Отчет по самообразованию воспитателя школы-интерната
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Школа- интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья № 19 г.о. Коломна Московской области»
Отчет по самообразованию
за 2016 - 2017 уч.год
Воспитатель: Фоменко С.Г.
2017г.
Цель: детально рассмотреть процесс формирования детского коллектива. Выявить и рассмотреть положительное влияние совместной внеурочной деятельности, спортивных мероприятий на сплоченность, межличностные отношения между сверстниками, психологический климат класса и их влияние на процесс формирования коллектива.
Задачи:
· анализ теоретических основ формирования коллектива;
· изучить психологические особенности семиклассника;
· изучить особенности формирования коллектива на данном этапе школьного возраста;
· изучить характер взаимоотношений детей в данной возрастной группе и его влияние на формирование психологического климата коллектива класса;
· определить основные мотивы, лежащие в основе общения ребенка со сверстниками как фактор влияния на формирование сплоченности коллектива класса;
· изучить положительное влияние совместного проведения различных мероприятий на формирование коллектива класса.
Помочь ребенку и научить его жить в коллективе может и должен, прежде всего, классный руководитель и воспитатель. Я, как воспитатель, в своей работе по организации внеклассной деятельности учащихся опираюсь на следующие принципы:
открытость - совместное планирование (классный руководитель + обучающиеся + родители);
привлекательность будущего дела;
деятельность – активное участие в мероприятиях всех уровней;
свобода участия (учитывается мнение учащихся в выборе задания во внеклассном мероприятии);
обратная связь – обсуждение каждого внеклассного мероприятия (рефлексия);
сотворчество (сотрудничество + творчество) – право выбора партнёра по выполняемому делу;
Успешность – отмечать реальный успех выполненного дела.
Характеристика группы 7х классов
В 7х классах обучаются 12 человек (из них мальчиков - 7, девочек - 5 ). В основном учащиеся 2002-2003 года рождения. Коллектив в данном составе сформирован второй год. В начале этого учебного года в группу пришла ученица: Рыжкова Александра.
Существуют определенные проблемы с дисциплиной на перемене и уроках. Частыми нарушителями являются: Ефремова С., Лупарев П., Дериволков Р., Богданов И. Но несмотря на плохое поведение, ребята принимают активное участие во внеклассных мероприятиях. Вызывает особое беспокойство поведение Морозовой Анны, Ефремовой Софьи. Ученицы в общении используют неприличные жесты, ведут себя вызывающе, мешают ребятам на уроках и часто отвлекают их. На замечания педагогов не реагируют или реагируют агрессивно. Аня и Павел считаются "трудными" детьми и стоят на внутришкольном учете.
Группа очень спортивная. Во внеурочное время большинство учащихся посещают секции по волейболу и футболу в школе, футбольные клубы города, участвуют в спортивных соревнованиях разного уровня, имеют спортивные достижения.
Все ребята занимаются в кружках по интересам, Смирнова Анна обучается в художественной школе.
На данном этапе развития отношений в группе отсутствуют какие-либо группировки. Особняком стоит Смирнова Аня, Ковальская Лиза, которые стараются устраниться от участия в школьных мероприятиях. Девочки очень творческие, однако не имеют близких друзей в стенах школы. В свободное время рисуют, читают, Аня пытается писать небольшие рассказы.
Рыжкова Александра не сразу, но всё-таки нашла общий язык с коллективом. Теперь Саша активная участница почти всех проводимых в школе мероприятий, но не стремится к хорошим показателям в учебе, поддается плохому влиянию Ефремовой С., дерзит взрослым.
Явного лидера в группе не выявлено. Почти каждый из учеников хочет им себя показать, иметь авторитет среди одноклассников.
В основном отношения между ребятами дружные, хотя они не чувствуют себя одним коллективом, одной командой. Ребята активно принимают участие в школьных мероприятиях, но многие еще безответственны, несерьезно воспринимают важность поставленной перед ними задачи.
По сравнению с прошлым учебным годом видно, что коллектив постепенно развивается. Учащиеся всегда бодрые, веселые и жизнерадостные, проявляют активность, достаточно дисциплинированные, умеют слушать педагога.
Наша группа 7х классов, на мой взгляд, успешна на пути поиска своего места в общешкольном коллективе, ребята участвуют в подготовке и проведении всех общешкольных мероприятий (конкурсы,соревнования,праздники, совместные экскурсии т.д.).Но в тоже время нет общего единства. Стараются выделяться индивидуально .Коллектив больше разбивается на пары, чем общей массой.
По формированию дружеских отношений были организованы выездные экскурсии. В музей «Школьный», «Льна и быта русской женщины» , «Салон красоты», «Дом Озерова».
Участвовали в психологической игре «Тропа доверия»,где заняли 2место.
Стали номинантами конкурса «Минута славы». В конкурсе «Лучший дежурный класс»,заняли 2место,т.к. недостаточно были едины в работе.
В осеннем спортивном кроссе, также заняли 2место.
На празднике осени, опять были на 2месте.
Принимали участие в спортивной игре «Веселые старты».
Общешкольное соревнование по волейболу- 3 место.
Общешкольное соревнование по баскетболу- 1 место.
Проведены тематические занятия: «Сквернословие ,как смерть души», «Ваше отношение к коллективу»-анкетирование, «Доброта и милосердие».
Вывод: За прошедший учебный год заметны положительные результаты сплочения коллектива . Ребята более дружны в командных играх и заданиях. Но никак не могут более спокойно переносить поражения, устраивают разборки между собой, ищут виноватого, вместо того чтобы исправить свои ошибки в будущем.Поэтому постоянно надо держать над ними контроль и направлять в единое доброжелательное русло.