Отчёт по по учебной (ознакомительноЙ) практике в вузе

6
0
Материал опубликован 6 January 2017 в группе

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФГБОУ ВПО «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

КАФЕДРА ОБЩЕЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

 

 

ОТЧЕТ

по учебной (ознакомительноЙ) практике

Место прохождения практики:

ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет»,

Институт психологии и педагогики

г. Тюмень поезд 9 мая, 5

8 (3452) 369864

Руководитель:

Доцент, к.и.н., Волосникова Л.М.

Выполнил:

Студент 1 курса

Группы 29ПОм142-з

Направление «Педагогическое образование»

Программа «Преподаватель высшей школы»

Файзуллина Наталья Александровна

Проверили:

Доцент, к.п.н., Быков Сергей Александрович

Защита состоялась_____________

Тюмень 2014

Оглавление

Индивидуальный план прохождения практики 2

ДНЕВНИК УЧЕБНОЙ (ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ) ПРАКТИКИ 4

ОПИСАНИЕ БАЗЫ ПРАКТИКИ 7

Описание работы практиканта в соответствии с планом практики 10

Анализ нормативной документации 10

Система работы преподавателя вуза 12

Посещение и анализ учебных занятий и внеучебных мероприятий 14

Замечания и предложения студента по организации и содержанию практики 15

ПРИЛОЖЕНИЯ 16

Анализ лекции 16

Анализ практического занятия 19

Конспект лекционного занятия 23

Психолого-педагогическая характеристика личности студента 26

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы 29

Отчет о самостоятельно разработанном и проведенном внеучебном мероприятии (профориентационное занятие) 32


 


 

 Индивидуальный план прохождения практики

1.Ознакомление с нормативной базой, регламентирующей организацию учебно-воспитательного процесса в высшей школе, в вузе, являющемся базой практики

Провести анализ документов:

Закон «Об образовании в РФ»;

Приказ Минобнауки России от 19.12.2013 №1367 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры";

Положение о кафедре ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет»;

Положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации студентов ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет»;

Положение о рейтинговой системе оценки успеваемости студентов в ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет»;

Положение об итоговой государственной аттестации выпускников ГОУ ВПО «Тюменский государственный университет»;

Положение о системе оценки качества образования в ФГБОУ ВПО "ТюмГУ";

Методические рекомендации преподавателям ТюмГУ по созданию Учебно-методического комплекса дисциплины;

Положение о самостоятельной работе студентов в ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет»;

ФГОС ВПО Педагогическое образование (Квалификация (степень) «Бакалавр»);

ФГОС ВПО Педагогическое образование (Квалификация (степень) «Магистр»).

2.Ознакомление с системой организации учебно-воспитательного процесса в Институте психологии и педагогики с помощью:

3.Ознакомление с системой работы преподавателя вуза

Посетить не менее 4 учебных занятий (лекционных - 2, практических - 2), не менее 1 внеучебного мероприятий.

Провести анализ не менее 2 учебных занятий (лекционных - 1, практических - 1), не менее 1 внеучебного мероприятий.

Подготовить конспекты не менее 2 учебных занятий (лекционных - 1, практических - 1), не менее 1 внеучебного мероприятий.

Составить психолого-педагогических характеристики личности не менее чем на 1 обучающегося, 1 учебную группу.

Подготовить планы проведения учебных занятий и внеучебных мероприятий

Подготовить и провести профориентационное мероприятие

Разработать методические материалы (наглядные пособия, дидактические материалы и др.): ___________________________________________

Практикант: _________________________________________________

Руководитель практики: _______________________________________


 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФГБОУ ВПО «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

КАФЕДРА ОБЩЕЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

ДНЕВНИК УЧЕБНОЙ (ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ) ПРАКТИКИ

 Студента Файзуллиной Натальи Александровны

1 курса, учебной группы 29ПОм142-з

ИНСТИТУТА ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

Направление ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Программа ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Тюмень

2014 г.

Дневник

студента-практиканта

Фамилия, имя, отчество Файзуллина Наталья Александровна

Институт психологии и педагогики курс 1

Педагогическая практика производится в ФГБОУ ВПО ТГУ Институт психологии и педагогики

С 24 ноября по 20 декабря 2014 года

Общее руководство практикой осуществляет доцент, к.п.н., Быков Сергей Александрович

Дата

Содержание работы

Отметка о выполнении

24.11

Работа с методическими материалами Ознакомление со структурой работы. Материалами учебно-ознакомительной практики.

 

25.11

Посещение дней психологии Мальцева О.А.

«Ролевая игра «Напои Туземку»».

 

26.11

Ознакомление с системой организации учебно-воспитательного процесса в вузе, являющемся базой практики

 

27.11

. Ознакомление с системой работы преподавателя вуза

 

28.11

Провести анализ нормативных документов

 

29.11

Посещение занятий дней психологии: 1) к.пс.н., доц. Андреева О.С. Тема: «Саморегуляция: ужас или ужас-ужас?».

2) Шаймарданова Е. Турнир «Что? Где? Когда?»(1 внеурочное мероприятие)

3) Закрытие Дней психологии.

4) Встреча с выпускниками.

5) Харламов А. Институт психотехнологий, Санкт-Петербург.

6) «Азбука психонетики+».

7)Харламов А. Институт психотехнологий, Санкт-Петербург.

«Азбука психонетики+».

 

1.12

Ознакомление с нормативной базой, регламентирующей организацию учебно-воспитательного процесса в высшей школе, в вузе, являющемся базой практики

 

2.12

Посещение занятий 1) Неумовой Елены Витальевны по дисциплине : Педагогическое взаимодействие ( 2 практики и 2 лекции)

2) Быкова Сергея Александровича по дисциплине: Методология и методы научного исследования (2 практики)

 

3.12

Посещение занятий: Плотникова Леонида Дмитриевича по дисциплине: Управление образовательными системами (1 лекция)

 

4.12

Анализ лекционных занятий

 

5.12

Анализ практический занятий

 

6.12.

Подготовление конспектов 2-х учебных занятий (лекционных - 1, практического 1 ,1 -внеучебного мероприятия.

 

8.12

Подготовить планы проведения учебных занятий и внеучебных мероприятий

 

9.12

Разработка методических материалов (наглядные пособия, дидактические материалы и др.):

 

10.12

Систематизация и анализ работ

 

11.12

Систематизация и анализ работ

 

12.12

Систематизация и анализ работ

 

13.12

Составление анкет для проведения опроса группы. Сбор информации о группе.

 

15.12

Работа с группой, проведение опроса и наблюдение

 

16.12

Работа со студентом, проведение опроса

 

17.12

Составление психолого-педагогической характеристики студентов

 

18.12

Составление психолого-педагогической характеристики студентов.

 

19.12

Составление психолого-педагогической характеристики группы

 

20.12

Составление психолого-педагогической характеристики группы

Написание письменных отчетов

Подготовка отчета по практике

 

Практикант _______________________ / _____________________

Руководитель практики: ________________ / __________________

ОПИСАНИЕ БАЗЫ ПРАКТИКИ

 Институт психологии и педагогики, созданный в структуре ТюмГУ на базе Института педагогики, психологии и управления и факультета психологии, занимается подготовкой специалистов по таким направлениям, как «Психология» (академический бакалавриат); «Специальное (дефектологическое) образование» (академический бакалавриат), профиль «Логопедия»; «Психолого-педагогическое образование» (академический бакалавриат), профиль «Психология образования»; «Педагогическое образование» (академический бакалавриат), профили: «Начальное образование», «Изобразительное искусство».

С 2015 года открываются новые направления подготовки: «Педагогическое образование» (прикладной бакалавриат), профиль «Начальное образование, иностранный (английский) язык» и «Дошкольное образование».

Также ведется подготовка по магистерским программам направлений «Психология» (магистерские программы «Психологическое консультирование», «Психология управления персоналом»), «Педагогическое образование» (магистерские программы «Методология и методика социального воспитания», «Педагогика высшей школы»).

С 2015 года по направлению «Педагогическое образование» открывается подготовка по магистерской программе «Управление образованием».

В структуре Института функционируют кафедры:

- академическая кафедра методологии и теории социально-педагогических исследований (зав. каф. академик РАО, д.п.н., профессор, заслуженный деятель науки В.И. Загвязинский);

- общей и социальной педагогики (зав. каф. д.п.н., И.Н. Емельянова);

- возрастной и педагогической психологии (зав. каф. к.пс.н., доцент Г.В. Кухтерина);

- дефектологии (зав. каф. д.п.н., профессор, почетный работник высшего профессионального образования, Отличник народного просвещения А.А. Дмитриев,);

- медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности (зав. каф., д.б.н., профессор, почетный работник высшего профессионального образования Н.Н. Гребнева);

- искусств (зав. каф. Н.Н. Колчанова);

- общей и социальной психологии (зав. каф. О.С. Андреева);

- педагогики и методики начального и дошкольного образования (зав. каф. к.п.н. О.В. Огороднова).

В институте имеются оборудованные для лабораторных занятий аудитории, компьютерные и лингафонные кабинеты, мультимедийные аудитории, творческие мастерские «живописи», «дизайна», «скульптуры», классы для индивидуальных занятий музыкой, два спортивных зала, библиотека, концертный зал.

