Исследование «Оценка жизненного состояния деревьев на пришкольной территории»
«Олимпиада»- 2018
МБУДО «Центр детского творчества» Дубенского муниципального района РМ
Номинация: «Природное наследие»,
«Экологическое краеведение», «Экологический туризм»
«ОЦЕНКА ЖИЗНЕННОГО СОСТОЯНИЯ
ДЕРЕВЬЕВ НА ПРИШКОЛЬНОЙ ТЕРРИТОРИИ»
Подготовила:
Кирдяшкина Анастасия,
ученица 8Б класса
МБОУ «Дубенская СОШ»,
обучающаяся кружка
«Юный краевед»
МБУДО «Центр
детского творчества».
Адрес образовательного
учреждения:РМ,Дубенский
р-н, с. Дубенки,
ул. Денисова,7.
Домашний адрес: РМ, Дубенский р-н,
с. Дубенки, ул. Бровцева, 25-11.
Руководитель:
Фалина Галина Ильинична,
педагог дополнительного
образования МБУДО
«Центр детского творчества».
Адрес: РМ, Дубенский р-н,
с. Дубенки, ул. Денисова,7.
Контактныйтелефон: 892717579999
e –mail:
galina-dom22@rambler.ru
с. Дубенки- 2018
Содержание
Введение…………………………………………………………………….….3
1. Значение деревьев на пришкольной территории.………………………....4
2. Изучение видового состава деревьев на пришкольной территории……..5
3. Результаты исследования……………………………………………….…..7
Выводы и предложения……………………………………………………….10
Использованные источники…………………………………….…………..…11
Приложение ……………………………………………………………………12
Введение
Нас окружает мир растений, но мы не всегда с должным вниманием и благодарностью относимся к богатствам зелёного мира, без которых не возможна жизнь на планете. Родина – это наш край, район, село, дом, наш школьный двор. Там, где деревья - там чистый воздух. Знаете ли вы? За год каждое дерево вырабатывает около 113 кг. кислорода. По мнению учёных, двух зрелых растений будет вполне достаточно для обеспечения годовых нужд в чистом воздухе семьи из четырёх человек.
На занятиях кружка при изучении темы «Моя школа» по основам краеведения, мы ознакомились с историей Дубенской средней школы, просмотрели много старых фотографий, где видели много деревьев вокруг школы. Стало интересно, какие деревья раньше росли на пришкольной территории и в каком состоянии они в настоящее время? Кто и когда их посадили для нас, что оставим мы после себя?
Так возникла потребность исследовательской работы в оценке жизненного состояния деревьев, произрастающих на пришкольной территории.
Актуальность работы состоит в том, что озеленение пришкольной территории имеет важное значение. Высокая степень воздействия негативных антропогенных факторов, закономерно приводит к ослаблению растительности, преждевременному старению, снижению продуктивности, поражению болезнями, вредителями, гибели насаждений. Своим исследованием я хочу обратить внимание на факторы, оказывающие непосредственное влияние на состояние зелёных насаждений, а именно деревьев, произрастающих на территории школы.
Цель: проведение оценки жизненного состояния деревьев, произрастающих на территории школы.
Задачи:
1. изучить научную литературу по данной теме;
2. определить видовой состав древесно-кустарниковых растений, используемых в озеленении территории школы;
3. оценить жизненное состояние деревьев визуальным методом по наличию разных повреждений; выявить болезни зелёных насаждений, определить тип и степень повреждения древесных растений.
4. произвести статистическую обработку данных, сделать подсчёт по всем типам повреждений.
Объект исследования – пришкольная территория МБОУ «Дубенская СОШ.
Предмет исследования – деревья, произрастающие на пришкольной территории.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, наблюдение и математический расчет.
1.Значение деревьев на пришкольной территории.
