Статья «Исследования загрязнений атмосферного воздуха выхлопами автотранспорта на территории города Белгорода»
ИССЛЕДОВАНИЯЗАГРЯЗНЕНИЙ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА
ВЫХЛОПАМИ АВТОТРАНСПОРТА НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА БЕЛГОРОДА
АННОТАЦИЯ
В работе были проведены исследования загрязненности атмосферного воздуха выхлопами автотранспорта на различных центральных и близ лежайших улицах города Белгорода.
Ключевые слова: загрязнение городской среды, автотранспорт, выхлопы, оксид углерода.
В настоящее время развитие экологического кризиса породило целый ряд проблем, связанных с ухудшением качества окружающей человека природной среды. Эти проблемы продолжают развиваться в результате индустриализации и урбанизации образа жизни человека, истощения энергетических и сырьевых ресурсов. Это ведет к уничтожению многих видов растений и животных, к отрицательным генетическим последствиям, вызываемым загрязнением природы [3-5].
О влиянии автомобильного транспорта на загрязнение окружающей природной среды и его роли в загрязнении атмосферы городов отмечается во многих работах многими авторами. Длительное время в качестве основных загрязнителей атмосферы в крупных городах рассматривались промышленные предприятия, которые являлись источниками поступления в окружающую среду сернистого газа, окислов азота, сажи. Автомобильному транспорту как источнику загрязнения не уделялось должного внимания, хотя выхлопные газы автомобилей содержат около 200 вредных веществ. В среднем один автомобиль за год выбрасывает около 200 кг СОх, 60 кг NxOx, 40 кг CxHx, 3 кг металлической и резиновой пыли. Автотранспорт является важной экологической проблемой сегодняшнего дня, в значительной степени загрязняющий атмосферный воздух, почву, воду, растения и сельскохозяйственную продукцию, являющийся одним из мощных источников накопления в геофизических средах, растительном и животном мире тяжелых металлов. Автомобильный транспорт загрязняет окружающую среду выбросами отработанных газов, сажи, аэрозолей. Негативно, на человека, сказывается шум, вибрация и электромагнитные поля, создаваемые во время движения автомобильного транспорта. Большое значение имеет и поглощение автотранспортом кислорода. [2-3,5-7].
Нами были проведены исследования по изучению загрязнения атмосферного воздуха выхлопами автотранспорта на территории г. Белгорода. Были выбраны 9 улиц города и близ лежавших районов с таким расчетом, чтобы они охватывали урбанизированные территории, отличающиеся по степени техногенного прессинга и, прежде всего, по динамике интенсивности движения автотранспорта.
При проведении исследований тип автотранспорта устанавливался нами в соответствии с общепринятой классификацией.[1]
- По виду топлива: выделяют дизельные и бензинное автомобили.
- И по
Для оценки загрязнения приземного слоя атмосферного воздуха, нами была использована формула (Бергмана и др.,1984).
Были проведены подсчеты автомобилей с 9 исследуемых районов города в четырех разовой повторности
Значение коэффициента токсичности по выбросам в атмосферу СО (Кт) определяется по формуле: Кт = ∑Рi*Kтi, где Pi – состав движения (в долях от общего количества транспортного потока), Ктi – токсичности (по выбросу СО) для каждого вида транспорта. В таблице 1 представлены расчеты коэффициента токсичности исследуемых районов города.
Таблица 1.
