12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовал
Тряпицына Елена Анваровна32

. Муниципальное казенное дошкольное общеобразовательное

учреждение «Детский сад №10» комбинированного вида г. Карабаша

Проект

"Береги свое зрение!"


 

Выполнила: Тряпицына Е.А.

2017 г

Вид проекта: Групповой

Продолжительность проекта: Краткосрочный

Тип проекта: Познавательно-исследовательский

Участники проекта: дети, воспитатели, родители

Место проведения: МКДОУ «Детский сад №10» г. Карабаша

Сроки проведения:  1 неделя

Режим работы: во время и вне занятий.

Участники проекта: Воспитатель: Тряпицына Е.А.

Дети 25 чел.

Родители

Актуальность
Роль зрения в полноценном развитии ребенка велика. Это обусловлено прежде всего тем, что, как известно, большой процент информации об окружающем мире получает ребенок через зрительный анализатор.
Нарушение зрения значительно ограничивают возможности познания ребенком окружающего мира. Снижение или слабость зрительных функций в период дошкольного детства может привести к тому, что зрение в жизнедеятельности ребенка не будет качественно выполнять свою роль: ориентировочную, познавательную, контролирующую.
В процессе различных видов деятельности (познавательной, практической, игровой, учебной). Дети с нарушением зрения испытывают серьезные трудности, например, в определении цвета, формы, величины. Кроме того, недостатки зрительного восприятия способствуют формированию нечетких недифференцированных образов, представлений, отрицательно влияют на развитие мыслительных операций, что значительно затрудняет их деятельность. Кроме того, поскольку зрительно-моторная координация является одной из сторон зрительного восприятия, работа в этом направлении будет продолжаться.

Цели:

Уточнение знания детей о назначении органов зрения.

Развивать зрительное, сенсорное восприятия.

Воспитывать желания, заботиться о здоровье глаз.

Задачи:

Вызывать интерес к поисковой деятельности.

Учить детей видеть и выделять проблему эксперимента.

Развивать личностные свойства: целеустремленность, настойчивость, решительность.

Обобщать сознание содержательно-упорядоченными сведениями о своем здоровье.


 

Познавательно-исследовательская деятельность:

Определить реакцию зрачков на различные освещения.

Доказать, что при попадании изображения на слепое пятно человек перестает видеть данное изображение.

Проблема

Проблемные вопросы:

Зачем человеку глаза.

Учебные вопросы:

«Роль зрения в жизни человека. Как видят животные».

Приложения проекта:

1.Конспект занятия по валеологии «Мы стремимся иметь здоровые глаза»

2.Опыт «Большой-маленький»

3. Беседа «Как видят животные»
3. Физкультура для глаз
4.Тренинг творческих зрительных восприятий

 

Реализация проекта

Игровая деятельность:
Дидактические игры:

«Что увидел слева, справа»

«Близко-далеко»

«Покажи эмоции глазами»

С/р «Больница» ситуация: на приеме у окулиста.

Подвижные игры:

«Кошки-мышки»

Игра «Фотограф»

Рассматривание картинок дидактической литературы

Развитие речи:

Загадывание загадок.

Чтение стихотворения Н. Орловой «Ребятишкам про глаза».

 

Художественно-эстетическое развитие:

Рисование : «Такие разные глаза»

 

Физическое развитие:«Физкультура для глаз».

Работа с родителями:
Консультации для родителей:

«Роль зрения в развитии ребенка».

«Коньюктивит у детей и как с ними бороться».

Опыт «Большой-маленький»

Приложение №1

Конспект занятия по валеологии в старшей группе

Тема: Мы стремимся иметь здоровые глаза

   

ЦЕЛЬ: Раскрыть значение зрения для восприятия окружающего мира. Закрепить знание о строении глаза, роль витаминов и нетрадиционных методов оздоровления в улучшении зрения. Объяснить значение соблюдения правил гигиены.

  ХОД ЗАНЯТИЯ:

  Сегодня мы продолжим экскурсию в страну "Познай себя".

 Отгадайте, о чем мы будем говорить:

 Живет мой брат за горой, не встретится со мной? ...(Глаза).

 Закройте глаза, что вы видите? Почему вы ничего не видите? Откройте глаза, что вы видите? Чем вы видите?