Растения выполняют многие важные функции: создают микроклимат, ионизация воздуха, противошумовой эффект, выделяют фитонциды, фильтруют воздух, оказывают эстетическое и познавательное воздействие, формируют ландшафты. Древесные насаждения очищают воздух от пыли, вредных газов, защищают жителей от шума. Хвойные деревья выделяют особые вещества – фитонциды, убивающие болезнетворные микроорганизмы. Содержание пыли на озелененной улице в три раза меньше, чем на улице без деревьев. Акация, вяз, клен, осина, ель – активно усваивают угарный газ.
Воздух загрязняется целым комплексом различных химических веществ. Зеленые насаждения способны поглощать многие вещества, тем самым, выполняя роль живых фильтров. Одним из широко распространённых в окружающей среде тяжелых металлов является свинец. Он активно накапливается придорожными растениями. Поглощают свинец желтая акация, липа, берёза.
Среди видов растений, наиболее выносливых к загрязнению, специалисты отмечают тополь (канадский, бальзамический, берлинский), иву белую, клен американский, белую акацию, лох узколистый, сирень, кизильник, берёзу бородавчатую, барбарис обыкновенный, вяз, ель колючую, жимолость обыкновенную, иргу канадскую, калину, облепиху обыкновенную, лиственницу, некоторые виды яблонь. Наиболее чувствительны к газам и дыму – ель обыкновенная, пихта, липа мелколистная, ясень обыкновенный, клен остролистый, береза пушистая, рябина обыкновенная, каштан конский. В целом, более устойчивыми к газам и дыму, считаются деревья с кожистыми листьями, с ослабленным фотосинтезом и дыханием, способностью быстро восстанавливать листву. Необходимо иметь в виду, что на богатых почвах все виды растений более устойчивы к загрязнению, чем на бедных. Степень повреждения деревьев зависит от их возраста. Так, сеянцы и молодые растения повреждаются газами больше, чем взрослые особи.
У деревьев, кустарников, растущих в условиях сильной загазованности, листья становятся мелкими, сморщенными, иногда приобретают необычную форму (свернутые, гофрированные). Часто листья и хвоинки необычно окрашены (побуревшие, покрасневшие) или с пятнами, обожженными краями, отсыхающими кончиками. У некоторых хвойных растений хвоя становится недолговечной, образуется мало хвоинок. Постоянно разреживаются кроны.
Под пришкольный участок обычно отводится довольно значительная площадь - до 1,5-2 га. На участке должны быть предусмотрены спортивные площадки для подвижных игр, участок для опытной работы с овощами, зерновыми (техническими) и цветочными культурами. Нередко при школе закладывают плодовый сад. Небольшая территория должна быть отведена для хозяйственного двора. Вся остальная площадь отводится под озеленение.
Насаждения должны объединять все зоны в единое целое, занимать не менее 40...50 % площади территории и играть функциональную роль, отделяя площадки друг от друга, обеспечивая защиту от шума, устраняя пыль и очищая воздух, создавая тем самым благоприятные условия для занятий и отдыха школьников. Размещение насаждений зависит от общего планировочного решения участка, размещения отдельных зон, площадок, дорожек. Примерная плотность насаждений (густота посадок) приведена в табл. 6.(см. приложение).
Озеленение школьной территории, прежде всего, служит целям эстетического воспитания учащихся. На территории нашей школы имеются газоны и клумбы с цветочными растениями, но основную часть составляет древесная растительность. Деревья растут на переднем плане школьного участка, вокруг здания школы, вдоль основной дорожки на заднем плане школы. Растения прекрасно гармонируют со зданием школы.
2. Изучение видового состава деревьев на пришкольной территории.
После изучения литературы по теме исследования, была проведена экскурсия по территории школы. Мы осмотрели все деревья, пересчитали их и зарисовали примерную схему – план исследуемой территории. Всю пришкольную территорию разделили на два участка. Первый- это участок у главного входа в здание школы. Второй- это участок за школой, т.е. у ФОКа. Показали с помощью значков размещение деревьев на территории школы.
На следующем этапе провели описание и учет видового состава деревьев на обоих участках территории школы.
Затем мы оценили жизненное состояние деревьев визуальным методом по наличию разных повреждений. В каждой группе деревьев мы подсчитали количество деревьев в разном состоянии. Далее мы определили зависимость состояния деревьев от их месторасположения и по типам насаждений: одиночные, однорядовые, групповые.
В процессе обследования были обнаружены различные виды повреждений деревьев и факторы воздействия на них человека:
- растрескавшаяся, повреждённая кора;
- засохшие ветки; сломанные, спиленные, срубленные;
- искривлённый ствол;
- формирование и наличие дупел;
- вышедшие на поверхность корни;
- грибы (шляпочные);
- «шишки» - спящие почки, которые начали своё развитие и образовали «наплывы», однако боковые побеги и побеги замещения ещё не образованы.
- антропогенное воздействие: гвозди, мусор, краска, надписи, вырезки, провода.
В итоге был сделан подсчёт по всем видам повреждений.
Оценку экологического состояния дендрофлоры, осуществляли по методике, описанной Е.Г.Куликовой(1998г.), с собственными модификациями. При оценке состояния деревьев учитывались состояния ствола и кроны деревьев, наличие болезней и вредителей, величина ежегодного прироста, структура и степень развития кроны. Вариации фактора состояния оценивались в баллах. Скорректированное руководство для определения состояния деревьев представлено в таблице 1. Суммированное по всем факторам состояния количества баллов соответствует определенному классу состояния- в таблице 2.
Таблица 1.
Шкала визуальной оценки состояния растений по внешним признакам
Фактор |
Вариация фактора состояния |
Баллы |
Состояние ствола
|
Здоровый и крепкий |
5 |
Имеются повреждения коры |
3 |
|
Наличие гнилей и дупел |
1 |
|
Величина прироста
|
Более 15 см |
5 |
5 -15 см |
3 |
|
Менее 5 см |
1 |
|
Структура кроны
|
Нормальная, здоровая |
5 |
Один крупный или несколько мелких сучьев усохли |
3 |
|
Два и более крупных сучьев усохли |
1 |
|
Вредители и болезни
|
Отсутствуют |
5 |
Имеется один вид |
3 |
|
Имеется 2 и более видов |
1 |
|
Степень развития кроны
|
Полная, равномерно развитая (сбалансированная) |
5 |
Полная, но нарушенная |
3 |
|
Нарушенная и недоразвитая |
1 |
Таблица 2.
Определение класса состояния деревьев
Суммарное количество баллов |
Класс состояния |
25-22 |
отличное |
21-18 |
хорошее |
17-14 |
удовлетворительное |
13-10 |
плохое |
9-5 |
очень плохое |
Все результаты исследования описаны ниже.
3. Результаты исследования.
Общая площадь территории школы составляет около 2 га.
Площадь, используемая для озеленения школы, составляет чуть более 0,5 га, это около 30 %.
1. Общее количество деревьев, растущих на территории школы, составляет – 157. Основную массу составляют старые деревья. Только в прошлом, 2017 году, высажены молодые саженцы яблони в количестве 86 на участке 1.
2. Видовой состав деревьев, используемых в озеленении школы, составляют: хвойные (туя, ель); лиственные (береза, тополь, яблоня), декоративные растения (бархатцы, петунии) для клумб. Основную массу древесной растительности составляет береза бородавчатая . Мы подсчитали количество деревьев по группам, результаты представлены в таблице 3.
Таблица 3.
Количество деревьев по группам:
Хвойные – 11 :
1. Ель-6
2. Туя-5.
Лиственные – 146:
1. Береза бородавчая -28
2. Тополь-4
3. Яблоня- 114, из них 86- молодые саженцы
3. При определении зависимости состояния деревьев от их месторасположения и по типам насаждений мы выяснили следующее. Там, где деревья растут группами или однорядовые насаждения, но соблюдены все условия при посадке (расстояние, освещённость, влажность), состояние деревьев хорошее. К таким видам можно отнести молодые деревья ели и туи, произрастающие во внутреннем дворе школы, а также молодые саженцы яблони, посаженные недавно на участке 1.-(см. приложение 1). Но, есть деревья в неудовлетворительном состоянии, так как не были соблюдены соответствующие условия при посадке молодых саженцев, основные причины – близкое расстояние, слабая освещённость. Поэтому большая часть деревьев(это березы на обоих участках) находятся в угнетённом состоянии. Плюс к этому- эти деревья довольно старые и имеют множество повреждений разного характера (см. приложение 2).
