Отчёт о проделанной работе за учебный год педагога-психолога
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида «Детский сад «Солнышко»
Отчет
о проделанной работе за 2021-2022 учебный год
педагога-психолога Ильиной А.Ю.
старшей и младшей компенсирующих групп
Владикавказ
Основной целью моей работы за 2021-2022 учебный год было своевременное оказание психологической поддержки детям, направленной на обеспечение их психоэмоционального благополучия посредством использования перспективных коррекционно-развивающих средств.
Задачи:
-сохранение и укрепление психологического здоровья детей;
-создание благоприятных психолого-педагогических условий для гармоничного психологического развития детей.
Приоритетные направления работы:
-Диагностическое.
-Коррекционно-развивающее.
-Консультативное.
-Просветительское и профилактическое.
Диагностика
Учитывая индивидуальные особенности развития детей с ОВЗ и ограниченные валидные возможности стандартизированных методик, недоступность выполнения проективных заданий, в качестве диагностического материала для определения психического развития был использован «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей» авторов С.Д. Забрамной, О.В. Боровика. Цель: выявление уровня развития ВПФ (мышление, восприятие, внимание, память, эмоционально-волевая сфера и личность в целом).
Для определения социально-коммуникативной сферы и поведенческих особенностей были использованы: шкальная оценка сформированности социальных форм поведения ребенка (по результатам наблюдения) А.М.Щетинина, Л.В.Кирс, карта наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников (А.М.Щетинина, М.А.Никифорова.) Цель: выявление уровня сформированности социальных форм поведения и проявлений коммуникативных способностей у детей.
Состав старшей компенсирующей группы включает на начало учебного года 9 воспитанников, на декабрь в момент проведения промежуточной диагностики 8 воспитанников, на конец учебного года 9 детей, так как поступил новый ребенок. Состав младшей компенсирующей группы 9 детей.
Возраст воспитанников старшей компенсирующей группы от 6-8 лет, младшей компенсирующей группы от 3-6 лет.
Мониторинг состоит из двух блоков: исследование степени сформированности высших психических функций: мышление, восприятие, внимание, память, эмоционально-волевой сферы и личности в целом; социально-коммуникативной сферы и поведенческих особенностей.
Старшая компенсирующая группа.
Входящий
Мониторинг развития психических процессов отобразил, у детей в начале года определились следующие результаты: со среднем уровнем развития восприятие 88%, эмоции 63%, мышление 25%, внимание 25%. С низким уровнем развития мышление 75%, внимание 75%, эмоции 37%, память 100% детей.
Динамика сформированности социальных форм поведения у воспитанников отобразила положительные результаты. С высоким уровнем развития дети умеют дружно без конфликтов играть с другими 50%, доброжелательны по отношению к другим 88%, пытаются разрешить конфликты сами 88%, принимают социальные нормы и правила поведения и следуют им 88%, уступают другому 62%, сдерживают свои негативные проявления 50%. С низким уровнем развития сочувствуют другому, когда кто-нибудь огорчен 88%, оказывают помощь другому 88%, согласовывают свои действия с действиями других 75%, сдерживают свои негативные проявления 50%, подчиняют свои интересы интересам других детей 88%.
Проявления коммуникативных способностей у дошкольников отразили положительную динамику, со средним уровнем 100% доброжелательны, 87% действуют напрямую, открыто к людям, 50% проявляют эмоциональный отклик, 50% богатая мимика, жесты. С низким уровнем развития 50% проявляют эмоциональный отклик, 50% выступают инициатором игр, взаимодействия, 50% богатая мимика, жесты, позы, 100% открытость в общении, смело отстаивают свою позицию, проявляют инициативу в общении.
Промежуточный
Мониторинг развития психических процессов отобразил, у детей следующие результаты: со среднем уровнем развития восприятие 88%, эмоции 75%, мышление 38%, внимание 38%. С низким уровнем развития мышление 62%, внимание 62%, эмоции 25%, память 100% детей.
Динамика сформированности социальных форм поведения у воспитанников отобразила следующие результаты. С высоким уровнем развития дети умеют дружно без конфликтов играть с другими 62%, доброжелательны по отношению к другим 88%, пытаются разрешить конфликты сами 88%, принимают социальные нормы и правила поведения и следуют им 88%, уступают другому 75%, сдерживают свои негативные проявления 75%. С низким уровнем развития сочувствуют другому, когда кто-нибудь огорчен 88%, оказывают помощь другому 88%, согласовывают свои действия с действиями других 75%, сдерживают свои негативные проявления 25%, подчиняют свои интересы интересам других детей 88%.
Проявления коммуникативных способностей у дошкольников отразили положительную динамику, со средним уровнем 100% доброжелательны, 87% действуют напрямую, открыто к людям, 75% проявляют эмоциональный отклик, 50% богатая мимика, жесты. С низким уровнем развития 25% проявляют эмоциональный отклик, 50% выступают инициатором игр, взаимодействия, 50% богатая мимика, жесты, позы, 100% открытость в общении, 88% смело отстаивают свою позицию, 100% проявляют инициативу в общении.
