12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Горячева Анжела Вячеславовна236
Россия, Ханты-Мансийский АО, Урай
3

Отчет самообразования воспитателя старшей группы №10 «Формирование основ духовно-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста средствами учебно-методического комплекса "Социокультурные истоки"»

ФИО: Горячева Анжела Вячеславовна

Должность: воспитатель, высшая квалификационная категория

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №21»

Тюменская область, Ханты–Мансийский автономный округ – Югра, город Урай

Тезис к публикации: Отчет по теме самообразования воспитателя старшей группы № 10 «Формирование основ духовно-нравственного развития детей  старшего дошкольного возраста  средствами учебно-методического комплекса «Социокультурные истоки»» будет полезен воспитателям дошкольных учреждений, реализующим программу «Социокультурные истоки»

Отчет по теме самообразования воспитателя старшей группы № 10

«Формирование основ духовно-нравственного развития детей  старшего дошкольного возраста  средствами учебно-методического комплекса «Социокультурные истоки»»

План работы по самообразованию:

 

Ф.И.О.

Горячева Анжела Вячеславовна

Тема самообразования:

«Формирование основ духовно-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста  средствами учебно-методического комплекса «Социокультурные истоки»»

Курсы повышения квалификации:

Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Институт дистанционного обучения». г. Нижневартовск.

Тема: «Особенности реализации программы духовно-нравственного воспитания «Социокультурные истоки» в ДОУ»» - 72 часа (2019 г.)

Направление:

Социально-личностное

Форма самообразования: 

Индивидуальная

Группа:

Старшая №10

Начало работы: 

01.09.2019 г.

Окончание работы: 

26.05.2020 г.

Цель:

 Повышение уровня собственной профессиональной компетентности по  формированию коммуникативных навыков, основ духовно-нравственного развития детей  старшего дошкольного возраста  средствами учебно-методического комплекса «Социокультурные истоки».

  Формирование у детей духовно-нравственной основы, присоединение ребенка и окружающих взрослых к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России.

Задачи:

1. Изучить и систематизировать теоретический и практический материал по теме самообразования.

2. Изучать опыт работы воспитателей через интернет-ресурсы.
3. Изучить семьи воспитанников и их потребности в духовно-нравственном воспитании детей.

4. Разработать систему мероприятий с детьми, родителями для повышения качества практической деятельности, направленной на духовно-нравственное развитие детей средствами учебно-методического комплекса «Социокультурные истоки».

5. Создать в группе развивающую среду, способствующую духовно-нравственному развитию детей.

6. Вызвать интерес у родителей к совместной работе в данном направлении.

7. Выявить эффективные методы и формы работы для духовно-нравственного развития детей.

8. Создать условия для развития познавательной сферы ребенка, на основе формирования бережного и созидательного отношения к окружающему миру и развитие способности получать значимые социокультурные результаты.

9. Расширять представление о быте русского народа.

10. Воспитывать интерес к истории и культуре своего народа.

11. Формировать творческие способности.

12. Развивать активное общение детей.

13. Подготовить отчет о проделанной работе по теме самообразования.

Ожидаемые результаты:

Для  воспитателя:

     Повышен собственный профессиональный уровень теоретических и практических знаний в вопросах формирования коммуникативных умений, основ духовно-нравственного развития воспитанников.

      Применены полученные знания на практике в ходе организации непосредственно образовательной деятельности. Для детей:

     Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; проявляет в деятельности сформированность способностей принять общую цель и условия согласованных действий, умение управлять собой, своим поведением, поступками и взаимодействием со сверстниками.

   Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства.

    Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя; уважительно относится к результатам труда других людей; способен делать выбор и принимать решение на основе социокультурных и нравственных ценностей; проявляет сформированность умений оценивать свои и чужие поступки с морально-нравственной позиции.

     У ребенка сформирован уровень необходимых коммуникативных умений воспитанников, позволяющий свободно вступать и развивать общение, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, соблюдать правила и культуру поведения.

