12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Юсупова Рамиза Фарисонва1307
Россия, Новосибирская обл., с.Меньшиково
6

«Оценка способности формулировать, аргументировать и высказывать свое мнение "

«Оценка способности формулировать, аргументировать и высказывать свое мнение для 5-7 классов»

( Инструментарий мониторинга коммуникативных умений ,разработан с использованием методического сборника под ред. В.Р.Имакаева)

Модуль «Аргумент»

Структура модуля


Аргументация при наличии адресата

Безличная аргументация

5 классы


Умение подбирать аргументы из текста в поддержку предло­женного тезиса.

Текст, тезис, подбор аргу­ментов, устное выступление.

6 классы

Умение обосновать свою точ­ку зрения на основе сравне­ния двух источников инфор­мации.

Текст 1, текст 2 (противо­положный смысл), своя точ­ка зрения, аргументы и опровержения.

Умение формулировать и аргу­ментировать собственное мне­ние при ответе на проблемный вопрос по тексту (видеофраг­менту).

Текст, проблемный вопрос, своя точка зрения, аргументы.

7 классы

Умение подбирать аргументы к двум противоположным те­зисам.

Тезис, антитезис, выбор точки зрения, аргументы в защиту одного тезиса.

Умение формулировать и аргу­ментировать свое мнение с опорой на текст как источник сильных аргументов. Проблемный вопрос, тексты, устное высказывание с силь­ными аргументами.



5 КЛАСС

Умение подбирать аргументы из текста в поддержку предложенного тезиса (5 класс)

Техническое задание учащимся

1. Прочитай тезис.

2. Прочитай текст.

3. Из текста выбери два аргумента, подтверждающих данный тезис. Во время работы с текстом, можешь подчеркивать, помечать найденные аргументы. Это поможет тебе составить устный ответ.

4. Приведи примеры из собственного опыта, подтверждающие дан-ный тезис. На полях или под текстом можешь кратко обозначить свои при-меры из жизни.

5. Составь устный ответ из 3-4 предложений, в которых должен прозвучать тезис, аргументы из текста и свои примеры, подтверждающие данный тезис.

Время на работу с тезисом и текстом - 20 минут

Тезис «Человек-господин своего призвания»

Текст.

«Призвание - это маленький росточек таланта, превратившийся в крепкое, могучее дерево на благодатной почве трудолюбия. Без трудолюбия, без самовоспитания этот маленький росток может засохнуть на корню Найти свое призвание, утвердиться в нем - это источник счастья.», писал В.А. Сухомлинский в одном из писем к сыну. Далее он привел пример «Ты любишь музыку Баха. Так вот, в роду Иоганна Себастьяна Баха было 58 музыкантов. Прадед музыкант, дед музыкант, отец музыкант... Известно, что приблизительно 80 % рожденных могут стать композиторами. Становятся же ими единицы. Почему же это так? Почему же все-таки в роду Баха было 58 выдающихся музыкантов? Потому, что эти люди сами творили свое призвание. Потому, что первым впечатлением жизни каждого ребенка в этом роду была музыка; первой красотой, познанной в окружающем мире, - музыкальная мелодия; первым удивлением, изумлением - было удивление, изумление перед музыкой; первой гордостью, пережитой человеком, - гордость наслаждения красотой музыки, гордость творения, создания музыки. Человек - господин своего призвания».

Критерии

Параметры

Показатели

1. Количество аргументов

Приведены два аргумента из текста

4

Приведен один аргумент из текста

2

Нет аргументов из текста

0

2. Аргументы, подтверждаю­щие тезис

Все приведенные аргументы подтверждают тезис

4

Один из приведенных аргументов подтвер­ждает тезис

2

Приведенные аргументы не подтверждают тезис

0

3. Собственный пример

Примеры подтверждают тезис

4

Примеры не подтверждают тезис

2

Собственные примеры не приведены

0

4. Стройное композицион­ное построе­ние устного от­вета: тезис - аргументы – собственный пример

Выступление соответствует композиционному построению устного ответа

4

В выступлении допущены ошибки в компози­ционном построении, нарушена логика устно­го ответа (изменена последовательность)

2

5.