Деревья на 2-м участке (у ФОКа) более всего подвержены воздействию вредного антропогенного фактора, т.к. рядом велось строительство ФОКа, в связи с этим вырублено много деревьев-яблонь с этого участка( см. приложение 2). Также во время проведения строительных работ при реконструкции школы (2005-2007г.г.)вырублены несколько деревьев березы с участка 1. Эти сравнения видны из фотографий, где показано состояние пришкольной территории до реконструкции (см. приложение 4). В настоящее время на этом месте посажены саженцы яблони.
4. При обследовании различных видов повреждений деревьев мы установили следующее:
- большую часть составляют деревья, на которых спилены, срублены и сломаны ветки; это все березы на обоих участках, а также старые яблони на участке 2(см. приложение 5);
-в большом количестве представлены деревья, которые имеют растрескавшуюся и повреждённую кору, это также относится к березам и старым яблоням(см. приложение 6);
Так же были обнаружены деревья, которые имеют засохшие и сломанные ветки, искривлённый ствол, вышедшие на поверхность корни. В основном это деревья, которые расположены вдоль дорожки и их месторасположение не соответствует норме (близкое расстояние)- см. приложение 2.
Нами были обнаружены деревья (в единичных экземплярах), на которых имелись грибы (шляпочные) и гриб трутовик. Это березы на участке 2. На одном дереве обнаружен нарост- кап (см. приложение 8). Это нарост на стволе дерева с рельефной поверхностью. Возникает на месте интенсивно появляющихся спящих почек. Это дефект развития дерева. Есть единичные экземпляры деревьев, подвергшихся антропогенному воздействию (надписи, вырезки).
5. Бактериальные заболевания (опухоли, гнили, пятна), а так же пятнистость, налёты, запылённость и загрязнённость стволов деревьев обнаружены на нескольких старых яблонях.
Мы определили количество деревьев по всем типам повреждений. Результаты занесены в таблицу 4.
Таблица 4.
Основные повреждения деревьев
Виды повреждений |
Количество деревьев |
1. Растрескавшаяся, повреждённая кора |
55 |
2. Засохшие ветки |
20 |
3. Сломанные ветки |
38 |
4. Спиленные, срубленные |
19 |
5. Искривлённый ствол |
7 |
6. Формирование и наличие дупел |
1 |
7. Вышедшие на поверхность корни |
3 |
8. Грибы (шляпочные) |
1 |
9. Грибы (трутовики) |
1 |
10. «Шишки» - спящие почки начали своё развитие и образовали «наплывы» |
1 |
11. Антропогенное воздействие (порезы,вырезки) |
4 |
12. Бактериальные заболевания: опухли, гнили, пятна |
6 |
13. Скрученные листья, изменение формы и цвета побегов |
- |
14. Пятнистость, налёты из-за запылённости и загрязнённости стволов |
12 |
6. Было обследовано 28 экземпляров яблони на участке 2 территории школы. Все деревья высажены по рядам с расстоянием 3-5 м. Раннее на этом месте рос большой яблоневый сад, но в связи со строительством ФОКа много деревьев вырублено. Также вырублена березовая аллея, располагавшаяся вдоль забора стадиона. Она вырублена в связи с реконструкцией стадиона.
Все деревья высотой 3-4 метра, большинство имеют деформированную, раскидистую крону.
У большинства деревьев отмечены сухие ветви. На деревьях были видны следующие повреждения: у большинства повреждена кора дерева и имеются пятна заболеваний на ней, также вдоль стволов тянутся крупные продольные трещины, возможно, они вызваны воздействием низких температур («морозобоины»). Величина прироста не одинакова у разных деревьев и колеблется от одного до четырёх дюймов, возобновления подроста у деревьев нет. Экологическая оценка и класс состояния каждого растения представлены в таблице 5( см. приложение).