Актуальность:

 

     В современной педагогике совместная деятельность и общение рассматриваются как движущие силы развития личности ребенка и социализации. Коммуникативный аспект качества образования играет важную роль в социализации ребенка в обществе.  

      Огромным потенциалом в этом направлении обладает программа «Социокультурные Истоки» (авторы И.А. Кузьмин, профессор Российской Академии естественных наук, г. Москва, А.В. Камкин профессор Вологодского государственного педагогического университета, г. Вологда).

     Проект «Формирование основ духовно-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста  средствами учебно-методического комплекса «Социокультурные истоки»» разработан на основе программы «Социокультурные истоки» и способствует решению ряда важнейших задач по развитию духовно-нравственных основ образования, по интеграции обучения и воспитания в единый образовательный процесс на основе традиционных ценностей отечественной культуры.

    В работе с дошкольниками проект учитывает особенности дошкольного возраста – периода активной социализации ребенка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духовности.

Внедрение и использование проекта «Социокультурные истоки» в ДОУ может стать мощным средством формирования коммуникативных навыков и  духовно-нравственного развития дошкольников на основе ознакомления с искусством, историей, культурой, бытом русского народа,  развиваются творческие способности детей на основе активного освоения целостной культуры народа России.

Работа с родителями является важным ключевым элементом в реализации данного проекта для дошкольного образования, что позволит сформировать единую систему ценностей, как в семье, так и в дошкольном учреждении.

Перспектива:

 

 

Пополнение знаний по уже умеющему опыту работы.

Продолжить расширять и обновлять развивающую предметно-пространственную среду в соответствии с темами мини-проектов.

Создание картотеки нравственно-этических бесед и игр по нравственному воспитанию дошкольников.

Составление сборника пословиц и поговорок на нравственные темы. Создать копилку методических разработок (сценарии праздников, досугов) по теме самообразования.

 

Перспективный план работы по самообразованию на 2019 – 2020 г.г.

 

Срок

Этап

Содержание работы

Форма отчетности

 

Сентябрь 2019г.

Организационно- теоретический

1. Изучение методической литературы и опыта работ по введению «Социокультурных истоков» в образовательный процесс с дошкольниками.

2. Разработка перспективного планирования по теме проекта.

Ознакомление родителей с программой «Социокультурные истоки».

Анкетирование родителей «Традиции семьи» (выявление сложившихся в семье духовно-нравственных приоритетов). Сбор пожеланий, идей для корректировки плана работы с родителями.

Консультация для родителей: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

Октябрь 2019г.

Рефлексивно – диагностический

 

1. Выявление социального запроса семей воспитанников.

2. Диагностика детей с последующим анализом полученных результатов.

3. Привлечение родителей к благоустройству и оформлению группы: пополнение группы книгами с русскими народными сказками, дисками с мультфильмами по русским народным сказкам.

Анкетирование родителей «Определение уровня коммуникативных навыков дошкольников» - изучить отношение родителей к развитию коммуникативных навыков дошкольников.

Консультация для родителей: «Совместная деятельность детского сада и семьи для успешного развития коммуникативных навыков ребенка».

Ноябрь 2019 – май 2020г.

Накопительно - практический

1. Разработка модели реализации проекта.

2. Реализация детско-родительских проектов.

3. Выявление и устранение возникающих в процессе работы проблем.

4. Введение мероприятий по «Социокультурным истокам» в образовательный процесс с детьми старшего дошкольного возраста.

5. Реализация проекта, согласно перспективного плана.

6. Подбор необходимого оборудования, материалов, изготовление дидактических игр.

7. Информирование и привлечение родителей в совместную проектную деятельность. Размещение стендовой информации для родителей «Информация о проекте».

8. Участие в конкурсах и выставках различного уровня.

9. Самоанализ и самооценка проделанной работы в своей группе.

10. Анализ по осуществлению плана по самообразованию.

11. Обобщение опыта работы по проекту.

