Статья «Исследования загрязнений атмосферного воздуха выхлопами автотранспорта на территории города Белгорода»

0
0
Материал опубликован 11 October 2017

  ИССЛЕДОВАНИЯЗАГРЯЗНЕНИЙ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА

ВЫХЛОПАМИ АВТОТРАНСПОРТА НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА БЕЛГОРОДА

АННОТАЦИЯ

В работе были проведены исследования загрязненности атмосферного воздуха выхлопами автотранспорта на различных центральных и близ лежайших улицах города Белгорода.

Ключевые слова: загрязнение городской среды, автотранспорт, выхлопы, оксид углерода.

В настоящее время развитие экологического кризиса породило целый ряд проблем, связанных с ухудшением качества окружающей человека природной среды. Эти проблемы продолжают развиваться в результате индустриализации и урбанизации образа жизни человека, истощения энергетических и сырьевых ресурсов. Это ведет к уничтожению многих видов растений и животных, к отрицательным генетическим последствиям, вызываемым загрязнением природы [3-5].

О влиянии автомобильного транспорта на загрязнение окружающей природной среды и его роли в загрязнении атмосферы городов отмечается во многих работах многими авторами. Длительное время в качестве основных загрязнителей атмосферы в крупных городах рассматривались промышленные предприятия, которые являлись источниками поступления в окружающую среду сернистого газа, окислов азота, сажи. Автомобильному транспорту как источнику загрязнения не уделялось должного внимания, хотя выхлопные газы автомобилей содержат около 200 вредных веществ. В среднем один автомобиль за год выбрасывает около 200 кг СОх, 60 кг NxOx, 40 кг CxHx, 3 кг металлической и резиновой пыли. Автотранспорт является важной экологической проблемой сегодняшнего дня, в значительной степени загрязняющий атмосферный воздух, почву, воду, растения и сельскохозяйственную продукцию, являющийся одним из мощных источников накопления в геофизических средах, растительном и животном мире тяжелых металлов. Автомобильный транспорт загрязняет окружающую среду выбросами отработанных газов, сажи, аэрозолей. Негативно, на человека, сказывается шум, вибрация и электромагнитные поля, создаваемые во время движения автомобильного транспорта. Большое значение имеет и поглощение автотранспортом кислорода. [2-3,5-7].

Нами были проведены исследования по изучению загрязнения атмосферного воздуха выхлопами автотранспорта на территории г. Белгорода. Были выбраны 9 улиц города и близ лежавших районов с таким расчетом, чтобы они охватывали урбанизированные территории, отличающиеся по степени техногенного прессинга и, прежде всего, по динамике интенсивности движения автотранспорта.

При проведении исследований тип автотранспорта устанавливался нами в соответствии с общепринятой классификацией.[1]

- По виду топлива: выделяют дизельные и бензинное автомобили.

- И по

Для оценки загрязнения приземного слоя атмосферного воздуха, нами была использована формула (Бергмана и др.,1984).

Были проведены подсчеты автомобилей с 9 исследуемых районов города в четырех разовой повторности

Значение коэффициента токсичности по выбросам в атмосферу СО (Кт) определяется по формуле: Кт = Рi*Kтi, где Pi – состав движения (в долях от общего количества транспортного потока), Ктi – токсичности (по выбросу СО) для каждого вида транспорта. В таблице 1 представлены расчеты коэффициента токсичности исследуемых районов города.

Таблица 1.

Коэффициент токсичности по выбросам в атмосферу СО (Кт)

Список улиц

Количество измерений и коэффициент токсичности

1

2

3

4

Белгородский проспект

1,12

1,11

1,13

1,11

Богдана-Хмельницкого

1,07

1,08

1,11

1,09

Волчанская (п.Разумное)

1,16

1,17

1,15

1,15

Губкина

1,31

1,21

1,24

1,25

Дорожная (п. Майский)

1,21

1,17

1,43

1,23

Королева (с. Стрелецкое)

1,23

1,27

1,26

1,24

Привокзальная

1,21

1,18

1,19

1,16

Студенческая

1,34

1,34

1,35

1,29

Шоссейная (п. Северный)

1,21

1,24

1,21

1,25

Формула Бергмана:

КСО= (0,5+0,01N*KT)*KA*KY*KC*KB*KП,

где КСО- концентрация окиси углерода,

0,5 – фоновое загрязнение атмосферного воздуха нетранспортного происхождения,

N – суммарная интенсивность движения автомобилей на городской дороге,

KT – коэффициент токсичности автомобилей по выбросам в атмосферный воздух оксида углерода

KA – коэффициент, учитывающий аэрацию местности,

KY – коэффициент, учитывающий изменение концентрации оксида углерода в зависимости от продольного уклона местности,

KC –то же в зависимости от скорости ветра,

KB – то же в зависимости от влажности воздуха,

KП – коэффициент увеличения загрязнения атмосферного воздуха оксидом углерода у пересечений. В таблице 2 представлены расчеты концентраций окиси углерода на исследуемых районов города.

Таблица 2.

Концентрация окиси углерода (КСО)

Список улиц

Количество измерений и концентрация окиси углерода (CO)

1

2

3

4

Белгородский проспект

44,85

48,21

47,21

46,78

Богдана-Хмельницкого

66,94

69,98

71,28

70,22

Волчанская (п.Разумное)

87,76

85,12

100,58

85,33

Губкина

52,06

46,87

48,66

47,51

Дорожная (п. Майский)

27,07

26,06

27,17

22,86

Королева (с. Стрелецкое)

46,93

50,01

48,69

47,83

Привокзальная

56,31

66,59

60,69

61,63

Студенческая

98,96

102,18

100,01

89,24

Шоссейная (п. Северный)

171,24

177,52

171,27

177,04

График Уровень концентрации оксида углерода (CO)

Предлагаемые мероприятия по возможному улучшению качества атмосферного воздуха на территории г. Белгорода:

- поэтапная замена нефтяных топлив на сжиженный природный газ (СПГ) как наиболее чистый из углеводородных топлив.

- снижение количества автомобильного транспорта (на одного человека иногда приходится 2-3 автомобиля)

- запрет автомобилей без фильтров очистки выхлопных газов.

- развивать направление велосипедного движения.

- строительство подземных и (или) надземных переходов.

- агитация жителей в пользу использования экологических транспортных средств.

Список литературы:

1. Алексеев С. В. Практикум по экологии: учебное пособие / С. В Алексеев, Н. В. Груздева, А. Г. Муравьев, Э. В. Гущина . М.: АО МДС,1996. 192 с.

2. ГородковА. В. Совершенствование проектирования средозащитных озеленительных пространств / А.В. Городков.Брянск: БГТА, 1999.234с.

3. Городков А. В. История ландшафтного искусства / А. В. Городков. Брянск: БГТА, 2003. 203с.

4. Любимов, В.Б. Интродукции деревьев и кустарников в засушливые регионы / В.Б. Любимов, В.Г. Зиновьев.Воронеж Белгород: БГУ, 2002. 224 с.

5 Любимов, В.Б. Интродукция растений (теория и практика) / В.Б. Любимов.Брянск: Курсив, 2009.364 с.

6. Мельников И.В. Оценка древесно кустарниковой флоры и ее роль в оптимизациигородской среды (на примере г. Брянска) / И. В. Мельников // дис. кан. биол. наук. Брянск, 2009. 226 с.

7. Назаров Ю.В. Экологическое состояние урбанизированных территорий Балашовского района и их защита от негативного влияния автотранспорта

/ Ю.В. Назаров // дис. кан. биол. наук. Балашов, 2006. 222 с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации