие/технологии Л.Ф.Тихомирова «Уроки здоровья»

арт-терапия/во время режимных моментов, как отдельное занятие/технологии Л.Петрушина

Организационно-методическая деятельность по укреплению здоровья дошкольников

Содержание работы:

создание оптимальных условий для совместной деятельности педагогических и медицинских работников в оздоровлении детей;

применение эффективных форм повышения квалификации педагогических работников по оздоровлению и организации физического воспитания дошкольников;

создание программно-методического обеспечения педагогического процесса, соответствующее современным требованиям и возрастной психофизиологической специфике.

План-график физкультурно-оздоровительных мероприятий

План-график разработан по месяцам на все возрастные группы, который включает следующие мероприятия:

реализация проектов «Спортивная игра», «Уголок спорта»;

организация открытой образовательной деятельности;

спортивные развлечения и спортивные праздники;

лечебный сеанс с использованием витаминов;

«Дни здоровья»

разработка и оформление информационных стендов;

консультации для родителей;

пешие прогулки, босоножье по траве (летнее время)

Создание развивающей среды

Созданная предметно-развивающая среда позволяет обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ребенка, стимулировать двигательную активность, приобщает к культуре здоровья. При организации такой среды были учтены санитарно-гигиенические нормы. Состоит из уголков физического саморазвития, уголков уединения (домики-палатки, различные ширмы). Для совершенствования физических качеств используется нетрадиционное оборудование: различные дорожки, косички, змейки, дуги. Во всех группах имеются пособия для профилактики плоскостопия, для организации подвижных игр и упражнений общеразвивающего воздействия. Воспитатели проявляют творчество и изобретательность в изготовлении пособий из бросового материала для пополнения физкультурных уголков. Все физкультурное оборудование доступно для детей.

Организация взаимодействия с родителями

Работа с родителями проводится в три этапа: подготовительный (ознакомительный), просветительский, совместной деятельности с детьми. Необходимо заинтересовать родителей включиться в воспитательно-образовательный процесс по формированию здорового образа жизни; совершенствовать содержание их образования; организовать информативную помощь семье; обогатить совместную деятельность. Использовались различные формы: беседы, анкеты, информационные стенды, совместные мероприятия, родительские собрания, «Дни открытых дверей». Уровень заинтересованности родителей в разных группах повысился на 10-12%, по дошкольному учреждению – 16% (с 62%-78%).

Организация лечебно-оздоровительных мероприятий

Лечебно-оздоровительные мероприятия проводятся педагогами под руководством медицинской сестры. Это: полоскание рта, массаж стоп, режим питания, индивидуальное меню, свето-воздушные ванны, обеспечение здорового ритма жизни. Так же медицинская сестра контролирует физическое развитие дошкольников, систематичность выполнения прививок, прохождения диспансеризации, составляет рациональное меню, оказывает необходимую первую медицинскую помощь

Организация взаимодействия с социальными партнерами

Для успешной физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками был заключен договор с АНО ФК «Темп». Тренеры проводили с детьми кружковую деятельность, спортивные праздники, тематические занятия о спорте высоких достижений. Эта работа способствовала росту заинтересованности дошкольников, желанию заниматься в спортивных секциях. 17 % дошкольников старшего возраста продолжили заниматься спортом профессионально и достигли успешных результатов.

Мониторинг здоровья, заболеваемости,

физического развития дошкольников

Работа по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни дали положительный результат. С 2014-2017 гг. уровень заболеваемости снизился на 17%. Изменился индекс здоровья по группам. По дошкольному учреждению в 2014-2015 индекс здоровья составил 6 %; 2015-2016 – 8%; 2016-2017 – 9%. Конечно необходимо отметить и снижение списочного состава дошкольников в дошкольном образовательном учреждении.

Ориентация на успех, высокая эмоциональная насыщенность занятий, постоянная опора на интерес, воспитание чувства ответственности – все это дает положительный эффект. У большинства детей наметилась тенденция сознательного отношения к своему здоровью и использованию доступных средств для его укрепления, стремления к расширению двигательного опыта.

В целом, эффективность здоровьеориентированной деятельности в детском саду прослеживается в возросшем уровне компетентности педагогов в вопросах здоровьесбережения, в развитии грамотности родителей, а также в целом в активизации оздоровительной деятельности в детском саду. Это в конечном итоге положительно повлияло на развитие двигательной активности ребенка, развитие физических качеств и, в целом, благоприятно сказалось на состоянии здоровья детей.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.