Отчет самообразования воспитателя старшей группы №10 «Формирование основ духовно-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста средствами учебно-методического комплекса "Социокультурные истоки"»
ФИО: Горячева Анжела Вячеславовна
Должность: воспитатель, высшая квалификационная категория
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №21»
Тюменская область, Ханты–Мансийский автономный округ – Югра, город Урай
Тезис к публикации: Отчет по теме самообразования воспитателя старшей группы № 10 «Формирование основ духовно-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста средствами учебно-методического комплекса «Социокультурные истоки»» будет полезен воспитателям дошкольных учреждений, реализующим программу «Социокультурные истоки»
Отчет по теме самообразования воспитателя старшей группы № 10
«Формирование основ духовно-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста средствами учебно-методического комплекса «Социокультурные истоки»»
План работы по самообразованию:
Ф.И.О. |
Горячева Анжела Вячеславовна |
Тема самообразования: |
«Формирование основ духовно-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста средствами учебно-методического комплекса «Социокультурные истоки»» |
Курсы повышения квалификации: |
Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Институт дистанционного обучения». г. Нижневартовск. Тема: «Особенности реализации программы духовно-нравственного воспитания «Социокультурные истоки» в ДОУ»» - 72 часа (2019 г.) |
Направление: |
Социально-личностное |
Форма самообразования: |
Индивидуальная |
Группа: |
Старшая №10 |
Начало работы: |
01.09.2019 г. |
Окончание работы: |
26.05.2020 г. |
Цель: |
Повышение уровня собственной профессиональной компетентности по формированию коммуникативных навыков, основ духовно-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста средствами учебно-методического комплекса «Социокультурные истоки». Формирование у детей духовно-нравственной основы, присоединение ребенка и окружающих взрослых к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России. |
Задачи: |
1. Изучить и систематизировать теоретический и практический материал по теме самообразования. 2. Изучать опыт работы воспитателей через интернет-ресурсы. 4. Разработать систему мероприятий с детьми, родителями для повышения качества практической деятельности, направленной на духовно-нравственное развитие детей средствами учебно-методического комплекса «Социокультурные истоки». 5. Создать в группе развивающую среду, способствующую духовно-нравственному развитию детей. 6. Вызвать интерес у родителей к совместной работе в данном направлении. 7. Выявить эффективные методы и формы работы для духовно-нравственного развития детей. 8. Создать условия для развития познавательной сферы ребенка, на основе формирования бережного и созидательного отношения к окружающему миру и развитие способности получать значимые социокультурные результаты. 9. Расширять представление о быте русского народа. 10. Воспитывать интерес к истории и культуре своего народа. 11. Формировать творческие способности. 12. Развивать активное общение детей. 13. Подготовить отчет о проделанной работе по теме самообразования. |
Ожидаемые результаты: |
Для воспитателя: Повышен собственный профессиональный уровень теоретических и практических знаний в вопросах формирования коммуникативных умений, основ духовно-нравственного развития воспитанников. Применены полученные знания на практике в ходе организации непосредственно образовательной деятельности. Для детей: Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; проявляет в деятельности сформированность способностей принять общую цель и условия согласованных действий, умение управлять собой, своим поведением, поступками и взаимодействием со сверстниками. Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя; уважительно относится к результатам труда других людей; способен делать выбор и принимать решение на основе социокультурных и нравственных ценностей; проявляет сформированность умений оценивать свои и чужие поступки с морально-нравственной позиции. У ребенка сформирован уровень необходимых коммуникативных умений воспитанников, позволяющий свободно вступать и развивать общение, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, соблюдать правила и культуру поведения. |
Актуальность:
|
В современной педагогике совместная деятельность и общение рассматриваются как движущие силы развития личности ребенка и социализации. Коммуникативный аспект качества образования играет важную роль в социализации ребенка в обществе. Огромным потенциалом в этом направлении обладает программа «Социокультурные Истоки» (авторы И.А. Кузьмин, профессор Российской Академии естественных наук, г. Москва, А.В. Камкин профессор Вологодского государственного педагогического университета, г. Вологда). Проект «Формирование основ духовно-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста средствами учебно-методического комплекса «Социокультурные истоки»» разработан на основе программы «Социокультурные истоки» и способствует решению ряда важнейших задач по развитию духовно-нравственных основ образования, по интеграции обучения и воспитания в единый образовательный процесс на основе традиционных ценностей отечественной культуры. В работе с дошкольниками проект учитывает особенности дошкольного возраста – периода активной социализации ребенка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духовности. Внедрение и использование проекта «Социокультурные истоки» в ДОУ может стать мощным средством формирования коммуникативных навыков и духовно-нравственного развития дошкольников на основе ознакомления с искусством, историей, культурой, бытом русского народа, развиваются творческие способности детей на основе активного освоения целостной культуры народа России. Работа с родителями является важным ключевым элементом в реализации данного проекта для дошкольного образования, что позволит сформировать единую систему ценностей, как в семье, так и в дошкольном учреждении. |
Перспектива:
|
Пополнение знаний по уже умеющему опыту работы. Продолжить расширять и обновлять развивающую предметно-пространственную среду в соответствии с темами мини-проектов. Создание картотеки нравственно-этических бесед и игр по нравственному воспитанию дошкольников. Составление сборника пословиц и поговорок на нравственные темы. Создать копилку методических разработок (сценарии праздников, досугов) по теме самообразования. |
Перспективный план работы по самообразованию на 2019 – 2020 г.г.