 Итак, глаза для того, чтобы смотреть, видеть, различать предметы, их цвет, размер, величину. Глаза помогают действовать, мыслить, через Глаза идет сигнал в мозг, в мозге зарождается мысль, фантазия. Давайте на минуту, и мы станем фантазерами. Перед вами нарисованные предметы, дорисуйте, что вы себе воображаете. (Работа детей)

Посмотрите на схему, как выглядит наш глаз. Внутри глаза находится маленький кружочек - это зрачок. Зрачок всегда черного цвета. Большой круг вокруг зрачка - радужка, она разного цвета. Закройте и откройте глаза, вы их закрыли и открыли веками. Края глаз покрыты ресницами. Как вы думаете, для чего вам брови, веки, ресницы? Наши глаза все видят, все воспринимают и переживают.

 По глазам можно узнать расположение духа человека - печальный, веселый, поэтому говорят: "Глаза - зеркало души". Художник также был фантазером, но он любил наблюдать. Наблюдая за детьми он нарисовал портрет Аленки. Посмотрите, какое расположение духа у девочки? Какие глаза у девочки? Чему девочка печальная? Давайте, развеселим девочку. (Дети рассказывают смешинки, стихи).

 Посмотрите, как улыбается девочка? По чем видно, что девочке весело? Какие вы знаете песни о глазах? Выполняются упражнения для глаз. Как долго нужно смотреть телепередачи? Почему?

 Фрагменты кукольного спектакля. Бабушка Загадка передала сундучок, он откроется тогда, когда дети дадут ответы на вопросы.

Тестирование:

      Когда чаще всего отдыхают наши глаза?
а) когда открытые;
б) во время сна;
в) во время гимнастики. 

      Когда надо носить затемненные очки?
а) во время дождя;
б) во время ветра;
в) в солнечную погоду. 

       Можно ли размахивать палкой?
а) можно;
б) можно, но тупой;
в) нельзя. 

Сундучок приоткрывается, звучит музыка.

Еще одно послание от бабушки: - Знаете ли вы, какие надо употреблять витамины, чтобы зрение было хорошим?

Появляется Витаминка, которая приносит на подносе овощи и фрукты, богатые витаминами А, В. Предлагает назвать их, загадывает загадки. Витаминка рассказывает, какие ягоды надо употреблять, чтобы зрение было здоровым, угощает детей витаминным салатом.

Не только упражнения для глаз, массаж, витамины улучшают зрение, снимают усталость с глаз, но и гимнастика хатха-йога.

Дети под музыку делают упражнения:

Упражнение на дыхание. Успокаивает нервную систему, выравнивает осанку, помогает работать всему организму.

Йога-мудрая. Успокаивает, полезная для ослабленных детей.

Лев. Улучшает кровообращение, укрепляет мышцы вокруг глаз.

Корова. Закрепляет осанку, мышцы спины, развивает подвижность плечевого пояса.

Рыба. Улучшает работу сердца, помогает сосредоточиться, расслабляет мышцы глаз.

Стенка. Закрепляет мышцы плечевого пояса, улучшает кровообращение мышц глаз.

Расслабление. Хорошо действует на весь организм, а особенно на нервную систему. Дети становятся в круг и говорят пожелание:

Мир, любовь, добро всем, кто справа от нас.
Мир, любовь, добро, всем, кто слева от нас.
Мир, любовь, добро всем, кто впереди нас.
Мир, любовь, добро всем, кто позади нас.

Приложение №2

Опыт : « Большой-маленький»

Цель

Материалы

Ход

Результат

Вывод

Продемонстрировать детям, как зрачок меняет размер в зависимости от освещенности.

Большое зеркало, маленькие зеркала, настольная лампа.

Дети рассматривают свои глаза в зеркале, обращаем их внимание на то, что зрачки имеют одинаковый размер. Педагог предлагает детям 1-1,5минуты посидеть при ярком свете (один глаз при этом закрыть, другой –открыть). Затем все рассматривают зрачок открытого глаза и зрачок закрытого глаза. Определяют, одинаковые ли они. Через некоторое время зрачки опять становятся одинаковыми. Все обсуждают, почему так происходит.

Зрачок того глаза, который был закрыт, больше по размеру, он расширен. Через некоторое время зрачки становятся одинаковыми.

В темноте и при неярком свете специальная мышца глаза расширяет зрачок, при ярком свете другая мышца сужает зрачок, ограничивая количество света, поступающего в глаз, т.е.глаз избавляется от лишнего света.

Глаза необходимо беречь: нельзя смотреть на очень яркий свет, на часто мерцающий свет.