В Институте организуются Всероссийские научно-практические конференции по психолого-педагогической проблематике; научно-исследовательские и творческие конкурсы; проводятся музыкальные концерты и художественные выставки; работает хореографическая студия, выпускается газета и радио-программа. Студенты Института принимают активное участие в деятельности молодежных общественных организаций и движений.

Основная практическая деятельность осуществлялась на кафедре общей и социальной педагогики. Руководит кафедрой доктор педагогических наук Емельянова Ирина Никитична. Кафедра является преемницей существовавших в ТюмГУ кафедр педагогики и психологии, теории и методики педагогического процесса. Учебную и воспитательную работу со студентами ведут специалисты высшей квалификации.

На кафедре работают: 7 докторов наук, профессоров, 13 кандидатов наук, доцентов. В их числе: действительный член РАО, Заслуженный деятель науки РФ, д.п.н., профессор В.И. Загвязинский; почетный академик РАО, д.пс.н., профессор Ш. А. Амонашвили; д.п.н., и др.

Преподаватели кафедры являются авторами многих учебников и учебных пособий, по которым учатся студенты Института психологии, педагогики, социального управления и других вузов. Сфера научных интересов преподавателей и сотрудников кафедры связана с проблемами создания развивающей среды для успешного становления личности и социализации детей и молодежи.


 

Описание работы практиканта в соответствии с планом практики Анализ нормативной документации

Закон «Об оразовании в РФ». Данный закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, а также основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности; определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.

В тексте закона «об образовании в РФ» дано объяснение всех понятий, используемых в статье.

Закон определяет принципы, на которых основывается Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования, а также определяет полномочия федеральных органов государственной власти, полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования, а также полномочия Российской федерации в сфере образования, переданные для осуществления органом государственной власти субъектов Российской Федерации.

Приказ Минобнауки России от 19.12.2013 №1367 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры». Данный приказ определяет правила организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования, в том числе особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Положение о кафедре ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет». В настоящем положении зафиксировано место кафедры как структурного подразделения университета; указаны сферы и направления деятельности кафедры. Наименование кафедры устанавливает при ее создании Ученый совет университета, а начать свою деятельность кафедра имеет право после получения ею соответствующей лицензии. Также проведена классификация кафедр на «выпускающие» и «невыпускающие», и указаны положения, которыми обязана руководствоваться кафедра в своей деятельности.

Данное положение устанавливает состав и структуру кафедры: работники какого уровня входят в состав кафедры, их количество и тот минимум работников, который необходим для начала функционирования кафедры.

Раздел «содержание деятельности кафедры» устанавливает, в каких сферах и какую деятельность может осуществлять та или иная кафедра.

Положение утверждает, кто и на какой срок может становиться управляющим кафедрой, а также определяет права и обязанности работников кафедры и учебно-вспомогательного персонала кафедры; определяет материально-техническую базу кафедры.

Положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации студентов ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет». В настоящем положении определены правила проведения текущего контроля и промежуточной аттестации студентов; правила допуска к сессии студентов ОДО и студентов ОЗО; правила пересдач и ликвидации задолженностей в Университете. Определены в данном положении главные задачи Университета (качественная подготовка выпускников и выпуск квалифицированных специалистов), а также обозначены все виды контактных работ преподавателя и студента.

Положение о рейтинговой системе оценки успеваемости студентов в ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет». Данное положение создано в дополнение к положению о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации студентов. В тексте положения дано определение понятию «рейтинговая система оценки успеваемости студентов», разъясняется суть рейтинговой системы оценки успеваемости студентов, формируются ее цели и задачи, принципы и результаты.

Положение об итоговой государственной аттестации выпускников ГОУ ВПО «Тюменский государственный университет». В данном положении определены цели проведения итоговой государственной аттестации выпускников ВУЗа и правила ее проведения, а также состав и содержание итоговой государственной аттестации. Положение фиксирует определенный состав государственной аттестационной комиссии, необходимую документацию и отчетность государственной аттестационной комиссии и порядок проведения итоговой государственной аттестации студентов.

Положение о системе оценки качества образования в ФГБОУ ВПО «ТюмГУ». Настоящее положение устанавливает цели, задачи, принципы системы оценки качества образования в университете, включая филиалы, ее организационную и функциональную структуру, реализацию и общественное участие в оценке качества образования.

В тексте положения дается определение следующим понятиям:

- Качество образования

- Оценка качества образования

- Система оценки качества образования

- Мониторинг качества образования

Данное положение определяет структуру системы оценки качества образования, определяет цели, задачи и результаты системы оценки качества образования.


