Занятия по формированию произвольности детей старшего дошкольного возраста
Задания основной части.
Занятие № 1 Рисуем на слух
Оборудование: тетрадь, ручка (карандаш).
Ход занятия:
1. Вводная часть.
Знакомство. Беседа о целях и задачах занятий.
2. Основная часть.
Задание № 1. Повторяй за мной кроме приседаний.
Задание № 2. Рисуем дом на слух.
Задание № 3. Нарисуй по клеточкам недостающую половину дома.
Занятие № 2. Рисунок из предметов
Оборудование: тетрадь, ручка (карандаш).
Ход занятия.
1. Вводная часть.
2. Основная часть.
Задание № 1. Повторение движений в обратном порядке (наоборот).
Поднять руки ладонями вверх…
Правую руку вверх, левую – вниз…
Повернуть голову на право …
Наклонить туловище вперед.
Задание № 2. Гр. Диктант.
Геометрические фигуры:
Объяснить: фигуры должны вписываться в 1 клеточку, расстояние 1 кл. В узоры будут включены + и -. I.
Задание № 3. Нарисуй человечка только из данных предметов:
Занятие № 3. Повтори рисунок
Оборудование: тетрадь, спички, ручка (карандаш).
Ход занятия.
1. Вводная часть.
2. Основная часть.
Задание № 1. Не говори хочу, не хочу.
Задание № 2. Нарисуй на своем листочке также.
Задание № 3. Сложите из спичек изображение (проверьте друг друга) как я.
Правило: внимательно посмотри как
спички сложены у меня головками
на доске.
Чтобы спички у ушек хвоста и ножек
были черной головкой от рисунка.
Чтобы первые веточки – спички голов-
ками от елки, а вторые веточки - спи-
ки головки к елке и т.д.
Чтобы стая птиц спичечные головки
были впереди.
Занятие № 4. Цветные картинки
Оборудование: тетрадь, ручка (карандаш).
Ход занятия
1. Вводная часть.
2. Основная часть.
Задание № 1. Делай все как я, только не поворачивайтесь.
Задание № 2. Продолжи ряды пирожков.
Задание № 3. Точки разных цветов, говорим какие цвета соединить, и получаем картинку.
Занятие № 5. Нарисуй узоры
Оборудование: тетрадь, ручка (карандаш).
Ход занятия.
1. Вводная часть.
2. Основная часть.
Задание № 1. Соедини разные точки разными линиями и посмотрим что получилось.
Задание № 2. Узоры. Ребята, сейчас мы будем рисовать узоры. Я буду диктовать, а ваша задача заключается в том, чтобы точно соблюдать мою инструкцию и соединить разные фигуры.
Условия: 1). 2 , и 2 или с можно соединить только через
2). Линия узора должна идти только вперед.
3). В узоре не должно быть промежутков.
Задание № 3: Выполняем команду:
1. На лево. 2. На право. 3. Кругом. 4. Встать в ширенгу. 5. Встать в колонну.
6. Колонна по двое. 7. Встать в круг, подняв руки вверх. 8. Ширенга по двое.
Занятие № 6. Строим дом
Оборудование: тетрадь, ручка (карандаш), кубики.
Ход занятия.
1. Вводная часть.
2. Основная часть.
Задание № 1. Построить дом в соответствии с образцом (по цвету, форме). По окончании постройки попросить ребенка оценить результат, проанализировать ошибки.
Задание № 2. Графический диктант.
Задание № 3. «Солдат» - офицер.
Воспитатель отдает приказ - ребенок отвечает «Есть» и повторяет.
…..Перейти на 1 клеточку влево и на 2 клеточки вперед. Если попал в красную клеточку нужно 3 раза присесть, если в синию, то 3 раза подпрыгнуть и на левой ноге…».
Занятие № 7. Узоры из кубиков
Оборудование: тетрадь, ручка (карандаш), кубики.
Ход занятия.
1. Вводная часть.
2. Основная часть.
Задание № 1. Постройка дома по рисунку.
Задание № 2. Графический диктант геометр. фигуры должны вписывается в 1 клеточку, расстояние м/у 1 кл. в узоры будут включены.
Задание № 3. «Заселение дома».
Ребята, нарисован дом, в нем 3 этажа. В нем живут . на всех этажах жильцы живут в разных порядках. На самом верхнем этаже сначала , потом , кто третий (это ) и т.д. (заполни). Инструкция: в каждом столбце и строке фигуры не должны повторяться
Занятие № 8. Коврик для куклы
Оборудование: тетрадь, ручка (карандаш), игрушки (петушок, лягушка, лисичка), кубики.
Ход занятия.
1. Вводная часть.
2. Основная часть.
Задание № 1. Построение домика на слух
Задание № 2. «Игра».
Возьмите на столе петушка, отнесите его на окно, на окне возьмите лягушку, принесите и поставьте ее на шкаф, на шкафу возьмите лисичку и дайте ее мне в руки.
Задание № 3. Сложить узоры из кубиков по образцу.
«В левом верхнем углу красный квадрат, в правом верхнем углу синий квадрат. В левом нижнем углу розовый квадрат. В центре желтый круг. Под кругом розовый квадрат . внизу под кругом красный . справа от круга зеленый . Слева от круга синий .
Занятие № 9 Как гусеница в гости ходила
Оборудование: тетрадь, ручка (карандаш).
Задание № 1. Повторяйте движения в обратном порядке (наоборот). Поднять руки ладонями вверх. Правую руку вверх, левую вниз, повернуть голову вправо, наклонить туловище вперед, наклонить туловище вправо, подпрыгнуть, присесть.
Задание № 2. Игра:
Инструкция: зайчики могут только прыгать, лошадки – ударяют ногой об пол, птицы – бегают раскрыв руки, аисты стоят на одной ноге.
Затем я говорю кто зайчики, кто лошадки. Потом можно менять роли у детей.
Задание № 3. Коврик для куклы.
В середине круг, сверху 4 квадрата. Внизу 4 треугольника, слева три овала, справа 3 звездочки. Коврик делают из обычного листа бумаги. Дети рисуют, а затем продают в «магазине». Покупать можно только правильно нарисованный коврик
Занятие № 10 Дорисуй рыбку
Оборудование: тетрадь, ручка.
Задание № 1. «Разведчики».
В комнате стоят стулья, столы, кубики, так, чтобы между ними можно было пройти. Командир командует как идти разведчику: красный стул обойти справа, пропрыгать на левой ноге вокруг стола, от стола к кубику дойти на носочках.
Задание № 2. «Как гусеница в гости ходила».
Правило: сегодня мы будем разгадывать интересные загадки. В них нужно отгадать, куда гусеница в гости ходила. Посмотрите на этот дом, в нем 4 окошка и в одном окошке точка, в другом окошке рядом живет кружок. На 1 этаже живут крестик и квадратик. Вот в гости к этим жителям и ходит гусеница, от одного жителя к другому.Но она может ходить только прямо.
Например: если она была у крестика, то ей можно одним шагом пойти в гости к квадратику или точке. А вот в гости к кружку идти нельзя, т.к. это наискосок, а не прямо.
Пр.: сначала была у точки, а теперь куда она попала? Им нужно нарисовать в свободной клетке.
Задание № 3. Дети стоят в комнате.
Встав в них, можно делать строго определенные движения. Например, приседать, а что-то нельзя.
Дети стоят внутри нарисованной фигуры, а психолог дает спец. инструкцию, все следят кто нарушает правило. (кому-то это можно делать, кому-то нельзя).