 


 

Приложение №3

Беседа: Как видят животные
У разных представителей животного мира глаза устроены по – разному. Это связано с тем, что глаза приспособлены к тому окружению, в котором живут их обитатели. Даже растения воспринимают свет, поворачивая к нему свои листья.
На поверхности тела плоских червей есть так называемые «глазки». Но эти «глазки» не способны воспринимать изображение, они лишь реагируют на свет.
Рыбы хорошо видят предметы, расположенные вблизи. А у берегов Юго – Восточной Азии живет рыба иглобрюх, у которой есть специальные «солнцезащитные очки» желтого цвета. Стоит рыбе всплыть на поверхность, на яркий свет, как специальные клетки желтого цвета начинают «расползаться» по глазу, и тогда кажется, будто иглобрюх надевает очки.
Лягушка видит только движущиеся предметы. Чтобы рассмотреть неподвижный предмет, ей самой необходимо начать двигаться.
У раков глаза расположены на специальных антеннах – стебельках, они выдвигаются далеко вперед и могут вращаться, когда сам рак неподвижен. И еще у него есть особый глаз на хвосте, который помогает ориентироваться, когда рак пятится назад. А вот у морских звезд – по одному глазу на конце каждого луча.
У совы и у филина глаза большие, но неподвижные, зато голова вращается по полному кругу. Эти ночные птицы видят только в темноте.
Вопрос: Каких специальных зрительных клеток – палочек или колбочек – больше у кур, голубей, ящериц? А у совы, филина?
Муравьи даже днем видят звезды.
Стрекоза хорошо различает цвета, но только нижней частью глаз. Верхняя половина всегда смотрит в небо, на фоне которого добыча хорошо заметна.
А у пчел пять глаз: два больших и три маленьких. Кроме того, пчелы необычно воспринимают цвета. Например, пчелы не опыляют красные цветы, потому что красный цвет они воспринимают так же, как человек воспринимает черный цвет.

В отличие от животных, человек может видеть и различать предметы разных цветов и даже оттенков. Но есть люди, не различающие цвета. Они страдают болезнью, которая называется «дальтонизм». Распознали эту болезнь в 1875 г. Тогда в Швеции произошло крушение поезда, в результате которого погибло много людей. Оставалось непонятным, как мог машинист повести поезд на красный свет. Объяснение оказалось неожиданным. Оставшемуся в живых машинисту показали мотки цветных ниточек и установили, что он не различает цвета. Это явление цветовой слепоты изучил английский ученый Джон Дальтон, который сам страдал этим недугом, и болезнь неразличения цветов – дальтонизм – была названа его именем.

Обобщающая беседа о зрении
Цель: выявить имеющиеся у детей знания; подвести их к пониманию того, как нелегко живется слепым людям; формировать гуманные чувства по отношению к инвалидам.
Материалы: комплект кубиков с выпуклыми буквами русского языка (или буквы из магнитной азбуки); платок или шарф.
Воспитатель предлагает детям ответить на ряд вопросов:
— Как называют человека, лишенного зрения?
— Как вы представляете жизнь таких людей?
— Как вы думаете, может ли слепой человек научиться читать? Каким образом?
Воспитатель может рассказать детям о специальном наборе выпуклых букв для слепых людей – шрифте Брайля – и предложить детям с завязанными глазами узнать буквы (на кубиках с выпуклыми буквами или на примере букв из магнитной азбуки). Постепенно воспитатель подводит детей к пониманию того, что у слепых из – за невозможности видеть окружающее обостряются другие виды чувствительности, например, слух. Предложить детям объяснить выражение «слепые люди видят по – своему», а затем ответить на вопросы:
— Как бы вы помогли слепым людям, если бы им потребовалась ваша помощь?
— Как бы вы помогли больным людям и инвалидам, если бы были волшебниками?
— Как бы вы помогли им, если бы были изобретателями?

Выводы:
В ходе проведенной нами экспериментальной исследовательской деятельности было установлено, что экспериментирование включает в себя активные поиски решения задачи, выдвижение предположений к построению выводов. Экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на закрепление здоровья.
Для родителей был представлен плакат с фотографиями детей во время проведения проектной деятельности, презентация проекта.

 

Приложение №4

Физкультура для глаз
1. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, затем открыть их, повторить 6-8 раз.
Упражнение укрепляет мышцы век, расслабляет мышцы глаз и улучшает их кровоснабжение.

2. Быстро моргать в течение 15 секунд, повторить 3-4 раза.
Упражнение улучшает кровообращение мышц глаз.

3. Закрыть глаза и массировать веки круговыми движениями пальца в течение 1 минуты.
Упражнение расслабляет мышцы глаз, улучшает их кровоснабжение.
Желательно проделывать этот комплекс по несколько раз в день перед зрительной работой и после нее.

4. Не двигая головой, начинайте вращать глазами сначала по часовой стрелке, потом в обратную сторону. По 10 раз туда обратно. А теперь то же самое, только с закрытыми глазами.