Срок |
Этап |
Содержание работы |
Форма отчетности
|
Сентябрь 2019г. |
Организационно- теоретический |
1. Изучение методической литературы и опыта работ по введению «Социокультурных истоков» в образовательный процесс с дошкольниками. 2. Разработка перспективного планирования по теме проекта. |
Ознакомление родителей с программой «Социокультурные истоки». Анкетирование родителей «Традиции семьи» (выявление сложившихся в семье духовно-нравственных приоритетов). Сбор пожеланий, идей для корректировки плана работы с родителями. Консультация для родителей: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». |
Октябрь 2019г. |
Рефлексивно – диагностический
|
1. Выявление социального запроса семей воспитанников. 2. Диагностика детей с последующим анализом полученных результатов. 3. Привлечение родителей к благоустройству и оформлению группы: пополнение группы книгами с русскими народными сказками, дисками с мультфильмами по русским народным сказкам. |
Анкетирование родителей «Определение уровня коммуникативных навыков дошкольников» - изучить отношение родителей к развитию коммуникативных навыков дошкольников. Консультация для родителей: «Совместная деятельность детского сада и семьи для успешного развития коммуникативных навыков ребенка». |
Ноябрь 2019 – май 2020г. |
Накопительно - практический |
1. Разработка модели реализации проекта. 2. Реализация детско-родительских проектов. 3. Выявление и устранение возникающих в процессе работы проблем. 4. Введение мероприятий по «Социокультурным истокам» в образовательный процесс с детьми старшего дошкольного возраста. 5. Реализация проекта, согласно перспективного плана. 6. Подбор необходимого оборудования, материалов, изготовление дидактических игр. 7. Информирование и привлечение родителей в совместную проектную деятельность. Размещение стендовой информации для родителей «Информация о проекте». 8. Участие в конкурсах и выставках различного уровня. 9. Самоанализ и самооценка проделанной работы в своей группе. 10. Анализ по осуществлению плана по самообразованию. 11. Обобщение опыта работы по проекту. 12. Планирование деятельности и перспектив развития. |
Консультации для родителей: «Воспитание дружеских отношений в игре», «Роль родителей в формировании коммуникативных навыков детей», «Духовно-нравственное воспитание в труде», «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы». Конкурс коллажей «Традиции семьи». Декабрь: развлечение совместно с родителями ко дню толерантности: «День дружбы». Январь: развлечение совместно с родителями «Рождественские посиделки». Выставка раритетов «Бабушкин сундук». Экскурсия в музей «Культурно-исторический центр». Публикация собственного опыта педагогической деятельности на сайте учреждения и в социальной сети работников образования.
|
|
|
|
|
Материально-техническая база:
1. Истоковедение. Том 5. Издание 5-е, дополнительное. – М.: Издательский дом «Истоки», 2018. – 224 с.
2. Истоковедение. Том 15. – М.: Издательский дом «Истоки», 2018. – 160 с.
3. Рекомендации по применению программы «Социокультурные истоки» в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. – М.: Издательский дом «Истоки», 2018. – 216 с.
4. Дневник формирования основ социокультурного развития ребёнка – дошкольника. Под общей редакцией И.А. Кузьмина. – М.: Издательский дом «Истоки», 2018. – 36 с.
5. Верность родной земле. Книга 1 для развития речи детей дошкольного возраста (5-6 лет). Под общей редакцией И.А. Кузьмина. – М.: Издательский дом «Истоки», 2018. – 28 с.
6. Верность родной земле. Книга 1 для развития детей дошкольного возраста (5-6 лет). Издание второе. Под общей редакцией И.А. Кузьмина. – М.: Издательский дом «Истоки», 2018. – 24 с.
7. Радость послушания. Книга 2 для развития речи детей дошкольного возраста (5-6 лет). Под общей редакцией И.А. Кузьмина. – М.: Издательский дом «Истоки», 2018. – 28 с.
8. Радость послушания. Книга 2 для развития детей дошкольного возраста (5-6 лет). Издание второе, исправленное. Под общей редакцией И.А. Кузьмина. – М.: Издательский дом «Истоки», 2018. – 28 с.