 Система работы преподавателя вуза

На должность преподавателя ТюмГУ назначается лицо, имеющее высшее образование, а также в зависимости от должности необходимый научно-педагогический стаж, ученую степень и ученое звание. Назначение на должность преподавателя вуза и освобождение от нее производится приказом ректора.

Деятельность преподавателя кафедры осуществляется в рамках работы кафедры, сотрудником которой он является. Так, если кафедра является выпускающей, то преподаватель осуществляет учебно-методическую работу по дисциплинам профессионального цикла (профиля, специализации), руководство курсовыми и дипломными работами, организацию производственной и преддипломной практики, участвует в проведении итоговой аттестации.

По учебной и методической работе преподаватели кафедры ведут учебные занятия по дисциплинам кафедры, участвуют в разработке рабочих учебных планов по специальностям и направлениям, вносят предложения по внесению изменений в учебные планы реализуемых специальностей и направлений, разрабатывают на основе ФГОС (ГОС) рабочие программы учебных курсов, фонды оценочных средств, методические пособия, указания и рекомендации, материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации студентов, проводят регулярное обновление образовательных программ в соответствии с современными достижениями производства, науки и технологий.

По научно-исследовательской работе преподаватели кафедры проводят фундаментальные и прикладные научные исследования по профилю кафедры или по тематическим планам НИР Министерства образования и науки РФ, рецензируют научные работы, руководят научно-исследовательской работой студентов по профилю кафедры, организуют работу научных семинаров, участвуют в организации и проведении научных конференций, готовят к изданию научную и учебную литературу и др.

По воспитательной работе преподаватели кафедры реализуют воспитательную функцию в процессе обучения, организуют и проводят с обучающимися внеучебные мероприятия, проводят воспитательную работу, осуществляют функции кураторов студенческих групп.

Преподаватели не реже одного раза в 3 года проходят повышение квалификации, участвуют в методологических и учебно-методических семинарах и мастер-классах с обсуждением теоретических и методических вопросов по актуальной тематике, обобщают и распространяют педагогический опыт лучших преподавателей кафедры.

Преподаватели ведут следующую учебную и отчетную документацию:

1. Документы по теоретическому обучению (тематический план, рабочая учебная программа по предмету);

2.Учебная документация (журнал учета теоретического обучения, журнал (ведомость) учета посещаемости, ведомость учета успеваемости группы).

3. Отчетная документация (отчет преподавателя вуза)

Посещение и анализ учебных занятий и внеучебных мероприятий

Я посетила 4 лекционных и 4 практических занятия, одно внеучебное мероприятие. К отчету прилагаются анализ лекционного и анализ практического занятий, индивидуальный план прохождения практики, дневник студента-практиканта, психолого-педагогические характеристики на студента и учебную группу, а также разработанная анкета для составления психолого-педагогических характеристик.

Посетила одно внеучебного мероприятия в рамках Дней психологии в Институте психологии и педагогики: секция «Кинософия», просмотр фильма А. Звягинцева «Елена», обсуждение фильма, доц. Т. В. Семеновских. Фильм погружает зрителя в атмосферу глубоких серых и синих красок обыденности, духовного и социального регресса представителей различных возрастных групп. Лейтмотив фильма, раскрывающий замысел режиссера: «...цвет уходит вместе со светом...».

Замечания и предложения студента по организации и содержанию практики

 Сложности в ходе выполнения задания возникли при оформлении работы. При проведении анализа лекционных и практических заданий.

 ПРИЛОЖЕНИЯ  Анализ лекции

Направление подготовки: Педагогическое образование

Учебная группа: 29 ПО 144

Учебная дисциплина: Управление образовательными системами

Тема: Категория защищаемых детей

Преподаватель Плотников Леонид Дмитреевич

Количество студентов: по списку 45, присутствовало:45

Дата и время проведения __2.12.2014 в 8:00 часов_____________

Что оценивается

Качественная оценка

Баллы

1. Содержание

1.

Научность

в соответствии с требованиями

популярно

ненаучно

5
3
2

2.

Проблемность

ярко выражена

отсутствует

5
2

3.

Сочетание теоретического с практическим

a) выражено достаточно

b) представлено частично

c) отсутствует

4
3
2

4.

Доказательность

a) убедительно

b) декларативно

c) бездоказательно

5
3
2

5.

Связь с профилем подготовки специалиста

a) хорошая

b) удовлетворительная

c) плохая

5
3
2

6.

Структура лекции

a) чёткая

b) расплывчатая

c) беспорядочная

5
3
2

7.

Воспитательная направленность

a) высокая

b) средняя

c) низкая

4
3
3

8.

Соответствие учебной программе

a) полностью соответствует

b) частично соответствует

5
3

9.

Использование времени

a) используется рационально

b) излишние траты на организационные моменты
c) время используется не рационально

5
 

3
2

2. Изложение материала лекции

1.

