Урок экологии «Изучение запыленности пришкольной территории»
Пособие практических работ по экологии
Цель: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия практической и исследовательской деятельности
Задачи:
Образовательные: освоение содержания экологического образования, смысл которого заключается в понимании естественных законов природы и их соотнесение с «искусственными законами» развития социума.
Развивающие: развитие ключевых компетентностей школьников на примере содержания экологического образования; развитие исследовательских умений учащихся по оценке состояния различных компонентов окружающей среды.
Воспитательные: формирование системы базовых ценностей (жизнь, здоровье, человек, сохранение биологического разнообразия, культурного наследия и др.), создание условий для творческой самореализации и саморазвития школьников.
УУД
Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.
Коммуникативные: выработанные умения и навыки экологически грамотного поведения в окружающей среде, с другими людьми, гармоничное взаимодействие и устойчивое развитие в системе « Природа - Общество».
Планируемые результаты
Познавательные: осмысление учащимися ценностей феномена жизни, ценности каждой формы существования жизни; ценности существования человека, его здоровья, социо-космической значимости; формирование ключевых компетентностей на содержании экологического образования;
Предметные: формирование природосообразного стиля поведения человека в окружающей среде, базирующегося на знании законов взаимодействия человека с окружающей средой; развитие экологического мышления –предполагающего способность к установлению причинно-следственных связей, системному анализу действительности, моделированию и прогнозированию развития окружающей среды;
Личностные: развитие экологического мышления – гибкого вероятностного мышления, предполагающего способность к установлению причинно-следственных связей, системному анализу действительности, моделированию и прогнозированию развития, окружающей среды; развитие исследовательских умений по оценке и системному анализу состояния окружающей среды.
Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач пред профильной подготовки школьников.
Тип урока –- демонстрация, на котором эксперимент служит наглядным пособием
Форма – форм практико-ориентированной деятельности учащихся
Методы:, частично-поисковый, исследовательский, проведении учащимися экспериментов.
Изучение запыленности пришкольной территории
Цель работы: изучение сравнительной запыленности пришкольной территории.
Информация. Зеленые насаждения выполняют самые различные функции, важнейшими из которых являются оздоровление воздушного бассейна города и улучшение микроклимата.
В литературе приводятся следующие данные, характеризующие способность зеленых насаждений оздоровлять воздушную среду. Так, один гектар леса в течение года отчищает от пыли и многих вредных примесей более 18 млн. м3 воздуха; деревья и кустарники, произрастающие на площади 1 га, улавливают за сезон до 60 т пыли. Очищая от пыли воздух, деревья и кустарники собирают ее, главным образом, на своих листьях. Поэтому изучение содержания пыли на листве из различных мест может дать ценную информацию о чистоте воздушной среды.
В данной работе вы получаете сравнительную информацию о запыленности зеленых насаждений на пришкольной территории, используя свойства липкой прозрачной ленты собирать на себя частички пылевых загрязнений, в результате чего они становятся хорошо различимыми. Для характеристики сравнительной запыленности каждый может воспользоваться собственной шкалой относительных единиц - баллов. Например, запыленность можно характеризовать, как указано в нижеприведенной таблице.
Внешнее проявление запыленности при наблюдении прозрачной липкой ленты |
Степень запыленности |
Балл |
Едва заметное наличие пылевых частиц на прозрачной ленте |
Незначительная |
1 балл |
Заметное наличие пылевых частиц |
Малая |
2 балла |
Хорошо заметные скопления пылевых частиц, различимые даже при беглом взгляде, но не ухудшающие прозрачность ленты |
Средняя |
3 балла |
Большое количество пылевых скоплений на липком слое, ухудшающее прозрачность ленты |
Высокая |
4 балла |
Очень большое количество пылевых скоплений, делающее ленту непрозрачной |
Очень высокая |
5 баллов |
Материалы: лента прозрачная с липким слоем (скотч), листы писчей бумаги
Ход работы
1.Соберите листья с деревьев в разных учстках пришкольной территории (у дороги, у жилых домов, в глубине зеленой зоны) и, по возможности, на разной высоте, записав место произрастания и высоту нахождения листа.
2.Приложите к поверхности листьев клейкую ленту (скотч).
3.Снимите пленку с листьев вместе со слоем пыли и приклейте ее на лист белой бумаги,
подписав место произрастания растения, высоту нахождения листа.
Степень запыленности |
Балл |
Очень высокая |
5 |
Высокая |
4 |
Средняя |
3 |
Малая |
2 |
Незначительная |
1 |
Обработка результатов и выводы
По результатам наблюдений заполните таблицу:
Степень запыленности воздуха на пришкольной территории
Место |
Высота от поверхности почвы |
Степень запыленности |
У автомагистрали |
||
Жилая зона |
Исследовательская работа
Эколого-валеологический мониторинг пришкольной территории
Химический анализ проб атмосферного воздуха
Расчет и мониторинг атмосферного воздуха
Экологический мониторинг выбросов
Мониторинг состояния окружающей среды и качества воздуха
Ресурсы:
Муравьев А.Г., Пугал Н.А., Лаврова В.Н. Экологический практикум: Учебное пособие с комплектом карт-инструкций / Под ред. к.х.н. А.Г. Муравьева. - СПб.: Крисмас+, 2003. - 176 с.: ил.
Сайт YouTube: https://www.youtube.com/
Хостинг презентаций
-http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html