МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФГБОУ ВПО «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ
КАФЕДРА ОБЩЕЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
ОТЧЕТ
по учебной (ознакомительноЙ) практике
Место прохождения практики:
ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет»,
Институт психологии и педагогики
г. Тюмень поезд 9 мая, 5
8 (3452) 369864
Руководитель:
Доцент, к.и.н., Волосникова Л.М.
Выполнил:
Студент 1 курса
Группы 29ПОм142-з
Направление «Педагогическое образование»
Программа «Преподаватель высшей школы»
Файзуллина Наталья Александровна
Проверили:
Доцент, к.п.н., Быков Сергей Александрович
Защита состоялась_____________
Тюмень 2014
ОглавлениеИндивидуальный план прохождения практики 2
ДНЕВНИК УЧЕБНОЙ (ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ) ПРАКТИКИ 4
ОПИСАНИЕ БАЗЫ ПРАКТИКИ 7
Описание работы практиканта в соответствии с планом практики 10
Анализ нормативной документации 10
Система работы преподавателя вуза 12
Посещение и анализ учебных занятий и внеучебных мероприятий 14
Замечания и предложения студента по организации и содержанию практики 15
ПРИЛОЖЕНИЯ 16
Анализ лекции 16
Анализ практического занятия 19
Конспект лекционного занятия 23
Психолого-педагогическая характеристика личности студента 26
Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы 29
Отчет о самостоятельно разработанном и проведенном внеучебном мероприятии (профориентационное занятие) 32
1.Ознакомление с нормативной базой, регламентирующей организацию учебно-воспитательного процесса в высшей школе, в вузе, являющемся базой практики
Провести анализ документов:
Закон «Об образовании в РФ»;
Приказ Минобнауки России от 19.12.2013 №1367 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры";
Положение о кафедре ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет»;
Положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации студентов ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет»;
Положение о рейтинговой системе оценки успеваемости студентов в ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет»;
Положение об итоговой государственной аттестации выпускников ГОУ ВПО «Тюменский государственный университет»;
Положение о системе оценки качества образования в ФГБОУ ВПО "ТюмГУ";
Методические рекомендации преподавателям ТюмГУ по созданию Учебно-методического комплекса дисциплины;
Положение о самостоятельной работе студентов в ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет»;
ФГОС ВПО Педагогическое образование (Квалификация (степень) «Бакалавр»);
ФГОС ВПО Педагогическое образование (Квалификация (степень) «Магистр»).
2.Ознакомление с системой организации учебно-воспитательного процесса в Институте психологии и педагогики с помощью:
3.Ознакомление с системой работы преподавателя вуза
Посетить не менее 4 учебных занятий (лекционных - 2, практических - 2), не менее 1 внеучебного мероприятий.
Провести анализ не менее 2 учебных занятий (лекционных - 1, практических - 1), не менее 1 внеучебного мероприятий.
Подготовить конспекты не менее 2 учебных занятий (лекционных - 1, практических - 1), не менее 1 внеучебного мероприятий.
Составить психолого-педагогических характеристики личности не менее чем на 1 обучающегося, 1 учебную группу.
Подготовить планы проведения учебных занятий и внеучебных мероприятий
Подготовить и провести профориентационное мероприятие
Разработать методические материалы (наглядные пособия, дидактические материалы и др.): ___________________________________________
Практикант: _________________________________________________
Руководитель практики: _______________________________________
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФГБОУ ВПО «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ
КАФЕДРА ОБЩЕЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
ДНЕВНИК УЧЕБНОЙ (ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ) ПРАКТИКИСтудента Файзуллиной Натальи Александровны
1 курса, учебной группы 29ПОм142-з
ИНСТИТУТА ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ
Направление ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Программа ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Тюмень
2014 г.