Метод изложения (преимущественно)

a) проблемный

b) частично-поисковый

c) объяснительно-информационный

5
4
3

2.

Использование наглядности

a) используется в полном объёме

b) используется недостаточно

c) не используется

5
3
2

3.

Владение материалом

a) свободно владеет

b) частично пользуется конспектом

c) излагаемый материал знает слабо, читает по конспекту

5
3

 

2

4.

Уровень новизны

a) в лекции используются последние достижения науки

b) в излагаемой лекции присутствует элемент новизны
c) новизна материала отсутствует

5
 

4
 

2

5.

Реакция аудитории

a) повышенный интерес

b) низкий интерес

4
2

3. Поведение преподавателя

1.

Манера чтения лекции

a) увлекательная, живая

b) увлекательность и живость выражены ярко

c) монотонная, скучная

5
3

 

2

2.

Культура речи

a) высокая

b) средняя

c) низкая

5
3
2

3.

Контакт с аудиторией

a) ярко выражен

b) недостаточный

c) отсутствует

5
3
2

4.

Манера держать себя

a) умеренно выражена мимика и жестикуляция
b) избыточная мимика и жестикуляция

c) суетливость и беспорядочность движений

5
 

3
 

2

5.

Внешнее проявление психического состояния

a) спокойствие и уверенность

b) некоторая нервозность

c) выраженная нервозность

4
3
2

6.

Отношение преподавателя к слушателям

a) в меру требовательное

b) слишком строгое

c) равнодушное

4
3
2

7.

Такт преподавателя

a) тактичен

b) бестактен

4
2

8.

Внешний облик

a) опрятен

b) неряшлив

4
2

Шкала оценки: 100 – 90 – отлично; 89 – 90 – хорошо; 79 – 70 – удовлетворительно; менее 70 – плохо.


 

 Анализ практического занятия

Направление подготовки: Педагогическое образование

Учебная группа: 29 ПО 144-1

Учебная дисциплина: Педагогическое взаимодействие

Тема: Игровые имитационные ситуации (действия)

Преподаватель: Неумоева Елена Витальевна

Количество студентов: по списку 14, присутствовало: 8

Дата и время проведения 1.12.2014 г. В 9:40 часов

Преподаватель рационально использовал разные формы, методы, приемы обучения, направленных на эффективное достижение учебных целей занятия.

На паре преподаватель поддерживал диалог со студентами. Создавалась обстановка доброжелательности и требовательности.

Использовались на занятиях активных методы обучения, технологий развития личности студента.

Осуществлялась преемственность между темами, видами занятий, в отборе учебного материала.

-При системе получения обратной связи: проводился опрос, студенты работали в паре. Методически обоснованное применение демострационного материала (презентация) и раздаточного материала.

- Педагогическая техника преподавателя.

- Общие выводы об эффективности занятия

Этапы занятия

Задачи этапа

Содержание учебного материала

Формы организации обучения

Методы обучения

Обратная связь и измерители

Время

Организационный

Приветствие

Здравствуйте ребята!сегодня у нас с вами необычное семинарское занятие.(Студенты с помощью учителя формируют тему занятия: Игровые имитационные ситуации (действия). .проверка домашней заданий.

Позитивный настрой.

   

(1-2 минуты)

Основной

(теоретический и практический этап)

Цель: Учащиеся должны путем реальных действий, слов убедить ученика в необходимости соблюдать дисциплину.

Должны достигнуть цели без привлечения родителей. Игровая цель должна быть достигнута на основе использования конструкции.

. Презентация (Пассивное слушание(ПС): используется в ситуациях, когда необходимо помочь партнёру в выражении его чувства в том числе –ситуациях, когда партнёр испытывает эмоции напряжения позитивного характера.

Обсуждение темы . закрытые вопросы: зачем, почему? Почему на них трудно ответить ?

Для того, чтоб ребенок смог ответить на эти вопросы

Цели и задачи реализация плана.Лекция (презентация)

, затем преподаватель использует игровые формы работы ( работа в паре) , (ролевая игра), фронтальный опрос, Раздаточный материал.

Методы непосредственного и посредственного воздействия.

Студенты ведут диалог друг с другом и преподавателем.

Выполнение двух ролей учитель и ученик.

1: 20 (1:10) часов

Итог занятия

Контрольный этап

Оценивания своей работы

Студент заполняют оценочные карты занятия.