Выступление соответствует речевым норам литературного языка

4


В выступлении допущены ошибки речевых норм литературного языка

2



Процедура оценивания

Учащемуся предлагается тезис, который необходимо доказать аргумен­тами из приведенного ниже текста.

Объем текста - полстраницы.

Количество прямых аргументов в тексте должно составлять не менее двух. Кроме этого, в тексте должны присутствовать предложения, которые не доказывают данный тезис.

Ученики получают одинаковый текст, каждый работает индивидуально (сидит за отдельной партой). Текст ученики читают про себя самостоятельно.



6КЛАСС

Умение обосновывать свою точку зрения на основе срав­нения двух источников информации (6 класс)

Объект оценивания

Письменный развернутый ответ, который содержит тезис (сформули­рованный на основе сравнения двух источников информации), два и более аргумента: из одного текста; из двух текстов; с опорой на личный опыт; из других источников информации; из других предметных областей.

Техническое задание учащимся

Прочти предложенные тексты.

Предложенные тексты имеют одинаковую тему. Определи авторские позиции.

Запиши авторские точки зрения.

Выбери одну из двух или сформулируй собственную точку зрения. Начни это предложение со слов: «Я считаю так же, как ... автор: (приведи точку зрения данного автора)».

Обоснуй свой выбор. Для этого подбери и запиши два аргумента. Ты можешь подобрать их из текста, из своего личного опыта. Эти доказательства ты мог услышать или увидеть где-то в другом месте (например, на другом учебном предмете), прочитать в других ис­точниках (книгах, газетах, журналах). У тебя есть возможность при­вести контраргумент, сформулированный на основе второго текста.

Твоя работа должна состоять из 3-6 предложений.

Критерии

Параметры

Показатели

1.Анализ текстов

Сформулированы две авторские точки зрения

3

Сформулирована одна авторская позиция

1

2.Наличие тезиса

Сформулирована собственная точка зрения

4

Тезис сформулирован своими словами

3

Тезис выписан фразой из текста

2

3.Качество тезиса

Однозначность тезиса (фраза имеет понятный смысл, можно определить точку зрения ученика)

4

Двусмысленность, размытость тезиса (точка зре­ния ученика не понятна)

2

4.Наличие

аргумен­

тов

Два аргумента из текста

3

Один аргумент. При этом сформулировано одно опровержение второй авторской позиции (бо­нусные баллы)

3

Один аргумент из текста

1

Отсутствие аргументов

0

5.Качество аргумен­тов (каж­дый аргу­мент оце­нивается отдельно,

баллы суммируются




отдельно

Аргумент сформулирован с опорой на выбранную авторскую позицию (сильный аргумент)

4

Аргумент сформулирован на основе информации (знаний) из других источников информации (кни­ги, газеты, журналы, телевидение и т.д.)

2

Аргумент сформулирован на основе информации (знаний) из других предметных областей (меж­предметный)

2








Аргумент сформулирован на основе жизненного опыта (слабый аргумент)

1

6.Качество опровер­жения (бонусные баллы)

Опровержение сформулировано с опорой на противоположную авторскую позицию (как силь­ный аргумент в пользу своей точки зрения)

3


Опровержение сформулировано на основе ин­формации (знаний) из других источников инфор­мации (книги, газеты, журналы, телевидение и т.д.)

2


Опровержение сформулировано на основе ин­формации (знаний) из других предметных обла­стей (межпредметное)

2


Опровержение сформулировано на основе жиз­ненного опыта (слабое)

1

7.Объем ответа

Количество смысловых единиц (предложений)


5-6

2

3-4

1

1-2

0

Процедура оценивания

На работу с текстом время отводится в зависимости от размера текста . Учащиеся работают индиви­дуально.

Варианты текстов:

Вариант 1.

Текст №1 Отрывок из «Повесть временных лет»»




«И послал Владимир к Рогволду, князю полоцкому, говоря: «Хочу взять дочь твою себе в жены». Она же отвечала: «Не хочу разуть раба, а хочу мужа – Ярополка». Владимир же собрал воинов многих, пришел к Полоцку и убил Рогволда и сыновей его, а дочь его взял в жены».