Дневник
студента-практиканта
Фамилия, имя, отчество Файзуллина Наталья Александровна
Институт психологии и педагогики курс 1
Педагогическая практика производится в ФГБОУ ВПО ТГУ Институт психологии и педагогики
С 24 ноября по 20 декабря 2014 года
Общее руководство практикой осуществляет доцент, к.п.н., Быков Сергей Александрович
Дата |
Содержание работы |
Отметка о выполнении |
24.11 |
Работа с методическими материалами Ознакомление со структурой работы. Материалами учебно-ознакомительной практики. |
|
25.11 |
Посещение дней психологии Мальцева О.А. «Ролевая игра «Напои Туземку»». |
|
26.11 |
Ознакомление с системой организации учебно-воспитательного процесса в вузе, являющемся базой практики |
|
27.11 |
. Ознакомление с системой работы преподавателя вуза |
|
28.11 |
Провести анализ нормативных документов |
|
29.11 |
Посещение занятий дней психологии: 1) к.пс.н., доц. Андреева О.С. Тема: «Саморегуляция: ужас или ужас-ужас?». 2) Шаймарданова Е. Турнир «Что? Где? Когда?»(1 внеурочное мероприятие) 3) Закрытие Дней психологии. 4) Встреча с выпускниками. 5) Харламов А. Институт психотехнологий, Санкт-Петербург. 6) «Азбука психонетики+». 7)Харламов А. Институт психотехнологий, Санкт-Петербург. «Азбука психонетики+». |
|
1.12 |
Ознакомление с нормативной базой, регламентирующей организацию учебно-воспитательного процесса в высшей школе, в вузе, являющемся базой практики |
|
2.12 |
Посещение занятий 1) Неумовой Елены Витальевны по дисциплине : Педагогическое взаимодействие ( 2 практики и 2 лекции) 2) Быкова Сергея Александровича по дисциплине: Методология и методы научного исследования (2 практики) |
|
3.12 |
Посещение занятий: Плотникова Леонида Дмитриевича по дисциплине: Управление образовательными системами (1 лекция) |
|
4.12 |
Анализ лекционных занятий |
|
5.12 |
Анализ практический занятий |
|
6.12. |
Подготовление конспектов 2-х учебных занятий (лекционных - 1, практического 1 ,1 -внеучебного мероприятия. |
|
8.12 |
Подготовить планы проведения учебных занятий и внеучебных мероприятий |
|
9.12 |
Разработка методических материалов (наглядные пособия, дидактические материалы и др.): |
|
10.12 |
Систематизация и анализ работ |
|
11.12 |
Систематизация и анализ работ |
|
12.12 |
Систематизация и анализ работ |
|
13.12 |
Составление анкет для проведения опроса группы. Сбор информации о группе. |
|
15.12 |
Работа с группой, проведение опроса и наблюдение |
|
16.12 |
Работа со студентом, проведение опроса |
|
17.12 |
Составление психолого-педагогической характеристики студентов |
|
18.12 |
Составление психолого-педагогической характеристики студентов. |
|
19.12 |
Составление психолого-педагогической характеристики группы |
|
20.12 |
Составление психолого-педагогической характеристики группы Написание письменных отчетов Подготовка отчета по практике |
Практикант _______________________ / _____________________
Руководитель практики: ________________ / __________________
ОПИСАНИЕ БАЗЫ ПРАКТИКИИнститут психологии и педагогики, созданный в структуре ТюмГУ на базе Института педагогики, психологии и управления и факультета психологии, занимается подготовкой специалистов по таким направлениям, как «Психология» (академический бакалавриат); «Специальное (дефектологическое) образование» (академический бакалавриат), профиль «Логопедия»; «Психолого-педагогическое образование» (академический бакалавриат), профиль «Психология образования»; «Педагогическое образование» (академический бакалавриат), профили: «Начальное образование», «Изобразительное искусство».
С 2015 года открываются новые направления подготовки: «Педагогическое образование» (прикладной бакалавриат), профиль «Начальное образование, иностранный (английский) язык» и «Дошкольное образование».
Также ведется подготовка по магистерским программам направлений «Психология» (магистерские программы «Психологическое консультирование», «Психология управления персоналом»), «Педагогическое образование» (магистерские программы «Методология и методика социального воспитания», «Педагогика высшей школы»).
С 2015 года по направлению «Педагогическое образование» открывается подготовка по магистерской программе «Управление образованием».
В структуре Института функционируют кафедры:
- академическая кафедра методологии и теории социально-педагогических исследований (зав. каф. академик РАО, д.п.н., профессор, заслуженный деятель науки В.И. Загвязинский);
- общей и социальной педагогики (зав. каф. д.п.н., И.Н. Емельянова);
- возрастной и педагогической психологии (зав. каф. к.пс.н., доцент Г.В. Кухтерина);
- дефектологии (зав. каф. д.п.н., профессор, почетный работник высшего профессионального образования, Отличник народного просвещения А.А. Дмитриев,);
- медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности (зав. каф., д.б.н., профессор, почетный работник высшего профессионального образования Н.Н. Гребнева);
- искусств (зав. каф. Н.Н. Колчанова);
- общей и социальной психологии (зав. каф. О.С. Андреева);
- педагогики и методики начального и дошкольного образования (зав. каф. к.п.н. О.В. Огороднова).
В институте имеются оборудованные для лабораторных занятий аудитории, компьютерные и лингафонные кабинеты, мультимедийные аудитории, творческие мастерские «живописи», «дизайна», «скульптуры», классы для индивидуальных занятий музыкой, два спортивных зала, библиотека, концертный зал.
