Статья на тему «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ»
Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ
Обычно взрослые излишне оберегают ребенка. Ну а если предоставить ему возможность самому справиться с трудностями? При этом ребенок может определять меру своих возможностей, развивает осторожность и внимательность, подготавливает себя для более сложных умений и навыков. У малыша начинают крепнуть мышцы всего тела, и он становиться более гибким, ловким, выносливым и находчивым. Ребенок становиться здоровым, сильным и, самое главное, уверенным в себе. Важно, что физически развитому ребенку хочется двигаться все больше и больше, и надо эту потребность развивать, предоставляя малышу возможность осваивать все более сложные физические упражнения.
На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне роста болезней «цивилизации», чтобы быть здоровым, необходимо овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству надо уделять больше внимания в дошкольном образовательном учреждении. [1].
Не следует забывать, что дошкольный возраст – это время выработки привычек и образа жизни. Дети в этом возрасте быстро впитывают информацию, и выработка правильных привычек в сочетании с обучением дошкольников приведут к положительным результатам.
Вот именно поэтому в детском саду создана и организована система физкультурно-оздоровительной работы. Дошкольное образование играет большую роль в создании условий для дальнейшего развития человека, и оно не возможно без физического воспитания.
Педагоги ДОУ организовывают и проводят занятия с детьми интересно, полезно, увлекательно, чтобы утренняя гимнастика и физические упражнения прочно вошли в повседневный быт каждого ребенка, чтобы сохранить и обеспечить подрастающему поколению работоспособность, здоровье и полноценную радостную жизнь. Взрослые, как педагоги, так и родители, должны помочь ребенку научиться быть здоровым, физически активным, уметь защищать себя от опасностей современного мира.
Для полноценного психического и физического развития ребенка в детском саду должна быть построена работа в таких направлениях, как:
Создание физкультурных уголков в группах и на участках детского сада, наличие физкультурного зала, материально-техническое оснащение по физическому воспитанию дошкольников;
Повышение профессионального мастерства педагогов;
Комплексное решение физкультурно-оздоровительных мероприятий педагогическим коллективом;
Использование современных здоровьесберегающих технологий.
Цель физического воспитания – это формирование у детей основ здорового образа жизни.
Для достижения этой цели ставятся задачи:
Формирование у детей двигательных умений и навыков;
Развитие физических качеств;
Получение знаний о своем организме;
Физическое развитие и совершенствование функций организма;
Повышение двигательной активности и работоспособности.
Для успешного решения поставленных задач требуется комплексное использование всех средств физического воспитания в детском саду.
Формы физического воспитания дошкольников, проводимые воспитателями:
Утренняя гимнастика;
Комплекс закаливающих процедур;
Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия и коррекции осанки;
Дыхательная гимнастика после сна;
Прогулки на свежем воздухе – спортивные и подвижные игры, соревнования, эстафеты, оздоровительные упражнения.
Формы физического воспитания дошкольников, проводимые инструктором по физической культуре:
Физкультурные занятия;
Эстафеты;
Игры-соревнования;
Спортивные праздники и досуги;
Пальчиковая и дыхательная гимнастика;
Оздоровительные упражнения;
Использование тренажёров и нестандартного оборудования;
Упражнения на степах и фитболах.
Для всех детей всех возрастов характерна повышенная потребность в двигательной активности. Активная мышечная деятельность является обязательным условием для нормального развития и формирование растущего детского организма. Под влиянием физических упражнений увеличивается сила мышц, их выносливость.
В состоянии пониженной двигательной активности снижается обмен веществ и объем информации, поступающей в мозг из мышечных рецепторов. Это ухудшает обменные процессы в тканях мозга, что приводит к нарушениям его регулирующей функции. [4].
Очень важно, чтобы ребенок занимался физкультурой. А для этого надо, чтобы занятия приносило радость. На занятиях используется разный инвентарь (флажки, кубики, мячики, ленточки, веревки и др.). Благодаря ему, для детей каждое занятие новое и интересное. Интересное название упражнений («Крокодильчик», «Ёлочка», «Муравьиный шаг», «Веселый поезд» и т.д.) вызывает радость и большой интерес у ребят, они пытаются угадать: какое будет упражнение. Все эти маленькие хитрости – и ребенок выполняет упражнения с удовольствием, тем самым развивая новые навыки и умения.
Список литературы
Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ /Под ред. З. И. Бересневой. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 32 с.
Здоровьеразвивающие физические упражнения: учебно-методическое пособие / И. К. Шилкова, Л. В. Филиппова, Ю. А. Лебедев. – Н. Новгород, 2008. – 183 с.
Здоровьеформирующее физическое развитие: Развивающие двигательные программы для детей 5-6 лет: Пособие для педагогов дошк. учреждений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 336 с. – (Здоровьесберегающая педагогика).
Кузнецова, М. Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2002. – 64 с.
Организация оздоровительно-профилактической работы с детьми дошкольного возраста в образовательных учреждениях с нарушениями опорно-двигательного аппарата (осанки) с использованием комплексных методов лечебной физкультуры (тренажеры, балансировочные доски, физиомячи большого диаметра и пр.). – Н. Новгород, 2009. – 200 с.