Текст №2.



Сам же князь Владимир после крещения стал добрым и милостивым, заботился об убогих и нищих, думал о книжном просвещении. Личные качества и характер возмужавшего князя притягивали к нему людей.



Вариант 1.

Текс 1.



М.В.Ломоносов «Древняя Российская история»-антинорманисты.



Неправедно рассуждает, кто варяжское имя приписывает одному народу. Многие сильные доказательства уверяют, что они от разных племен и языков состояли и только одним соединялись обыкновенным тогда по морям разбоем.

Проходя славенскнми и чудскими областьми, варяги особливое пристанище и жительство изобрали в Киеве и сокровища прятали в тамошних пещерах еще задолго прежде создания монастыря Печерского.

Разность сих народов ясно показывает и сомнение разрешает Нестор, летописатель российский, поименно называя варягов, готов, англов, шведов, нормандцев, россов. Приступим к особливому исследованию варягов-россов, от которых славенские и отчасти чудские старобытные в нашем отечестве обитатели получили себе обще государей с великим потомством.

Приступая к показанию варягов-россов, кто они и какого народу были, прежде должно утвердить, что они с древними пруссами(племенами западных словян) произошли от одного поколения(рода)

Что ж вышепоказанные пруссы были с варягами-россами одноплеменны, из следующих явствует. И, во-первых, снесение домашних наших летописцев подает уже повод думать о единоплеменстве сих двух народов, именем мало между собою разнящихся. Нестор предал на память, что Рурик(Рюрик) призван на владение к славянам из варягов-россов. Новгородский летописец производит его от пруссов, в чем многие степенные книги согласуются. И, таким образом, россы и, пруссы уже оказываются единым народом.



Источник: http://lomonosov.niv.ru/lomonosov/nauka/drevnyaya-rossijskaya-istoriya/o-varyagah-rossah.htm

Текст2.



Н.М.Карамзин. «История государства Российского»-номанисты

Начало Российской Истории представляет нам удивительный и едва ли не беспримерный в летописях случай. Славяне добровольно уничтожают свое древнее правление и требуют Государей от Варягов, которые были их неприятелями. Везде меч сильных или хитрость честолюбивых вводили Самовластие (ибо народы хотели законов, но боялись неволи): в России оно утвердилось с общего согласия граждан: так повествует наш Летописец - и рассеянные племена Славянские основали Государство,

Отечество наше, слабое, разделенное на малые области до 862 года, по летосчислению Нестора, обязано величием своим счастливому введению Монархической власти.

Мы думаем, что Варяги, овладевшие странами Чуди и Славян за несколько лет до того времени, правили ими без угнетения и насилия, брали дань легкую и наблюдали справедливость

Варяги или Норманы долженствовали быть образованнее Славян и Финнов, заключенных в диких пределах Севера; могли сообщить им некоторые выгоды новой промышленности и торговли, благодетельные для народа. Бояре Славянские, недовольные властию завоевателей, которая уничтожала их собственную, возмутили, может быть, сей народ легкомысленный, обольстили его именем прежней независимости, вооружили против Норманов и выгнали их; но распрями личными обратили свободу в несчастие, не умели восстановить древних законов и ввергнули отечество в бездну зол междоусобия.

Тогда граждане вспомнили, может быть, о выгодном и спокойном правлении Норманском: нужда в благоустройстве и тишине велела забыть народную гордость, и Славяне, убежденные - так говорит предание - советом Новогородского старейшины Гостомысла, потребовали Властителей от Варягов.

Нестор пишет, что Славяне Новогородские, Кривичи, Весь и Чудь отправили Посольство за море, к Варягам-Руси, сказать им: Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет: идите княжить и владеть нами.



Вариант 3.

СПРАВКА: Добровольная народная дружи́на (ДНД) — советская и российская добровольная организация, оказывающая помощь государственным правоохранительным органам в охране общественного порядка, охране государственной границы, на уровне предприятия, коллективного хозяйства, домоуправления, улицы или села.