В Институте организуются Всероссийские научно-практические конференции по психолого-педагогической проблематике; научно-исследовательские и творческие конкурсы; проводятся музыкальные концерты и художественные выставки; работает хореографическая студия, выпускается газета и радио-программа. Студенты Института принимают активное участие в деятельности молодежных общественных организаций и движений.
Основная практическая деятельность осуществлялась на кафедре общей и социальной педагогики. Руководит кафедрой доктор педагогических наук Емельянова Ирина Никитична. Кафедра является преемницей существовавших в ТюмГУ кафедр педагогики и психологии, теории и методики педагогического процесса. Учебную и воспитательную работу со студентами ведут специалисты высшей квалификации.
На кафедре работают: 7 докторов наук, профессоров, 13 кандидатов наук, доцентов. В их числе: действительный член РАО, Заслуженный деятель науки РФ, д.п.н., профессор В.И. Загвязинский; почетный академик РАО, д.пс.н., профессор Ш. А. Амонашвили; д.п.н., и др.
Преподаватели кафедры являются авторами многих учебников и учебных пособий, по которым учатся студенты Института психологии, педагогики, социального управления и других вузов. Сфера научных интересов преподавателей и сотрудников кафедры связана с проблемами создания развивающей среды для успешного становления личности и социализации детей и молодежи.
Закон «Об оразовании в РФ». Данный закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, а также основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности; определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.
В тексте закона «об образовании в РФ» дано объяснение всех понятий, используемых в статье.
Закон определяет принципы, на которых основывается Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования, а также определяет полномочия федеральных органов государственной власти, полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования, а также полномочия Российской федерации в сфере образования, переданные для осуществления органом государственной власти субъектов Российской Федерации.
Приказ Минобнауки России от 19.12.2013 №1367 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры». Данный приказ определяет правила организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования, в том числе особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Положение о кафедре ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет». В настоящем положении зафиксировано место кафедры как структурного подразделения университета; указаны сферы и направления деятельности кафедры. Наименование кафедры устанавливает при ее создании Ученый совет университета, а начать свою деятельность кафедра имеет право после получения ею соответствующей лицензии. Также проведена классификация кафедр на «выпускающие» и «невыпускающие», и указаны положения, которыми обязана руководствоваться кафедра в своей деятельности.
Данное положение устанавливает состав и структуру кафедры: работники какого уровня входят в состав кафедры, их количество и тот минимум работников, который необходим для начала функционирования кафедры.
Раздел «содержание деятельности кафедры» устанавливает, в каких сферах и какую деятельность может осуществлять та или иная кафедра.
Положение утверждает, кто и на какой срок может становиться управляющим кафедрой, а также определяет права и обязанности работников кафедры и учебно-вспомогательного персонала кафедры; определяет материально-техническую базу кафедры.
Положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации студентов ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет». В настоящем положении определены правила проведения текущего контроля и промежуточной аттестации студентов; правила допуска к сессии студентов ОДО и студентов ОЗО; правила пересдач и ликвидации задолженностей в Университете. Определены в данном положении главные задачи Университета (качественная подготовка выпускников и выпуск квалифицированных специалистов), а также обозначены все виды контактных работ преподавателя и студента.
Положение о рейтинговой системе оценки успеваемости студентов в ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет». Данное положение создано в дополнение к положению о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации студентов. В тексте положения дано определение понятию «рейтинговая система оценки успеваемости студентов», разъясняется суть рейтинговой системы оценки успеваемости студентов, формируются ее цели и задачи, принципы и результаты.
Положение об итоговой государственной аттестации выпускников ГОУ ВПО «Тюменский государственный университет». В данном положении определены цели проведения итоговой государственной аттестации выпускников ВУЗа и правила ее проведения, а также состав и содержание итоговой государственной аттестации. Положение фиксирует определенный состав государственной аттестационной комиссии, необходимую документацию и отчетность государственной аттестационной комиссии и порядок проведения итоговой государственной аттестации студентов.
Положение о системе оценки качества образования в ФГБОУ ВПО «ТюмГУ». Настоящее положение устанавливает цели, задачи, принципы системы оценки качества образования в университете, включая филиалы, ее организационную и функциональную структуру, реализацию и общественное участие в оценке качества образования.
В тексте положения дается определение следующим понятиям:
- Качество образования
- Оценка качества образования
- Система оценки качества образования
- Мониторинг качества образования
Данное положение определяет структуру системы оценки качества образования, определяет цели, задачи и результаты системы оценки качества образования.
Система работы преподавателя вуза
На должность преподавателя ТюмГУ назначается лицо, имеющее высшее образование, а также в зависимости от должности необходимый научно-педагогический стаж, ученую степень и ученое звание. Назначение на должность преподавателя вуза и освобождение от нее производится приказом ректора.