12. Планирование деятельности и перспектив развития.

Консультации для родителей: «Воспитание дружеских отношений в игре», «Роль родителей в формировании коммуникативных навыков детей», «Духовно-нравственное воспитание в труде», «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы».

Конкурс коллажей «Традиции семьи». 

Декабрь: развлечение совместно с родителями ко дню толерантности: «День дружбы».

Январь: развлечение совместно с родителями «Рождественские посиделки».

Выставка раритетов «Бабушкин сундук». Экскурсия в музей «Культурно-исторический центр».

Публикация собственного опыта педагогической деятельности на сайте учреждения и в социальной сети работников образования.

 

 

 

 

 

Материально-техническая база:

1. Истоковедение. Том 5. Издание 5-е, дополнительное. – М.: Издательский дом «Истоки», 2018. – 224 с.

2. Истоковедение. Том 15. – М.: Издательский дом «Истоки», 2018. – 160 с.

3. Рекомендации по применению программы «Социокультурные истоки» в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. – М.: Издательский дом «Истоки», 2018. – 216 с.

4. Дневник формирования основ социокультурного развития ребёнка – дошкольника. Под общей редакцией И.А. Кузьмина. – М.: Издательский дом «Истоки», 2018. – 36 с.

5. Верность родной земле. Книга 1 для развития речи детей дошкольного возраста (5-6 лет). Под общей редакцией И.А. Кузьмина. – М.: Издательский дом «Истоки», 2018. – 28 с.

6. Верность родной земле. Книга 1 для развития детей дошкольного возраста (5-6 лет). Издание второе. Под общей редакцией И.А. Кузьмина. – М.: Издательский дом «Истоки», 2018. – 24 с.

7. Радость послушания. Книга 2 для развития речи детей дошкольного возраста (5-6 лет). Под общей редакцией И.А. Кузьмина. – М.: Издательский дом «Истоки», 2018. – 28 с.

8. Радость послушания. Книга 2 для развития детей дошкольного возраста (5-6 лет). Издание второе, исправленное. Под общей редакцией И.А. Кузьмина. – М.: Издательский дом «Истоки», 2018. – 28 с.

9. Радость послушания. Альбом для развития детей дошкольного возраста (5-6 лет). – М.: Издательский дом «Истоки», 2019. – 16 с.

10. Светлая Надежда. Книга 3 для развития речи детей дошкольного возраста (5-6 лет). Под общей редакцией И.А. Кузьмина. – М.: Издательский дом «Истоки», 2018. – 28 с.

11. Светлая Надежда. Книга 3 для развития детей дошкольного возраста (5-6 лет). Издание второе, исправленное. Под общей редакцией И.А. Кузьмина. – М.: Издательский дом «Истоки», 2019. – 28 с.

12. Добрые друзья. Книга 4 для развития речи детей дошкольного возраста (5-6 лет). Под редакцией И.А. Кузьмина. – М.: Издательский дом «Истоки», 2019. – 32 с.

13. Добрые друзья. Книга 4 для развития детей дошкольного возраста (5-6 лет). Издание третье. Под общей редакцией И.А. Кузьмина. – М.: Издательский дом «Истоки», 2018. – 36 с.

14. Мудрое слово. Книга 5 для развития речи детей дошкольного возраста (5-6 лет). Под редакцией И.А. Кузьмина. – М.: Издательский дом «Истоки», 2019. – 28 с.

15. Мудрое слово. Книга 5 для развития детей дошкольного возраста (5-6 лет). Издание второе. Под общей редакцией И.А. Кузьмина. – М.: Издательский дом «Истоки», 2019. – 28 с.

Проведенные мероприятия:

С родителями:

Сентябрь

Акция: «Подари книгу детскому саду».

Консультация: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

Анкетирование: «Традиции семьи» (выявление сложившихся в семье духовно-нравственных приоритетов). Сбор пожеланий, идей для корректировки плана работы с родителями.