В одной из телевизионных передач политики обсуждали проблему:

нужно ли воссоздать в России действовавшие ранее в СССР добровольные народные дружины? Было высказано две точки зрения:

•• Добровольные народные дружины необходимы. Они будут способствовать охране общественного порядка, развитию активности граждан в управлении государственными и общественными делами.

•• Добровольные народные дружины нецелесообразны, так как охрана общественного порядка — дело профессионалов в лице работников милиции. К тому же в дружины могут войти люди, которые будут использовать свой новый статус для «разборок» с неугодными им гражданами.



Каково ваше мнение? Приведите дополнительные аргументы в защиту или против той или иной точки зрения

7 КЛАСС

Умение формулировать и аргументировать свое мнение с опорой на текст как источник сильных аргументов (7 класс)

Тезаурус

Проблемный вопрос - вопросительное высказывание, не имеющее единственно правильного ответа и требующее изложения своей пози­ции.

Контекст источника информации - общий смысл текста, который опре­деляется знанием слов (терминов), входящих в него и уровнем разви­тия компетенции «смысловое чтение».

Сильный аргумент - причина, доказательство, убеждение, довод с опорой на текст разных стилей.

Виды стилей - нормативный акт, художественный текст (притча, рас­сказ, стихотворение), эссе, публицистический текст, научно­популярный текст.

Объект оценивания

Объектом оценивания является созданное учеником устное высказы­вание по проблемному вопросу с использованием текста.

Высказывание представляет собой речевое произведение (произне­сенное учащимся и записанное на диктофон экспертом высказывание). В вы­сказывании присутствует позиция (тезис), подкрепляемая аргументами из текста и вывод по теме. Высказывание по объему должно представлять со­бой не менее 4 полных предложений.

Критерии

Параметры

Показатели

1.Четкость формулировки

тезиса и вывода

Тезис сформулирован полным предложением

2

Тезис сформулирован неполным предложением

1

Тезис не сформулирован

0

2. Качество аргумента

Аргумент представляет собой часть текста, изложенную своими словами, но без искажения смысла, подтвер­ждающую точку зрения ученика, с учетом контекста источника инфор­мации

6


Аргументы, приведенные учеником, не подтверждают тезис (контекст ре­бенком не понят)

0

3. Качество вывода

Вывод является логическим заверше­нием высказывания

4

Вывод носит формальный характер

2

Вывод отсутствует

0

4.Дополнительные бал­лы

Приведен дополнительный аргумент (принимаются аргументы в 6 и 4 бал­лов)


6/4


Ответ «живой» (изложение последо­вательное, предложения образуют целостный рассказ, ребенок не чита­ет, а говорит)

2

Процедура оценивания

Оценивание проводится на отдельном уроке.

Учащимся предлагается перечень проблемных вопросов и тексты, ко­торые могут быть использованы в качестве источника аргументов. Проблем­ные вопросы могут касаться темы обществознания, которую учащиеся изу­чают в текущей четверти (вопросы отношений, например). Тексты могут браться из учебников обществознания, интернета или методических пособий и хрестоматий.

Требования к текстам:

тексты должны быть небольшого объема (5-7 предложений)

тексты должны содержать информацию, которую можно использовать в качестве аргумента

тексты должны быть доступными возрасту учащихся, и по возможно­сти, однозначными.

На ознакомление учащихся с текстами дается 10 минут.

Затем каждый учащийся получает ТЗ и время на его выполнение (15

минут).

Учащийся предъявляет устный ответ одному из экспертов в аудитории (можно опираться на записи).

Учащиеся, имеющие за высказывание не менее 18 баллов, рекомен­дуются для поощрения дополнительными отметками «отлично» по литера­туре.

Примеры проблемных вопросов

Друзей может быть много?

Дружба для человека - что это?

Друг познается только в беде (трудной жизненной ситуации)?

Друзья могут быть плохими?

Дружба требует усилий?

Можно ли проверить дружбу на прочность?

Любой ли человек может стать твоим другом?

Настоящий друг - кто он?

Примеры текстов

1

Дружба — бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Обязательными признаками дружбы являются вза­имность, доверие и терпение. Людей, связанных между собой дружбой, называют друзьями (Википедия).