Деятельность преподавателя кафедры осуществляется в рамках работы кафедры, сотрудником которой он является. Так, если кафедра является выпускающей, то преподаватель осуществляет учебно-методическую работу по дисциплинам профессионального цикла (профиля, специализации), руководство курсовыми и дипломными работами, организацию производственной и преддипломной практики, участвует в проведении итоговой аттестации.
По учебной и методической работе преподаватели кафедры ведут учебные занятия по дисциплинам кафедры, участвуют в разработке рабочих учебных планов по специальностям и направлениям, вносят предложения по внесению изменений в учебные планы реализуемых специальностей и направлений, разрабатывают на основе ФГОС (ГОС) рабочие программы учебных курсов, фонды оценочных средств, методические пособия, указания и рекомендации, материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации студентов, проводят регулярное обновление образовательных программ в соответствии с современными достижениями производства, науки и технологий.
По научно-исследовательской работе преподаватели кафедры проводят фундаментальные и прикладные научные исследования по профилю кафедры или по тематическим планам НИР Министерства образования и науки РФ, рецензируют научные работы, руководят научно-исследовательской работой студентов по профилю кафедры, организуют работу научных семинаров, участвуют в организации и проведении научных конференций, готовят к изданию научную и учебную литературу и др.
По воспитательной работе преподаватели кафедры реализуют воспитательную функцию в процессе обучения, организуют и проводят с обучающимися внеучебные мероприятия, проводят воспитательную работу, осуществляют функции кураторов студенческих групп.
Преподаватели не реже одного раза в 3 года проходят повышение квалификации, участвуют в методологических и учебно-методических семинарах и мастер-классах с обсуждением теоретических и методических вопросов по актуальной тематике, обобщают и распространяют педагогический опыт лучших преподавателей кафедры.
Преподаватели ведут следующую учебную и отчетную документацию:
1. Документы по теоретическому обучению (тематический план, рабочая учебная программа по предмету);
2.Учебная документация (журнал учета теоретического обучения, журнал (ведомость) учета посещаемости, ведомость учета успеваемости группы).
3. Отчетная документация (отчет преподавателя вуза)
Посещение и анализ учебных занятий и внеучебных мероприятийЯ посетила 4 лекционных и 4 практических занятия, одно внеучебное мероприятие. К отчету прилагаются анализ лекционного и анализ практического занятий, индивидуальный план прохождения практики, дневник студента-практиканта, психолого-педагогические характеристики на студента и учебную группу, а также разработанная анкета для составления психолого-педагогических характеристик.
Посетила одно внеучебного мероприятия в рамках Дней психологии в Институте психологии и педагогики: секция «Кинософия», просмотр фильма А. Звягинцева «Елена», обсуждение фильма, доц. Т. В. Семеновских. Фильм погружает зрителя в атмосферу глубоких серых и синих красок обыденности, духовного и социального регресса представителей различных возрастных групп. Лейтмотив фильма, раскрывающий замысел режиссера: «...цвет уходит вместе со светом...».
Замечания и предложения студента по организации и содержанию практикиСложности в ходе выполнения задания возникли при оформлении работы. При проведении анализа лекционных и практических заданий.
ПРИЛОЖЕНИЯ Анализ лекцииНаправление подготовки: Педагогическое образование
Учебная группа: 29 ПО 144
Учебная дисциплина: Управление образовательными системами
Тема: Категория защищаемых детей
Преподаватель Плотников Леонид Дмитреевич
Количество студентов: по списку 45, присутствовало:45
Дата и время проведения __2.12.2014 в 8:00 часов_____________
№ |
Что оценивается |
Качественная оценка |
Баллы |
|||
1. Содержание |
||||||
1. |
Научность |
в соответствии с требованиями популярно ненаучно |
5 |
|||
2. |
Проблемность |
ярко выражена отсутствует |
5 |
|||
3. |
Сочетание теоретического с практическим |
a) выражено достаточно b) представлено частично c) отсутствует |
4 |
|||
4. |
Доказательность |
a) убедительно b) декларативно c) бездоказательно |
5 |
|||
5. |
Связь с профилем подготовки специалиста |
a) хорошая b) удовлетворительная c) плохая |
5 |
|||
6. |
Структура лекции |
a) чёткая b) расплывчатая c) беспорядочная |
5 |
|||
7. |
Воспитательная направленность |
a) высокая b) средняя c) низкая |
4 |
|||
8. |
Соответствие учебной программе |
a) полностью соответствует b) частично соответствует |
5 |
|||
9. |
Использование времени |
a) используется рационально b) излишние траты на организационные моменты |
5 3 |
|||
2. Изложение материала лекции |
||||||
1. |
Метод изложения (преимущественно) |
a) проблемный b) частично-поисковый c) объяснительно-информационный |
5 |
|||
2. |