Оценочная карта

Методы непосредственного и посредственного воздействия

 

10-15 минут


 


 

Конспект лекционного занятия

Ф.И.О. педагога, чье занятие наблюдается Плотников Леонид Дмитреевич

Дата проведения:

2.12.2014

Время посещения:

в 8:00 -9:40

Место посещения:

ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет» Институт психологии и педагогики» Аудитория: 302

Тема занятия:

Категория защищаемых детей

Цель занятия:

Содержание и сущность социальной защиты детей

Задачи занятия:

Изучить гарантии прав ребенка

Изучить нормативно- правовое регулирование социально защищаемых людей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Методы и приемы, используемые преподавателем:

Преподаватель использует объяснительно-иллюстративный метод, который доминирует в лекции (использование презентации как наглядный материал, используется при объяснении нового материала), метод проблемного изложения использует периодически, заостряя внимание на проблемных аспектах материала.

 

Основное содержание занятия:

В начале лекции преподаватель знакомит студентов с источниками литературы для выполнения практическое занятия.

Категория защиты детей (требуемая социальной помощи)

Дети находящиеся в трудной жизненной ситуации

Дети, находящиеся в социально-опасном положении

Группы людей требующие защиты государства

Основные причины формирования «детей улицы»

Конвенция прав ребенка

ФЗ «Об основных гарантиях прав в РФ от 24.07.1998 г. №124 –ФЗ – Определил круг нуждающихся и исполнительной власти, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Дети находящиеся в трудной жизненной ситуации

Дети, оказавшиеся в экстремальных условиях (военные действия, землетрясение )

Дети, имеющие недостатки в психологическом или физическом развитии

Дети-инвалиды

Дети жертвы насилия

Дети проживающие в малоимущей семье

Дети жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и технологических катастроф, стихий бедствий

Дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях

Дети, жизнедеятельность которых наращена в результате сложившихся обстоятельств (самостоятельно или с помощью семьи)

Дети, отбывавшие наказание в виде лишения свободы и в воспитательных колониях.

Дети отбывавшие без попечения родителей.

ФЗ «Об основах системы и профилактики безнадежности и правонарушения несовершеннолетних.» от 24.06.1999 г. №120 -ФЗ

В соответствии с этим законом, соответственно, трудно выделять группу людей, требующих социальной защиты государства.

Дети беглецы

Конфликтные отношения в семье, которые могут сопровождаться насилием, агрессивно-жестоким отношением.

Разводы, вступление в новый брак родителей

Усиление занятости родителей, которые вынужден совмещать несколько рабочих мест для того, чтобы прокормить семью.

Безнадзорные –несовершеннолетние дети , контроль за поведением которых отсутствует( преподаватель приводит яркие примеры безнадзорных детей)

Дети беспризорные: не имеют родительского или государственного попечения (нет места жительства).

Преподаватель в качестве примера приводит литературу для дополнительного чтения «Педагогическая поэма».

К перечисленным факторам воспитательных действий, можно отнести отсутствие опеки.

Нарастание психолого-эмоциальных перегрузок (преподаватель приводит примеры)

Распространенное жестокое отношение с детьми (в семьях)

Дети-инвалиды

Инвалиды: не достигшие возраста 10 лет,

Дети с ограниченными возможностями,

Нарушение интеллекта,речи, слуха, зрния и т. д. ( преподаватель приводит примеры)

Дети-сироты:

90% сирот является социальными сиротами. Например, внебрачное положение женщин. Родители находящиеся в заключении, алкоголизм.

Дети-улицы (не достигшие 18 лет). Результат воспитания определен улицей .

Классификация детей улицы

Дети уходящие –приходящие

Дети, ушедшие из семьи

Дети вне образования (отчисленные школой)

Дети-мигранты

Дети, принадлежащие к этимологическому меньшинству

Дети нищеты

Дети учреждения

Дети с аддитивным поведением

Деривационные дети

Преподаватель озвучивает тему следующего практического занятия:

Семьи подлежащие социальной защите. Неполные семьи.

И задает вопросы к занятию .

Выводы и рекомендации:

Анализируя лекцию, можно сделать вывод, что преподаватель умеет распределять свое время, меняет формы работы, переходит от монолога к диалогу, использует информационные технологии. Проводит лекцию поэтапно, прослеживается логика, объемный и интересный материал представлен для студентов. Лекция проведена на высшем уровне.


Психолого-педагогическая характеристика личности студента

Общие сведения.

Фамилия, имя: Аллаярова Линиза

Дата рождения: 22 июля 1995 год

Группа: 29СДО125

общее физическое развитие: хорошее, посещает занятие физической культуры.

Состояние здоровья: хорошее, никогда не жалуется на болезни и болеет редко.

Условия жизни в семье: семья социально благополучная.

Правильность основной линии семейного воспитания: родители интересуются учебой и досугом Линизы. В семье отношения теплые. Родители всячески оказывают поддержку Линизы. Принимают активное действие в воспитании дочери.

Учебная деятельность.