5. Прижмите палец к переносице и посмотрите на него. Затем медленно отводите палец от себя, продолжая следить за ним глазами. Повторите это упражнение несколько раз.


 

Приложение №5

ТРЕНИНГ ТВОРЧЕСКИХ ЗРИТЕЛЬНЫХ ВОСПРИЯТИЙ.

Упражнение «Фотоаппарат».

Группа детей садиться в полукруг. Один ребёнок «фотографирует» — запоминает внешний вид детей, их расположение. Затем ребёнок – «фотограф» выходит. Играющие пересаживаются или меняют внешний вид: прическу, детали одежды. «Фотограф» выясняет, что изменилось.

Упражнение «Слепые фотографы».

Трём «слепым фотографам» предлагается «сфотографировать» несколько предметов – запомнить их. Руками «фотографы» закрывают глаза. Воспитатель перемещает предметы.
Задание: не открывая глаз, разложить три предмета так, как они лежали, и назвать их поочерёдно. Педагог обращает внимание наблюдающих на то, как «спорят» руки «слепых фотографов».

Упражнение «Как упали палочки?»

К столу вызываются 3-5 человек. Воспитатель бросает на стол несколько палочек.
Задание: на счет «три» запомнить, как упали палочки. Затем прикрывает их листом бумаги. Сколько лежало палочек? Четыре? Возьмите четыре палочки и разложите их так же. Готово? Проверьте. Я поднимаю листок на счет «два». Исправляйте ошибки.

Упражнение «Видеоскоп».

По кругу идут одна за другой 2-3 картинки с несложным сюжетом с интервалом в 10 секунд. Картинки проходят 2-3 круга, откладывают в сторону.
— Вспомните первую картинку. Кто расскажет, что запомнил? По команде вы должны вспомнить указанную картинку и думать о ней, вспоминать подробности.
Команды воспитателя для переключения внутреннего видения детей должны даваться большими паузами. Глаза играющих должны быть открытыми.

Упражнение «Скульптуры».

Дети садятся по кругу парами: один – «скульптор», другой – «натурщик». «Скульпторы» садятся спиной к своим «натурщикам».
По первому сигналу (хлопок) «натурщики» принимают определённую позу и придают соответствующее выражение своему лицу.
По второму сигналу (стук) «скульптуры» поворачиваются к своим «натурщикам» и в течении 5 секунд рассматривают их. Затем по сигналу отворачиваются. «Натурщики» быстро изменяют позу. По команде «скульпторы» начинают «лепить» исходную позу и мимику своего «натурщика».

Упражнение «Разведчики».

Проводится по аналогии с предыдущим. Рекомендуется использовать книги: Матюгин И., Чакаберия Е. Зрительная память. Тактильная память: Гиппиус С. Гимнастика чувств.

Упражнение на воссоздание определенных цветов спектра.

Дать каждому ребенку три кусочка цветной бумаги или ткани красного, желтого, зеленого цветов.
Задание детям: посмотреть поочередно на кусочки цветной ткани или бумаги и постараться с закрытыми глазами воображать и вспоминать данные цвета, как бы вновь видя их. Предложить детям рассказать о своих ощущениях.

Упражнение «Оживим картинку».

Один ребенок рассматривает картинку с несложным сюжетом (Осень. С деревьев облетает листва. Идет дождь. По улице идет девочка с зонтом, она подходит к лужице, в которой плещутся два веселых утенка. А вдалеке проезжает лошадь с повозкой сена и т.д.) Затем рассказывает всей группе детей содержание, но картину им не показывает.
После окончания рассказа дети должны выстроить эту картинку, оживить ее. Постараться не только изобразить позы героев, но и оживить их помыслами.

Упражнение «Мысленное путешествие по картинке»

Педагог предлагает детям для рассматривания картину любого жанра (пейзажного, бытового и т.д.)
-Мы будем сегодня учиться представлять себя в другой обстановке. Рассмотрите картину. Затем с открытыми и закрытыми глазами представьте себя в этой картине.
-Что происходит с вами во время путешествия?
-Какие образы приходят вам в голову?
-Где вы сейчас находитесь?
-Что вы видите, слышите?
-Вы путешествуйте одна (один)?
-Есть ли кто-нибудь рядом с вами?
-Разговаривайте вы с ним? О чем?
-Что вы ощущаете, когда идете по этому полю, заросшему васильками и ромашками?
-Что вам хочется сейчас сделать? Сорвать цветок или понюхать его?
-Давайте полежим с вами вот на этой мягкой траве. Расскажите, что вы ощущаете?
-Хочется ли вам уйти с этого места?
-Кого бы вам хотели пригласить на эту полянку? Почему?

Опубликовано

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.