Использование наглядности |
a) используется в полном объёме b) используется недостаточно c) не используется |
5 |
|||
3. |
Владение материалом |
a) свободно владеет b) частично пользуется конспектом c) излагаемый материал знает слабо, читает по конспекту |
5 2 |
|||
4. |
Уровень новизны |
a) в лекции используются последние достижения науки b) в излагаемой лекции присутствует элемент новизны |
5 4 2 |
|||
5. |
Реакция аудитории |
a) повышенный интерес b) низкий интерес |
4 |
|||
3. Поведение преподавателя |
||||||
1. |
Манера чтения лекции |
a) увлекательная, живая b) увлекательность и живость выражены ярко c) монотонная, скучная |
5 2 |
|||
2. |
Культура речи |
a) высокая b) средняя c) низкая |
5 |
|||
3. |
Контакт с аудиторией |
a) ярко выражен b) недостаточный c) отсутствует |
5 |
|||
4. |
Манера держать себя |
a) умеренно выражена мимика и жестикуляция c) суетливость и беспорядочность движений |
5 3 2 |
|||
5. |
Внешнее проявление психического состояния |
a) спокойствие и уверенность b) некоторая нервозность c) выраженная нервозность |
4 |
|||
6. |
Отношение преподавателя к слушателям |
a) в меру требовательное b) слишком строгое c) равнодушное |
4 |
|||
7. |
Такт преподавателя |
a) тактичен b) бестактен |
4 |
|||
8. |
Внешний облик |
a) опрятен b) неряшлив |
4 |
Шкала оценки: 100 – 90 – отлично; 89 – 90 – хорошо; 79 – 70 – удовлетворительно; менее 70 – плохо.
Направление подготовки: Педагогическое образование
Учебная группа: 29 ПО 144-1
Учебная дисциплина: Педагогическое взаимодействие
Тема: Игровые имитационные ситуации (действия)
Преподаватель: Неумоева Елена Витальевна
Количество студентов: по списку 14, присутствовало: 8
Дата и время проведения 1.12.2014 г. В 9:40 часов
Преподаватель рационально использовал разные формы, методы, приемы обучения, направленных на эффективное достижение учебных целей занятия.
На паре преподаватель поддерживал диалог со студентами. Создавалась обстановка доброжелательности и требовательности.
Использовались на занятиях активных методы обучения, технологий развития личности студента.
Осуществлялась преемственность между темами, видами занятий, в отборе учебного материала.
-При системе получения обратной связи: проводился опрос, студенты работали в паре. Методически обоснованное применение демострационного материала (презентация) и раздаточного материала.
- Педагогическая техника преподавателя.
- Общие выводы об эффективности занятия
Этапы занятия |
Задачи этапа |
Содержание учебного материала |
Формы организации обучения |
Методы обучения |
Обратная связь и измерители |
Время |
Организационный |
Приветствие |
Здравствуйте ребята!сегодня у нас с вами необычное семинарское занятие.(Студенты с помощью учителя формируют тему занятия: Игровые имитационные ситуации (действия). .проверка домашней заданий. |
Позитивный настрой. |
(1-2 минуты) |
||
Основной (теоретический и практический этап) |
Цель: Учащиеся должны путем реальных действий, слов убедить ученика в необходимости соблюдать дисциплину. Должны достигнуть цели без привлечения родителей. Игровая цель должна быть достигнута на основе использования конструкции. |
. Презентация (Пассивное слушание(ПС): используется в ситуациях, когда необходимо помочь партнёру в выражении его чувства в том числе –ситуациях, когда партнёр испытывает эмоции напряжения позитивного характера. Обсуждение темы . закрытые вопросы: зачем, почему? Почему на них трудно ответить ? Для того, чтоб ребенок смог ответить на эти вопросы |
Цели и задачи реализация плана.Лекция (презентация) , затем преподаватель использует игровые формы работы ( работа в паре) , (ролевая игра), фронтальный опрос, Раздаточный материал. |
Методы непосредственного и посредственного воздействия. |
Студенты ведут диалог друг с другом и преподавателем. Выполнение двух ролей учитель и ученик. |
1: 20 (1:10) часов |
Итог занятия Контрольный этап |
Оценивания своей работы |
Студент заполняют оценочные карты занятия. |
Оценочная карта |
Методы непосредственного и посредственного воздействия |
10-15 минут |
Ф.И.О. педагога, чье занятие наблюдается Плотников Леонид Дмитреевич |
|
Дата проведения: |
2.12.2014 |
Время посещения: |
в 8:00 -9:40 |
Место посещения: |
ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет» Институт психологии и педагогики» Аудитория: 302 |
Тема занятия: |
Категория защищаемых детей |
Цель занятия: |
Содержание и сущность социальной защиты детей |
Задачи занятия: |
Изучить гарантии прав ребенка Изучить нормативно- правовое регулирование социально защищаемых людей, находящихся в трудной жизненной ситуации |
Методы и приемы, используемые преподавателем: |
Преподаватель использует объяснительно-иллюстративный метод, который доминирует в лекции (использование презентации как наглядный материал, используется при объяснении нового материала), метод проблемного изложения использует периодически, заостряя внимание на проблемных аспектах материала.