Октябрь

Консультация: «Совместная деятельность детского сада и семьи для успешного развития коммуникативных навыков ребенка».

Ноябрь

01.11 - Родительское собрание:  «Особенности развития детей 5-6 лет». Ознакомление родителей с программой «Социокультурные истоки».

Консультации: «Воспитание дружеских отношений в игре», «Народные игры в жизни ребенка».

Декабрь

Консультации: «Духовно-нравственное воспитание в труде», «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы», «Народные сказки в процессе формирования нравственных чувств детей. Нравственность в народных сказках».

Методические рекомендации для родителей по приобщению детей к устному народному творчеству в домашних условиях.

Наглядная информация: «Навечерие Рождества Христова. Рождественский сочельник», «Рождественские святки».

06.12 - Развлечение совместно с родителями ко дню толерантности «День дружбы».

Январь

Конкурс коллажей «Традиции семьи».

Фотовыставка «Новый год в детском саду и дома».

Выставка раритетов «Бабушкин сундук». 

Наглядно-информационный материал «Крещенский сочельник», «Великое освещение воды».

Консультации: «Календарные народные праздники», «Народные праздники в детском саду».

17.01 - Развлечение совместно с родителями «Святочные посиделки».

Февраль

Наглядно-информационный материал  «Масленница», «Прощенное воскресенье».

Консультация: «Что такое народная игрушка?»

Акция: «Подари книгу детскому саду».

Март

Консультация: «Мультфильмы для детей: польза или вред?»

Рекомендации для родителей: «Совместный просмотр мультфильмов».

Апрель

Наглядно-информационный материал «Пасха (светлое Христово Воскресенье)».

Май

Акция  «Бессмертный полк».

Праздничный концерт совместно с родителями «Славим Великую Победу!»

С детьми:

Сентябрь

Беседа, обсуждение: 20.09 - «Международный день мира» (показ презентации).

Подвижные игры: «Сова», «Чурилки».

Октябрь

Беседа, обсуждение: 01.10 - «Международный день улыбки».

Беседа, обсуждение: 28.10 - «День бабушек и дедушек (день внуков)» .

Выставка рисунков «Моя бабушка и мой дедушка».

Подвижные игры: «Гори ясно», «Ворон».

Ноябрь

Беседа, обсуждение: 05.11 - «День народного единства».

Беседа: «О бережном отношении к природе», «Счастье».

Беседа, обсуждение: «Почему плачет синичка?» - 12.11 - «Синичкин день» (показ презентации).

Акция: помоги зимующим птицам (изготовление кормушек совместно с родителями).

15.11 - Посещение библиотеки школы №6 «Хорошо и «плохо» (экскурсия совместно с родителями).

Просмотр мультипликационного фильма, обсуждение «Сказка про лень».

Подвижные игры: «Баба – Яга», «Медведь».

Декабрь:

04.12 – День написания писем Деду Морозу (беседа, обсуждение).

06.12 - Развлечение «День дружбы».

Выставка рисунков совместно с родителями: «Рождественские святки».

Просмотр мультипликационного фильма, обсуждение «Как ослик счастье искал».

Подвижные игры: «Угадай, кто зовет?», «Ловушка».

Январь

Беседы, обсуждения просмотр презентаций «Навечерие Рождества Христова. Рождественский сочельник», «Рождественские святки».

«Старые интересные игрушки» посещение музея (экскурсия в Культурно исторический центр совместно с родителями).

Лепка: «Матрешки и свистульки».

Беседа, обсуждение: 10.01 – «Всемирный день «Спасибо!»

Беседа, обсуждение: «Крещенский сочельник», «Великое освещение воды».

Тематическая выставка совместно с родителями «Крещенский сочельник».

Беседы: «Правила поведения в игре», «О культуре поведения», «Почему нужно уметь уступать?»

Подвижные игры: «Обеги круг», «Огуречик».

17.01 - Развлечение «Святочные посиделки».

Февраль

Беседа, обсуждение: 14.02 – «Международный день дарения книг».