Коэффициент токсичности по выбросам в атмосферу СО (Кт)
Список улиц |
Количество измерений и коэффициент токсичности |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Белгородский проспект |
1,12 |
1,11 |
1,13 |
1,11 |
Богдана-Хмельницкого |
1,07 |
1,08 |
1,11 |
1,09 |
Волчанская (п.Разумное) |
1,16 |
1,17 |
1,15 |
1,15 |
Губкина |
1,31 |
1,21 |
1,24 |
1,25 |
Дорожная (п. Майский) |
1,21 |
1,17 |
1,43 |
1,23 |
Королева (с. Стрелецкое) |
1,23 |
1,27 |
1,26 |
1,24 |
Привокзальная |
1,21 |
1,18 |
1,19 |
1,16 |
Студенческая |
1,34 |
1,34 |
1,35 |
1,29 |
Шоссейная (п. Северный) |
1,21 |
1,24 |
1,21 |
1,25 |
Формула Бергмана:
КСО= (0,5+0,01N*KT)*KA*KY*KC*KB*KП,
где КСО- концентрация окиси углерода,
0,5 – фоновое загрязнение атмосферного воздуха нетранспортного происхождения,
N – суммарная интенсивность движения автомобилей на городской дороге,
KT – коэффициент токсичности автомобилей по выбросам в атмосферный воздух оксида углерода
KA – коэффициент, учитывающий аэрацию местности,
KY – коэффициент, учитывающий изменение концентрации оксида углерода в зависимости от продольного уклона местности,
KC –то же в зависимости от скорости ветра,
KB – то же в зависимости от влажности воздуха,
KП – коэффициент увеличения загрязнения атмосферного воздуха оксидом углерода у пересечений. В таблице 2 представлены расчеты концентраций окиси углерода на исследуемых районов города.
Таблица 2.
Концентрация окиси углерода (КСО)
Список улиц |
Количество измерений и концентрация окиси углерода (CO) |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Белгородский проспект |
44,85 |
48,21 |
47,21 |
46,78 |
Богдана-Хмельницкого |
66,94 |
69,98 |
71,28 |
70,22 |
Волчанская (п.Разумное) |
87,76 |
85,12 |
100,58 |
85,33 |
Губкина |
52,06 |
46,87 |
48,66 |
47,51 |
Дорожная (п. Майский) |
27,07 |
26,06 |
27,17 |
22,86 |
Королева (с. Стрелецкое) |
46,93 |
50,01 |
48,69 |
47,83 |
Привокзальная |
56,31 |
66,59 |
60,69 |
61,63 |
Студенческая |
98,96 |
102,18 |
100,01 |
89,24 |
Шоссейная (п. Северный) |
171,24 |
177,52 |
171,27 |
177,04 |
График Уровень концентрации оксида углерода (CO)
Предлагаемые мероприятия по возможному улучшению качества атмосферного воздуха на территории г. Белгорода:
- поэтапная замена нефтяных топлив на сжиженный природный газ (СПГ) как наиболее чистый из углеводородных топлив.
- снижение количества автомобильного транспорта (на одного человека иногда приходится 2-3 автомобиля)
- запрет автомобилей без фильтров очистки выхлопных газов.
- развивать направление велосипедного движения.
- строительство подземных и (или) надземных переходов.
- агитация жителей в пользу использования экологических транспортных средств.
Список литературы:
1. Алексеев С. В. Практикум по экологии: учебное пособие / С. В Алексеев, Н. В. Груздева, А. Г. Муравьев, Э. В. Гущина . М.: АО МДС,1996. 192 с.
2. ГородковА. В. Совершенствование проектирования средозащитных озеленительных пространств / А.В. Городков.Брянск: БГТА, 1999.234с.
3. Городков А. В. История ландшафтного искусства / А. В. Городков. Брянск: БГТА, 2003. 203с.
4. Любимов, В.Б. Интродукции деревьев и кустарников в засушливые регионы / В.Б. Любимов, В.Г. Зиновьев.Воронеж Белгород: БГУ, 2002. 224 с.
5 Любимов, В.Б. Интродукция растений (теория и практика) / В.Б. Любимов.Брянск: Курсив, 2009.364 с.
6. Мельников И.В. Оценка древесно кустарниковой флоры и ее роль в оптимизациигородской среды (на примере г. Брянска) / И. В. Мельников // дис. кан. биол. наук. Брянск, 2009. 226 с.
7. Назаров Ю.В. Экологическое состояние урбанизированных территорий Балашовского района и их защита от негативного влияния автотранспорта
/ Ю.В. Назаров // дис. кан. биол. наук. Балашов, 2006. 222 с.