Итоговый
Мониторинг развития психических процессов отобразил у детей следующие результаты: со среднем уровнем развития восприятие 88%, эмоции 88%, мышление 33%, внимание 78%. С низким уровнем развития мышление 67%, внимание 22%, эмоции 12%, память 100% детей.
Динамика сформированности социальных форм поведения у воспитанников отобразила положительные результаты. С высоким уровнем развития дети умеют дружно без конфликтов играть с другими 78%, доброжелательны по отношению к другим 100%, пытаются разрешить конфликты сами 78%, принимают социальные нормы и правила поведения и следуют им 89%, уступают другому 78%, сдерживают свои негативные проявления 78%. С низким уровнем развития сочувствуют другому, когда кто-нибудь огорчен 78%, оказывают помощь другому 89%, согласовывают свои действия с действиями других 67%, сдерживают свои негативные проявления 22%, подчиняют свои интересы интересам других детей 78%.
Проявления коммуникативных способностей у дошкольников отразили положительную динамику, со средним уровнем 100% доброжелательны, 22% действуют напрямую, открыто к людям, 67% проявляют эмоциональный отклик, 44% богатая мимика, жесты. С низким уровнем развития 33% проявляют эмоциональный отклик, 67% выступают инициатором игр, взаимодействия, 56% богатая мимика, жесты, позы, 78% открытость в общении, 89% смело отстаивают свою позицию, 100% проявляют инициативу в общении.
Младшая компенсирующая группа.
Входящий
Мониторинг развития психических процессов отобразил, у детей в начале года определились следующие результаты: со среднем уровнем развития 22% восприятие, эмоции, мышление, внимание, память. С низким уровнем развития мышление 78% внимание, эмоции, память.
Развитие социально-коммуникативной и поведенческой сферы у детей со среднем уровнем поведение, ориентировочная деятельность, эмоциональный тонус 67%, вступают, поддерживают контакт 89%, активность и речевая деятельность 33%, целенаправленные действия 56%, продуктивность на занятиях 78%.
Итоговый
Мониторинг развития психических процессов отобразил у детей следующие результаты: со среднем уровнем развития восприятие 44%, эмоции 67%, мышление 22%, внимание 11%. С низким уровнем развития мышление 78%, внимание 89%, эмоции 33%, память 78% детей.
Развитие социально-коммуникативной и поведенческой сферы у детей со среднем уровнем вступают, поддерживают контакт 89%, эмоциональный тонус, поведение, продуктивность на занятиях 78%, целенаправленные действия, ориентировочная деятельность 67%, активность 44%, речевая деятельность 33%.
Коррекционно-развивающая работа
Коррекционно-развивающая работа с детьми старшей и младшей компенсирующих групп проводится по программам:
- «Программа по развитию сенсомоторики для умственно отсталых детей»;
- «Программа развития познавательных процессов у детей с ЗПРР»;
- «Программа коррекции раннего детского аутизма»;
- «Программа коррекции сенсорно-перцептивных и познавательных процессов детей с ДЦП»
С детьми, показавшими в начале года низкий уровень развития, были проведены циклы занятий, направленных на развитие недостаточно сформированных высших психических функций, эмоциональной сферы. Занятия включали в себя упражнения, задания на концентрацию и переключение внимания, на развитие мнемических процессов, мыслительных процессов (обобщение, классификация, анализ, синтез), на мелкую моторику кисти руки, развитие познавательных интересов и мотивацию, тактильных ощущений, восприятие формы, величины, цвета.
Консультативная и просветительская работа
С сентября по май в старшей компенсирующей группе были проведены:
-родительское собрание «Поздравление родителей с началом учебного года». Выступила по темам: «Возрастные особенности детей 6-7 лет», «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей», «Организационные моменты»
-лекция «Принципы организации сюжетной игры в ДОУ» (сентябрь)
-семинар-практикум «Эмоциональное состояние взрослого как опосредующий фактор эмоционального состояния детей» (ноябрь)
-рекомендации по формированию адекватной самооценки у детей (декабрь)
-консультации по запросу (сентябрь-декабрь)
-консультация с педагогами «Роль взрослого в формировании у детей отзывчивого отношения к сверстникам в ситуации игрового взаимодействия и в повседневной жизни» (январь)
-консультация с педагогами «Что такое психогимнастика?» (февраль)
-консультация - презентация с практической частью для педагогов «Приемы релаксации для повышения энергетического потенциала педагогов» (апрель)
-консультация с педагогами «Профилактика утомления» (апрель)
-консультации по запросу (январь-май)
Стендовая информация для родителей, педагогов.
№ | Месяц | Тема |
1 | Сентябрь | «Как помочь ребёнку преодолеть страх?» |
2 | Октябрь | «Как справиться с детской истерикой» |
3 | Ноябрь | «Как помочь ребенку быть вежливым» |
4 | Декабрь | «Невинные фантазии или…?» |
5 | Январь | «Ключи от счастья» |
6 | Февраль | «Найти правильное решение в трудной ситуации» |
7 | Март | «Шесть рецептов избавления от гнева» |
8 | Апрель | «Игрушка в жизни ребенка» |
9 | Май | «Знаете ли вы своего ребенка?» |