|
Основное содержание занятия: |
В начале лекции преподаватель знакомит студентов с источниками литературы для выполнения практическое занятия. Категория защиты детей (требуемая социальной помощи) Дети находящиеся в трудной жизненной ситуации Дети, находящиеся в социально-опасном положении Группы людей требующие защиты государства Основные причины формирования «детей улицы» Конвенция прав ребенка ФЗ «Об основных гарантиях прав в РФ от 24.07.1998 г. №124 –ФЗ – Определил круг нуждающихся и исполнительной власти, находящихся в трудной жизненной ситуации. Дети находящиеся в трудной жизненной ситуации Дети, оказавшиеся в экстремальных условиях (военные действия, землетрясение ) Дети, имеющие недостатки в психологическом или физическом развитии Дети-инвалиды Дети жертвы насилия Дети проживающие в малоимущей семье Дети жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и технологических катастроф, стихий бедствий Дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях Дети, жизнедеятельность которых наращена в результате сложившихся обстоятельств (самостоятельно или с помощью семьи) Дети, отбывавшие наказание в виде лишения свободы и в воспитательных колониях. Дети отбывавшие без попечения родителей. ФЗ «Об основах системы и профилактики безнадежности и правонарушения несовершеннолетних.» от 24.06.1999 г. №120 -ФЗ В соответствии с этим законом, соответственно, трудно выделять группу людей, требующих социальной защиты государства. Дети беглецы Конфликтные отношения в семье, которые могут сопровождаться насилием, агрессивно-жестоким отношением. Разводы, вступление в новый брак родителей Усиление занятости родителей, которые вынужден совмещать несколько рабочих мест для того, чтобы прокормить семью. Безнадзорные –несовершеннолетние дети , контроль за поведением которых отсутствует( преподаватель приводит яркие примеры безнадзорных детей) Дети беспризорные: не имеют родительского или государственного попечения (нет места жительства). Преподаватель в качестве примера приводит литературу для дополнительного чтения «Педагогическая поэма». К перечисленным факторам воспитательных действий, можно отнести отсутствие опеки. Нарастание психолого-эмоциальных перегрузок (преподаватель приводит примеры) Распространенное жестокое отношение с детьми (в семьях) Дети-инвалиды Инвалиды: не достигшие возраста 10 лет, Дети с ограниченными возможностями, Нарушение интеллекта,речи, слуха, зрния и т. д. ( преподаватель приводит примеры) Дети-сироты: 90% сирот является социальными сиротами. Например, внебрачное положение женщин. Родители находящиеся в заключении, алкоголизм. Дети-улицы (не достигшие 18 лет). Результат воспитания определен улицей . Классификация детей улицы Дети уходящие –приходящие Дети, ушедшие из семьи Дети вне образования (отчисленные школой) Дети-мигранты Дети, принадлежащие к этимологическому меньшинству Дети нищеты Дети учреждения Дети с аддитивным поведением Деривационные дети Преподаватель озвучивает тему следующего практического занятия: Семьи подлежащие социальной защите. Неполные семьи. И задает вопросы к занятию . |
Выводы и рекомендации: |
Анализируя лекцию, можно сделать вывод, что преподаватель умеет распределять свое время, меняет формы работы, переходит от монолога к диалогу, использует информационные технологии. Проводит лекцию поэтапно, прослеживается логика, объемный и интересный материал представлен для студентов. Лекция проведена на высшем уровне. |
Психолого-педагогическая характеристика личности студента
Общие сведения.
Фамилия, имя: Аллаярова Линиза
Дата рождения: 22 июля 1995 год
Группа: 29СДО125
общее физическое развитие: хорошее, посещает занятие физической культуры.
Состояние здоровья: хорошее, никогда не жалуется на болезни и болеет редко.
Условия жизни в семье: семья социально благополучная.
Правильность основной линии семейного воспитания: родители интересуются учебой и досугом Линизы. В семье отношения теплые. Родители всячески оказывают поддержку Линизы. Принимают активное действие в воспитании дочери.