Беседа, обсуждение: 17.02 – «Всемирный день проявления доброты (приветствий)».

Беседы: «Будь всегда вежливым», «Правила поведения в работе с книгой», «О доброте и жадности», «Пока они спорили».

Беседа, обсуждение: «Масленица», «Прощеное воскресенье».

Выставка рисунков «Масленица».

Развлечение совместно с родителями «Масленица».

Сюжетно – ролевая игра «Игра в гости».

Просмотр детской телепередачи, обсуждение «АБВГДейка. Народы России».

Просмотр мультипликационных фильмов, обсуждение «По дороге с облаками», «Умка ищет друзей», «Крошка енот».

Подвижные игры: «Кто у нас хороший?», «Две тетери».

Март

Беседа, обсуждение: 02.03 – «Всемирный день комплимента».

Беседа, обсуждение: 20.03 – «Международный день счастья».

Беседы: «О чуткости и равнодушии», «О помощи старшим».

Просмотр мультипликационного фильма, обсуждение «Мешок яблок».

Подвижные игры: «Васька – кот», «Скок – поскок».

Апрель

Всемирная акция «День Земли» (выставка рисунков).

Беседа, обсуждение: «Пасха (светлое Христово Воскресенье)».

Выставка рисунков, поделок «Пасха (светлое Христово Воскресенье)».

Беседы: «Правда», «Свобода», «Совесть», «Честь», «Смелость», Вежливая просьба», «Как можно обратиться к другому человеку с просьбой?»

Просмотр мультипликационного фильма, обсуждение «Трям! Здравствуйте!»

Просмотр детской телепередачи, обсуждение «Уроки хороших манер».

Подвижные игры: «Зайка», «Колпачок (паучки)».

Май

Беседа, обсуждение: 04.05 – «Всемирный день Солнца» (выставка «Звезда по имени Солнце».

Вернисаж детского творчества «День Победы».

Беседа, обсуждение: 15.05 – «Международный день семьи» (тематическая выставка рисунков).

Беседы: «Определение настроения членов семьи», «Прощание перед сном», «Утреннее приветствие», Семьи большие и маленькие», «Как дети могут заботиться о взрослых?»

Просмотр мультипликационного фильма, обсуждение «Мама для мамонтенка».

Подвижные игры: «Дедушка», «Золотые ворота», «Круги».

Анализ процесса профессионального самообразования:

    Таким образом, в ходе проделанной работы удалось реализовать поставленные задачи:

1. Изучен и систематизирован теоретический и практический материал по теме самообразования; с помощью анкетирования изучены семьи воспитанников и их потребности в духовно-нравственном воспитании детей.

2. Разработана система мероприятий с детьми, родителями для повышения качества практической деятельности, направленной на духовно-нравственное развитие детей средствами учебно-методического комплекса «Социокультурные истоки».

3. В группе создана развивающая среда, способствующая духовно-нравственному развитию детей, условия для развития познавательной сферы, на основе формирования бережного и созидательного отношения к окружающему миру и развитие способности получать значимые социокультурные результаты.

4. Созданы картотеки нравственно-этических бесед, игр, пословиц и поговорок на нравственные темы.

Результат реализации программы:

    Дети овладели основными культурными способами деятельности, проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности; способны выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; умеют управлять собой, своим поведением, поступками и взаимодействием со сверстниками.

     Дети обладают установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, способны договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживают неудачам и радуются успехам других, делают выбор и принимают решение на основе социокультурных и нравственных ценностей; проявляют сформированность умений оценивать свои и чужие поступки с морально-нравственной позиции.

   У детей сформирован уровень необходимых коммуникативных умений, позволяющий свободно вступать и развивать общение, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, соблюдать правила и культуру поведения.

    Семьи воспитанников в течение года были заинтересованы проектом, предлагали свою помощь, идеи в проведении мероприятий, были равноправными партнерами и участниками образовательного процесса.

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.