2

Что такое дружба? Это радость! Огромная радость от общения! Ра­дость от того, что рядом есть близкий тебе человек, который поможет сове­том, всегда выслушает и непременно поддержит во всем. Только ему можно полностью довериться. Только от него можно без обиды выслушать критику в свой адрес.

Настоящая дружба, как и настоящая любовь, явление достаточно ред­кое. Но если она все же есть, то надо ее беречь как зеницу ока. Ведь, теряя друга, мы теряем частицу себя. И всегда надо помнить, что потерять его лег­ко, а вот найти безумно трудно. И чем старше мы становимся, тем труднее (авторское эссе).

3

М.Пляцковский «Песня о дружбе»

Дружба крепкая не сломается, не расклеится от дождей и вьюг,

Друг в беде не бросит, лишнего не спросит - вот что значит настоящий вер­ный друг.

Мы поссоримся и помиримся, не разлить водой - шутят все вокруг.

В полдень или полночь друг придет на помощь - вот что значит настоящий верный друг.

Друг всегда меня сможет выручить, если что-нибудь приключится вдруг. Нужным быть кому-то в трудную минуту - вот что значит настоящий верный друг.

4

До первого дождя (В.А. Осеева)

Рассказ о дружбе

Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в школу вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня - за Машей.

Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Ма­ша была в плаще, а Таня - в одном платье. Девочки побежали.

Сними свой плащ, мы накроемся вместе! - крикнула на бегу Таня.

Я не могу, я промокну! - нагнув голову с капюшоном, ответила ей

Маша.

В школе учительница сказала:

Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?

У Маши был плащ, а я шла в одном платье, - сказала Таня.

- Так вы могли бы укрыться одним плащом, - сказала учительница и, взглянув на Машу, покачала головой. - Видно, ваша дружба до первого до­ждя!

5 В.Высоцкий «Песня о друге» (из к/ф «Вертикаль»)


Если друг оказался вдруг
И не друг, и не враг, а — так;
Если сразу не разберешь,
Плох он или хорош, —
Парня в горы тяни — рискни!
Не бросай одного его:
Пусть он в связке в одной с тобой —
Там поймешь, кто такой.

Если парень в горах не ах,
Если сразу раскис — и вниз,
Шаг ступил на ледник — и сник,
Оступился — и в крик, —
Значит рядом с тобой — чужой,
Ты его не брани — гони.
Вверх таких не берут и тут
Про таких не поют.

Если ж он не скулил, не ныл;
Пусть он хмур был и зол, но шел,
А когда ты упал со скал,
Он стонал, но держал;
Если шел он с тобой, как в бой,
На вершине стоял хмельной, —
Значит, как на себя самого,
Положись на него!


6 Афоризмы о дружбе

Брат может не быть другом, но друг - всегда брат. (Б. Франклин, политик) Дружба удваивает радости и сокращает наполовину горести. (Ф. Бэкон, фи- лософ,политик)

Враги всегда говорят правду, друзья - никогда. (М. Т. Цицерон, древнерим­ский политик, философ)

Друг - это тот человек, который знает о вас все и не перестает при этом лю­бить вас. (Э. Хаббард, писатель, философ)

Настоящий друг с тобой, когда ты не прав. Когда ты прав, всякий будет с то­бой. (М. Твен, писатель)

7 Песок и камень. Притча.

Как-то два друга много дней шли в пустыне.

Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощечину другому. Его друг почувствовал боль, но ничего не сказал. Молча он написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощечину». Друзья продолжали идти и через много дней нашли оазис, в котором решили искупаться. Тот, ко­торый получил пощечину, едва не утонул - друг спас его. Когда он пришёл в себя, то высек на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь». Тот, кто дал пощечину и который спас жизнь своему другу, спросил его: «Ко­гда я тебя обидел, ты написал это на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?» И друг ответил: «Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть надпись. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это...»


Источник:


1.http://metodform.ucoz.ru/doc/2014-2015/sbor54362.pdf «Мониторинг метапреметных результатов в основной школе"



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.