Учебная деятельность.
1. Успеваемость (преобладающие оценки, одинаково или неодинаково успевают по разным предметам): уровень учебной мотивации на среднем уровне. Успевает по всем предметам.
2. Общее умственное развитие (кругозор, начитанность): речь развита, увлекается художественной литературой.
3. Особенности внимания: Внимание сконцентрированное, устойчивое.
4. Осмысленность восприятия учебного материала, быстрота осмысления: учебный материал осваивает сразу, так как у Линизы хорошая память и устойчивое внимание. И повышенный интерес к учебному материалу.
5. Развитие мышления :она отличает существенные и второстепенные признаки предметов и явлений, уровень усвоения общих и абстрактных понятий на среднем уровне. Линиза умеет обобщать, делать самостоятельные выводы, не всегда быстро находит пути решения проблемы, так как по характеру она медлительная и ей необходимо осмыслить ситуацию, только затем она находит правильные решения.
6. Интерес к занятиям и отношение к учению :у Линизы повышенный интерес к занятиям, нравятся предметы по профилю и увлекается изучением иностранного языка. К отметке относится, как заслуженному результату своих действий, к похвале относится положительно, к порицанию учителя или родителя относится толерантно, основной мотив учебной деятельности является получение образования и работы в дальнейшем по профилю.
7. Умение учиться :соблюдает режим дня, организованна, умеет самостоятельно работать с источниками, заучивать материал, контролировать себя, составлять планы, конспекты и прочее.
Общественная деятельность и активность.
1. Отношение к общественной жизни коллектива: дорожит коллективом, отношение в группе доброжелательные, поддерживает идеи коллектива, участвует в совместных мероприятиях.
2. Интерес к общественной жизни страны: слушает радио, обсуждает общественные события с товарищами, родителями и учителями.
3. Какие общественные обязанности имеет: никаких не имеет, но в группе выполняет некоторые обязанности, поддерживает идеи других и в них участвует.
Направленность личности обучающегося и специальные способности.
Интересы: Линиза интересуется спортом , катается на лыжах и коньках, читает массовую литературу, увлекается музыкой, любить петь, играет на гармошке.
Линиза артистична, умеет выступать на публике, поет в хоре, участвует в постановках (в сценках), спортивна.
В будущем хотела бы работать по специальности, закончить учебу поступить в магистратуру. Создать свою семью. Воспитать детей.
Дисциплинированность.
1. Общая характеристика поведения: ведёт себя спокойно, сдержанно по характеру отрытый человек, в меру коммуникабельна. Не принимает поспешных решений.
2. Выполнение требований преподавателей и администрации вуза: выполняет требования преподавателей охотно, дисциплину не нарушает
Взаимоотношения с коллективом и отношение
к учебному заведению.
1. Положение в коллективе: пользуется уважением, авторитетом, так как Линиза общительна умеет располагать к себе людей ,поэтому у нее много друзей.
2. Отношение к одногруппникам: уважает , дорожит мнением коллектива, дружна со всем коллективом , дружба основана на взаимопонимании, поддержке, общении, конфликты бывают, но редко, Линиза старается обходить их стороной, в основном она пытается загладить ситуацию. Причины из-за которых появляются конфликты в коллективы, в основном, из-за недопонимания, учебы или несовпадения мнений и характеров. ).
3.: Пребыванием в вузе очень дорожит, так как считает, что ей очень повезло, что она поступила в этот институт. Дорожит обстановкой, дружеской атмосферой в группе и с преподавателями в институте.
4. Отношение к преподавателям : преподавателей любит, так как считает их проводниками в мир знаний. Считает их авторитетом для себя. И хотела бы быть чем –то похожей на них.
Особенности характера и темперамента.
1. Ярко выраженные положительные и отрицательные черты характера: а) черты направленности личности: по отношению к людям Линиза относится доброжелательно, с уважением, к труду относится ответственно, старается выполнять все качественно, к самой себе относится уважительно, самооценка не занижена и не завышена ; для нее характерна чуткость, доброта, коллективизм, добросовестность, скромность, общительность.);
б) волевые черты характера: для нее характерна самостоятельность, уступчивость, толерантность. Преобладающее настроение спокойное, веселое, смена настроения зависит от обстоятельств.
Общие психолого-педагогические выводы.
1. Основные достоинства Линизы это ее спокойный характер, доброжелательность, отзывчивость, коммуникабельность, недостатки формирующейся личность студента- это медлительность. Причины недостатков может исходить из воспитания семьи или же темперамента личности.
2. Определение важнейших психолого-педагогических задач, стоящих перед преподавателем, пути дальнейшей работы со студентами.
Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы29 ПО 144
Общие сведения о коллективе и история его формирования
количество обучающихся: 12 человек
возрастной состав составляет от 21 до 23
коллектив сформирован в 2011 году были ли слияния с другими коллективами: Нет
смена куратора группы:нет
Руководство и организация студенческой группы:
а) организующее ядро группы, ее актив: староста Сурикова Мария Самостоятельность коллектива: коллектив самостоятелен,умеет принимать решение,но в большинстве случаев придерживаются мнения старосты. забота об отдельных членах группы: если возникают проблемы в учебе всячески стараются помогать друг другу.
отношение к общественному мнению:общественного мнения стараются придерживаться все, так как это уже сформировавшийся коллектив.
б) наличие в коллективе неофициальных «вожаков», характер их влияния на группу, причины их влияния, отношение к «вожакам» актива группы;
наличие «отверженных»:нет взаимоотношения внутри коллектива: в группе существует три подгруппы,которые сплоченны интересами;
критика и самокритика в коллективе: коллектив женский, самокритичен,к критике относятся толерантно;
проявление товарищества и дружбы между отдельными членами коллектива:они оказывают друг другу взаимопомощь,больше времени проводят вместе. эмоциональное «благополучие» и «неблагополучие» отдельных членов коллектива; коллектив в целом благополучен, так как все друг друга знают, очень дружелюбно относятся друг к другу.
в) личность куратора группы и его влияние на коллектив: куратором группы является Голубцова Вера Ивановна, она оказывает огромное влияние на группу,держит их в курсе всех дел университета,оказывает поддержку и помощь, знает психологию студентов;
отношение коллектива к куратору: относятся уважительное, она является авторитетом для группы.
Содержание и характер коллективной деятельности:
а) учебная деятельность : уровень учебной мотивации на среднем уровне,отстающих в учебе нет,дисциплины не нарушают,борьба за высокую оценку проявляется; дисциплина группы в учебной деятельности: на учебных занятиях, при выполнении студентами самостоятельной работы не нарушают дисциплины;
отрицательные моменты в учебной работе: шпаргалка, подсказка, списывание;
б) жизнь коллектива вне учебных занятий: коллектив творческий у всех есть разные интересы кто-то занимается хореографией,музыкой,рисованием,спортом. Проявляют интерес к общественной и политической жизни;
формы проявления этого интереса: посещение Аccenta, читательские конференции, посещение театров, кино, их обсуждение, диспуты и т.д.;
в) общественно полезный труд и его место во внеучебной жизни коллектива; положительное влияние оказывает общественный труд,так как совместный труд объединяет.
виды труда и характер его выполнения; уборка территирии, участие в мероприятиях,подготовка к мероприятиям;
проявление сознательной дисциплины в общественно полезном труде: всегда принимают активное участие в общественных мероприятиях.
4. Общие выводы. Уровень (стадия) развития коллектива. Характер общего эмоционального климата в коллективе: дружеская атмосфера, бодрый климат, жизнерадостный, доверительный и т.д.). Характер дисциплинированности: в группе основных недостатков нет в организации жизни коллектива и взаимоотношение его членов.
Отчет о самостоятельно разработанном и проведенном внеучебном мероприятии (профориентационное занятие)Наименование образовательных учреждений: Тюменский Государственный университет
Целевая группа: студенты
Количество участников: 12
Время проведения: 10:00 часов
Тема занятия: Магистратура как ступень высшего образования
Содержание занятия:
Вводный этап: Приветствие, знакомство
Основной этап занятия:
«Тюменский государственный университет объявляет набор в магистратуру. Направление «Педагогическое образование», магистерская программа носит название «Методология и методика социального воспитания».
В магистратуру приглашаются выпускники бакалавриата (по любому направлению).
Получение магистра педагогики дает право заниматься социально-педагогической и социально-психологической деятельностью в качестве специалистов учреждений дополнительного образования, культурно-просветительских учреждений, организаторов детских и молодежных общественных объединений, социально-педагогических служб, служб помощи семье.
По окончании магистратуры выпускники получают академическую степень «Магистр педагогики»
Обучение в магистратуре: очное и заочное.
Срок обучения – 2 года
Преподавание в магистратуре осуществляют преподаватели университета, имеющие степень доктора и кандидата наук.
При поступлении в магистратуру необходимо представить портфолио и пройти собеседование. Программа собеседования выставлена на сайте ТюмГУ.
Обучение в магистратуре может служить ступенью к получению степени кандидата наук посредством такой формы обучения как соискательство.
Общее руководство магистерской программой осуществляет кафедра общей и социальной педагогики Тюменского государственного университета».
Ответы на вопросы, консультации по теме занятия.
Заключительный этап: Раздача листовок с необходимой контактной информацией о поступлении в магистратуру ТюмГУ.