9. Анализ состояния 6 экземпляров ели обыкновенной на участке 2 территории школы показал, что эти растения имеют хорошее состояние. Возможно, из-за того, что все хвойные на пришкольной территории высажены сравнительно не давно, после реконструкции здания школы.
Тополя в количестве 4 экземпляров, произрастающие на участке 1, справа от входа в здание школы, имея возрастные особенности, находятся в хорошем состоянии(см. приложение 7).
10. В итоге в экологической оценки состояния дендрофлоры пришкольной территории необходимо отметить некоторый угнетённый рост фруктовых деревьев и березы бородавчатой(см. приложение 8).
Основные причины повреждения и угнетения этих деревьев:
-антропогенный фактор: строительство объектов на близлежайшей территории;
- низкие температуры зимой;
- распространение вредителей;
- болезни деревьев;
- для многих деревьев чрезмерная затенённость, близкое расположение друг другу.
Анализ состояния молодых деревьев показал, что большинство растений имеют хорошее состояние, не выявлено не одного растения с болезнями и повреждениями.
Выводы и предложения.
Проанализировав результаты исследовательской работы, мы пришли к следующим выводам:
1.В озеленении пришкольной территории преобладают лиственные- это фруктовые деревья, береза бородавчатая. Также необходимо отметить, что на территории школы имеются участки искусственного озеленения- это клумбы с цветами и участки с газонной травой.
2.Посадка молодых саженцев древесных растений произведена рационально: одиночные, рядовые, групповые.
3.По жизненному состоянию, большинство фруктовых деревьев находится в плохом состоянии. Также в удовлетворительном состоянии находятся березы.
4.Необходимо обратить внимание на деревья, имеющие различные повреждения: растрескивание и повреждение коры, засохшие и сломанные ветки, искривление ствола, грибы-сапрофиты, присутствие вредителей и другие.
5.В общем, озеленение пришкольной территории не полностью соответствует требованиям планировки пришкольной территории. Мало хвойных насаждений и эти деревья расположены хаотично. Нет кустарников, которые используются в качестве «живой» изгороди(это может быть сирень). Старые деревья- березы высажены близко друг другу и поэтому они имеют искаженную крону.
Мы рекомендуем:
- продолжить наблюдение за жизненным состоянием всех деревьев , особенно имеющих повреждения, периодически высаживать новые саженцы;
- увеличить видовое разнообразие древесных пород;
- следить за состоянием хвойных, лиственных и фруктовых деревьев;
- своевременно проводить обрезку деревьев, удалять сухие ветви;
- вести борьбу с вредителями;
-обратиться к школьникам, работникам школы и местным жителям с просьбой бережно относиться к окружающим их растениям;
- проводить в школе акции «Посади дерево», конкурс «Самый зелёный участок», которые сопровождаются посадкой новых деревьев, кустарников, однолетних и многолетних цветочно-декоративных растений.
Использованные источники
1.Альфред Брэм. «Жизнь растений». Москва, 2004 г.
2.И.Р.Вильдфлуш. Сад и огород. Минск. «Урожай». 2002 г.
3.Интернет ресурсы:
http://green.mosmetod.ru- детский реестр зеленых насаждений,
http://usmanovo.ucoz.ru- сайт школы в Оренбургской области,
https://docviewer.yandex.ru- исследовательская работа «Экологическое состояние дендрофлоры городского парка».
http://zellandia.ru- сайт «Зелландия»- болезни деревьев.
http://www.infosait.ru- Постановление Правительства Москвы от 30 сентября 2003 г. N 822-ПП "О Методических рекомендациях по оценке жизнеспособности деревьев и правилам их отбора и назначения к вырубке и пересадке".
https://studref.com/- благоустройство и озеленение школ.
https://fermer.ru – Озеленение школьных территорий.
Приложение
Фото деревьев на участке 1 и 2.
Фото деревьев с участка 2: березы и яблони.