1. Успеваемость (преобладающие оценки, одинаково или неодинаково успевают по разным предметам): уровень учебной мотивации на среднем уровне. Успевает по всем предметам.

2. Общее умственное развитие (кругозор, начитанность): речь развита, увлекается художественной литературой.

3. Особенности внимания: Внимание сконцентрированное, устойчивое.

4. Осмысленность восприятия учебного материала, быстрота осмысления: учебный материал осваивает сразу, так как у Линизы хорошая память и устойчивое внимание. И повышенный интерес к учебному материалу.

5. Развитие мышления :она отличает существенные и второстепенные признаки предметов и явлений, уровень усвоения общих и абстрактных понятий на среднем уровне. Линиза умеет обобщать, делать самостоятельные выводы, не всегда быстро находит пути решения проблемы, так как по характеру она медлительная и ей необходимо осмыслить ситуацию, только затем она находит правильные решения.

6. Интерес к занятиям и отношение к учению :у Линизы повышенный интерес к занятиям, нравятся предметы по профилю и увлекается изучением иностранного языка. К отметке относится, как заслуженному результату своих действий, к похвале относится положительно, к порицанию учителя или родителя относится толерантно, основной мотив учебной деятельности является получение образования и работы в дальнейшем по профилю.

7. Умение учиться :соблюдает режим дня, организованна, умеет самостоятельно работать с источниками, заучивать материал, контролировать себя, составлять планы, конспекты и прочее.

Общественная деятельность и активность.

1. Отношение к общественной жизни коллектива: дорожит коллективом, отношение в группе доброжелательные, поддерживает идеи коллектива, участвует в совместных мероприятиях.

2. Интерес к общественной жизни страны: слушает радио, обсуждает общественные события с товарищами, родителями и учителями.

3. Какие общественные обязанности имеет: никаких не имеет, но в группе выполняет некоторые обязанности, поддерживает идеи других и в них участвует.

Направленность личности обучающегося и специальные способности.

Интересы: Линиза интересуется спортом , катается на лыжах и коньках, читает массовую литературу, увлекается музыкой, любить петь, играет на гармошке.

Линиза артистична, умеет выступать на публике, поет в хоре, участвует в постановках (в сценках), спортивна.

В будущем хотела бы работать по специальности, закончить учебу поступить в магистратуру. Создать свою семью. Воспитать детей.

Дисциплинированность.

1. Общая характеристика поведения: ведёт себя спокойно, сдержанно по характеру отрытый человек, в меру коммуникабельна. Не принимает поспешных решений.

2. Выполнение требований преподавателей и администрации вуза: выполняет требования преподавателей охотно, дисциплину не нарушает

Взаимоотношения с коллективом и отношение

к учебному заведению.

1. Положение в коллективе: пользуется уважением, авторитетом, так как Линиза общительна умеет располагать к себе людей ,поэтому у нее много друзей.

2. Отношение к одногруппникам: уважает , дорожит мнением коллектива, дружна со всем коллективом , дружба основана на взаимопонимании, поддержке, общении, конфликты бывают, но редко, Линиза старается обходить их стороной, в основном она пытается загладить ситуацию. Причины из-за которых появляются конфликты в коллективы, в основном, из-за недопонимания, учебы или несовпадения мнений и характеров. ).

3.: Пребыванием в вузе очень дорожит, так как считает, что ей очень повезло, что она поступила в этот институт. Дорожит обстановкой, дружеской атмосферой в группе и с преподавателями в институте.

4. Отношение к преподавателям : преподавателей любит, так как считает их проводниками в мир знаний. Считает их авторитетом для себя. И хотела бы быть чем –то похожей на них.

Особенности характера и темперамента.

1. Ярко выраженные положительные и отрицательные черты характера: а) черты направленности личности: по отношению к людям Линиза относится доброжелательно, с уважением, к труду относится ответственно, старается выполнять все качественно, к самой себе относится уважительно, самооценка не занижена и не завышена ; для нее характерна чуткость, доброта, коллективизм, добросовестность, скромность, общительность.);

б) волевые черты характера: для нее характерна самостоятельность, уступчивость, толерантность. Преобладающее настроение спокойное, веселое, смена настроения зависит от обстоятельств.

Общие психолого-педагогические выводы.

1. Основные достоинства Линизы это ее спокойный характер, доброжелательность, отзывчивость, коммуникабельность, недостатки формирующейся личность студента- это медлительность. Причины недостатков может исходить из воспитания семьи или же темперамента личности.

2. Определение важнейших психолого-педагогических задач, стоящих перед преподавателем, пути дальнейшей работы со студентами.

 Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы

29 ПО 144

Общие сведения о коллективе и история его формирования

количество обучающихся: 12 человек

возрастной состав составляет от 21 до 23

коллектив сформирован в 2011 году были ли слияния с другими коллективами: Нет

смена куратора группы:нет

Руководство и организация студенческой группы:

а) организующее ядро группы, ее актив: староста Сурикова Мария Самостоятельность коллектива: коллектив самостоятелен,умеет принимать решение,но в большинстве случаев придерживаются мнения старосты. забота об отдельных членах группы: если возникают проблемы в учебе всячески стараются помогать друг другу.

отношение к общественному мнению:общественного мнения стараются придерживаться все, так как это уже сформировавшийся коллектив.

б) наличие в коллективе неофициальных «вожаков», характер их влияния на группу, причины их влияния, отношение к «вожакам» актива группы;

наличие «отверженных»:нет взаимоотношения внутри коллектива: в группе существует три подгруппы,которые сплоченны интересами;

критика и самокритика в коллективе: коллектив женский, самокритичен,к критике относятся толерантно;

проявление товарищества и дружбы между отдельными членами коллектива:они оказывают друг другу взаимопомощь,больше времени проводят вместе. эмоциональное «благополучие» и «неблагополучие» отдельных членов коллектива; коллектив в целом благополучен, так как все друг друга знают, очень дружелюбно относятся друг к другу.

в) личность куратора группы и его влияние на коллектив: куратором группы является Голубцова Вера Ивановна, она оказывает огромное влияние на группу,держит их в курсе всех дел университета,оказывает поддержку и помощь, знает психологию студентов;

отношение коллектива к куратору: относятся уважительное, она является авторитетом для группы.

Содержание и характер коллективной деятельности:

а) учебная деятельность : уровень учебной мотивации на среднем уровне,отстающих в учебе нет,дисциплины не нарушают,борьба за высокую оценку проявляется; дисциплина группы в учебной деятельности: на учебных занятиях, при выполнении студентами самостоятельной работы не нарушают дисциплины;

отрицательные моменты в учебной работе: шпаргалка, подсказка, списывание;

б) жизнь коллектива вне учебных занятий: коллектив творческий у всех есть разные интересы кто-то занимается хореографией,музыкой,рисованием,спортом. Проявляют интерес к общественной и политической жизни;

формы проявления этого интереса: посещение Аccenta, читательские конференции, посещение театров, кино, их обсуждение, диспуты и т.д.;

в) общественно полезный труд и его место во внеучебной жизни коллектива; положительное влияние оказывает общественный труд,так как совместный труд объединяет.

виды труда и характер его выполнения; уборка территирии, участие в мероприятиях,подготовка к мероприятиям;

проявление сознательной дисциплины в общественно полезном труде: всегда принимают активное участие в общественных мероприятиях.

4. Общие выводы. Уровень (стадия) развития коллектива. Характер общего эмоционального климата в коллективе: дружеская атмосфера, бодрый климат, жизнерадостный, доверительный и т.д.). Характер дисциплинированности: в группе основных недостатков нет в организации жизни коллектива и взаимоотношение его членов.

 Отчет о самостоятельно разработанном и проведенном внеучебном мероприятии (профориентационное занятие)

Наименование образовательных учреждений: Тюменский Государственный университет

Целевая группа: студенты

Количество участников: 12

Время проведения: 10:00 часов

Тема занятия: Магистратура как ступень высшего образования

Содержание занятия:

Вводный этап: Приветствие, знакомство

Основной этап занятия:

«Тюменский государственный университет объявляет набор в магистратуру. Направление «Педагогическое образование», магистерская программа носит название «Методология и методика социального воспитания».

В магистратуру приглашаются выпускники бакалавриата (по любому направлению).

Получение магистра педагогики дает право заниматься социально-педагогической и социально-психологической деятельностью в качестве специалистов учреждений дополнительного образования, культурно-просветительских учреждений, организаторов детских и молодежных общественных объединений, социально-педагогических служб, служб помощи семье.

По окончании магистратуры выпускники получают академическую степень «Магистр педагогики»

Обучение в магистратуре: очное и заочное.

Срок обучения – 2 года

Преподавание в магистратуре осуществляют преподаватели университета, имеющие степень доктора и кандидата наук.

При поступлении в магистратуру необходимо представить портфолио и пройти собеседование. Программа собеседования выставлена на сайте ТюмГУ.

Обучение в магистратуре может служить ступенью к получению степени кандидата наук посредством такой формы обучения как соискательство.

Общее руководство магистерской программой осуществляет кафедра общей и социальной педагогики Тюменского государственного университета».

Ответы на вопросы, консультации по теме занятия.

Заключительный этап: Раздача листовок с необходимой контактной информацией о поступлении в магистратуру ТюмГУ.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.