9. Радость послушания. Альбом для развития детей дошкольного возраста (5-6 лет). – М.: Издательский дом «Истоки», 2019. – 16 с.
10. Светлая Надежда. Книга 3 для развития речи детей дошкольного возраста (5-6 лет). Под общей редакцией И.А. Кузьмина. – М.: Издательский дом «Истоки», 2018. – 28 с.
11. Светлая Надежда. Книга 3 для развития детей дошкольного возраста (5-6 лет). Издание второе, исправленное. Под общей редакцией И.А. Кузьмина. – М.: Издательский дом «Истоки», 2019. – 28 с.
12. Добрые друзья. Книга 4 для развития речи детей дошкольного возраста (5-6 лет). Под редакцией И.А. Кузьмина. – М.: Издательский дом «Истоки», 2019. – 32 с.
13. Добрые друзья. Книга 4 для развития детей дошкольного возраста (5-6 лет). Издание третье. Под общей редакцией И.А. Кузьмина. – М.: Издательский дом «Истоки», 2018. – 36 с.
14. Мудрое слово. Книга 5 для развития речи детей дошкольного возраста (5-6 лет). Под редакцией И.А. Кузьмина. – М.: Издательский дом «Истоки», 2019. – 28 с.
15. Мудрое слово. Книга 5 для развития детей дошкольного возраста (5-6 лет). Издание второе. Под общей редакцией И.А. Кузьмина. – М.: Издательский дом «Истоки», 2019. – 28 с.
Проведенные мероприятия:
С родителями:
Сентябрь
Акция: «Подари книгу детскому саду».
Консультация: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
Анкетирование: «Традиции семьи» (выявление сложившихся в семье духовно-нравственных приоритетов). Сбор пожеланий, идей для корректировки плана работы с родителями.
Октябрь
Консультация: «Совместная деятельность детского сада и семьи для успешного развития коммуникативных навыков ребенка».
Ноябрь
01.11 - Родительское собрание: «Особенности развития детей 5-6 лет». Ознакомление родителей с программой «Социокультурные истоки».
Консультации: «Воспитание дружеских отношений в игре», «Народные игры в жизни ребенка».
Декабрь
Консультации: «Духовно-нравственное воспитание в труде», «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы», «Народные сказки в процессе формирования нравственных чувств детей. Нравственность в народных сказках».
Методические рекомендации для родителей по приобщению детей к устному народному творчеству в домашних условиях.
Наглядная информация: «Навечерие Рождества Христова. Рождественский сочельник», «Рождественские святки».
06.12 - Развлечение совместно с родителями ко дню толерантности «День дружбы».
Январь
Конкурс коллажей «Традиции семьи».
Фотовыставка «Новый год в детском саду и дома».
Выставка раритетов «Бабушкин сундук».
Наглядно-информационный материал «Крещенский сочельник», «Великое освещение воды».
Консультации: «Календарные народные праздники», «Народные праздники в детском саду».
17.01 - Развлечение совместно с родителями «Святочные посиделки».
Февраль
Наглядно-информационный материал «Масленница», «Прощенное воскресенье».
Консультация: «Что такое народная игрушка?»
Акция: «Подари книгу детскому саду».
Март
Консультация: «Мультфильмы для детей: польза или вред?»
Рекомендации для родителей: «Совместный просмотр мультфильмов».
Апрель
Наглядно-информационный материал «Пасха (светлое Христово Воскресенье)».
Май
Акция «Бессмертный полк».
Праздничный концерт совместно с родителями «Славим Великую Победу!»
С детьми:
Сентябрь
Беседа, обсуждение: 20.09 - «Международный день мира» (показ презентации).
Подвижные игры: «Сова», «Чурилки».
Октябрь
Беседа, обсуждение: 01.10 - «Международный день улыбки».
Беседа, обсуждение: 28.10 - «День бабушек и дедушек (день внуков)» .
Выставка рисунков «Моя бабушка и мой дедушка».
Подвижные игры: «Гори ясно», «Ворон».
Ноябрь
Беседа, обсуждение: 05.11 - «День народного единства».
Беседа: «О бережном отношении к природе», «Счастье».
Беседа, обсуждение: «Почему плачет синичка?» - 12.11 - «Синичкин день» (показ презентации).
Акция: помоги зимующим птицам (изготовление кормушек совместно с родителями).
15.11 - Посещение библиотеки школы №6 «Хорошо и «плохо» (экскурсия совместно с родителями).
Просмотр мультипликационного фильма, обсуждение «Сказка про лень».
Подвижные игры: «Баба – Яга», «Медведь».
Декабрь:
04.12 – День написания писем Деду Морозу (беседа, обсуждение).
06.12 - Развлечение «День дружбы».
Выставка рисунков совместно с родителями: «Рождественские святки».
Просмотр мультипликационного фильма, обсуждение «Как ослик счастье искал».