Фото деревьев, произрастающих на школьной территории до реконструкции школы
Фото участка 1 исследуемой пришкольной территории до проведения реконструкции школы.
Фото. Внешний вид деревьев на участке 2.
Фото деревьев с повреждениями коры
Фото с участка 2. Вид на тополя.
Фото деревьев с участка 2.
Формирование дупла на яблоне
- нарост(кап) на березе
Болезни деревьев с участка 2
Таблица 5.
Результаты оценки состояния фруктовых деревьев на участке 2
№ растения |
Состояние ствола |
Величина прироста |
Структура кроны |
Вредители и болезни |
Степень развития кроны
|
Сумма баллов |
Класс состояния |
||
в баллах |
|||||||||
1 |
3 |
1 |
1 |
1 |
3 |
10 |
плохое |
||
2 |
3 |
1 |
3 |
1 |
3 |
11 |
плохое |
||
3 |
3 |
1 |
3 |
3 |
3 |
13 |
плохое |
||
4 |
3 |
1 |
3 |
3 |
3 |
13 |
плохое |
||
5 |
1 |
1 |
3 |
3 |
3 |
11 |
плохое |
||
6 |
3 |
1 |
3 |
3 |
3 |
13 |
плохое |
||
7 |
3 |
1 |
3 |
3 |
3 |
13 |
плохое |
||
8 |
3 |
1 |
3 |
3 |
3 |
13 |
плохое |
||
9 |
1 |
1 |
3 |
3 |
3 |
11 |
плохое |
||
10 |
3 |
1 |
3 |
3 |
3 |
13 |
плохое |
||
11 |
3 |
1 |
3 |
3 |
3 |
13 |
плохое |
||
12 |
3 |
1 |
3 |
1 |
1 |
9 |
очень плохое |
||
13 |
3 |
1 |
3 |
1 |
1 |
9 |
очень плохое |
||
14 |
3 |
1 |
3 |
3 |
3 |
13 |
плохое |
||
15 |
3 |
1 |
3 |
3 |
3 |
13 |
плохое |
||
16 |
3 |
1 |
3 |
3 |
3 |
13 |
плохое |
||
17 |
3 |
1 |
3 |
3 |
3 |
13 |
плохое |
||
18 |
3 |
1 |
3 |
3 |
3 |
13 |
плохое |
||
19 |
3 |
1 |
3 |
3 |
3 |
13 |
плохое |
||
20 |
3 |
1 |
3 |
3 |
3 |
13 |
плохое |
||
21 |
3 |
1 |
3 |
3 |
3 |
13 |
плохое |
||
22 |
3 |
3 |
5 |
5 |
3 |
19 |
хорошее |
||
23 |
3 |
3 |
5 |
5 |
3 |
19 |
хорошее |
||
24 |
3 |
3 |
5 |
5 |
3 |
19 |
хорошее |
||
25 |
3 |
3 |
5 |
5 |
3 |
19 |
хорошее |
||
26 |
3 |
3 |
5 |
5 |
3 |
19 |
хорошее |
||
27 |
3 |
3 |
5 |
5 |
3 |
19 |
хорошее |
||
28 |
3 |
3 |
5 |
5 |
3 |
19 |
хорошее |
||
По всем растениям(среднее) |
17 |
удовлетворительное |
Таблица 6. Примерная плотность растений на 1 га территории школы.
Природно-климатическая зона |
||||||||
Элементы озеленения |
Нечерноземная |
Пустыня, полупустыня |
||||||
Северная часть |
Центральная часть |
Лесостепь |
Степь |
|||||
Деревья, шт. |
125 |
140 |
160 |
180 |
200 |
|||
В том числе: средние |
132 |
150 |
170 |
190 |
||||
крупные |
8 |
10 |
10 |
10 |
||||
Кустарники, шт. |
1880 |
2100 |
2400 |
2700 |
3000 |
|||
Цветники, м2 |
80 |
80 |
100 |
120 |
150 |
|||
Газон, м2 |
7700 |
7400 |
7000 |
6600 |
6300 |
20