Подвижные игры: «Угадай, кто зовет?», «Ловушка».
Январь
Беседы, обсуждения просмотр презентаций «Навечерие Рождества Христова. Рождественский сочельник», «Рождественские святки».
«Старые интересные игрушки» посещение музея (экскурсия в Культурно исторический центр совместно с родителями).
Лепка: «Матрешки и свистульки».
Беседа, обсуждение: 10.01 – «Всемирный день «Спасибо!»
Беседа, обсуждение: «Крещенский сочельник», «Великое освещение воды».
Тематическая выставка совместно с родителями «Крещенский сочельник».
Беседы: «Правила поведения в игре», «О культуре поведения», «Почему нужно уметь уступать?»
Подвижные игры: «Обеги круг», «Огуречик».
17.01 - Развлечение «Святочные посиделки».
Февраль
Беседа, обсуждение: 14.02 – «Международный день дарения книг».
Беседа, обсуждение: 17.02 – «Всемирный день проявления доброты (приветствий)».
Беседы: «Будь всегда вежливым», «Правила поведения в работе с книгой», «О доброте и жадности», «Пока они спорили».
Беседа, обсуждение: «Масленица», «Прощеное воскресенье».
Выставка рисунков «Масленица».
Развлечение совместно с родителями «Масленица».
Сюжетно – ролевая игра «Игра в гости».
Просмотр детской телепередачи, обсуждение «АБВГДейка. Народы России».
Просмотр мультипликационных фильмов, обсуждение «По дороге с облаками», «Умка ищет друзей», «Крошка енот».
Подвижные игры: «Кто у нас хороший?», «Две тетери».
Март
Беседа, обсуждение: 02.03 – «Всемирный день комплимента».
Беседа, обсуждение: 20.03 – «Международный день счастья».
Беседы: «О чуткости и равнодушии», «О помощи старшим».
Просмотр мультипликационного фильма, обсуждение «Мешок яблок».
Подвижные игры: «Васька – кот», «Скок – поскок».
Апрель
Всемирная акция «День Земли» (выставка рисунков).
Беседа, обсуждение: «Пасха (светлое Христово Воскресенье)».
Выставка рисунков, поделок «Пасха (светлое Христово Воскресенье)».
Беседы: «Правда», «Свобода», «Совесть», «Честь», «Смелость», Вежливая просьба», «Как можно обратиться к другому человеку с просьбой?»
Просмотр мультипликационного фильма, обсуждение «Трям! Здравствуйте!»
Просмотр детской телепередачи, обсуждение «Уроки хороших манер».
Подвижные игры: «Зайка», «Колпачок (паучки)».
Май
Беседа, обсуждение: 04.05 – «Всемирный день Солнца» (выставка «Звезда по имени Солнце».
Вернисаж детского творчества «День Победы».
Беседа, обсуждение: 15.05 – «Международный день семьи» (тематическая выставка рисунков).
Беседы: «Определение настроения членов семьи», «Прощание перед сном», «Утреннее приветствие», Семьи большие и маленькие», «Как дети могут заботиться о взрослых?»
Просмотр мультипликационного фильма, обсуждение «Мама для мамонтенка».
Подвижные игры: «Дедушка», «Золотые ворота», «Круги».
Анализ процесса профессионального самообразования:
Таким образом, в ходе проделанной работы удалось реализовать поставленные задачи:
1. Изучен и систематизирован теоретический и практический материал по теме самообразования; с помощью анкетирования изучены семьи воспитанников и их потребности в духовно-нравственном воспитании детей.
2. Разработана система мероприятий с детьми, родителями для повышения качества практической деятельности, направленной на духовно-нравственное развитие детей средствами учебно-методического комплекса «Социокультурные истоки».
3. В группе создана развивающая среда, способствующая духовно-нравственному развитию детей, условия для развития познавательной сферы, на основе формирования бережного и созидательного отношения к окружающему миру и развитие способности получать значимые социокультурные результаты.
4. Созданы картотеки нравственно-этических бесед, игр, пословиц и поговорок на нравственные темы.
Результат реализации программы:
Дети овладели основными культурными способами деятельности, проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности; способны выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; умеют управлять собой, своим поведением, поступками и взаимодействием со сверстниками.
Дети обладают установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, способны договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживают неудачам и радуются успехам других, делают выбор и принимают решение на основе социокультурных и нравственных ценностей; проявляют сформированность умений оценивать свои и чужие поступки с морально-нравственной позиции.
У детей сформирован уровень необходимых коммуникативных умений, позволяющий свободно вступать и развивать общение, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, соблюдать правила и культуру поведения.
Семьи воспитанников в течение года были заинтересованы проектом, предлагали свою помощь, идеи в проведении мероприятий, были равноправными партнерами и участниками образовательного процесса.